Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 2. Первый год жизни малыша


2. Первый год жизни малыша

Сообщений 41 страница 50 из 54

41

Игры с грудничком по месяцам

1 месяц
😸 Улыбка чеширского кота.
Улыбаясь и ласково разговаривая с крохой, медленно перемещайте ваше лицо вправо и влево, чтобы ребенок мог следить за вашими движениями. Чуть позже то же самое повторите с яркими игрушками.
🎶 Калейдоскоп звуков.
Познакомьте малыша с разнообразными звуками: звоном погремушки, мелодией музыкальной шкатулки. Постепенно приближайте и удаляйте от крохи источник звука.
🚼 Кто здесь?
Положите малыша на животик и позвените погремушкой, чтобы кроха немного приподнял голову в поисках звука.
✔ Игрушки в этом возрасте малышу не нужны.

2 месяца
✋ Знакомство на ощупь.
Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.
🎛 Монохромный мир.
Окружите малыша игрушками и предметами с черно-белыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать черно-белые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна. Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые.
✔ Игрушки крупные, яркие, черно-белые или одноцветные, простой формы — круг, квадрат.

3 месяца
😋 Абракадабра.
В моменты особой "разговорчивости" крохи гулите вместе с ним, учите малыша новым звукам.
✈ Самолет.
Положите ребенка животиком себе на руку и полетайте по комнате, громко жужжа.
💃 Танцпол.
Включите приятную музыку, прижмите к себе малыша и потанцуйте вместе. Что может быть прекраснее вальса?
👣 Ножки.
Положите ребенка на спинку и "поработайте" его ножками под потешку.
✔ Игрушки предпочтительнее из мягкой ткани, периодически их меняйте, чтобы не наскучили. Показывайте крохе и бытовые предметы: зеркальце, ложку, часы.

4 месяца
👀 Гляделки.
Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону — кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.
🙈 Прятки.
Накройте свою голову платком и спросите: "Где мама?". Снимите платок и покажитесь малышу: "Вот мама!". И спрячьтесь снова.
✊ Ну-ка отними!
Держите игрушку перед лицом малыша — ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит.
✔ Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие с полосками, например. Лучшие игрушки для малыша этого возраста — его собственные ручки.

5 месяцев
🙆 Тянем-потянем.
Позвольте малышу ухватить вас за прядь волос. В этот момент громко скажите "Ай!". Повторяйте, пока вас обоих это будет веселить.
🐛 Катание на валике.
Положите под живот малыша мягкий, но упругий валик так, чтобы, отталкиваясь ногами, кроха мог перекатываться на нем вперед и назад. Обязательно страхуйте ребенка во время таких катаний!
🐰 Миниатюры.
Разыграйте с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, зайчик прыгает по кроватке, затем прячется и появляется снова и т.п.
🌄 По кочкам, по кочкам.
Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверх-вниз под веселую потешку.
✔ Игрушки подберите разной текстуры и формы — кубики, кольца, треугольники. Проследите, чтобы их было удобно хватать и чтобы кроха мог до них дотянуться.

6 месяцев
🌈 Мир прекрасного.
Окружите ребенка разными изображениями. Пусть это будут детские картинки, черно-белые и цветные фотографии, репродукции картин. Время от времени меняйте изображения.
💰 Волшебный мешочек.
Сложите разные предметы в мешочек или коробочку и предоставьте малышу вытаскивать содержимое. Рассмотрите вместе каждую вещь, расскажите и покажите крохе, зачем она нужна.
🚗 ⚽Снова и снова!
Повторим: с горки съезжает машинка или скатывается мяч, из-за ширмы появляется и прячется игрушка.
🐻 🐰 Миниспектакли.
Разыграйте маленькие спектакли. Вот идет медведь, а навстречу ему едет зайка на машинке. Сел медведь в кузов, и поехали зверята в лес за орехами.
✔ Игрушки малыши любят мять, нажимать на них, и хорошо, если они в ответ будут издавать разные забавные звуки. Установите над ребенком дугу с игрушками или положите кроху на развивающий коврик.

7 месяцев
📖 Кто в книге?
Вместе с малышом откройте книгу с крупными иллюстрациями. Показывая на рисунок, спросите "Кто это?". Немного подождите и сами ответьте: "Мишка", укажите на следующий рисунок и т.д.
🎾 Ты мне, я тебе.
Сядьте напротив малыша и толкните к нему большой мяч. Подождите, пока ребенок сделает то же самое.
👶 Это ты!
Поднесите кроху к зеркалу, покажите, где у него глазки, где носик, ротик.
✔ Игрушки, интересующие ребенка этого возраста, и игрушками-то назвать сложно. Малыш будет в восторге от всего, чем можно пошуршать, комкая это в кулачке — бумаги, фольги, целлофана и т.п.

8 месяцев
🐱 Кто сказал мяу?
Познакомьте малыша с "языком" животных. Покажите на картинке кошку и спросите: "Как говорит киса?". Немного подождите и сами ответьте: "Мяумяу". Расскажите ребенку, как говорит собачка, лягушка, цыпленок, сова и т.д.
🐢 Доползти до игрушки.
Положите недалеко от ребенка интересную игрушку, и словами побуждайте малыша доползти до нее. Когда дистанция будет взята, похвалите кроху, дайте время немного поиграть с добычей. Затем положите игрушку чуть дальше — так малыш будет преодолевать все большие и большие расстояния.
✔Игрушки, которые издают громкие звуки или мигают, понравятся малышу такие. Например, пищащий молоточек или металлофон.

9 месяцев
☯ Одно в другое.
Предоставьте малышу предметы разной величины и покажите, как складывать маленькие вещи в большие. Например, сложите маленькие стаканчики в коробку, а вот коробка в стаканчик ну никак не влезает!
⚡ Гром гремит!
Дайте ребенку в руки пару небольших сковородок или крышек от кастрюль и покажите, как можно в них стучать. Малыш получит огромное удовольствие!
🍻 Переливайка.
Поставьте перед малышом два стаканчика, налейте в один из них воду и перелейте ее в другой стаканчик, а затем обратно. Посмотрим, справится ли кроха!
✔Игрушки подойдут крупные, с ярко выраженными деталями. Например, кукла, у которой хорошо видны глазки, носик, ротик, ушки.

10 месяцев
🆙 Вверх дном.
Хорошо знакомые ребенку игрушки и вещи положите перед ним лицом вниз или перевернув их вверх ногами. Попросите малыша положить вещи так, как они должны быть.
🎨 Художники.
Положите перед крохой блокнот и нарисуйте на листе простой рисунок — елочку или солнышко. Ребенок поймет, что карандаш оставляет на бумаге след. Затем вложите карандаш в детскую руку, пусть попробует.
Лоскуточки. Соберите небольшие лоскуты от разных тканей. Сложите их в коробочку или мешочек и предоставьте малышу вытаскивать лоскутки по одному и внимательно изучать.
👯 Попрыгунчик.
Держа ребенка под мышки, помогите ему невысоко подпрыгивать на месте, приговаривая "прыг-скок, прыг-скок". Затем сделайте перерыв и повторите. Скомандуйте "прыг-скок", когда малыш просто стоит, и кроха сам начнет подпрыгивать.
✔ Игрушки уже есть и любимые. Таким верным другом может стать медвежонок, зайчик, кукла Маша или любая другая игрушка.

11 месяцев
🍼 Снаружи и внутри.
Положите игрушку малыша в коробочку или прозрачную пластиковую бутылку и покажите, что предмет можно доставать из емкости, а затем снова прятать. Пусть теперь попробует сам.
🎣 Рыбалка.
Привяжите несколько разных предметов и игрушек на длинные веревочки и закрепите их на высоком стульчике малыша. Покажите крохе, как нужно тянуть за нити, чтобы вытянуть что-нибудь интересное. Ну, ловись, рыбка, большая и маленькая!
📢 Мегафон.
Сверните из картона трубу, поднесите один конец к ребенку, а в другой поговорите с малышом. Затем предоставьте малышу возможность самому сказать что­-нибудь в рупор.
✔ Игрушки понадобятся такие, над которыми малышу будет интересно призадуматься. Отлично подойдут пирамидки, матрешки, стаканчики и т.п.

12 месяцев
⏰ Где звенит?
Спрячьте предмет издающий громкий звук (например, будильник) под подушку, в ящик стола или под кровать и попросите кроху найти его. Малыш с интересом примется искать предмет по звуку.
🏘 В гостях у сказки.
Рассказывайте ребенку маленькие сказки, такие как "Колобок", "Репка", "Курочка ряба". Со временем малыш начнет сам озвучивать героев сказки и их действия.
🍚 Перекладываем!
Поставьте перед ребенком две мисочки, в одну из которых насыпьте горох или изюм. Покажите малышу, как перекладывать мелкие предметы из одной мисочки в другую. Кроха с увлечением примется за новое дело.
🕷 Человек-паук.
Натяните между двух стульев или другой мебели мягкую веревочку или резинку. Поднимая и опуская ее, продемонстрируйте малышу, как он может перешагивать, подлезать и проползать под веревкой. Устройте веселые соревнования.
👈 Все по местам!
Перенесите вещи, обычно стоящие в определенном месте, в другой конец комнаты. Покажите, как вы берете предмет и несете на место. А теперь пусть малыш сам наводит порядок.
✔ Игрушки предложите такие, с которыми можно активно играть и передвигаться. Подойдут каталки, мячи, машинки на веревочках, детские коляски и т.п.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

42

Совместный сон

Совместный сон с ребенком как один из базовых методов элементарного воспитания.

Совместный сон с новорожденным (СС) — одна из любимых тем обсуждения молодых мам. Для некоторых вопросов в этом плане не возникает, но как быть с теми мамочками, которые еще не определились и до сих пор сомневаются спать ли им вместе с ребенком? Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо узнать о плюсах и минусах совместного сна.

Начнем с положительных аспектов

При совместном сне с малышом, мозг женщины легко вырабатывает пролактин и окситоцин — гормоны, отвечающие за успешное грудное вскармливание и помогающие настроиться на счастливое материнство. Пролактин образуется в ответ на сосание младенцем материнской груди, причем активнее всего этот гормон вырабатывается в период времени с 3-х ночи до 7-ми утра, именно поэтому так важно установить ночные кормления. Окситоцин — гормон нежности и удовольствия вырабатывается у мамы благодаря телесному контакту с ребенком и отвечает за эмоциональное состояние и отток молока из груди. Получается, что с физиологической точки зрения, совместный сон выступает прекрасным помощником в работе эндокринной системы и помогает выработке гормонов, отвечающих за установление лактации и хорошее настроение. С практической стороны, удобнее кормить малыша ночью, не вставая с постели, нежели регулярно подниматься на плач и перекладывать кроху с места на место.

Физиологическая и практическая составляющие несомненно важны, также важен и психологический аспект того или иного занятия

Около девяти месяцев, развиваясь внутриутробно, ребенок существовал с мамой, как единое целое, поэтому в первые месяцы жизни после рождения на свет, младенец не воспринимает себя отдельно, и все его ожидания, согласно подсознательным поведенческим программам, направлены на тесный физический контакт с родителем, не зависимо от времени суток и каких‑либо других условий.

За время внутриутробной жизни малыш привык быть в непрерывном движении, поддерживаемом дыханием матери, слышать стук её сердца, работу внутренних органов. Эти звуки, вместе с непосредственной близостью и движениями тела, создают у новорожденного ощущение стабильности, комфорта и безопасности в новом мире; напротив, тишина и одиночество вызывают у младенца страх и беспокойство: вдруг мама ушла и больше никогда не вернется.

Учеными — антропологами и исследователями нейронауки доказано, что правильно организованный совместный сон родителей с младенцем, благотворным образом влияет на физическое и эмоциональное развитие личности ребенка, помогает ему расти независимым, самостоятельным и уверенным в себе. И, наоборот, отсутствие у человека в раннем детстве достаточного количества ласки, заботы и внимания, напрямую связывают со склонностью индивида к депрессиям, зависимостям различного характера (переедание, алкоголизм, наркомания) и другим психологическим расстройствам. Объясняется это тем, что под влиянием определенных токсичных наркотических веществ, в мозгу активизируются нейромедиаторы, схожие с теми, которые возникают в период младенчества в ответ на прикосновения и сосание материнской груди, таким образом, нервная система человека старается восполнить пробелы из детства.

Почему же при столь значимых преимуществах, многие родители индустриально развитых стран выбирают раздельный сон с ребенком?
Причин несколько, и вот некоторые из них:
— банальная неосведомленность. Далеко не всем родителям известно о благотворном воздействии СС на психику малыша и его здоровье в целом;
— страх навредить ребенку во сне. Такая опасность действительно существует, но, как правило, лишь в случаях, когда кто‑нибудь из взрослых находится под влиянием алкоголя, успокоительных или -снотворных средств;
— некоторые пары переживают, что из‑за сна вместе с ребенком, супружеская жизнь может сойти на нет.

Организация сна, как и образ жизни в целом — это выбор, насколько он осознан — вопрос уже другой. Хорошо, когда удобно всем членам семьи, но иногда все же приходится расставлять приоритеты.

Факт, что первое время после рождения, малышу комфортнее всего находиться рядом с мамой и днем, и ночью, но бывает, что по каким‑либо причинам это невозможно.

Кроме утверждений «да» и «нет», есть еще понятие «может быть». Каждый случай уникален по‑своему, как и отдельный человек, а при желании альтернатива найдется всегда.

Понятие «совместный сон» довольно обширно и не ограничивается рамками одной поверхности. Хорошей альтернативой служит вариация, когда у детской кроватки убирают один бортик и подвигают её к родительской; даже сон в одной комнате некоторыми специалистами сейчас классифицируется, как совместный.

Сама я очень рада нашему выбору в пользу сна вместе с дочерью, более того, других вариантов, в данный момент, не вижу. Совместный сон позволяет обмениваться с крохой теплом, кормить, не вставая с постели, а для родителей, практикующих естественную гигиену (ЕС), это прекрасная возможность обеспечить ребенку ночной отдых без подгузников, вовремя распознав сигналы малыша о том, что ему пора в туалет. Важно, что между родителями и детьми, спящими вместе, образуется крепкая связь, закладывающая фундамент доверительных отношений на всю дальнейшую жизнь.

Взято из интернета.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

43

Кариес и грудное молоко

Кариес — очередная «страшилка» или главный аргумент в пользу отлучения подросших малышей от груди? Многие мамы теряются, когда стоматологи рекомендуют отлучение. Но насколько сведущ врач, советующий заканчивать грудное вскармливание? Маловероятно, что стоматологи пристально следят за новостями и результатами исследований из мира грудного вскармливания. Поэтому мы сделали это за них. Как всегда, мы призываем в первую очередь руководствоваться научными фактами. Стоит иметь в виду эту публикацию при принятии каких-либо решений, касающихся зубов вашего малыша.

Причина появления кариеса у грудничка

Streptococcus mutans — именно эти бактерии являются основополагающей причиной кариеса. Заражение бактерией происходит от родителей, бабушек, дедушек, а также других людей, которые общаются с малышом. Streptococcus mutans обладает способностью подавлять рост других микроорганизмов, таким образом становясь преобладающей бактерией во рту.
Далеко не последнюю роль в возникновении кариеса играет наследственность малыша. Поинтересуйтесь у родных, насколько распространен кариес в вашей семье? И если такая проблема имеет место быть, займитесь профилактикой. Регулярная чистка зубов и походы к стоматологу каждые полгода — обязательная практика в семьях с генетической предрасположенностью к кариесу. Полноценное и разнообразное питание — важная составляющая профилактики. Здоровое питание повышает сопротивляемость организма микробам и бактериям.

Активному размножению Streptococcus mutans способствует понижение уровня кислотности во рту. Сок, сладкие жидкости, продукты, которые налипают на зубы и долго находятся во рту, снижают уровень кислотности и создают среду, благоприятную для активного роста кариозных бактерий. Давайте ребенку пить воду, а не сок или другие жидкости. Вода не уменьшает кислотность, и в воде нет сахара, который разрушительно действует на зубы. Шведские ученые отмечают, что значимым фактором при возникновении кариеса является употребление детьми сахаросодержащей еды и сладких напитков. Кроме того, в отличие от грудного молока, смесь также понижает уровень кислотности во рту, поэтому дети на искусственном вскармливании больше подвержены кариесу.
Чем еще хорошо грудное молоко для здоровья вашего малыша?

КАРИЕС VS ГРУДНОЕ МОЛОКО
Автор Анна Ердякова, член член СПП и АКЕВ в статусе ГП ГВ.

Доктор Брайан Палмер, врач-стоматолог с мировой известностью, отмечает, что иммуноглобулины IgА и IgG, а также лактоферрин (основной компонент грудного молока) обладают бактерицидным действием на Streptococcus mutans. Это подтверждено другими учеными. Например, исследование, проведенное кафедрой педиатрии медицинской школы Рибейран-Прету (Бразилия), показало, что молозиво богато иммуноглобулинами, активными в отношении бактерий, вызывающих кариес.

Но это молозиво. А что же происходит с молоком ближе к году? Не теряет ли оно своих полезных свойств? Школа стоматологии Университета Индианы (США) провела исследование молока 11 женщин, собранного в течение 3–9 месяцев после родов. Была изучена реакция Streptococcus mutans на основные компоненты грудного молока: лактозу, лактоферрин, иммуноглобулин IgА, казеин.

Эксперимент показал следующее: лактоферрин значительно снизил рост кариозных бактерий, лактоза не оказала никакого влияния, иммуноглобулин IgА существенно угнетал рост Streptococcus mutans и только казеин вызывал рост бактерий. Таким образом, антикариозное действие грудного молока достигается за счет эффективности лактоферрина и иммуноглобулина IgА против Streptococcus mutans.

Активность грудного молока против кариеса подтвердили ученые Швеции. Их исследования выявили бактерицидные свойства лактоферрина и иммуноглобулина IgА, а также обнаружили еще ряд компонентов, подавляющих кариозные бактерии: альфа-лактальбумин, липазу, иммуноглобулин IgG.

Таким образом, грудное молоко действительно защищает от кариеса. Но пока об этом свидетельствуют лишь лабораторные исследования.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

44

Бутылочный кариес - это большая проблема у малышей. Он появляется тогда, когда дети ночью или часто днем пьют сладкие напитки или сосут соску, которую предприимчивые взрослые сначала опускают во что-то сладкое, а затем дают малышу (для чего это делается ума не приложу).
Виновниками кариеса считают кислотообразующие бактерии, которые живут во рту ребенка. Появляются они от взрослых простой передачей со слюной. Например, при облизывании ложки ребенка.
Эти бактерии, питаясь сахаром из сладких напитков, выделяют кислоту, которая разрушает зубы. Бутылочный кариес обычно поражает передние зубы, но разрушаются, пусть и в меньшей степени, все молочные зубы.

Кто в группе риска?
✅Дети, чьи пустышки часто опускают в сахар.
✅Дети, которые пьют сладкие или подслащенные (в том числе и с натуральным сахаром) напитки ночью или часто днем.
✅Дети, которые ночью едят смесь. Так как количество выделяемой ночью слюны уменьшается.

Это же молочные зубы.
Многие считают, что раз молочные зубы временные, то можно за их здоровьем не следить. Но это не так. Молочные зубы нужны для пережевывания пищи, правильной постановки звукопроизношения, а так же красивой улыбки ребенка. Кроме этого они подготавливают место для постоянных зубов.
Если оставить бутылочный кариес у ребенка без лечения, то это может привести к боли и воспалению.
Сильно разрушенные зубы приходится удалять.

Что случится, если раньше времени удалить молочные зубы?
Если молочные зубы удаляют раньше времени из-за развития бутылочного кариеса это может привести к:
🔳 Проблемам с речью ребенка
🔳 Нарушениям питания (ребенку трудно пережевывать пищу)
🔳 Риск того, что постоянные зубы будут кривыми

Профилактика.
Никогда не кладите спать ребенка с бутылочкой. Это опасно еще и в плане удушья.
Ночью не давайте ребенку пить что-то кроме грудного молока или воды.
Не опускайте пустышку в сладкие напитки или сахар.
Научите малыша пить из обычной чашки как можно скорее.
Ограничьте сладкую еду в рационе ребенка.
Сладкие напитки ограничьте соком. Для детей от 6 до 12 месяцев количество сока не должно превышать 120 мл в сутки, и давать малышу его нужно в разбавленном, пополам с водой, виде.
С 1 года регулярно 2 раза в год посещайте детского стоматолога.

Еще несколько простых шагов, которые помогут сохранить здоровые зубы у вашего ребенка.
✔ Протирайте десны ребенка марлевой салфеткой после каждого кормления.
✔ Как только появился первый зуб, начинайте чистить его без использования зубной пасты.
✔ Детям старше 1 года можно использовать зубную пасту. Если в вашем регионе в воде мало фтора, то можно использовать зубную пасту с фтором.
✔Если в вашем регионе в воде мало фтора – можно давать ребенку фтор в виде витаминных добавок.

Что делать, если ребенок привык засыпать со сладким напитком (пить ночью сладкие напитки)?
На самом деле, чем раньше вы его от этого отучите, тем больше вероятности сохранить молочные зубы у малыша.
В течение 2-3 недель все больше разбавляйте сладкий напиток водой. А потом просто наполните бутылочку чистой водой.

☑ Помните, что здоровые молочные зубы – залог здоровья постоянных зубов.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

45

Новорожденный: как отличить «норму» от «патологии»?

Как определить «границы физиологической нормы»?
Процесс появления на свет является безусловным стрессом для организма, связанным с перестройкой всех органов и систем, а также тяжелой физической нагрузкой. Сразу после рождения условия обитания малыша радикально меняются, новорожденный попадает в непривычную для него окружающую среду. Температура здесь значительно ниже той, к которой он привык в утробе матери, появляется гравитация, возникают новые ощущения, поступающие от органов чувств, – зрительные образы, звуки, прикосновения. Начинается новый для него тип дыхания (легочный) и новый тип пищеварения.

Эти перестройки и переживания связаны с изменениями во всех органах и системах. Именно они и вызывают так называемые «транзиторные», или переходные, состояния. Возникают после родов и через некоторое время проходят бесследно. Но при определенных условиях «физиологические транзиторные состояния» могут перейти в патологические и стать причиной заболеваний.

Я считаю, что родителям важно знать симптомы переходных состояний и границы, за которыми норма превращается в патологию, требующую обращения к квалифицированному специалисту.

Переходных состояний много, потому что все системы органов претерпевают изменения. У некоторых детей они проходят незаметно (при этом лабораторная диагностика может выявить их наличие у каждого ребенка).
1. Потеря веса
Физиологическая потеря веса происходит у всех новорожденных независимо от массы тела при рождении. Потому, что, во-первых, во время родового стресса запускается механизм усиленного обмена веществ (ребенок активно расходует энергию при рождении), и во-вторых, после стресса организм обычно выводит определенное количество жидкости, а источника достаточного восполнения ее пока нет (так как нет большого количества молозива и молока).

В первые сутки–двое малыш расходует «резервные запасы» (скопления подкожного жира в отдельных частях тела). Норма потери массы – 6–7 % от массы при рождении. Доношенный ребенок на 10-й день после родов, а недоношенный – на 14-й, весит столько же, сколько при рождении. Скажу сразу, что для нормального функционирования органов и прибавки в весе необходим адекватный тепловой режим, о котором упомяну позже.

Если у новорожденного не происходит физиологической потери массы тела, то можно говорить о задержке жидкости в организме, связанной, скорее всего, с патологией мочевыводящей системы. Такая ситуация требует срочного обращения к врачу.

2. Транзиторное нарушение теплового обмена или «транзиторная лихорадка»

У малыша может незначительно повышаться температура, потому как процессы терморегуляции у него незрелы. Нормальная температура тела ребенка – до 37 градусов. Измерение лучше проводить в паху, ртутным термометром.

Малыши не могут удерживать постоянную температуру тела и очень чувствительны к изменениям температуры окружающей среды. Неустойчивость центра терморегуляции приводит к легкому наступлению переохлаждения или перегрева. Обусловлено это особенностями кожи, бедной потовыми железами и богатой кровеносными сосудами.

Важно соблюдать нормальный температурный режим в комнате малыша: 22 градуса для доношенных детей и 24 градуса для недоношенных и маловесных. Это лишь ориентировочные цифры. Существуют индивидуальные особенности реакций детей на изменение температуры. Поэтому зачастую комфортную температуру нужно подбирать, ориентируясь на предпочтения ребенка.

3. Половой криз

Половой криз обусловлен воздействием материнских гормонов на органы-«мишени» малыша. Это явление наиболее часто наблюдается у девочек. Оно выражается в том, что половые органы увеличиваются в размерах, увеличиваются и нагрубают молочные железы, из сосков могут выделяться капли молозива. Эту ситуацию можно наблюдать и у девочек, и у мальчиков. При обнаружении данного состояния нельзя пытаться выдавливать молозиво – это больно. Отличие от патологического процесса – мастита новорожденного – заключается в отсутствии повышенной температуры и болезненности при прикосновении к груди ребенка.

У девочек 2–3 дней жизни иногда наблюдаются менструальноподобные выделения из влагалища. Объём выделившейся крови может приблизительно составлять одну чайную ложку. Продолжаются такие выделения как обычные месячные: 3–5 дней.

У девочек также встречается «транзиторный десквамативный вульвовагинит» – обильные слизистые выделения из половых путей. Он может продолжаться до 3–4 недель. Выделения не причиняют беспокойства, влагалище при этом не красное.

Любые проявления полового криза проходят сами и вмешательства не требуют.

4. Транзиторная диспепсия

Эта ситуация связана с заселением доселе стерильного кишечника флорой, которую малыш получает во время и сразу после родов от матери, а также от людей, которые за ним ухаживают. Не всегда заселение идет равномерно и только «правильной» флорой. «Борьба за территории» вызывает различные процессы в кишечнике.

У здорового малыша при нормальной материнской флоре все заканчивается благополучно. При «плохой» флоре матери, где много патогенных или условно патогенных микробов, подобное состояние может перерасти в инфицирование. Чаще так бывает у недоношенных, незрелых, маловесных детей.

Также на первой неделе жизни наблюдается расстройство стула. Связано это с тем, что с началом питания первый раз включаются в работу пищеварительные ферменты, железы пищеварения, желчный пузырь. У новорожденного все эти процессы не всегда происходят слаженно и последовательно. Первый стул ребенка – это меконий, темно-зеленый, пастообразный. Дальше начинает образовываться стул переходный – неоднородный, зелено-желтый, с комочками, в нем иногда можно обнаружить немного слизи. К концу первой недели стул устанавливается.

5. Мочекислый инфаркт

Это транзиторное состояние органов мочевыделения, связанное с адаптацией, изменением обмена веществ, уменьшением объема мочи. Вследствие этого повышается концентрация мочи, в почечных лоханках откладываются кристаллы солей мочевой кислоты. Моча становится более мутной, от желтого до кирпичного цвета, возможна кристаллизация солей на пеленке. Выглядят эти кристаллы как пятно насыщенного кирпичного цвета.

Если ситуация длится более 12–18 часов – это повод допоить малыша водой из ложечки.

6. Транзиторный иммунодефицит

Новорожденный очень уязвим для инфекций. Ребенок рождается стерильным. У него незрелы барьерные свойства кожи, не сформированы защитные механизмы слизистых. После рождения все полости (носоглотка, верхние дыхательные пути, кишечник, половые органы) заселяются бактериальной флорой. Массированное воздействие «новой» флоры и незрелость защиты организма на первой неделе жизни объясняют «транзиторный иммунодефицит». Поэтому риск инфицирования новорожденного от больного человека или «здорового» носителя патогенных микробов и вирусов значительно выше, чем у грудного ребенка.

Необходимо упомянуть физиологическую для новорожденного рану – пупочную. При определенных условиях или при отсутствии правильной гигиены кожи ребенка и матери, пупочная ранка становится прекрасными входными воротами для любой инфекции.

Любое покраснение пупочной ранки или поверхности вокруг нее, если она мокнет или есть выделения – повод для обращения к врачу.

7. Транзиторные состояния кожи

Кожа – очень важный для ребенка орган. Она выполняет функцию защиты от инфекций, является органом выделения и терморегуляции. Кожа новорожденного и грудного ребенка может многое сказать о том, что происходит в жизни малыша. Она покажет, правильно ли питается мама, хорошо ли вы подобрали одежду для него, подходит ли вода вашего жилища для купания.

Многие патологические процессы, протекающие в организме ребенка, можно «читать» по коже. Перечисленные ниже явления считаются нормальными состояниями кожи новорожденного.
Простая эритема – это покраснение кожи. Его можно наблюдать через 6–12 часов после рождения. К концу первой недели жизни избыточное покраснение должно пройти. Такое покраснение вызвано, прежде всего, привыканием кожи к контакту с воздухом.
Шелушение кожи. Встречается оно чаще у переношенных малышей, родившихся позже 42 недель беременности. Через неделю–полторы шелушение проходит. Рекомендую мазать складки, находящиеся у ладоней и стоп миндальным маслом, потому что на сгибах сухая кожа может трескаться, доставляя малышу неприятные ощущения.
Токсическая эритема – пятна размером с копейку, с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Обычно они располагаются на конечностях, вокруг суставов и на груди. Появляются они на 1 день после родов, исчезают обычно через 2–3 дня. Самочувствие ребенка не нарушено. Однако эти пятна могут зудеть, поэтому одежда должна быть не жесткой и не плотно прилегать к этим элементам на коже.
Милиа – так называются белые узелки на крыльях носа, переносице и на лбу. Это закупоренные узкие сальные протоки. Они откупориваются самостоятельно на протяжении 1–2 недель жизни.
Монгольские пятна. Они имеют цвет от голубого до бледно-серого и похожи на синяки. Такие пятна встречаются на спине и ягодицах, иногда – на ногах и плечах, у девяти из десяти детей, чьи родители принадлежат к черной, азиатской или индейской расе. Эти едва заметные пятна также достаточно часто встречаются у детей Средиземноморского региона, но очень редко – у светловолосых и голубоглазых младенцев.
«Пятна аиста». Эти оранжево-розовые пятна могут появляться на лбу, веках, на затылке они встречаются на том месте, за которое аисты носят младенцев, чем и объясняется их народное название «пятна аиста». Они светлеют в первые два года жизни ребенка и становятся заметными только тогда, когда ребенок плачет или сильно напрягается.

8. Физиологическая желтуха новорожденных

Желтухой называется окрашивание слизистых оболочек, склер, кожи в желтый цвет. У новорожденных она может возникать как физиологическое транзиторное состояние, так и проявление какого-либо заболевания. Если физиологическая желтуха вмешательств не требует и проходит быстро и бесследно, то патологическая желтуха часто требует немедленных мер для предотвращений серьезных осложнений со стороны нервной системы.

Все виды желтух объединены общим признаком – гирпербилирубинемией (повышенным содержанием желчного пигмента в крови). От наличия в крови этого пигмента и зависит яркость окраски кожи – от светло-лимонного до оранжевого цвета. Прокрашивание также может быть зеленым и оливково-желтым.

Билирубин образуется при распаде гемоглобина разрушенных эритроцитов. Длительность жизни эритроцита взрослого человека составляет 80–120 дней. У новорожденных этот срок равен 5–7 дням. Связано это с тем, что гемоглобин плода в первые две недели жизни замещается «взрослым» гемоглобином.

Отслужившие эритроциты распадаются, высвобождая в кровь билирубин. Клетки печени активно участвуют в переработке и выведении билирубина из организма. Вот почему при незрелости и заболеваниях печени мы имеем затяжную или сильную желтуху, а это уже повод для обращения к врачу.

Билирубин является токсином для центральной нервной системы. Его токсический эффект проявляется при определенной концентрации в крови. Для каждого ребенка он зачастую разный – это зависит от срока родов, степени зрелости и сопутствующих патологий.

Желтеть малыш начинает с лица и головы, потом желтушное прокрашивание «сползает» вниз по телу малыша. Определять интенсивность желтухи лучше при дневном освещении, у окна. Лампы дневного света и другое электрическое освещение может сильно исказить визуальную оценку цвета кожи.

Вот основные характеристики физиологической желтухи:
она возникает на 2–3-й день жизни малыша;
достигает максимума на 4–5-й день;
исчезает к 10-му дню у зрелых новорожденных, у незрелых может держаться 2-3 недели;
при физиологической желтухе не страдает общее состояние ребенка;
концентрация билирубина в крови не превышает 180 мкмоль/л;
она не требует лечения.
Причины физиологической желтухи:
Массивное разрушение эритроцитов, обусловленное физиологической реакцией смены «фетального» гемоглобина на «взрослый».
Физиологическая незрелость печени, при которой ее ферменты не справляются с прибывающим билирубином.
Патологические желтухи

Определюсь, что целью данной статьи не является подробное изложение причин и методов лечения патологических состояний. Поэтому я не буду подробно описывать все проблемы, которые сопровождаются патологическими желтухами.

Выделю признаки, которые позволят отличить норму от патологии. Для дифференциальной диагностики будет достаточно лишь одного из перечисленных ниже признаков.

Поводом для обращения к врачу будут желтухи:
которые появляются до 2-х полных суток жизни малыша и, соответственно, желтухи, обнаруженные при осмотре только что родившегося ребенка;
длительностью более 10–14 дней;
со значительным повышением билирубина в биохимическом анализе крови (выше 180 мкмоль/л);
когда желтушное прокрашивание затрагивает голени;
когда желтушное прокрашивание охватывает ладони и стопы, обращаться за помощью нужно без промедлений;
когда появление желтухи сопровождается изменением общего состояния малыша (плохое и вялое сосание, длинный глубокий сон, громкий, пронзительный плач, скудный стул, отеки, осиплость голоса, сильный тремор);
при появлении обесцвеченного стула;
при сильном беспокойстве во время или после еды, вплоть до отказа от еды при явных признаках голода.
В заключение, обращаясь к состоявшимся и будущим родителям, хочу сказать, что если вы затрудняетесь самостоятельно с уверенностью отличить норму развития ребенка от патологии – не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, к тем, кому вы доверяете. Особенностью новорожденного ребенка является быстрое развитие патологического процесса и невозможность его очевидного определения при отсутствии обширного опыта. Специалист нужен для того, чтобы успокоить вас при беспочвенном беспокойстве, или для того, чтобы вовремя выявить проблему и приступить к ее решению.

автор: Анна Тажерова
практикующий врач – неонатолог, педиатр. Работала в отделении новорожденных родильного дома г. Москвы 7 лет. Стаж в педиатрии 18 лет. В системе естественных родов более 10 лет.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

46

Нормы развития ребенка

Очень важно знать, что должен уметь делать малыш в определенном возрасте.
Таблица с данными нормального нервно-психического развития доношенных новорожденных детей с рождения до года.

http://s1.uploads.ru/BVKYO.jpg
http://s1.uploads.ru/MjIus.jpg

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

47

Календарь развития ребенка до года по месяцам

1.Развитие ребенка в первый месяц

У ребенка несколько основных рефлексов: “подошвенный”: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; “сосательный”:
Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; “хватательный”: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.
Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке
Кулачки крепко сжаты. Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
Может удержать голову на одной линии с позвоночником

2.Развитие ребенка во второй месяц

Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
Издавать звуки (агукать).
Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
Может успокоиться сосанием
Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет .

3.Развитие ребенка в третий месяц

Смеется вслух;
Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
Гулит в ответ на звуки
Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
Находит источник звука и света
Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

4.Развитие ребенка в четвертый месяц

Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
Произносит первые слоги;
Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
Громко смеется,
Визжит от восторга
Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
Переворачивается (в одну или обе сторону);
Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
Смеется, когда его щекочут
Затихает, когда слышит музыку

5.Развитие ребенка в пятый месяц

Хорошо удерживает голову и держит ее прямо
Кувыркается, раскачивается и сгибается
Подтягивается на руках, пытаясь сесть
Сосет пальцы на ногах
Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
С удовольствием рассматривает лица на картинках
Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
Различает знакомых и незнакомых людей
Любит играть во время еды
Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
Осматривается в незнакомой обстановке
Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет

6.Развитие ребенка в шестой месяц

Пытается ползти на животе
Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
Перекатываясь со спины на бок
Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
Любит играть едой
Перекладывает предметы из одной емкости в другую
Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
Внимательно вслушивается в речь
Откликается на свое имя
Издает самые разнообразные звуки
У него могут резко меняться настроение и эмоции
Долго и тщательно изучает предметы
Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
Может сравнивать два предмета

7.Развитие ребенка в седьмой месяц

Ребенок становится более подвижным.
Совершенствуется умение сидеть.
Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые – ползают задом.
Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
Гладит свое отражение в зеркале
Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.

8.Развитие ребенка в восьмой месяц

У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
Ребенок ползает
Он любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок
Может долго играться с предметами
Привязан к родителям, остерегается посторонних
Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
Осознано говорит «мама» и «папа»
Ползает с игрушкой в руке
Встает у опоры
Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
Хлопает в ладоши и машет руками
Гладит и целует свое отражение в зеркале
Все пробует на вкус

9.Развитие ребенка в девятый месяц

Хлопает в ладоши и стучит предметами
Поднимает и играет двумя предметами одновременно
Может листать толстые страницы картонной книжки
Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
Может разворачиваться, когда ползает
Сует пальчики во все дырочки;
Может научиться защищать себя и свои игрушки
Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
Имитирует различные звуки
Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
Выполняет простые просьбы

10.Развитие ребенка в десятый месяц

Может вставать у опоры
Ходит, держась обеими руками
Садится из положения стоя
Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
Может унести два мелких предмета в одной руке
Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
Обожает играть с водой
Подражает жестам, выражениям лица, звукам
Боится незнакомых мест
Любит подражать действиям других
Понимает и выполняет некоторые просьбы
Открывает ящики и исследует их содержимое
Любит помещать предметы друг в друга

11.Развитие ребенка в одиннадцатый месяц

Ребенок умеет:
Самостоятельно садиться из положения на животе;
Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
Понимать слово “нельзя”.
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
Ходить, держась за мебель;
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
Короткое время стоять без посторонней помощи;
Отчетливо произносить “папа” или “мама”, “дай”;
Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
“Играть в мячик” (катить вам мяч обратно);
Пить из чашки без посторонней помощи;
Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
Произносить 3 (или больше) слова, кроме “мама” или “папа”;
Отвечать жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку);

12.Развитие ребенка в двенадцатый месяц

Самостоятельно стоит
Самостоятельно ходит
Встает из положения сидя на корточках
Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
Начинает капризничать
Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
Начинает проявлять чувство юмора
Откусывает, жует твердую пищу;
Пользуется ложкой и чашкой
Понимает почти все из того, что ему говорят
Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
Узнает животных на картинках
Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
Проявляет самостоятельность.

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

48

Бытовые ритуалы в жизни ребенка

Люди, как известно, обладают разной терпимостью ко всему будничному, повторяющемуся и рутинному. Некоторые очень даже ценят свои маленькие "ритуалы" - кофе с булочкой в кафе перед работой, семейные обеды по субботам, 31 декабря с друзьями в баню... А вот я со школы, прямо скажем, не большой фанат ритуалов и рутин.

Были, конечно, вкусные мамины блины по субботам, торт «Киевский» на день рождения, поездки за грибами. Однако, как человек, выросший "по расписанию" и с "режимом дня" советских общеобразовательных учреждений, я старалась жить как можно спонтаннее и непредсказуемее. Кроме того, у меня хронически отсутствовало почтение к традициям и застольям. Пока у меня не родился сын. Как миллионы других родителей с этого момента все закрутилось в замкнутом круге: вставание, кормление, гуляние, купание, засыпание.

Вырваться из стиральной машины родительской сансары человеку, ненавидящему будничную суету, помогали только путешествия, друзья и экстремальные виды спорта.

Я сопротивлялась однообразию материнства до последнего. И, наконец, сдалась его напору. Оказалось, что более или менее структурированный режим дня делал счастливым и спокойным не только ребенка, но и отчасти меня. Ритуалы, хотя они и были весьма необычными (в парк на велосипеде, в выходные - на горных лыжах или на роликах, в среду - в японский ресторан) - незаметно пронизывали жизнь и становились частью семейной истории.

Работа в детском саду превратила меня в ярого почитателя ритуалов: оказывается, дети проще засыпают, когда играет один и тот же диск с медитациями, они легче расстаются с мамой, если она придумала какой-то особенный способ сказать «до свидания». Дети вообще спокойнее, когда ритуалы есть.

Не секрет, что семейная жизнь в наши времена стремительно теряет элементы ритуальности, особенно в больших городах. Совместные обеды, ужины, даже чаепития – все это уходит в прошлое, упрощается. Время сжимается, все проходит на бегу. И возникает вопрос: откуда нам, собственно, брать эти ритуалы? Раньше были народные традиции: родился человек – и всем ясно, что делать: какие песни петь, как пеленать, как спать укладывать, как купать, как за стол общий сажать.

А сейчас? Стоит ли нам искусственно восстанавливать исчезающие структуры или пора начать придумывать новые ритуалы, соответствующие нашему «безумному-безумному миру»? Например, вместе с ребенком с утра проверить свои «фейсбуки», или на ночь посмотреть мультик на iPad? Какие ритуалы вообще обязательны, а какие факультативны?

Упорядоченная система действий
Для начала разберемся, что такое вообще ритуал. Большой энциклопедический словарь определяет "ритуал" как вид обряда, исторически сложившуюся форму сложного символического поведения, упорядоченную систему действий. Ритуал тесно связан с понятием ритма – мы живем в мире, где день сменяет ночь, а лето – осень. Согласно психологу М.В.Осориной, автору монографии «Секретный мир детей», с помощью ритуализированных действий (поцелуй мамы на ночь, чтение сказки, совместной трапезы) ребенок с рождения усваивает модель мира, в котором живет. Повторяющиеся действия задают ребенку систему координат, позволяют почувствовать свои границы и осознать себя.

Домашний порядок или уклад, как наличие внутренних принципов организации мира, имеет огромное значение для психики ребенка, по мнению Осориной. Дом – первичный космос ребенка, слепок мира. В любой семье ребенок впитывает эту модель через устойчивость режима дня, ритуальность сторон домашней жизни. Ритуал это синоним предсказуемости, стабильности, безопасности для малыша. Если семья – место силы, то ритуал – это страховка во времена турбулентности и перемен.

Для молодых родителей ритуал может стать «спасательным кругом» - мостиком от жизни холостой к жизни семейной, от жизни бездетной – к жизни с ребенком. Ритуалы помогают членам семьи чувствовать себя семьей. Ритуалы как клей объединяют, обычно чтение на ночь или прогулка в парке по субботам – это момент «есть контакт!».

В каждой избушке свои погремушки
Утренний подъем, проводы на работу, школу и детский сад, купание, обеды – ужины, укладывание спать – все это автоматически превращается в рутину в отдельно взятой «ячейке общества». А вот чтобы рутина превратилась в ритуал, я полагаю, нужно любое действо персонализировать, сделать его особенным, связать со специальными объектами или действиями.

Ритуалы - это своего рода инструкции для детей: они помогают понять, что будет дальше, проще переходить от одного вида деятельности к другому. При этом ритуалы обычно наполнены человеческим теплом, юмором и обладают каким-то особенным шармом. Ориентируясь на собственный опыт, я выделила несколько важных моментов дня и событий в жизни, которые достойны стать обрядами.

Подъем. Утро – время особенное. Пока еще не очень хочется разговаривать и веселиться. Можно попытаться сделать утренний подъем бодрым – с помощью обливаний, гимнастики и бодрой музыки. У нас, к примеру, когда малышу было 4-5 лет, всегда звучала песенка "Утро, уже просыпайся и новому дню улыбайся!". Однако не все дети, как и взрослые одинаковые. И если ваше утро скорее хмурое (как было у меня все детство за полярным кругом), то лучше проводить его спокойно, с запасом времени. Неспешно заварить чай, позавтракать, принять душ и попрощаться, пожелав друг другу хорошего дня.

Купание. Для маленьких детей ванна – место сакральное. Ванна расслабляет, рядом всегда сидят мама – папа. Пусть у ребенка будет свой ритуал купания, специальные игрушки, халат, полотенце.

Укладывание. Ритуалы укладывания имеют особое значение для детей, даже для сильно подросших. Так, у нас иногда остается на ночлег друг моего сына, десятилетний Рома. Как только начинает смеркаться, он автоматически грустнеет и вспоминает про теплый стакан молока, который мама готовит ему на ночь. Для детей ежедневно повторяющееся действие - совместное чтение книжки, тихая песенка, зажигание особенной лампы – луны – сигнал, что день закончен и время спать. Укладывание – это уникальная возможность поговорить о чем-то небудничном, высоком, обнять ребенка 8 раз, как рекомендует психолог Вирджиния Сатир, и просто побыть вместе. Из всех ритуалов, когда-либо существовавших для детей, этот, пожалуй, в наше время особенно необходим.

А еще важны ритуалы встречи и расставания. Потому что мы все расстаемся друг с другом каждый день. И каждый день встречаемся вновь. В детском саду я наблюдаю десятки способов сказать «пока» - особые поцелуи, рукопожатия, объятия, чтение книжки и подмигивание.

Прием пищи. Если честно, то я не припомню ни одного семейного обеда, кроме каких – то исключительных сборищ на дни рождения, Новый Год и другие праздники. Зато помню, что когда мы путешествовали всей семьей, обязательно завтракали, обедали и ужинали вместе под открытым небом, готовя на керосинке или на открытом огне. По мнению Осориной, совместные трапезы являются важнейшим событием для понимания ребенком социального пространства семьи.

Ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, вести себя за столом и даже усваивает новые убеждения. Для физического удовлетворения голода, в общем – то неважно, как ты наелся: выпил суп из кастрюли, поел перед телевизором или в окружении близких людей за столом. Но вот психологически семейная трапеза играет огромную роль в становлении личности ребенка, его воспитании. Семейный обед передает дух конкретной семьи: как все общаются друг с другом, как сидят и т.д. Традицию обедов – ужинов за общим столом психолог советует возобновить, или установить, если она еще не сложилась.

А если вам, как и мне, особенно готовить некогда, ходите вместе с детьми в семейные рестораны и кафешки. Главное, чтобы это стало вашим обрядом.

Девять вечера. Пора дочитывать сыну «Кортик» на айпеде. В ритуалах, пожалуй, есть что-то уютное, даже для таких любящих разнообразие людей, как я. А вы – как укладываете детей на ночь?

Екатерина Чинарова

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

49

"Ручной" ребёнок.

Однажды в поликлинике мы с малышом в слинге стояли в очереди. И со мной разговорилась одна мама с малышом на руках. Она мне говорит: «Вы всё время так носите?» «Да», — говорю. «А мне все твердят, что надо отучать, а то потом тяжело будет. А Вы не боитесь к рукам приучить?»

А я в шутку немного утрирую: «Ясно, а я наоборот стараюсь к рукам приучить. Так ведь нет, просится с рук!» Мама была удивлена и сказала с некоторой завистью: «Надо же, какая Вы молодец, вот и мне кажется, что пока маленький, можно носить…»

На чьей стороне правда? Чья стратегия более эффективна и приятна для ребёнка и для мамы? Приучать или отучать, носить на руках или нет?

Давайте обратимся к мнению классика мировой психологии Эрика Эриксона (Erik H. Erikson), который в своей книге «Детство и общество» выделил 8 основных периодов развития человека, первым из которых является период базового доверия.

Согласно теории Эриксона, базовое доверие к миру у человека формируется в течение первого года жизни, и, будучи не сформированным, никогда уже не может быть восполненным. Отсутствие базового доверия к миру — прекрасная база для развития всевозможных «комплексов» и трудностей личного характера, набор которых уже зависит от дальнейших условий жизни. Если несколько упростить модель, человек со сформированным базовым доверием к миру многие «негативные» условия жизни просто не замечает, а с не сформированным — попадает под их воздействие.

Формирование базового доверия основано на соответствии реальности бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно — на постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости.

Внезапное и непонятное ребёнку исчезновение мамы на первом году жизни ставит под угрозу его чувство безопасности, ощущение, что «все хорошо» (это и есть базовое доверие). А для совсем маленького ребёнка мама исчезает (возможно, навсегда, о ужас!) каждый раз, когда выходит в другую комнату. Чем дольше и чаще отлучки, несоответствующие возрасту, тем больше нарушается чувство безопасности. Чем их больше в более раннем возрасте, тем менее стойкое у ребёнка ощущение безопасности, тем меньше запас доверия, что мама вернётся, а значит, мир безопасен.

А в присутствии мамы ребёнку необходимо находится у неё на руках. Этому есть психологические и физиологические объяснения, но и без них с этой необходимостью обычно никто не спорит.

. Мамы интуитивно чувствуют, что ребёнку на руках хорошо, и стараются на руки ребёнка всё-таки брать. (Слава Богу!)

Но, к сожалению, возникают вполне понятные бытовые трудности: руки, спина устают (и в слинге тоже, хоть и меньше), маме хочется свободы, родные видят, что она устала, и тут начинаются «мудрые советы»: не приучай ребёнка к рукам, потом не снимешь, пожалей себя, отучай от рук пораньше, чтобы потом проблем не было.

Потребность в любви, проявленная в виде потребности быть на руках у мамы (прикасаться к ней), особенно для искуственничков, кстати, — жизненная необходимость у ребёнка до года, такая же, как потребность есть. Если его НАКОРМИТЬ ношением на руках (оно особенно важно именно до года), утолить его голод, он в дальнейшем, сытый, сможет заниматься своими делами, познавать мир, развиваться.

А если его НЕ ДОКОРМИТЬ, не доносить на руках, недодать любви в этом ручном эквиваленте — он всю жизнь будет «ходить вокруг холодильника», а пока не вырастет — вокруг мамы, стараясь ДОПОЛУЧИТЬ. И тут уж оправдаются страхи, что «от рук не отучить».

Когда мы недостаточно носим на руках — мы создаём ажиотаж вокруг рук, ощущение, что этого мало, и этого надо добиваться. Когда мы предлагаем ребёнку круглосуточное нахождение на руках (это, наверное, невозможно, но должна быть внутренняя готовность к этому), малыш возьмет, сколько надо, и займётся собой. Попросится на пол, то есть. Сам. И «отучать» не придётся.

Надеюсь, что кого-то из мам после прочтения этой статьи хватит смелости довериться своей интуиции, а не страхам окружающих, и до года таки додать малышу сполна любви, внимания и рук.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

50

Белый шум

Белый шум – это звуковой сигнал, не имеющий закономерности. Всем мамам известно, что с его помощью можно успокоить раскапризничавшегося кроху. Мы хотим рассказать о нем побольше.

1. Белый шум бывает природным (водопад, ручей, дождь, шелест листьев) и техническим (фен, пылесос, стиральная машинка, вентилятор, вода из-под крана).

2. Белый шум позволяет «сгладить» переход между разными фазами детского сна и повысить его качество.

3. Звуки, схожие с шумом крови и стуком сердца, напоминают малышу о времени в мамином животике и благотворно влияют на его нервную систему.

4. Белый шум способен «приглушить» другие резкие и громкие звуки, мешающие малышу спать.

5. Белый шум не вызывает привыкания, поэтому его можно использовать для улучшения детского сна. Важно лишь выбрать подходящие звуки (для успокоения хорошо подходят технические источники, а для сна лучше включить звуки природы). Источник шума должен находиться на расстоянии 1 м от малыша, а его громкость не должна превышать 50 дБ.

П.С.
Нас очень выручал фен месяцев до трех, просто волшебное средство  :cool:

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 2. Первый год жизни малыша