Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Как работают руны » Эдред Торссон. Руническое учение.


Эдред Торссон. Руническое учение.

Сообщений 21 страница 30 из 113

21

Прежде чем перейти к эволюции собственно традиции, важно отметить основные изменения в языке и то, как они отразились в знаках, чтобы прояснить «грамматику» надписей. Во-первых, фонетическое значение http://s6.uploads.ru/t/1I5O0.png всегда было неустойчивым, и знак этот, за исключением магических формул, встречался редко. Также http://s3.uploads.ru/t/Wlc9h.png чередующаяся с http://s7.uploads.ru/t/X1iOK.png
довольно рано (около 600 г. н.э.) изменила свое фонетическое значение на Севере, поскольку начальный j в северных диалектах практически исчез к тому времени. Хорошим примером действия этого языкового закона может послужить само название руны: германское jera становится прото-северным jâr, которое переходит в древнеисландское ár http://s2.uploads.ru/t/Y9Hhi.png
Следовательно, фонетическое значение знака меняется с [jl на [a]. Вдобавок, http://s2.uploads.ru/t/j5e6G.png из [а] становится носовым гласным [â]. Важно также обратить внимание на неоднозначность новой системы письменности в целом: многие знаки могут обозначать два звука или более.
Неизменные элементы показывают преемственность двух систем, старшей и младшей. Благодаря им ясно, что переход от одной системы к другой происходил в рамках религиозной системы и что разработчики младшего ряда были хорошо знакомы со старшим рядом и его традициями. Этот вывод подтверждается тем фактом, что весь этот процесс происходил в обществе, где грамотность была привилегией немногих. Ибо, хотя руны и были своего рода письменностью, они еще не успели стать средством обычного и повседневного межличностного общения. Для того, чтобы передать комплексные представления о какой-либо системе (например, о рунах), человек был вынужден рассказать о них другому человеку. В те времена будущий мастер рун не имел возможности отправиться в библиотеку, отыскать пыльный том, повествующий о давно забытой традиции, и вдохнуть в эту традицию жизнь.
Первый неизменный элемент системы — постоянство линейного порядка знаков, в особенности первых шести: F-U-TH-A-R-K; ни один из этих знаков Младшего Футарка не сменил своего положения относительно места в старшем ряду. Ыо, конечно, некоторые знаки старшего ряда выпадают, и образуется новый порядок. Единственным исключением из этого правила является http://s3.uploads.ru/t/ap3hO.png [-R], переместившаяся в конец ряда. Это, возможно, происходит потому, что данная руна встречается только в конце слов, по, возможно, ЭТО связано и с сознательными попытками сохранить отдельные особенности старой системы аттов. Как мы успели убедиться, изучая древний период, деление на атты было неотъемлемой частью старшей традиции (см. эзотерические объяснения этому в гл. 9). Устойчивость этого необычного явления еще раз подтверждает, что здесь мы имеем дело с сознательными действиями религиозной среды.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

22

Первый атт младшего ряда состоит из первых шести знаков старшего, в неизменном порядке. Важно также, что второй и третий атты начинаются в младшем ряду теми же двумя знаками, что и в старшем, то есть H-N и Т-В, соответственно. Это, в сочетании с необходимостью поделить на равные части знаки, следующие за вынужденно шестизначным первым аттом, потребовало перемещение http://s7.uploads.ru/t/bleru.png
http://s7.uploads.ru/t/bleru.png в конец ряда; в противном случае, третий атт должен был бы начинаться с http://s6.uploads.ru/t/iKcbX.png В любом случае — преемственность, а на самом деле и упрочение, троичного деления алфавитного ряда — весьма примечательная  особенность.
Другие, пусть и более простые, соответствия, также важны и удивительны. Достойно внимания постоянство формы знаков: одиннадцать из них остались без изменений, а три из изменившихся представляют собой чередовавшиеся в древности формы (т.е. http://s3.uploads.ru/t/ImCav.png и практически взаимозаменяемые http://s2.uploads.ru/t/krhCM.png исходно развившиеся из http://s7.uploads.ru/t/ndzog.png. Таким образом, остаются лишь два вызывающих затруднение знака: http://s6.uploads.ru/t/sbtSg.png ставшее http://s7.uploads.ru/t/oOj3A.png , и http://s7.uploads.ru/t/tzl2y.png ставшее http://s7.uploads.ru/t/ndzog.png. Это объяснимо с формальных позиций. Младший ряд в целом стремился все знаки с двумя вертикальными чертами превратить в знаки с одной, таким образом, сдвигая две вертикальные черты в одну, мы получим из них знаки http://s7.uploads.ru/t/oOj3A.png и http://s2.uploads.ru/t/5KTdz.png. Форма http://s2.uploads.ru/t/5KTdz.png уже http://s7.uploads.ru/t/ndzog.png. Выбор последней формы можно объяснить и с эзотеричес¬кой точки зрения (см. гл. 10).

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

23

Еще одна замечательная особенность — преемственность названий рун и, следовательно, их фонетических значений. Хотя названия рун Старшего Футарка и неизвестны из письменных источников, сравнительное изучение языков, в которых эти имена упоминаются (т.е., древнеанглийский, древнеисландский и готский),  в сочетании с изучением идеографического использования старших рун (см. напр., кольцо из Петроассы, рис 1.9), показывает, что поздние названия в самом деле представляют собой продолжение более древней системы. Древнескандинавская традиция сохранила названия рун в рунических поэмах (см. гл. 8). Единственное резкое отличие — руна http://s7.uploads.ru/t/BOTdf.png [-R], ýr, «тис», («ветвь»), вместо http://s7.uploads.ru/t/zRIKd.png [-R], elhaz, «лось». Однако древняя альтернативная форма http://s7.uploads.ru/t/XOEaY.png согласно трактовкам, ранее имела определенное отношение к древесной символике (см. четыре космических оленя (= лося?) в ветвях Иггдрасиля). Кроме этого, вторая руна, http://s2.uploads.ru/t/SiKVI.png получила второе значение «моросящий дождь», что объяснимо с мифологической и космогонической точек зрения (см. гл. 10).
Поскольку сложно предположить, что две одинаковые системы одновременно развились в Швеции/Норвегии и в Дании, следует определить, где же именно возник Младший Футарк. Опираясь на факты, наиболее вероятной кандидатурой на это место следует признать самую южную часть Норвегии и прилегающие районы Швеции, где руническое Искусство процветало в течение всего древнего периода. Произошло это примерно в последние десятилетия VIII века. Отсюда Младший Футарк довольно быстро проник в Данию, где попал на благодатную почву, и вскоре оживил руническую традицию по всему Датскому архипелагу. В Дании он подвергся некоторым изменениям, став самой влиятельной моделью будущей рунической эволюции. Ситуация эта возникла в результате общего роста культурного и политического влияния Дании в этом регионе в то время.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

24

Все вышесказанное подводит нас к обсуждению наиболее общеупотребительных разновидностей Футарка, приведенных в систему в Скандинавии эпохи викингов. Несмотря на различия формы отдельных знаков, все они сохраняли постоянство внутренней структуры и организации.
Из Южной Норвегии и прилегающих районов Швеции — места возникновения исходной системы — Младший ФутарК проник в Данию, где система знаков приняла тот вид, который представлен на рис. 2.3. Этот датский вариант вскоре стал самым распространенным из всех Футарков. Он просуществовал с IX по XI век и даже послужил основой дальнейших преобразований.
http://s7.uploads.ru/CbIX2.png
В отдельных районах Скандинавского полуострова датский Футарк, однако, быстро преобразился. К 850 году в Южной Норвегии и Остерготланде (Швеция) был разработан упрощенный ряд, приведенный на рис. 2.4.
http://s7.uploads.ru/SnqE9.png
Он известен в основном как алфавит из Рек, по имени наиболее известной надписи, использующей этот Футарк — камень из Рек. Эти формы знаков просуществовали лишь до второй половины X столетия, после чего их вновь сменили более стандартные датские формы знаков.
Помимо этих двух основных разновидностей футарка, бытовавших в Скандинавии в эпоху викингов, в Швеции время от времени пользовались также радикально упрощенной системой, позднее названной рунами из Хэльсинга (по провинции, в которой они были впервые найдены). В целом можно сказать, что ее знаки образованы из стандартных путем «убирания» основной вертикальной черты. Этот Футарк приведен на рис. 2.5.
http://s7.uploads.ru/F76hl.png
Данный ряд нечасто встречается в надписях, и существует мнение, что он представляет собой нечто вроде рунической скорописи, используемой для бытовых сообщений и ведения делопроизводства. Возможно, им пользовались уже в десятом столетии, но наиболее известные надписи датируются серединой одиннадцатого. Хотя руны из Хэльсинга — не более чем местный обычай, примечательно, что при этом они остаются частью общей древней традиции.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

25

Надписи эпохи викингов
Практически все типы рунических памятников, связанных с древним периодом, представлены и в новом, однако наиболее распространенными в позднее время оказываются камни-памятники. Отчасти это объясняется их устойчивостью к разрушению. Тем не менее, по-прежнему широко представлены и различного рода талисманы. На сегодняшний день обнаружено около пяти тысяч рунических памятников, относящихся к младшей традиции, но число их постоянно растет по мере того, как продолжаются раскопки поселений эпохи викингов.

Рунические мемориальные камни
Традиция высекания рунических надписей на могильных камнях (часто обнаруживаемых внутри могилы и выполняющих прямые магические функции) в раннее время, а в позднее — на камнях-памятниках с очевидно магическим значением, — восходит к древнейшему периоду. Камни bauta, разумеется, находились в тесной связи с захоронениями. Младшая традиция «ухватилась» за эту идею и сделала ее своим краеугольным камнем. В этом периоде подобные камни уже не обязательно находились в столь непосредственной близости от самой могилы, поэтому их лучше считать своего рода мемориалами. В Дании эта традиция возникла около 800 г. Следует заметить, что этот новый расцвет возрожденной рунической практики совпал с принятием реформы футарка, и, исторически, с угрозой со стороны христианства на юге.
Прекрасным примером могильного камня древнего типа, представляющего собой переходную форму между камнями bauta и мемориальными камнями, может послужить камень из Снольделев (см. рис. 2.6). Этот камень, датируемый периодом между 300 и 825 годами, был, по-видимому, исходно помещен в кургане, но надпись на нем роднит его с более поздними камнями-памятниками. Интересно также, что сам по себе камень использовался для отправления культа уже в бронзовом веке (ок. 1500— 500 г. до н.э.). Об этом говорит все ещё виднеющееся на ого поверхности (при соответствующем освещении) изображение солнечного колеса (свастики, см. пунктирные линии на рис.2.6). Надпись читается как:

кип uAltstAin sunaR
rihalts thulaR asalhakcu (m)

что может быть переведено как «камень Гунвальда, сына Рохальта, тула» [тул — священнослужитель-чтец в куль¬те Одина]  в Сальхаугене.
Камень из Снольделев особенно интересен как исторический документ, во-первых, упоминанием официального титула в культе Одина (др.-исл. thulr, др.-англ. thyle), имеющего отношение к роли мага/священнослужителя, чтеца священного закона, заклинаний, песен-мифов и т.д., а во-вторых, могущественными священными символами, гремя переплетенными рогами для питья (символ культа Одина) и солнечным колесом-свастикой.  (Обратите  внимание на то,  как соотносятся позднейший и древний солнечные знаки.)
http://s6.uploads.ru/vseU2.png
Классическим для традиции мемориальных камней можно назвать огромный камень из Стрё в южной Швеции (Скрие). Камень датируется примерно 1000 годом и представляет собой один из семи камней (два из которых с руническими надписями), некогда составлявших курган. Хотя насыпь кургана с тех пор и просела, он оказался в числе первых памятников, описанных Оле Вормом в 1628 году.
http://s3.uploads.ru/ZHPR8.png
Текст надписи, знаки которой приведены на рис. 2.7, выполнен в виде зигзагообразной, змеевидной ленты. Надпись читается как

Fadhir lét hoggva rúnaR thessi øftir Azzur brythur sinn, es norr vardh dødhr í vikingu,

что в переводе с древнедатского языка означает: «Отец повелел вырезать эти руны после (=в память) брата своего Ассера, что умер на Севере викингом».
Камень из Стрё ясно демонстрирует мемориальное назначение этих сооружений. Необходимо привести здесь также ещё  несколько технических  замечаний.  Обратите внимание, что двойные буквы не передаются на письме http://s6.uploads.ru/t/k5zFH.png
=hoggva); на то, что http://s3.uploads.ru/t/KokFR.png может означать ng, a также на другие неоднозначности в орфографии надписи. Этот камень показывает, что подобные сооружения воздвигались в память об участниках викингских походов, павших в чужих краях, что было нередким явлением. Он также свидетельствует о том, что для вырезания рун нанимались мастера (профессиональные?) рун со стороны.
http://s2.uploads.ru/XGKgn.png
Камень из Гриисхольма предоставляет прекрасный пример камня-памятника мифо-магического свойства. Он  увековечивает  память  «брата   Ингвара»,   погибшего вместе с мифическим героем (Ингваром) на востоке. Прорисовка изображения на этом камне, относящемся к середине XI века, (размером шесть футов на четыре с половиной), приведена на рис. 2.8. Надпись на нем, начинающуюся с головы змеи, транслитерируется следующим образом:

tula:lit: raisa: stain: thinsat: sun:.sin: haralt: bruthur: inkvars: (thaiR) furu: trikila: fiari: at: kuli: auk: a: ustarlar: ni: kafu: tuu: sunar: la: asirk: lanti:

Последняя часть надпись представляет собой стих. Всю же надпись в целом можно перевести как:

Тола повелел воздвигнуть этот камень в честь своего сына,  Харальда, брата  Ингвара.
[Они]  плыли храбро
далеко за золотом
и на востоке
дали  [пищу]  орлу;
погибли на юге
в Серкланде.

(Обратите внимание, что двоеточия, обычно обозначающие границы между словами, иногда стоят посреди слов. В этом, возможно, следует видеть элементы магической шифровки.)
На более чем тридцати камнях из этой местности (окрестностях озера Мэлар) и этого времени надписи сообщают о людях, погибших на востоке с Ингваром. Здесь мы, по всей видимости, имеем дело с ритуальной мифологизацией смертей людей, погибших в походах на Русь и страны за ней в конце эпохи викингов. Ингвар, на которого ссылаются эти камни, предположительно — исторический персонаж, возглавивший великий поход на восток против исламского мира — Серкланда — примерно в 1040 году (Серкланд, «страна рубах» или «страна шелка», иногда в узком смысле относится к Персии). Тем не менее, нет никаких исторических данных, способных подтвердить, что когда-либо эта экспедиция имела место. Это, а также тот факт, что у этого Ингвара (его имя иногда писалось также как Ивар) было то же странное прозвище (Vidhfadhmi — «далеко странствующий»), что и у полумифического Ингвара (который, как полагали, жил в шестом или седьмом веке), заставляет нас предполагать, что в некотором смысле все, кто был убит на Востоке, ритуально считались «погибшими с Ингваром», героем мифического прошлого. О мифическом Ингваре упоминает «Круг Земной», ему посвящена целая исландская сага.
Стихотворные строки этой надписи интересны тем, что подтверждают существование в древности священного выражения erni gefa («давать [жертвовать] орлу») — выражающего сакральную природу битвы в связи с культом Одина.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

26

Талисманы

В эпоху викингов и позднее талисманами по-прежнему могли становиться самые разные предметы. Некоторые из них — такие, как талисман из Квиннебю (см. ниже) — являлись именно и только волшебными предметами и не несли никакой иной функции, другие же были обыкновенными предметами быта, превращенными в талисманы силою рун.
Знаменитое захоронение в корабле из Оссберга (Норвегия, конец IX века, возможно, — могила королевы Асы) содержало два предмета с руническими надписями — на ведре и на круглом столбе неясного назначения (выточенным из бука, восьми футов длиной). Возможно, последний предмет был частью рулевого механизма корабля. Надпись, выполненная норвежско-шведскими (рёкскими) знаками, приведена на рис. 2.9.
Для прочтения этой формулы требуются немалые познания в рунологии, однако можно выделить и буквальное ее значение:
Litil(l)-viss m(adhr)
Последний знак употреблен идеографически, обозначая собственное название (madhr), и весь текст может быть переведен как «у человека мало мудрости» или «человек [который] знает мало»; назначение его — оградить непосвященного от тайного смысла надписи.
http://s7.uploads.ru/t/ovlad.png
Внутреннее, сокровенное значение формулы зашифровано известным методом перестановки знаков. В данном случае при помощи этого приема была сокрыта знаменитля магическая формула mistil, совпадающая по значению со словом mistilteinn, побег омелы. Обратите внимание, что вторая половина слова mistil повторена дважды, равно как и другая часть формулы, vil (= др.-исл. vél, ремесло, мастерство).
Таким образом, скрытое послание читается как
mistil~til-vil-il или просто mistil-vil.
На обычном древнеисландском эта фраза выглядела бы как mistil-vél, «ремесло омелы» — магическая власть над жизнью и смертью. Ссылка на этот волшебный миф содержится в рассказе о смерти Бальдра.
Еще одна надпись, превращающая предмет быта в талисман, найдена на прижимной планке ткацкого станка из Лунда (Швеция), датируемой примерно 1000 г. н.э. Этот интересный рунический текст предоставляет нам пример замечательного смешения любовной магии и проклятия, широко известного из скандинавских письменных источников. (См. также «Поездку Скирнира», строфы 25—36, в «Старшей Эдде» и слияние этих двух форм в «Саге об Эгиле», глава 72.). Текст на прижимной планке приведен на рис. 2.10.
http://s6.uploads.ru/t/9OPUH.png
В более стандартизованном виде: Sigvarar Ingimar аfа man min grat, что можно с уверенностью перевести как «Ингимару Сигвары моя печаль да достанется», затем следует магическая формула из восьми знаков: aallatti. Действенность надписи подкрепляется скрытой нумероло¬гической символикой: в основном тексте двадцать четыре знака, в добавленном руническом заклинании — восемь. Предназначение надписи ясно: сделать так, чтобы любов¬ное томление вырезавшего руны передалось мужу (или жениху?) Сигвары (по имени Ингимар); то есть после¬дний должен так или иначе потерять Сигвару, чтобы она досталась вырезавшему руны.
И, наконец, последний образец предметов-талисманов эпохи викингов — медная пластина (около двух квадрат¬ных дюймов) из Квиниебю (остров Эланд), датируемая концом XI века. Это действительно замечательный амулет, который, к сожалению, мы не можем обсудить здесь во всей его сложности. Довольно пространный текст (144 знака) состоит из девяти строк, написанных бустрофедоном (так, как распахивают поле: справа налево, затем слева направо и т.д.). Подобная манера письма используется в рунических надписях ещё с древнейшего периода. Тексту предшествуют шесть магических вязаных рун (первая из которых повреждена). Эти руны приведены на рис. 2.11. За этими знаками следует собственно текст, который можно перевести следующим образом:

Славу тебе я несу,
Бофи. Помоги мне! Есть ли кто
мудрее тебя?  И отведи
всё зло от Бофи. Пусть Тор защитит
его тем молотом, что от
моря пришел, вернулся от зла. Разум
да не покинет Бофи. Боги
под ним и над ним.

За этим следует стилизованное изображение рыбы.
Обсуждая внешнее значение этого талисмана, следует обратить внимание на использование мифических образов для создания магической защиты. В данном случае, это — защищающая сила Тора его молот Мьёлльнир, который, настигнув источник «зла», всегда возвращается обратно. Важен также и образ богов, окружающих своего подопечного со всех сторон — он свидетельствует, что боги находятся не только сверху, но и снизу. Древнесеверное слово illr, обычно переводимое как «зло», сохраняет свое древнее значение «(нечто) враждебное, гибельное, тягостное, плохое, подлое» и т.д., в отличие от позднего христианского толкования, означающего абсолютную моральную категорию.
http://s6.uploads.ru/t/E5pDL.png

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

27

Технология вырезания рун

Материалы и техника изготовления рунических объектов — тот аспект рунического учения, которым часто пренебрегают. Именно в этой области «экспериментальная археология» может сослужить большую службу, что, в свою очередь, может привести к более глубокому пониманию скрытых миров рун. Большая часть приведенных ниже сведений относятся как к старшему, так и к младшему периодам.
О некоторых технических моментах нам известно из самих рунических надписей. Например, помимо прямых материальных данных, из рунической терминологии известно, что рунические знаки именно вырезались на поверхности различных материалов. Наиболее общий термин, обозначающий этот процесс — древнегерманскос wrotu, «я вырезаю», из которого развилось древнсисландское: ristan «вырезать». Эти термины родственны английскому write «писать», исходный смысл которого — также «вырезать» или «высекать».
Инструменты, которыми вырезались руны, практически неизвестны, и нам остается лишь строить предположения об их природе. Надпись на знаменитом Эггьюмском камне сообщает нам, что «железный нож не оставил на нём следа» (ni sakse stAin skorin). Отсюда нам известно о существовании запрета на употребление железа при вырезании рун с определенными целями; однако нам известно и множество примеров, когда рунические надписи на предметах могли быть вырезаны только железным ножом. Здесь мы явно имеем дело с руническим учением об элементах. Знаменитые надписи на рунических камнях эпохи викингов были определенно выполнены при помощи молотка и долота после обтесывания киркой и (или) топором. Некоторые надписи, возможно, даже делали кайлом, продалбливая поверхность по линиям знаков. Подобным образом сделана надпись на камне из Снольделев. Помимо вышеперечисленного, для создания магических надписей использовали также ножи (см. «Сагу об Эгиле», гл. 44), и иглообразные инструменты (которыми вырезан, например, амулет из Квиннебю). Иногда эти иглы делались из отличных от железа металлов (бронза, медь и т.д.) или из неметаллических веществ (кость, камень).
Памятники материальной, культуры также предоставляют нам обильные сведения о материалах, на которых вырезались руны. Более того, руническая терминология из литературных и эпиграфических источников даже позволяет делать выводы о том, насколько часто использовались те или иные материалы. Мастера рун прошлого определенно предпочитали дерево. Вся руническая терминология вращается в основном вокруг дерева, а не каких-либо других материалов. Очень часто слово stave, буквально обозначающее «доска» или «посох», используется как синоним слова руна. Английское слово stave происходит от формы множественного числа слова staff, «посох» (мн.ч. staves; ср. др.-исл. stafr). Это указывает на то, что исходно тайные знаки вырезались на небольших деревянных палочках (используемых в магии и для гадания), а сдвиг значений палка>знак произошел тогда, когда самый распространенный способ представления рун стал синонимом самого понятия. Хотя связь этих понятий уходит корнями в эпоху возникновения рун, древнейший пример замены слова «руна» словом stave относится примерно к 600 г. н.э. — ныне утраченный камень из Гуммариа, надпись на котором гласила:
HAthuwolAfA
sAte
stAbAthria
http://s2.uploads.ru/t/CxjBS.png
Это можно перевести как «Хатувольф расставил три знака: http://s2.uploads.ru/t/CxjBS.png Слово stave стало не только означать рунический знак, но постепенно взяло на себя и часть значений самого слова «руна», так что в древнеисландском слово stafr (чаще в множественном числе — stafir) означает не только «посох», «палка», «столб», но и — «знание», «тайное учение», «мудрость», «магический знак».

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

28

Руническая терминология так укрепилась в языке, что впоследствии во многих диалектах термины, относящиеся К латинскому алфавиту, формировались под ее влиянием. В древнеисландском языке знаки письменности называются stafir, и даже в отношении сложных магических знаков (др.-исл. galdrastafir, «магические знаки»), используется этот термин, хотя они зачастую писались пером и черни¬лами. Другие примеры того же явления — древнеанглийское stcef (буква, письмо) и древневерхненемецкое stab (доска, буква). Обратите внимание также на современное звучание слова «буква» в немецком языке — Buchstabe, при Stab — «палка, доска, жезл».
Другой забытый, но, тем не менее, принципиальный момент в рунической технологии, имеющий большое значение для современного рунического искусства, — окрашивание знаков и предметов, на которых они вырезаны. И на этот раз сами древнейшие надписи сообщают, что знаки действительно окрашивали — в них часто встречается глагол fâhidô (я выкрасил, окрасил). Более поздняя древнеисландская терминология сохранила прямое производное этой древнегерманской глагольной формы — fa, с тем же значением. Более того, мы знаем, что чаще всего было принято окрашивать руны в красный цвет (красной окисью свинца, свинцовым суриком, или, чаще всего, охрой). Красная краска была преимущественно магической заменой крови (см. «Сагу об Эгиле, гл. 44). Сравнительная историческая лингвистика предоставляет нам обильные данные о магическом значении красного цвета у германских пародов. Древнеанглийское слово teafor — древнее название красной охры; это же слово известно и в древневерхненемецком, где оно звучит как zouber («магия, гадание») и в древнеисландском — как taufr («талисманная магия, талисман»). Судя по всему, одним из древних способов «заниматься магией» было «окрашивание [красной охрой]» какою-либо символического предмета в сочетании с передачей магической силы. Этот прием подробно описан в упомянутом выше месте «Саги об Эгиле».
Из других цветов, особенно позднее, использовали черный (сажа), белый (раствор извести), а также синий и коричневый. Следы их иногда находят на рунических камнях. В эпоху викингов рунические камни представляли собой не привычные нам серые глыбы, а ярко раскрашенные вехи — маяки, издалека заметные во всех мирах.
Краска служила самым разным целям. Исходное ее назначение было, несомненно, магическим, но на нескольких уровнях. Руны окрашивались в цвет, отличный от фона (красный, белый, черный), чтобы они ярче выделялись на этом фоне. Кроме этого, цветом означались границы между словами — каждое следующее слово (или часть фразы) выделялось другим цветом. Есть даже данные, что некоторые руны не вырезались на камне, а только рисовались на нем! Это значит, что огромное количество рунических документов, возможно, просто утрачено навсегда — краска с поверхности камней или деревянных предметов давно смылась или стерлась.
Язык надписей эпохи викингов называют обычно древненорвежским, древнешведским или древнедатским, в зависимости от диалекта, на котором сделана надпись. Тем не менее те, кто знаком с древнеисландским (древнесеверным) языком и основными аспектами рунического учения, без труда смогут расшифровать надписи на рунических камнях этой эпохи. Это объясняется тем, что скандинавские диалекты оставались практически однородными примерно до 1000 г., после чего началось разделение на западные (норвежский и исландский) и восточные (датский и шведский) диалекты. Но и после этого вплоть до конца эпохи викингов различия между этими языками были относительно незначительными.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

29

Глава 3
Руны в Средневековье
(1100-1600 г. н.э.)

К середине XI века Эпоха Викингов подошла к концу и к 1100 году буйство варяжских набегов осталось практически в прошлом. Христианство стало официальной религией при монарших дворах и постепенно распространялось в Народе. Однако из исторических источников этого неоднозначного периода известно, что практикуемое в те времена христианство, как правило, было не слишком ортодоксально, и на самом деле эта религия представляла собой смесь старых языческих и новых христианских верований.
Дания официально приняла христианство в конце X века; норвежцы, хотя и сопротивлялись долгое время чужеземным вероучениям и политической структуре, официально вошли в христианский лагерь в начале одиннадцатого века. В Швеции все происходило несколько сложнее. Уже в начале эпохи викингов в Швеции было некоторое количество христиан (ирландские рабы, не отказавшиеся от своих обычаев), а благодаря продолжавшимся в течение всего одиннадцатого века походам миссионеров многие христианские формулы, переосмысленные язычниками, проникли в языческие религиозные практики. Однако до 1100 года Швеция официально не была христианской страной.
В этот период незначительных и нерегулярных начинаний большая часть организованной традиции рунического культа была уничтожена вместе с включающей её языческой религией. Тем не менее, многие факторы, в числе которых слабость христианской идеологической базы среди скандинавского духовенства, исторически терпимые взгляды и отдаленность всего региона, состоящего из труднодоступных окраинных областей, способствовали сохранению рунической традиции среди сельского населения и мелкопоместного дворянства.
В католический период руны были даже поставлены на службу церкви — по крайней мере, с внешней точки зрения. Однако союз этот был, можно сказать, «бесовским» — средневековые мастера рун были все еще хорошо знакомы с древним учением, хотя и в неполном виде. Основной сферой их деятельности оставалась, по-прежнему, магия, хотя руны все чаще использовались в качестве средства повседневной передачи информации. Без поддержки со стороны организованной религии, руническая традиция быстро угасала. Тем не менее, ключевые моменты традиции сохранялись в процессе обучения посредством формального заучивания названий и начертаний рун, иногда в контексте повседневного письма. Этот процесс шел во всех частях германоязычного мира, и с ним мы еще не раз столкнемся в ходе дальнейшего обсуждения. Помимо этого формального сохранения традиции — ведомого хитросплетениями судьбы — выжили и внутренние архетипические образы рун, поскольку кровь древних эрилей все еще течет в наших жилах. Тайны рун как бы закодированы в этих образах, иначе называемых «коллективным бессознательным».
Реформация, начавшаяся в Швеции в 1527 году и чуть позже (1536) в Норвегии и Дании, принесла традиции как благословение, так и проклятье. Благословение заключалось в развитии шведского национализма и «расового сознания» в середине шестнадцатого столетия, поддерживавшего все стороны традиционной культуры. Последний католический архиепископ Уппсалы примерно в 1554 году сформировал из распространенных тогда верований идеологию сторготицизма. Проклятие пришло с волной нетерпимости, прокатившейся вскоре после принятия протестантизма. Результатом ее было преследование всех последователей древних обычаев, особенно среди крестьянства и сельских жителей.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

30

Неоднозначность шестнадцатибуквенного ряда не представляла никаких сложностей для посвященного мастера рун и прекрасно подходила для эзотерических практик, поскольку естественно оставалась в рамках систематической рунической структуры. Однако одновременно со всеобщим снижением уровня знаний появились попытки избежать неоднозначности шестнадцатибуквенного ряда при помощи введения так называемых «пунктированных рун» (др.-исл. stungnar rúnar), впервые появившихся в конце X века в Дании. В начале это были лишь случайные добавления точек для устранения возможных разночтений. Хотя эта практика явно указывает на то, что значение «бытового» применения рун возрастало, по крайней мере еще два столетия шестнадцатибуквениый рунический ряд, иногда с точками, оставался наиболее употребительным.
Точки эти ставились посредине вертикальной черты знака или рядом с ней, различая пары согласных по звонкости-глухости, например, b-р, d-t, g-k. Наиболее ранний вариант «пунктированных рун» приведен па рис. 3.1.
http://s7.uploads.ru/t/StdWL.png
Система эта и далее изменялась в сторону сходства с латинским алфавитом, пока, наконец, не была приведена в соответствие с ним при короле Вальдемаре Завоевателе (1202—1241), когда был создан так называемый «рунический алфавит. Каждой букве латинского алфавита, принятой к тому времени системы письма в скандинавских языках, был поставлен в соответствие рунический знак.
В Норвегии ХШ и XIV веков общеупотребительным был рунический алфавит, приведенный на рис. 3.2. Сходные процессы происходили во всей средневековой Скандинавии, включая Исландию, где в самом начале XII века Ариинн Фроди и Тороддур Рунмейстари создали расширенный, стандартизованный  «Футорх»   в  качестве  альтернативы латинскому алфавиту.
http://s2.uploads.ru/t/xL17b.png

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Как работают руны » Эдред Торссон. Руническое учение.