Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3.4. Сказкотерапия. Терапевтические игры.


3.4. Сказкотерапия. Терапевтические игры.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

СКАЗОЧНАЯ СТРАХОТЕРАПИЯ.
Восемь советов родителям, которые читают сказки вместе с детьми.

1. Сказки – это Интернет для малышей.
В распоряжении взрослых много способов приобрести необходимые знания о мире: общение с разными людьми, Интернет, СМИ, книги, консультации у специалистов и т.д. Дети таких возможностей лишены, но в подобных знаниях нуждаются не меньше взрослых.
Именно сказки помогают малышам понять, как сложен и противоречив окружающий мир, какие перипетии могут случаться в жизни. Наблюдая за приключениями героев, ребенок усваивает: человек может столкнуться с несправедливостью, лицемерием, болью, смертью, но это не повод для отчаяния. Потому что из многих сложных ситуаций существует выход, а главное – в мире есть место радости, дружбе, любви.

2. Как намек превратить в урок.
Чему учат сказки? Вот краткий перечень важных знаний, которыми они могут обогатить представление ребенка о мироустройстве и человеке:
- люди делятся на добрых и злых, причем злые иногда творят добро, а добрые способны совершать не самые похвальные поступки;
- злые люди могут притворяться добрыми, а значит, лучше не спешить доверять незнакомцам, а сначала присмотреться к ним;
- можно воспользоваться советами других;
- человек должен ощущать ответственность за свои поступки и помнить о том, что рано или поздно все тайное становится явным;
- если человек помогает другим, то в трудную минуту ему тоже могут прийти на помощь;
- любые препятствия на пути к цели – это возможность получить бесценный опыт, который рано или поздно обязательно пригодится, поэтому неудачи – не повод опускать руки;
- достичь поставленной цели помогают ум (смекалка, изобретательность), трудолюбие и смелость.
Однако, чтобы сказки стали для ребенка источником мудрости, а не просто развлекали, одного чтения недостаточно. Маленькому человеку не всегда под силу понять поучительный смысл сказок, поэтому их нужно обсуждать.

3. Глаза велики у «взрослого» страха.
Многие родители, взрослым умом оценивая сказки, поражаются тому, как много в них жестокости, агрессии и насилия. И задумываются, стоит ли знакомить детей с этими «энциклопедиями ужасов». Однако их опасения совершенно напрасны. Во-первых, у взрослых и детей разное мировосприятие: то, что кажется страшным родителям, далеко не всегда пугает малышей. Другое дело, что родители часто навязывают ребенку свои страхи. Во-вторых, психологи давно установили: волшебные сказки, с их мотивами умирания и воскрешения, испытания и путешествия, помогают маленькому человеку взрослеть.

4. Как читать страшные сказки.
При выборе любой сказки, тем более страшной, нужно учитывать несколько факторов. Прежде всего – желание ребенка. Например, если мальчик постоянно просит читать ему о том, как Иван-дурачок побеждает Кащея, можно предположить, что он, отождествляя себя с положительным героем, хочет почувствовать себя победителем. Родителю стоит задуматься почему. Возможно, ребенок не может постоять за себя или дать отпор какому-нибудь конкретному ровеснику, потому что его чрезмерно опекают. Зная, понимая и обсуждая сказки, родитель может научить своего сына навыкам (или дать ему необходимые знания), которые помогут решить проблему.
Важно, чтобы взрослые ясно осознавали мотивы своего желания познакомить детей с той или иной сказкой. Что-то смущает в сюжете или героях – лучше вообще не читать. Недопустимо использовать страшные сказки как средство «закалить» ребенка. Вреда будет больше, чем пользы.
Также значение имеет время суток, интонация, тактильный контакт, состояние здоровья ребенка. Так, если читать мрачное произведение замогильным голосом на ночь глядя, даже взрослому будет не по себе. А некоторые сказки братьев Гримм, Гауфа и Андерсена из серии «Все умерли, и мир поглотила тьма» и вовсе лучше поставить на дальнюю полку, пока подросший ребенок сам не захочет пощекотать себе нервы.

5. Каких злодеев боятся дети?
Бабу-ягу, Кащея, Бабая, медведя, волка и других сказочных персонажей дети начинают бояться в возрасте от 2-3 до 5-7 лет. Это период большой активности ребенка, и возникающие страхи обычно связаны с познанием окружающего мира, запретами и усвоением правил. Однако дети страшатся не каждого сказочного злодея. Все очень индивидуально. Так, малыш может спокойно слушать сказки, где бесчинствует ведьма, и трепетать от одного упоминания имени Снежной королевы. Даже такой добрейший персонаж, как Дед Мороз, нагоняет ужас на некоторых детей. Мудрый родитель выяснит, что стоит за этими страхами.
Верить в существование героев сказок дети могут вплоть до подросткового возраста (при условии, что эту веру поддерживают взрослые), хотя уже с 2 лет, с помощью родителей, способны отличать вымысел от реальности.

6. Страх – не повод для шуток.
Большую ошибку совершают взрослые, которые высмеивают, а тем более стыдят ребенка за то, что он чего-то боится. Даже самое доброжелательное подтрунивание малыш воспринимает как осуждение и, чтобы угодить родителям или не расстраивать их своими переживаниями, загоняет страхи глубоко внутрь себя.
Если взрослые с малых лет внушают ребенку: нельзя признаваться в том, что ты боишься, это признак слабости и малодушия, то он учится не говорить о своих страхах и связанных с ними переживаниях. А ведь скольких трудностей и даже трагедий во взрослой жизни можно было бы избежать, если бы люди не замалчивали свои проблемы, а были готовы их решать… Внимательный родитель умеет дорожить доверием своих детей. Если ребенок боится, например, Бармалея и ищет поддержки у самых близких людей, а они поднимают его на смех и этим отталкивают от себя, в будущем он вряд ли поспешит рассказать им о более серьезной проблеме.
Одним словом, ребенок нуждается в том, чтобы взрослые признавали, принимали и уважали его страхи. Только в этом случае он может обрести силу, достаточную для взаимодействия с окружающим миром, который временами пугает его.

7. Как помочь ребенку одолеть страх.
Современные детские психологи предлагают множество методик борьбы со страхами. Так, персонажей, которых боится ребенок, можно нарисовать или вылепить, а затем уничтожить. Можно придумать и инсценировать сказку, в которой злодей несет заслуженное наказание или положительные герои его перевоспитывают. Попытка вызвать к злому существу сочувствие, жалость («Представляешь, старенькая Баба-яга живет в лесу совсем одна, и некому ей помочь, когда она болеет») или выставить его в смешном свете тоже может быть весьма действенной.
Однако эффективность любого метода легко свести к нулю, если насильно навязывать его ребенку. Дети мудры и часто сами знают, как себе помочь. Важно позволить им сделать это.

8. Когда малыш дорожит своим страхом?
Иногда дети упорно не желают побеждать свои страхи, и для родителей это повод задуматься. Возможно, ребенку не хватает внимания («Когда я пугаюсь, все бегают вокруг меня, и мама рядом») или он переживает из-за напряженности в отношениях родителей («Когда я боюсь, мама и папа не ругаются»). А может быть, малыш просто не хочет взрослеть.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

2

СКАЗКОТЕРАПИЯ. ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕРЕТ ВЕЩИ БЕЗ СПРОСА

Две полезных сказки на случай, если ребенок что-то взял у кого-то без спроса, понимая, что так делать неправильно. Если ребенок еще маленький, вряд ли он поймет ваше суровое отношение к нему из-за такого поступка, скорее только испугается и научится впредь скрывать свои дела. Попробуйте рассказать одну из этих сказок, в которых как раз и обыгрывается мотив воровства - умышленного или "нечаянного».

ПРО ГНОМИКА ВАСЮ
(Авторы: Донскова Наталия, Беленькая Марина)
Жил-был гномик Вася. У него были папа и мама, которые его очень любили, покупали ему красивую одежду и новые игрушки. Когда Васе исполнилось 7 лет, мама сказала ему: «Сынок, ты стал совсем большой, пора тебе идти в школу». Мама и папа купили для Васи портфель, тетради, ластики, цветные карандаши. В школе было очень интересно, там Вася нашёл много новых друзей, с которыми весело играл на переменках.
Как-то раз Вася увидел необычный ластик у своей соседки по парте. Ему захотелось такой же. Он тихонько положил ластик к себе в карман. Никто ничего не заметил.
На следующее утро, собираясь в школу, Вася понял, что он не может взять этот ластик с собой, потому, что эта вещь чужая, все догадаются.
- Зачем он мне? – подумал Вася, - Ведь я всё равно не смогу его взять в школу и показать ребятам!
Вася с досадой бросил ластик в дальний ящик письменного стола и пошёл в школу.
На первом уроке все рисовали красивые картинки. Лучше всех нарисовала Аллочка, и учитель похвалил её.
- Наверно, это потому, что у неё волшебные карандаши, - подумал Вася.
Когда все гномики отправились на завтрак, он задержался около парты Аллочки и никак не мог оторвать глаз от карандашей.
- Возьму один, - подумал Вася, - никто ничего не заметит.
Но ему было так сложно решить, какой из карандашей выбрать: красный или синий, жёлтый или зелёный. Тогда Вася, не долго думая, положил всю коробку с карандашами к себе в портфель. Когда все гномики вернулись из столовой, Аллочка заметила, что карандашей на её парте нет. Она очень расстроилась и даже заплакала. Все гномики начали её успокаивать. Некоторые стали искать карандаши, заглядывая под парты и между стульями. И Вася искал вместе со всеми.
- Не плачь, - успокаивал он Аллочку, - может, твои карандаши куда-то закатились и обязательно найдутся.
Но на душе у Васи было очень неприятно, он понимал, что взял чужое. Придя из школы домой, Вася сел за стол, достал чужие карандаши и хотел нарисовать картинку ещё лучше, чем у Аллочки. Но ничего у него не получилось.
- Зачем они мне? – подумал Вася, - Я не умею рисовать так красиво, как Аллочка, да и в школу эти карандаши брать нельзя.
И он их то же бросил в дальний ящик стола.
На следующий день Вася был дежурным по классу. Когда он поливал цветы, то увидел красивый блокнот на столе у учителя.
- Я тоже хочу такой же, - подумал Вася и взял блокнот в руки. В этот момент в класс вошла учительница. Она посмотрела на Васю и сказала: «В этом блокноте я пишу имена тех ребят, которые хорошо себя вели целую неделю. А тебе он зачем? Ты же не сможешь им пользоваться». Вася положил блокнот на стол и вышел из класса. Ему было очень стыдно.
На следующее утро, когда ребята пришли в класс, на парте у Аллочки лежали её цветные карандаши, а у Васиной соседки по парте – пропавший ластик. Учительница взглянула на Васю и улыбнулась. Она всё поняла. А в конце недели она записала в свой блокнот имя «Вася».

СКАЗКА ПРО ТО, КАК МАЛЬЧИК ДЕНИС БРАЛ ВЕЩИ БЕЗ СПРОСА
Однажды мальчик Дениска гулял со своими друзьями на детской площадке. Они как всегда весело играли все вместе. Сначала дети играли " в пятнашки", потом в "казаков-разбойников", а потом устали и присели поболтать. Болтали они, болтали, вдруг самая маленькая девочка Маша и говорит:
- А что это там в песочнице блестит?
- Наверное стекло, - сказал Денис.
- Или фантик, - сказал Максим.
- Или железная формочка, - сказала Катя.
Они так набегались, что вставать и идти к песочнице никому не хотелось. А Маша не поленилась и подошла. Она стала раскапывать песок и вдруг как закричит:
- Смотрите, смотрите, что я нашла!
Оказалось, что блестел там вовсе не фантик, не железо и не стекло, а красивый маленький ключик.
- Ух ты! – ребята наперебой стали выхватывать его друг у друга. – Может быть он волшебный?
- А что им можно открыть?
- А где замок?
На кустах акации сидела огромная красивая бабочка. У нее были большие ажурные крылышки с красными и желтыми пятнышками, синими и розовыми полосочками, а по краю каждого крыла вспыхивали золотые искорки. Она посмотрела, как Маша аккуратно положила ключик в кармашек, довольно пошевелила усиками и, взмахнув крылышками, улетела.
Денису очень захотелось иметь точно такой же ключик, он перерыл всю песочницу, обошел всю площадку, даже в кусты залез, но второго такого ключика не было.
- Маш, отдай мне ключик, - начал канючить он. - Не отдам, - ответила Маша.
- Ну, зачем он тебе? – не успокаивался Денис. - А тебе зачем? – не сдавалась Маша.
- Мне он очень понравился – ответил Денис.
- Мне тоже, - не уступала Маша. – Я его нашла, значит, ключик мой!
Так они долго-долго препирались, чуть не поссорились, но Катя предложила поиграть в мячик, и они забыли про ключик.
Солнце поднялось высоко-высоко, стало жарко, и ребята сняли курточки. Когда Денис положил на скамейку свою куртку, то увидел, что рядом лежит Машина кофточка, в кармане которой поблескивает ключик. Денис оглянулся, не видит ли кто, схватил ключик и спрятал в своем кармане. Ребята ничего не заметили, а вот огромная черная бабочка, прятавшаяся в тени большого клена, довольно потерла лапки и улетела прочь.
Наступило время обеда. Денис очень боялся, что Маша вспомнит про свою находку и начнет выяснять, куда же пропал ее красивый ключик. Но маленькая Маша заигралась и совсем забыла про него.
Вечером, когда Маша ложилась спать, в окно ее комнаты кто-то тихонько постучал. Сначала она испугалась и с головой спряталась под одеяло, но потом ей стало любопытно, кто же это там стучит, и она осторожно выглянула. За окном сидела восхитительная бабочка. Ее пестрые крылышки сверкали и переливались в свете луны, красные и желтые пятнышки светились в темноте, словно фонарики, а на кончиках ее усиков вспыхивали две золотые звездочки.
- Ой, - обрадовалась Маша и подбежала к окну. Бабочка влетела в форточку и опустилась на Машин пальчик, аккуратно сложив красивые крылышки. В комнате сразу стало светло.
- Здравствуй, Машенька! – мелодичным голоском сказала бабочка.
- Здравствуйте, - вежливо ответила Маша. Она была воспитанной девочкой. Но ей было так интересно, почему бабочка умеет разговаривать, что она не выдержала и сказала:
- А говорящих бабочек не бывает! Ты волшебная бабочка?
- Меня зовут Лионелла, я фея лесных цветов! – ответила бабочка.
- Ой, я еще никогда не видела настоящих фей, - обрадовалась Маша. – А что ты делаешь в городе?
- В моей волшебной стране случилась страшная беда! На нашей цветочной поляне жил Серебряный ручей. Он был очень-очень красивый и добрый. Серебряный ручей поил нас водой, умывал лепестки цветов, поливал нашу землю. Мы все были веселы и счастливы. Но однажды, когда солнце как всегда осветило нашу страну своим золотым светом, мы увидели, что Серебряный ручей исчез. Цветы начали вянуть, корни деревьев засыхали, листья с кустов облетали, трава желтела. Наша изумрудно-зеленая страна стала черной и пустой. Если я не найду Серебряный ручей, то никогда уже не зацветут у нас цветы, не запоют птицы, не зашумит трава.
- А как же ты его найдешь? – расстроилась Маша.
- Уже много лет я летаю по миру. Однажды, в темном-темном лесу, на древней раскидистой ели я встретила старую мудрую сову. Когда я поведала ей свою печальную историю, она сказала мне, что Серебряный ручей похитила злая колдунья Гразелла, старая и страшная повелительница бурь. Она живет в старом черном лесу, на топком острове, посреди черного болота. Гразелла терпеть не может цветы, поэтому и украла у нас Серебряный ручей, чтобы наша Цветочная страна завяла. Гразелла спрятала его в своем черном подземном дворце, в глубокой темнице. На дверях темницы висит огромный страшный замок, открыть который можно только волшебным ключом. Ключ этот Гразелла спрятала в Ледяной скале за Холодным морем на далеком Севере.
Много долгих дней и ночей добиралась фея Лионелла до ледяной скалы. Когда ее крылышки совсем устали, она встретила диких гусей и рассказала им свою печальную историю.
- Забирайся в мой пух, - сказал вожак стаи. – Там тебе будет тепло и удобно. Мы отнесем тебя на берег Холодного моря. Так Лионелла и сделала. Гуси долетели с ней до самого Холодного моря.
- Ну вот, - сказал вожак. – Дальше нам нельзя. Но тебе могут помочь король Холодного моря, Белый медведь.
- Спасибо вам, гуси! – помахала крылышками Лионелла и полетела к Белому медведю. Цветочная фея рассказала ему про беду, которая случилась в ее стране.
- Забирайся ко мне на спину, да закутайся в мех, я отвезу тебя к пингвинам, они часто бывают у Ледяной скалы, - ответил ей Белый медведь.
Лионелла послушалась его и закуталась в мех на теплой медвежьей спине. Много дней и ночей шел Белый медведь по берегу Холодного моря. Наконец, однажды утром он сказал:
- Вот, добрая фея, смотри, там на льдине пингвины, они помогут тебе.
- Спасибо тебе, Белый медведь, - крикнула Лионелла и поспешила к пингвинам.
Пингвины очень удивились, они никогда в жизни не видели бабочек. Когда Лионелла рассказала им свою печальную историю, самый главный пингвин сказал:
- Конечно, мы знаем эту скалу. Забирайся ко мне в мех, пока твои крылышки совсем не замерзли, я отнесу тебя туда.
Целый день шел пингвин по огромной льдине. Наконец, далеко впереди показалась высокая ледяная скала. Издали она была похожа на горбатую старуху с клюкой. Белая глыба льда была припорошена снегом, а в глубине ее сверкал волшебный ключик:
- Вот он, вот он! – обрадовалась Лионелла. – Скоро я освобожу Серебряный ручей, и моя страна снова расцветет и станет еще прекрасней!
Она достала волшебную палочку, взмахнула ею и запела свое заклинание: Солобелла. Молобелла, Каричики, Мурипики! Лилия, ромашка, Василек и кашка, Клевер и мимоза, Лютики и роза, Трава-лебеда, Луна и звезда, Солнца лучик. Дайте мне ключик!
Ледяная скала треснула, постояла мгновение, а потом рассыпалась на миллион крохотных льдинок. Фея подняла упавший к ее ногам волшебный ключик и поспешила домой: на пингвине, на Белом медведе, на диком гусе она торопилась в свою страну.
Но злая колдунья узнала о том, что Лионелла забрала ключик и изменила заклинание. Теперь, чтобы ключик смог открыть темницу, в которой томился Серебряный ручей, маленькая девочка должна была взять этот ключик в правую руку и при свете луны произнести волшебное заклинание. Лионеле рассказал об этом теплый Южный ветер, который случайно услышал разговор слуг Гразеллы.
Цветочная фея как раз летела в это время над Машиным городом. Она увидела красивую девочку с красными бантиками и решила попросить ее о помощи. Лионелла спрятала ключик в песочнице, дождалась, пока Машенька его найдет, и улетела.

Когда Маша услышала эту волшебную историю, она очень обрадовалась, что может спасти целую волшебную страну.
- Я сейчас, крикнула она фее и начала искать в кармашке ключик. Но ключика там не было.
- Какой ужас, - расплакалась девочка. – Из-за меня погибнет Цветочная страна.
- Ты не виновата, - грустно ответила Лионелла. – Это я должна была не спускать глаз с ключика, но я так устала от долгого путешествия, что решила немного отдохнуть. Наверняка, это Гразелла украла ключик. Я видела несколько раз черную бабочку, которая летела вслед за мной. Наверное, это она. Не переживай, я что-нибудь придумаю, - сказала Лионелла.
Утром Маша вышла во двор грустная-прегрустная.
- Ты чего такая печальная? – спросила Катя. Денис понял, что это из-за ключика, покраснел, но ничего не сказал. Красивый ключик лежал у него дома в коробочке с другими сокровищами. Там было настоящее увеличительное стекло, компас, старые сломанные часы и наклейка с машинкой.
Когда Маша рассказала ребятам про Цветочную страну, Денис схватился за голову и закричал:
- Это я виноват! Что я наделал! Простите меня! Зови скорее Цветочную фею. Я же не знал, я думал, что это просто красивый ключик! – и он побежал домой.
Когда красный от стыда Денис вернулся, фея уже сидела на краю песочницы:
- Вот, - прошептал Денис, протягивая Лионелле ключик.
- Хорошо, что ты все понял и вернул его, - сказала фея. – Никогда нельзя брать чужое без спроса. То, что тебе кажется мелочью, может оказаться очень важным для другого человека и причинить кому-то большое горе!
- Я понял, - потупился Денис. – Я больше никогда так не поступлю. Простите меня, пожалуйста!
- Надеюсь, что еще не поздно, - сказала фея. – Теперь надо дождаться ночи и произнести волшебное заклинание. Пойдем, Машенька, нам надо подготовиться.
Как только взошла луна, Лионелла дала Маше ключик и велела повторять волшебные слова:
- Расступись, черный лес,
Возродись страна чудес!
Гули, мули, парабеллы,
Снять заклятие Гразеллы!
Ключик сверкнул и окрасился в золотой цвет.

- Подействовало, - обрадовалась Лионелла. – Прощай, Машенька! Спасибо тебе большое. Обязательно передай Денису, чтобы они никогда больше так не делал, иначе злая Гразелла может уничтожить мою страну!
- Хорошо, прощай! – помахала ей рукой Машенька.
Фея летела через черный лес, над черным болотом и, наконец, добралась до топкого острова. Ночь еще не закончилась, и злая Гразелла спала в своем дворце. Осторожно подкралась Лионелла к темнице, где высыхал Серебряный ручей, вставила в замок волшебный ключик и прошептала:
Тараган-бараган, Ветры, бури, ураган, Надо мной замрите, Темницу отворите!
В тот же миг темница открылась, и Серебряный ручей вырвался на свободу.
- Лионелла, это ты! Как я рад!
- Скорее, бежим, пока не наступило утро, а не то Гразелла проснется и нам не сдобровать!
Они торопились через леса, поля и горы, и, наконец, добежали до Цветочной страны.
Серебряный ручей погладил высохшие цветы, и они подняли свои головки. Он брызнул на увядшие листья деревьев, и они стали свежими и изумрудными. Ручей пробежал по черной траве, и она снова поднялась и зазеленела. Над Цветочной страной зазвенели птичьи голоса, заиграло теплое солнышко и запорхали бабочки. Под голубым небом снова зацвел всеми красками пестрый цветочный ковер. Лионелла окружила свою страну волшебным заклятием, чтобы злая колдунья никогда больше не смогла украсть Серебряный ручей.

А мальчик Дениска с тех пор никогда больше не брал без спроса чужие вещи. Он навсегда запомнил, что даже самая обычная безделушка, взятая без разрешения, может стать причиной большого горя.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

3

Сказкотерапия: если ребенок часто обманывает

Два сказкотерапевтических сюжета на случай, если ребенок обманывает часто и уже даже по пустякам. Возможно, одна из этих сказок произведет на него впечатление, даст посмотреть на себя со стороны, и ребенок постарается больше не обманывать.

✨ ПИМ И ПОМ

Однажды в Волшебный лес переехала семья лис. В этом семье были мама-Лиса, папа-Лис и двое братьев-близнецов лисят Пим и Пом. Эти лисята были очень веселыми, быстрыми, у них была такая пушистая рыжая шерстка и красивые пушистые хвосты. Как и все зверята Пим и Пом пошли в лесную школу/сад. Мальчикам очень хотелось побыстрее со всеми познакомиться и понравиться всем ребятам в саду/школе.

Пим и Пом очень старались все делать правильно, никого не обижать, им очень хотелось, чтобы и воспитательница/учительница и зверята с ними дружили.
Но, как и у всех, иногда у них иногда что-нибудь не получалось: то, случайно кого- нибудь толкнут на прогулке или физкультуре, то на лапку кому-нибудь наступят, то смахнут чьи-нибудь карандаши со стола, а однажды, они даже случайно разбили чашку.

Пим всегда старался исправить свою оплошность, ошибку. Он всегда извинялся, и старался помочь: убрать осколки чашки, собрать рассыпанные карандаши. И на Пима никто не обижался, ведь такое бывает со всеми.
А Пом, если что-то сделал не так, никогда не извинялся и не помогал исправить свою ошибку. Он всегда говорил так: «Это не я разбил чашку, это Заяц виноват!» или «Это не я на лапку Белке наступил, это Миша!» Конечно же, и Заяц, и Мишка обижались на Пома, за то что, он говорил неправду. Так постепенно все зверята отвернулись от Пома, ведь он все время говорил неправду и обвинял их в своих ошибках. Да и учительница/воспитательница очень быстро поняла, что Пом говорит неправду, и перестала ему верить.

Так у лисенка-Пима появилось много новых друзей, с которыми ему было весело и интересно.
А лисенку-Пому не с кем играть, ведь у него совсем нет друзей.

Автор И. Терентьева

✨ ЗАДАЧА ДЛЯ ЛИСЕНКА

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причиной разногласий было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа-Лис и дедушка-Лис его называли маленьким.
Дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:
1. Во всем находить собственную выгоду.
2. Уметь ловко обмануть.
3. Уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды».

Папа-Лис был противником такой хитрости. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких. Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями. Лисенок часто прислушивался к этим спорам и размышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?» Что касается дедушки, то он действительно одиночка-Лис, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.
У папы все по-другому. Обманывать, как дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что просто этого он не хочет делать, так как ложь всегда становится явью, то есть обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок.

Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пытается использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям.
— Может быть, соединить в себе хитрость и фантазию? — как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.
— И будешь Лисом-одиночкой! — протрещала в ответ Сорока.
— Как же мне быть? — спросил ее Лисенок. — Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?
— Маленький Лисенок, — засмеялась Сорока, — выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торопись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к тебе.
— Я подумаю над этим завтра! — решил Лисенок, и стало ему легко от того, что он перехитрил свою проблему, перенес ее на другой день.
Но вот наступил этот день, а проблема осталась. — Как же быть, что выбрать? — вновь задал себе вопрос Лисенок. В школе Лисенок был очень рассеянным. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка раньше никогда не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.
— Что с тобой случилось, ты не заболел? — забеспокоился Учитель-Еж. — Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, — почему-то вырвалось у Лисенка.
— Твой дедушка болен? — спросили ребята.
— Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, — продолжал придумывать Лисенок.
И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи, а все ученики верили и сочувствовали Лисенку.
— Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, — предложил Учитель. — Твой дедушка сейчас особенно нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать. Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса. По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории, глубоко вздохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скрипел под ногами, было очень весело. Домой Лисенок вошел беззаботным.
— Почему ты так рано пришел? — спросил внука дедушка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.
— Я?.. — растерялся Лисенок. — Наш учитель заболел! — прошептал он.
— Как, заболел? Что-то серьезное? — забеспокоился старый Лис.
— Да, наверное! — продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.
— Плохо, очень плохо, — проворчал дедушка, — жаль мне Учителя-Ежа, пусть выздоравливает поскорее!
Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей удачной выдумкой.

А тем временем в школе закончились уроки, и Учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку Учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте. Еж встал как вкопанный.
Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал происходящее. — Я рад, что вам уже лучше! — произнес наконец-то Учитель.
— А вам? — спросил удивленный дедушка.

В этот момент Лисенок услышал голоса и с любопытством выглянул во двор. Но, сообразив, что произошло, решил не показывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на кровать.
— Сейчас что-то будет! — шептал Лисенок. — Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да я сейчас проснусь, и все будет, как прежде, — пытался успокоить он себя.
Но это не был сон, а была самая настоящая реальность. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка, чувство стыда и страха поселилось в душе.
— Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? — спрашивал сам себя Лисенок.
Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:
— Да, что посеешь — то и пожнешь! Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать. Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся.

Лисенок приподнял голову и увидел Учителя.
— Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, — тихо произнес Учитель. — Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутался, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!
Лисенок не смог ничего ответить Учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор... — Я буду стараться быть честным!!! — пообещал он Учителю. — Я верю в тебя! — ответил Еж. В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор, как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромного паука, липкую паутину и говорит правду.

Автор М. Панфилова

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

4

Детские сказки для адаптации к садику

СКАЗКА №1

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберет вечером из детского сада.
Он все время спрашивал: мама, а ты вечером меня заберешь?
— Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы.
Но зайка все никак не мог в это поверить и спрашивал все снова и снова.

Случайно этот разговор услышал Слоненок. Он ходил в ту же группу, что и зайка и спросил у Зайки на прогулке:
— Зайка, неужели Ты боишься, что мама тебя не заберет домой?
— Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня — ответил Зайка.
На это Слоненок сказал: Ты чего,Зайка. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки.
Зайка спросил: Совсем-совсем пустой?
Слоненок ответил: Совсем -совсем. Детки только утром приходят в садик.
Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой.

Когда вечером зверятки поужинали, то Слоненок и Зайчонок стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львенка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним, Слоненку и Зайчонку не удалось посмотреть. Так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайчонку так нравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

5

СКАЗКА №2

Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить

Прежде чем рассказать ребенку нашу сказку, ненавязчиво узнайте у него, в какую игрушку он любит больше всего играть в детском саду. Затем замените на нее кубики, а вместо девочки Инны подставьте имя любой малышки из группы вашего ребенка. Если вы рассказываете сказку мальчику, то героев сказки тоже сделайте лицами мужского пола.

— Мама, ну мама!!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла. — Давай останемся дома! Ну давай!
— Хорошо, — ответила мама.
И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.
— Алла, Алла, привет! — донеслось где-то сбоку.
Девочка огляделась и увидела Инну.
— А ты почему в детский сад теперь не ходишь? — спросила Аллу Инна. — Мы, все ребята, так тебя ждем! А еще у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже все обыскали, нигде их нет!
— Как пропали? — всполошилась Алла. — Где же они могут быть?
— Не знаю, — грустно ответила Инна. — Ну так что? Ты завтра придешь?
— Приду, обязательно приду, — задумчиво сказала девочка.

На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести ее в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже...

— Кубики, ну где же вы? — грустно спросила Алла.
Но они так и не появились.
Вечером мама пришла забирать дочку домой. Аллочка оделась и они пошли. Идут через парк, дождик моросит.
Вдруг Алла видит, что ее любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат.
— Мама, смотри! — воскликнула девочка. — Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести.
Мама дала дочке большой пакет и, девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики.
— Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принес?
— Привет, Алла! Обрадовались игрушки! Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты все к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись.
— Вот оно что! — засмеялась девочка! — А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить!

А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им дарили подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков и многое-многое другое.

Утром, проснувшись и собираясь в садик, девочка подумала:
— А в садике хорошо!
И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

6

СКАЗКА №3

Жили-были в лесу разные звери

В одном доме жила семья медведей: папа-медведь, мама-медведица, медвежонок Мишутка. В другом доме жили зайцы: мама-зайчиха, папа-заяц, старенькая бабушка Зая и маленький зайчонок. А в третьем доме жили лисы: папа, мама и дочка-лисичка. А ещё жили в лесу Волчица с Волчонком, Мышка с Мышонком и многие другие звери, большие и маленькие.

Пока малыши не подросли, они играли каждый возле своего домишка, у своей норки или у своего логова. Но вот стали они постарше, и родители решили, что пора детям друг с другом познакомиться, чтобы было им веселее играть. И устроили в лесу детский сад для зверят! В воспитатели позвали мудрую тетушку Сову, чтобы она научила детишек дружить.

Нашли звери в лесу подходящую полянку, где малыши могли бы вместе играть, сделали загородку, поставили кроватки и столики, принесли побольше игрушек и привели туда своих малышей. Одни зверята, как только увидели новые игрушки, с мамами попрощались и побежали играть. А Зайчишка маленький испугался, прижался к мамочке и отойти от неё боится. Малышей много, все бегают, играют, а маленький Зайка все стоит и стоит возле мамы.

Увидела это тетушка Сова, но не стала Заиньку ругать, а разрешила ему в первый день побыть в садике вместе с мамой. Зайчишка к маме на ручки залез и оттуда смотрел, чем другие занимаются. Тут Мышонок захотел в мячик поиграть, а как одному-то? Стал Мышонок Заиньке мячик катать, а Заинька взял мячик и Мышонку покатил. Видит мама-зайчиха, что подружились детки, играют вместе, мячик катают и смеются. «Ну, малыш, пора уходить»! — через какое-то время сказала мама-зайчиха. «Нет, мам, я лучше здесь поиграю, а потом ты за мной придешь».

Договорились, что в первый день мамы заберут малышей после обеда. Вот зверята поиграли, погуляли и сели за стол обедать. Зайка быстро свой обед схрумкал, а медвежонок сидит и ждет, кто его с ложечки покормит. Подошла к нему тетушка Сова, показала, как ложку держать, и стал Мишутка потихоньку сам кашу есть. Лапки у него неловкие, но старается медвежонок, пыхтит! «Я, — говорит, — теперь и дома буду сам есть! Ведь я уже большой!».

После обеда малыши отнесли посуду и стали собираться домой. За Заинькой бабушка пришла, за Лисенком — папа, за Мишуткой — мама-Медведица. Все детишки разошлись очень довольные. Некоторые даже уходить не хотели, но тетушка Сова сказала, что на ночь детский сад закрывается, и сейчас каждый пойдёт к себе домой, а завтра утром они снова встретятся и будут вместе играть.

С тех пор в лесу так и повелось: самые маленькие сидели по норкам с мамами, а те, кто постарше, приходили к тетушке Сове в детский садик. У каждого малыша там был свой шкафчик для одежды и своя кроватка, где кроха спал после обеда. По вечерам мамы забирали детишек домой, а садик на ночь закрывался.

Как работать со сказкой:
Сыграть в эту сказку с игрушками.
Рассказать, как сами ходили в детский сад (чем любили заниматься в детском саду, любимые игры и занятия в детском саду, с кем дружили).
Рассмотреть с ребенком свои детские фотографии, в детском саду.
Проиллюстрировать и оформить в виде книжки-малышки.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

7

СКАЗКА №4

Как Марина в садик ходила

Жила — была на белом свете девочка Марина. Было Марине три годика, и она ужасно не любила ходить в детский садик. Каждое утро просила она родителей разрешить ей остаться дома. Родители очень расстраивались от таких слов дочери.

И вот однажды мама разрешила Марине остаться дома. День дома тянулся как-то необычно долго. Девочка слонялась из угла в угол, играть с игрушками ей надоело, от телевизора она устала, а упрашивать маму поиграть с ней или сходить погулять, ей не хотелось. И следующим утром Марина согласилась пойти в сад.

Когда она зашла в группу все дети закричали:
— Ура! Марина пришла! Почему тебя вчера не было? Мы всей группой ходили в цирк! На весёлое представление! Было так здорово!

Обидно стало Марине: ведь ей так грустно было дома, когда ее друзья были в цирке.

Долго ли, коротко ли ходила Марина в садик, а стала упрямиться снова. И на этот раз мама разрешила дочке остаться дома. И снова тянулся день, и казалось девочке, что он никогда не закончится.

На другой день Марина вернулась в садик. Ребята вокруг снова обсуждали что-то интересное.
— Марина! Мы всей группой ездили на детскую железную дорогу и там катались на поезде... а потом гуляли по парку!.. а в парке встретили белочку!... а в детском поезде есть удобные столики... а ребята-проводники рассказали веселую историю... а поездом управлял тоже мальчик, ему всего 13 лет!... — взахлеб рассказывали ребята.
До слёз стало обидно девочке: как же так, опять вся группа радовалась и обсуждала интересное событие, а до Марины никому не было дела...

День за днем Марина снова ходила в садик. Долго ли, коротко ли, только вновь Марина маму упрашивает: «Мамочка, можно я дома на денечек останусь?»
— Оставайся, — ответила мама, — но помни, что это было твое решение.

Когда Марина через день снова появилась в группе, то увидела, что на полочке стоят очень красивые фигурки из пластилина — и зайчик там, и лисичка, и медвежонок!..
— Ой, красота-то какая!!! — восхищенно застыла Марина.
— Смотри, Марина, этого зайчика я сама слепила! — сказала девочке подружка Оксана, указывая на того самого зайчика, который так понравился Марине, — к нам вчера специальный учитель приходил и показывал, как это сделать! А этого медвежонка Андрюшка слепил, вон ту лисичку — Танюша.
Не выдержала Марина — заплакала: «Ну почему же я всегда все самое интересное пропускаю!? Не буду больше садик пропускать!»

С этого самого дня Марина всегда ходила в детский садик, и даже если болела, то всегда старалась скорее вылечиться, чтобы не пропустить чего-нибудь интересного.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

8

СКАЗКА №5

Сказкотерапия для детей, переживающих период адаптации к детскому саду, поможет справиться со стрессом. Поэтому прочитайте ребенку сказку про мальчика Славика, который не хотел ходить в детский садик. Дети идентифицируют себя с главными героями сказок, поэтому слушая истории о ребятах, похожих на них, им легче бороться со своими страхами и переживаниями. Поэтому если Вы читаете сказку дочке, то замените главного героя на девочку (например, Соню), а железную дорогу на домик для кукол.

Жил-был маленький мальчик Славик. Славик жил с мамой и папой. Мама и папа его очень любили, играли с ним, кормили его, читали ему книжки и рассказывали сказки. Больше всего на свете Славик любил играть в игрушки! У него были машинки, кубики, мячики и даже цветная бумага и пластилин! Но Славик всегда хотел иметь железную дорогу. Такую, по которой ездят поезда. Только Славик был маленький и не знал, как рассказать родителям про железную дорогу. Приходилось играть в машинки и кубики! И Славик это с удовольствием делал.

Однажды утром, Славика разбудил папа и позвал его на кухню. На кухне мама готовила завтрак. У Славика в тарелке лежала каша (которую он не очень-то любил) и ягоды из варенья (которым он очень даже любил лакомиться). Славик начал возить по тарелке ложкой — получались красивые разводы. Но родители не дали Славику полюбоваться на получающуюся красоту. «Сегодня нужно поторопиться», — сказала мама. «Ты сегодня идешь в детский сад!», — объявил торжественно папа. Славик не хотел идти в детский сад. Во-первых, он не знал, что это такое... Во-вторых, сегодня его ждали его игрушки. Он хотел построить домик из кубиков, покатать все свои игрушки на машинках, раскрасить картинку, которую он начал рисовать на обоях рядом с батареей. Но родители не хотели ничего слушать: «Нам надо на работу! Не останешься же ты дома один?».

Славика причесали и одели. Хотя Славик и так умел сам одеваться. Было обидно. Неужели его теперь всегда будут одевать взрослые? По дороге в садик папа объяснял Славику, что в садике будет тетя-воспитательница, а также другие ребята и много игрушек. В детском саду Славику не понравилось. Комнатка была маленькая, в ней стояли шкафчики с картинками, детей не было, и игрушек тоже! Однако на встречу вышла воспитательница: «Здравствуй, Славик! Меня зовут Ирина Ивановна. Я тебя ждала. Вот твой шкафчик, раздевайся скорее!». Мама раздела Славика. Славик опять удивился: он же может это делать САМ! Потом мама сказала: «Ну, все, Славик! Теперь мы с папой уходим на работу, а ты останешься здесь. Мы за тобой вернемся вечером. Не скучай!». Тут Славик понял, что он не хочет оставаться без мамы и папы в детском саду. Кроме того, он не хочет оставаться здесь до самого вечера с Ириной Ивановной. Что он будет делать? Все его игрушки остались дома! Славик понял, что он будет очень-очень скучать, и решил дать понять это родителям. Славик заплакал! Ну, да! Мальчики не плачут. Но в таких ситуациях кто угодно заплакал бы! Мама и папа испугались. Славик посмотрел на них и увидел, что если он заплачет громче, они его заберут домой. Славик набрал полную грудь воздуха и приготовился выдать «Ааа!!! Не пойдуууу!!! Не хочуууу!!! Мамааа!!! Хочу к тебеееее!!!». Но тут в комнатку вбежали девочка и мальчик. Они играли в большой красный мяч. Славик заглянул в комнату, из которой они выбежали, и увидел там еще ребят. И еще он увидел много игрушек. Славику стало интересно. Он забыл на время про маму и папу и пошел исследовать новую комнату. Там были столики, стульчики, кубики, книжки, куклы, мягкие мишки и зайки, а посередине комнаты... Посередине комнаты стояла большая железная дорога. И мальчики возили по ней паровозики! Славик подбежал к мальчикам. А Ирина Ивановна дала ему маленький паровозик и предложила поиграть с ребятами. Конечно, Славик с радостью согласился! Ту-ту! Паровозик едет! Едет в дальние края! А за ним — паровозик Максимки и паровозик Юры. Славик нашел себе новых друзей! Они поиграли в паровозики, потом поели опять кашу, потом пошли гулять и на прогулке построили из песка гараж! А когда за Славиком пришли мама и папа, Ирина Ивановна читала всем ребятам интересную историю про маленького мальчика, который не хотел идти в детский сад. И этого мальчика тоже звали Славиком!

Обсудите с ребенком, что ему запомнилось из сказки. Что ему понравилось? Что не понравилось? Пусть малыш придумает, как разворачивались события на следующий день. Хотел ли Славик в детский сад? Что он там делал?

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

9

Ваши дети любят прятки? Попробуйте шикарный вариант терапевтических пряток. Этот вариант развивает лучшие качества ваших детей! Начинать можно с 1 года. И играть лет до 10 точно. Дети обожают эту игру!

Начало как в обычных прятках, а потом вы идете искать сына или дочь и даже, если видите ребенка, говорите: "Хм, а где же тот замечательный мальчик, который уже умеет сам завязывать шнурки... А где же тот замечательный мальчик, который сам съедает всю тарелку каши по утрам.... А где же тот замечательный мальчик, который вчера прочитал целых 3 слова сам...." И так далее, то есть отмечаете все детали, которые у него получаются + затрагиваете зону ближайшего развития. Например, он хочет научиться кататься на велосипеде, а пока не получается, а вы говорите: "Где же тот мальчик, который так старается, столько усилий прикладывает, чтобы научиться ездить на велосипеде, он идет к своей цели, и я уверена, что очень скоро все у него получится!

Дети сначала не выдерживают долго. выбегают на вашем 2-3 предложении. Но постепенно они все дольше и дольше сидят в своей прятке и впитывают все, что вы говорите. И пока все не перечислите, не выйдут. Еще и сами будут выкрикивать, что вам нужно сказать. А потом со временем и вам расскажут в деталях о том, какая вы шикарная мама.

Эта игра дарит детям веру в свои силы, помогает в формировании адекватной самооценки, знакомит ребенка с самим собой, позволяет узнать свои сильные стороны, понять важность дел, которые они совершают каждый день. Для родителей - это возможность высказать благодарность ребенку, показать, как много он для вас значит, помочь ему развивать дальше его лучшие качества!

Наталья Козырева

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3.4. Сказкотерапия. Терапевтические игры.