Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 5. Сделано с любовью. О воспитании детей.


5. Сделано с любовью. О воспитании детей.

Сообщений 81 страница 90 из 91

81

Как воспитывать ребенка в том или ином возрасте, когда и к чему он готов?

►Основы основ
В возрасте до 1 года объяснить ребенку, что «белое», а что «черное», нельзя, он еще не способен оперировать даже самыми простыми отвлеченными понятиями. Показывать правильную модель поведения нужно своими поступками. Щедро проявляя любовь и ласку по отношению к малышу, вы можете быть уверенными, что он впитает в себя положительные эмоции и наверняка вырастет полноценной самодостаточной личностью. Не скупитесь на нежность. Любящие отношения заложат в ребенке ощущение принятия себя и безопасности на всю жизнь.

► «Подстелите соломку»
От 1 года до 2 лет ваша основная тактика заключается в том, чтобы не ругать ребенка, если он ведет себя не так, как нужно (по вашему разумению), а предотвращать «критические» ситуации. Например, если вы не хотите, чтобы малыш доставал и разбрасывал вещи из платяного шкафа, просто надежно закройте дверцы мебели. Если вполне резонно стараетесь не давать ему сладкое перед едой, откажитесь от похода с ним в магазин перед обедом или ужином – сходите после, так как кроха обязательно попросит что-нибудь вкусненькое. В этом возрасте маленькому человечку сложно долго концентрировать внимание, ему трудно что-то объяснить, поэтому жесткие дисциплинарные меры пользы не принесут.

► Наглядная агитация
Дети в возрасте 2-4 лет не воспринимают абстрактные понятия, такие как «любовь», «правда», «честность». Читайте «наследнику крови» книги, смотрите вместе мультфильмы, где эти отвлеченные слова будут выражены яркими примерами. Нежелательные поступки пресекайте твердо, но спокойно и доброжелательно. Не повышайте на малыша голос, вы же не хотите, чтобы он вырос нервным и задерганным.

► Метод пряника
4-5 лет – самое благоприятное время для восприятия ребенком понятия о «хорошем» и «плохом». В этом возрасте дети уже воспринимают простые объяснения абстрактных понятий. Вы можете рассказать о том, что такое «верность» и «добро», «зло» и «ложь». Продолжайте показывать малышу положительные примеры. А еще лучше будьте этим примером сами, так как в данный период ребенок стремится быть похожим на близких ему людей, ему приятно вызывать радость и приятные эмоции у родителей.

► Общество и Я
У детей в 6-8 лет начинает развиваться социальная сознательность. Они уже понимают, что в обществе существуют правила, которым необходимо следовать, что у окружающих людей есть права и обязанности. Расскажите ребенку о них. Чтобы объяснение было доступным, предложите сыну или дочке игру. Возьмите за основу любимую сказку своего чада. Попросите представить, что он главный судья в волшебном мире. Пусть «вынесет решение»: кто из героев, по его мнению, совершает правильные поступки по отношению к остальному обществу, а кто нет. Огласите «приговор», записав его предварительно на бумаге. Например: «Лиса Алиса за хитрость и коварство в отношении Буратино приговаривается к пожизненному лишению сладостей».

► Влиятельные особы
В 8-11 лет ребенок оказывается под влиянием внешних факторов: школы, друзей. У него формируются мнения и убеждения, отличные от ваших. Придется свыкнуться с мыслью, что он уже не так прочно привязан к родному гнездышку. Это нормальный процесс становления личности. В этот период от вас требуется изрядная доля дипломатичности. Оставайтесь непреклонными лишь в основополагающих принципах, в вопросах же меньшей важности будьте лояльны. Обязательно говорите с ребенком о том, как он понимает ту или иную ситуацию, интересуйтесь его мнением, советуйтесь.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

82

УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить

- Вызывали? – мама садится напротив Марьиванны и внимательно смотрит.
- Да, конечно! Вы мама Вани? У меня к Вам серьезный разговор!
- Я Вас внимательно слушаю, - мама приветливо улыбается и смотрит на учительницу в сером вязаном свитере, явно не новом, но до скрипа аккуратном.
- Вы понимаете, даже не знаю, как бы вам это сказать. Ваня в школе продавал другим детям прыгуны! Учителя видели и мне сказали! Я вызвала Машу – она говорит, что действительно покупала прыгун! И другие дети тоже, – Марьиванна делает театральную паузу и выжидающе смотрит на маму.
Мама, продолжая приветливо улыбаться, слегка приподнимает правую бровь:
- И?
- В смысле – и? – Марьиванна явно ждала другой реакции на свои слова.
- Ну – и что? Продавал прыгуны. Это мячики такие прыгающие, да? Я поняла. А вызывали-то Вы меня зачем?
- Ну как же. Так поэтому и вызывала. В школе, на переменах…
- То есть не на уроках?
- эээ… - учительница явно сбита с толку вопросом. – Нет. Но при чем тут это. Он! В школе! Продавал! Игрушки!
Мама поднимает вторую бровь:
- Он плохо себя вел? На него жаловались учителя? Он получил двойку? Подрался с кем-то? Что-то украл? В конце концов – обманул своего покупателя и не предоставил купленного прыгуна?
Марьиванна на несколько секунд замирает с открытым ртом, прежде чем продолжить:
- Нет, но…
- То есть он в свободное время на перемене проявлял свою самостоятельность и реализовывал свой маленький бизнес план, не в ущерб учебе или поведению?
- Вы серьезно?
- Вполне. Я пытаюсь выяснить причину, по которой я сегодня отпросилась с работы, чтобы приехать к Вам.
- Но я же сказала! – Марьиванна явно начинает нервничать.
- Я прошу прощения. Наверное, я не внимательно читала правила поведения в школе. Но абсолютно не могу вспомнить, чтобы там было хоть что-то про запрет продажи прыгунов на перемене.
- Как же Вы не понимаете, - начинает кипятиться учительница. – В школе нельзя ничего продавать!
- Правда? У вас в столовой булочки раздают бесплатно?
- При чем здесь булочки?
- Ну Вы же сказали, что ничего продавать в школе нельзя. Но я зачем-то даю ребенку еженедельно деньги на булочки.
- Так. Вы что серьезно? Он продавал в школе другим школьникам игрушки! Это школа, а не рынок! – начинает кипятиться Марьиванна.
- Я конечно извиняюсь, но что Вы конкретно хотите от меня? Если в Ваших правилах прописано, что этого делать нельзя – просто покажите эти правила Ване. Он очень трепетно относится к нарушению законов.
- А Вы не хотите как-то на него повлиять?
- Повлиять? – мама на пару секунд задумывается. – Пожалуй да. Он разработал собственный маленький бизнес план, определил запросы потенциальных покупателей, где-то нашел место закупки, просчитал возможную прибыль. И все это без моей помощи. Абсолютно самостоятельно. Да, я думаю стоит его поощрить. Как думаете – похода в аквапарк на выходных хватит? Да, и, пожалуйста, давайте в следующий раз подобные вопросы решать по телефону. У меня работа, а время – деньги.
Перед Вами типичное столкновение двух реальностей – школьной и взрослой, современной и постсоветской, послушной и самостоятельной, привычной и креативной. Почему-то многие родители хотят невозможного, чтобы их ребенок до 18 лет был исключительно послушным, инертным, тихим (и желательно немым) отличником, а потом вдруг резко превратился в успешного, уверенного в себе и преуспевающего бизнесмена.
И очень удивляются – вот и в институт «поступили» деточку, и с жильем помогли, и на работу устроили – а ничего не меняется. Тянет сынок офисным планктоном день до вечера, пьет пиво по пятницам и все выходные сидит за компьютером. Еще и деньги у родителей просит. А самому уже двадцать пятый годок пошел… Что ж мы не так сделали то? Ведь все для него, родимого.
И редко помнят, что когда сын в пятом классе хотел на карате – его не пустили (Травмоопасно). В седьмом не дали заниматься брейком (Вообще блаж!). В восьмом отправили силком на авиамоделирование (Какая еще литература? Что за занятия для пацана?). В девятом перевели в английский лицей (Подумаешь друзья! Новых заведет!). А одиннадцатом запретили встречаться с первокурсницей (У него таких Кать еще вагон будет). Не дали поступить на журналистику (куда-куда?). Отправили на платное в экономический (Ну и что, что с математикой плохо! Научится!). Устроили на работу к дяде Коле на фирму (Где ж он сам то сейчас работу найдет… время такое…).
Да, еще страшно удивляются. Вон у соседки сын – в детстве просто напастью был! Вечно с разбитыми коленками ходил. В школе каждый год секции менял, не сиделось ему нигде. Пошел учиться на политолога. Бросил через год. Потом работал где-то с восемнадцати лет. В двадцать только на заочный пошел. А сейчас – своя фирма, машина, жена красавица, скоро детки будут. С женой вон вместе велосипедами увлекаются, каждые выходные куда-то ездят, соседка фотографии показывала. Как же так?
Ситуации конечно описаны утрированные. Но общая тенденция такая. Если ребенку не давать проявлять инициативу в три года и запрещать все подряд в десять, то в двадцать он не станет вдруг самостоятельным и уверенным в себе. Он будет очень «удобным» для родителей, не будет рвать одежду, разбивать коленки и спорить с учителями, отстаивая свое мнение.
Он будет послушным и исключительно правильным. Только родителям стоит задуматься – какого ребенка они хотят вырастить? Удобного в детстве или успешного в жизни? Когда ребенок мечется от увлечения к увлечению, ища себя, ах какое искушение – шикнуть и заставить дальше ходить в ненавистную музыкальную школу. Только потом можно на выходе получить человека, не просто не имеющего своего интереса, а еще и люто ненавидящего музыку в принципе.
Ребенок – такой же человек, просто маленький. Он должен иметь право голоса и нести ответственность за свои решения. Только так он сможет вырасти ответственным взрослым, а не инфантильным маменькиным сынком. Если принимать все решения за него, не советуясь, можно здорово облегчить жизнь себе сейчас и также усложнить в будущем. Причем как себе, так и ребенку.
И отдельная тема – родительской поддержки. Не той, которая «устроить в институт через племянника папиного друга, потому что направление перспективное». А той, которая «ты реши, а мы с папой поддержим твой выбор».
Научитесь слушать и слышать своих детей. Советовать, а не заставлять. Поддерживать, а не препятствовать. Предлагать, а не заставлять. Объяснять, а не запрещать. И будет Вам счастье.

Автор: Татьяна Голованова

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

83

Про "нельзя"

"Моё детство состояло из шлагбаумов. Мне всегда и всё запрещали..."

Запреты были главным инструментом воспитания. Слово "нельзя" я слышала чаще всех других слов.

Иногда запреты были оправданы.
" Нельзя трогать спички".
Иногда - нет.
"Не бери с собой на прогулку игрушку, нельзя".
Почему нельзя? И почему все остальные берут?

Я выросла в этой запретной парадигме, в частоколе закрытых дверей. Я усвоила, что большинство всего в этом мире мне нельзя. Просто нельзя или надо заслужить.

Из-за большого и прочного НЕЛЬЗЯ я пугливо выглядывала и смотрела, как другим ... можно. Если я получала что-то заветное и мечтаемое, например, неожиданное путешествие, я проживала его в состоянии фрустрации, во внутреннем сопротивлении, бултыхаясь в мысли, что я его не заслужила. Нельзя просто взять - и поехать на море. Море надо заслужить. Кому надо и как заслужить - это второй вопрос, я его не анализировала. Ибо анализировать нельзя.

Однажды я купила сыну конструктор-горку. Его надо было собрать из желобков и пускать по нему шарик. На большой коробке было нарисовано, как именно собрать. Я стала собирать, четко по инструкции. Сын мне помогал, подавал детали. Мы собрали горку , сын пустил шарик. Наигравшись, он сломал горку, и пошел обедать и спать. После сна он снова вернулся к горке. Стал ее собирать. А я в это время готовила ужин.

Я вошла в детскую и поразилась: сын собрал новую горку, совсем не такую, как на картинке. Мне это и в голову не пришло. Совершенно! Что можно отступить от того, что нарисовано на коробке и собрать свою собственную оригинальную горку. Я думала можно так, как нарисовано, а все другое - нельзя. А сын не знал про нельзя. Он просто пробовал. И у него получилось.

Есть люди, которые живут в своих нельзяхах всю жизнь. Строго по инструкции, написанной для них другими, чужими людьми. Готовят строго по рецепту. Сколько вешать в граммах? Работают строго по должностным инструкциям. Живут педантично, по правилам, которые усвоили в детстве. Теперь я понимаю: правила - это прекрасно, если они просто поясняют жизненную логистику, но не запрещают жить. Не изолируют от жизни.

Я выросла, обремененная запретами и теперь щедро делюсь ими со своими детьми, прямо навьючиваю их своими нельзя. Я не разрешаю ребенку ошибаться. Точнее не так: если я вижу, что он делает что-то не правильно - не так собирает пирамиду, не той стороной лепит паззл, не в тот домик селит кошку, я тут же его исправляю. Вот так правильно. Видишь? Мне кажется, что я экономлю ему время, зачем учиться собирать не правильно, а потом переучиваться?

А на самом деле, я лишаю его своего опыта, своего мира и своих открытий. Я просто дарю ему целую гору шлагбаумов. Ну их же у меня полно, некуда девать, а я же такая хорошая мать...

Однажды мы с мужем заселились в гостиницу ночью, я вышла на балкон и сказала:

- Смотри, какие звёзды!

А он ответил:

- Здорово, эти звёзды просто необходимо смотреть с крыши!

Я засмеялась. Мне и в голову не пришло, что он серьезно. На крышу же нельзя!

- Почему нельзя? - удивился муж.

- Я не знаю, почему. Потому что просто нельзя. Никто не лазает по крышам ночью.

- Это потому что они спят и не знают про звёзды, - сказал муж.

И протянул руку. И я недоверчиво протянула ему свою. И мы поднялись на лифте на верхний этаж гостиницы, а оттуда по тёмной пожарной лестнице вышли на крышу. И стояли там обнявшись. И смотрели на звёзды. И муж стоял и наслаждался. Любимой женщиной и звёздным небом.

А я стояла и ждала, что сейчас придет кто-то, администратор или охранник, и выгонит нас с крыши. И скажет: нельзя. И за своим волнением я особенно и не разглядела звёзд.

Сейчас, понимая это, я так хочу научиться замечать, когда я оберегаю ребенка от опасности, а когда от жизни.

Я сама учусь жить без шлагбаумов, без нелепых и не нужных нельзя. И у меня не всегда получается. Я иногда срываюсь в спасительную строгость, там надёжно и спокойно, и можно наблюдать за тем, как другие живут полной жизнью, и ничем не рисковать.

Но там...там где нет этого риска и этих эмоций, нет и звёзд... Нет тех ярких звезд, которые я пропустила из-за своих чертовых нельзя.

Господи, Господи, дай мне мудрости!

Я не прощу себе, если загорожу своим детям звезды...

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

84

Ошибки в общении с агрессивными детьми

Почему некоторые дети ведут себя более агрессивно? А некоторые нет? Все дело в активности личности. Кто-то более инициативен, эмоционален, целенаправлен, лучше и быстрее включается в ситуацию, обладает большим ресурсом для действий, а кто-то в меньшей степени обладает всем этим.

Но дело не только в этой жизненной энергии. Дело еще в тех условиях, в которых дети оказываются. Когда ребенок начинает вести себя агрессивно? Когда он чувствуют себя в ловушке. Что это значит? Это значит, что маленький человечек чувствует себя в тупике, чувствует себя загнанным в угол из сложившейся ситуации, родительских и не только ожиданий, убеждений и установок. Зачастую агрессивная реакция оказывается для ребенка единственной возможностью показать взрослому, что ему совсем не хорошо, что ему не комфортно и сейчас малышу от взрослого было нужно совсем не то, что он получил: ему нужна помощь, а что дал взрослый? Он помог?

Да, общение с ребенком, склонным к агрессии требует от взрослого некоторого количества навыков и личных качеств. Например, уверенности в себе, спокойствия, умения не обобщать и не делать скорых выводов, умение понимать и видеть реального, живого ребенка со всеми его потребностями и возрастными особенностями. Многие взрослые обладают этими качествами, но даже они порой совершают 5 невольных ошибок, которые никак не способствуют уходу от агрессивного поведения. Вот эти ошибки:

1. Взрослые теряются перед детской взрывной реакцией. Да, иногда бывает не легко принять, что твой малыш - добрый и нежный - бьет бабушку, пинает собаку или обижает приятелей по песочнице. И даже когда принял, далеко не всегда легко выдать адекватную реакцию и сходу сообразить, что нужно и было бы правильно сейчас делать. А дети легко присваивают такой способ общения - ведь он часто бывает невероятно эффективным. И пока взрослые пытаются осознать как это остановить - ребенок приобретает привычку. Именно поэтому хорошо, когда у вас есть четкая и однозначная позиция по поводу тех ситуаций, в которых ребенок оказывается, и вы знаете, как эту позицию до ребенка донести.

2. Взрослые из опасений перед избалованностью, анархией, из-за страха потерять контроль над ситуацией и ребенком нередко передавливают в настаивании на своем взгляде и позиции. В том числе там, где стоило бы ребенку уступить, там, где возможно найти компромисс или даже найти вариант совместного решения вопроса. Но взрослый выставляет рамки и требует однозначного их соблюдения. И как следствие - ребенок, со всей его активностью и инициативностью не чувствует куда он может направить свои силы - и находит выход в агрессивных вспышках.

3. Взрослые реагируют на внешнее проявление, не отдавая себе отчета в том, что на самом деле произошло и в чем конкретно возникла сложность. Наиболее типичный пример, это пример с битьем дивана или киданием мячиков, которые предлагают родители в ответ на битье. И от которых дети зачастую резко отказываются. А все дело в том, что далеко не всегда ребенок хочет именно бить. Куда чаще он просто рассчитывает, что взрослый поможет ему решить возникшую проблему.

4. Личный пример взрослых далеко не всегда демонстрирует именно такое поведение, какое они ждут от ребенка. Взрослые говорят, что нельзя кричать, драться, кидаться, обзываться. Но тут же сами командуют, повышают голос, обзывают ребенка и не только, кричат, реагируют слишком бурно и шумно там, где стоило бы вообще не обратить внимания. Или обратить, но сдержанно и с идеей "чему я сейчас могу научить моего ребенка".

5. Принимают за агрессию то, что агрессией не является. Порой дети кидают предметы вовсе не из злости или желания сломать. Бывает, что ими движет любопытство, интерес. Дети могут высыпать песок на голову сверстнику играя и не понимая, что сейчас они нарушили границу другой личности. Или дети толкаются не потому, что они плохие, а потому, что не чувствуют границ собственного тела. И через столкновения пытаются осознать, что с ними происходит. Но взрослые нередко спешат с выводами. И вешают на такого ребенка ярлык "агрессивен".

Заканчиваются ли на этом ошибки взрослых? Конечно нет. Их бывает больше, мы рассказали лишь о самых распространенных. Надеемся, что если ваш ребенок склонен к агрессивному поведению, наша статья поможет вам найти решение.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

85

Можно ли целовать детей в губы

Как часто можно услышать: "не целуйте ребенка в губы - заразите!" или "да вы что, он же мальчик!"

Рассказывает психолог:
Для начала хотелось бы сказать, что поцелуи и прикосновения родителей неотъемлемая часть здорового развития ребенка.
Сразу после рождения ребенок испытывает очень большой стресс от смены обстановки, после теплого и уютного маминого животика ребенок оказывается в чужом и холодном окружающем мире. Поэтому естественно, что ДЕТИ ПОСТОЯННО НУЖДАЮТСЯ В ТЕПЛЕ И ЛАСКЕ: улыбаются когда их целуешь или обнимаешь, лучше засыпают на руках или рядом с мамой чувствуя такой знакомый запах и биение сердца матери. А как быстро перестает болеть шишка или порезанный палец после того как это место поцелует мама!

Что же касается эрогенных зон и раннего развития сексуальности:
Да, конечно у всех деток есть эрогенные зоны, и естественно в таком возрасте они еще не развиты, но ваши поцелуи ни в коем случае не начнут развивать их раньше времени, они начнут развиваться самостоятельно, причем ближе к подростковому возрасту, согласно с законами установленными природой.

Хотелось бы также добавить историю одной консультации, когда ко мне обратилась мама семилетнего ребенка. Ребенок был очень отчужденным, с другими детьми не общался, содрогался от каждого обращения в его сторону, а при одной моей попытке приобнять его и взять за руку вообще убежал. Создавалось впечатление, что это маленький дикий звереныш. Как выяснилось позже, мама до семи лет старалась вообще его не целовать, да и другим запрещала. Не хочется каким-то образом Вас напугать, такие ситуации встречаются крайне редко.

Но в заключение хочется сказать: это Ваш ребенок, Вы его выносили, родили и воспитываете. И никто кроме Вас не знает, что в данный момент лучше для ребенка: поцеловать или поругать. Всегда прислушивайтесь к своему сердцу и МАТЕРИНСКОМУ ИНСТИНКТУ. И целуйте Вашего ребенка как можно чаще, и не только в губы. Ведь есть столько замечательных мест, которые можно целовать: ручки, ножки, щечки. Ведь ощущая постоянно Ваши нежные прикосновения и Вашу любовь, Ваш ребенок вырастет добрым, отзывчивым и нежным.

Рассказываю я:

Слово "поцелуй" обычно ассоциируется с чем-то романтичным, однако мы часто и не задумываемся, что начинается все с поцелуя мамы. А точнее, еще с того, как ребенок в мамином животе ожидает его.

Ученые пришли к выводу, что слова, которыми мы успокаиваем ребенка, когда он поранился: "Дай, я поцелую тебя - и боль пройдет!", не безосновательные. Мама во время поцелуя передает ребенку бактерии, которые формируют иммунитет от определенных заболеваний, а также при этом снижается уровень тревожности и болевой порог.

Целовать ребенка нужно.
Ребенку нужно в сутки по крайней мере
четыре крепких объятия и поцелуя - для жизни,
восемь - для здоровья,
12 - для роста!!!

Дети, которых не целуют, вырастают неуверенными в себе, с низкой самооценкой, тревожные, с большим количеством комплексов. Часто мальчиков в три-четыре года мама перестает обнимать и целовать, боясь при этом воспитать из него "девочку". Но в действительности "ЦЕЛУЕМЫЕ" МАЛЬЧИКИ ВЫРАСТАЮТ МУЖЧИНАМИ, которые себя уважают, которые умеют и не боятся любить, которые умеют дарить любовь другим!

Как человек может отдать то, что не получил??? Поэтому целуйте, обнимайте, говорите нежные слова. Через такие пустяки, на первый взгляд, вы передаете ребенку такие жизненно важные мысли, как "меня любят, невзирая ни на что...", "я нужен (на)...", "я чего-то достойна (ен)...", "я защищен (а)..." и много другого.

А еще, если вам интересно, через поцелуй кого-либо, а от мамы к ребенку в частности, информация передается к головному мозгу, а он производит такие гормоны:

Адреналин – увеличивает частоту сердечных сокращений;
Окситоцин – помогает развить ощущение привязанности;
Дофамин – нужен для проработки эмоций и боли;
Серотонин – влияет на настроение человека и его чувство.

И еще интересно!!!
Ученые заметили, что приблизительно 2/3 всего населения во время поцелуя наклоняют голову вправо. Существует предположение, что этому мы научились еще в лоне матери!!!
Целуйте своих детей! Они помнят эти поцелуи всю жизнь.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

86

Родительский кодекс

1. Никогда не стоит говорить: «Тогда я тебя не буду любить», «Ты одно наказание», «Такой ты мне не нужен!» и т.п. Эти фразы вызывают страх смерти. Потому что второй после страха смерти страх — быть изгнанным, выброшенным, отделенным, а значит — умереть. Ребенок один не выживет в мире. А мать — это весь мир для ребенка. Сначала мы общаемся с ней как со всем миром, а потом, уже вырастая, начинаем общаться с миром, как с матерью, доказывая, что достойны ее любви, принятия, жизни рядом с ней.

2. Не отталкивать своего ребенка, когда он лезет на руки, пообниматься, поцеловаться.

3. Никогда не сомневаться в хорошести своего ребенка. Верьте в него. Кто бы что ни наговорил, что бы ни увидели ваши глаза — сначала у него все выясните, поймите, зачем он что-то сделал или не сделал. Но всегда, во всем подразумевайте, что он изначально светлый и все его помыслы чисты. А где нет веры, нет любви.

4. Не продолжать ссору и не держать обиду друг на друга более 30 минут. Человек рядом ценнее всего, что тут друг другу доказывать. Мириться надо быстро. Ни в коем случае не объявлять «бойкот» своему ребенку.

5. Не уходить в сон, если на душе плохо. Хуже нет, когда ребенок совсем один после окрика «Иди спать!» с кучей мыслей, а завтрашний день страшит своей неопределенностью. Надо обязательно прощаться на ночь друг с другом, отпустив все плохое, что было и взяв в следующий день только хорошее.

6. Выходить провожать к порогу и встречать на пороге, когда пришел. Ощущение дома как крепости, в которой тебя всегда ждут и любят, должно быть у каждого человека.

7. Никогда не ставить материальное выше ребенка. Это о истериках по поводу разбитой чашки или порванных штанов.

8. Говорить с ребенком честно на все темы, называя вещи своими именами.

9. Спрашивать мнение детей по вопросам, которые затрагивают и их жизнь.

10. Соблюдать личностное пространство, а именно (и в т. ч.) не читать письма, переписку, смс.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

87

ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ

1. Ты для меня очень важен.
Пусть они знают, что грязная посуда и сообщения электронной почты могут подождать. Они должны знать, что важны для Вас.

2. Я скучала по тебе.
Даже если Вы расстаетесь всего на 20 минут, приветствуйте их с объятиями. Дайте им почувствовать, насколько сильно Вы стремитесь быть ближе к ним.

3. Это было неправильно.
Скажите им, когда они сделали ошибку. Помогите им сделать правильно, направьте. И напоминайте им, что Вы их любите независимо от совершенных ими ошибок.

4. Ты сделал все правильно.
Если они сделали правильный поступок, Вы должны показать, что гордитесь ими. Если Вы будете поддерживать их своим одобрением, они всегда будут делать это без пренебрежения и усилий.

5. Ты особенный.
Покажите им, как удивительно различны и совершенны они. Покажите им особенности их и Ваших характеров, научите определять характеры окружающих. Это очень полезные навыки, за которые они в будущем скажут Вам «спасибо».

6. Плакать – это нормально.
Поощряйте своих детей не скрывать своих чувств. Люди плачут, когда им грустно, больно, одиноко, и иногда даже когда они счастливы. Позволяйте им делиться своими эмоциями.

7. Вытри слезки.
Иногда они должны знать , что нужно вытереть слезы и двигаться дальше. «Если Вы плачете, потому что солнце ушло из Вашей жизни, поторопитесь вытереть их, иначе они помешают Вам увидеть звезды». Объясните им эту простую истину.

8. Можешь ли ты мне помочь?
Важно, чтобы Ваши дети видели Вас, как человека, у которого много забот и хлопот о близких людях. Пусть они увидят вашу уязвимость. Пусть они научатся предлагать и оказывать помощь.

9. Тебе помочь?
Всегда спрашивайте, прежде чем помогать. Самостоятельность рождается в поиске решения проблемы. Если же малыш не может справиться, подбодрите его, и покажите, как правильно.

10. Да.
По крайней мере, один раз в день, когда они просят Вас сделать что-то с ними, скажите «да» без колебаний.

11. Нет.
Они должны знать, что Вы в чем-то не согласны с ними. Это не должно быть усталым или упрямым «нет». Обязательно объясните, почему Вы решили именно так.

12. Ты молодец.
Даже если ребенок не справился со своей задачей, но постарался, Вы должны поддержать его. Из маленьких побед выстраивается большой успех, из маленьких разочарований – отчаянье. Мотивируйте их быть успешными.

13. Будь добр к окружающему миру.
Напоминайте им, снова и снова и снова, что хорошие вещи случаются с хорошими людьми. Да, этот мир жесток, но люди, которые относятся ко всему с добром и любовью, переживают беды намного легче. Облегчите их будущее.

14. Прости.
Признавайте, когда Вы не правы, и извиняйтесь. Вы подаете хороший пример, показывая, что нужно уступать тогда, когда это необходимо.

15. Расскажи мне больше.
Задавайте вопросы, смотрите им в глаза и действительно, по-настоящему старайтесь их понимать.

16. Я люблю тебя.
Говорите это вслух каждый день. Они должны знать, что Ваша любовь безусловна, незаменима и навсегда!

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

88

Почему ребенок хнычет

Я сидела около бассейна в мотеле, стараясь расслабиться и насладиться солнцем. Но вдруг почувствовала, что моя голова начинает раскалываться и я так сильно сжимаю зубы, что начинаю чувствовать боль в челюстях. Около меня сидел мужчина, держа на коленях хорошенькую маленькую девочку. Рядом с ним стоял мальчик постарше, который без конца скулил. Он ныл, что хочет опять в воду, хотя весь дрожал; он канючил, чтобы отец купил ему мячик. Его ноющий голос царапал меня по нервам, и я в конце концов не выдержала. Уходя, я обернулась и посмотрела на маленького нытика. То, что я увидела, открыло мне многое. Его взгляд был прикован к отцовскому колену.

«Вот он, „тайный смысл“, – сказала я себе. – Он хочет не в бассейн, и не мячик, и не плитку шоколада, и не смотреть телевизор в комнате, он хочет на колени к отцу». Когда дети без конца хнычут скулящим, раздраженным голосом, они могут довести родителей до белого каления – мало что еще может так быстро и основательно вывести из себя. К сожалению, это один из вариантов порочного круга: чем больше мы раздражаемся, тем сильнее становится нытье, потому что за ним стоит скрытая просьба о чем-нибудь, что обычно не имеет ничего общего с тем, о чем просит ребенок в данный момент.

Я знаю очень хорошо, что бывают моменты, когда дети просто «достают» нас, и если мы немного «выпустим пар», это не нанесет вреда их маленьким душам, зато может спасти наши. Но когда ребенок вечно хандрит, нам действительно надо внимательно посмотреть, что может стоять за этим. Иначе мы оба попадаем в ловушку, воспроизводя тот тип поведения, от которого обоим все труднее и труднее избавиться.

Наиболее часто причины нытья подобны той, которую я увидела в той ситуации, когда В ОСНОВЕ ЛЕЖИТ КАКАЯ-ТО РЕАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ, РЕАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, А МЫ ПРОСТО ЕЕ НЕ ЗАМЕЧАЕМ. Папа в бассейне не получил сигнал о ревности. Ребенок не знает источника собственного беспокойства, и нытье становится СПОСОБОМ ОСЛАБЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО НАПРЯЖЕНИЯ. Если мы хотим помочь ребенку прекратить хандрить, мы должны спросить себя: откуда это исходит? Не расстроена ли Дженни потому, что мы переехали и она не завела себе новых друзей? Не пытается ли Дональд отвлечь мое внимание от младенца? Не боится ли Сюзи свою учительницу?

Наиболее очевидная причина хандры – ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНИМАНИИ. С точки зрения ребенка (а это происходит по большей части бессознательно), иногда лучше, когда родители кричат на него, чем когда просто его присутствие не замечают. Может быть, он так много ноет потому, что смертельно напуган: он слышит, как мама и папа ссорятся всю ночь, когда думают, что он уснул. А что, если они настолько потеряют рассудок, что бросят его? Кто будет о нем заботиться? Не его ли вина, что они настолько обезумели? Эти мысли мучают и пугают его, но у ребенка нет способа получить ответы на эти вопросы. Его тревога выражается в бесконечном нытье и просьбах. Даже шлепок или запрет на просмотр телевизора не огорчает его, потому что его заметили. А пока возбуждение усиливается, он может забыть реальные страхи. Беда в том, что, если никто не поможет ему получить ответы на вопросы, которые мучают малыша, нытье и хныканье становятся постоянной, устойчивой ФОРМОЙ ЗАЩИТЫ ПРОТИВ СТРАХОВ.

Когда есть подозрение, что складывается подобная модель поведения, мы должны поставить перед собой вопрос, что происходит со всей семьей.

Одна из наиболее распространенных среди детей причин нытья состоит в том, что ребенок ощущает НЕУВЕРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ. Когда в той или иной ситуации у нас появляются противоречивые чувства, дети замечают это мгновенно. Когда ты маленький, вполне естественно хотеть все, что ты видишь. Если родители склонны проявлять нерешительность и уступать, ни один уважающий себя ребенок не перестанет просить. Но подумайте: не хочет ли ребенок чего-то такого, чего когда-то хотелось вам самим? Не играет ли он в ту игру, которую вы вели со своими родителями и проиграли? Пора решать, что вы хотите для своего ребенка и что вы хотите для себя.

Один отец рассказывал мне: «Когда я осознал, что был слишком снисходителен к детям, потому что меня никто никогда не баловал, я решил, что будет намного лучше для них, если я буду время от времени сам себе делать подарки. Теперь, когда я так и делаю, дети стали более разборчивы в том, о чем просить меня».

Другая распространенная причина нытья – это НАШИ НЕАДЕКВАТНЫЕ РЕАКЦИИ. Иногда мы этого даже не осознаем; иногда ребенок неверно понимает, чего от него ожидают. В любом случае, если он чувствует, что он не отвечает требованиям родителей: не может читать достаточно быстро, безответственно относится к выбрасыванию мусора, недостаточно хорошо ведет себя в присутствии родственников, все еще продолжает просить, чтобы на ночь ему оставляли свет, – это может привести к страхам. Под ложечкой возникает неприятное ощущение: «Я должен скорее вырасти», – но поскольку это невозможно, страх усиливается и ребенок регрессирует.

Нытье – это, может быть, естественный способ выразить без слов мольбу: «Не торопите меня». Эту гипотезу легко проверить. Просто говорите ребенку, когда он ноет, что он ведет себя как маленький, и он станет ныть еще сильнее. Однако лучше проводить свои «изыскания» более позитивным образом. Просто говорите ребенку, который хнычет, что вы знаете, что он иногда вновь ощущает себя маленьким, и в этом нет ничего дурного. Вы даже можете немного покачать его или иногда полепетать с ним, как с младенцем. Увидите, насколько меньше он будет хандрить.

Нытье и хныканье – это сигналы о том, что без внимания осталась какая-то истинная потребность. Никто и никогда не сможет удовлетворить всех желаний ребенка, так что совсем избежать нытья не удастся. Нам стоит беспокоиться только тогда, когда оно становится слишком сильным и похоже на крик о помощи. Проблема в том, что никто не любит настырного нытика, тогда как сам он нуждается именно в любви.

Автор: Эда Ле Шан (из книги «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

89

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ПАМЯТИ

До девятилетнего возраста память ребёнка отличается от памяти взрослого. Ребёнок запоминает слова, мысли и конкретные действия. Поскольку способность к логическому мышление ещё не развита, ребёнок живёт в текущем моменте. Нереалистично ждать от ребёнка до девятилетнего возраста, что он будет класть вещи на место или заправлять постель. Этим вещам, ребёнок учится постепенно, через повторение и следование родительским указаниям, но не нужно ожидать, что он запомнит их, поскольку они разумны.

Не понимая этого, мама объясняет: «Если ты не будешь убирать вещи на место, то будешь «неряхой»». Ребёнок не способен понять такой довод или последовательно смоделировать обстоятельства будущего. Лучше всего просто попросить его: «Убери, пожалуйста, вещи на место или будь добр, заправь свою кровать».

Когда Вы ожидаете от ребёнка слишком много, Вы тем самым, только укрепляете в нём ощущение, будто, с одной стороны, родители не контролируют ситуацию, а с другой – сам он плох, так как сопротивляется воле старших и не соответствует их ожиданиям. Ни один из этих выводов не верен. Ребёнок просто пока не способен помнить Ваши указания только потому, что они разумны.

Когда расстроенный родитель говорит: «Как ты мог забыть?» - это ранит ребёнка. Всё дело в том, что ребёнок ничего не забывал, поскольку он изначально ничего не запоминал. Если кто-то, что-то забыл, так это родители, которые не знают, чего следует ожидать от ребёнка до девятилетнего возраста.

Теперь, Вы владеете знаниями об особенностях детской памяти. Используйте их, и конфликтов с ребёнком будет гораздо меньше.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

90

СКАЗКА ПРО ЖЕНЬКУ

— Достукался. Мы идём к Евгению Петровичу, собирайся! Побыстрее! — сказала Мама и сунула в женькины руки кулёчек со своей виной.

Собираться побыстрее не вышло, потому что со штанами ещё туда-сюда, но пролезть в рукава рубашки, не выпуская кулёк из рук, было сложновато. И ботинки зашнуровать тоже, но поставить кулёк на пол Женька не рискнул: Мама им очень дорожила.

— Что ты копаешься? Опаздываем! — ворчала Мама, надевая на женькину спину рюкзак со своим страхом не соответствовать.

На улице Женькины дела шли поначалу неплохо, но на остановке Мама едва не пропустила нужный автобус из-за Женьки, который загляделся на полосатого уличного кота и поэтому не слышал маминых криков: “Женя! Пятнадцатый!”

— Раззява!.. — напряжённо процедила Мама, тащя Женьку за руку на свободное место. — Сядь нормально! — добавила она и пихнула ему на коленки своё раздражение.

В автобусе тоже было скорее хорошо, ведь место Женьке досталось у окна, и, притом, везти на себе поклажу, когда сидишь – совсем не тяжело.

Когда автобус приехал к “нашей остановке”, Женька, подхватив подмышку коробку с маминым раздражением, выпрыгнул со ступенек на асфальт. Прыжок вышел не очень удачным: Женька приземлился на коленку и замарал брюки.

— Да за что же мне это! — сморщив лицо и пугающе постарев от этого лет на двадцать, Мама очистила женькину штанину, и, пробурчав: “Позорище!”, положила в его привычно протянутые руки объёмный свёрток. Свёрток был хитрый: внутри его лежал стыд, обёрнутый неполноценностью, которая в свою очередь была завёрнута в превосходство, и это последнее как раз и придавало свёртку внушительный объём.

Свёрток был не так уж тяжёл, ведь превосходство в нём было дутое, но он загородил почти весь обзор, и Женьке приходилось ориентироваться только по звуку маминых шагов.

Перед тем как войти в Евгению Петровичу, мама осмотрела, всё ли у Женьки в порядке, а так как руки у него были заняты, свою боязнь отвержения она повесила ему через плечо.

В кабинет Евгения Петровича Женька зашёл боком – так было лучше видно, хотя видно всё равно было мало, почти что ничего.

— Привет! — услышал он откуда-то из-под потолка – Тебя как зовут?

— Здравствуйте, Евгений Петрович. Его зовут Женя. Я женина Мама, я вам звонила, мне рекомендовали…

Мама затараторила сразу много слов, из которых Женька успевал разбирать только привычные:

— Учительница жалуется… Уроки все со скандалом… Все дети как дети… Нервы мотает мне… Сил уже никаких нет… Невнимательный, витает в облаках… Стыдно в школу зайти…

Евгений Петрович слушал долго, а потом спросил:

— Вы пришли проконсультироваться по поводу ребёнка?

Мама кашлянула.

— Ну… Да…

— А почему же вы не привели его с собой? Мы вроде бы об этом договаривались?

Мама раскрыла глаза.

— Так вот же он! Женя, поздоровайся!

Но Женька не успел открыть рот…

— Извините, но ребёнка я здесь не вижу. Это носильщик!

— Что? — не поверила своим ушам Мама.

— Замечательный, надо сказать, носильщик, дисциплинированный, настоящий профессионал! Стоит, держит на себе весь ваш багаж и слова не скажет, что устал, что ему здесь неинтересно…

— Вы что несёте? — прошептала побледневшая Мама. -Вы издеваетесь? Мне о вас так хорошо отзывались, это что, шутка?!

— Не бойся, девочка, — сказал Евгений Петрович и погладил Маму по голове – тебя никто не ругает.

— Какая я вам девочка??!!

— Обыкновенная. Лет десять – одиннадцать. Смотри сама! – Евгений Петрович указал рукой на большое зеркало, в котором отражалась похожая на Маму школьница в коричневой форме, с растрёпанной “корзиночкой” на голове, нервно теребящая измазанные синей пастой пальцы. Вид у школьницы был виновато-испуганный, словно она ожидала, что сейчас достанется от учительницы на несделанное домашнее задание.

— Что за дурацкие фокусы? Я не для того пришла, чтобы вы развлекались! Я взрослая женщина! — закричала школьница, топая ногами и стремительно уменьшаясь в росте. — У моего сына проблемы с учёбой! Я хочу, чтобы мой ребёнок был нормальным! Хочу! Хочу! Дай! Дааай! Аааааа! Уааааа! Уааааа!

Евгений Петрович взял на руки заливающегося криком младенца и вдруг заворковал голосом то ли мамки, то ли няньки:

— Ну-ну-ну, тише, тише, моя маленькая, моя золотая. Я с тобой, я тебя не брошу. Не бойся, всё хорошо, хорошо…

Когда малышка перестала плакать и тихонечко засопела, Евгений Петрович подошёл в Женьке и присел на корточки.

— Привет! — повторил он тихо.

— Здравствуйте — прошептал Женька.

— Как тебя зовут?

— Женька…

— Класс! Меня тоже Женька зовут. – улыбнулся Евгений Петрович. — А сколько тебе лет?

— Восемь – ответил Женька почему-то не очень уверенно.

— А точнее? — прищурился собеседник.

— Пять с половиной – сказал Женя, посчитав что-то в уме.

— А ещё точнее?

Женька высвободил из-под свёртка левую кисть и показал на три пальца.

— Я так и думал! — с мальчишеской самоуверенностью заявил Евгений Петрович по имени Женька. — Значит, ты уже совсем самостоятельный и сможешь мне помочь.

Женька кивнул.

— Видишь, как получилось – я сейчас буду занят с малышкой, и некому поиграть с моими игрушками. А они сидят в своей комнате и очень скучают, я с ними с утра не играл! Может, ты этим займёшься? А поговорим мы потом.

Женька вздохнул и глазами показал на кульки и свёртки, которыми был обвешан с ног до головы.

— За багаж не переживай. Мы его оставим в надёжном месте – вот тут, за креслом, а когда поиграешь, то сможешь забрать его обратно. Если захочешь.

Женька аккуратно сложил кулёчки, свёртки и рюкзак за кресло и отправился в комнату с игрушками. Он открыл дверь комнаты и действительно увидел множество всяких игрушек, и ему даже почудилось, что разноцветные гоночные машины в нетерпении зафырчали моторами, а большой плюшевый далматинец весело подмигнул пластмассовым глазом и переступил с лапы на лапу.

На пороге Женька беспокойно оглянулся – всё ли в порядке? И увидел, что малышка уже проснулась и пытается встать на ножки, цепко держась за заботливые руки Евгения Петровича.

“Без меня справятся!” подумал Женька — и шагнул навстречу своей игре.

Людмила Сорокина

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 5. Сделано с любовью. О воспитании детей.