ЭКСПЕРИМЕНТ «АНАРХИЯ»: ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ МОЖНО ВСЁ!
Моему сыну пять лет. Для того, чтобы приучить его убирать за собой, у нас в семье применялись разные воспитательные методы. Но в один прекрасный момент я встретила нежелание ребенка что-либо делать помимо того, что ему самому хочется: «Не хочу убирать игрушки, тебе надо ты и убери. Я хочу играть в телефон». Вот тут-то мне и пришла в голову идея предложить ребенку установить в семье Анархию, когда в семье мы все будем делать все что хочется и никто никого не будет заставлять.
Ребенок принял эту идею с восторгом, несколько раз переспросив, правда ли он может делать все, что ему заблагорассудится. Я сказала, что дом, конечно, поджигать не нужно, а так – да, можно делать все что хочется.
Я предупредила его, что папа и мама тоже будут делать все, что им хочется, заниматься своими любимыми делами, но он не обратил на это внимания. Наверное, зря... Сын обрадовался и захотел жить в таком укладе.
ЭКСПЕРИМЕНТ НАЧАЛСЯ в 14:00. В течение дня ребенок делал все, что он хотел (в рамках законодательства РФ). Родители соответственно поступали также. Каждый сам себе режиссер. Он игрался, гулял, брал на улицу игрушки, какие хотел.
С 14:00 он был на прогулке, при этом взял с собой телефон, что раньше в нашей семье было запрещено.
В 16:00 Он привел в дом незнакомых новых друзей. Поиграл с ними дома (естественно в моем, практически незаметном, присутствии). Рассказывал с удовольствием всем, что он теперь сам решает, что ему делать, даже хвастался этим. Дети удивлялись и завидовали, он гордился и чувствовал свою значимость.
Интересно было наблюдать, как он 5-летний мальчик руководит 9-летними детьми. Они ему с радостью подчинялись. Как бы, между прочим, я уточнила, как их зовут, где они живут и кто их родители. Мальчики были из нормальных, благополучных семей, поэтому я была спокойна.
В 17:00 они снова отправились на прогулку. Сын сам определил время своего возвращения, 20:00. Я приняла его решение спокойно.
В 17:15 пришел папа (он был в курсе о начале эксперимента), и мы вместе обсудили дальнейший план действий.
В 18:00 ребенок пришел за своим электрическим мотоциклом и попросил папу спустить его вниз. Папа отказался, и ребенок сделал это самостоятельно.
В 20:20 мы уже собрались идти его искать, но он вернулся огорченным, так как долго искал, кто ему занесет мотоцикл. Мы не разрешили завозить мотоцикл в квартиру, пока он не вымоет колеса. Мыть колеса он отказался и транспортное средство осталось в общем коридоре.
Ребенок попросил положить ему еду. Я предложила ему самостоятельно решить эту задачу. Он достал кусок хлеба и съел его. Затем он попросил чай, мы продолжили заниматься своими делами.
Далее с его стороны были следующие просьбы, которые мы отказались выполнять: «Помойте меня, постелите свежую постель, почитайте книжку». Но самое неприятное для него было то, что я отказалась кормить его улиток.
У нас находятся на данный момент два аквариума с улитками, один нашего сына, а второй моей племянницы. Она с мамой уехала и попросила меня ухаживать за живностью. Я нарвала листьев (на всякий случай, конечно, с запасом) и озвучила, что я ухаживаю только за их улитками, а улитки сына это его задача. Он очень плакал, я ласково гладила его по голове и говорила, что теперь, в новом «Анархическом» строе я тоже делаю только то, что я хочу, а за улиток племянницы я несу ответственность перед ней, и при любой форме правления, буду выполнять свои обязательства.
Он просился на улицу, что бы нарвать траву, но было уже поздно. Я согласилась поделиться с ним травой: «Так уж и быть», но предупредила, что в следующий раз этого не сделаю.
Перед сном сын сказал, что ему такой строй не нравится, и что завтра обсудим. Мы с мужем согласились.
Когда ребенок уснул, мы обсудили результаты эксперимента и решили довести его до конца. Утром ребенку надо было идти в сад, после сада у него тренировка по айкидо, и мы решили не водить его никуда, и объяснить ему, что у нас существуют другие дела, которые нам делать приятнее.
Утром, когда сын проснулся, он поинтересовался, где папа, и я ему объяснила, что папе захотелось подольше поспать и у него не осталось времени утром будить сына и завозить его в сад. Также рассказала, что теперь он не будет ходить на айкидо, потому что папе после работы хочется быстрее приехать домой, а не ждать когда закончится тренировка. Сын задумался, но все же продолжил заниматься тем, чем ему хочется.
Он взял телефон и начал играть. Я приготовила себе завтрак и села кушать. Ребенок тоже захотел кушать, но завтрак ему нужно было делать самостоятельно. Одежду нужно было искать в куче поглаженных вещей, но кучка была уже небольшая и я его предупредила, что почти все его вещи лежат грязные и ему нужно решать тот вопрос также самому. Я рассказала, что теперь он сам полностью будет себя обслуживать, потому что у меня тоже есть дела поинтереснее.
Он задумался и пришел сам к выводу, что его такая семейная модель не устраивает. И мы начали обсуждать, а какой вариант устроит его. Здесь мы рассказали ему о существовании различных форм правления.
Признаюсь, чем больше я сама изучала существующие формы правления, тем меньше они все мне нравились. Поэтому мы с мужем решили, что не столь важно, как называется строй, а важен смысл, вложенный в это название. В связи с этим мы предложили сыну ТРИ ВАРИАНТА ПРАВЛЕНИЯ.
АНАРХИЯ – у каждого свой костер и каждый поддерживает его, как хочет. Личные интересы одного человека преобладают над общими интересами семьи (первая картинка).
ДИКТАТУРА (абсолютная монархия) – это один человек в семье решает, какой будет костер, кто сколько дров приносит, какие дрова, какая сила огня. В случае неподчинения существуют серьезные наказания. Все члены семьи подчиняются одному человеку, невзирая на то прав он или не прав. Его указы не обсуждаются (вторая картинка).
АВТОРИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ – один костер поддерживается всеми членами семьи, дружно и вместе. Можно обсуждать какие дрова лучше, придумывать новые варианты укладки дров, обсуждать какой высоты будет костер. Все важные семейные дела обсуждаются вместе всей семьей, при этом у главы семьи есть право решающего голоса. Семья живет по созданной конституции, в которой учитываются права и обязанности всех членов этой семьи (третья картинка).
Обсудив вместе эти варианты, сын выбрал последний, авторитарно-демократический строй и попросил убрать анархию, назвав ее «безобразие». Хорошо, так мы и сделали. Мы достали ранее принятые в нашей семье правила, договорились о соблюдении этих правил, определили круг обязанностей и прав. У кого больше обязанностей, у того и больше прав. На этой радостной ноте эксперимент был удачно завершен. Он продлился с 14.00 воскресенья до 11.00 понедельника.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ? Первое время наши просьбы по домашнему хозяйству ребенок выполнял с радостью, но время стирает яркие воспоминания. Через месяц у нас стали появляться отговорки и не желание помогать, то теперь я знала, что с этим делать. Теперь, после проведения эксперимента, у меня есть козырная карта предыдущего яркого опыта ребенка, и на мой вопрос «У нас опять анархия?» ребенок реагирует, как собачки на лампочку в опытах Павлова: «Мама, нет, только не анархия!». Теперь он выполняет наши просьбы быстро и с радостью.
Его недавно знакомые спросили: «Анархия – это как?» Объяснить, ни что такое «анархия», ни чем она ему не понравилась, он им толком не смог, но то что она ему не нужна, он запомнил, надеюсь, на всю жизнь.
Автор: Наталья Коваленко
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.