Восприятие пространства в мифологи ческой картине мира подразумевает наличие видимого и невидимого мира и основывается на ряде противопоставлений типа: свой/чужой, внутренний/внешний (закрытый/открытый), близкий/далекий, светлый/темный, сухой/мокрый, измеримый/неизмеримый, упорядоченный/неупорядоченный, обитаемый/пустой. Мифологическое значение пространства находится в близком отношении со временем — любое пространство (особенно баня, мельница, источник, река) в «опасное» время становится опасным для человека, если он не соблюдает установленных правил поведения, «Самые привычные повседневные занятия и дела в пространстве дома, двора или за пределами села рассматривались как нежелательные, если совершались во внеурочное время». Опасным временем считаются! ночь (особенно глухая пора ночи), определенные дни недели, некоторые календарные праздники и периоды года (например, святки, русальная неделя и г. д.).
Центр и периферия
В связи с пространством можно обнаружить, что степень опасности для человека значительно увеличивается, когда он, двигаясь из центра на периферию, переходит определенные границы — из дома во двор или из дома в баню, когда уходит на реку или на озеро, заходит далеко в лес, в пещеру, в болото. В доме центром внутреннего пространства является очаг (печь), который по вертикальному членению, располагаясь между небом (трубой и дымом) и подпольем (золой), имеет и «межевые» признаки. В горизонтальном членении периферия дома — это углы, порог (дверь), окно; в вертикальном — подпол и чердак. Вне дома — это стреха, ограда, гумно, место, где рубят дрова, м др. Все постройки около дома в. ночное время считаются опасными для человека — клев, сарай, овин, особенно баня и мельница. Вне двора опасными местами являются: дорога, особенно перекресток (распутье, развилка дорог), кладбище, даже церковные постройки (храмы, колокольни, часовни). В поле опасны вес межи — как те, которыми отмечаются границы между участками, так и борозда, которая разделяет пашню на две половины. Опасными могут быть и некоторые деревья (старые дубы, грецкий орех, шиповник), и место в их тени, как в поле, так и в лесу. Опасными считаются и все воды (как стоячие, так и текущие) — река, озеро, море" колодец, источник; заболоченные и сырые места.
Обитаемые (жилые)/необитаемые (нежилые), пустые места
Не освоенное человеком пространство — далекое, безлюдное, «дикое» (куда не доходит голос человека, пение петуха, колокольный звон) — считается подходящим местом для обитания нечистой силы и опасным для человека. «Пустые места» могут отождествляться и с входом в потусторонний мир.
Опасными для человека являются также пустые, старые дома, мельницы, избушки в лесу, те. места, где не живут люди или их скот, где нет «живой души». Если постройка остается без людей, в ней поселяются духи, которые становятся се хозяевами* По поверьям украинцев, в пустых, старых, полуразрушенных зданиях непременно живут черти и там по ночам свищут. У хорватов, на острове Хвар, существовало поверье, что упыри [хорв. тенац) пребывают в старых зданиях и около заброшенных церквей. У македонцев (окрестности Гевгелии) считали, что в старых ломах днем прячется караконджул; в Македонии (Кратово) люди были уверены, что в опустевших домах поселяются духи авале. Их нельзя ни убить, ни прогнать. Они не приносят людям никакого вреда, только пугают их. В болгарской былинке человеку, который проходил мимо старого разрушенного дома, что-то влезло на спину, и от страха он онемел. Это был дух таласъм, «хозяин» этого дома. По поверьям болгар, в пустой мельнице живет черт, откуда и поговорка «Хылися като дявол на водяница» [Усмехается, как черт на мельнице]. У русских (Калужская губ.), одним из мест, где живет водяной, являются старые, пустые мельницы (Даль 1996: 221). На Русском Севере человек, прежде чем войти в лесную охотничью избушку, должен спросить разрешения у «хозяина»; «Хозяин да хозяюшка, пустите переночевать да ночь переспать». Если, он этого не сделает, ночью ему не будет покоя от лешего.
Одно из опасных мест — гумно, на котором больше не молотят (у южных славян открытая площадка для молотьбы), По поверьям сербов, тут ночью на шабаш собираются ведьмы (серб, вештице, чинилице), вилы. Такое заброшенное гумно в Боснии и Герцеговине называется пометно гумно. В одной русской былинке человек на гумне вызывал лешего, чтобы забрать шкуру павшей кобылы. Леший пришел и стал таскать шкуру за хвост. Человек выбрался оттуда едва живым.
Дом и ближайшее пространство
Несомненно, центром человеческого мира является дом. Внутреннее горизонтальное пространство дома, с четко установленными границами, в котором обитает человек и которое можно контролировать зрением, понимается как безопасное. Периферийные (вертикальные) места дома, куда человек должен спускаться или подниматься по лестнице и где, как правило, отсутствует дневной свет, считаются рискованными (верх/низ, светлое/темное, открытое/закрытое). В доме это подпал (подпол) и чердак (потолок). Центральным и главным культовым местом в доме являются очаг или печь, печная труба.
Существуют значительные различия в поверьях южных и восточных славян о пребывании или появлении мифологических существ в доме. Как правило, у южных славян дом полностью принадлежит человеку и отграничен от всяких нечеловеческих существ. Они могут вторгнуться в дом, если человек в определенный период года не соблюдает принятые правила поведения (запреты прясть, шуметь, кричать, зажигать свет ночью). Так, наказаний Середы и Пятницы пряхи в доме могут избежать, но лакомцо — нет. Как правило, большинство девушек на вечеринке вне дома подвержены нападению тодорцев (которые появляются в первую неделю Великого поста), нетронутыми остаются лишь те, кто сможет укрыться в доме, где они сидят молча и без света. Человек, который ночью в доме подражает голосу дивьей яги (дикой охоты), получает через дымоход окровавленное человеческое бедро, от которого не может избавиться. У южных славян, как и у многих других народов, существуют поверья о духе, выведенном из петушиного яйца или другим образом. Он живет в доме и по приказу хозяина приносит ему золото, пшеницу, молоко.
Можно сказать, что постоянно проживает в доме только один общий дух, причем зооморфный, это домашняя змея. Но она чаще всего пребывает не в жилом пространстве, а в фундаменте дома, под очагом или под порогом, и ее очень редкое появление считается предвестием беды для обитателей дома.
Иная картина в культуре восточных славян, где, по поверьям, не только существуют духи разных построек (амбарник, банник, гуменник, овинник, дворовой) но и в пределах дома пространство делится между разными духами (запечник, голбечник, подпольник), иногда они представляют собой многообразные ипостаси домового.
Чердак
Сербы в Косово в случае смерти хозяина его ногти и шапку оставляли на чердаке. В западной Сербии считалось, что душа кружит около дома сорок дней после смерти человека и обитает в это время чаще всего на чердаке. В дни празднования Рождества Христова в Сербии (регион Бачка) было запрещено влезать на чердак; это объясняли тем, что в это время там прячутся ведьмы. По поверьям украинцев, домовой показывается в Страстной четверг на чердаке. У русских в Тульской губ. существовало поверье, что домовой, если в доме нет лошадей, сидит на чердаке за трубой или лежит в сенном сарае и там спит (Даль 1996: 246). В Архангельской губ., если по ночам кто-нибудь постукивает на чердаке, значит, в доме «заводилась нежить» — больше мира не будет, и домовой выгоняет жильца из дома (Там же: 163). По болгарским поверьям (юго-западная Болгария), змей (дърогазин) влезает на чердак, где шумит и звенит ложками и тарелками (Узенёва 2091: 147). В черногорской быличке (племя васоевичи) с чердака спускается Огненная Мария, чтобы наказать старуху, которая чешет овечью шерсть в день, посвященный святой.
В случае несоблюдения правил похоронного обряда, иногда и по другим причинам, согласно общим поверьям сербов, ночью покойник возвращается в виде упыря и стучит на чердаке, рассыпает муку в доме, сбрасывает посуду с полок, но жизни людей не угрожает. В хорватской былинке из окрестностей Загреба ребенок, мать которого умерла, услышал ночью шум на чердаке, как будто кто-то сбросил наполненный мешок с чердака в коридор.
У хорватов-кайкавцев (Загорье) известен дух глобан, который, по поверьям, живет на чердаке. Им пугали девушек, чтобы они не пряли в определенные дни недели, детей — чтобы, не воровали конченое мясо с чердака, и всех остальных — чтобы на Рождество не влезали на чердак. По одной былинке, женщину, залезшую на чердак, глобан съел, говоря: «Глоблем, глоблем, док те не оглоблем» [ Глодаю, глодаю, пока тебя нс обглодаю] (NozinLc 19S8).
Чердак является любимым местом обитания духа-обогатителя, который выводится из петушиного яйца (укр. выхованец, хорв. малик и т.д.) (Чубинский 1S72: 20S; Boskovic-Stnlli 1997: 379).
Подпол
Подпол представляет собой нижнюю периферию дома и в символическом смысле соотносится с потусторонним миром. Так, в рассказе, записанном на Терском берегу Белого моря, многодетная мать с горя обещает одну из дочерей-двойняшек подпольнику. Девочка вмнг исчезает. Через семнадцать лет девушка-подпольница приходит к оставшейся в избе сестре и приглашает ее поглядеть на свою свадьбу. Сестра вечером открывает подпол и видит там ярко освещенную избу, множество гостей и красивого жениха (Власова 199S: 390). Подполье, очевидно, понимается и как вход в потусторонний мир (как и пещера, колодец., овраг}. На связь подпола с покойниками указывают и поверья русских в Удмуртии: для того чтобы покойник не тосковал, его родственники после похорон заглядывали в хлев и подполье (Там же: 391). Оно является одним из мест захоронения умерших некрещеными детей (наряду" с садом, гумном, перекрестком, местом под деревом, под порогом и т. д.). Как заметил Д.К. Зеленин, причина такого выбора места лежит в предположении, что предки рода, находясь рядом с некрещеным младенцем, примут его под свою защиту и не отдадут его во власть нечистой силы (Зеленин 1995: 72). У сербов часто ("возможно, по этим же причинам) молодожены первую ночь ночевали в подполе.
В Томской губ. в сочельник накануне Крещения клали под голбец (деревянная пристройка к печи с ходом в подпол) маленькие булочки и лепешки, нарочно для домового испеченные (Новичкова 199S: 136).
Некоторые элементы символического значения подполья могут переноситься и на бочку (закрытая, темная, лежит в подполье) при наличии, конечно, и других признаков (кривая, катается, заполняется вином, дегтем). Наверное, поэтому чуликуны на святках катаются в бочке (Пинежъе), как и водяной у словенцев.
Очаг, печь, печная труба
Очагом (печью) связывалась вся жизнь крестьянина — рождение, свадьба, похороны, печение (магические приемы}, главные праздники календарного цикла, повседневная жизнь, В горизонтальном членении домашнего пространства очаг является центром, в вертикальном — границей, отделявшей верхний мир от нижнего.
По поверьям сербов и словенцев, глубоко под очагом обитает домашняя змея. Очаг представлялся открытым и внизу, о чем свидетельствует сербский рассказ: человек, узнавший, что его жена — ведьма, стал ее бить кнутом, но она убежала от него в очаг и исчезла в золе. Коммуникация с мифологическими существами может идти и в обратном направлении — из очага (печи}: «Сижу я ночью. Люльку ногой качаю. Вдруг в 12 часов ночи из галанки (печь „голландка“) девка выходит. Сама как картинка, и смеется: ха-ха-ха. Я ей: Что ты смеешься? А она: Уж я тебе дам, дам, как дам, да еще прибавлю. Повернулась и полезла в печку, а хвост у ей большущий, и пропала» (Нижегородское Поволжье; Корепова 2007: 111).
Труба представляет собой один из нерегламентированных видов связи с внешним миром: через трубу могут войти в дом сверхъестественные существа, в трубу летают колдуны (Рязанская обл.) и ведьмы. По верованиям болгар, к девушке, не соблюдающей норм поведения, через дымоход может спуститься змей и стать ее любовником. От этого она начинает сохнуть, замыкается в себе, вследствие чего может и умереть. У русских, если жена сильно тоскует о покойном муже, он прилетает к ней через трубу (Рязанская обл,, Скопинский р-н; Ивлева 2004: 105). В рассказе из Боснии (Рогатица) человек похвастался старику, что у него хорошая жена, только она ни¬когда не ест вместе с ним. Старик предупредил его, что жена — ведьма и что надо следить за ней: «Он так и сделал, Когда жена была уверена, что он спит, она отряхнулась и, превратившись в птицу, вылетела в дымоход».
Порог, дверь
Законная граница между внутренним (закрытым} и внешним (открытым) пространством дома это — порог (дверь}. У сербов существует поговорка «Порог дома — самая высокая гора». Вук Караджич дает ей следующее объяснение: «Человеку труднее всего оторваться от своего дома; когда же это произошло, он может идти, куда захочет». В Боснии, чтобы между домочадцами не было ссор, покойнику обрезали ногти со всех пальцев рук и ног и оставляли их в специально для этого просверленном углублении над дверью. От порога дома начинает увеличиваться степень опасности пространства, окружающего человека. По поверьям сербов и болгар, уже в одном шаге от порога, если человек во время святок, в так называемые некрещеные дни, кто выйдет из дома, его может поймать караконджула и всю ночь на нем ездить. Чтобы через дверь не проникла нечистая сила (на святки, масленицу, русальную неделю и т.д.), над дверью или в замочную скважину втыкали колючие или жгучие растения (чертополох, терн, крапиву), или нож, вилку, на дверях выписывали кресты, у словенцев в Резин — пентаграммы,. Порог является также местом колдовства и порчи.
Баня
Бани считаются «нечистыми» помещениями (там не бывает икон и крестов), и потому поведение в банях строго регламентировано — запрещается входить в баню с крестом на поясе, стучать, говорить громко, ходить в баню в «третий пар» и т.д. (Даль 1996: 164). По поверьям восточных славян, баня имеет своего «хозяина» — банника, байнушку, который готов наказать каждого, кто не соблюдает правил поведения в бане. Особенно опасно нарушать покой бани поздно вечером. Широко известны рассказы о том, что случается с парнем или девушкой, которые на спор, в глухую пору ночи входят в баню, чтобы доказать свою храбрость и взять из каменки камешек. В быличке, записанной на Русском Севере, мать, когда мыла свою дочку в бане, рассердилась и сказала: «Хоть бы банник взял тебя», и девочка тотчас же пропала (ее забрал банник) (Криничная 3001: 66). В бане матерям, которые оставляют своих детей одних, банник или банница подменяют их на своих. Такой омменыш выглядит, как хозяйский ребенок, только голова у него вытянута, глаза большие, а руки и ноги тонкие и кривые (Там же: 66). В бане, по поверьям, живет и очень опасное мифологическое существо — обдериха, готовая всегда сурово наказать людей.
Часовня
У славян-католиков существует много были чек о том, как человек, не зная, что рассвет еще не наступил, входит в костел или в часовню, которая находится на кладбище или недалеко от него, и оказывается на мессе. Но среди присутствующих он узнает своих умерших соседей или видит, что многие окружающие имеют какие-то телесные недостатки. В русской, былинке, записанной в Водлозерье, на человека, проходившего ночью у часовни, нападают вороны, готовые его заклевать: «А ночью вороны разве будут клевать... Чудилось у нас у той часовенки» (Кузнецова 19У7: 61).
ВНЕШНЕЕ, ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО
Организацию внешнего пространства в определенном смысле можно сопоставить с организацией внутреннего пространства дома. Граница «своего» пространства заканчивается там, где проходит граница селения, т.е. она совпадает с обрабатываемой землей, принадлежащей селу. Чтобы избежать града, эпидемии чумы, коровьего падежа, эту границу укрепляют магическим образом (например, опахиванием).
По-видимому, каждое общество па определенной территории, в пределах которой люди считают друг друга «своими», находится под покровительством одного или нескольких мифологических персонажей. Это подтверждается поверьями и обрядовой практикой южных славян, где за то, чтобы обеспечить селу урожай, воюют между собой такие мифологические существа, как змей, хала, креник.
Дорога
Иногда человек страдает потому, что не соблюдает определенные запреты, связанные с временем или местом передвижения. Так, в наказание за нарушение ночного покоя в определенном месте он сбивается с дороги и всю ночь, до петухов, бродит, чудом избегая гибели. Один из очень распространенных у славян сюжетов, который представлен в быличках, — встреча на дороге человека с мифологическим существом в облике животного. Человек ночью находит на дороге животное (ягненка, козленка, теленка, осленка и т.д.) и, считая его потерявшимся, а для себя — неожиданным подарком судьбы, берет с собой (кладет на повозку, на коня, на спину); по пути животное с каждым шагом становится вес тяжелее, так что его почти невозможно больше тащить или везти. Человек догадывается, что на самом деле это не животное, а демон, и бросает его. Или же животное повторяет слова человека, как будто дразнит его (Раденкович 2011).
Каждая встреча с незнакомым человеком на дороге может оказаться встречей с демоном в облике человека, который хочет сбить путника и увести его далеко в лес или в болото, чтобы он там пропал, или хочет его до смерти защекотать. Так., в украинской былинке человек встречает на дороге незнакомца, который предлагает вместе выпить водки и угощает его бубликом. Прежде чем выпить, человек перекрестился, и сразу все изменилось: «Перехрсстывсь, гляжу на чарку, а в мисто чаркы у руци ломачка, а вмисто бублика таке, шо и казать не хочу. Сам же чернець як кризь землю провалывся».
В хорватской быличке с острова 3ларин женщина поздно вечером видит на дороге лягушку и говорит ей: «Убирайся отсюда, ведьма, почему передо мной стоишь, иди, я тебе повитухой буду». Не прошло и месяца, как ночью - незнакомцы приглашают ее быть повитухой. Сюжет «повитуха у нечистой силы» широко известен в славянской традиции (рожают лешачиха, чертиха и т.д.). Одним из общих сюжетов у славян является и встреча путника со свадебным поездом, когда человеку предлагают стать шафером (кумом) и дают ему выпить. Перекрестившись, человек видит, что он не на дороге, а один висит над оврагом или над водой и в руках держит череп лошади или черепаху.
Дорога является открытым и опасным пространством, но она включает и элементы социального, упорядоченного мира (имеет свою протяженность, т.е. начало и конец). Человек на дороге в определенной мере владеет пространством: на дороге он ориентируется, дорога ведет его к цели (в отличие от дикой природы, синонимом которой бывает хаос). Поэтому в словенской быличке из итальянской области Резья при встрече ночью на дороге с нечистой силой, которая предупреждает, что ночь принадлежит ей, человек хитро отвечает: «Ночь твоя, по дорога моя». В другом варианте человек спрашивает нечистую силу: «Но где моя дорга?» и получает ответ: «Ты идешь по своей дороге, только молчи и иди!».
Пересечение или развилка дорог считается опасным местом как у славян, так и у многих других народов. В основе славянских названий этого места лежат два понятия — «крест» (рус. перекресток, серб. раскреница и т.д.} и «расходиться, разлучаться». Перекресток — место пребывания нечистой силы, здесь собираются или устраивают трапезу (х)алы, ведьмы, черти и т.д. Это также подходящее место контакта с представителями потустороннего мира (в лечении, гадании, колдовстве).
Кладбище
Признанной границей между видимым и невидимым мирами является, кладбище. Оно всегда понимается как опасное место еще и потому, что тут могут пребывать нечистые покойники (умершие преждевременно или похороненные без предусмотренного обряда, например, заупокойной службы, отпевания). По полесским поверьям, одно из мест обитания русалок — кладбище: «Руеауки колышуцца на крястах на кладбишчэ у дваиаццать часоу ночи» (Виноградова 2000: 382). В Боснии (в области Янь) считалось, что на кладбищах обитают уродливые черти. В былинке из окрестностей Дубровника трое парней в полночь преследуют человека в цилиндре, которого заметили у кладбища, но тот вместе с поднявшимся вихрем исчезает в могиле умершего капитана. После этого все три пария умирают.
Поле
Поле, как открытое пространство, считается потенциально опасным для людей, особенно для маленьких детей, оставшихся без присмотра, В таких случаях ребенка может подменить нечистая сила. С полем связана активность прежде всего женских мифологических существ (русалки, полудницы, ржицы, дикой бабы).
Межа
Граница «своего» и «чужого» пространства — подходящее место обитания нечистой силы и опасное место для человека. На Украине повесившихся считали «детьми дьявола» и не погребали на общем кладбище, а закапывали на границе полей, вложив им в рот железный гвоздь из бороны и пробив грудь осиновым колом. В Тульской губ. запрещали спать на межах: «сейчас переедет полевик, так что не встанешь» (Даль 1996: 2-4-5—24-6). В украинской былинке человек рвал траву на межах и увидел, как лежит русалка, в белой сорочке, покрытая косами (Гринчснко 1401: 116).
Лес
Поговорки «В чужом месте, что в лесе» и «Ходить по лесу — видеть смерть на носу» (Даль 2: 279) уже открывают два признака леса — это чужое и опасное пространство для человека. Лес может быть темным и густым, что связывает его с водным пространством. В воде есть омут, где прячется водяной или другие духи, а в лесу — маточник, то есть середина леса, недоступная человеку, где живет леший (Богданович 1895: 78). У восточных и западных славян и у словенцев лес является местом обитания ряда мифологических существ. Вершины, лишенные леса, считаются местом собраний ведьм (лысые горы).
Вода, водоемы, сырые места
Водное пространство, которое, как правило, неизмеримо и в котором человеку невозможно или опасно жить, понимается как дыра и вход в потусторонний мир. Опасными местами считаются колодец, река, озеро, источник, болото, глубокий овраг. «Когда идешь вот, видишь воду или ручеек ли — вот такое место сырое, дак уж всегда надо подумать, про себя, что, Господи, благослови!» (Терский берег Белого моря; Власова 2004: 364),
В связи с водой существует ряд запретов: за водой нельзя холить после захода солнца, купаться в реке после определенных праздников — у русских после Ильина дня («На Ильин день олень копыто обмочил — купанью конец»), у сербов после Преображения, и т.д. С другой стороны, многие обряды, как календарные, так и обряды жизненного цикла, а также разные виды лечения и колдовства связаны с водой.
В воде или около воды, по поверьям, обитают мифологические существа: у болгар, македонцев и сербов — «водяной бык, хала, аждая, змей, ламя, вила, стия, караконджула, у
восточных славян — водяной, болотник, черт и т.д.
Иногда роковую минуту в жизни человека объявляет водяной. Он выходит на берег и кричит: «Судьба есть, да головы нет!», «Час тот, да рокового нету!», после чего человек сам подходит к реке и тонет. То же может случиться, если наступил опасный момент — «неровён» или «лих час», когда каждый человек, если он находится на опасном месте, может лишиться жизни или подвергнуться проклятию (у него могут лопнуть глаза, оп может превратиться в волкодлака и т.д.)
В колодце человек может лишиться жизни из-за того, что ему так на роду написано: например, по южнославянским поверьям, если суденицы определили, что ребенок умрет до своей свадьбы или в самый ее день в колодце, он действительно в тот день тонет в колодце или, если колодец закрыт, умирает на его крышке.
В колодце, согласно нижегородским быличкам, можно увидеть русалку и даже лешего. «Мать моя колотовку в колодце видела. Шла за водой к колодцу, в колодец заглянула, видит, там баба сидит и волосы длинные расчесывает» (Корепова 2007: 96). «Леший у нас живет в колодце. Кто пройдет — он туда его и сграбит». По поверьям, в колодце живет колодечник.
Старые деревья
Деревья, особенно старьте и высокие, с дуплами, по общим поверьям славян, считаются местом обитания нечистой силы, и их нельзя рубить. По поверьям болгар, в дуплах дуба прячется амперина (упырь), македонцев — ламня. У белорусов не советовали рубить дерево, которое скрипит, ибо это знак, что в нем мучается человеческая душа (Богданович 1895: 129). В словенской быличке (Савиньская долина), человек хотел срубить высокую ель, место пребывания вил, чем вызвал их гнев. В лесу началась буря, и на человека стали падать сломанные верхушки деревьев, которые его и убили. По рассказам болгар, человек, который срубил высокий дуб, место пребывания змея-стопанина, умер.
По поверьям, между полем и лесом существуют места, где мифологические существа любят собираться, устраивать совместные трапезы, хороводы, пеленать своих, детей. Чаще всего они находятся в тени старых деревьев (дуба, бука, вяза, грецкого ореха), а также под колючими растениями (шиповник, боярышник, терн, ежевика). Человек, ступивший на такое место, бывает наказан обиженными вилами, самовилами, халами. Тогда человек обращается за помощью к знахарю. Составной частью лечения обычно является принесение жертвы этим существам в виде определенной пищи. Под грецким орехом нельзя спать, потому что на нем собираются ведьмы: «Не спи, сынок, под грецким орехом, накажут тебя ведьмы, злодейки» (восточная Сербия).
Л.Раденкович
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.