Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3.6. О детской ревности


3.6. О детской ревности

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

МАМА, ЛЮБИ ТОЛЬКО МЕНЯ, А НЕ БРАТИКА!

Женщина ждет второго малыша, она рассказывает первенцу, как ему будет хорошо с братиком или сестричкой: «Вы сможете вместе играть, помогать друг другу, у тебя навсегда появится лучший друг!». В голове у мамы идеалистическая картинка, как дети спят в обнимку, строят башню из кубиков. В этой картине нет места детским ссорам: «не трогай, это мое», дракам и заявлениям детей «Ты только его любишь, а меня нет!» Но рождается второй малыш и маме приходиться признать, что детская ревность существует. И только от родителей зависит, перерастет ли соперничество в любовь или дети будут постоянно устраивать нешуточные баталии, чтобы выяснить, а кого же из них любят больше. Давайте рассмотрим несколько типичных ошибок родителей, которые могут усугубить ревность и вызвать в ребенке по отношению к брату или сестре: жадность, обиду и даже ненависть.

Последи за братиком.

Семилетней девочке дают наказ, присмотреть за братиком на площадке, пока мама разговаривает с соседкой. Беседа прерывается плачем: сестра заигралась, а мальчик упал с качельки. Конечно же, его будут жалеть, а девочку ругать — не уследила. В этом случае на девочку переложили ответственность, которая не соответствует ее возрасту, и чувствовать она себя будет примерно так: «Я не оправдала маминых ожиданий, я плохая, а братика ненавижу, ведь это из-за него так все получилось».

Давайте будем честными, забота о здоровье и безопасности младших детей — это все-таки обязанность родителей, но никак не старших детей, которые сами нуждаются в заботе. Если ребенок сам вызвался помочь маме с братом и сестрой — конечно, не стоит отказывать, и если что-то не получается: маечка одевается на левую сторону, каша при попытке кормления падает с ложки на пол — не критиковать, но спокойно показывать, как это можно по-другому сделать. То есть важно поддерживать инициативу старшего ребенка, не вменяя эту помощь по уходу за младшеньким ему в обязанность.

Ты уже большой

«Папа не возьмет тебя на ручки, ты уже большой. Не отвлекай меня, я одеваю Настю, а ты спокойно сам можешь одеться. Зачем ты съел пюре сестры? Это же для малышей! Да, я не пою тебе колыбельную на ночь, зато ты можешь смотреть Гарри Поттера, есть мороженое, кататься с высокой горки». В чем здесь ошибка? Старший ребенок не ценит привилегий, которые у него есть в силу возраста, он принимает их как должное, но зато он понимает, то, что доступно братику — не доступно сейчас ему, а запретный плод, как известно самый сладкий. Кроме того, ребенок чувствует, что маленьким и беспомощным достается больше внимания и любви, а значит регресс в ясли, для него способ добиться такого же внимания и любви от родителей. Что с этим делать? Можно разрешить старшему ребенку иногда побыть малышом: дать ему ту же кашку, что и младшему, покачать на руках — он поймет, что все «малышковое» для него доступно и быстро потеряет к этому интерес. А если к этому добавить «взрослые» увлекательные занятия с одним из родителей наедине, хотя бы по 15 минут в день то первенец перестанет чувствовать себя обделенным родительским вниманием, а значит, играть в младенца больше не будет нужды.

Ну, дай ему своей машинкой поиграть, он же маленький!

Старшая сестра играет в куклы, к ней прибегает младший братик и требует одну из них. Сестра не дает, братик начинает вопить. Родители требуют отдать ему куклу, это проще, чем бороться с истерикой. У старшего ребенка такое решение вызывает обиду и злость. Важно уважать личное пространство старшего ребенка и его право не отдавать что-то, если он не хочет. Это право должно быть и у младшего. Так дети учатся формировать собственные личные границы и не нарушать чужие. Что делать в такой ситуации? Запрещать брать игрушки сестры? Будет лучше, если родители помогут ребенку разобраться в ситуации и найти компромиссное решение: « Ты хочешь поиграть игрушкой сестры, но она сейчас хочет поиграть ей сама. Как же быть? Может предложить ей поиграть в больничку: вы вместе будете лечить ее куклу и твоего мишку. Как думаешь?»

Виноват только один

Младший подошел и больно ударил старшего лопаткой, старший шлепнул его в ответ, крики, слезы — прибегают родители, и, не разбираясь, кто начал, наказывают старшего. Что после этого захочет сделать старший? Правильно? Стукнуть младшего еще сильнее. Не обязательно при каждом конфликте устраивать «заседание присяжных», чтобы добиться истины, но и вставать на сторону только одного ребенка, тоже не стоит. Задача родителей не назначать виновных, а спокойно разобраться в ситуации и показать детям пути мирного выхода из нее.

Ты обязан его любить, это же твой брат!

Дети в семье не обязаны быть лучшими друзьями, они разные личности, со своим приданым от природы, характером, потребностями и иногда врозь им может быть лучше, чем вдвоем. Задача родителей научить детей спокойно взаимодействовать, без лишней агрессии друг к другу, чтобы в будущем они сами приняли решение о качестве своих отношений.

Детская ревность — это мучительное чувство, но это же и показатель, что ребенок любит родителей, они для него главные люди на этом жизненном этапе, и он больше всего нуждается в их заботе и поддержке. Он хочет быть уверенным в том, что мама с папой все ещё сильно любят его и если он получает постоянное подтверждение этому, то и причин испытывать негативные эмоции по отношению к младшему брату и сестричке почти не будет.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

2

Второй ребенок в семье. Как избежать ревности?

Родителей, ожидающих второго ребенка, часто мучает вопрос – как избежать детской ревности. Как подготовить первенца к появлению нового малыша? Что делать, чтобы дети выросли друзьями, а не соперниками?

Как бы ни старались родители, в некоторые моменты старший ребенок будет испытывать ревность к младшему.

Но сможет ли он преодолеть это чувство, или оно выльется в длительную вражду между детьми – зависит от взрослых.

Ждем второго ребенка.
Работу с детской ревностью надо начинать еще до рождения второго малыша. Обычно, маленькие дети хотят иметь сестренку или братика. А если нет? Не надо откладывать решение проблемы на «после родов». Во-первых, сейчас у вас значительно больше времени, которое вы можете подарить своему первенцу. А во-вторых, за длительные месяцы ожидания старший ребенок напридумывает себе лишних проблем, с которыми тоже надо будет что-то делать. Итак, в первую очередь, ребенку надо сообщить о предстоящем пополнении в семье. Не стоит затягивать этот момент. Если ребенок узнает обо всем в последнюю очередь, он уже сейчас почувствует себя лишним, «исключенным» из семьи. Наоборот, можно преподнести ему эту новость, как маленькую семейную тайну. Наличие общей тайны с мамой и папой будет приятно малышу, несмотря на некоторые тревоги.

С ребенком надо обязательно разговаривать о предстоящих изменениях. Узнайте, что беспокоит малыша. Чаще всего, дети переживают, что с рождением братика/сестренки, их перестанут любить, или будут любить меньше. Объясните, что любовь ко второму ребенку, не уменьшит вашей любви к первенцу. Задайте ребенку вопрос: «Если бы не было папы, разве ты любил бы маму больше?» Это поможет ему понять, что любовь не делится на составляющие. Не стоит рисовать малышу слишком радужную картину: «В твоей жизни почти ничего не изменится, просто появится маленький братик, с которым вы будете вместе играть». Это не правда. Жизнь всей семьи изменится, а с младшим братиком он сможет играть не раньше чем через несколько долгих месяцев. И малыш должен быть к этому готово. Пусть лучше он знает, что первое время, новорожденный будет отнимать у родителей много времени и сил. Но не потому, что младенец более любим, а потому, что он слабый и беспомощный. И так будет не всегда. В семье появился второй ребенок.

Сразу после рождения второго малыша, для старшего ребенка наступает тяжелый период. Родителям часто не хватает на него времени. А попытки «позаботиться» о младшем братике (угостить шоколадкой, поносить на руках) вызывают гнев и раздражение родителей. Если же ребенок ведет себя примерно, его просто не замечают (и без него проблем хватает). Чтобы привлечь хоть какое-то внимание взрослых, малыш начинает капризничать, устраивать истерики и вредничать. В результате в семье на него вешают ярлык «несносный ребенок» и наказывают при каждом удобном случае. А ведь все, что нужно малышу – внимание мамы и папы. Естественно, такое развитие событий приводит к нелюбви и даже ненависти старшего ребенка к младшему. К счастью, у большинства родителей хватает здравомыслия не доводить ситуацию до критической.

Мудрая мама привлекает старшего ребенка к уходу за младшим. Тогда и новорожденный оказывается под присмотром, и старшее чадо чувствует себя нужным. Но ребенку надо четко объяснить, что можно делать, а что нельзя. И повторять эти правила придется многократно, прежде чем дитя сможет их понять и усвоить. Дети часто ссорятся.

Даже, если дети любят друг друга, ссоры – неизбежное явление. Но как эти конфликты будет разрешаться, зависит от поведения родителей и общей семейной обстановки. Если все спорные моменты в семье приводят к скандалам и ругани, детям будет просто неоткуда научиться другому решению проблем.

Если родители воспитывают детей с помощью шлепков, они тоже будут выяснять свои отношения, применяя физическую силу. Поведение родителей во время детских ссор тоже играет немаловажную роль.

Если родители не разбираясь, всегда наказывают старшего, младший очень скоро начинает этим пользоваться. В результате проигрываю все – родители теряют авторитет, старший чувствует себя нелюбимым и несправедливо обиженным, а младший вырастает ябедой и манипулятором. Родителям вовсе не обязательно вмешиваться во все детские ссоры, тогда дети научатся решать конфликты самостоятельно. Попытки родителей ежедневно выступать в роли судьи приводят к поощрению ябедничества и затягиванию любой ссоры.

Если вмешательство родителей неизбежно, оно не должно сводится к наказанию одного и поощрению другого. Как говорит английская пословица: «Чтобы организовать ссору, нужны двое». То есть в ссоре всегда виноваты оба – один спровоцировал, другой поддался на провокацию. Задача родителей в данной ситуации не разобраться кто «первый начал», а разрешить спор. Поиски же «правых» и «виноватых», только затянут конфликт и превратят мелкую ссору в длительную вражду.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

3

Как подружить старших и младших детей

Самые полезные советы:

- давать детям возможность заботиться друг о друге (не заставлять, а приветствовать инициативу). Например, если один ребёнок обидел другого, можно дать некоторое время, чтобы он попробовал его утешить, а не бросаться самим успокаивать. Обижающий при этом поймёт, что в его силах не только испортить атмосферу, но и наладить её тоже.

- подсказывать детям, как они могут друг другу помочь, делать что-то вместе.
- не говорить, что вы любите всех одинаково, а подчёркивать индивидуальность и важность каждого ребёнка в отдельности.
- не давать (времени, сладостей и т.д.) одинаково, а каждому по потребности.

- (самое главное) не сравнивать детей друг с другом! Даже если сравнение кажется положительным для обоих, это может подтолкнуть их к дальнейшему соревнованию. Лучше сравнивать каждого ребёнка с его прошлыми достижениями.
- нельзя навешивать ярлыки и давать детям фиксированные роли в семье. Если одного ребёнка называют "наш танцор" или "певец", то это обесценивает эту область развития для других детей, а сам ребёнок будет вынужден застрять в этом звании, даже если захочет поменять свои интересы.

- каждому ребёнку нужно стараться уделять время наедине, без других детей.
- если оба ребёнка требуют внимания одновременно, нужно периодически отвлекаться вперёд на старшего, даже если младший совсем младенец и кажется, что его нужды важнее.
- не подавлять конфликты, а признавать право детей на негативные чувства друг к другу, учить их правильно выражать свои эмоции.

- не стараться постоянно вмешиваться и выносить свой вердикт, иногда достаточно просто выслушать обе стороны и признать их право на злость и обиду. Когда они выскажут свои претензии родителю, их накал по отношению друг к другу спадёт.
- озвучивать невысказанные чувства при конфликте, когда сами дети их не осознают.
- не принимать ничью сторону в конфликте, т.к. даже ребёнок, вроде бы инициирующий агрессию, изначально сам чувствует фрустрацию от невозможности сделать что-то по-своему.

- напоминать о позитивных моментах, которые недавно случались, как один ребёнок позаботился о другом, помог ему, рассмешил, сделал комплимент. Подчёркивать, что они это делают, потому что любят друг друга.
- говорить, что семья - это самое главное, что брат или сестра всегда будут рядом, как бы они не ссорились.
- не забывать, что старшие дети тоже всегда остаются детьми, они тоже маленькие, нельзя требовать от них чего-то только потому, что они "уже большие" и должны терпеть, помогать, подождать и т.д.

- не заставлять старших заботиться о младших, не вменять им в обязанность какие-то рутинные дела. Если ребёнок хочет помочь, делает это постоянно - это можно принимать и поощрять. Но у него всегда должно быть право передумать и перестать вам помогать.
- выстраивать привязанность в соответствии с возрастными уровнями, то есть, начинать с уровня чувств, давать детям прикасаться друг к другу, учить их делать это осторожно, не исключать физический контакт с младенцами, даже если вам страшно. Потом подключать приёмы, укрепляющие привязанность на следующих уровнях.

- заранее не давать старшему ребёнку ложных надежд, что малыш родится и будет с ним играть, будет его любить. Лучше описывать будущее как можно более реалистично, что играть он сможет ещё нескоро, а сначала будет плакать, кушать и спать, часто лежать у мамы на ручках.
- можно устраивать "кукольный спектакль" с младшим ребёнком, пока он ещё не говорит, произносить фразы за него, бегать с ним за старшим в догонялки, озвучивать, что это они вместе "играют" друг с другом.
- поощрять интерес и заботу старшего о младшем, контролировать и учить, как это нужно делать (водить его ручки своими руками, например), не ограничивать их контакты в моменты, когда старший искренне хочет сблизиться с младшим, даже если у него поначалу плохо получается. Это очень хрупкое желание, которое можно легко разрушить запретами или своей бурной реакцией.

- (важно‼ ) не разделять детей после рождения младшего, не отдавать старших няне, бабушкам. Чем больше времени дети проводят порознь, тем меньше у них возможностей научиться мирному сосуществованию, узнать друг друга, сонастроиться.

- поставить рядом кровати, чтобы они были физически ближе друг к другу. Если дети не против, можно организовать им совместный сон.
- давать старшему побыть малышом, если ему хочется (разрешать полежать в детской кроватке, носить его на ручках, заворачивать в пелёнку, помогать одеваться, кормить с ложечки или из бутылочки и т.д.).

- выдать старшему персональную "ляльку" - куклу, чтобы он мог с ней проделывать те же мероприятия, что и мама со своим младенцем. Сшить/купить кукольный слинг, одежду, пожертвовать памперс, пелёнку и т.д.
- устраивать совместные купания, валяния, сидения на коленках у родителей, ношения в слинге/на руках двоих одновременно, если хватает сил.
- при просмотре фото и видео подчёркивать похожесть детей и отмечать их индивидуальность в одном и том же возрасте.

- выделить каждому ребенку зону только для его вещей, не разрешать другим детям брать их без спроса у хозяина.
- учитывать индивидуальные интересы каждого ребёнка (не выбирать между танцами для дочки и борьбой для сына и тем более не отдавать дочку на борьбу за компанию).
- организовывать совместные семейные дела в отрыве от ровесников (особенно хороши походы и поездки).
- одевать детей похоже, хотя бы в одной цветовой гамме или в один идентичный предмет (шапки, шарфы, сумки).
- если оба ходят в один садик, можно попросить воспитателей разрешить им видеться в течение дня.

- выбирать с одним ребёнком подарки для других, заодно можно обсудить, чем они увлекаются, что любят.
- призывать одного ребенка разделить ваше восхищение другим: - Какой же он (она) у нас умный (-ая)! (красивый, добрый, сообразительный...); - У тебя очень заботливый брат/сестра, тебе повезло!
- называть одного ребёнка в присутствии другого "наш Саша, наша Анечка".
- учить старшего, чем он может занять младшего, чтобы совместная игра была продуктивной - выдать ему какую-то игрушку, научить несложным действиям в общей игре, отвлечь. Таким образом у младшего будет меньше соблазна влезть на территорию старшего и что-то ему испортить, вызвав у того недовольство.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3.6. О детской ревности