Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 5. Сделано с любовью. О воспитании детей.


5. Сделано с любовью. О воспитании детей.

Сообщений 1 страница 10 из 91

1

ПРО ПРОТИВНОГО КОММЕНТАТОРА

Однажды я ела борщ и капля упала на белую футболку. "Что ж такое..." – подумала я. Но тут же простила сама себя. Себе ж надо прощать разные промахи.

Однажды ещё маленький Макс ел суп и облил чистую рубашку. "Постарайся есть аккуратнее", – вылетело у меня на автомате. Я ж очень хотела быть идеальной.

И я решила. А попробую-ка в течение дня делать себе замечания. Такие, которые на автомате вылетают у взрослых в сторону промахов ребёнка.

Утром я побрела на кухню и увидела в раковине невымытую с вечера чашку.

– Тебе сложно было помыть? – прозвучало в ухе. – Надо приучать себя к дисциплине. А то ничего толкового не выйдет из тебя.

– Бррр... – Махнула головой. Толкового. Из меня и не вышло ничего толкового. Толковое – это когда всю жизнь на одном рабочем месте. А я – перекати-поле.

Начала обуваться, собираясь по делам.

– Задник не загибай! Обувайся аккуратно. И вообще, лопатку для обуви надо использовать. Не знаешь, где? Как не знаешь? Вечно у тебя бардак. Ага-ага, пальцем помогай себе обуваться. Самое то – вот потому у тебя маникюра красивого и нет!

Настроение начало падать. Едкая штука эти комментарии – прям как кислота.

Шагала по улице, птички, красота, пнула яблочко.

– Носки собьёшь. Не напасёшься на тебя обуви.

Уже дома, готовя обед, открыла шкафчик над головой, чтобы взять тарелку. Открыла. А закрыть забыла и каааак со всего размаху головой об угол дверцы – хряк!

В глазах звёздочки. Голова болит. А в ухо изнутри:

– А я говорила! Сколько раз тебе повторять – закрывай дверцу! Вооот, расхлёбывай.

Потом я села и загрустила. А в ухо:

– Что расселась, барыня? Дел по дому мало?

А потом, потом... До слёз стало плохо. Потому что под присмотром такого голоса жить нереально. Именно жить.

А когда этот голос – твоя мама?

С тех пор мы играем с Максом в футбол упавшими яблоками – летом. А зимой – льдинами. Как-то полветки метро прошагали, пиная льдины, большие и маленькие. Мы смеялись. И было плевать на ботинки!

Когда ему грустно, всегда обнимаю. Ведь это лучше слов. Вообще, лучше любых слов.

Любите и обнимайте себя и своих детей.
Изживите в себе противного комментатора. Пусть в памяти из детства останутся сбитые носки, пятна от вкусного супа, смех и уверенность – тебя любят и принимают любым.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1

2

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ОСОЗНАННОЙ МАТЕРИ

Однажды, вернувшись с работы домой, я встретил в дверях нашего сына, которому было три с половиной года. Он весь сиял.
- Папа, я трудолюбивый! – заявил он.
От жены я узнал, что стоило ей отвлечься, как он опустошил пятилитровый кувшин с водой из холодильника, большую часть вылив на пол. Мать, подавив в себе желание отшлепать его, спокойно спросила:
- Что ты хотел сделать?
- Мама, я хочу помогать! – с гордостью ответил он.
- Что ты имеешь в виду?
- Я помыл посуду вместо тебя.
И действительно, на кухонном столе была разложена посуда, и её-то мальчик и поливал из кувшина.
- Ну хорошо, а зачем ты взял воду из холодильника?
- Я не мог дотянуться до раковины.
- А, ну да! – Мать огляделась. – Послушай, а нельзя ли мыть посуду как-нибудь так, чтобы не разводить болото?
Мальчик призадумался, но лицо его вдруг просветлело.
- Я могу это делать в ванной!
- В ванной посуда может разбиться, – сказала мать. – Но есть идея. Когда ты захочешь мыть посуду, позови меня, и я помогу тебе поставить перед раковиной табурет, чтобы ты мог помыть посуду.
- Хорошая идея! – радостно воскликнул мальчик.
- А что нам делать с этой лужей? – спросила мать.
- Да-а-а, – задумчиво протянул сын. Тут надо много бумажных полотенец.
Мать дала ему рулон бумажных полотенец, а сама пошла за тряпкой.
Когда жена рассказала мне о случившемся, я осознал, как важно было то, что она сумела сделать паузу между стимулом и реакцией. И это удалось ей благодаря тому, что она думала о конечной цели, которой был не чистый пол, а воспитание мальчика.
Матери потребовалось десять минут, чтобы навести порядок. Если бы она отреагировала пассивно, уборка могла занять те же десять минут, но разница была бы в том, что, встретив меня в дверях, сынок назвал бы себя не “трудолюбивым”, а “плохим” мальчиком.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1

3

Зачем нужны развивашки?

"После трёх уже поздно" читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.

Так вот.

Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.

В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: "Ребенком надо заниматься!" "Занимайся", - охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.

И я стала читать... На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте - тематические недели.

Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные хреновины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще нафиг не нужно.

Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память "я и торт" на всех фотографиях, "торт и я".

Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.

Всевозможные ранние гипертрофированные "развивашки" для меня - это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь - ключевое слово.

Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе "стоп". Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.

Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание - это сожрать фасоль на скорость. И второй уровень - рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах - это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??

Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.

Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров... Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось жрать сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.

Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно - нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.

Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, - влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.

Для меня однозначный ответ на последний вопрос - нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом - ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию - ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга - браво!

Но!

Если у мамы руки из жопы и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины - хрен с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой "Животные Арктики". Ваня пускает слюни и хочет сисю, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что "Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз".

И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым "как все".

Воспитание - это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.

Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую хрень, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать хрень по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.

Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что фиг разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.

Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да? Ведь всё гениальное просто.

Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.

Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, - лучшая "развивашка" для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.

Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет "я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет". Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.

Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.

В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам:

1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?

2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.

3. Да, карточки у нас тоже есть.

4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.

5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.

6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.

7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.

8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью "Круг", под прицелом фотоаппарата.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

4

«Я ленивая мама, а еще эгоистичная и беспечная»

Я ленивая мама.
А еще эгоистичная и беспечная. Хотите знать почему? Да потому что хочу, чтобы мои дети были самостоятельными, инициативными и ответственными.

Работая в детском саду, я наблюдала немало примеров родительской гиперопеки. Особенно запомнился мне трехлетний Славик. Мама считала, что он обязан всегда все съедать, а то похудеет. Не знаю, как его кормили дома, но к нам он пришел с явным нарушением аппетита. Он механически жевал и глотал все, что дадут. Причем его надо было кормить, потому что «сам он есть еще не умеет!». И вот кормлю я его в первый день и не вижу вообще никаких эмоций на лице: подношу ложку — открывает рот, жует, глотает.
Спрашиваю: «Тебе нравится каша?» — «Нет».
При этом открывает рот, жует, глотает.
«Хочешь еще?» — подношу ложку. — «Нет», — но все равно жует и глотает. «Не нравится — не ешь!»
Глаза Славика округлились от удивления. Он не знал, что так можно.
Сначала Славик наслаждался полученным правом отказаться от еды и пил только компот. А потом начал есть с добавкой то, что ему нравится, и отодвигать тарелку с нелюбимым. У него появилась самостоятельность в выборе. А позже мы перестали кормить его с ложки, потому что еда — естественная потребность. И голодный ребенок поест сам.
Я ленивая мама. Мне было лень долго кормить своих детей. В год я вручала им ложку и садилась есть рядом. В полтора они уже орудовали вилкой.

Еще одна естественная потребность — справлять нужду. Славик делал это в штаны. Его мама сказала нам водить ребенка в туалет каждые 2 часа. «Я его дома сама сажаю на горшок и держу, пока он все дела не сделает». В итоге в саду уже большой ребенок ждал, что его тоже будут водить в туалет. Не дождавшись, мочил штаны и даже не догадывался их снять, обратиться за помощью. Через неделю проблема была решена.
«Я хочу писать!» — гордо оповещал группу Славик, направляясь к унитазу.
Я ленивая мама. По выходным я люблю долго спать. В одну из суббот проснулась около 11. Мой сын 2 с половиной лет смотрел мультик, жуя пряник. Телевизор включил сам, диск тоже нашел сам. А старшего, которому 8, уже не было дома. Он накануне отпросился с другом и его родителями в кино. Я сказала, что мне лень так рано вставать. И если он хочет в кино, то пусть сам заводит будильник и собирается. Надо же, не проспал... Конечно же, я тоже заводила себе будильник в телефоне, прислушивалась, как он собирается и закрывает дверь, дожидалась СМС от мамы друга, но для ребенка это осталось за кадром.

А еще мне лень проверять портфель, рюкзак для самбо, сушить его вещи после бассейна и делать с ним уроки (кстати, учится он без троек). И выносить мусор мне тоже лень, поэтому его выбрасывает сын по пути в школу.
Еще я имею наглость попросить его сделать мне чай и принести к компьютеру. Подозреваю, что с каждым годом я буду становиться все ленивее.

Но удивительная метаморфоза происходит с детьми, когда к нам приезжает бабушка. Старший тут же забывает, что он умеет сам делать уроки, разогревать себе обед, собирать портфель. И даже засыпать один в комнате боится — рядом должна сидеть бабушка! А бабушка у нас не ленивая.
Дети несамостоятельны, если это выгодно взрослым.

Автор: Анна Быкова

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

5

ХВАЛИТЕ ДЕТЕЙ ЗА ПОМОЩЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОТ НЕЁ ХОЧЕТСЯ ПЛАКАТЬ

Мы часто говорим с другими мамами о том, как дети пытаются помочь нам по дому.

Вот старшая, Варвара, помыла пол и пропылесосила всю квартиру. Ну не идеально, конечно. Ведь для детей чисто — это когда мокро.

Соня вытерла пыль. Очень выборочно, узорами, но все же…

Четырехлетняя Дуня трогательно спросила: «Мама, чем тебе помочь?». И я задумалась: «Что лучше: если она мне поможет или просто не будет мешать?».

А двухлетняя Тоня вообще ничего не спросила, а просто размотала рулон туалетной бумаги, обмакнула в унитаз и начала мыть зеркало в коридоре…

Кто-то вспоминает, как в трехлетнем возрасте «помог» бабушке и от всей души оттер грязной половой тряпкой ее любимый трельяж. Кто-то, как один наш уже взрослый друг, решил облегчить деду жизнь и сжечь бурьян, пока тот спал. И спалил сарай. А потом с визгом драпал от него по всей деревне. Кто-то еще маленьким посмотрел фильм, как матросы драят палубу, и вылил на пол в комнате несколько ведер воды. И в поте лица трудился — хотел порадовать родителей. Пока не пришли соседи снизу, у которых почему-то закапало с потолка.

Скажу честно — я родителям не помогала. Точнее, когда-то, в очень раннем возрасте я пыталась, но им это не нравилось. Не нравилось, когда я плевала на носовой платок и «до блеска» терла окна на кухне. «Только вчера все отмыла, — горько вздыхала мама, — а теперь все заново! Шла бы ты лучше играть». Не нравилось, когда я мыла холодной водой посуду, и она оставалась жирной. «Отойди, я лучше сама», — подталкивала меня мама к выходу. Не нравилось, когда я садилась лепить с ней пельмени и «переводила» половину теста и мяса. «Не мешай!» — сердилась она.

Нет, мама не хотела меня обидеть. Она хотела как лучше. Сделать все быстрее и идти со мной гулять. У нее было еще столько дел! И я перестала мешать. Я вообще перестала что-то пытаться делать по дому. Это она мне рассказывала уже тогда, когда я стала взрослой. «Если бы все вернуть назад!», — вздыхает она сейчас. Я и готовить, собственно, научилась, только когда вышла замуж. Одна моя подруга до сих вспоминает, как я звонила ей и шептала в трубку, чтобы муж не слышал: «Оль! Скажи, как варить бульон».

«С моими детьми у меня все будет иначе, — решила я когда-то. — Я с пеленок буду приучать их к труду и никогда не скажу: «Не мешай!». И вот у нас родилась Варвара. С ее взрослением в дом пришел хаос. Куда бы я ни садилась, в меня впивалась какая-нибудь деталь от конструктора, или какая-нибудь игрушка начинала глухо петь у меня из-под мягкого места песню про мамонтенка. Куда бы я ни шла по квартире, больше похожей на минное поле, я обязательно с воплем наступала на какой-нибудь игрушечный гвоздик, ключик, кубик или голову от куклы.

«Почему ты не убираешь за собой игрушки!», — злилась я. И начинала нервно кидать все в ящики. «Мамочка, давай я помогу», — лепетала Варвара. — «Я сама, так быстрее». Да! Я так говорила. Я тоже хотела как лучше. Варюша предлагала мне помочь с готовкой, а я отвечала: «Ой, давай в другой раз… Я спешу». И дочь грустно шла к своим куклам. И варила в детской посудке кашу. А потом, когда она чуть повзрослела, мне стало обидно, что она никогда не предлагает свою помощь. Она делала все, что я просила, я без нее всегда как без рук. Но сама не предлагала. Однажды я спросила ее — почему? «Я боюсь тебе помешать», — ответила дочка.

А потом я подглядела, как та же Варвара учит нашу четвертую дочь выносить горшок.

— Смотри, держи ровно, не разлей, — говорила она.

— Да-да, — важно кивала полуторагодовалая Тоня. И тут же разливала все содержимое на пол.

— Ну вот, лучше бы я сама вынесла, — сердилась я.

— Мама, я все вытру, — успокаивала меня Варя. — Если она не будет учиться, она не научится никогда!

Моя 11-летняя дочь оказалась мудрее меня.

А еще помню, свекровь, бабушка Катя, женщина простая, выросшая деревне, в многодетной семье, как-то сказала мне: «Пусть всегда помогают, даже если мешают. И хвали! Хвали! Даже если от помощи хочется плакать!». Я видела, как она хвалила внучек, когда они помогали ей жарить котлеты, и весь стол, кухня, занавески, об которые кто-то вытер в кулинарном запале руки, были в фарше.

— Смотри, это Сонечка (наша вторая) полностью сама приготовила, — показывала мне бабушка Катя какие-то бесформенные угольки. А потом на радость внучке героически их съела. Все, до единого! И на ее лице не дрогнул ни один мускул. А я с ужасом смотрела на нее и думала: «Отравится или нет? Вроде жива…».

Она хвалила их, когда они сами накрывали на стол для чаепития и разливали по блюдечкам варенье. Приглашали ее к столу, она садилась на табуретку и понимала, что ее новая юбка прилипла. И что варенье не только на этой табуретке, но и на полу.

— Какой у вас вкусный чай, — нахваливала бабушка Катя.

— Можно еще вареньица?

— Можно! — радовалась Дуня (третья) и тут же переворачивала полбанки на стол.

Бабушка со слезами на глазах хвалила их, когда они помогали ей на даче полоть сорняки и выпалывали половину клубники.

— Какие молодцы, — незаметно вытирая глаза, говорила она. — Не грядка, а паркет. Ни одной травинки.

И дочки радовались… Как же они радовались! И как хотели еще помогать. Кричали наперебой: «Бабушка, что еще для тебя сделать?». А она улыбалась. И как им нравится помогать второй своей бабушке, моей маме, лепить пельмени. Ее уже не волнует, что девчонки «переведут» фарш с тестом. Наверное, это приходит с годами.

А я смотрю на них и вспоминаю грустные Варины слова: «Я боюсь тебе помешать, мама!».

Не буду делать глубокомысленных выводов и рассказывать, как нужно воспитывать детей. Каждая мама знает сама. Да и не помудрела я пока для этого. Но жизнь сделала все за меня: у нас четверо детей, и ясно, что без их помощи я просто не справлюсь. Да, пока они научатся, я выпью не один пузырек валерьянки, но другого пути, видимо, нет.

Хвалите, даже если хочется плакать

Кстати, старшая Варя уже может все! Она моя главная опора и поддержка. Правда, научила ее этому не я. Просто когда рождались ее младшие сестренки, ей пришлось многое делать самой. И ей это нравилось. Детям вообще важно чувствовать, что они могут нам помочь и сделать что-то «взрослое».

Да, мне порой проще самой помыть тарелки, чем с содроганием смотреть, как четырехлетняя Дуня переводит всю банку средства, несмотря на мои заверения, что «капелькой фейри можно вымыть гору посуды даже в холодной воде!». Она не верит, и поэтому кругом все в пене. Но как же она рада:

— Мамочка, я тебе помогла?

— Да, доченька, помогла!

И я начинаю уничтожать пенные сугробы.

Мне проще самой погладить белье, чем доверить его Соне, которая преданно заглядывает мне в глаза:

— Мама, а можно я?

— Да, можно!

Как же она сияет. Она же гладит, как взрослая! И тут же прожигает дыру на своей кружевной блузке. А я… Я почти взрываюсь и хочу отнять у нее утюг… но вспоминаю слова моей мамы: «Если бы вернуть все назад!».. И бабушки Кати: «Хвали! Даже если хочется плакать!».

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

6

«ОДИН ДЕНЬ –ОДНО ДЕЛО» И ДРУГИЕ ПРАВИЛА ЗАНЯТОЙ МАМЫ

Страшнее всего я срываюсь на детей, когда я уставшая. Разлитый сок, разбросанные игрушки или просто громкий стук машинкой по клавишам пианино в тот самый момент, когда я очень устала, становятся причиной моего взрыва, моего очередного родительского поражения.

О существовании усталости и — особенно — ее гнусной особенности «накапливаться» в организме, я долгое время вообще не знала. До рождения детей я думала, что я вообще – самый здоровый и выносливый человек, не склонный ко всяким нежностям типа «Ах, я так устала!». Поэтому книг по психологии и физиологии не читала, про послеродовую депрессию ничего не слышала, по врачам не ходила и всегда была готова на какой‑нибудь подвиг мимоходом. Я всегда была уверена в том, что смогу все. Надо только напрячься, и тогда все получится.

Пока у меня было двое детей, и мы с мужем и няней лихо делили между собой нехилую «близнецовую» нагрузку, я эту иллюзию еще как‑то могла сама для себя поддерживать. Но когда родился третий ребенок, врать себе я уже не смогла. Пришлось признать как минимум эти три вещи:

1. я не железная
2. я могу уставать и устаю
3. когда я устаю, я неадекватна

Это выражается во всем: в моей излишней нервности, склонности к слезам и крику, в ощущении, что все пропало, в желании забиться под одеяло и не вылезать оттуда никогда. Дети это чувствуют и, как нарочно, начинают вести себя так, как этого делать не стоит: ссориться громче, падать больнее, разливать молоко чаще. И возникает замкнутый круг: я устала — дети начали кричать громче — я наказала их — они стали вопить. При этом, когда я в порядке, всё в порядке. То есть дети, конечно, шумят и падают, но я реагирую на все не так экстремально. Связь между моей усталостью и «погодой в доме» — прямая. И чтобы в доме был мир, мне просто нужно грамотно планировать свою нагрузку в течении дня.

Путем долгих опытов над собой я поняла — чтобы к вечеру не падать с ног от усталости, мне нужно придерживаться следующих правил:

1. ОДИН ДЕНЬ — ОДНО ГЛАВНОЕ ДЕЛО. Старайтесь четко и честно составить свой реальный план на день, и в этом плане должно быть одно (не два и не три — это обязательное условие) главное дело. Им может стать работа или поход с детьми в театр, поездка к бабушке в больницу или генеральная уборка дома, — зависит от ситуации. Но если вы хотите сделать это дело хорошо, оно должно быть одно. Тогда все более мелкие дела будут строиться вокруг этого дела, — если на них остается время. Если нет, — они будут безжалостно перенесены на завтра или вообще не сделаны, но я буду понимать, что для меня сегодня главное, а про что я могу позволить себе не думать

2. ДЕЛЕГИРОВАТЬ ДЕЛА ПО ХОЗЯЙСТВУ. Все задачи по хозяйству, которые можно передать другим людям, нужно делегировать — няне, помощнице, мужу, маме. Или смириться с тем, что пол будет какое‑то количество дней не мыт, а дети на ужин будут есть пельмени. Если в это время мама готовится к собеседованию на новую работу или сдает большой проект, домашние могут поужинать и печеньем с молоком. Мамино дело тут — опять же — организовать жизнь так, чтобы в холодильнике была еда. А кто ее приготовил, сама мама, соседка, с которой она договорилась, или ее помощница, которой она заплатила, — совершенно не важно

3. ПРИЗНАТЬ, ЧТО СОБСТВЕННЫЙ РЕСУРС — КОНЕЧЕН, научиться экономить свою энергию, не тратя ее на пустые разговоры и ленту фейсбука. Наоборот, свою энергию нужно увеличивать. Мне помогает свежий воздух и рисование. Моей подруге — шитье. Другая — печет потрясающие торты, когда ей нужно отдохнуть. Главное тут — найти свою «подзарядку» и убедить домашних, что уйти вышивать крестиком котят, когда в доме как мамай прошел — не прихоть, а вопрос маминой вменяемости. Потому что это действительно так

4. ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ. Спорт дает силы. Это правда. Из школьных учебников, но правда. Приучить себя к спортивным нагрузкам поначалу труднее, чем лежать на диване, но игра стоит свеч. Нужно только найти правильный для себя вид нагрузки. Кого‑то заряжает тягать железо в зале, кого‑то йога. Пока не попробуешь, не поймешь

5. ПРОГОВАРИВАТЬ ДОМАШНИМ СВОИ ЗАДАЧИ. Не намеками, а понятными и простыми словами: «Мне сейчас надо написать текст, пожалуйста, займите себя чем‑нибудь сами». Они вменяемые — у них получится

6. ХВАЛИТЬ СЕБЯ. Как ни странно, этот дурацкий совет из идеалистических книжек по психологии реально работает. Чем больше себя хвалишь, чем больше себя ценишь, тем больше успеваешь и тем чаще слышишь от окружающих, какая ты замечательная. А как только начинаешь воспринимать саму себя как неспособную на поступок рохлю, ею и становишься

7. НЕ ВИНИТЬ СЕБЯ. Если всего этого сделать в течение дня у меня не получилось, и вечером, уставшая, я все‑таки сорвалась на детей, я не казню себя. Я живая. Я могу совершать ошибки. И не нужно на них зацикливаться. Нужно анализировать их и идти дальше

8. СПАТЬ. Всегда, когда можно лечь спать, нужно спать. Потому что дом, работа, подработки, фитнес‑клуб, дорога, общение с людьми и просто ежедневный винегрет жизни — это большая нагрузка. А если прибавить к этому детей, то она становится в разы больше. И чтобы справляться с ней — и получать от этого удовольствие — надо быть очень здоровой и умной мамой. А для этого, прежде всего, нужно спать.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

7

Всё лучшее - детям

Однажды вечером к нам в гости пришёл друг. Он уже много лет живёт один.

Сели ужинать. После ужина – дело было летом – я поставила перед каждым по плошке свежей малины. Друг машинально стал есть. Потом очнулся и удивился:

- Малина... Сто лет не ел малину.

Подумал и добавил:

- Возможно, с детства.

И стал есть дальше, но уже медленно, осознанно, прислушиваясь к эху давно забытого удовольствия.

Меня это так кольнуло. Я тоже очень люблю малину. Но тоже вряд ли стала бы покупать её для себя, если бы не семья и дети. И если некому поставить тебе перед носом миску малины, возможно, ты до рождения детей так и не вспомнишь о её существовании. Я перевела взгляд на свою плошку. Детям я насыпала много, мужчинам тоже, а себе – так, несколько ягод. Что мешало положить всем поровну или детям меньше, потому что они меньше?

А ещё этим летом я однажды заблудилась в лесу. Немного – ровно настолько, чтобы забрести в земляничник, где не ступала нога человека, и, ползая на коленях, обжираться этой земляникой с двух рук, пока она из ушей не полезла, потому что детей рядом не было, и ведёрка не было, и ничего не оставалось, кроме как есть её самой. Оказалось, что земляника – это тоже ужасно вкусно, особенно если тебе не надо нести каждую найденную ягодку детям, оставляя самые раздавленные или совсем зелёные – себе.

Потому что всё лучшее – детям. А себе – по остаточному принципу.

Нас с вами растили бабушки, которые прошли войну или застали её последствия, и родители, которые после работы бегали кругами по городу, чтобы купить курицу, и стояли в очередях по два часа, и заискивали перед знакомыми продавцами, и пёрли домой коробки с заказами перед праздниками, довольные до невозможности. Наши мамы и папы пережили реальный страх в 90-ые годы, запасали гречку и макароны, строили под кроватями пирамиды из консеровов, закатывали весь август в банки персики и кабачки и добывали – именно добывали – самую обычную еду, не говоря о приятных излишествах, типа бананов. А когда отпустили цены, действительно многие могли купить один апельсин на всю семью. Конечно, в таких условиях всё самое лучшее отдавали детям. Мы выросли с этой моделью в голове. Но когда установка «всё лучшее – детям» перестаёт быть жизненно необходимой, мне кажется, она становится вредной: ребёнок видит, что главный он и его желания, что взрослые сознательно зачем-то себя обделяют – ну, значит, так надо, маме с папой виднее. И дальше начинается: думают только о себе, обо мне никто не заботится, я для вас всегда, а вы для меня никогда... А чего о тебе заботиться, если ты сама всё время показываешь, что этого делать не надо? И кому ты нужна, если не нужна себе?

И дело тут не только во фруктах.

Кто с утра всех накормил и убегает на работу без завтрака?

Кто пылесосит в субботу всю квартиру, пока остальные читают и занимаются своими делами?

Кто почти никогда ничего не готовит для себя?

Кто с завистью косится на своих детей во время уроков музыки, вместо того чтобы наконец начать заниматься самому?

Кто тщательно следит за тем, чтобы дети вовремя ложились и правильно питались, достаточно двигались и много гуляли, а сам сто лет не был в спортзале и в парке, перехватывает что-то на бегу и заваливается в кровать в два часа ночи?

Кто организует детям музей, выставку, мастер-класс и театр и при этом уже не помнит, когда он сам куда-то выходил?

Кто, имея нормальные финансовые возможности, покупает детям красивые и дорогие вещи, а себе – подешевле и попроще?

Я знаю, что и сейчас есть семьи, которые не могут себе позволить, например, яблок. И, получая что-то вкусное, редкое, дорогое, они отдают это детям. Но они вряд ли прочитают этот текст. Я пишу о тех и для тех, кто покупает яблок достаточно, чтобы накормить всю семью, но при этом сам, скорее всего, их даже не пробует.

Я просто предлагаю иногда взять яблоко себе. Демонстративно. На глазах у всех. Возможно, даже последнее.

Ведь яблоки – это действительно очень вкусно.

Почти так же, как малина.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1

8

КАК УЙТИ НА КАНИКУЛЫ И НЕ ВЕРНУТЬСЯ

➡ Только «старайся» и никогда не «молодец»

В сентябре наш мальчик пошел в первый класс, и пугающие звоночки и неприятные зацепочки начали появляться буквально сразу. Внешне все благополучно: он прекрасно учится, он отлично мотивирован, он в пятерке лучших в классе, его отправляют на олимпиады и всякие конкурсы для умных первоклашек… Но он приходит домой, открывает пропись и рыдает над ней самыми настоящими слезами.

А он, наш мальчик, никогда не плачет, поэтому мы в растерянности. Он считает себя двоечником, никчемным совсем человеком.

Ведь что может быть хуже, чем неидеальные крючки и палочки и десятки учительских «старайся!» в каждой из его тетрадок. Только «старайся!» и никогда не «молодец» или хотя бы «хорошо».

Я говорю с сыном, мы ходим к психологу, мы с его папой ходим к учительнице разговаривать — как на работу, почти каждую неделю. Она считает, что нашему мальчику все слишком легко дается. Что он может больше других и поэтому с него надо много требовать; и мы, в общем, даже не против… Но «много требовать» — это ведь не равно «бесконечно критиковать»?

Дома ситуация становится невыносимой: мальчик, который на самом деле очень любил учиться, внезапно заявляет, что он совсем пропащий и поэтому не видит смысла в том, чтобы делать уроки: все равно у него «ничего не получается». Я мечусь между «еще раз поговорить с учительницей» и тем, чтобы менять класс. Последнее мне кажется высшей точкой родительского экстремизма.

Ситуация взрывается в один момент: когда учительница вырывает страницу из тетради сына перед всем классом. Он приходит домой и говорит, что больше туда не пойдет. И я подтверждаю, что да, не пойдет. И понимаю, что уже не балансирую над пропастью, а со свистом лечу вниз: никакого запасного плана у нас нет.

➡ Для сына я точно решила, что — можно

Примерно над той же пропастью оказались мои родители пятнадцать лет назад, когда у нас начал вести математику безумный директор лицея и когда я точно так же заявила, что больше туда не пойду ни за что и никогда — мои тетрадки по какой-то кармической закольцованности тоже рвали на уроках. Мама тогда плакала, папа бессильно метался по комнате: родителям казалось, что ситуация безвыходная, что посередине года в выпускном классе меня никто не возьмет, даже несмотря на примерную учебу. Что я останусь без аттестата, не поступлю в МГУ, к которому так упорно готовилась, и вообще закончу свою жизнь в несчастьях и под забором.

Я пошла тогда в школу, не пропустила ни одного урока, и доучилась, и поступила туда, куда хотела… Правда, со свежеприобретенными нейродермитом и легким заиканием, но в тот год в том классе у нас все были такие, я не видела в этом ничего особенного. Ведь это школа — и родители сказали, что ничего нельзя исправить.

И вы не представляете, что я почувствовала, когда пришла на журфак и обнаружила, что у нас полкурса учились экстерном, в вечерних школах или еще каким-нибудь неведомым для меня образом. Я почувствовала себя как та девочка-идиот с огромными ушами и хвостом из анекдота: а что, можно было?!
И вот для сына я точно решила, что — можно.

➡ Мы решили спокойно выбирать школы

Его класс очень удачно в тот день уходил на каникулы, и поэтому следующую неделю мы посвятили марафонскому заезду по всем близлежащим школам — частным, государственным, экспериментальным, самым разным. Чем ближе было окончание каникул, тем нервознее становилась обстановка дома. Я отчетливо понимала, что не отправлю сына к той учительнице, и при этом новая школа все не находилась. Я чувствовала, что готова запихнуть ребенка куда угодно, лишь бы избежать этого чудовищного: все дети утром проснулись и пошли в школу, а наш? И ужаса от того, что они каждый день будут проходить все новое-новое-новое, а наш мальчик бесконечно отстанет?

Перелом случился в одной из частных школ, где обнаружилось, что сын, конечно, умница из умниц, но его класс отстал от того, в который мы поступали, на целых пол-учебника. Учительница начала заламывать руки: «Как? Как же он будет догонять класс, если мы уже прошли меры длины и части речи, а они только заканчивают прописи?!»

Я не поняла смысла проблемы, поэтому сказала: «Саша, десять сантиметров — это дециметр. Сто сантиметров — это метр. Сколько тогда дециметров в метре?» «Десять», — сказал ребенок. «Вы не понимаете, — начала учительница, — они должны уметь пересчитывать. Например, надо тренироваться пересчитывать, сколько сантиметров в двух дециметрах и семи сантиметрах…» «Двадцать семь», — сказал ребенок. И в этот момент я подумала, что какого черта? Тему, которую можно за одну минуту объяснить двумя предложениями, они называют «страшным отставанием» и изучают два месяца?

На следующий день за завтраком мы прошли части речи. Саша (имя собственное), приходи (глагол) скорее (наречие) есть (глагол) вкусную (прилагательное) яичницу (существительное).

Потом выяснилось, что я дала маху и наречия, имена собственные и местоимения они будут проходить только во втором классе. Впрочем, это было уже неважно: дециметры и наречия, которыми легко оперировал сын, придали мне смелости, и мы решили не мельтешить, а спокойно выбирать школы для того, чтобы пойти в новый, уже второй класс с сентября. И так, чтобы это был самый лучший из классов.

А первый решили заканчивать сами, дома.

➡ Многое оказалось не совсем правдой

Проблема была в том, что Министерство образования недавно провело очередную реформу и даже сами школы не очень понимали, что теперь можно, а что нельзя. Семейное, домашнее, заочное, экстернат, индивидуальное обучение — все перемешалось. Было не очень понятно, нужна ли теперь какая-то справка о проблемах со здоровьем, которые не дают ребенку возможности посещать школу, или можно было, как и раньше, учиться дома просто по желанию? И еще мы слышали, что за домашнее обучение родителям должны платить какие-то деньги. Или это родители должны школе за консультации с учителями?

Выяснилось, что теперь в школах нет экстернатов, зато есть очная (обычная), заочная (как у нас, учимся дома), очно-заочная (часть предметов ребенок проходит в классе, а часть самостоятельно) и семейная формы обучения.

Новый закон об образовании вышел только в этом учебном году, и в нем еще очень много допущений и скользких мест. Например, сыну, как учащемуся заочно, положены консультации с учителем, но когда, сколько и с каким — не прописано. Ему положены учебники и методички, и их мы целый месяц выбивали из школы. Мы должны в конце сдать аттестационные экзамены, но никто не представляет, в какой форме и как их проводить, если в первом классе обучение безотметочное.

Конечно, директору школы идея заочного обучения страшно не понравилась. Сначала нам объясняли, что это возможно только с пятого класса. Что для того, чтобы перейти на семейное обучение (там, где родителям полагается денежная компенсация на обучение ребенка — в размере той суммы, что получала бы на него школа), нам сначала нужно выйти из состава школы, потом встать на учет в органы опеки (видимо, для того, чтобы доказать, что эти шесть, кажется, тысяч государственной компенсации мы потратим на учебу ребенка, а не на алкоголь и наркотики), а потом уже попробовать снова заключить договор со школой. И нам дали понять, что обратно нас никто не примет.

Многое из этого оказалось не совсем правдой. Например, родителям не надо вставать на учет в опеке, а нужно просто сообщить о новой форме обучения ребенка в муниципалитет… Но в общем, если ваша задача, как у нас, состоит в том, чтобы просто получить документы об окончании школьного года, а не взрывать всю систему изнутри и добиваться справедливости, то проще всего перейти на заочное обучение. Вам не имеют права отказать. Ни одна школа: никакой привязки к месту жительства, например, быть не может, что бы вам ни говорили в администрации школы. Даже если это не прописано в уставе школы, то все равно не имеют права: вы можете прямо ссылаться на новый закон об образовании (речь идет о федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. — «Газета.Ru»), перед которым оказалась бессильна даже директор нашей школы, а она депутат и вообще крайне опытна в вопросах хождения насухо между струями дождя.

➡ Наша жизнь стала суматошнее, но свободнее

Вообще, официально сейчас в России заочно обучаются около 100 тыс. детей, однако по внутренним ощущениям их гораздо больше. Даже в нашей школе, которая была совсем не рада первокласснику на домашнем обучении, есть большой опыт работы с заочниками из средней и старшей школы: в нашем районе располагаются базы многих спортивных клубов, олимпийская деревня, и родители многих молодых спортсменов выбирают альтернативные формы обучения. Тот же выход находят и семьи с частыми командировками и путешественники-дауншифтеры.

В итоге это может коснуться каждого, и это не так страшно, как кажется. Даже если вы, как и мы, никогда в жизни не думали и не гадали становиться родителями-домашниками, то у вас есть выход. Сейчас наша система построена следующим образом: один раз в неделю к сыну приходит учительница, чтобы изучать — даже не программу, а специфические требования к оформлению работ. Три клеточки туда, пять клеточек сюда.

Сын поступил в математический кружок при МГУ и ходит туда три раза в неделю. Там есть шахматы, механика, информатика и все остальное, очень интересное техническим мальчикам. По воскресеньям у него научный кружок при музее: вообще оказалось, что, если поискать, в Москве есть огромные возможности для дополнительного или альтернативного образования. Большая часть из них или бесплатна, или стоит совершенно символических денег.

Да, наша жизнь стала теперь суматошнее, но гораздо свободнее. Это потребовало большей организации от всей семьи, но у ребенка снова появилась мотивация. Первые две недели после ухода из школы он лежал на диване и смотрел мультики, а потом к нам вернулся знакомый нам любопытный и умный мальчик, который ставит опыты, снимает ролики, читает энциклопедии и ведет себя как нормальный, довольный жизнью семилетка.

За полтора месяца дома сын закончил учебники по математике и русскому, прочел две толстые книжки, повысил скорость чтения с семидесяти до ста двадцати слов в минуту, научился прыгать на велосипеде с бордюра и даже немножко загорел на весеннем солнце — он наконец стал много гулять.

Я все еще уверена в том, что образованием детей должны заниматься профессионалы, но теперь я чувствую, что мы от них не зависим. Мы можем менять учителей и школы, можем учиться дома или в спецкружках, можем поступать в школы и уходить, если они чем-то перестали нас устраивать. Как бы я хотела, чтобы мои родители имели возможность прочитать нечто подобное двадцать лет назад.

Завтра у него экзамены в самую лучшую из школ, которую мы выбирали с максимальным пристрастием и тщательностью. Подержите за нас кулаки, пожалуйста.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

9

Про «бабушкин» метод, телевизор вместо няни и как заставить ребенка слушаться.

«Бабушкин» метод.

Мы не сдержались, проявили слабость, накричали на ребенка. Да, такое может произойти с каждым родителем. Как бы мы ни планировали, как бы ни любили своих детей, сколь бы опытны мы ни были, тревоги, усталость и стресс влияют на нас.

Сдерживать более эмоции иногда не удается и неизбежно возникает конфликт. Есть ли выход из подобной ситуации, как вернуть прежние отношения с ребенком? Порицать ли себя, посыпать ли голову пеплом или сказать вине решительное: «Нет!»

Иногда достаточно самого простого разговора, чтобы наладить отношения. Для иллюстрации приведем историю одной бабушки:

Моему внуку четыре года, мне очень нравится проводить с ним время, играть, читать, заниматься. Я очень рада быть бабушкой. Но в последнюю нашу встречу он залез на спинку дивана и начал прыгать на самом краю. Я очень испугалась, начала кричать, чтобы он слез немедленно. Но он как будто не слышал моих слов и продолжал прыгать. Тогда я резко схватила его, стащила вниз и шлепнула по попе.

После этого случая внук перестал со мной общаться. Стоило ему меня увидеть, он убегал прочь со словами: «Уходи!» Как грустно мне было от такого его поведения — не передать! Недавно я постаралась восстановить наши отношения. Внук стоял ко мне спиной и не смотрел на меня. Я сказала:

— Я вспомнила, что произошло в последний раз и мне ужасно грустно. Я так расстроена. Я очень хочу, чтобы мы снова стали друзьями.
— Я тоже, — повернулся ко мне внук.

И все закончилось самым благополучным образом. Мы снова стали проводить время, как раньше, с большим удовольствием.

Телевизор вместо няни

Конечно, мы устаем от постоянных требований: подать, поднять, налить, вытереть, поиграть, помочь — и получасовой перерыв за мультиками кажется райским блаженством. В это время мы можем восстановить собственные силы за чашечкой кофе или чая и расслабиться.

Но бывает, что родители прибегают к помощи мультфильмов, чтобы «отделаться» от детей. Не полчаса и не час, а несколько раз за день. Возможно, родителям и не нравится идея использовать телевизор вместо няни, но другой способ занять ребенка на время, пока они озабочены домашними делами, им просто не известен.

Один из способов решить проблему избытка телевизора — превратить одно из рутинных дел, например, приготовление ужина, во время семейных прослушиваний сказок. Вспомните, еще некоторое время назад дети с удовольствием слушали сказки на пластинках. Ничто не мешало им представлять прекрасных принцев и принцесс, страшных разбойников и веселого трубадура.

Скажите ребенку, что сегодня вы бы очень хотели вместе послушать сказку, пока готовится ужин. Аудио-книжка освободит руки для других занятий: помощи на кухне, например, или рисованию и лепке.

Со временем вы втянитесь и будете вместе выбирать сказку или рассказ для следующего вечера. У такой идеи множество плюсов: ребенок меньше смотрит телевизор, больше времени проводит с вами, учится заниматься домашними делами, фантазия работает интенсивнее, расширяется лексикон и не возникает никакого желания перечить родителям и капризничать. Кроме того, к ужину у всех улучшится настроение, а за столом всегда будет о чем поговорить.

Как заставить ребенка слушаться

В ситуации, когда вы задаетесь вопросом: «Как заставить ребенка сделать то-то и то-то», — напомните себе, что это совершенно неправильный подход. Полезнее будет задать себе вопрос: «Как помочь ребенку стать активным участником решения проблемы?»

Многих родителей раздражает поведение ребенка в машине. Гиперактивность ребенка во время поездок может выводить из себя. Что делать, если он не реагирует на замечания взрослых и к моменту приезда в пункт назначения вы готовы уже наказать его всеми возможными способами?

Нужно уметь сдержаться. Попробуйте решить проблему другим образом. Для примера мы поделимся с вами опытом одного отца, который столкнулся с подобной ситуацией:

— Леша,— сказал он, вытаскивая пятилетнего сына из автокресла,— мне очень не понравилось, как ты себя сегодня вел. Когда ты играл на заднем сиденье, твоя голова загораживала мне обзор. Я еле успел заметить тот большой грузовик за нашей машиной. Это было очень опасно. Я должен думать о безопасности нашей семьи. Поэтому я предлагаю тебе придумать для себя три занятия, которые помогли бы тебе сидеть в машине спокойно.

К удивлению отца, Леша сказал, что хочет придумать десять занятий. Отец записал все идеи мальчика, а затем прикрепил список к приборной доске, чтобы каждый раз напоминать сыну о его обещаниях во время поездки.
Вот список того, что придумал мальчик:

Смотреть на машины и грузовики
Петь песни
Искать буквы на дорожных знаках и вывесках
Думать
Есть виноград и жевать жвачку
Считать все, что есть в машине
Спать
Рисовать
Наблюдать за людьми из окна
Слушать аудио сказки

Алеша был очень доволен собой. Но что было лучше всего — он сам вспоминал о своем списке, без дополнительного напоминания, и руководствовался им во время следующих поездок на автомобиле.

Даже если мы выходим из себя, всегда есть способ исправить ситуацию и улучшить отношения.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

10

Воспитывать ребенка — не значит объяснять ему, как надо жить

Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.
Показать полностью…

Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен, — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.

Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью... Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем... Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками, — проблема не в ребенке, а в школе. Гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете. Главное в этот момент — не превращаться в фурию, не орать, что из него вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого интернета. А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо.

Карманные деньги должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

Если ребенка постоянно опекают — он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

Воспитывать — не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает, — существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как НАДО жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах — у него проблема.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми — у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют — они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

В разговоре с ребенком не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты — плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится, когда ты...», «Мне бы хотелось, чтобы...». Поменьше критики, побольше конструктива и позитива.

Ребенок должен ощущать, что родители — это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 5. Сделано с любовью. О воспитании детей.