ПОМОЩНИКИ
Большая их часть выступает в "черных" присушках. Для этих заговоров иногда характерна "западная" ориентированность (путь субъекта идет не на восток, как обычно, а на запад), мотивы отречения от христианских ценностей и атрибутов, отца и матери и пр.
САТАНА (САТАНОВИЧ)
Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.
( В одном тексте (Перун., 13) возглавляет 12 чертей. К нему обращаются с просьбой разорвать на 2 половины грудь присушиваемого и на 4 части его сердце и вложить туда "мое белое лицо, черные брови, карие глаза". В другом отпускает 77 ветров, 77 вихрев, 77 бурь, которые напускают тоску, сухоту, плач.
ПАВЛУШКА РОМАНЕЯ
Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.
Скорее всего, бес.
АНТИХРИСТ
Помогает: от раны.
Идет с синя моря, несет серый камень, у которого нет ни раны, ни крови.
АНТИПКА БЕСПЯТОЙ
= Антипка беспятой, черт, тринадцатый брат (12 безымянных): Амур, Азад., 06.
Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.
( На Украине имя Антипко (а также Олэкса, Юрко) как эвфемизм черта употреблялось в Закарпатье, Гриц'ко - на Подолье (см.: Левкиевская 1993, 97). Ср. также белор. беса Гнатка беспятого (Черепан., 81).
ЕНАХА БЕС
Похотной бес Енаха (посылается с запада Иродом®): Олон. г., Вин. 1, 31-32.
Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.
ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ
Статус спорен: несмотря на авторские прописные буквы, перед нами скорее имя нарицательное с определением, в каковом качестве оно встречается в заговорах от огненного змея, летающего к девице.
Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь.
( "Жжет-палит траву-мураву, лес дремучий, болота зыбучи."
САВА, КОЛДУН, АСАУЛ БЕСЫ
Бесы Сава, Колдун, Асаул, бывшие слуги царя Ирода: Арх. г., Ефим. 2, 142.
Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступают в "черном" тексте.
( В Писании неоднократно (2 Цар. 2. 18., 21., 32.; 3. 27.; 23. 24.; 1 Пар. 11. 26; 2 Пар. 31. 13.; Езд. 10. 15.) упоминается Асаил, но человек, а не бес.
САЛЧАК БЕС
Бес Салчак: Сарат. г., Майк., 432 (ср. Сольца®).
Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.
( Кует белое железо в кузнице на о. Буяне®; просьба приковать доброго молодца.
САТАНА МИШКА
Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.
Сидит в бане. Просьба разрезать у присушиваемого сердце и печень, чтобы бежала кровь, а тот сох и болел.
САТАНИИЛ
Отец лихорадок-трясавиц.
СОЛЬЦА БЕС
Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.
СТРАХ-РАХ
В. Н. Топоров полагает, что имя "может выводиться из славянских источников, отражающих старое иранское влияние (Рарог, Рарах, Рарашек и т. п., из трансформации имени иранского демона Веретрагны), из иранского источника (при византийском посредстве), ср. заговорные Страхель, Страфель, Астрафель-птица, Стратим-птица (в таком случае Страх-Рах своего рода удвоение), или, наконец, из названия птицы Рох-Рух, известной в ближневосточной традиции (ср. араб. ркх 'дух')" (Топоров 1993, 93).
Управляет ветрами.
Демонический персонаж, сидящий на дубовой колоде среди океана.
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ЛОТОН УГОДНИК
Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.
Демонический персонаж, к которому (и к сатане) прирекается отрекшийся от Христа, Матери Божьей, родителей и белого света. В. Мансикка (1909, 6) сближал его с Логином®. Можно также предположить искажение имени Платона® (как символа "еллинской", языческой, т. е. дьявольской мудрости).
ПРОТИВНИКИ
ЗЕСЛЕДЕР, ПОРЕАСТОН, КОРЖАН, АРДУН, КУПАЛОЛАКА
Имена производят впечатление слов тюркского происхождения, ср. финаль -дер, напоминающую тюркский аффикс множественного числа, а также древнетюрк. arda- (arta-) 'портиться', и ardun - 'тмин' (ДС, 55-57). Последнее имя перечня представляет собой, по-видимому, странное смешение Купалы (обычное средневековое осмысление языческого божества как демона) с волколаком или под., кстати, неизвестным русской демонологии, в отличие от украинской. Ср. также имена демонов типа Вельзевул и Астарот в западной традиции.
Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь.
Сатана посылает их на помощь субъекту заговора "с огнями горящими и с пламенем палящим и с ключами кипучими".
КУЛЛА
Имя имеет тюркский облик: ср. тюрк. глагол куллан со значениями 1) 'употребить в дело, пустить в хозяйство, пользоваться'; 2) 'делаться рабом', 'получить раба во владение' (Радлов 1963, т. 2, ч. 1, 983-984).
В губительном заговоре.
Возможно, имя демона, а возможно - плод вольного обращения с материалом собирателя либо издателя (И. Сахарова, который имел обыкновение произвольно редактировать издаваемые тексты).
ФЕОФАН И ФЕОБ ФЕОБСКИЙ БЕСЫ
= Бесы Феофан и Феоб Феобский: б. м., Черепан., 81.
Ср. эпитет Аполлона Феб в связи с переосмыслением в средневековом христианстве языческих, в частности, античных богов как демонов.
- Подпись автора
Мой канал в телеграмм, там бываю чаще - https://t.me/oresheklenorman