Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 5. Сделано с любовью. О воспитании детей.


5. Сделано с любовью. О воспитании детей.

Сообщений 21 страница 30 из 91

21

«Раннее развитие — это обман для тревожных родителей». Очень популярная сегодня позиция — в пику всем тем, кто с пелёнок начинал говорить с ребёнком на трёх языках, читать на двух и решать уравнения к году.

Мы тоже против раннего развития. В том понимании, которое вкладывают в него сегодня. Каким оно должно быть — спросили у наших экспертов.

Василий Солтан, управляющий партнёр семейного центра «Как здорово»:
«На тему раннего развития мы в семье и с коллегами долго и много говорили. Изучали вопрос. Действительно, дети, которых рано научили считать и писать, шли в школу гораздо подготовленнее своих сверстников. Мамы гордились, учителя восхищались.
Но в какой-то момент этим детям в обычных школах становилось неинтересно. Они уже все знали, были самыми лучшими. У них не было стимула для роста.
А через несколько лет, когда базовый этап в обучении был пройден и все ученики в знаниях выровнялись, эти дети не успели переключиться с «я все это знаю» на «пора учиться новому». Из первых они превратились в догоняющих. И наши психологи это подтверждают: только гармоничное развитие».

Александр Покрышкин, детский психолог, игровой терапевт:
«Развитие должно соответствовать возрасту. Но под термином «раннее развитие» сегодня часто подаётся обучение чтению, счёту. Это, конечно, возможно технически. Но для ребёнка такие занятия сопровождаются серьёзной нагрузкой на растущий мозг. Это трата ресурсов. То есть развиваете одно в ущерб развитию других — более важных в раннем возрасте — мозговых функций. В 2-3 года у ребёнка должно сформироваться сенсорное восприятие, восприятие собственного тела. Важно, чтобы он научился воспринимать окружающий мир.
Ещё один важный аспект... Часто родители ошибочно полагают, что любое наше взаимодействие с ребёнком должно носить развивающий характер. Ребёнок играет в машинки, а мы его пытаемся обучить: какого цвета машинка, сколько машинок, куда они едут. В определённом смысле ребёнка это тоже напрягает. Представьте: с вами будут общаться не потому, что приятно и хочется, а потому, что постоянно хотят что-то или требуют.
Такое отношение в результате выматывает всех. Ребёнок не получает удовольствия от игры, теряет интерес.
Важно играть с детьми: какой будет сюжет игры, нужно исходить из особенностей конкретного ребёнка. Я занимаюсь с разными детьми, и вижу, какой безумный интерес может вызывать счёт от 0 до 100 у 3летнего ребенка, когда он водит указной по числам и на каждом десятке находит сюрприз с историей, который можно пощупать, понюхать, даже погрызть при желании. Все должно быть в комплексе, ненавязчиво, интересно должно быть всем, кто в этой игре, в удовольствие. если взрослому не хочется играть, объяснять, да просто говорить, он устал-нужно просто создать условия для малыша. постелить скатерть на пол, дать тазик с крупной фасолью, спрятать туда некрупные предметы для счёта, ведерки, лопатки и сиди смотри, как малыш сам себя развлекает. Таких секретов много, и не нужно мешать процессу ребёнка, но и не нужно забывать, что любой процесс взрослый может обогатить, и в этом нет ничего страшного. Для детей дошкольного возраста все ново, все сложно одинаково, поэтому нужно пробовать и понимать, многое детки начинают любить только после того, как мама показала, как это делать, после того, как они сделали вместе: будь это читать, считать, танцевать и тд. Самое главное в воспитании ребёнка - любовь взрослого к жизни и умение быть в этом состоянии чаще, чем в состояниях со знаком минус, малыш видит и в любом случае впитает то, как в его семье. Поэтому раннее развитие - это скорее самовоспитание и открытая демонстрация своему ребёнку.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

22

СТАРШИЕ ДЕТИ - НЕ НЯНЬКИ МЛАДШИМ

Психолог Катерина Дёмина — о том, почему старшие дети — это просто дети, а не родители или няньки младшим.

Начинается всегда с малого: «Детка, пригляди за малым, пока он спит, я хоть в душ схожу». Приглядела, вроде ничего страшного не произошло. Малыш проснулся, не рыдал, старшая трясла над ним погремушкой и всячески копировала ваши интонации. Довольна и горда собой страшно: «Мама, правда, я молодец и твоя помощница?». Да, солнышко, ты моя умница, вот тебе киндер-сюрприз и поцелуй бонусом.

Дальше — больше: «Последи за братом на площадке, я отбегу в магазин». Это уже сложнее. На площадке много опасностей, да и другие дети ведут себя непредсказуемо. В этот раз обошлось, в следующий обошлось. А на пятый раз мама возвращается из магазина с пакетами, подходит к качелям, на которых старший качает младшего, и вдруг младший с воплем «Мама пришла!» спрыгивает и получает железякой прямо в лоб. Кровища, травмпункт, скобки. Младший успокоился быстро, а вот старшего рвало, он всё ещё нервничает и наотрез отказывается идти гулять на площадку.

Первое противопоказание к тому, чтобы оставлять малышей на попечение старших, если разница в возрасте менее 12 лет: они физически не могут справляться. Приглядеть несколько минут, пока мама готовит ужин, — да. Но не гулять одним, не оставаться дома более чем на пять минут. Реальных пять! А не «Я на пять минут к соседке, а ты помешивай кашу каждые полчаса».

Кто-то может мне возразить: «Вот раньше все гуляли с братьями-сёстрами — и ничего». Да, гуляли. И дома оставались одни на целый день. Я раньше работала в детской реанимации. Кипяток, выпал из окна, ножницы, утюг, удушение в игре, засунул бусину в нос, и она провалилась в лёгкое, положил руку на плиту — это только за первые три дня работы.

Семилетний не может удержать пятилетнего от опасных поступков. А иногда ещё и поможет, например, подсадит на подоконник. Не со зла, конечно, чисто из познавательного интереса. Вы почитайте внимательно какие-нибудь «Денискины рассказы» или Носова, сборник «Фантазёры». Не из детской, а из взрослой позиции. Волосы же дыбом встают! То на крышу полезли по пожарной лестнице, то кашу варили, то животных мучили, то на улицу выбежали и заблудились. Я сама лет в пять пыталась делать брату уколы пустым шприцем (ага, в доктора играли). Чудом просто воздушную эмболию не организовала пацану, он заорал сильно. Так что, пожалуйста, оценивайте возможности детей реалистично.

Если разница в возрасте 12 лет и больше, можно использовать старшего в качестве полноценного бебиситтера. Но только по договорённости и за плату. Смотрите. Одно дело — в охотку поиграть с младшим тогда, когда тебе хочется, и столько, сколько хочется. И совсем другое — взять на себя ответственность за безопасность другого человека, к тому же абсолютно безмозглого. У подростка обычно своё, довольно напряжённое расписание, которое включает в себя школу, личную жизнь, спорт и дополнительные кружки. Если вы рассчитываете на него как на полноценную рабочую единицу, вы должны компенсировать затраты. Это могут быть деньги или дополнительные удовольствия («Ты отпускаешь нас с папой вечером в кино, а мы за это везём тебя на каток в воскресенье»), какая-то дорогая покупка.

С другой стороны, у всех есть свои общественные обязанности в доме, поэтому «заниматься с младшим» может быть оформлено как часть домашней работы. Но всё это должно быть проговорено: сколько часов в день, по каким дням, закрывает ли это квоту полностью или есть ещё какие-то ожидания (например, мусор выносить). Мне этот подход кажется более здоровым, чем платить деньгами. Всё же у нас тут семья, такое специальное объединения для поддержки и заботы друг о друге, а не инкубатор по выращиванию потомства.

Самое главное, что необходимо держать в голове родителям, — старшие дети не виноваты, что вы родили себе ещё наследников и не рассчитали силы. Ещё раз повторю: если только не война, то воспитание и присмотр за детьми — это обязанность родителей.
Старшие дети могут помогать, могут делать это добровольно и с удовольствием, но ответственность — только на вас
А часто видишь (с огромным сожалением, сочувствием и желанием немедленно вмешаться), как старших наказывают, ругают за проблемное поведение младших, что тот испачкался или упал, или потерялся. «Тебе же велено было следить! Ты куда смотрела?!». А ей самой лет семь. За ней бы кто присмотрел.

И как часто в терапию приходят потом эти ответственные, очень заботливые, очень внимательные девочки, у которых почему-то не получается завести собственных детей. Потому что на самом деле внутри у неё есть знание: «Дети — это непосильная ноша». Так что хотите когда-нибудь внуков — сами занимайтесь своими детьми. Это для всех будет полезно.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

23

Теперь у нас в доме заведены новые правила, чтобы дать моим детям возможность оставаться детьми.

На новогодних каникулах я сделала для своих детей лучшее, что только могла: договорилась о том, чтобы мы всей семьей ходили в театр через день. Только на самые хорошие и проверенные постановки. И после спектакля, конечно же, перекус в кафе. И в самом театре, естественно, какие-то подарочки. Красота! Но перед пятым нашим выходом в свет они сказали мне практически хором: «НЕТ! Мы в театр больше не пойдем!». Я опешила.

- Почему? Ведь все прекрасно — и спектакли, и кафе, и подарки. Что не так?
- Все не так, — мрачно ответили дети. — Мы не хотим больше красиво одеваться, аккуратно причесываться и идти в этот твой театр. Надоело.
- А кафе? — сделала еще одну попытку я.
- Нет. Бульон с макаронами и мультики. — отрезали дети.
- А каток? — не сдавалась я, и снова услышала «нет».
- Мы вообще-то хотим дома побыть.

И пока дети последние пару дней каникул пребывали в блаженном для них ничегонеделании, я заметила, что они почему-то не досаждали мне своими просьбами и капризами, не ссорились друг с другом и даже не выклянчивали мультики.
Но началась школа, и все покатилось по-старому: дом у нас шумный, за словом в карман никто не лезет, в обиду себя не дает. Мы живем дружно и мирно, но периодически, особенно, когда надо успеть и позаниматься музыкой, и сделать уроки, и погулять засветло хотя бы полчаса, на стенку друг от друга бросаемся.

- Садись заниматься!
- Нет!
- Давай делать уроки!
- Нееет!
- Уберись в комнате!
- НЕЕЕЕТ!!!

И так по восходящей — до бесконечности. Пока я, наконец, не заболела — и на время потеряла способность заниматься организацией жизни собственных детей. Тогда — вдруг — дети поменялись совершенно. Они стали со мной милыми и предупредительными. С восторгом кашеварили на кухне и содержали свою комнату пусть в условной, но все же чистоте. Повизгивали от восторга, когда кто-нибудь из них троих придумывал, что можно пойти погулять, и за пять минут собирались на улицу сами, ничего при этом не забывая — ни шапок, ни варежек, ни даже помочь друг другу застегнуть молнию.

Моя простуда явно шла на пользу всему дому — и нашим отношениям с детьми особенно.

И пока дети гуляли, а я болела, я стала вспоминать, что в принципе-то ничего не поменялось: свободнее и веселее всего дети всегда были именно тогда, когда ими никто специально не занимался. Тогда они начинали танцевать в своей комнате, или устраивали цирк, билетики на который трогательно приносили всем домашним, или просто медитативно расчесывали волосы своим бесконечным куклам. Они были изящны и грациозны в эти моменты. Улыбались, напевали что-то себе под нос, чему-то своему тихо смеялись и были похожи на девочек с картин импрессионистов.

Стоило же мне или мужу войти к ним в комнату не для того, чтобы блаженно поваляться со своей книжкой возле них, а для того, чтобы дать им очередное задание, они ощеривались, зажимались, поднимая плечи почти к ушам, и начинали говорить злыми и противными голосами. Все сразу становилось не по ним, все вызывало неприятие, они начинали раздражать друг друга, и неминуемо вспыхивала ссора.

Так было всегда. Во всяком случае, у моих детей. Просто я забыла об этом, с сентября провалившись в школьный ритм жизни — мы не успеваем, у нас не получается, мы все равно какие-то не такие, и сделать все школьные задания хорошо не сможем, как бы ни убивались над уроками.

Я прочитала миллион статей про то, что сидеть с детьми над домашними заданиями необходимо, и про то, что это катастрофически вредно, про то, как счастливо наше поколение, выросшее во дворах, и как несчастно нынешнее. Я прочитала столько всего, что забыла самое главное: смотреть на своих детей, слышать их учитывать их и только их. Ну и себя, конечно.

И когда я увидела своих детей снова через полгода после начала учебного года, я поняла.

Достаточно того, что они дети и хотят играть в куклы.

Так пусть и играют. А тройки и четверки по русскому — ну что ж. Лучше так, чем они окончательно поверят, что в жизни есть только слово «надо» и ничего больше.

Поэтому теперь у нас новые правила, призванные дать моим детям возможность оставаться детьми:

1. Час свободного времени
У них всегда, даже в самый загруженный занятиями день, должен оставаться как минимум час свободного времени дома, когда они в своей комнате делают что хотят, а взрослые входят к ним только со стуком. Этот час — не гуляние, не мультики, и не игры в телефоне. Это именно ничегонеделание, дуракаваляние

2. Перерывы
Если я не могу сделать так, чтобы между общеобразовательной школой и музыкальной было хотя бы два, а лучше три часа времени, я снимаю их с последних уроков в обычной школе, а то и вовсе не веду их туда. Может быть, кто-то из детей так и может, не теряя при этом ни желания, ни способности к обучению, но мои — нет. А заниматься с ними Изображением Бурной Деятельности — я не хочу принципиально

3. Не «надо», а «хочу»
Все развлечения, которые нужно организовывать и куда нужно специально добираться — театр, лекции, музеи, кино — это тоже для детей большая нагрузка. Кроме того, это в принципе должно быть очень желанным событием, иначе в нем вообще нет никакого смысла. Ведь все перечисленное — по своей сути — про «хочу», а не про «надо». А, значит, и не стоит ходить туда слишком часто, чтобы это «хочу» успело родиться в душе ребенка, сформироваться и окрепнуть до внятного, в идеале — вслух высказанного желания. Так что два раза в месяц, на самом деле, более чем достаточно. И вообще надо сто раз подумать, занимать ли выходной выходом в свет, или стоит побыть дома и, может быть, если будет настроение и подходящая погода, выбраться на ближайший каток. Или не стоит

4. Один день, одно дело
Ну и главное правило выходных, которого я придерживаюсь: один день — одно дело. Никакого нагромождения событий типа — утром кино, днем каток, вечером гости. Одно дело. Или кино, или каток, или гости. И много свободного времени вокруг. Тогда это — выходные, а не загруженный до предела изматывающий день

Если следовать этим правилам, у детей (во всяком случае, у моих) остается время на то, что почему-то называется ничегонеделанием, а на самом деле является самым нужным для людей любого возраста действием — пребыванием с самим собой наедине. Проще говоря, у них остается время побыть детьми. А это стоит всех пятерок и спектаклей мира.

Источник - https://ponaroshku.ru/blog/ne-nado-ikh-nichem-zanimat/

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

24

Мама ведет маленькую дочь в школу, держа её за руку. В этот момент у неё в голове не перестают всплывать мысли о массе дел, которые нужно сделать: зайти в магазин за продуктами, убрать дом, приготовить еду. Ей изрядно надоели все эти бытовые задачи, которые приходится выполнять каждый день. Иногда так хочется, чтобы дочь поскорее выросла и смогла сама ходить в школу. Может быть, хотя бы тогда у мамы появится несколько свободных часов или они с мужем смогут несколько дней отдохнуть вместе. В семье также есть младший сын, который все время капризничает и плачет ночами. Ночи в последнее время стали казаться ей просто бесконечными, она просто мечтает об отдыхе хотя бы на пару часов.

Но вот какое письмо она написала. Её слова поражают:

«Когда вы впервые обнимаете своего ребенка, вы полностью меняетесь, вы уже никогда не будете таким человеком, каким были раньше.

Возможно, вы будете скучать по той себе, какой были когда-то.

Когда у вас была свобода, время.

Когда было намного меньше поводов для беспокойства.

Вы поймете, что значит настоящая усталость, какой вы не испытывали никогда ранее.

Дни будут проходить один за одним так, будто они все одинаковые, занятые кормлениями и отрыжками, сменами подгузников и плачем, жалобами и спорами, короткими отрывками сна или вообще без него.

Может показаться, что это какой-то бесконечный круговорот одних и тех же событий.

Но не забывайте….

Все бывает в последний раз.

Настанет день, когда вы в последний раз покормите своего малыша грудью.

Он будет засыпать у вас на коленях после насыщенного дня.

И придет день, когда вы в последний раз сможете обнять своего ребенка во время сна.

Однажды вы будете нести его на руках.

А потом наступит день, когда вы уже не сможете поднять его и нести так же.

Вечером вы будете купать его в ванночке.

А потом он вдруг захочет мыться сам.

Он будет держать вас за руку, когда вы будете переходить дорогу.

А потом уже никогда об этом не попросит.

Он проберется к вам в комнату посреди ночи, чтобы вы его обняли. И неожиданно это станет последним разом, когда он разбудил вас ради этого.

Однажды вы будете петь вместе с ним веселую детскую песню и повторять все движения из неё. А потом вы уже никогда не споете её с повзрослевшим ребенком.

Он поцелует вас на прощание перед школой, а через пару дней попросит вас больше этого не делать.

Однажды вы в последний раз прочтете ему сказку на ночь и вытрите испачканное личико.

Однажды он в последний раз будет бежать вам навстречу и радостно прыгать на руки.

Факт в том, что вы никогда не знаете, когда случится этот последний раз.

Поэтому пока вы переживаете все эти моменты, цените их и помните, что когда-нибудь их не будет и ничто их больше не вернет».

Эти слова помогут всем родителям, измотанным ежедневными проблемами и заботами. Быть матерью – тяжелый труд, но это также огромное счастье и уникальный опыт, полный моментов, которые мы с нежностью храним в памяти и по которым рано или поздно будем скучать.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1

25

ЧТОБЫ ДЕТИ В СЕМЬЕ РОСЛИ ДРУЖНЫМИ

1) Давать детям возможность заботиться друг о друге (не заставлять, а приветствовать инициативу).
Например, если один ребёнок обидел другого, можно дать некоторое время, чтобы он попробовал его утешить, а не бросаться самим успокаивать. Обижающий при этом поймёт, что в его силах не только испортить атмосферу, но и наладить её тоже.

2) Подсказывать детям, как они могут друг другу помочь, делать что-то вместе.

3) Не говорить, что вы любите всех одинаково, а подчёркивать индивидуальность и важность каждого ребёнка в отдельности.

4) Не сравнивать детей друг с другом! Даже если сравнение кажется положительным для обоих, это может подтолкнуть их к дальнейшему соревнованию. Лучше сравнивать каждого ребёнка с его прошлыми достижениями.

5) Нельзя навешивать ярлыки и давать детям фиксированные роли в семье. Если одного ребёнка называют "наш танцор"
или "певец", то это обесценивает эту область развития для других детей, а сам ребёнок будет вынужден застрять в этом звании, даже если захочет поменять свои интересы.

6) Каждому ребёнку нужно стараться уделять время наедине, без других детей.

7) Если оба ребёнка требуют внимания одновременно, нужно периодически отвлекаться вперёд на старшего, даже если младший совсем младенец и кажется, что его нужды важнее.

8) Не подавлять конфликты, а признавать право детей на негативные чувства друг к другу, учить их правильно выражать свои эмоции.

9) Не стараться постоянно вмешиваться и выносить свой вердикт, иногда достаточно просто выслушать обе стороны и признать их право на злость и обиду. Когда они выскажут свои претензии родителю, их накал по отношению друг к другу спадёт.

10) Озвучивать невысказанные чувства при конфликте, когда сами дети их не осознают.

11) Не принимать ничью сторону в конфликте, т.к. даже ребёнок, вроде бы инициирующий агрессию, изначально сам чувствует фрустрацию от невозможности сделать что-то по-своему.

12) Напоминать о позитивных моментах, которые недавно случались, как один ребёнок позаботился о другом, помог ему, рассмешил, сделал комплимент. Подчёркивать, что они это делают, потому что любят друг друга.

13) Говорить, что семья - это самое главное, что брат или сестра всегда будут рядом, как бы они не ссорились.

14) Не забывать, что старшие дети тоже всегда остаются детьми, они тоже маленькие, нельзя требовать от них чего-то только потому, что они "уже большие" и должны терпеть, помогать, подождать и т.д.

15) Не заставлять старших заботиться о младших, не вменять им в обязанность какие-то рутинные дела. Если ребёнок хочет помочь, делает это постоянно - это можно принимать и поощрять. Но у него всегда должно быть право передумать и перестать вам помогать.

16) Выстраивать привязанность в соответствии с возрастными уровнями, то есть, начинать с уровня чувств, давать детям прикасаться друг к другу, учить их делать это осторожно, не исключать физический контакт с младенцами, даже если
вам страшно. Потом подключать приёмы, укрепляющие привязанность на следующих уровнях.

17) Заранее не давать старшему ребёнку ложных надежд, что малыш родится и будет с ним играть, будет его любить. Лучше описывать будущее как можно более реалистично, что играть он сможет ещё нескоро, а сначала будет плакать, кушать и спать, часто лежать у мамы на ручках.

18) Можно устраивать "кукольный спектакль" с младшим ребёнком, пока он ещё не говорит, произносить фразы за него, бегать с ним за старшим в догонялки, озвучивать, что это они вместе "играют" друг с другом.

19) Поощрять интерес и заботу старшего о младшем, контролировать и учить, как это нужно делать (водить его ручки своими руками, например), не ограничивать их контакты в моменты, когда старший искренне хочет сблизиться с младшим, даже если у него поначалу плохо получается. Это очень хрупкое желание, которое можно легко разрушить
запретами или своей бурной реакцией.

20) Не разделять детей  после рождения младшего, не отдавать старших няне, бабушкам. Чем больше времени дети проводят порознь, тем меньше у них возможностей научиться мирному сосуществованию, узнать друг друга, сонастроиться.

21) Поставить рядом кровати, чтобы они были физически ближе друг к другу. Если дети не против, можно организовать им совместный сон.

22) Давать старшему побыть малышом, поиграть в маленького, если ему хочется (разрешать полежать в детской кроватке, носить его на ручках, заворачивать в пелёнку, помогать одеваться, кормить с ложечки или из
бутылочки и т.д.).

23) Выдать старшему персональную "ляльку" - куклу, чтобы он мог с ней проделывать те же мероприятия, что и мама со
своим младенцем. Сшить/купить кукольный слинг, одежду, пожертвовать памперс, пелёнку и т.д.

24) Устраивать совместные купания, валяния, сидения на коленках у родителей, ношения в слинге/на руках
двоих одновременно, если хватает сил.

25) При просмотре фото и видео подчёркивать похожесть детей и отмечать их индивидуальность в одном и том же возрасте.

26) Выделить каждому ребенку зону только для его вещей, не разрешать другим детям брать их без спроса у хозяина.

27) Учитывать индивидуальные интересы каждого ребёнка (не выбирать между танцами для дочки и борьбой для сына и тем более не отдавать дочку на борьбу за компанию).

28) Организовывать совместные семейные дела в отрыве от ровесников (особенно хороши походы и поездки).

29) Одевать детей похоже, хотя бы в одной цветовой гамме или в один идентичный предмет (шапки, шарфы, сумки).

29) Если оба ходят в один садик, можно попросить воспитателей разрешить им видеться в течение дня.

30) Выбирать с одним ребёнком подарки для других, заодно можно обсудить, чем они увлекаются, что любят.

31) Призывать одного ребенка разделить ваше восхищение другим: - Какой же он (она) у нас умный (-ая)! (красивый, добрый, сообразительный...); - У тебя очень заботливый брат/сестра, тебе повезло!

32) Называть одного ребёнка в присутствии другого "наш Саша, наша Анечка".

33) Учить старшего, чем он может занять младшего, чтобы совместная игра  была продуктивной - выдать ему какую-то игрушку, научить несложным действиям в общей игре, отвлечь. Таким образом у младшего будет меньше соблазна влезть на территорию старшего и что-то ему испортить, вызвав у того недовольство.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1

26

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

✔Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине!

✔ Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки!

✔Не «нападаем» на ребенка всей семьей!

✔Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.

✔ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в дом и т.д.

✔Создайте в семье традицию успешных переговоров. Спросите своего ребенка, что он чувствует, когда участвует в принятии решения наравне со взрослыми.

✔Давайте будем говорить нашим детям о том, как мы их любим!

✔ Разделите, для себя в первую очередь, отношение к своему ребенку и к его поступкам.

✔Поговорите с ним о его реальных достижениях и о чувствах, которые у него возникали во время процесса и при получении результата.

✔Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

✔Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

✔Важно, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить, получать удовольствие от покупок, относиться ответственно к семейным деньгам, уважать труд и тех, кто трудится. И тогда, когда он вырастет, он научится зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

27

ХОРОШИЕ ДЕТКИ

У меня была бабушка. По утрам она заставляла меня бегать вокруг районного дворца культуры. Грустная тучная девочка в тесных кроссовках заворачивала за угол и переходила на шаг. Но стоило выдохнуть, как из-за следующего угла появлялась чуть запыхавшаяся старушка (ветеран, инвалид, с артритом, артрозом, вдобавок — контуженная) и командовала: «Бежать, кому говорят!» И я бежала. Это самое страшное воспоминание моего детства.

Ещё у меня был дедушка. Он работал шофёром и пару раз катал нас с друзьями на своем дребезжащем Драндулете (да, у автобуса было имя). Это самое счастливое воспоминание моего детства.

Ещё была мама, но тут всё понятно, мама — она и есть мама. Когда она уезжала в командировку, я открывала шкаф с мамиными кофточками, зарывалась в них, чтобы почувствовать запах, и плакала. Это самое сладкое воспоминание моего детства.

А папы не было. Впрочем, это меня совершенно не расстраивало, потому что отцы в нашей школе встречались нечасто. Зато у всех были сёстры и братья. О-о-о-о! Ничто так не поднимало рейтинг, как младшая сестра в коляске, которую тебе доверили катить. Или — мечта жизни! — брат-десятиклассник, который всегда готов дать пинка твоим обидчикам и в которого влюблены все твои подружки.

Я была одна, и до недавнего времени считала: единственный ребёнок — самое грустное, что может случиться с тобой в детстве. Мой муж тоже был один. Поэтому мы сначала родили сына, а через пять лет — дочь. И понеслось.
— Почему эта дура плачет? Уймите свою девку, я спать хочу!
И это мой нежный интеллигентный мальчик.

«Ничего. Главное, что подушкой не пытается задушить! Когда Борю принесли из роддома, я кричал: «Убью!» — капал моей маме валокордин друг семьи, профессор, сын академика, рассказывая про своего младшего брата, профессора номер два.

Впрочем, наличие младшей сестры давало и кое-какие преимущества. Скажем, когда вечером мы с коляской подходили к детскому саду, там разворачивалось действо. Дети стояли тихо в трепетном ожидании, а сын командовал: «Так, ты со мной сегодня дружила, поэтому я разрешаю посмотреть на мою сестру. А ты мой компот выпил, тебе не разрешаю!» Мальчик Петя разворачивался и понуро брёл прочь.

Как образованные люди, мы прочитали много специальных книжек: про детскую ревность, про то, что из неё следует, и про то, как с ней работать. Мы всё делали правильно, и какое-то время было тихо. Примерно два года — до тех пор, пока наша крошка не научилась нарочно рисовать в чужих тетрадках, нарочно залезать на верхнюю полку и нарочно швырять оттуда детали парковки «Лего», только вчера собранной. В тот раз я впервые попробовала «Новопассит», а муж сказал «Боже, помоги!» — и записался к психологу. Психолог сказал: всё в порядке, хорошие детки.

Спустя восемь коробок успокоительных, семьсот тридцать один день, тысячу двести минут, проведённых в разговорах с подругами, у которых были старшие и младшие братья-сёстры, две тысячи прочитанных комментариев в детско-психологических сообществах — я немного успокоилась.

Просто теперь, когда я смотрю на чужие семейные фотографии, где старший умильно помогает младшему застегнуть коньки, я восхищаюсь не детками, а реакцией родителя, который успел запечатлеть эти доли секунд до того, как коньки не стали предметом ссоры или — того хуже — орудием драки.

А если другие восхищаются, как заботливо старший катает младшего на карусели, я удивляюсь: как они не замечают, что вся фишка в том, чтобы раскрутить карусель так, чтобы мелочь орала от ужаса. При этом, надо заметить, мелочь может быть вполне счастлива.
И когда звонит моя мама: «Я купила внуку лупу, а вот что подарить внучке?» — я, не задумываясь, отвечаю: «Лупу!» На резонное: «Зачем четырёхлетней девочке лупа?» — говорю: «Затем!» Вы не поверите, но мама не послушалась и вместо второй лупы купила куколку. И что? «Зачем девятилетнему мальчику кукла?» — поинтересовалась продавщица. «Затем!» — огрызнулась я.

Теперь я знаю, что из двух одинаковых мороженых какое-то всегда больше, в одной из двух одинаковых книжек картинки ярче, а с соседнего места в кинотеатре обязательно лучше видно. И вообще, если одна жвачка в пачке помялась, вторую надо измять точно так же, прежде чем вручать их детям.

Ещё я знаю, что мои дети дружат, только если затеяли какую-то совместную пакость. Которая всё равно закончится обидами и слезами. О, ещё они дружат против внешнего врага. Как правило, им оказываюсь я. Если второй час подряд мне никак не удается уложить их спать, я ору на обоих. Дети обижаются, обнимаются и плачут, а через три минуты — спят.

Агния Барто — бессмертна:
— Ты почему толкнул мою сестру?! Никто не имеет права её толкать, кроме меня! А ну извиняйся, кому говорю! Не плачь, моя хорошая.
На днях моя девочка запустила лопаткой в восьмиклассника, который попытался отнять у её брата бакугана. Надо сказать, что под напором двух малолеток восьмиклассник ретировался. Так что братья-сёстры — это сила.

А сегодня утром сквозь сон слышу:
— Эй ты, иди сюда! Доброе утро! Голодная, небось? Вот тарелка, подожди, я тебе хлопья насыплю. Ложку взяла, быстро, кому говорю! Подожди, ты не сумеешь, молоко я сам налью. Вот, приятного аппетита!
— А поцелуй меня ещё в правую щёчку. Ты мой любимый братик! Придурок, зачем ты мне дал зелёную чашку? Я хочу розовую!

И вот я думаю в ужасе: а может, вчерашняя битва на подушках, закончившаяся слезами, обидой, а также двумя подзатыльниками, тремя синяками и одной царапиной (скажите мне, как можно поцарапаться подушкой?) и станет самым счастливым воспоминанием их детства? Может быть, так и должно быть? А мы просто ничего не понимаем, потому что были одни.
http://s1.uploads.ru/t/Iib42.jpg

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

28

5 ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ С ОБРАТНЫМ ЭФФЕКТОМ

1. Чтобы ребенок успокоился, нужно его отвлечь

Цель: помочь ребенку справиться с негативными чувствами.
Результат: отвлеканием мы способствуем тому, что негативные чувства остаются внутри ребенка и не находят выхода. Даже если внешне он при этом успокаивается, вероятнее всего, они дадут о себе знать при первом удобном случае, а мы будем удивляться, почему это из-за какой-то ерунды ребенок закатил часовую истерику.
Эмоции — это энергия, ее необходимо как-то использовать. Почему-то мы наивно полагаем, что они могут просто исчезнуть. Пожалуй, нет больше в мире вещей, от которых мы ожидали бы подобных чудес.

Мы прекрасно понимаем, что чувство голода никуда не денется от того, что мы займемся работой (да, про него на время можно забыть, но организм будет прилагать все усилия, чтобы сообщить нам, что пора подкрепиться). Мы не думаем, что бардак в квартире рассосется, если мы из нее на какое-то время уйдем. Наконец, мы не тешим себя иллюзией о том, что позывы в туалет пройдут сами собой (навсегда и бесследно!), если отвлечься на что-то другое, только потому, что они возникли не вовремя. Мы просто ищем способ ответить на эти сигналы наиболее цивилизованным способом:)
Эмоции требуют от нас того же. Они возникают не от дурной наследственности и не от природной склонности детей быть манипуляторами и вредителями — они сообщают нам о том, что что-то пошло не так. И даже если невозможно это что-то исправить, их необходимо выразить, прожить, чтобы они не накапливались и не создавали эффект неразорвавшейся бомбы.

2. Если ребенок кусает — нужно укусить в ответ

Цель: показать ребенку, что укус — это больно, развивать в нем сочувствие.
Результат: мы демонстрируем таким образом много всяких идей ребёнку, но только не то, что кусать нельзя, потому что это причиняет боль. Например, мы показываем, что кусать все-таки можно, раз сами себе это позволяем. Также мы демонстрируем, что побеждает сильнейший. Ещё — что нам его не жалко, и мы готовы причинить боль. Что надо мстить. Что от нас можно ожидать всякое.

Почему мы рассчитываем на то, что отзеркаливание действий ребёнка приведёт к появлению сочувствия? Потому что надеемся на то, что ребёнок сделает простой математический ход: меня укусили и мне больно — следовательно, когда я кусаю, укушенному тоже больно. Мне не нравится, когда мне больно — следовательно, и другому человеку это не понравится. Я люблю своих родителей — следовательно, я не хочу, чтобы им было больно, потому что боль — это плохо. В голове все это звучит гораздо короче, а если пытаться оречевить — получается, что ход вовсе не один. А еще, рассчитывая запустить в голове ребёнка этот алгоритм, мы не помним, что
а) у него еще нет словесно-логического мышления для такой многоходовки;
б) в дело вмешиваются чувства — ему, например, страшно. Или обидно. Или всё вместе. И доверие к воспитателю подрывается. Тут уж не до логики.
Таким образом, если цель подобного приёма — сделать так, чтобы ребёнок не кусался, возможно, этот вариант сработает. Если же цель — научить сочувствию, эмпатии, то стоит подыскать другой вариант.

3. Чтобы ребёнок не вырос жадиной, надо настаивать, чтобы он делился

Цель — научить ребёнка быть щедрым.
Результат: самый что ни на есть, противоположный: ) Как правило, нам хочется делиться в двух случаях:
1) мы уверены, что того, чем мы делимся так много, что нам не придётся себя ущемлять;
2) нам очень хочется сделать приятное близкому, и мы готовы даже пожертвовать чем-то, чего нам и самим хочется.

Есть ещё вариант делиться с каким-то расчётом: например, добиться расположения. Или потому, что мы боимся, что о нас плохо подумают. Вот как раз последний вариант «щедрости» — частое следствие такой тренировки. А первые два требуют определённой степени зрелости, готовности смешивать чувства (я хочу это сам, но мне хочется сделать приятное) и созревания пространственно-временных представлений (я знаю, что я смогу получить это снова). До определенного возраста не стоит этого ожидать от ребенка (уж точно не надо требовать этого от малышей в песочнице — именно там главное средоточие «педагогики щедрости»). Как же помочь ребенку быть щедрым? Все банально — личный пример (искренней щедрости, а не вынужденной, показной). И перед тем как стать щедрым надо прочувствовать, что такое собственность. То есть если у ребенка просят игрушку, надо признать за ним право отказать.

4. Чтобы ребенок не стал плаксой, надо показывать ему незначительность его проблем

Цель: помочь ребенку легко справляться с переживаниями.
Результат: приблизительно такой же, как и с отвлеканием. Единственный способ справиться с эмоциями — выпустить их наружу. Другое дело, что можно делать это по-разному: рыдать, кричать, кусать себя, пинать кошку, проговаривать чувства, нарисовать их, написать письмо. Но для того, чтобы овладеть разными способами, нужно время и опыт. И хорошо бы, чтобы это сопровождалось принятием и поддержкой взрослого.

Почему взрослые не плачут над каждой царапинкой? Отнюдь не потому, что им сказали, что это ерунда, а потому, что они САМИ знают, что это — ерунда, и это — следствие опять-таки развитой интеграции и временных представлений. Они знают, что боль от царапины скоро пройдет, что она быстро заживёт. К этим знаниям их привело неоднократное проживание этой ситуации в сочетании с постепенным развитием мозга. А вот те, кто, следуя примеру настойчивых взрослых, стал запрещать себе испытывать эмоции «из-за ерунды», нередко взваливают на себя непосильную работу, терпят неуважительное отношение или затягивают с решением проблем со здоровьем, потому что им сложно понять, что стоит слёз, а что — нет.

5. Чтобы ребенок был вежливым, надо с раннего возраста требовать соблюдения правил приличия

Цель: научить ребенка быть внимательным и заботливым.
Результат: может и не противоположный, но мало коррелирующий с заботливостью и внимательностью. Все зависит от того, сколько эмоций и труда мы вкладываем в работу над вежливостью. Если ребёнок от наших требований чувствует, что мы не готовы принимать его «букой» (а то, придёт ли ему эта идея в голову, зависит не только от того, подразумеваем ли мы это, но и от чувствительности ребенка), вряд ли для него это станет приятной процедурой и проявлением заботы. Это будет обременяющей обязанностью.

Если просто время от времени подсказывать, не настаивая — вероятно, это не приведёт к противоположному результату, но лучше понимать, что вы это делаете ради благополучия окружающих, а не ради развития детской морали. Забота и внимательность раскроются в ребёнке сами в условиях тёплого, принимающего и доброжелательного окружения, транслирующего ему ощущение безопасности окружающего мира.

Надежда Монастырская

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

29

СКАЗКА О СОЗАВИСИМОСТИ.

Однажды одинокая курица подобрала маленького скворца. Теперь её мучениям придёт конец. Она больше не одинока. Птенец ещё не умел летать, был беспомощен и нуждался в защите. Его беспомощность грела её сердце. Теперь она могла ответить себе на вопрос, который давно её мучил: "кто я и зачем?"

- Я та, которая будет заботиться о нем. Я все для него сделаю. Я посвящу ему жизнь. А он всегда будет рядом со мной. Однажды он поймёт, скольким я пожертвовала ради него... - радостно кудахтала курица. И всё обрело смысл.

Пролетали дни и птицы... Постепенно в сердце курицы поселилась чёрная тревога. Ее маленький скворец все чаще заглядывался на пролетающих в небе птиц. Иногда он расправлял свои крылья и задумчиво смотрел на них. Однажды он спросил курицу:
- А мы тоже так можем? Парить в небе?

Курица испугалась. Задыхаясь от страха, она прокудахтала:

- Ты разве не понимаешь, как это опасно? Ты же у меня такой маленький и слабый. Посмотри на себя! Ты сразу же разобьешься, даже и пробовать не смей!
Она заметила, как её скворец сжался от страха, он все ещё безоговорочно ей верил. Её голос стал липким и протяжным:
- Я же столько для тебя сделала. Я всю жизнь тебе отдала! Я всё ради тебя! И это твоя благодарность? Ты хочешь разбить моё сердце?

Скворец совсем не хотел разбить её сердце. Нет-нет, он не выдержит, если по его вине с ней что-то случится! Он никогда её не подведёт, ведь она же все для него!

Курица не унималась:
- Я не переживу, если с тобой что-нибудь случится! Я умру! Ради твоего же блага, перестань мечтать о всяких глупостях!
И скворец изо всех сил заставлял себя больше не мечтать. Он очень старался быть хорошим.
Это было невыносимо. Ему часто снилось, как он свободно парит в небе. Как красиво расправлены его крылья. Какими сильными и ловкими они стали.
Эти сны пугали его. "Она не переживет этого. Как я могу быть таким неблагодарным? Она же так любит меня!"
Курица кудахтала все громче. Но небо так манило. И однажды курица сказала:
- Это непростое решение, но для твоего же блага ты должен это сделать. Подрезать свои крылья. Тебе они не к чему. Ты же такой слабый. Небо не для тебя. Ты же не хочешь разбить моё сердце?

...Все сбылось, о чем говорила курица. Он стал слабым и трусливым. Поскольку он больше не мог летать, мышцы в его крыльях совершенно атрофировались. Его нужда в Курице почти вернуло покой в её сердце.
Если бы не одно обстоятельство. Как бы ей не хотелось этого замечать, с каждым днём жизнь как будто покидала маленького скворца. Он больше не смотрел в небо.
Иногда к нему приходили мучительные мечты о полёте. И тогда он выщипывал остатки перьев из подрезанных крыльев.

Однажды в их двор инстинкт голодной охотницы привел кошку. Все птицы забили крыльями и полетели прочь. Даже курица смогла взлететь на нижнюю ветвь дерева.
Скворец отрешенно посмотрел на свои подрезанные крылья. "Что я могу сделать? Я же такой слабый и беспомощный"
Он где-то слышал, что перед смертью в одно мгновение можно увидеть всю свою жизнь. Он испытал глухое удивление, когда перед его взором пролетела не его жизнь, а жизнь той, ради которой он подрезал крылья. Которая все делала для его блага...

Курица была убита горем. "Надо было закрыть его в клетке" - сокрушалась она.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1

30

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.
Показать полностью…

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

В принципе, можно больше ничего не знать о Корчаке. И прочесть 10 заповедей, рекомендованных этим потрясающим человеком для воспитания детей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 5. Сделано с любовью. О воспитании детей.