АРКАН X «ОБРАТНЫЙ ХОД КОЛЕСА», ИЛИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ПУСТОТЕ»
Соответствие в классическом Таро — Колесо счастья
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Евангелие от Матфея
Идея Аркана — идея инволюции, регресса, восхождения к всеобъемлющему прототипу, но и — нисхождение к нему.
Когда к седьмому дню Творения Отец завершил свои дела, осуществляющиеся Словом, «почил Он в седьмой день ото всех дел своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Так седьмой день был благословлен и освящен, ибо был он не день движения мира, но день самого Отца, когда Бог удаляется и становится недвижным. Но змей сказал, что «пока круг не замкнут, для мира нет свободы», ибо свобода всегда внутри самого круга, внутри каждой твари. И змей взял свой хвост в пасть, образовав круг, затем он с огромной силой повернулся вокруг своей оси, создав в мире круговорот, захвативший Адама и Еву. И все другие твари последовали за ним. И сказал змей тварям, населяющим мир в том пространстве которое он замкнул: «вот ваш путь — вы начнете с моего хвоста и придете к
голове; когда вы пройдете круг, вы станете свободными, как и я». Но женщина, храня память о мире, открытом Богу и Святой субботе, желала разорвать замкнутый круг. Она предложила себя, чтобы рожать на свет детей, пришедших не из этого круга, а из мира, где есть суббота. И наступило великое противостояние между женщиной и змеем. Женщина будет поражать змея в голову, а он будет вечно жалить ее в пятку. Ведь женщина движется в
направлении, обратном змею,— ее голова достигает хвоста змея, а ее стопы касаются головы змея. Потому в мире вечное начало сопротивления есть мысль, порожденная страданием и памятью о субботе. Енох, сын и земной женщины, потомок Сифа, «не прошел чрез горечь смерти», которая для живых есть выход из круга, и тогда мысль, устремленная к Богу,
разорвала круг змея и образовала просвет в замкнутом пространстве. Таким образом вне замкнутого мира змея укоренилось посвящение и пророчество, а также была восстановлена суббота. Пророки провозгласили преображение мира путем сошествия Слова, которое будет жить в мире змея и восстановит внутри него не только субботу, но и остальные шесть дней, но такими, какими они были до того, как третья часть существ была вырвана с корнем унесена вихрем змея. И именно женщина — душа страдания от начала мира змея — зачала и родила в муках, и произвела на свет Слово Отца, которое и было «вначале». Таков апокрифический миф об эволюции.
Наш Аркан говорит об обратном движении колеса. Но в своей сути колесо — лишь темница, каким бы обширным ни был его диаметр. Колесо, постоянно вращаясь, не предполагает продвижения за пределы свои. Идея круга — «вечное возвращение». О космическом колесе говорили Гаутама Будда, Соломон, Фридрих Ницше. Будде принадлежит определение колеса как «колеса воплощений», в котором бесконечно повторяются рождение, болезнь, старость, смерть. Для Соломона колесо было метафорой неумолимого рока, делающего тщетными все человеческие попытки. «Суета сует, суета сует, все суета! Что пользы
человеку от всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем. Род проходит, род приходит, а земля пребывает вовеки... Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екклесиаст).
Будда первый дал определение миру змея, Соломон оплакал его, а Ницше воспел. Он отождествил колесо с Вечностью: «О, как не стремиться мне страстно к Вечности и к венчальному кольцу колец — к Кольцу Возвращения?»
Итак, мрак нависает над вопросом: «Каков мир на самом деле?» Из попыток решения этого вопроса возникли многие теории герметизма, в том числе теория о «гибели» и «спасении», о «космическом аде». Змей же стал «великим магическим фактором».
Контр-карта данного Аркана в Белом Таро неразрывно связана с символикой колеса. В Аркане Белого Таро колесо движется по часовой стрелке, на верху колеса — сфинкс, на ободе — обезьянка и собачка (в некоторых интерпретациях).
Движение собачки вверх означает идею эволюции, движение обезьянки вниз
символизирует процесс «анимализации». В теневом Таро все иначе. Если говорить о Дереве из десяти Сефирот, то мы рассматриваем ее тень, негатив. Ведь, согласно Каббале, злые силы происходят от левой колонны древа жизни, особенно от сферы Гебурах —
суровости и гнева Господня. В Священных книгах, например, в «Зохаре», злые духи называются «скорлупой», нечистотами, выделяемыми организмом Вселенной. К XIII веку сформировалось мнение о десяти злых сефиротах — двойниках десяти божественных. Ими управляют архидемоны под руководством Самаеля, падшего ангела яда. Вот те архидемоны, которые властвуют над сефиротами зла:
1 – Сатана и Молох
2 – Вельзевул
3 – Люцифер
4 – Астарот
5 – Асмодей
6 – Велфегор
7 – Ваал
8 – Адраммелех
9 – Лилит
10 — Наамах
(Список дан по Мак-Грегору Матерсу).
Молох — князь страны Слез. Ему, а также Адраммелеху, культ которого был занесен в Самарию выходцами из Сирии, приносили в жертву детей. Ваал — «господин» — был великим хананеянским богом плодородия, поклонение которому включало жертвоприношение детей. Он имел, по преданиям, кошачью или жабью голову и обладал хриплым голосом; он мог одаривать мудростью и делать людей невидимками. Ваал также управлял и адским воинством. Наамах подобна Лилит, ее происхождение неизвестно. О других демонах мы уже подробно говорили в предыдущих Арканах.
Дерево из десяти Сефирот, или древо жизни, представляет собой основу каббалистического учения, попытку объяснения тайн творения с помощью чисел. Сефирот — это простые числа от 1 до 10, последнее из них рассматривается как возвращение к Единому. Эти числа — божественные атрибуты, проявление божественной субстанции: Вообще же наиболее полный перечень имен демонов содержится в «Ключе Соломона», потому что только Соломон мог заставить дьяволов называть ему их истинные имена, так как владел особым кольцом, подаренным ему Ангелом Господним. Соломон, величайший чародей и волшебник, мог заставить даже Асмодея, князя демонов, прислуживать ему. Печать
Соломона, изготовленная из сплава серебра, меди, железа, обладала волшебными свойствами — на ней были выгравированы пятиугольники и слова заклинаний на древнем финикийском языке. Также на ней были изображены звезды, а вокруг звезд — тайные надписи на иврите. Печать Соломона исчезла навсегда, но многие маги и волшебники до сих пор не оставляют попыток сделать ее вновь.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В безвоздушном пространстве — вращающееся колесо. Стрелка внутри колеса показывает направление вращения в обратную сторону.
ПРОРИЦАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
При выпадении этого Аркана очевидно, что клиент идет по жизни в неверном направлении. Следствие неверного пути — деградация. Клиент находится во власти «нечистых» помыслов и желаний. Это может выражаться во всем, что касается человеческой жизни. Соседние Арканы просветят картину и укажут точно, в чем здесь, собственно, дело. Возможно, клиент — ученый, разрабатывающий бактериологическое оружие. Вред наносится непосредственно
как человечеству, так и Природе в целом. Возможно, политика такою клиента далека от идеальной — он «идет по головам» своих сослуживцев, чтобы подняться вверх по служебной лестнице. В бизнесе вообще прогноз необъятен — это могут быть «мафиозные» структуры, взымающие подати и безжалостно расправляющиеся с теми, кто уклоняется от них. В любовном аспекте — это также «Клондайк» негативов.
Какие именно из архидемонов десяти злых сефирот «раскручивают» колесо жизни
и судьбы клиента, сбивая его с истинного пути, покажет расклад.
Указывает на связь с прошлым, прошлыми событиями, воспоминания, попытками его переосмыслить, пережить.
Говорит о том, что человек слишком сильно привязан к прошлому и это очень сильно мешает ему в личной жизни, в делах, точнее во всех аспектах жизни.
Так же этот Аркан может указывать на негативную черту
характера человека, которая заключается в разрушении всего достигнутого, саморазрушении. Возможно это и материальные потери, причем достаточно крупные, так же возможно, что проблемы в жизни кревента имеют цикличный характер. Это карта злого рока, или жестокого искупления кармических долгов. При выпадении этого аркана, целесообразно достать ещё одну
карту, чтобы уточнить, что раскручивает колесо в обратную сторону.
Обратный ход колеса выпадал на ситуацию когда человек сам себе создал кучу проблем своими поступками в жизни и начались проблемы по его вине.
Что же касается магического воздействия, то оно уже было произведено и пошел процесс реализации полным ходом.
Попятное движение, возврат, откат, регрессия. Вмешательство в ход естественного процесса, нарушение его. Желание вернуть молодость, обратить время вспять.
От рисунка на память приходит казнь посредством колесования, когда жертве, "распятой" на колесе, перебивали руки и ноги и оставляли умирать. Беспомощность перед ударами судьбы, пассивность, отсутствие контроля над ситуацией.
С изобретателями злого - сложная многоуровневая интрига, закулисная игра или схема, тут колесо играется как механизм, действие которого на первый взгляд случайно, но оно подчинено каким-то законам, которые от нас скрыты. Это вообще свойство данного аркана во всех колодах.
Соответственно с добавлением "волшебной мази" - необходимость увидеть закономерности в том, что на первый взгляд кажется нагромождением случайных событий, неслучайность происходящего, наличие какого-то закулисного игрока.
Низкий Юпитер астрологический. Влияние социума на человека (чаще негативные), хронические неудачи. С картой созвучны карты судьбы - Три Парки (по линии судьбы), Козел отпущения, Энвольтирование и Симон Киренеянин (по линии наказания, отбывания чужой повинности), Символ духа Юпитера с т. зр. астрологического соответствия и указания на проблемы в социуме, социальные аспекты расклада