Средневековые надписи
В течение этой эпохи появляется множество новых способов применения рун и рунической магии. Многие древние традиции сохранялись в отдаленных областях; одновременно с тем возникали и новые сферы использования рун, нередко заменявших буквы латинского алфавита. Кроме того, сохранилось множество историй о рунах и рунической магии в Исландии XIII и XIV веков, где, вне сомнения руны по-прежнему широко использовались в сокровенных искусствах.
Традиция возведения рунических камней-памятников, bauta, сохранялась на острове Готланд вплоть до 1700 года! Несмотря на то, что внешне они выдержаны в христианском духе, многое в них — как в символике, так и в структурных особенностях — напоминает о древних обычаях. Возможно также, что знатоки рунической эзотерики тех времен благоразумно старались сокрыть их тайное значение.
«Священные знаки» (символы-идеограммы) на этих камнях, как правило, обладают двойным значением.
Крест обычно изображался равносторонним, иногда в середине его помещалось солнечное колесо — свастика, как на рис. 3.3.
Этот графический мотив и вариации на его тему встречаются вплоть до конца обозначенного периода. Есть спорные мнения, что подобный крест замещает собой знак Ægishajlmr («Шлем ужаса»), изображавшийся к подобном контексте в языческий период. Типичный пример постхристианского камня bauta — уппландский камень из Морбю (рис. 3.4).
Он следует своеобразной традиции того времени (paннехристианский период, 1050-1150 гг.) воздвигать в честь умершего родственника мост, а также памятный камень, связанный с мостом. Все это делалось для спасения души (др.-исл. önd или sál) покойного. Знаки на камне из Морбю можно прочесть как:
khulu lit kira bra f(u)rant kilau(h)a tatur sin(a) uk sum ati ulfr übir risti
Надпись несложно перевести: «Гудлауг повелела возвести этот мост ради [спасения] души Гиллауг, дочери своей, на которой женился Ульфр. Опир резал [руны]». Камень «подписан» Опиром, одним из самых знаменитых повелителей рун древности.
Обычай изготовления рунических талисманов (taufr) дожил до нового времени, а в средневековье пользовался широкой популярностью. Однако поскольку они, в основном, резались по дереву (причем обычно на очень маленьких кусочках), а с течением времени — все чаще писались на пергаменте, сохранилось их очень мало. Нередко мастера рун уничтожали свои талисманы после завершения обряда; кроме того, немало их было уничтожено и в холе преследования магов-рунемейстеров после Реформации.
Пример средневекового магического талисмана — реберная кость (около 30 дюймов длиной), найденная в старой Саркиндской церкви в Остерготланде (Швеция) и относящаяся к XV веку. Кость, возможно, использовалась в качестве волшебного жезла (göndr); на ней нанесена сложная надпись, приведенная на рис. 3.5.
Первая половина стороны А читается как thaet tae refen («это реберная кость»). Вторая состоит из сложной вязаной руны с неясным значением. В ней может быть сокрыто имя волшебника, возможно также, что это сочетание рун, обладающих конкретным магическим действием. Эту сторону надписи замыкает размашистая руна Hagall, в эзотерической школе того времени обладавшая хорошо разработанной космической символикой, связанной с Мировым Древом и образом зародыша Вселенной. Три руны R на другой стороне призваны воплотить и направить магическую силу колдуна-витки, что напрямую связано с эзотерическим значением данной руны.
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.