В поверьях восточных славян соль в числе других предметов (огонь, вода, ртуть, металл и т.п.) относили к оберегу. Известно, что с помощью соли проводились и очистительные акты.
Считали, что соль—это лучшее средство от порчи. В древних мифах и заклинаниях соль персонифицировалась с солнцем. Многие приметы, связанные с солью, сохраняются и в настоящее время. Так, например, «чтобы соль всегда была в доме», «плохо занимать соль или просыпать» и т.д.
Соль нашла самое широкое употребление с печеным хлебом, впитавшим весь комплекс представлений, связанных с зерном и едой вообще.
В древнейшие времена соль употребляли при жертвоприношении животных, чтобы они пришлись по вкусу богам. У земледельческих народов роль такой жертвы уже выполнял хлеб. Соль настолько слилась с хлебом, что часто их рассматривали как нечто единое, неразрывное и обязательное.
Недаром так широко распространено выражение хлеб да соль; хлеб-соль; хлеб-соль не браниться; Без соли и хлеба не естся; Хлеб за солью не ходит; Встретить хлебом солью; На хлебе, на соли, да на добром слове. От сочетания этих двух слов образованы такие слова, как хлебосольство—радушие и щедрость при угощении, хлебосольный—гостеприимный, любящий хорошо угостить гостя.
Интересно отметить, что большое деревянное блюдо или миску, из которой ела вся семья, часто называли солило. На неразрывность (единство) соли и хлеба указывает и то, что соль помещали в центре хлеба, на самое высокое «почетное» место. Она или насыпалась в углубление хлеба, или на хлеб клали кусочек соли, или ставили солонку с солью. Здесь хлеб как бы отождествлялся со столом, заменял стол. Его использовали вне стола (в центре избы, рядом со столом, на пороге дома, в дороге и т.п.). Таким хлебом встречали дорогого гостя, провожали и встречали новобрачных.
Приметы же, связанные с солью на хлебе, целиком повторяли приметы с солью на столе. Если случайно соль падала с хлеба, которым встречали молодых отец и мать, то это означало, что молодые супруги будут постоянно ссориться между собой. Хлеб-соль были обязательными компонентами трапезы. Известно, что начало и конец трапезы особым образом отмечались. К началу и концу обеда подавали определённые угощения, одни угощения открывали трапезу, а другие—закрывали. Во многих местах России было принято в начале или в конце обеда съедать по кусочку хлеба с солью—на счастье. «Каждый сидящий за столом, перед появлением первого кушанья, должен был съесть по кусочку хлеба с солью. Соль же из солонки каждый участник трапезы брал ложкой и насыпал с правой стороны небольшой кучкой».
Соль запрещалось передавать не только за столом, но и вообще отдавать в долг чужим людям. Имущественный запрет на соль—наиболее широко распространенный и известный запрет. У многих народов были отмечены временные запреты на соль. И в каждой традиции были свои особенности. Так, например, можно брать соль в долг только днем, но не вечером, не дают в долг соли в понедельник и в среду или в среду и субботу. И в тоже время посолив какой-то продукт (молоко, хлеб), его могли уже использовать для передачи. Здесь соль выполняла роль оберега. Особенно соблюдались запреты на передачу соли в праздничные дни, связанные с культом предков, в начале какой-либо работы, дела, при рождении ребенка, во время свадьбы и т.п.—в дни, когда отдача вообще чего-либо была невозможна.
Широко известно применение соли в обрядах, связанных с рождением ребёнка. Причем соль употребляли по отношению к новорожденному, к его матери и отцу, к бабке-повитухе, кумовьям. В Вологодской губ. в день рождения ребенка родильницу водили в баню. Когда она туда шла, бабка ей терла лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты раба Божия (имя) не боялась ни опризорищей, ни оговорищей». При этом она бросала соль наотмашь.
На Украине женщину, которая должна была родить, заставляли три раза обойти стол (его сдвигали с места на середину хаты) и есть каждый раз по грудочке соли из насыпанных по четырем углам стола кучек. На западе России, в Минской губ., а также в Тульской для ускорения и облегчения тяжелых родов сыпали соль на порог и на углы стола. Вскоре после разрешения роженице давали выпить вино с редькой и съесть хлеб с солью, корочку хлеба с солью—«на хлеб, на соль, на доброе здоровье». Прежде чем закопать «место», бабка-повитуха заворачивала в него кусок хлеба с солью...Роженица после обряда «размывки рук» дарила бабке-повитухе кусок полотна, иногда сверх этого платок и кусок мыла, но обязательно хлеб с грудочкою соли сверху. От бабки же кусок хлеба с солью получала кума. Родные, посещая родильницу, приносили её хлеб-соль, а ребенку сколько-нибудь денег. У белорусов перед крещением кума брала ребенка, укрывала его рубашкой отца, в руках которой был завязан кусок хлеба и соли. В этой рубахе держали дитя во все время крещения. Подобный обряд бытовал и на Украине. В рукав рубашки, в которую заворачивали ребёнка, прятали сверточек с углем, кусочек глины от печки, кусок хлеба с солью или просто соль. Кусок хлеба с солью, завернутый в платок, давали и матери новорожденного для того, чтобы новорожденный во всю жизнь не терпел голода. Белорусы Минской губ., чтобы охранить новорожденного от нечистой силы, при крещении клали в уши новорожденного соль. Младенца после крещения кум и кума передавали матери через пирог, лежащий на столе, для того чтобы новорожденный «шел на хлеб, на соль». Широко был распространен обычай во время обеда на крестинах отцу ребенка давать ложку сильно насоленной каши пересок. При этом бабака, подавая ложку каши, приговаривала: «Солоно и горько рожать». Соль оберегала ребенка и в последующие годы. По чердынскому обычаю, когда ребёнка опускали из дома, ему на темя насыпали соль или «солили» с головы до ног в предохранении от порчи. Обязательное использование соли в первые же дни рождения человека объяснялось необходимостью защитить от нежелательных «вредоносных сил» мать и ребёнка, которые были особо ранимы в это время.
Лаврентьева Л.С.
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.