«Раннее развитие — это обман для тревожных родителей». Очень популярная сегодня позиция — в пику всем тем, кто с пелёнок начинал говорить с ребёнком на трёх языках, читать на двух и решать уравнения к году.
⠀
Мы тоже против раннего развития. В том понимании, которое вкладывают в него сегодня. Каким оно должно быть — спросили у наших экспертов.
⠀
Василий Солтан, управляющий партнёр семейного центра «Как здорово»:
«На тему раннего развития мы в семье и с коллегами долго и много говорили. Изучали вопрос. Действительно, дети, которых рано научили считать и писать, шли в школу гораздо подготовленнее своих сверстников. Мамы гордились, учителя восхищались.
Но в какой-то момент этим детям в обычных школах становилось неинтересно. Они уже все знали, были самыми лучшими. У них не было стимула для роста.
А через несколько лет, когда базовый этап в обучении был пройден и все ученики в знаниях выровнялись, эти дети не успели переключиться с «я все это знаю» на «пора учиться новому». Из первых они превратились в догоняющих. И наши психологи это подтверждают: только гармоничное развитие».
⠀
Александр Покрышкин, детский психолог, игровой терапевт:
«Развитие должно соответствовать возрасту. Но под термином «раннее развитие» сегодня часто подаётся обучение чтению, счёту. Это, конечно, возможно технически. Но для ребёнка такие занятия сопровождаются серьёзной нагрузкой на растущий мозг. Это трата ресурсов. То есть развиваете одно в ущерб развитию других — более важных в раннем возрасте — мозговых функций. В 2-3 года у ребёнка должно сформироваться сенсорное восприятие, восприятие собственного тела. Важно, чтобы он научился воспринимать окружающий мир.
Ещё один важный аспект... Часто родители ошибочно полагают, что любое наше взаимодействие с ребёнком должно носить развивающий характер. Ребёнок играет в машинки, а мы его пытаемся обучить: какого цвета машинка, сколько машинок, куда они едут. В определённом смысле ребёнка это тоже напрягает. Представьте: с вами будут общаться не потому, что приятно и хочется, а потому, что постоянно хотят что-то или требуют.
Такое отношение в результате выматывает всех. Ребёнок не получает удовольствия от игры, теряет интерес.
Важно играть с детьми: какой будет сюжет игры, нужно исходить из особенностей конкретного ребёнка. Я занимаюсь с разными детьми, и вижу, какой безумный интерес может вызывать счёт от 0 до 100 у 3летнего ребенка, когда он водит указной по числам и на каждом десятке находит сюрприз с историей, который можно пощупать, понюхать, даже погрызть при желании. Все должно быть в комплексе, ненавязчиво, интересно должно быть всем, кто в этой игре, в удовольствие. если взрослому не хочется играть, объяснять, да просто говорить, он устал-нужно просто создать условия для малыша. постелить скатерть на пол, дать тазик с крупной фасолью, спрятать туда некрупные предметы для счёта, ведерки, лопатки и сиди смотри, как малыш сам себя развлекает. Таких секретов много, и не нужно мешать процессу ребёнка, но и не нужно забывать, что любой процесс взрослый может обогатить, и в этом нет ничего страшного. Для детей дошкольного возраста все ново, все сложно одинаково, поэтому нужно пробовать и понимать, многое детки начинают любить только после того, как мама показала, как это делать, после того, как они сделали вместе: будь это читать, считать, танцевать и тд. Самое главное в воспитании ребёнка - любовь взрослого к жизни и умение быть в этом состоянии чаще, чем в состояниях со знаком минус, малыш видит и в любом случае впитает то, как в его семье. Поэтому раннее развитие - это скорее самовоспитание и открытая демонстрация своему ребёнку.
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.