Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ДУБ

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ДУБ - ЛЕКАРСТВО И ЕДА
Дуб на Руси всегда считался святым деревом, связанным с мужской энергией и мощью. Дуб проводит в наш мир энергию планеты Юпитер и непосредственно связано с зодиакальным знаком Стрельца. Эти энергии определяют мировые процессы, судьбы людей и народов, позволяют людям управлять собственной судьбой.
Раскопки в Кировоградской области подтверждают, что более 5000 лет назад здесь люди пекли хлеб из растёртых в муку желудей. В Европе до средних веков жёлуди были одним из основных продуктов питания. Причём не только на столах простолюдинов, но и знати. Американские индейцы тёплых широт также с успехом питались желудями.
Специалист по растительной пище Эйлл Гиббонс пишет: «За время своего существования человечество употребило в пищу желудей на много миллионов тонн больше, чем хлебных злаков. Очень жаль, что пища, вскормившая род людской на ранней стадии его развития, теперь всюду забыта и презираема».
Немного о составе дуба и способах применения:
КОРА
Кора и молодые ветки дуба (содержат 10—20% дубильных веществ, 1,6% галловой и эллаговой кислот, 14% пентозанов, 6% пектинов, флавоновые соединения; крахмал, слизь, белковые вещества, сахара, флобафен и другие вещества), заготавливают их весной, в период сокодвижения. Сушат в тени, срок годности продукта — 5 лет. Употребляют как сильное вяжущее и укрепляющее кровеносные сосуды средство. С увеличением возраста дерева содержание дубильных веществ в его коре снижается. Отвары дубовой коры (1ст.ложка сырья залить 1 стаканом воды, кипятить 1 мин., процедить) применяются при излишней потливости (можно использовать вместо антиперспиранта, употребляется для протирания под мышками более слабый отвар дубовой коры: из расчёта 10 г коры на 200 мл воды), для лечения ожогов, для лечения гнойных ран, при обморожениях, для обмывания геморроидальных кровоточащих узлов, для укрепления десен и уничтожения запаха изо рта, помогает при воспалительных процессах на слизистой оболочке рта, укрепляет рыхлые кровоточащие дёсны.
Примочки из отвара коры дуба, зверобоя и мяты (компоненты взять в равных соотношениях, 2 ст. ложки смеси залить половиной стакана кипятка, нагреть на водяной бане 30 минут, остудить, процедить) успокаивают зуд и снимают отёк, вызванный укусами насекомых.
Ванны из дубовой коры (1кг на ванную) действуют жаропонижающе, способствуют зарубцеванию ран, ими лечат повреждённую от морозов кожу, расширение вен и детскую золотуху.
При внутреннем применении (разбавить отвар 1:10) помогает при отравлении грибами и солями тяжёлых металлов (как противоядие), при рахите, поносах, цинге, внутренних кровотечениях.
ЛИСТЬЯ ДУБА
В листьях обнаружены кверцетин, дубильные вещества и пентозаны. В лечебных целях используются листья, собранные до 15 мая. Молодые веточки с листьями сушат под навесом, подвешенными маленькими связками. Листья хранятся около 1 года. При наружном применении способствуют быстрому рубцеванию язв, ран, порезов. Настой листьев (1ч.ложка сырья залить 2 ст. кипятка, настаивать 2 часа в тёплом месте).
ПЛОДЫ
В желудях содержатся 40% крахмала, 5—8% дубильных веществ, 5% жирного масла, сахара и белковые вещества. Желуди — любимая еда многих лесных жителей: кабанов, оленей, медведей. На большие расстояния разносят желуди голуби, фазаны. Особенно любят их сойки и полевые мыши.
Жёлуди созревают в год цветения или на следующий год. Их собирают во время созревания под деревом. Сушат на чердаках или под навесом с хорошей вентиляцией, расстилая в один слой на бумаге и периодически перемешивая. Досушивают обычно в печках. Затем очищают от оболочки и семенной кожуры. Археологи считают, что первый хлеб пекли именно из дубовых желудей, а не из злаков. Желуди считаются питательнее всех семян, поэтому вполне могли сравниться с хлебными злаками. В них имеется кверцетин — ядовитое вещество, совсем безвредное для животных. При вымачивании или обжаривании кверцетин вымывается или разрушается, и жёлуди становятся съедобными для людей. Жёлуди прожаривают до лёгкого покраснения (не пережечь до черноты!!!), толкут, заваривают как кофе, добавляют при желании молоко, сахар (лучше мёд). До сих пор из желудёвой муки пекут кондитерские изделия.
Интересно, что для некоторых племён индейцев Северной Америки обыкновенный жёлудь служил основным продуктом питания. Чтобы избавиться от 7 % танина, придающего горечь желудям, они вываривали жёлуди в кипятке. Из высушенных желудей они приготовляли муку, из которой в течении всего года пекли свою основную еду — желудёвые лепёшки. Коренных обитателей
ОСНОВНАЯ ОБРАБОТКА ЖЕЛУДЕЙ ДЛЯ ЕДЫ
1) Очистите от древесной кожуры, разрежьте на 4 части и залейте водой.
2) Вымачивайте жёлуди двое суток, промывая их и меняя воду не реже 3-х раз в день (она будет окрашиваться в чайный цвет, вытягивая дубильную кислоту).
3) Переложите в кастрюлю, залейте водой и нагрейте до кипения (кипятить не нужно).
4) Разбухшие жёлуди пропустите через мясорубку.
5) Полученную кашицу выложите тонким слоем на плоскости, высушите.
6) Далее сушите жёлуди в печке на слабом огне до тех пор, пока они не станут похрустывать, как сухари.
7) Истолките в ступке или размелите кофемолкой. При крупном помоле получается крупа – на кашу, измолов мелко, получаем муку – для выпечки лепёшек и хлеба.

Отредактировано ksanak (11-06-2017 22:28:33)

+1

2

ПОЧЕМУ ДЕРЕВЬЯ У НАШИХ ПРЕДКОВ СЧИТАЛИСЬ СВЯЩЕННЫМИ?
«Мало кто знает, что у наших предков ДУБ почитался, как сакральное дерево, и обычно русы собирались у древнего священного дуба, чтобы выслушать речи своих духовных учителей-волхвов, которые несли людям просветление более ста тысяч лет. Только с приходом на русские земли греческой религии священные для русов рощи и дубы безжалостно вырубались, и только в глухих местах, одним из которых долгое время и был русский север — Лукоморье, эти священные для русов деревья ещё можно было найти…

Дуб был выбран нашими предками сакральным деревом не случайно. Многим известно, что дубы могут жить более тысячи лет. И именно этот факт был причиной того, почему именно эти деревья стали священными для русов.
А причём здесь продолжительность жизни дерева, — спросит кто-нибудь?

Самое, что ни на есть, прямое! Дело в том, что дерево хранит в себе информацию о событиях, которые происходили в непосредственной близости от того места, где оно растёт. Поэтому человек, умеющий считывать эту информацию с живого природного компьютера, получает возможность путешествовать в прошлое и воспроизводить в настоящем всё, чему стал свидетелем древний дуб. Но не только считывать, волхв или ведун может «записать» на таком природном «компьютере» любую информацию, любое сообщение для будущих поколений, и они (будущие поколения) получали оное.

Настраиваясь на любое годичное кольцо дуба, волхв или ведун с точностью до года и даже дня могли воспроизвести переданную из прошлого информацию. Об этих живых «компьютерах» знали и враги наших предков, и именно поэтому они, наряду с древними книгами, наиболее остервенело уничтожали именно священные дубы и рощи…»

+1

3

ДУБ В МИРОВОЗЗРЕНИИ СЛАВЯН

Сербы говорили о дубе — царь деревьев (цар дрва), русские называли его Царь Дуб, у поляков дуб — хозяин леса (gospodarz lasu).

Для славянской народной культуры актуальна причастность дуба к мифу о громовержце (имеющая общеевропейский характер). Праслав. *dоbъ этимологически не связано с названиями дуба в древних индо.-европейских языках и, как считается, пришло на смену более древнему *реrkъ, косвенно сохранившемуся в имени громовержца Перуна *реrunъ. На связь дуба и грома указывают запрет находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, так как в первую очередь гром бьет в дуб; микротопоним Перунов Дуб, известный по грамоте 1302 г. имеет аналогии и в балтской микротопонимике, где дуб связан с Перкунасом; одно из сербских названий дуба или его ствола "гром". В белорусском фольклоре дуб и гром-перун фигурируют в сюжетах, посвященных преследованию громовержцем змея, сокола или другого противника: «у той дуб трэснуу перун да такк што располосувау дуб ад верху да полу».

Сходные мотивы известны и в белорусских заговорах от змей: «На моры, на кiяне стаiць дуб Пракурон, на том дубi трыдзевяць какатоу, на тых какатах трыдзевяць гнёздау, к тым гнёздам прылятала, прыбягала трыдзевяць змей… Шкурапея Хаура… Будзець ехаць сам Гасподзь iз агнём, iз пярунам, i пасячэць цябе…». О связи дуба с грозой свидетельствуют и косвенные данные. Согласно украинским поверьям, нельзя сжигать листья дуба, иначе поднимется ветер. На Витебщине летний период (т.е., среди прочего, и период самых сильных гроз) отмерялся с момента, когда распускался дуб, и до Ильина дня (в народном православии вытеснившего языческого громовержца и взявшего на себя его функции). Вместе с тем в отдельных славянских традициях (например, у словаков) дубовые ветки, сожженные в печи или вставленные в окна, оберегали дом от грозы и ударов грома.

В русском былинном фольклоре Соловей-разбойник живет на семи дубах, где у него гнездо свито. На этих дубах его поражает стрелой коррелят громовержца, богатырь Илья Муромец. В окр. Кратова (Македония) некогда был оброчный дуб, поблизости от которого людям показывалась нечистая сила в облике животных (волка, быка и др.). В русской сказке «Правда и кривда» на дубы слетаются бесы и похваляются своими проделками. У южных славян большие дубы, вязы и буки назывались самовилскими, или самодивскими (на них собирались самодивы, вилы, джины, черти, юды и др.). Их запрещалось рубить, а также спать под ними из-за опасности заболеть, повредиться умом и т.д. На больших дубах обитали гигантские мифологические Змеи («змаjи») — покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами и им под.; эти деревья также запрещались срубать или портить. Согласно польским поверьям, в яме под Семидубом обитал lemy król. В Польше (на Куявах) рассказывали о том, как ведьма в облике дикой утки высиживала на вершине дуба яйца, заключающие в себе войну, наводнение, неурожай.

В главном календарном обряде южных славян дуб использовался в качестве Бадняка, сжигавшегося полена. Идол из дуба размером в человеческий рост (датируется V - нач. VI в.) найден в Бранденбурге. Ранние свидетельства о почитании дуба у славян относятся к Х-ХII вв. В трактате Константина Багрянородного (сер. X в.) сообщается о том, что росы совершали жертвоприношения на острове Хортица, где рос огромный дуб. У германцев также были почитаемы дубы громовника Донара (Тора), один из таких дубов был уничтожен Св.Бонифацием на территории современной земли Гессен в начале VIII века. В «Славянской хронике» Гельмольда рассказывалось об участии в уничтожении в 1155 г. священной рощи в земле вагров (одного из племен полабских славян), где росли «священные дубы, посвященные богу этой земли Прове». Практически к тому же времени (1124) относится эпизод из «Жизнеописания» Оттона, епископа Бамбергского, составленного немецким хронистом Гербордом, — о возглавляемой Оттоном католической миссии у поморян: «Был также в Штетине огромный густолиственный дуб, под ним протекал приятный источник; простой народ почитал дерево священным и оказывал ему большое чествование, полагая, что здесь обитает какое-то божество», причем народ просил епископа не рубить этот дуб. На культовую роль дуба указывают поднятые со дна Десны и Днепра древние стволы дубов, в которые были вставлены кабаньи челюсти.

Повсеместно запрещалось рубить священные дубы. Считалось, что любая попытка нанести им ущерб (спилить, сломать ветку, отнести домой на дрова сушняк из-под такого дерева, содрать кору и т.п.) обернется несчастьем для человека или даже для всех, живущих поблизости. В Македонии (в окр. Малешево) был так называемый Ъур()ов даб, имевший в охвате около 15 м и служивший местом общесельских праздников; жители верили, что если унести старую ветку этого дуба для очага, то сгорит дом или умрет кто-нибудь в семье. Поляки и белорусы полагали, что при срубании старого дуба дерево плачет кровавыми слезами; покалишским поверьям, срубание дуба влекло за собой эпидемию. В Болгарии существовали дубравы, состоящие из нескольких крупных и старых дубов: никто не имел права срубать их или ломать на них ветки. Когда одно из деревьев само падало, его оставляли гнить на месте; в противном случае человек или кто-нибудь из его родни непременно бы пострадал. Те же последствия ожидали человека, который бы срубил дуб, на котором обитал стопанин.

Дуб считался едва ли не самым крепким деревом, ср. в паремиях: «За один раз дуба не свалишь», ср. также восточнославянский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой; затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании; на Витебщине повитуха обрезала мальчику пуповину на дубовой плахе, чтобы он вырос крепким. У восточных и западных славян повсеместно распространена практика протаскивать больного через ствол дуба (обычно молодого), специально расщепленный для этого, или расколотой ударом молнии, протаскивали также под большим корнем и даже переносили через ветви дуба. Особенно часто протаскивали (пронимали) детей, страдающих сухотами, бессонницей, ослабевших и др. Как правило, родители, стоя по обе стороны от дерева, трижды передавали друг другу ребенка. У сербов через расселину в стволе старого почитаемого дуба пролезали бесплодные женщины в надежде забеременеть.

Взаимозависимость человека и дуба присутствует и в поверьях, объясняющих восточнославянский запрет лично сажать дубы (выращивать их из посаженного желудя). Считается, что такой дуб, сравнявшись по высоте с человеком, его посадившим, отнимает у последнего жизненную силу и в конечном итоге приводит его к смерти: «Хто пасие дубовы жолуд, той будзе жыць тульки датуль, пакуль вырасшы з таго жолуде дубок зрауняецца з им ростам» (слуцк.) В Полесье считалось также не-допустимым держать дубы около дома, поскольку это дерево «выживало» мужчин из дома, ср.: «Дуба колысь нэ сажали, бо кажуть: як у городи е дуб, то нэ будэ в хаты хазяина». Как и многие другие деревья, дуб служил объектом, на который символически передавали болезни от человека, чтобы избавить его от злых духов. Белорусы выливали под молодой дубок воду, в которой мыли чахоточного больного; украинцы, поляки, чехи, мораване оставляли на дубе одежду больного. Упоминался дуб в заговорах «Заклинаю вас, пакостницы… до леса глубокого, до дуба высокого» (чеш.)

В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб; объясняя мальчику, откуда он появился, говорят: «Ты на дубочку сидел»; когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом — сыночки», если хочет, чтобы рождались мальчики (серб.). По сведениям из Воронежской губ., молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него. Устойчивая связь дуба с мужской символикой, а березы — с женской — лежит в основании некоторых средств любовной магии. В частности, для сведения парня и девушки (женщины и мужчины) использовали отвар, настоенный на щепках, отколотых от деревьев в том месте, где срослись друг с другом дуб и береза.

Дубовые ветки использовались и в качестве оберега. Чехи втыкали их в окно, в двери домов и хлевов в канун Вальпургиевой ночи; поляки и белорусы — перед купальской ночью, чтобы защитить дома и скот от ведьм; русские делали из дубовой коры ладанки; болгары Кюстендила оставляли дубовую ветку или палку в чулане — от мышей. Дуб играл роль в обряде опахивания. Поляки Виленской губ. при приближении засухи вырубали в лесу дуб, запрягали в него парня, который «опахивал» таким образом село; затем из этого дуба делали крест и ставили его при въезде в село. Болгары в Страндже за одну ночь изготовляли из древесины дуба плуг и хомут, в которые запрягали быков перед опахиванием села в случае приближения чумы или другой болезни. Использование дуба в качестве обрядового деревца характерно прежде всего для южных славян, где дуб (разные его виды) является основным деревом, которое выбирали для бадняка; кроме того, дубовую ветку часто носили с собой полазник или сурвакари. Из стволов молодых дубков и дубовых веток делали свадебное (добрудж.), купальское (бреет.), троицкое (брянск.), похоронное (укр.) и другие обрядовые деревца.

Источник:
Агапкина Т.А., канд. филол. наук "Дуб в мировоззрении славян"

+1