Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Как работают руны » Эдред Торссон. Руническое учение.


Эдред Торссон. Руническое учение.

Сообщений 91 страница 100 из 113

91

Рунические стихии

Вопрос о стихиях (элементах) в связи с рунами — область наиболее горячих споров и активной внутренней работы среди тех, кто посвятил себя пути Одина. Во многом это объяснимо той значительной ролью, которую играло учение о четырех стихиях (воздух, огонь, вода, земля) в герметической/неоплатонической школе оккультной философии, с которой часто сравнивают философию руническую  (или же — от которой последняя недавно отделилась). Эти нео-платонические стихии вполне могут быть формализованными производными общеиндоевропейских представлений, разделяемых и германскими народами. Стихии (элементы) — основные классы веществ, существующих в природе, вызывающие при медитации определенные психические отклики. Они могут быть ис-пользованы в качестве инструментов классификации при рассмотрении психофизического комплекса. Поэтому наиболее верным представляется предпринять изучение рунической идеологии и непосредственно, путем рунического исследования (сочетающего изучение данных и «магию»), извлечь из нее сущность тайны рунических стихий. Здесь следует сделать замечание: все нижеследующее, хотя и основано на традиционных источниках, не следует воспринимать как догму. Возможны и другие толкования. Предполагается, что эта работа откроет некоторые двери и поможет хотя бы немного расширить те, что открыты уже давно.
В том, что касается традиционных учений, нельзя не признать, что данным обоих Эдд долгое время не придавали значения. Между тем Эдды, если внимательно на них посмотреть, содержат огромные пласты знания. Космогонический миф, исследованный в начале этой главы, предоставляет ключи к загадке древнего и сложного учения о рунических стихиях.
http://s6.uploads.ru/CZHSe.png
Первичных противоположных стихий две:
1) огонь и 2)  лёд. За ними следует вторая пара противоположностей —
3)  вода и 4) воздух. Последующие элементарные составляющие жизни также описаны в «Видении Гюльви» в «Младшей Элле»: 5) железо (окалина и «искры», из Муспелльхейма, когда его жар достигает центра), 6) соль, 7) закваска, 8) яд.
Все они соединяются и последней стихии — 9) земле. Все эти стихии действуют на «плане проявления» — горизонтальной плоскости, а не по вертикальной оси сознания. Эти стихии представлены в виде диаграммы на рис. 10.4.

Дадим здесь краткое описание природы каждой стихии, прочитанное в сочетании с космогоническим мифом и охватом рунической системы поможет в понимании этого комплекса:
Огонь: абсолютное расширение, максимальная вибрация, жар, свет, сухость, протоэнергия — динамическая стихия.
Лёд: абсолютное сжатие, отсутствие вибраций, холод, тьма, прото-материя — динамическая стихия.
Вода: покой, эволюционирующее бытие, влага, матрица формы — статическая стихия.
Воздух: всепроникающее, бесформенное пространство, тепло,  матрица сознания   —    статическая  стихия.
Железо: первичный синтез, жар/холод, твердое, динамически проникающее, инертное вещество.
Соль: «вещество жизни» и основа органической жизни, поддерживает форму.
Закваска: динамическая «жизненность», органическое движение, рост, здоровье.
Яд: скрытое растворение, едкость, органическая динамика (негативный эволюционный фактор — разрушение, необходимое для возникновения новой формы).
Земля: средоточие всех возможностей, проявленность, конечный синтез стихий.
Эти стихии не следует воспринимать как «эманации» одна другой. Все стихии одинаково реальны и уже содержатся в целом, прежде чем проявятся во множественной вселенной.
Первичная пара огонь/лёд взаимодействует на протяженности пространства (наполненного протосознанием, которое, потом «затвердеет» по вертикальной оси), и эти динамические противоположности вызывают к жизни уравновешивающие, связующие силы второй пары, воды/ воздуха. В результате прямого, неопосредованного контакта огня и льда в космическом тигле выплавляется первичное железо; оно, как самый прямой и наиболее «чистый» продукт синтеза огня и льда, действует на дремлющую  в матрице огня/льда  органическую смесь закваски/соли /яда подобно удару молнии. Эта искра жизни вначале оживляет закваску, запуская весь процесс органического порождения, который, в свою очередь, вечно поддерживается солью жизни, скрепляющей скрытый же от глаз яд обеспечивает непрерывную динамику и эволюционную природу этого процесса, постоянно растворяя жизнь и обеспечивая таким образом сознанию возможность формировать ее заново во все более сложном виде. Здесь перед нами предстает происхождение природного аспекта высшей святой троицы (трехраздельно-триединой триады) — рождение-жизнь-смерть и новое рождение.
http://s7.uploads.ru/s34eP.png
Все эти факторы участвуют в образовании и оживлении центра горизонтальной плоскости, середины пространства, где все условия идеальны для наилучшего развития и воспроизводства целого — земли. Это также срединная точка священной вертикальной оси мира, завершающей реализацию целого.
Это только первый уровень рунического учения о стихиях. Число стихий, или элементарных факторов, можно умножать и далее, все глубже погружаясь в детали (подобно тому, как это происходит в современной физике), воссоздавая достоверную «периодическую систему» рунических элементов. Начатки подобной системы показаны на рис. 10.6.
«Мышление стихиями» — бесценная помощь в формировании истинной философии, принимающей во внимание не только сознание, но и природный мир, и построение символических и психологических моею» между ними. Сознательный анализ, категоризация и восприятие очевидных физических явлений ведет к процессу интернализации по отношению к окружающей среде, благодаря чему природа сможет стать поистину живым и великим учителем, а путь к целому станет яснее.
http://s3.uploads.ru/1opA3.png

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

92

Иггдрасиль

С тех пор как боги завершили формирование космоса из первичного вещества, согласно содержащемуся в нем плану развития, и привели его в движение, в результате чего он стал живым, согласованным и развивающимся, все в целом приобрело вид космического древа — Иггдрасиля. Описание структуры Вселенной, приводимое в Эллах, не всегда складываются в полностью последовательную картину, но от системы множественных миров и не следует ожидать подобного. Тайны, заключенные в метафорах, говорят нам, что перед нами — наблюдения путешественников в мирах сверхсознателыюго, истинных шаманов, а не догматические построения философов-рационалистов. Тем не менее, на настоящем этапе нам необходима и полезна подобная схематичность; благодаря ей мы сможем приоткрыть завесу тайн, окружающих космос. Поэтому сейчас, прежде чем погрузиться в неизведанные воды Нифльхейма, мы предпримем попытку аналитического анализа эзотерических сведений. Схемы эти в первом приближении следует всегда держать в памяти.
Из «Младшей Эдды» и наших познаний о Девяти мирах мы можем вывести первичную структуру космоса. Но внутри этих миров (др.-исл. heimar; ед. ч. heimr) и вокруг них — множество жилищ, о которых нередко упоминают Эдды.
Мы знаем, что Мидгард (проявленный «материальный» мир) находится в середине Ginnunngagap (а не в самом низу, как убеждают нас многие оккультные философии). К северу от него лежит Нифльхейм, на юг — Муспелльхейм; на востоке располагается Ётунхейм, мир великанов, и на западе — Ванахейм, мир ванов. По центральной (хотя и вездесущей) оси — Ирминсул, — проходящей через Мидгард, расположены миры, что «выше» и «ниже» Мидгарда. Следует помнить, что эти направления символизируют вечные и вездесущие таинства. Ниже Мидгарда лежит Свартальвхейм (мир темных альвов, иначе карликов, гномов), а под ним — Хель (обитель смерти, скрытое место, царство неподвижности). Над Мидгардом находится Льёссальвхейм (мир светлых альвов, или собственно эльфов), а над ним — сам Асгард (город, ограда асов). Так, подобно трехмерной снежинке, расположены Девять Миров Иггдрасиля. Рисунок 10.7 подробно изображает тайну Иггдрасиля. Структура эта состоит из горизонтальной плоскости, которую определяют Муспелльхейм — Нифльхейм — Ванахейм — Ётунхейм — Мидгард, и вертикальной оси, на которой лежат Мидгард — Льёссальвхейм — Свартальвхейм — Асгард — Хель. Центральная плоскость при этом имеет некоторый воображаемый наклон, так, что Нифльхейм оказывается на нижнем крае, а Муспелльхейм — на верхнем. Представления эти имеют весьма древнее происхождение: данные языка показывают, что основа, от которой в германских языках образовано понятие «север» (*ner-) исходно значит «под», «внизу». Над Мидгардом располагается мир света — «Небеса», «Верхний Мир», под ним — мир тьмы, «Нижний Мир». Ирминсул, космический столб Иггдрасиля, объединяет их все между собой. Книга М.Элиаде «Миф о вечном возвращении» весьма красноречиво говорит об этом таинстве. Вертикальная колонна или ось обозначает космический водораздел между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, в то время как горизонтальная плоскость определяет границы между расширяющимися, электрическими по природе силами огня и сжимающимися, магнетическими силами льда. По горизонтали — энергия и плоскость физических сил; по вертикали — психический образ сознания и бытия. Все они встречаются в потенциальной гармонии в Мидгарде. Это потенциал может реализовать изучающий руны.
http://s3.uploads.ru/0gku7.png
Следует отметить, что между Девятью Мирами — двадцать четыре пути.
У этого факта два значения.
Это означает, что таинство двадцати четырех участвует в придании формы космосу и поддержании ее (так же, как определяет структуру самой рунической системы), а па определенном уровне значит, что соответствие рун отдельным путям может послужить ключом, открывающим доступ к ним сознания. Опыт показывает, что однозначно определить соответствие каждого из путей той или иной руне невозможно, хотя спекулятивные опыты в этой области могут приносить значимые результаты. Судя по всему, сущность вселенской тайны в том, что структура как Иггдрасиля, так и рунической системы сформирована под воздействием той же двадцатичетырехкратной силы, и в каждом пути, соединяющем миры, потенциально заключен весь Футарк. Благодаря приливам и отливам энергий в системе на конкретном пути может преобладать влияние той или иной руны, но это не значит, что остальных рун там нет. Как обычно, многое зависит от состояния сознания того, кто работает с рунами — от наблюдателя тайн.
В том, что касается анализа сущности миров, таблица 10.2 обеспечивает основной объем эзотерических знаний, необходимый для рунического постижения миров Иггдрасиля.
http://s7.uploads.ru/t/RiCur.png
Эти миры взаимодействуют друг с другом, образуя подобие экологической системы энергий и сущностей. Каждый из восьми миров вне Мидгарда противостоит противоположному миру и уравновешивает его: Асгард уравновешивает Хель, Льоссалъфхейм противостоит Свартальфхейму, Муспелльхейм — Нифльхейму, наконец, Ванахейм противостоит Ётунхейму. Материальный мир. Мидгард, стоит посредине — мир всех возможностей. Отсюда изучающий руны может двигаться по всем направлениям и достичь верхних миров либо спуститься в нижние. Тем не менее, следует обратить внимание, что между Асгардом, Мидгардом и Хель, иначе называемыми «тремя мирами» — небом, землей и подземным миром, — существуют особые взаимоотношения. Подобная же связь существует и между остальными шестью мирами, «окружающими» Мидгард. Попасть в два самых дальних мира за пределами этих шести, мягко говоря, непросто.
Собирательно все пути между мирами известны как Бифрёст, мост Радуги. Эта структура — модель мира, но при этом и картина мира внутреннею — микрокосма человека. Это особенно ясно проявляется в языке скальдов Севера, в котором люди нередко иносказательно представляются в виде деревьев; например, воина зовут «дубом сражений». Корни этих кеннингов — в мифе, согласно которому люди были «созданы» из деревьев (т.е. из уже живущего, органического вещества) триадой божественного сознания. (Сравните с другими мифологическими системами, в которых люди создаются из мертвой материи). Образ Иггдрасиля представляет собой древнюю германскую (и, возможно, даже общеиндоевропейскую) модель субъективного мира и его связей с объективной Вселенной. Здесь по-прежнему сокрыта руна великой силы.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

93

Глава 11
Руническая нумерология

Впервые сталкиваясь с объемистыми научными трудами по рунической магии, неминуемо поражаешься изобилию нумерологических интерпретаций. В основе этих работ часто лежит скрытая убежденность в том, что уже самого наличия (подлинного или мнимого) числовых структур достаточно для того, чтобы надпись считалась «магической». Слабое место этих трудов в том, что авторы никогда не делятся с нами тем, как именно действуют эти числовые структуры; практически полным молчанием обходят они и подлинно германское учение о числах, знакомство с которым необходимо для трактовки этих надписей подобным образом. С чисто исторической точки зрения вообще сомнительно, что руны когда-либо использовались в качестве чисел. Нет ни одного бесспорного примера подобного их употребления, а когда числа появляются в надписях, они всегда указываются словами. (Это не значит, что не существовало магического или священного учения о числах, полностью отличного от «мирского» использования чисел.) Знатоки рунической нумерологии утверждают, что мастера рун в древности придавали значение как числу рун (подсчет общего числа знаков в надписи, строке или фразе; например — http://s2.uploads.ru/t/dhAa7.png =3), так и рунической итоговой сумме (подсчет суммы численных значений, приписанных знакам в соответствии с их позицией в ряду, например —  http://s6.uploads.ru/t/PrknC.png  =4+21+2=27).
Возникает вопрос: правомерны ли эти практики в свете практически полного отсутствия исторических данных о них ? Ответом будет «да» по двум причинам: 1) с истори¬ческими данными обращались подчас весьма неумело, поэтому с научной точки зрения вопрос (в особенности в том, что касается подсчета числа рун) остается открытым; и 2) в духе живого развития традиции, последовательно проводимого мастерами рун прошлого, мы, их современные наследники, можем смело ввести нумерологию в состав нашей системы и развивать ее вне зависимости от ее исторического положения. Наша цель — не слепо копировать древние практики, но расширять их в гармонии с традицией.
Наш подход к рунической нумерологии, или числоведению, наполнен глубоким знанием исконно германского учения о числах (которым ранние исследователи обычно пренебрегали в пользу систем иностранного происхождения), и духом интуитивного новаторства.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

94

Эзотерическое числоведение

Числовое кодирование делает надпись более действенной в мирах, на которые указывает ключевое число. Это не более чем частный случай закона системного взаимопроникновения, определяющего эффективность магической практики в целом. Акт сознательного создания действенных сообщений на ещё более тонком плане обладает существенным внутренним влиянием на магическую практику. Другими словами, чтобы магическая практика была действенной, она должна выражаться таким образом — если угодно, посредством кода, — чтобы объект магичес¬ких действий был в состоянии «понять» сообщение и ответить на него. Числовые образы — один из тонких планов этого кодирования. Так выглядит менее очевидная часть ответа на вопрос Одина: «Умеешь ли резать?»
Однако у этой, активной точки зрения есть и другая, пассивная сторона. Следует также знать и ответ на второй вопрос: «Умеешь разгадывать?» Изучающий руны должен уметь понять руны, когда они предстают перед ним — перед его как мысленным, так и физическим взором. Потому навыки в нумерологии могут послужить также и в такой тонкой, познавательной магической практике, как гадание.
Возрождению рунической нумерологии в полном объеме долгое время мешали всеобщие попытки привести ее в соответствие со средиземноморской нумерологией — древнегреческой, древнееврейской и т.д. Хотя германская система чисел и близка к той, которой пользовались древние греки (обе имеют общее индоевропейское происхождение), в ментальности германских народов акцент сместился с двух на три и его производные, благодаря чему образуется псевдо-двенадцатеричная система. Поэтому в английском языке числам 11 и 12 соответствуют слова eleven и twelve, а не что-нибудь вроде onteen и twenteen, как следовало бы ожидать. За древнегерманской системой чисел, равно как и за рунической нумерологией, кроется система с акцентом на двенадцать. Когда древний сакс в Англии слышал слово hundred, «сто», с его точки зрения речь шла о 120 предметах — счет шел так: teontig («десятьдесят») =100, endleofantig («одиннадцатьдесят») = 110 и т.д. Последнее слово даже дожило до наших дней в отдельных южноамериканских диалектах в виде elebenty.
То, что числовые значения были в некотором смысле частью рунической традиции, очевидно из природы руни¬ческих кодов (см. главу 7). Руническая система, как обсуждается в главе 9, и вся руническая космология опирается на твердую числовую основу. Внутри рунической системы выделяются отдельные ключевые числа. Это, очевидно, три и его производные — например, три атта. Три — важное число космического объединения, связывающее то, что «снизу» и «сверху» с тем, что «здесь и сейчас». Три и все его производные несут в себе это ключевое значение.
Четыре и восемь обладают подобным же действием на горизонтальной плоскости мира. Символика этих числовых групп становится ясной из расположения рун по аттам.
В сферическом и многомерном смысле особое значение приобретают числа двенадцать и тринадцать (см. гл. 10). Они лежат в основе рунической системы, и в каждом заключена неповторимая и независимая тайна. Другими словами, тринадцать — не просто двенадцать и один. Сущность тринадцати совершенно независима от двенадцати (это центральная «точка перехода» и в рунической системе, и в германской системе чисел).
Первичное число целостности — двадцать четыре. Ему присуще ощущение полноты, хотя и у него есть важные производные. В этом смысле особым значением обладает формула 24x3=72. Значение целостности, всеобъемлимость сохранилось за числом двадцать четыре и после реформы системы . Одно из важнейших доказательств этому — таинственные двадцать четыре вещи, на которых следует вырезать руны, в наставлениях Сигрдривы Сигурду (см. «Речи Сигрдривы» в «Старшей Эдде»).
Главных ключевых чисел в системе четыре: тринадцать, шестнадцать, восемнадцать и двадцать четыре. Каждое выражает тот или иной аспект целого. Вдобавок, все простые числа — независимые, свободные, замкнутые сами в себе — выражают какой либо аспект магической воли мастера рун.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

95

Нордическое учение о числах

Описания рун содержат немало сведений, касающихся значений чисел и числовых взаимоотношений между руна¬ми. Тем не менее, как показывает внимательное прочтение древнейших источников германского знания, имеются и некоторые особые характеристики чисел, о которых должен знать изучающий руны. Эти характеристики нередко коренным образом отличаются от тех, что свойственны средиземноморской   нумерологии.

Один (1) — число начал, первопричин, одиночной силы. Как в практической рунологии, так и в мифологических ссылках встречается  нечасто.

Два (2) — число взаимопомощи в парной работе двойных сил. В практической магии используется для придания силы, особенно физической. В мифологии показывает силу совместной работы комплементарных пар: Хугин/Мунин, Гери/Фреки (волки Одина), Арвак/Альсвид (упряжки лошадей, везущих повозку Солнца) или божественная  пара  противоположностей Один/Локи.

Три (3) — священное число, широко представленное в учении. Оно означает полностью законченный процесс в действии и ключевую силу динамики. В руническом искусстве число три используют для завершения и стимуляции — приведения в движение. В мифологии число три встречается повсеместно; например, Урд-Верданди-Скульд, Один-Вили-Ве, три «корня» Иггдрасиля, и три вместилища мёда поэзии, Одрёрир-Сон-Бодн.

Четыре (4) — число покоя, твердости, ожидания. Оно сохраняет силу, и в практике используется именно это его свойство. Из мифологии нам известны четыре оленя, объедающие листву Иггдрасиля, и четыре карлика, Нордри—Аустри— Судри— Вестри,  соответствующие  четырем главным   направлениям.

Пять (5) — число упорядоченного времени и пространства. Древнегерманская неделя состояла из пяти ночей — по-древнеислаидски fimmt — и столько же длился промежуток времени, в течение которого человек должен был ответить на вызов в суд. В мифологии встречается редко, и, тем не менее, на практике это — действенная формула призыва.

Шесть (6) — число трепещущей жизни и силы. Может быть использовано и для созидания, и для уничтожения. В мифах встречается редко.

Семь (7) — число смерти и пассивных контактов с «другими мирами». Семь ночей (др.-исл. sjaund) традиционно проходит после смерти человека до совершения погребальных обрядов. В мифологии встречается нечасто. В некоторые мифы попало под влиянием астрологии.

Восемь (8) — число полностью проявленной целостности и точной симметрии. Его главное значение — восьмичастное деление неба (см. гл. 6). Это число пространственного порядка. Число восемь часто встречается в мифо-магических источниках, чаше всего при перечислении, например, восемь болезнен и средств от них («Речи Высокого», 137), восемь рунических операций (там же, 144) и восемь «лучших вещей» («Речи Гримнира», 44). Все эти тексты входят в «Старшую Эдду».

Девять (9) — «самое святое из чисел», исток психокосмических сил. Это число жизни вечной и смерти неизбывной. Число девять преображает все, к чему прикасается, оставаясь вечно в самом себе. Широко используется в магии и встречается в мифах. Вот лишь несколько примеров из огромного числа упоминаний числа девять: девять миров Иггдрасиля, девять ночей Один висел на нем, впоследствии узнав девять песен, именно девять валькирий часто являются эрилю.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

96

Две главнейшие сферы, в которых с рунами можно обращаться как с числами, рассмотрены в практическом контексте в книге Футарк . Эти два метода включают в себя подсчет числа рун (количества рунических знаков) и рунической итоговой суммы (складывая числовые значения каждого знака). В качестве примера приведем одну сторону весьма известной и сложной рунической формулы, относящейся к 500 г. н.э. (амулет из Линдхольма, рис. 11.1).
http://s6.uploads.ru/NuMeC.png
Число рун обычно указывает на мир, в котором должна действовать формула, а руническая сумма указывает на скрытую цель или желаемый исход магического действия. Эти два числа далее анализируются путем сложения составляющих их цифр до тех пор, пока не получится число между единицей и двадцатью четырьмя («эзотерическое» ключевое число), и нахождением кратных им чисел (далее — кратное  ключевое число).  Эти числа уточняют данные, полученные из числа рун и рунической суммы, и указывают на «магические инструменты», при помощи которых они действуют. Анализ стороны В амулета из Линдсхольма приведен в качестве примера в таблице 11.1.
http://s7.uploads.ru/3Ayu2.png
Применяя эти методы для «верного прочтения рун», мы увидим, что в наиболее эзотерическом смысле надпись на рис. 11.1 выражает строго упорядоченную волю мага-эриля , работающую с умением во всей объективно существующей вселенной  над проявлением.

В заключение главы о числах мы должны сказать несколько слов о самом загадочном примере числового символизма в германской литературе. Речь идет о строфе 24 «Речей Гримнира» («Старшая Эдда»), которая гласит:
Пять сотен дверей
и сорок еще
в Валъгалле, верно:
восемьсот воинов [др.-исл. einherjar]
выйдут из каждой
для схватки с Волком  [=Фенриром].

Эта строфа вызывала всеобщее смятение как среди ученых, так и среди мистиков. С одной из точек зрения нумерологический анализ должен выглядеть как 540x800=432000 — что совпадает с числом лет в Кали Юге в индийской космологической схеме.
Это привело историков к заключению, что северные культуры в свое время заимствовали многие идеи у индо-иранцев, или — что перед нами пример древних индоевропейских учений, общих для обоих культур с незапамятных времен.
Однако, рассматривая этот отрывок с германской точки зрения, следует помнить, что, говоря «сто», древний скандинав имел в виду число 120 — и, следовательно, формула из «Речей Гримнира» будет выглядеть как пять сотен (= 600) и сорок (40) = 640 (16 х 40) восемь сотен (= 960) (= 24 х 40), а перемножение этих чисел даст нам 614400 (— 15360x40). Присутствие двух ключевых для системы чисел (16 и 24) И, очевидно, неслучайное употребление чисел, кратных сорока, говорит о том, что мы имеем дело с независимой и внутренне последовательной германской числовой символикой. Окончательное раскрытие этой тайны еще впереди.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

97

Глава 12
Руническая психология

Наука о душе — психология — сложный, но основополагающий аспект рунических (эзотерических) исследований. Познания о душе, которыми обладали древние германские народы, были не менее развитыми и точными, чем у любых других народов в истории, и во многом превосходили по сложности те, что, как правило, доступны нам сегодня. Значительная часть этого чудесного мира может быть восстановлена путем изучения слов, которыми люди древности описывали различные связанные с душой концепции и психофизические процессы. Очевидно, что если некая группа обладает высокоспециализированной или разработанной терминологией в какой-либо сфере деятельности, это значит, что, во-первых, члены этой группы в деталях представляют себе происходящие процессы и нуждаются в терминах, позволяющих различать разнообразные известные им аспекты; а во-вторых, — то, что эта сфера обладает для них значительной важностью. Помимо идеи «души», умы германцев занимает концепция «судьбы» — Wyrd, К ее пониманию невозможно прийти в отрыве от знания о душе; она, в свою очередь, поможет объяснить, как происходит деятельность души в каждом из нас.

Формы души

Обсуждать понятие души в отрыве от тела в рунической традиции было бы идеологически неверно. Тело и душа тончайшим образом связаны, но, как это ни парадоксально, могут быть сознательно отделены друг от друга посредством работы с рунами. Естественным путем этот же процесс происходит при счерти. Говоря о «человеке в целом», аккуратнее всего, возможно, было бы использовать несколько громоздкий термин «психофизический (или психосоматический) комплекс» (душа/тело). В любом случае, душу составляют несколько различных аспектов — сущности и/или субстанции, которые могут дремать в отдельном индивидууме, но у работающего с рунами пробуждаются к жизни. Неудивительно, что вскоре после того, как народ теряет терминологию, описывающую некое явление, само это явление вскоре исчезает из народной памяти. Изучение рун и работа с ними пробуждает эту память вновь.
Поскольку скандинавы приняли христианство последними из германских народов, и поскольку в Исландии ранние стадии распространения христианства отличались большой терпимостью, древнеисландский язык и культура сохраняют элементы рунической психологии в наиболее нетронутом виде. На этих знаниях и основан настоящий анализ. Тем не менее, у всех остальных германских народов — у англосаксов, готов и других, по всей видимости, были аналогичные системы.

«Человека в целом» составляют девять психологических структур (каждая из которых, в свою очередь, более или менее  составная):

1.  Физическое тело состоит из нескольких элементов. Собственно тело (др.-исл. lík) — продукт взаимодействия разных субстанций (др.-исл. efni), таких, как «внешность» (специальный др.-исл. термин lá, относящийся и к волосам; также др.-исл. sjón, см. ниже hamingja) и «движение» (др.-исл. læti), здоровье или хорошее сложение (др.-исл. litr). Все это — дары бога Лодура. «Субстанции» тела служат воротами в другие измерения личности и они же являются объектами магических действий. Таким образом, определенные тонкие субстанции тела становятся центрами развития личности, или человека полного осознания — человека, осознающего все аспекты в состоянии экзальтированного  эго.

2. Субстанция формы (др.-исл. hamr), прочно связанная с «телом». Она составляет гибкую основу, или тонкую матрицу, физической реальности. Тем не менее, она может, будучи подчинена воле (в сознании, др.-исл. hugr) вызывать к жизни сначала тонкие, затем все более вещественные формы в соответствии с волей. Эго — сила воображения. Б своих крайних формах она может вызывать «материализацию» воображаемых существ (природных и сверхъестественных), на которые может быть спроецировано сознание. Древнеисландская литература полна описаний подобных явлений. Как правило, при этом маг-vitki лежит, словно мертвый или спящий, в то время как в другом месте он материализуется в образе животного и таким образом может сражаться с врагом либо скрыться от него. Если животное ранить, сам vitki также получает повреждения.

3.  Вдохновение (др.-исл. ódhr) — дар бога Хёнира. Это такой же чувственный опыт, состояние сознания, как и все остальные. Это состояние — на уровне эмоций ощущаемое почти физически — подъема из обыденного состояния сознания на высший уровень энергии и вдохновения. Слово ódhr имеет тот же корень, что и имя Одина; это сила, которой Один управляет, активная сущность, движимая волей.

4.  Тесно связано с даром вдохновения дыхание жизни (др.-исл. önd), дар Одина. (Следует помнить, что триада Один-Хёнир-Лодур представляет собой три сущности Одина). Önd — «божественная искра», всепроникающая жизненная энергия, основа всей жизни и основной принцип действия рун. Это понятие близко к индийской концепции праны, а само слово родственно санскритскому атман (дух, самость). Это — мост к высшим уровням бытия.

5.  Разум (др.-исл. hugr) — воистину сложная сущность. Он состоит из трех частей: 1) волевого акта, 2) восприятия и 3) познания. Это вотчина боли и, как таковая, обладает способностью ассимилировать другие составляющие психофизического комплекса, делая их частью себя. Поэтому в древнескандинавской литературе термин hugr часто используется тогда, когда следовало бы ожидать упоминания других составляющих. Ом замещает собой личности продвинутых повелителей рун, поскольку их эволюция вес дальше заходит под контроль осознания. Благодаря этому свойству психики осуществляется сознательное аналитическое мышление. Оно синонимично функциям левого полушария  мозга.

6. «Память» (др.-исл. minni) тесно связана с «разумом». Эги два психических аспекта представлены двумя ворона¬ми Одина: Хугином и Мунином («Разумом» и «Памятью»). Это понятие — действительно память, однако суть его значительно шире, нежели то, что мы обычно связываем с этим термином. Это нечто большее, чем просто воспо¬минание о прошлых событиях; это — кладовая всех тайн, великое вместилище рун. Поэтому в «Речах Гримнира» Один говорит о соотносительной важности Хугина и Мунина следующее:
Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, —
вернутся ли вороны!

Слаженная работа разума и памяти составляет то, что называется умом. Разум обрабатывает внешние стимулы (включая те, что поступают от памяти), тогда как память (minni) рефлексирует, пользуясь собственными бесконечными запасами. Minni соответствует правому полушарию.

7. Душа (др.-исл. sát) обычно вступает в игру только после смерти. Это тень — тонкое тело, в котором психические сущности (или некоторые из них) фокусируются после гибели физических составляющих. В жизни это та часть психики, которая пассивно принимает последовательность человеческих поступков и остается отрицательным пространством, за счет которого личность расширяется. Она аналогична юнгианской концепции «тени» как суммы непроявленных аспектов психики, обсуждаемых в следующем разделе.

8. «Двойник» (др.-исл. fylgja) во многих отношениях представляет собой противоположно, светлую сторону тени. Для мужчин он — женского пола, для женщин — мужского. На самом деле «двойников», или «духов-союзников», три — в человеческой, животной и геометрической формах. У каждого из этих образов своя функция. Человеческая форма сопровождает человека в течение всей жизни и может передаваться из поколения в поколение — либо от родителей к потомкам, либо путем осознанного проецирования. «Двойник» в образе животного обычно выглядит как зверь, соответствующий характеру человека, с которым он связан, — волк, орел, лошадь, лиса, мышь и т.д. Посредством магических действий маг-vitki может отделять от себя «двойника» и может также спроецировать на него свою волю для осуществления магических операций. Те, кто обладает так называемым «вторым зрением», часто видят геометрические фигуры спереди от людей, наделенных великой силой. «Двойник» помнит действия всех личностей, к которым ранее был прикреплен. Это — источник великой силы, но также и громадной ответственности и даже значительных трудностей. Эта сущность — вместилище örlóg — может защитить, но может и подписать приговор. Сущность «двойника» весьма близка, а в некоторых случаях совпадает с сущностями валькирий и дис.

9. «Удача» (др.-исл. hamingja) человека — понятие очень сложное и во многом тесно связанное с «двойником». Лингвистически — это производное от слова hamr (напр., ham-gengja, «тот, кто ходит, приняв иную форму»). Hamingja — это концепция силы, аналогичная полинезийской мана, ирокезской оренда и др. Ей также соответствуют несколько антропоморфных символов; составляют ее: 1) «удача» (личная сила), 2) дух-хранитель (символически — производное этой удачи) и 3) способность к перемене обличья (исходное значение этого понятия).  Широкий спектр сознательно желаемых действий развивает эту магическую способность. Она может передаваться от одного человека к другому (хотя действие ее кратковременно, если только она не прикреплена к супруге-«двойнику»). Hamingja — это коллективная сила (и основная в отдельном человеке). Она питается и питает жену-«двойника» силой, так что мы можем считать, что на время жизни человека образуется комплекс hamingja-fylgju, действующий в согласии.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

98

Схематическое изображение психофизичекого комплекса (рис. 12.1)
http://s3.uploads.ru/AYKF6.png
возможно, поможет создать более ясную картину того, как эти различные концепции соотносятся и взаимодействуют друг с другом.
Тем не менее, поскольку на самом деле реальность этой модели, как и Иггдрасиля (рис. 10.7) многомерна (или даже вообще вне измерений), двух- или даже трехмерная модель будет не вполне  адекватной.
Прочие структуры на рисунке включают эго, или понятие «я», и магическое «эго» (или личность). «Я» (др.-исл. ek) связано, или совпадает, с именем или именами человека. Следуя пути Одина, мастер рун, развив прочные связи с «двойником» и усилив другие аспекты души, образует сущности магических «я», сотрудничающих с «двойником». Эти альтернативные личности обычно того же пола, что и «физическое тело». У каждой из этих личностей есть имя, и ее можно вызвать применением соответствующей формулы. В этих магических формах мастер рун производит действия с рунами. Магические личности могут быть весьма многочисленны, но каждая занимает свою часть психофизического комплекса; каждая из них — сверхсознательная сущность. Именно в этих понятиях следует видеть сущность одинизма. В этом также сокрыт ключ к пониманию германской героической мифологии, и каждая из рун отвечает, как минимум, за один аспект этого мира.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

99

Руническая психология и психология юнгианская

Единственная современная теоретическая психологическая модель, способная сравниться по силе с древней германской практической наукой о душе, разработана швейцарским психиатром КЛ.Юнгом.
Юнгианская психология была ранее предметом «оккультных» исследований, однако германская система, как неожиданно оказалось, прекрасно согласуется с ее структурой и частично объяснима в юнгианских терминах. Сам Юнг уделил определен¬ное внимание архетипу Вотана в статье, в которой сравнивал полузабытый архетип с сухим руслом, которому не хватает только вод жизни, чтобы вновь войти в старые берега . То же верно и относительно понятия души. Многое из того, что относится к душе» наша культура утратила, оторвавшись от представлений наших предков о ней и получив взамен лишь туманные, зачастую противоречивые доктрины. Пришло время водам жизни вернуться в старые русла, и души оживут вновь.
Психологическая схема Юнга характеризуется определенными структурами, как показано на рис. 12.2. Разумеется, в схеме Юнга отсутствуют откровенно относящиеся к сфере практической магии функции hamingja-fylgja, no их отражения остаются в процессе «алхимического брака» между анимусом и анимой (мужской и женской сторонами души). Именно в общем процессе образования союза между сущностями противоположного пола более всего сходятся на практическом уровне эти две системы. Кроме того, юнгианские техники, посвященные активизации «трансцендентной функции», пойдут на пользу в любой попытке установить контакт с «женой-двойником» или с «текущим» сегодняшним двойником.
Вдобавок «тень» у Юнга в значительной степени напоминает «тень души» в древнегерманской традиции. Даже у богов есть тени, ибо тень — это именно то, чем Локи является для Одина. Возможно, наиболее примечательной особенностью юнгианской психологии является структура коллективного бессознательного. Вкупе с теориями взаимодействия полушарий мозга она теснее всего приближается к определению истинной природы minni и тайн, пониманию которых учит нас Мунин.
http://s6.uploads.ru/IRrXW.png

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

100

Глава 13
Руническое учение о богах
(Эзотерическая теология)

Фигура Одина возвышается над руническим учением. Те, кто стремится познать руны, идут по пути, впервые открытому именно им. Однако сам Один доказал, что и другие боги важны для нормального функционирования космологического, социологического и психологического порядков. Нам известно — из предания, поведанного монахом Саксом Грамматиком в первой книге его «Истории данов», что Один по своей воле сохраняет и поддерживает весь пантеон богов — всю структуру. Из этой истории мы узнаём, что однажды Один покинул свое государство, и его место занял некто по имени Митодин. Это имя можно трактовать двояко — либо как «тот, кто не Один» (Mit-ódhinn), либо как «тот, кто измеряет» (Mitódh-inn). В обоих случаях это имя указывает на Тюра. Митодин попытался установить отдельное поклонение каждому из богов. Когда Один вернулся, он сверг Митодина и восстановил общий культ, в котором жертвы приносились (три раза в год) всем богам и богиням пантеона одновременно. План Митодина непременно привел бы к расслоению общества, в то время как восстановление прежнего порядка Одином было нацелено  на  поддержание  единого  целого. Как мы увидим позднее, именно этих тенденций и следовало ожидать от Одина и Тюра.
Прежде, чем перейти к архетипу Одина, нам следует, в духе традиции, обозначить структуру всего германского пантеона с рунической или эзотерической точки зрения. В XX столетии два исследователя, работая каждый в своей области, вновь нашли ключ к пониманию того, как божества соотносятся друг с другом. К. Г. Юнг своей теорией архетипов в коллективном бессознательном (см. гл. 12) обеспечил основу для понимания связи между психикой человека и богами и богинями наших предков. Жорж Дюмезиль, французский историк религии и индоевропеист, добавил к этому ключ к структуре пантеона.
Боги и богини существуют как субъективно (т.е. в сознании отдельного человека), так и объективно (вне сознания индивида). В объективной (внешней) реальности боги существуют 1) внутри этнической группы (унаследованный «мета генетический» божественный образ), 2) внутри вида Homo sapiens и 3) независимо от человечества. Не все боги существуют на всех трех объективных уровнях. Первый уровень представляет собой наиболее сильную из возможных связей человека с божественным. Эта метагенетическая связь обладает наибольшей силой внутри группы, связанной тесным этническим/языковым родством, т.е. с происхождением (хотя все, для кого, например, английский язык является родным, наследуют многие внутренние структуры этого народа, вне зависимости от своего этнического происхождения). Но и «мега-этносы» или языковые семьи (индоевропейская, семитская, синотибетская и др.) также имеют значительное влияние. Только Один, тот, кто придал человечеству форму, независим от этого уровня.
Что же такое бог (богиня?) В рунических терминах бог — это живая сущность, так или иначе существующая независимо от индивидуального сознания, хотя многие боги берут свое начало именно там. Находиться она может в любой части психофизиологического комплекса; то есть, возникать из инстинктивного, эмоциональною, физического, ментального или духовного образа. Бог, как многие впервые ощущают его — это тонкая тенденция души, которую затем можно подпитать психической энергией мифа, ритуала, рунической практики и т.д. Антропоморфный облик бога — это символ. Для большинства людей так проще всего воспринимать сущности, наделенные определенными ролями и связанные сложными взаимоотношениями. Тем не менее, символическая антропоморфность не случайна, поскольку боги — создания великой силы сознания, данной Всеотцом только человечеству. Отчасти божество существует внутри minni отдельного человека и наследуется метагенетически от предков.
В конечном счете, концепций божественного столько же, сколько людей. Не найти и двух людей, которые понимали бы сущность божества или теологии одинаково, однако есть и общие для всех внутренние тенденции, определяемые существующими метагенетическими формами. Есть, конечно, и другие методы — те, что используют проповедники официальной религии — догма и принуждение.
Тому, кто хочет постигнуть внутреннюю или внешнюю реальность бога или богини, необходимо выработать способ познания внутренней формы и ее связи с ее внешними соответствиями. Этот процесс установления связи с божеством и есть основная задача религии. Однако последователи Одина, как мы увидим далее, не останавливаются на этом.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Как работают руны » Эдред Торссон. Руническое учение.