Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 5. Сделано с любовью. О воспитании детей.


5. Сделано с любовью. О воспитании детей.

Сообщений 41 страница 50 из 91

41

Моему сыну Льву — 2 года и 7 месяцев, дочери Еве — 6 месяцев. До рождения Льва я пытался прочитать несколько книг про воспитание, а потом как-то само пошло-поехало и стало не до того.
За 2 года у меня созрели свои "принципы" воспитания, основанные на личном опыте:

👉 Детей особенно воспитывать не надо, сами справятся.

👉 Ограничения должны касаться в основном безопасности и личной свободы других людей. Облизывать шкаф — можно, вылить кефир в свои макароны — можно, не есть — можно. Мешать папе работать — нельзя, кричать, когда другие спят, — нельзя. Ограничений должно быть поменьше, они должны быть максимально чётко и просто сформулированы. Со всем остальным пусть ребёнок экспериментирует свободно.

👉 Наказания должны быть заранее известными и неотвратимыми. Короче, полностью предсказуемыми. Неясная или сбоящая причинно-следственная связь расшатывает нервы и детям, и родителям. Включая историю, когда детские сопли и слёзы так трогают родителей, что они отменяют наказание. Раз за разом. Ребёнок поймёт, что слёзы «работают» и с успехом продолжит. И ещё. Родительские крики и свирепое выражение лица — не часть наказания, а симптомы, с которыми взрослому надо бежать к психиатру.

👉 Мама и папа всегда заодно. Мама наказала, забрав игрушку — значит так было надо. Нет, папа тоже не вернёт игрушку, увидишь её завтра. Да, папа тоже тебя любит. И мама. Нет, игрушку не увидишь, ты знаешь наши правила. Да, ты больше так не будешь, вообще не вопрос, но с игрушкой ты поиграешь завтра. (У нас недавно появилась полка для арестованных игрушек. Очень удобно, ничего не путается).

👉 Старшему ребёнку никогда не надо говорить, что он старший и поэтому должен то и то (помогать, уступить, отдать самое вкусное, подождать в сторонке). Во-первых, это портит ему детство и отношения с младшим. Во-вторых, ничего такого он не должен, потому что не по своей воле родился первым.

👉 Чем истеричнее и беспокойнее ведёт себя ребёнок — тем спокойнее и последовательнее взрослый.

👉 Пугать детей нельзя вообще никогда и ничем. Мама разлюбит, полицейский заберёт, сосед придёт и отругает, уйдём и оставим тебя одного — полное днище. Объяснять не буду. Ратую за принудительную госпитализацию идиотов, которые калечат этим детей.

👉 Не сравнивать. «Маша в 2 года бойко разговаривает и зачитывает стихи с табуретки». «Андрей плавает лучше». «Кристина не дерётся и со всеми ладит». Вообще пофигу. Удачи, и держитесь там! Если желать детям счастья, а не высоких оценок, то для него вся эта чепуха не нужна. Равнение на других ломает людям мозги и веру в себя. Чёрный пояс — это когда ты даже не хочешь сказать: «Ты у меня самый лучший!». Потому что «лучший» — сравнение, ага :–)

👉 Давать выбор и учить слушать свои желания. Нерешительные и несчастные взрослые вырастают из детей, за которых всё заботливо решали в детстве и не спрашивали, чего им хочется. На самом деле, выбирать можно почти всё: кашу, игрушки, мультик, книгу, одежду, план на выходные. Пользуйтесь! Выбор должен быть настоящим, а не как в выдуманной фразе Генри Форда: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что этот цвет будет чёрным» :–) Дать всё сломать и испортить тоже полезно — запаситесь тем, что не жалко. Чем больше ребёнок принимает решения свой головой, тем лучше ему будет через 20 лет.

👉 «Делай так» — не работает. Личный пример — постепенно начинает работать.

👉 Любовь — не часть сделки. Родители любят ребёнка не за успехи, хорошее поведение, оправдание ожиданий (какие нафиг ожидания? это другой человек!) и другую такую чушь. Они его просто любят, без условий.

(Можно не добавлять пункт, что детей нельзя унижать или бить и за это можно сажать в тюрьму?)

Какие-то из этих принципов у нас работают лучше, другие даются с большим трудом. Но прогресс вижу. Думаю, через 10 лет список принципов увеличится ещё на 5-6 пунктов 😉

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

42

Старшая

Это глава из книги «Исцеление женской души».

Раисе тридцать пять. За плечами десятилетней брак с грустным концом, бесплодие, невозможность иметь детей, полная нереализованность. Рая старшая. Через два года после неё родился брат, потом сестра, потом ещё брат. Четверо детей, разница в полтора-два года. Работающая мама. Нет ни бабушек, ни помощников. Как? Есть же Рая!

- В четыре года я гуляла на улице с братом, которому было полтора, и коляской. Я мастерски могла вставить сестре бутылку, укачать ее, ещё и за братом смотреть, - рассказывает она спокойно.

- И получалось?

- Почти всегда. Один раз брата ударило качелей, пока я занималась сестрой. Сотрясение, но все обошлось. Мама мне конечно всыпала и была права. Я же за него отвечала!

- А самой не хотелось побегать?

- Когда сестры не было, я один раз заигралась с девочками. И потеряла брата. Его нашли потом соседи, ох, мне влетело. Больше я так не делала. Хотелось и в классики, и в казаки-разбойники, но это всех надо было с собой таскать и смотреть. Мне вообще за младших часто влетало.

- А мама?

- Мама работала. Не целый день ещё, но полдня ее точно не было. Оставляла нам обед, я разогревала, кормила их, потом убирала за ними. Иногда спать укладывала брата днём ещё.

- В четыре года? - у меня волосы на голове шевелятся.

- Ну а как иначе? Бабушка помогать не хотела. Не каждый день, конечно, так было, когда могли, шли в садик. Когда в школе училась, уже, конечно, помогала больше - забирала из сада всех, ужин готовила. Потом учила их считать, читать. Домашку с ними делала. Я же старшая.

С тех пор, когда я слышу поговорку про "Сначала нянька, потом лялька", я вспоминаю Раю. Она выглядит сильной и взрослой. Она вообще все может, она ответственная, на неё точно можно положиться. Но глаза у неё годовалой девочки. Недолюбленной, недобаюканной и недокачанной на руках.

И теперь Рае 35. Для многих она Раиса Владимировна. Но внутри она маленькая девочка, которую придавило огромным мешком чужой ответственности.

- А что тебя беспокоит сегодня? Конкретно? – уточняю я.

- Детей хочу.

- Хочешь?

- Ну пора уже. Надо. Детей люблю очень. У брата уже есть, сестра беременна. А я никак. Я как только не училась. Теперь ещё и мужа нет, – грустно говорит Рая.

- Хорошо, давай так. Закрой глаза. Представь. Вот ты, твой муж - уж не знаю какой. Семья, любовь. И вот у вас появляется ребёнок. Что ты чувствуешь?

- Радость, - машинально говорит Рая, - наконец-то! Он такой маленький, хорошенький! – но постепенно дежурная улыбка сползает с лица. - Только я почему-то боюсь приближаться к нему. Муж держит его на руках, а я смотрю издалека - и так он мне очень нравится.

- А если подойти ближе?

- Не хочется как-то. Отсюда все так красиво выглядит!

- Подойди.

- Мне страшно. Я чувствую огромную ответственность. Я не справлюсь, точно не справлюсь. Он будет полностью зависеть от меня. Он тянется ко мне. Мне хочется отойти.

- Подойди ещё ближе. Чего ты боишься?

- Моя жизнь не будет прежней. Я лишусь всего того, что мне дорого, мне не останется ничего. Я не справлюсь, и сломаю ему жизнь. Я не готова быть мамой, я буду очень плохой матерью...

- Какой такой плохой? Не уследишь и потеряешь? Или его стукнет качелями?

- Или буду ненавидеть его за то, что в моих вещах бардак. И у меня пропадёт время для себя – у меня всю жизнь такого времени не было. Его не отдашь обратно, о нем надо заботиться. И забыть о себе....

- Рая, открой глаза! – прошу я ее. - Как ты смотришь на то, чтобы поговорить с мамой? - она молча кивает, и мы ставим заместителя мамы прямо напротив неё.

- Ты не против, если я введу сюда твоих братьев и сестру? - спрашиваю я.

- Это ещё зачем? Это же моя расстановка, я буду с мамой разговаривать, - обрывает Рая.

- Давай так. Я не буду вводить заместителей, но обозначу их здесь подушками. Вот тебе три подушки.

- Ой какие они милые! - обнимает их Рая.

- Рая, а теперь внимательно. Ты должна отдать их маме и сказать: "Это твои дети, а не мои!".

- Отдать? Ей? Зачем? Как отдать? Это же мое, родное. Они такие хорошие!

- Это дети твоей мамы. Твои братья и сестра. Отдай их ей.

- Да ей они вообще не нужны, у неё другие планы и дела! Кто о них позаботится?!

- Она позаботится. Отдай. Она их мать.

Мы пререкаемся минут десять. В итоге очень нехотя Раиса отдаёт маме все три подушки. По одной. Очень переживая и мучаясь.

- Что ты сейчас чувствуешь?

- Я словно потеряла себя. Я больше не самая важная. Не самая сильная. Я очень одинока. И мне кажется, она их держит неправильно.

- Побудь в этом состоянии. Это ее дети. И ты тоже ее ребёнок. Ты тоже ее маленькая девочка.

- Вот ещё! Она живет на мою зарплату. И братьям я помогаю, и сестре. И советоваться все бегут ко мне. Я им больше мать, чем она! Чего-то я маленькая?

- Аааа, ты у нас тут самая большая и крутая, да?

- А то, - улыбается она, - кто же ещё!

- Рая, ты сильная, ты справилась с этим. Но это не твоя ноша. Это не твои дети. У тебя потому и своих нет, что у тебя уже как бы есть трое "приёмных". Куда уж больше! Ты вроде как уже реализовала себя в этом, состоялась. Вот только не по-настоящему. Ты заигралась. Это не твоя жизнь. Это не про тебя.

- А что тогда про меня? – растерянно спрашивает она.

- Про тебя годовалая девочка, которая осталась одна. Двухлетняя, которая потеряла и внимание мамы, и ее заботу. Зато приобрела огромный куль чужой ответственности. Ты так хотела, чтобы мама тебя любила, что согласилась делать для неё все. Быть нянькой ее детей, пока она занята где-то там. Ты сама ничего не получила, но ты продолжала отдавать всю себя им. Рая, двухлетний ребёнок не может отвечать за младенца, четырехлетнему не под силу быть нянькой для двоих. Дети не должны с рождения приносить пользу, они приходят брать, а не давать. Рая, ты тоже маленькая девочка, тебе тоже нужна забота. За тебя тоже кто-то должен нести ответственность, – в этом месте она плачет. - Рая, послушай. Ты сделала все для своей мамы в ожидании ее любви. И до сих пор делаешь. Но это не твоё место, не твоя задача и не твои дети. Для двухлетней такая ноша невыносима. Это слишком. Поэтому ты так боишься стать мамой. Но у меня есть хорошая новость.

- Какая?

- Для тридцатилетней эта ноша вполне реальна. Когда тебе исполнится тридцать, ты справишься.

- Но мне тридцать пять!

- По паспорту. А внутри - тебе год, максимум два. Ты много чего можешь делать, но мало чего можешь ощущать и чувствовать, проживать. Ты пока еще совсем крошка.

- А как вырасти? Где мои тридцать?

- Ты же помнишь, что такое маленькие дети? Помнишь сестру в этом возрасте? - она кивает. - Что ей нужно было?

- Заботиться. Кормить вовремя. Следить за ней. Гулять. Разговаривать. На руках таскать. Терпеть ее капризы. Ей все надо было, все хотелось, везде интересно было.

- Вот. Внутри тебя сидит годовалая Рая. Что ей нужно?

- То же самое? На руках таскать и чесать спинку перед сном? Позволять выворачивать шкафы и терпеливо убирать?

- Примерно да. Заботиться. Опекать. Обнимать. Спрашивать, чего она хочет. Давать ей возможности это реализовать. Качать на руках. Баюкать. Понимаешь? Ты смогла сделать это для сестры, значит, ты сможешь дать это и своей Рае.

- Да, понимаю...

- Когда Рая внутри тебя напитается, она начнёт расти. Ей будет полтора, и она станет маленьким нарциссом, требующим восхищения. Ей будет два, и она будет исследовать мир на прочность. Ей будет три, и она захочет установить свои границы. Ей будет семь, и ей захочется личного пространства. Понимаешь?

- Мне надо все это пройти, да? – в глазах читается легкий шок.

- Да, вместе с ней. С Раечкой. Как тебя называли родители в детстве?

- Чаще всего Раиса. Особенно когда ругали. Но иногда, очень редко, папа называл меня Облачком. Райским облачком. Мне это очень нравилось, хотя мама над этим смеялась.

- Отлично! Рая, внутри тебя - твоё годовалое Облачко. Тебе нужно о ней позаботиться. Справишься? Ты же умеешь! Ты справишься!

Она улыбается. На этом мы расстаёмся. И дальше я вижу, как она растёт. Как она начинает поиск себя, смело пробуя себя в разных сферах. Вижу, как она отрезает все прошлое и начинает все-все-все заново. В тридцать пять все с нуля. Как она учится говорить "нет", а потом учится говорить искреннее "да"...

Сегодня ей сорок. Она снова замужем, но муж совсем другой человек. И Рая беременна. Вот-вот родит своё первое чудо. Дай Бог, все сложится. Она уже повзрослела достаточно для того, чтобы стать мамой.

Это не единичный случай. Я знаю старших девочек, которые не растят своих детей и отдают их бабушкам или бывшим мужьям. Я знаю тех, кто как Рая и хочет, и боится детей. Результат - бесплодие неясной этимологии. Вроде все на месте и работает, а зачатия не происходит. Почему-то. Выросшие старшие панически боятся детей, потому что это огромное количество проблем и полное отсутствие своей жизни. Они в этом уверены, как минимум на подсознательном уровне. Их тело помнит все.

Мамочки, никогда не поступайте так со старшими, особенно с девочками. Они радостно бегут вам помочь, просто потому что они девочки, они рождаются уже маленькими мамочками. Потом они лежат с малышом, пока вы моетесь, и вы обе рады этому. Потом вы на пять минут отбежали в магазин, и кажется, что все получается. Она справляется, она ваша помощница. Потом она идет гулять с малышом одна, без вас. Потом она остается с ним вечером. Потом она становится нянькой, которая всегда на подхвате, чтобы решить вашим проблемы. Но это слишком для неё. Она ещё сама ребёнок.

Дети до 12 лет не могут быть няньками в принципе. Даже девочки. Они не могут уследить, предугадать, нести ответственность. Пострадать могут оба – и физически, и эмоционально. Но и после 12 лет они могут вам помогать только если сами этого хотят. У них тоже есть своя жизнь, свои интересы. Они пришли сюда не для того, чтобы выполнять вашу работу. А ваши дети в первую очередь ваши. И только ваши. Вы их рожаете, вам и растить их, и заботиться.

Иначе вы кладёте на плечи своей маленькой девочки непосильную ношу, и она может так никогда и родить своих детей из страха перед этой ношей. Страх иррациональный и блокирующий. Если вы хотите внуков - никогда не пользуйтесь старшей дочерью, не делайте ее нянькой и своей опорой. Это вы должны быть опорой для своих детей. Особенно для старших, им бывает сложнее всего.

Ольга Валяева

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

43

САМАЯ КОРОТКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Пришли вдвоём. Муж и жена. Первый раз у меня. Я уставшая (5-я консультация), голодная и от этого, почему-то спокойно-невозмутимая.

— Я первый раз у психолога! — говорит раздражённо мужчина. Желваки ходят. Всем видом "Какого чёрта". — Меня жена уговорила!
— И?
— Что и?!! Сын у нас. У меня. Дебил! — распаляется он.
— Дебил — это психиатрический диагноз, — устало говорю я. — Ваш сын в этом смысле дебил?

Мужчина уже на меня смотрит, как на дебилку. Потом переводит взгляд на жену с немым вопросом: "Ты к кому меня привела, ваще?!!!"
Она, съёжилась, сидит на краю стула, глаза отводит. Руки, зажала между коленями.
Он досадливо морщится, поворачивается ко мне, молчит. Я тоже. Не выдерживает. Злится ещё больше.

— Вот вы ж как бы психолог, так? Хм. Ну так объясните мне тогда, что мне с ним делать?
— С кем?
— С сыном!!!!
— А что с ним?

Мужчина округляет глаза, удивляясь моей тупости и неспособности читать мысли. Опять поворачивается к жене с выражением: "Где ты эту дуру нашла?" Но жена опытный боец, сидит не поднимая глаз, и лишь по тому как бледнеет её лицо, я понимаю — все силы у неё ушли на то чтобы привести мужа ко мне.

— Он берегов не видит, понимаете. Сопляк. 14 лет, а ведёт себя как, как...
— Как?
— Прихожу домой. После работы. Ботинки посреди коврика стоят. Я ему: "Ты хоть что-нибудь в этой жизни умеешь? Ботинки хотя бы на место поставить". Сто раз говорил ему, ставь ботинки сбоку, так нет, как дебил, ничего не понимает. Всё в жизни легко достаётся. Телефон вот сломал. Не ценит. Не делится ничем со мной. Матери вон хамит. Дома ничего не делает. Все слова, как об стену горох. Ни стыда, ни совести. И вот, как, как себя с ним вести?! Как общий язык найти. Вы ж психолог, ну так посоветуйте!!! Есть у вас рецепт?
— Есть, — отвечаю, нарушая все каноны психологической консультации.
— И решение есть?
— Есть, — обалдеваю от своей наглости ещё больше.

Понимаете, есть алгоритм психологической консультации. Особенно первой. И меня учили, что первая встреча — это сбор информации, определение запроса, налаживание контакта. Ни о какой терапии речи нет. Тем более о каком бы то ни было решении. Что на меня нашло... (((

— Я правильно поняла, что Вы не знаете как разговаривать с сыном и не можете найти с ним общий язык?
— Ну да, сказал же!
— Решение есть, очень простое. Но не знаю справитесь ли вы с ним, — с абсолютно искренним сомнением говорю я.
— Ну? Говорите!
— Это не говорить, это сделать необходимо.
— Чего сделать-то?
— Как имя вашего сына?
— Антон.

И тут я совсем борзею (коллеги меня поймут, о чём я), достаю лист бумаги, маркер пишу на нём "сын Антон, 14 лет", кладу в дальний угол кабинета и предлагаю мужчине представить своего сына, стоящим на этом листе.

— Получилось? — спрашиваю
— Да
— А сейчас медленными шагами подойдите к листу, встаньте на него, войдите в образ сына и станьте им.

С явным сомнением на лице, он делает это. Закрывает глаза.

— А теперь скажите что чувствуете?
— Одиночество страшное. Слёзы в горле. Плакать хочу.
— От чего?
— От обиды. Все дёргают, шпыняют. То не так, это. Жить не хочется. Я как урод какой-то для всех.
— Для кого для всех?
— Ну для всех.
— Для кого?
— Ну, отца.
— А чего бы хотелось от него?
— Чтобы хоть раз похвалил. Спросил как дела. Чтобы не орал. Чтобы ...я же тоже мужчина,чтобы гордился мной.
— Сделайте вдох и на выдохе выходите с листа.

Мужчина молча подходит к стулу, садится. Тишина. Жещина вытирает слёзы.

— Я всё понял, — вдруг тихо почти шепотом он. — Всё понял. Я себя так же маленький чувствовал. А от отца одни попрёки. Теперь я так же. Я понял всё. Спасибо.

Глаза у него и у жены зелёные. Ясные. И уши у него какие-то добрые, трогательные...

18 минут всё длилось. Первый раз в моей жизни.

Екатерина Савинова

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

44

ЧАШЕЧКУ КОФЕ?

В раздевалке бассейна, пока сушили детям волосы, две мамы разговорились о том, есть ли жизнь после родов и какова она, женская доля.

— Не понимаю тех, кто из декрета рвется на работу. Родила – и всё, теперь ты работаешь мамой. Это же нагрузка похлеще любой работы. А деньги пусть муж приносит.

— Вот именно. Я на себя давно забила: всё для ребенка. Английский, балет, плавание, развивашки, по дому надо успевать. А каких нервов стоят уговоры, чтобы на кружок собраться! Мне кофе некогда выпить. И корни покрасить…

— Во-во. А те, кто пытаются от ребенка сбежать на работу – просто эгоистки. Меня, может, тоже достало с утра до ночи играть в би-би – ну и что – такова моя миссия! С рождением ребенка интересы матери отходят на второй план.

Мамы обменялись взглядами, полными драматизма и сочувствия.

Из угла раздевалки раздался голос.

— А я счастливая, — тихо сказала красивая восточная мама мальчиков-двойняшек, которые своей неуемной энергией могли бы раскачать небоскреб. – Я и би-би люблю, и работать люблю: шью по ночам. Мне кажется, это так здорово, когда есть любимые дети и любимая работа!

Мамы промолчали, но брови их полезли наверх, выражая крайнюю степень недоумения.

Мы с сыном вышли из бассейна в моросящий ветреный октябрь и пошли через сквер домой. Я продолжала размышлять о счастливом материнстве. За примерами далеко ходить не пришлось.

Одна моя подруга, трижды мама, дорастила детей до садика и с упоением и страстью вернулась к работе. Другая, мама четверых, завязала с офисом и передала бразды финансового правления мужу, а сама занялась хитроумной логистикой – лавированием между школами, кружками и больничными – и созданием погоды в доме. Третья нашла себя в рукоделии, четвертая печет торты на заказ, пятая открыла ИП и ведет тренинги по скайпу, шестая не вылезает с кухни, чтобы удивлять домашних новыми блюдами, седьмая освоила стрип-пластику. Каждая из них – пример счастливой женщины и мамы. Даже те, кто воспитывают ребенка в одиночку. Потому что с появлением детей не поставили жизнь на «стоп», а открыли новых себя. Им интересно, и с ними интересно.

Секрет в том, чтобы в любых отношениях (супружеских, дружеских, трудовых или мамско-детских) не потерять себя, не заиграться в жертву. Потому что наши жертвы никому не нужны.

Потому что они встают комом в горле у тех, кому мы их приносим. Сложно не поперхнуться, когда за ужином в дорогом ресторане мужчина десять раз напоминает: «Лобстеры тут, конечно, стоят целое состояние… Но ты кушай-кушай, приятного аппетита». Сложно радоваться жизни, когда мама ходит по дому из угла в угол, как тигр в клетке, и рычит по поводу и без. Потому что ей кофе некогда выпить. Потому что английский и балет.

Дети не глупые и чувствуют, когда маме в би-би играть – радость, а когда – отбывание трудовой повинности. В этом смысле уравновешенная позитивная мама для психики ребенка здоровее, чем под завязку утрамбованная методиками раннего развития, но нервная и неудовлетворенная жизнью. Ведь рано или поздно это закончится классическим: «Я тебе отдала лучшие годы, а ты! Неблагодарный!»

Универсального рецепта счастливого материнства не существует. Работать или не работать… Идти на курсы флористов, осваивать итальянскую кухню, вязать крючком… Рожать погодок, чтобы отстреляться, или года через три, чтобы прийти в себя… Нет готовых решений, мы все очень разные. Для кого-то «с ребенком в четырех стенах» — это заточение, а для кого-то – рай.

Важно слушать себя, понять себя, только и всего. Я сама прошла через стадию одурения от домоседства и поняла, что еще чуть-чуть без работы и буду бросаться на людей. Еще поняла, что спорт – мой воздух, и на него всегда найдутся силы и время. Я и на плавание отдала сына, потому что это моя стихия, и теперь легально плаваю целый час без отрыва от дитяти. Как там говорится: «реализует за счет ребенка свои амбиции». Такая вот эгоистичная мать-ехидна. А сын бежит в бассейн, как на праздник, и даже не догадывается о моем коварстве)).

Мы шли по дорожкам, усыпанным золотом увядающего лета и играли в любимую игру «не пропусти ни одной лужи» (резиновые сапоги – это, конечно, вещь!). Я думала о том, что на ужин приготовлю ризотто с тыквой и маффины с ней же, а ночью закрою дедлайн по статьям. Что дома нас ждет недостроенная трехуровневая парковка для целого автопарка, большая стирка и сказка перед сном.

Но первым делом, придя домой, я выпью чашечку кофе.

Ксения Веслинская

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

45

Миритесь с детьми перед сном и не жертвуйте собой

Мансур Шангареев – один из немногих представителей «папских блогеров». На его профиль в инстаграме о жизни с 4 детьми подписано почти 400 тысяч человек. Приводим отрывок из его книги «Папины детки. Книга для мам про счастливых детей, воспитание и отцовский инстинкт».

1. Не давать ребенку засыпать в слезах, с обидой
Наше семейное правило — мириться перед сном. Всегда, что бы ребенок ни натворил, как бы мы ни были расстроены сами — перед сном обиды забываются, все друг друга прощают, обнимают и любят. По-другому никак.

Думаю, не стоит много говорить о важности спокойного, полноценного сна как для взрослых, так и для детей.

Если считаете, что одного дня «воспитания» было недостаточно, дайте ребенку как следует выспаться, а на следующий день спокойно (!) обсудите вчерашнюю ситуацию. Как говорится, утро вечера мудренее.

2. Много тактильного контакта
Мы часто обнимаемся, гладим друг друга и чешем спинки детям, берем на руки, лохматим волосы, щекочем, боремся в шутку, держимся за руки… Мы даем детям почувствовать наше тепло, ощутить то, что мы рядом. Так же и в отношениях между мной и супругой очень много прикосновений, касаний — даже в общественных местах мы ходим рука об руку.

3. Спокойный тон, глаза в глаза, держа ребенка за руки
Важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне (вспомните, как некомфортно вы себя ощущаете, глядя на человека снизу вверх, а если при этом вас еще и воспитывают…).

И вот уже любой ваш наказ воспринимается малышом совсем по-другому, и исчезает любое сопротивление. Станьте ближе! Это очень облегчает общение.

4. Наказание ребенка
никогда не используется для того, чтобы унизить, выплеснуть свой гнев и злость, оправдать непослушание ребенка и свое бессилие в чьих-либо глазах. Всегда — чтобы донести до ребенка его неправоту, помочь извлечь урок из случившегося.

5. Никогда нельзя смеяться над страхами, комплексами, вопросами, неудачами ребенка
Да, разрушенный песочный замок или неловкое падение с велосипеда — не самая большая трагедия в жизни человека, но и уж точно не повод над ним смеяться, даже если плачущий он «выглядит таким милым и забавным, ути-пути».

Смех способен унизить и растоптать даже сильнее, чем ругань и оскорбления. Для ребенка это — слишком.

6. Не убивайте индивидуальность, не гонитесь за надуманными «идеалами»
Ваш ребенок такой, какой есть, со своими достоинствами и недостатками. Помните — вы воспитываете будущего взрослого. Помогите детям реализоваться в той сфере, в которой им комфортно.

Не давите, не старайтесь насильно изменить и привить любовь или нелюбовь к какому-либо виду деятельности — не заставляйте ребенка много читать, если ему больше нравится, например, решать уравнения или кататься на коньках. Всему свое время. Лучшее, что можете сделать, — показать личный пример.

И еще важный момент: не стремитесь сделать из ребенка того, кем не смогли стать сами. Это грабли, на которые наступает каждый третий родитель.
«Я так мечтаю, чтобы ты стал врачом!» — читайте: «Я сама не смогла поступить в медицинский, так хоть у тебя будет нормальная профессия».

Ну и пресловутое «Все мальчики занимаются футболом, а девочки — гимнастикой», когда ваш сын мечтает о художественной школе, а дочь обожает стрелять в тире — убивает в ребенке стремление быть личностью, не давая развивать заложенные в нем таланты, загоняет в рамки и стереотипы.

7. Не подавляйте эмоции ребенка
Дайте ему понять, что испытывать разный спектр эмоций — это абсолютно нормально и не порицаемо, а вот «последствия» проявления своих чувств нужно научиться контролировать. Это касается в первую очередь отрицательных эмоций, которые детям, как правило, все запрещают испытывать. Но обида, злость, раздражение — это НОРМАЛЬНЫЕ для человека состояния.

Вы же будете злиться, если незнакомый человек отберет у вас телефон «поиграть»? Почему тогда ваш малыш должен успокоиться, если другой ребенок отобрал у него мяч или сломал песочный замок?
Самое важное — разобраться в природе конкретной эмоции, понять, как она воздействует на ребенка и окружающих. А после постараться ее пережить, понять и отпустить, если она отрицательная, и сохранить — если положительная.

Говорить трехлетнему ребенку: «Да, ревновать к младшему брату — это нормально, а вот бить его за это лопаткой по голове — нет. Ты хочешь, чтобы мама всегда была с тобой, и не хочешь, чтобы она проводила время с ним. Но я люблю вас обоих одинаково сильно, знай это. С его рождением я не стала любить тебя меньше». После — обязательно обнять, поцеловать и стараться впоследствии уделять старшему побольше времени.

Кстати, о детской ревности. Должно быть время, которое вы проводите только с одним из детей. Выделите 30 минут (лучше, конечно, больше, но точно не меньше), когда вы — только его мама.

Не отвлекаясь на других детей, домашние дела и мужа. Можете читать, смотреть мультфильм в обнимку, гулять, просто болтать о жизни. Но главное — ребенок будет понимать, что мама его любит.

8. Женщинам-мамам: берегите себя! Мужчинам-папам: берегите жен!
Здоровая, спокойная, счастливая мама — залог здоровья, счастья и спокойствия всей семьи. Не пытайтесь все успеть и переделать все домашние дела — не выйдет. Лучше займитесь собой, или мужем, или детьми, и только потом — домом. Отношение к вам окружающих целиком и полностью зависит от того, как вы сами к себе относитесь, и если вы для себя на последнем месте после кошки, мамы, бывшего мужа, то и отношение окружающих будет к вам соответствующим.

Женщины, не бойтесь делегировать обязанности и просить помощи — это делает вас не слабыми и неумелыми, а мудрыми и сильными!

Правило «Счастливая мама = счастливый ребенок» работает всегда, без исключений.

9. Не живите ради детей
Не жертвуйте собой, своей жизнью, всеми своими интересами ради детей. Давайте им достаточно внимания и любви, но не забывайте о себе. Для женщины в семейных отношениях на первом месте должен быть муж, для мужчины — жена и только потом — дети.

Помните: нет ничего ужаснее, чем понимать, что «ради тебя» пожертвовали «своим счастьем, работой, любовью и т. д.». То есть ты стал тем препятствием, которое помешало маме (или обоим родителям) стать счастливой. Сразу напрашивается фраза: «А я и не просил(а) ради меня чем-то жертвовать». И чем старше ребенок, тем чаще вы будете эту фразу слышать.

Когда вы решили родить детей, вы уже взяли на себя ответственность, вы уже решили, что чем-то пожертвуете ради ребенка. Это был ваш осознанный выбор (по крайней мере, он должен быть таким в идеале).

И все «последствия» появления детей в вашей жизни, как то: отказ от ночных клубов и домашних тусовок с друзьями, отказ от карьеры в пользу семьи, расставание с мужчиной, который категорически не принял ваших детей от первого брака, и еще много-много ситуаций, которые вполне могут лечь в основу претензии к ребенку в будущем, — это все зона вашей ответственности. Не перекладывайте ее на детей. Поверьте, мало кто вашу жертву по-настоящему оценит.

Любите, будьте рядом, поддерживайте, помогайте, утешайте… Но не перегибайте палку. И не ждите в ответ на ваши усилия того же от детей: если так будет — это прекрасно, если нет — не будет боли и разочарований.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1

46

Ребенок – лучшая губка. Впитывает вообще всё. Из садика, с детской площадки, буквально откуда-то из воздуха приносит исключительно крупные перлы. А потом выдает. Талантливо находя для этого самый неподходящий момент!

Плоды воспитания

На утреннике в детском саду я гордо рассказала стишок, которому меня папа научил. Стала под елочку, такая четырехлетняя белая-пушистая снежиночка – и с выражением, с чувством, с толком, с расстановкой: “Я стою на краю океана! У меня поседели виски! На коленях тебя умоляю: Дорогая, понюхай носки!” Деда Мороза со Снегурочкой чуть кондратий на Северный Полюс не унес. Папа в первом ряду чуть со стула не упал. А мама его дома потом чуть не убила. Так это она еще не знала про мою любимую песню, которую я периодически исполняла: “Маленькая девочка Зу-Зу в попу запихала стрекозу!”…

Подбор репертуара

А я в детсадовском возрасте внимательно прослушала папину кассету с Розенбаумом – и выучила, конечно, самые яркие и душевные песни. Про “гоп-стоп, мы подошли из-за угла”, про “Нинка как картинка с фраером гребет”… Память у меня была хорошая. Исполняла я все это с хрипотцой в детском саду – к восторгу одногруппников и тихому ужасу воспитательницы. А что поделаешь: Авария дочь мента дочь милиционера, непростое детство!

Недетская проблема

Дело было в далеком 91-м, сыну было три года. Стоим в очереди в магазине… тогда везде очереди были… долго стоим. Он уже замаялся. И побегал, и попрыгал, и со всеми поговорил… В итоге уже канючить начал: “Пойдем отсюда! Ну что мне тут делать?” Я говорю: “Ну песенку спой”. Наступила тишина… И тут он запел звонко так: “Добрый вечер, привет с большого бодуна!” – тогда был такой супер-хит, по радио крутили постоянно… Но кому будешь это объяснять? Вот уж точно: хоть сквозь землю… И ведь не скажешь: “Замолчи” – сама же попросила!

Кто это сделал?

Знакомый с сыном (ему было года 4) стоят в очереди на кассу в супермаркете. И тут малой, делать ему нечего было, берет – и ни с того, ни с сего лезет под юбку барышни, которая стоит перед ними. Возмущенная девушка оборачивается, видит какого-то мужика… И на автомате без лишних слов заезжает ему по лицу!

А что такого?

Мою дочку почему-то любят вши. В двадцать первом веке! В респектабельном учебном заведении! В тщательно вымытой голове с аккуратно уложенной косичкой! То из лагеря привезет, то из школы притащит. Шевелюра, видимо, располагает: есть, где разгуляться. Летом звонит ей подружка – зовет гулять. – Я сейчас не могу, – будничным тоном говорит девочка. – Мне вшей как раз выводят. У меня первый порыв – выхватить трубку и сказать, что это она так шутит. Какие-такие вши?! Сдержалась, потом говорю: – Ну ты что, не могла просто промолчать? – А что такого? – спрашивает она. – У Ани тоже были вши. Мы с ней их обсуждали. Представляю себе картину: сидят две такие приличные девочки – и дискутируют о вшах. Моя креативщица даже предложила поймать одну, посадить в банку и “за ней наблюдать”. Кормить ее, дрессировать…

Тяга к медицине

Ехала с детьми в троллейбусе. Дочке было тогда лет шесть. Троллейбус стоит в пробке, тишина относительная. И тут дочка поворачивается ко мне и громко вопрошает: “Мама! А правда, что мужчине после тридцати лет нужно обязательно жениться, чтобы у него не было аденомы простаты?” Весь троллейбус просто рухнул… Что мне оставалось делать? Я сказала спокойно: “Да, доченька”.

В Гугле не забанен

Ко мне пришли знакомые – и что-то я им хотела показать в своем ноуте. Смотрят они на монитор – а там поисковик открыт. И в поисковике запрос… “Писа и сиса”. Это мой младшенький решил экстренно просветиться, пока я отвернулась – казалось, буквально на минуту!

Сервировка прокладками

Пошла в магазин с дочкой, накупила продуктов и пару пачек прокладок для себя. Мелкая интересуется: мол, что это за штуковины, для чего они нужны. Чтобы избавиться от ненужных объяснений, ответила, что это салфетки для особых случаев. Уже забыла об этой истории… Готовимся всей семьей к моему дню рождения. Я на кухне салаты нарубаю, дочь помогает – тарелочки относит на стол, вилочки… Попросила я ее и салфетки разложить. Захожу в комнату и офигеваю: рядом с каждой тарелочкой по прокладке! Но ведь логично… Особый же случай!

Родная речь

Маленькую дочурку тетешкает пожилая цыганка, радуясь родственному существу мимимишного вида: “Утютю, какая рыженькая! Утютю, какая славненькая! А по-цыгански ты хоть говоришь?” Девочка, гордо: “Конечно!” Бабушка, умиленно: “Ну скажи что-нибудь бабушке, радость моя”. Моя красавица, по-цыгански, с достоинством: “Рот закрой”. Немая сцена.

Укради меня!

Сынишка не хотел идти домой пешком – и в знак протеста бросился на землю, полежать. Комбез у него теплый, поэтому я слишком не нервничаю. Просто жду, пока ему надоест. Но народ-то у нас сердобольный до неприличия! Мимо проходит дедушка – и не может не вмешаться с оригинальным креативом, передающимся из поколения в поколение: “Ай-я-яй, мальчик, как ты себя плохо ведешь! Вот я тебя сейчас украду, вот сейчас уведу!” – и в шутку протягивает к ребенку руку. И что ребенок? А он, недолго думая, радостно хватает деда за руку и с готовностью встает. Мол, ура, только того и ждал, веди, кради!

А ты не летчик…

Меня в садике спросили: “А кем работает твой папа?” Я честно ответила: “Летчиком!” Воспитательницы офигели. Как, спрашивают, летчиком?! Он же в автоколонне работает, он шины нам для клумб привозил! А я уверенно, со знанием дела отвечаю: “Нет, летчиком! Его бабушка все время спрашивает: “Когда же ты, Володя, приземлишься?!”

Ты кто, папа?

Я родного папу в детстве знатно протроллила. Он моряк был – и дома появлялся, понятно, раз в полгода. И вот когда мы с ним куда-то ехали в автобусе, я, четырехлетняя на тот момент, на весь салон строго спросила: “А ты кто?” Папа такой растерянно: “Ну-у-у, я твой папа”. “Да? – говорю осуждающе. – А почему же тогда я тебя раньше никогда не видела?!”

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

47

ЧТО ПОЧИТАТЬ УСТАВШЕЙ МАМЕ

Несколько лет назад опыт материнства сподвиг меня на написание статьи «Такая непедагогичная мама». Это был крик гнева и отчаянья всем авторам пособий для матерей о том, что их мудрые труды не помогают. Мне было очень тяжело со своим сыном. Скоро ему четыре. И хотя жить мне стало значительно проще, я ещё зла. Зла на всех, кто нас учит, попрекает и делает деньги на трудностях родительства вместо того, чтобы помочь или хотя бы не мешать – не усугублять чувство вины.

Мы с сыном были неразлучны на протяжении трех лет. 24/7, как и очень многие матери в стране трудовой миграции, жёстко распределенных гендерных ролей и ипотечных квартир в новостройках. Ребенок был только моей обязанностью. Отчасти это был мой добровольный выбор, сделанный на энтузиазме первородящей: я не допускала мысли, что от ребенка можно устать, что с ним можно не совпасть характерами или биоритмами. Отчасти, как это нередко и бывает, большинство близких прежде людей отстранились после рождения сына. Поскольку я рассчитывала только на себя, то отнеслась к роли матери ответственно: перечитала всех одобряемых современными родителями детских психологов, выучила все кризисные периоды и стадии развития детей. Я очень много узнала о маленьких детях в общем, но не особенно много о своём ребёнке в частности и совсем ничего о себе как о матери. Об этом книг не пишут.

На практике оказалось, что помнить о правильной модели поведения с ребенком можно только в состоянии равновесия. Когда я себя контролирую — я терпелива, правильно строю предложения, избегаю оценочных суждений, опускаюсь на корточки и устанавливаю зрительный контакт вместо того, чтоб повышать голос. Контейнирую стресс сына и самозабвенно с ним играю. Вот только находясь с ребенком постоянно на протяжении нескольких лет и испытывая проблемы с удовлетворением даже базовых потребностей, я стала очень легко выходить из себя. В стрессе я неприятна. В стрессе неприятны все, это нормально. Жаль, это не объяснить малышу, а он страдает от психологического и физического истощения матери больше всех.

И вот сейчас я хочу, чтоб меня услышали. Матерям не нужны книги о том, как быть матерями. Книги бесполезны. Они дают информацию, но не прибавляют сил. Матерям нужны люди. Помощники, которым можно периодически делегировать ребёнка. Нам нужно восстанавливать свои ресурсы, нам нужны выходные – если не дни, то хотя бы часы. Обязательно. Всем. Даже мамам с «подарочными» детьми. Даже тем, кому помогают в быту. Потому, что даже с идеальным ребёнком никто не отменял «дня сурка» в состоянии социальной изоляции. И устают мамы маленьких детей не от быта, а от необходимости непрерывно, каждую минуту день за днём, месяц за месяцем быть центром вселенной для маленького человечка.

Крайне тяжело вырастить человеческого детёныша в одиночку или вдвоём. Это в принципе возможным стало разве что в последнюю сотню лет. До этого на протяжении всей истории человечества необходимо было объединять усилия многих взрослых членов семьи для присмотра за детьми. Человек — очень дорогой, долгий и сложный проект. Мы рождаемся слишком беспомощными, взрослеем слишком долго и вырастаем слишком когнитивно сложными, чтоб растить нас, как котят — силами одной матери. Ситуация с одиночным заключением родительницы в квартире на 3 года до детсада — неестественная и нездоровая. Никакими знаниями по педагогике не отменить эмоциональное выгорание. Если вы испытываете стыд за свою несдержанность с ребёнком и пытаетесь исправить ситуацию, ищете, что бы почитать, чтобы стать лучше – вы уже хорошая мама. Настоящие родители-тираны не сомневаются в верности своих педагогических методов и вряд ли вообще подозревают о существовании литературы для мам и пап, а психологию полагают лженаукой. Никто в здравом уме не хочет орать на своих детей, шлёпать их или подсовывать под нос планшет, чтобы ребенок посидел спокойно – это проявления усталости.

Усталость – это не грех, не признак незрелости или дефективности, усталость – это сигнал организма, что истрачено слишком много ресурсов и продолжать в том же духе небезопасно. Людям свойственно уставать от любого затянувшегося занятия. Даже от любимого хобби, долгих прогулок и весёлого застолья в конце концов возникает ощущение приятной, но усталости. И никто этого не стыдится. Но почему-то очень стыдно признать, что устаёшь от роли матери – хотя затраты всех ресурсов очевидны.

Безусловно, проблема материнского эмоционального выгорания – это социальная проблема, решать её надо сообща и долго, формируя доступную среду, центры психологической помощи и досуга для женщин с детьми. Да и просто внедряя в общество позитивный образ детной женщины – чтобы мама, осмелившаяся выйти среди бела дня на улицу с коляской или появившаяся в учреждении с ребёнком, не рисковала получить на свою голову ушат помоев. Но если мы хотя бы научимся не усугублять тяжесть материнской доли попрёками и критикой – уже станет легче. Просто признать, что мама устаёт — это не так уж мало, как кажется. Это возможность спокойно говорить о проблеме, не боясь быть немедленно заклёванной окружением. Это неплохая групповая терапия – собраться на детской площадке с другими родительницами и в красках рассказать друг другу, как кто задолбалась. В своё время мне очень не хватало такой возможности.

Это также способ развить у детей эмпатию и культуру психологической гигиены. Если дети видят, что родители устают и относятся к этому состоянию с уважением и пониманием, не стесняются говорить об этом вслух, проявляют заботу друг о друге – они учатся вниманию к нуждам и ближних своих, и себя самих. «Если дорогая мне человека устала – я должен позаботиться о ней. Если я устал – я должен сказать об этом и могу рассчитывать на сочувствие и помощь со стороны близких,» — у человека, мыслящего подобным образом, шансы стать абьюзером или жертвой абьюза, откровенно малы. У него здоровые отношения взяты за эталон.

Так что мой ответ на вопрос «что почитать уставшей маме» таков: если мама срывается на ребёнка, ей можно почитать новинку от любимой писательницы, переосмыслить с высоты прожитых лет любимое произведение из школьного курса литературы или не спеша пролистать гламурный журнал. Впрочем, можно не читать и вовсе, а посмотреть пару серий любимого сериала. Или проплыть несколько раз бассейн от бортика до бортика. А вот что не стоит делать в условиях выгорания – так это собирать информацию о том, как быть мамой правильно. Не читать книг известных детских психологов, не заходить в инстаграмы идеальных мам. Это не источник ресурса – это недостижимая морковка, самым жестоким образом подвешенная перед носом очень голодного, измученного ослика. Он, может, и пробежит за ней ещё несколько километров, но потом упадёт и точно уже не поднимется.

Анастасия Исаева

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

48

Урок, который дети запомнят надолго.

К сожалению, дети очень часто бывают чрезмерно жестокими. Особенно такое их поведение проявляется в отношении тех, кто отличается от общей массы, тех, кто выглядит по-другому или делает что-то иначе. Нетрудно подобные вещи увидеть в любой школе.

Недавно одна учительница решила поделиться своим опытом в подобной ситуации. Ее метод оказался весьма успешным, поэтому она решила рассказать о нем в одной из социальных сетей.

«Однажды перед началом занятий я зашла в магазин и купила два яблока. Они были практически одинаковые: тот же цвет, приблизительно равный размер...

В самом начале классного часа я спросила у детей: «Чем отличаются эти яблоки?». Они промолчали, потому что действительно особой разницы между плодами не было.

Тогда я взяла одно из яблок и, обращаясь к нему, сказала: «Ты мне не нравишься! Ты противное яблоко!». После этого я бросила фрукт на пол. Ученики смотрели на меня как на сумасшедшую.

Потом я протянула яблоко одному из них и сказала: «Найди в нем что-то, что тебе не нравится, и тоже брось на землю». Ученик послушно выполнил просьбу. После этого я попросила передать яблоко дальше.

Надо сказать, что дети легко находили в яблоке какие-то недостатки: «Мне не нравится твой хвостик! У тебя противная кожица! Да в тебе одни черви!» - говорили они и каждый раз бросали яблоко на землю.

Когда фрукт вернулся ко мне я еще раз спросила о том, видят ли дети какую-то разницу между этим яблоком и вторым, которое все это время лежало у меня на столе. Они снова были в замешательстве, ведь, несмотря на то, что мы регулярно бросали яблоко на пол, каких-то серьезных внешних повреждений оно не получило и выглядело практически так же, как второе.

Тогда я разрезала оба яблока. То, которое лежало на столе, было белоснежным внутри, оно всем очень понравилось. Дети согласились, что с удовольствием съели бы его. А вот второе оказалось внутри коричневым, покрытым «синяками», которые мы ему и поставили. Его никто не захотел есть. Тогда я сказала: «Ребята, но это ведь мы его сделали таким! Это наша вина!». В классе наступила гробовая тишина. Спустя минуту я продолжила:

«Точно так же происходит и с людьми, когда мы их оскорбляем или обзываем. Внешне на них это практически не сказывается, но мы наносим огромное количество внутренних ран!».

До моих детей еще никогда ничто не доходило так быстро. Все начали делиться своим жизненным опытом, насколько им было неприятно, когда их обзывали. Все мы по очереди поплакали, а потом вместе рассмеялись», - поведала свою историю учительница.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

49

ЧЕТЫРЕ ЭТАПА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

- Первый период до 5 лет.
До 5 лет закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Вместо запретов и наказаний - отвлекайте. Единственная причина, по которой бьют детей, – они не могут дать сдачи. Если ребенок делает что-то опасное, то сделайте испуганное лицо и издайте испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.

- Второй период с 5 до 10 лет.
С 5 до 10 лет - период подчинения и изучения правил жизни. В это время активно развивается логика и интеллект ребенка. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями, ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Если вы будете продолжать сюсюкать после 5 лет, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.

- Третий период с 10 до 15 лет.
После 10 лет - советуйтесь с ребенком по всем важным вопросам, предоставляйте возможности для проявления самостоятельности поощряйте её. Если вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления. Если вы будете опекать ребенка, как маленького, после 10 лет, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

- Заключительный период с 15 лет.
После 15 лет - относитесь с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов. Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

50

Итак, в нашей семье семеро детей: мальчики – Ваня, 18 лет; Саша, 9 лет и Миша, 7 лет. Девочки – Соня, 5; Наташа, 16; Катя, 14; Оля – зимой будет 12 лет.
Мальчики и девочки очень разные. И надо понять характер этой разности. Неправильно думать, что девочки – это всегда ватрушки, подушки, ножнички. А мальчики – это винтики, ножики и химические опыты. Часто на книжные встречи ко мне приходят девочки с ножами на ногах под джинсами, с мечами, с арбалетами, которые читают «Мефодия Буслаева» и «Шныр». И созидательные тихие мальчики, которые лепят из пластилина каких-то куколок. Что, они неправильные? Правильные, конечно! Просто разность совсем в другом.

МАЛЬЧИКИ

Мальчики ранимее девочек. У них более хрупкая психика. Мальчик больше нуждается в том, чтобы его обнимали, хвалили. Он легче падает духом. Я понимаю, что это несколько не стыкуется с обычной системой воспитания сильных мальчиков, но сами вспомните американские фильмы про суперменов.

Там весь такой брутальный герой начинает исповедоваться, что ему в детстве не купили бейсбольный мяч или папа что-то не то ему сказал. И вот он с тех пор стал плохим, все взрывает и грабит банки. Ну и так далее. Это истина. Мальчики ранимее. Их надо больше утешать, поддерживать, обнимать. Они острее переживают неудачи.

И еще мальчики остро чувствуют предательство. Даже если мальчик не прав, надо его поддержать. Как-то в школе завуч набросилась на Ваню в ситуации, когда Ваня был, скорее всего, не прав. Или, во всяком случае, равная вина была. Я поддержал завуча, думая, что так будет мудрее. Ваня долго был на меня обижен. Несколько лет. Он говорил: «Ты меня сдал! Ты должен был меня поддержать!»

Мальчики упрямее девочек. Девочка, например, может поверить, что пальцами в розетку лезть не надо, а мальчик вначале выслушает, что нельзя, а потом проверит, действительно ли там бьет током.

Но и после опытно полученного знания мальчик может не успокоиться. Он, допустим, решит, что у него рука была мокрая в прошлый раз, а что будет, если сухой попробовать? А если в перчатках? А если две проволоки засунуть? А если положить кусочек фольги, можно будет муху сварить? Фантазия мальчиков безгранична…

Мальчик создает больше проблем. Да, гораздо больше. Но он не понимает, что создает проблемы. У него совсем другой угол видения. Поэтому постарайтесь просто перетерпеть тяжелый возраст и тяжелый период. Других способов я просто не знаю. Напоминайте себе, что все будет хорошо и ужасный мальчик, который кривляется в надетых на голову прорезанных маминых колготках – станет вашим защитником, помощником, директором завода, маститым протоиереем или еще кем-нибудь из вашей мечты.

Еще очень тонкий и важный момент. Как для слишком впечатлительных родителей, так и для родителей приемных детей. Не запоминайте, что сказал вам ребенок. Взрослая цепочка: он сказал: «то-то и то-то». Он имел в виду «то-то и то-то». Постоянные жалобы! Что делать? Он назвал меня «дурой!», сказал «пошла вон!», значит, он… Он, он, он! Не надо зацикливаться на негативных эмоциях! Не надо их запоминать! Надо их искренно не слышать!

Просто своим детям люди подсознательно такие вещи гораздо легче прощают, не слышат. А тут слышат. Думаю, Золушка была виновата лишь в том, что в детстве, когда ее отец женился, раз-два-три раза огрызнулась, не то что-то сказала, а мачеха решила, что Золушка ее не любит, выдала эмоциональную реакцию – и началась вся эта сказка.

Не будьте придирчивыми родителями, прощайте!

У нас все дети свои, но я заметил, что в семьях с приемными детьми – очень важно, когда есть еще много общих детей. То есть не один общий, а двое, трое, пятеро. Тогда уже нет времени для рефлексии. Появляется такая огромная куча детей, что у родителей нет времени забивать себе мозги усложнениями.

Говоря про ту же Золушку. У мачехи двое, у лесника – один. Общих нет. Вот они и грызутся. А было бы еще трое общих, любая бы схема психологическая вмиг поломалась, и мачехины дочки стали бы подружками Золушки в один вечер, хотя бы для того, чтобы громко себя пожалеть, как их достали младшие сестры.

Мальчики очень хорошо и быстро понимают семейную программу. Например, Саша (9 лет) недавно сказал об одном нашем знакомом:
– Надо, чтобы он не ругался с женой. Тогда она ему кого-нибудь родит, и у него будет большая популяция!
Оля его спрашивает:
– А если жена не захочет?
Саша:
– Ну тогда надо ей строго сказать: «Ты хочешь популяцию или не хочешь? Как мы с тобой договаривались?»

ДЕВОЧКИ

Девочки послушнее. Им интереснее учиться. Они меньше сопротивляются. Записывают уроки, нормально ведут тетради. С ними в целом гораздо меньше проблем, если считать проблемами собственные напряги.

Читают девочки охотнее. По количеству прочитанных книг девочки намного опережают мальчиков. Например, Оля у нас читает по 300 страниц в день и еще примерно по 5 часов в день слушает аудиокниги. И это обычная норма для девочки. Для мальчика это был бы уже порог гениальности. Для девочки – довольно средний показатель.

Девочки меньше, чем мальчики, падают духом. Легче терпят боль. Если кто-то грохнулся в обморок, сдавая кровь в поликлинике, или спрятался под стол, сжимая ножки стола, чтобы не сделали укол, то кто это, мальчик или девочка? Догадайтесь с одной попытки.

Мальчиков нужно все время поддерживать, внушать им, что: ты можешь, ты хочешь, ты сильный, у тебя все получится. Девочкам для уверенности в себе просто нужна уверенность, что их любят.

Что с девочками сложнее, чем с мальчиками? Материальные вопросы. Не всегда получается объяснить девочке границы «нельзя». Потому что ты же папа. Тебе же хочется быть крутым папой, успешным. Девочки не очень понимают, что есть какие-то вещи, на которые денег жалко. Иногда совершенно одинаковые вещи стоят в пять раз дороже при абсолютно непонятной разнице. Ну там якобы профессиональный корм для животных. Марки обуви, фирменная одежда. Какой-то новый телефон и так далее. Девочки очень неустойчивы к рекламе такого рода. Мальчики все же практичнее.

Меня сердят фразы от девочек: «Всего какая-то тысяча! Всего какие-то две тыщи! Всего какие-то пять тысяч!» Но звучит-то это каждый день и от целой кучи девочек! Начинаешь с выкладками объяснять – все равно не понимают, хотя по математике у всех пятерки и четверки. Видимо, здесь та же причина, по которой на всех рекламах быстрокредитов всегда изображена молодая, радостная, несколько… э-э… безответственная женщина.

Еще мужской характер все же по рисунку попроще. Мальчики легко ссорятся и легко мирятся. Девочки же могут немного побухтеть. Например, недавно слышал, как две сестры на кухне обсуждали третью.
НАТАША: Я с ней разговаривать не пойду…
КАТЯ: А я у нее прямо в лоб спрошу: “Оля, когда ты в последний раз мыла посуду?”

Возраст семьи

Мне кажется, тишина и порядок в доме зависят, в том числе, и от среднего возраста семьи. Сделайте это – сложите возраст всех живущих в вашей квартире и разделите на их количество. И сразу все поймете.

Мы были не так давно в одной семье, и там прекрасно организован быт. Кровати сделаны своими руками, вокруг чистота, порядок. Мы ощутили себя какими-то неполноценными со своим неорганизованным бытом. Потом я просто посчитал средний возраст семьи, получилось, что у них средний возраст семьи – 38 лет. 38 лет – материальный достаток, спокойствие, организованный быт и так далее. У нас средний возраст семьи – 17 лет, и это еще довольно много. Я был почему-то уверен, что нам лет 9 всем от силы…

Поэтому для нас какие-то вещи приемлемы, для них – непонятны. Например, у нас, если шоколадка упала на пол, ее можно быстро схватить, сунуть в рот, пока кто-то другой не съел, а у них, если восемь раз руки не помыл, уже микробы тебя сожрут изнутри.

Школа: мальчики и девочки

Школьная жизнь девочек протекает гораздо проще. Я в их дневники неделями не заглядываю. Когда подписываю, вижу, что вроде оценки нормальные, пятерки, четверки, значит, все-таки не ужасно. С мальчиками – кошмар. Дневники вижу каждый день, и они часто бывают красные! Замечания, замечания…

Поэтому, когда я иду на родительское собрание девочек, я расслаблен. Прихожу в последние 15 минут, чтобы деньги сдать. Когда я иду на родительское собрание к мальчикам, заранее напрягаюсь, знаю, что мне сейчас будут объяснять, кого сняли с лампы, кто подрался, кто спал на уроках, кто не писал или еще чего-то не делал.

Радует, когда у мальчика появляется какое-то увлечение. Например, он аудиокниги ночами слушает, или рисует, или пишет. И ты тогда стараешься подкармливать его талант, чтобы его энергия переходила в позитивное русло.

То есть, если ребенок читает, нужно ему подкладывать книги десятками. Если он рисует, нужно, чтобы он больше рисовал, отдать его куда-то или покупать ему все, что нужно для рисования. И тогда это человека направляет в ту сторону, его энергия становится созидательной.

Зато с мальчиками никогда не соскучишься. Вчера, например, Саша полез на полку, чтобы прятать от Миши муравьев-жнецов или оотеку богомолов, не помню. С полки на банку с акриловой краской упал молоток, который Саша спрятал туда раньше. Белая краска разлетелась, испачкала школьные брюки Саше, Мише. И они в школу пошли в какой-то сборной одежде, потому что акриловая краска успела застыть и не хочет очищаться. И таких ситуаций десятки. Просто ты перестаешь из этого устраивать трагедию.

Саша очень любит готовить. Вот как это все выглядит. В 10 часов вечера я выключаюсь, а Саша до двух часов ночи чего-то готовит на кухне. Утром встаю и вижу следы Сашиного творчества – скорлупки от яиц, грязные тарелки, кастрюли, стол. Естественно, утром он не до конца проснулся, в дневнике замечания: «Спал на уроках». Но зато видишь, что человек научился готовить по кулинарной книге интересное блюдо.

СОВЕТЫ

Самое главное, что я понял за годы отцовства: детей нужно любить, как бы они себя ни вели. Какое-то поведение детей кажется взрослым абсолютно недопустимым. Взрослый выходит из себя, начинает детей наказывать, хвататься за голову. А через какое-то время понимаешь, что можно было не вкладывать столько эмоциональных усилий. Многие поведенческие модели сами собой изживаются со временем. Когда в 13 лет ребенок говорит, что не хочет учиться, хочет стать дворником, то не нужно хвататься за голову. Важно объяснить, что на рынке этого труда – высокая конкуренция и лентяем там быть все равно не получится.

Надо следить за собой. В отношении интернета, гаджетов. Я понял, что если мы где-то что-то себе допускаем, то потом в эту же яму, которую мы выкопаем, обязательно провалится кто-то из наших детей. Это как нитка с иголкой. Куда прошла иголка, туда пойдет и нитка. Например, я уже лет десять не могу выпить даже бутылки пива, просто чтобы дети не увидели, потому что это пример плохой будет. Как бы если мне можно, то и всем можно. И это при том, что я вообще не пил никогда, ну, может, в студенческие годы чуть-чуть. Но вот года три назад настроение было, купил бутылку пива. Девочки ее схватили, стали в унитаз выливать, мальчики стали кричать «пиво, пиво!» – в общем, перебудоражило это целое семейство.

Нужно хвалить детей, но чтобы это было объективно. Девочку может ужасно раздражать, когда одноклассницы не считают ее красавицей, а мама с бабушкой твердят каждую минуту, что она – красавица, а одноклассницы ничего не понимают. Понятно, что больше верят незаинтересованной стороне.

Хороший, гениальный совет. Я его вычитал у одного священника американского православного. У него пятеро детей, кажется, было. И он инспектировал приходы, где от одного до другого было тысяча миль.

Он чувствовал, что мало времени общается с детьми. И плохо общается, формально. И стал брать с собой в дальнюю дорогу по одному ребенку. И на день-два-три становился как бы отцом одного ребенка. И оказывалось, что за это короткое время очень много они успевают друг другу дать.

Все вопросы выяснить, душами сблизиться, секреты рассказать и т.д. Я стал тоже так делать. Хороший метод. Особенно помогает с теми детьми, с которыми контакт самый сложный.

Очень важно уметь слушать. Я понял, что самые умные родители – великие слушатели. Они умеют не сами говорить детям какие-то правильные вещи, а слушать то, что говорит ребенок. А он говорит часто вещи, которые кажутся родителям ужасными, неправильными, тупиковыми, скучными. Но нужно слушать, слушать, слушать. И тогда ребенок будет проговаривать то, от чего ему нужно избавиться, отказываться от тупиковых ходов.

Это актуально и с девочками, и с мальчиками. Поэтому очень важно, когда кто-то из родителей согласен час, два, три, четыре говорить с ребенком, казалось бы, ни о чем, об одном и том же. Тебе говорят то, что тебя может даже сердить. Допустим, ребенок заявляет, что не будет учиться в школе, пойдет работать. Он об этом говорит, говорит, говорит. Потом сообразит: «Что-то я не то говорю». То есть он сам выговорил какие-то свои тупиковые ходы и таким образом нарыва не произошло.

А еще мы играли с Ваней в такую игру. Он говорил, рассказывал какие-то вещи, которые меня пугали. Потом я предлагал: «А теперь скажи за меня». Так он и говорил и за себя, и за меня, а в итоге получался внутренний монолог-диалог, в ходе которого искались какие-то пути.

В одинаковых футболках с портретами друг друга

Почему-то многие убеждены, что многодетная семья – это такие шерочки с машерочками, для которых нет большей радости, чем собраться вместе за большим столом. И при этом желательно быть в одинаковых футболках с портретами друг друга. На самом деле многодетная семья – это стадо разбегающихся вопящих тараканов. Требуется немало времени, чтобы ощутить, что это счастье.

Родители в многодетной семье всегда равнонагружены. И где-то взаимозаменяемы на уровне укладывания спать и мелких домашних забот. Ну кроме грудного вскармливания, конечно. Все проблемы многодетной семьи начинаются, когда кто-то из двоих родителей по какой-то причине выходит из игры. Например, заболевает, уходит из семьи, или что-то более грустное случается.

Многодетная семья – это как две лошади. Тянут повозку еле-еле, и тут – раз, одна лошадь или ногу сломала, или умерла. И все. Все сразу встало, это финал. Оставшейся лошади уже не стронуть и повозку, и другую лошадь – это дико тяжело.

Например, этой осенью моя жена после 19 лет многодетности и 16 лет непрерывного грудного вскармливания вышла на работу. Она счастливая сейчас работой до ушей, потому что от нас от всех отдыхает. Там хоть и нагрузка с 8 до 18 и все радости педагогической системы, и писанины глупой куча, но все равно намного спокойнее, чем дома.

Я же начинаю понимать, что такое «праведное озверение домохозяйки». На меня двойная нагрузка свалилась, и уже три месяца я – озверевшая домохозяйка, хотя, как и раньше, писать стараюсь каждый день. Зато собаки и кошки теперь понимают мой взгляд! Просто взгляд…

Но усталость домохозяйки – страшная вещь, раньше я ее не понимал! Вроде все одно и то же, но нет ни выходных, ни будних дней, ни ночи, ни дня. Поэтому я пересмотрел свои позиции. Раньше я был уверен, что женщине работать нельзя. А теперь понимаю, что можно и нужно. Если женщина будет долго сидеть дома – она просто сойдет с ума.

Самая жуткая вещь, которую позволяют себе взрослые – это праведные вопли! Ты знаешь, что ты прав, знаешь, как надо делать и как не надо – и тебя начинает тянуть на праведные вопли. А на самом деле нельзя и не надо. Но тянет же!

Автор - Дмитрий Емец

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 5. Сделано с любовью. О воспитании детей.