Рунические стихии
Вопрос о стихиях (элементах) в связи с рунами — область наиболее горячих споров и активной внутренней работы среди тех, кто посвятил себя пути Одина. Во многом это объяснимо той значительной ролью, которую играло учение о четырех стихиях (воздух, огонь, вода, земля) в герметической/неоплатонической школе оккультной философии, с которой часто сравнивают философию руническую (или же — от которой последняя недавно отделилась). Эти нео-платонические стихии вполне могут быть формализованными производными общеиндоевропейских представлений, разделяемых и германскими народами. Стихии (элементы) — основные классы веществ, существующих в природе, вызывающие при медитации определенные психические отклики. Они могут быть ис-пользованы в качестве инструментов классификации при рассмотрении психофизического комплекса. Поэтому наиболее верным представляется предпринять изучение рунической идеологии и непосредственно, путем рунического исследования (сочетающего изучение данных и «магию»), извлечь из нее сущность тайны рунических стихий. Здесь следует сделать замечание: все нижеследующее, хотя и основано на традиционных источниках, не следует воспринимать как догму. Возможны и другие толкования. Предполагается, что эта работа откроет некоторые двери и поможет хотя бы немного расширить те, что открыты уже давно.
В том, что касается традиционных учений, нельзя не признать, что данным обоих Эдд долгое время не придавали значения. Между тем Эдды, если внимательно на них посмотреть, содержат огромные пласты знания. Космогонический миф, исследованный в начале этой главы, предоставляет ключи к загадке древнего и сложного учения о рунических стихиях.
Первичных противоположных стихий две:
1) огонь и 2) лёд. За ними следует вторая пара противоположностей —
3) вода и 4) воздух. Последующие элементарные составляющие жизни также описаны в «Видении Гюльви» в «Младшей Элле»: 5) железо (окалина и «искры», из Муспелльхейма, когда его жар достигает центра), 6) соль, 7) закваска, 8) яд.
Все они соединяются и последней стихии — 9) земле. Все эти стихии действуют на «плане проявления» — горизонтальной плоскости, а не по вертикальной оси сознания. Эти стихии представлены в виде диаграммы на рис. 10.4.
Дадим здесь краткое описание природы каждой стихии, прочитанное в сочетании с космогоническим мифом и охватом рунической системы поможет в понимании этого комплекса:
Огонь: абсолютное расширение, максимальная вибрация, жар, свет, сухость, протоэнергия — динамическая стихия.
Лёд: абсолютное сжатие, отсутствие вибраций, холод, тьма, прото-материя — динамическая стихия.
Вода: покой, эволюционирующее бытие, влага, матрица формы — статическая стихия.
Воздух: всепроникающее, бесформенное пространство, тепло, матрица сознания — статическая стихия.
Железо: первичный синтез, жар/холод, твердое, динамически проникающее, инертное вещество.
Соль: «вещество жизни» и основа органической жизни, поддерживает форму.
Закваска: динамическая «жизненность», органическое движение, рост, здоровье.
Яд: скрытое растворение, едкость, органическая динамика (негативный эволюционный фактор — разрушение, необходимое для возникновения новой формы).
Земля: средоточие всех возможностей, проявленность, конечный синтез стихий.
Эти стихии не следует воспринимать как «эманации» одна другой. Все стихии одинаково реальны и уже содержатся в целом, прежде чем проявятся во множественной вселенной.
Первичная пара огонь/лёд взаимодействует на протяженности пространства (наполненного протосознанием, которое, потом «затвердеет» по вертикальной оси), и эти динамические противоположности вызывают к жизни уравновешивающие, связующие силы второй пары, воды/ воздуха. В результате прямого, неопосредованного контакта огня и льда в космическом тигле выплавляется первичное железо; оно, как самый прямой и наиболее «чистый» продукт синтеза огня и льда, действует на дремлющую в матрице огня/льда органическую смесь закваски/соли /яда подобно удару молнии. Эта искра жизни вначале оживляет закваску, запуская весь процесс органического порождения, который, в свою очередь, вечно поддерживается солью жизни, скрепляющей скрытый же от глаз яд обеспечивает непрерывную динамику и эволюционную природу этого процесса, постоянно растворяя жизнь и обеспечивая таким образом сознанию возможность формировать ее заново во все более сложном виде. Здесь перед нами предстает происхождение природного аспекта высшей святой троицы (трехраздельно-триединой триады) — рождение-жизнь-смерть и новое рождение.
Все эти факторы участвуют в образовании и оживлении центра горизонтальной плоскости, середины пространства, где все условия идеальны для наилучшего развития и воспроизводства целого — земли. Это также срединная точка священной вертикальной оси мира, завершающей реализацию целого.
Это только первый уровень рунического учения о стихиях. Число стихий, или элементарных факторов, можно умножать и далее, все глубже погружаясь в детали (подобно тому, как это происходит в современной физике), воссоздавая достоверную «периодическую систему» рунических элементов. Начатки подобной системы показаны на рис. 10.6.
«Мышление стихиями» — бесценная помощь в формировании истинной философии, принимающей во внимание не только сознание, но и природный мир, и построение символических и психологических моею» между ними. Сознательный анализ, категоризация и восприятие очевидных физических явлений ведет к процессу интернализации по отношению к окружающей среде, благодаря чему природа сможет стать поистину живым и великим учителем, а путь к целому станет яснее.
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.