Надписи эпохи викингов
Практически все типы рунических памятников, связанных с древним периодом, представлены и в новом, однако наиболее распространенными в позднее время оказываются камни-памятники. Отчасти это объясняется их устойчивостью к разрушению. Тем не менее, по-прежнему широко представлены и различного рода талисманы. На сегодняшний день обнаружено около пяти тысяч рунических памятников, относящихся к младшей традиции, но число их постоянно растет по мере того, как продолжаются раскопки поселений эпохи викингов.
Рунические мемориальные камни
Традиция высекания рунических надписей на могильных камнях (часто обнаруживаемых внутри могилы и выполняющих прямые магические функции) в раннее время, а в позднее — на камнях-памятниках с очевидно магическим значением, — восходит к древнейшему периоду. Камни bauta, разумеется, находились в тесной связи с захоронениями. Младшая традиция «ухватилась» за эту идею и сделала ее своим краеугольным камнем. В этом периоде подобные камни уже не обязательно находились в столь непосредственной близости от самой могилы, поэтому их лучше считать своего рода мемориалами. В Дании эта традиция возникла около 800 г. Следует заметить, что этот новый расцвет возрожденной рунической практики совпал с принятием реформы футарка, и, исторически, с угрозой со стороны христианства на юге.
Прекрасным примером могильного камня древнего типа, представляющего собой переходную форму между камнями bauta и мемориальными камнями, может послужить камень из Снольделев (см. рис. 2.6). Этот камень, датируемый периодом между 300 и 825 годами, был, по-видимому, исходно помещен в кургане, но надпись на нем роднит его с более поздними камнями-памятниками. Интересно также, что сам по себе камень использовался для отправления культа уже в бронзовом веке (ок. 1500— 500 г. до н.э.). Об этом говорит все ещё виднеющееся на ого поверхности (при соответствующем освещении) изображение солнечного колеса (свастики, см. пунктирные линии на рис.2.6). Надпись читается как:
кип uAltstAin sunaR
rihalts thulaR asalhakcu (m)
что может быть переведено как «камень Гунвальда, сына Рохальта, тула» [тул — священнослужитель-чтец в куль¬те Одина] в Сальхаугене.
Камень из Снольделев особенно интересен как исторический документ, во-первых, упоминанием официального титула в культе Одина (др.-исл. thulr, др.-англ. thyle), имеющего отношение к роли мага/священнослужителя, чтеца священного закона, заклинаний, песен-мифов и т.д., а во-вторых, могущественными священными символами, гремя переплетенными рогами для питья (символ культа Одина) и солнечным колесом-свастикой. (Обратите внимание на то, как соотносятся позднейший и древний солнечные знаки.)
Классическим для традиции мемориальных камней можно назвать огромный камень из Стрё в южной Швеции (Скрие). Камень датируется примерно 1000 годом и представляет собой один из семи камней (два из которых с руническими надписями), некогда составлявших курган. Хотя насыпь кургана с тех пор и просела, он оказался в числе первых памятников, описанных Оле Вормом в 1628 году.
Текст надписи, знаки которой приведены на рис. 2.7, выполнен в виде зигзагообразной, змеевидной ленты. Надпись читается как
Fadhir lét hoggva rúnaR thessi øftir Azzur brythur sinn, es norr vardh dødhr í vikingu,
что в переводе с древнедатского языка означает: «Отец повелел вырезать эти руны после (=в память) брата своего Ассера, что умер на Севере викингом».
Камень из Стрё ясно демонстрирует мемориальное назначение этих сооружений. Необходимо привести здесь также ещё несколько технических замечаний. Обратите внимание, что двойные буквы не передаются на письме
=hoggva); на то, что может означать ng, a также на другие неоднозначности в орфографии надписи. Этот камень показывает, что подобные сооружения воздвигались в память об участниках викингских походов, павших в чужих краях, что было нередким явлением. Он также свидетельствует о том, что для вырезания рун нанимались мастера (профессиональные?) рун со стороны.
Камень из Гриисхольма предоставляет прекрасный пример камня-памятника мифо-магического свойства. Он увековечивает память «брата Ингвара», погибшего вместе с мифическим героем (Ингваром) на востоке. Прорисовка изображения на этом камне, относящемся к середине XI века, (размером шесть футов на четыре с половиной), приведена на рис. 2.8. Надпись на нем, начинающуюся с головы змеи, транслитерируется следующим образом:
tula:lit: raisa: stain: thinsat: sun:.sin: haralt: bruthur: inkvars: (thaiR) furu: trikila: fiari: at: kuli: auk: a: ustarlar: ni: kafu: tuu: sunar: la: asirk: lanti:
Последняя часть надпись представляет собой стих. Всю же надпись в целом можно перевести как:
Тола повелел воздвигнуть этот камень в честь своего сына, Харальда, брата Ингвара.
[Они] плыли храбро
далеко за золотом
и на востоке
дали [пищу] орлу;
погибли на юге
в Серкланде.
(Обратите внимание, что двоеточия, обычно обозначающие границы между словами, иногда стоят посреди слов. В этом, возможно, следует видеть элементы магической шифровки.)
На более чем тридцати камнях из этой местности (окрестностях озера Мэлар) и этого времени надписи сообщают о людях, погибших на востоке с Ингваром. Здесь мы, по всей видимости, имеем дело с ритуальной мифологизацией смертей людей, погибших в походах на Русь и страны за ней в конце эпохи викингов. Ингвар, на которого ссылаются эти камни, предположительно — исторический персонаж, возглавивший великий поход на восток против исламского мира — Серкланда — примерно в 1040 году (Серкланд, «страна рубах» или «страна шелка», иногда в узком смысле относится к Персии). Тем не менее, нет никаких исторических данных, способных подтвердить, что когда-либо эта экспедиция имела место. Это, а также тот факт, что у этого Ингвара (его имя иногда писалось также как Ивар) было то же странное прозвище (Vidhfadhmi — «далеко странствующий»), что и у полумифического Ингвара (который, как полагали, жил в шестом или седьмом веке), заставляет нас предполагать, что в некотором смысле все, кто был убит на Востоке, ритуально считались «погибшими с Ингваром», героем мифического прошлого. О мифическом Ингваре упоминает «Круг Земной», ему посвящена целая исландская сага.
Стихотворные строки этой надписи интересны тем, что подтверждают существование в древности священного выражения erni gefa («давать [жертвовать] орлу») — выражающего сакральную природу битвы в связи с культом Одина.
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.