Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3.1. Как развивать ребенка


3.1. Как развивать ребенка

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Родители постоянно обеспокоены вопросом «Как развивать ребенка?»

Есть несколько простых рекомендаций по возрастам:

☀ Как развивать ребенка до года:
✔разговаривать, играть с ним, да и вообще проводить с малышом как можно больше времени;
✔обучать его звукам, которые издают животные;
✔названиям частей человеческого лица и тела и прочему.

☀ Как развивать ребенка в возрасте от 1 до 3 лет
✔обучать его по мере своих возможностей;
✔читать стихи и сказки;
✔петь песенки;
✔рисовать вместе с ним, делать какие-то поделки, например, из пластилина;
✔собирать конструкторы;
✔покупать ему развивающие игры, такие как пазлы, мозаики и т.д.
✔играть в сюжетные игры и т.д.

☀ Как развивать ребенка в возрасте от 3 до 6 лет
Дети в этом возрасте должны:
✔играть в сюжетные игры с родителями или друзьями;
✔рисовать, лепить и развивать свои творческие способности в любой другой способ;
✔собирать конструкторы, мозаики, пазлы;
✔слушать сказки;
✔знать наизусть несколько стишков и прочее.

☀ Младший школьный возраст – это 6–10 лет.
✔ В этом возрасте дети копируют поведение своих родителей, но вместе с тем ищут новые авторитеты помимо них, например, учительницу или кого-то из одноклассников.
✔Многие дети в этом возрасте задумываются о своих правах и учатся отстаивать свою позицию, часто выражая ее слезами, негодованием, истерикой или показательным непослушанием.
✔Родители должны не отступать от своих правил, но, вместе с тем, не травмировать психику ребенка, постоянно наказывая его или запрещая ему все на свете, пытаясь защитить.
✔Нельзя допускать, чтобы школа была единственным источником развития вашего сына или дочери.
✔Нельзя допускать и того, чтобы дитя все время проводило за компьютером или перед телевизором.
✔Если ваш ребенок не имеет друзей в школе, отдайте его в какую-то спортивную секцию, музыкальную школу, танцевальный класс или творческий кружек. Так, он сможет развивать свои таланты и найти новых друзей.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

2

Семейные вечера без компьютера и торговых центров

В последнее десятилетие в наш обиход прочно вошло словосочетание «торгово-развлекательный центр» — довольно странное, ибо покупки, по существу, не имеют ничего общего с развлечениями.
Тем не менее в большинстве таких центров можно действительно разнообразно провести время вместе с мужем и детьми — сходить в кино, выпить кофе, покатать сына на электрических машинках, познакомиться с новинками и приобрести, наконец, что-нибудь нужное — для дома — и ненужное — «для души».

Мы привыкли, что для любой совместной радости нужны деньги. Встретиться с другом — сходить в суши-бар; с мамой — на рынок в субботу; с ребенком — в парк на аттракционы. Всей семьей — опять же куда-нибудь поехать, заплатив за сервис, поскольку «ну а что делать дома?». Совместные вечера в маленьких квартирках превращаются зачастую в раздельно-компьютерное времяпровождение: кому — мультики, кому — новости, кому — неоконченные рабочие дела. И в этой ситуации неоплаченный по забывчивости Интернет становится глобальной катастрофой.

Выключить ноутбук. Спрятать подальше кошелек. Сунуть рабочий блокнот в кухонный шкафчик и запереть его там. И постараться справиться с нахлынувшим ощущением пустоты: а что теперь? Спокойно поужинать. А если осталось время, попробовать найти занятие себе и домашним, вспомнив, что простые житейские радости не виртуальны и не требуют походов в магазин.

Бабушкин сундук

У вас нет бабушкиного сундука? Не верю. Просто он называется иначе и, может быть, совсем иначе выглядит. У меня это просто коробка лоскутков, старых пуговиц и сохранившихся в переездах мелочей моего детства вроде олимпийского мишки и вырезок из журнала «Работница». По этим самым вырезкам из этих самых лоскутков можно, кстати, сделать всё что угодно — журналы 80-х вообще изобиловали советами типа «если кругом шаром покати, а хочется праздника…». Содержимое «сундука» может воплотиться во что-то необычное — от интересной брошки из разноцветных бусин до фетровых бабочек на шторах. Главе семейства тоже будет чем заняться: залезать на табуретку или стремянку и прилаживать к люстре или карнизу ваше с детьми совместное художество — полезный и приятный физический труд.

Папин чердак

Ну вот, а теперь вплотную подберемся и к папе… Ну а кто еще может хранить на чердаке (на антресолях, на балконе) непарные коньки 1976 года с мыслью, что «еще когда-то можно подобрать пару»?.. Подобные залежи бывают так обширны, что приведение их в порядок тянет не на «семейный вечер», а на «семейную неделю»… Нет-нет, мы не собираемся тотально разрушать пространство запасов наших ближних. Но вот у той лыжи, которая «хорошая, только крепление починить», его надо действительно починить. И вполне еще приличной кукле, в которую давно не играет дочка, наконец-то прикрутить голову, завязать бантики и подарить ее соседям. И жизнь станет чуть упорядоченнее, и с души свалится какой-то незаметный, но ощутимый груз.

Кто есть кто

Однажды в гостях у мамы, отвлекая пятилетнюю дочку от телевизора, я принялась показывать семейный фотоальбом. И поняла, что не могу внятно прокомментировать большинство фотографий родителей, не говоря уж о других родственниках. «А это твой дедушка где-то». «А это он… еще с кем-то». Пришлось устраивать домашним опрос, в результате которого я узнала многое о жизни своей семьи и дальней родне. Весь следующий вечер я разбирала фотографии и подписывала всё, что мне удалось узнать. Ну а мама, которая традиционно жалуется на бессмысленные вечера, после моего отъезда еще пару недель довершала начатое: размещала фотокарточки в альбомах, купленных по случаю давным-давно.

Теперь, показывая их кому-то, я смогу сказать что-то вроде: «А это дядя Леша, бабушкин двоюродный брат. Моя мама очень любила его в детстве, он катал ее на плечах. Он умер в 46 лет, у него двое сыновей в таком-то городе». Кстати, кому-то из тех, кто еще здравствует, в процессе разбора фотографий можно и позвонить. И кто знает, может, условный «дядя Леша», в последний раз видевший вас ребенком, окажется чем-то интересен и дорог и вашему взрослому уже сердцу?..

«Письмо потомкам»

Этот семейный вечер, на первый взгляд, напоминает предыдущий, но представляет собой отдельное, другое занятие. Теперь мы не сохраняем историю, а творим ее сами — на пять, на десять, двадцать лет вперед. «Письма потомкам» любили закладывать в дни социалистических годовщин: в центре моего родного города есть даже одноименный каменный обелиск с вмурованной в него капсулой. Это, конечно, слишком пафосно и идеологично… Но почему бы не составить другое, семейное письмо — а лучше приготовить таинственную коробку — конкретному потомку? Например, первому внуку, который родится у ваших детей, или лежащей еще в колыбели дочке на совершеннолетие, вложив туда ее крестильную рубашечку, рубиновый перстень прабабушки и трогательное послание от матери и отца…

Подобные подарки очень дороги, даже если подбирались из сугубо практических соображений. К примеру, моя бабушка еще в моем детстве втайне готовила мне приданое, и выйдя замуж уже после ее смерти, я получила большое простеганное вручную одеяло, швейную машинку и сберкнижку на сколько-то много раз деноминированных рублей. Ничем из этого я не пользуюсь, но ее любовь греет меня сквозь годы. Жаль только, что к этому не прилагалось ее живых слов — ни открытки, ни письма…

Дворец короля

Многие из нас любили в детстве делать домики — в песчаных и снеговых холмах, на дереве и в чулане, из картона и пластилина… Выбирайте, что вам по душе, и постройте с ребенком настоящий дворец. Спальню можно сделать под папиным компьютерным столом (мы же договорились не работать!), устроив там из диванных подушек кровать принцессы с балдахином. А шкаф-купе в прихожей пусть побудет темницей для непокорных. Король может загадывать загадки — «а кто не отгадает, тому голову с плеч» — или отправлять придворных на подушечные бои. А можно стать просто «дизайнером интерьера» и собрать из конструкторов всех мастей и подручных предметов особняк для маленьких человечков — с лестницами, гаражами и переходами.

Ночная прогулка

Самый простой и к тому же снимающий усталость вариант — и, пожалуй, самый «обязательный к исполнению». Человек не ощущает в полной мере города, в котором живет, если хотя бы когда-то не бывает с ним наедине, не видит его совершенно пустым: не наполненным людьми, машинами, дышащим своим собственным неповторимым дыханием. Где-то это бывает только перед рассветом, где-то — еще до полуночи. Покажите этот город детям: сходите в обезлюдевший парк, побудьте в кружении снежинок под фонарями. Пройдите с мужем по улице, которая помнит вас во времена вечерних свиданий: когда вот так же спешил домой запоздалый прохожий, и он сжал вашу, такую горячую, руку в своей. И не важно, что завтра с утра на работу — после такой прогулки вы будете более отдохнувшими, чем если бы легли спать на час раньше, проведя время перед телевизором и у плиты.

«Крокодил»

В «Крокодила» мы играли с друзьями со школьного детства и до последнего курса института, и это, пожалуй, единственное игровое занятие, которое принимают все три поколения моей семьи. Суть его проста: при помощи жестов и мимики показать слово, которые должны отгадать присутствующие. Получается ассоциативно и смешно. Игра развивает воображение, мышление и, что важно, умение понять, что хочет выразить другой человек. В семье этого порою очень не хватает…

Есть простейшие полузабытые игры, в которые можно играть за совместными домашними делами. Например, мы с дочкой, раскладывая ее одежду в шкафу или убирая игрушки, упражняемся в «Да и нет». Каждый по очереди загадывает слово, другой же пытается отгадать его при помощи наводящих вопросов, предполагающих согласие или отрицание. Детей это учит анализировать, классифицировать предметы, да и взрослым — зарядка для ума.

Кулинарный «шедевр»

Нет-нет, это не «снова о супермаркетах»… Смысл как раз в том, чтобы зафиксировать текущее состояние холодильника и попытаться приготовить что-то завлекательное из того, что есть. Картошка и банка кукурузы? Значит, сделаем «солнечную полянку» с золотистыми холмиками-ломтиками и ярко-желтыми цветами. Сметана, апельсин и пакетик ванилина? Взбиваем крем и раскладываем его в фигурные корзиночки из цедры. Благо, на дворе всё же не голодное начало 90-х годов — а ведь наши мамы умудрялись накормить и порадовать нас в гораздо более скудных условиях.

Помню, как на мой шестой день рождения, в перестройку, единственным доступным нам десертом были… яблоки из компота. Бабушка разложила их в бокалы из-под вина, заправила желтой деревенской сметаной и объявила мне, что это французское блюдо — «бланманже». Его вкус, как и замечательную атмосферу среди любимых людей и полумрака, при шести хозяйственных парафиновых свечках, я помню и по сей день. Пусть же и нашим детям запомнится простенькое печенье, которое они, высунув язык от старания, вырезали с помощью фигурных формочек, или капустный салат «Часы» с циферблатом из морковки — для уставшего папы.

Неуставший папа тоже может принимать участие в процессе (наш, например, может под настроение установить казан и заняться приготовлением единственного известного ему блюда — плова). И если при этом хоть кто-то забудет про очередную серию фильма или вечерний мониторинг любимого сайта, эксперимент удался.

«Да здравствует мыло душистое…»

Если фантазия иссякла и хочется просто расслабиться, можно устроить всей семье банный день. Точнее, вечер, но именно неспешный, душистый — с пенной ванной (если бани как таковой нет) и долгим чаепитием в махровых халатах. Это удовольствие, несмотря на то, что оно всегда под рукой, многие по недостатку времени могут позволить себе нечасто. Пусть младшие члены семьи вдоволь поплещутся, запустят «на большую воду» все корабли и выловят всех игрушечных рыбок (только бы не затопить соседей!).

Можно включить дополнительный обогреватель, чтобы в квартире стало почти жарко, постелить чистое до скрипа белье, распространить по комнатам любой приятный запах. И когда все, наконец, насладятся водными процедурами, поучиться делать друг другу массаж и поболтать обо всем на свете. Обстановка к этому очень располагает…

Не стоит забывать о настольных играх, и не обязательно покупать что-то новое и дорогое, можно достать с антресолей или где вы храните семейный раритет лото или монополию, а можно самим вместе с детьми нарисовать на листе ватмана бродилку со станциями и придумать, что будет должен сделать тот, чья фишка попадет на конкретную станцию. Вот вам и готовая семейная игра-традиция, сделанная своими руками вместе с детьми, что может быть лучше?

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

3

Меньше игрушек — больше радости

Игрушки формируют те кирпичики, из которых потом будет строиться будущее. Они учат ребенка, рассказывают ему об окружающем мире. Поэтому мудрые родители задумываются о том, какой фундамент они закладывают, покупая ребенку ту или иную игрушку.
Мудрые родители также задумываются, сколько игрушек нужно ребенку. Сегодня детские комнаты часто заполнены игрушками чуть ли не до потолка, а сами родители покупают все то, чего бы им хотелось в детстве. В конце концов, игрушки оккупируют каждый свободный уголок в доме. Но вот психологи говорят, что лучше ограничивать количество игрушек, которыми играет ребенок. Но зачем?

Основные причины, почему стоить давать ребенку небольшое количество игрушек

Дети становятся креативными
Избыток игрушек не дает развиваться воображению ребенка. Помните, как в детстве обычная коробка заменяла нам и кукольный домик, и кораблик, и автомобиль, а найденная палка могла быть и мечом, и волшебной палочкой, и королевским скипетром? Но если у вас уже есть и кукольный домик, и волшебная палочка, – зачем напрягаться и фантазировать?
Немецкие медработники провели эксперимент: в детском саду у детей забрали все игрушки на три месяца. Вначале дети скучали, но уже через несколько дней начали использовать обычные предметы окружающей обстановки, придумывали новые интересные игры.

Дети лучше умеют концентрировать внимание
Если у ребенка много игрушек, его внимание постоянно переходит с одной на другую. Дети не успевают оценить каждую отдельную игрушку, если перед их глазами такое многообразие. Слышали о диагнозе «синдром дефицита внимания и гиперактивности»? Это одно из последствий избытка игрушек в раннем детстве. Для нашего поколения такой диагноз кажется странным – но мы, оказывается, просто были защищены от него дефицитом игрушечных товаров. А вот на наших детях он уже может отыграться.

Дети лучше развивают навыки общения
Дети, у которых немного игрушек, учатся лучше общаться со сверстниками и взрослыми. Они учатся вести разговор. Как минимум, чтобы попросить друга дать поиграть какой-то машинкой. Если же у ребенка игрушек слишком много, он менее заинтересован в общении.

Дети учатся лучше ухаживать за своими вещами
Если игрушек много, то их можно ломать и портить. Ничего страшного – вон, еще два мешка в углу лежит! Дети не ценят игрушки, если всегда наготове замена: одна сломалась, десять остались. Если ваш малыш постоянно ломает свои игрушки, попробуйте просто забрать часть из них. Он быстро поймет, почему портить вещи не выгодно.

Дети раньше начинают читать, писать, рисовать.
Здесь все совсем просто: меньше новых ярких игрушек – больше искушения взять в руки книгу или цветные карандаши.

Дети становятся более сообразительными.
Ученикам не дают сразу готовых ответов на поставленные вопросы: им дают инструменты, с помощью которых они смогут самостоятельно найти ответ. Тот же принцип можно применить и к детской игре и развлечениям. Если игрушек немного, ребенок вынужден проявлять больше смекалки, чтобы решать вопросы с тем, что есть в распоряжении. А смекалка – это дар с огромным потенциалом.

Дети меньше ссорятся друг с другом.
Это может показаться нелогичным. Многие родители верят, что если у ребенка будет много своих игрушек, он будет меньше ссориться со сверстниками за какую-то куклу или машинку. Но, как правило, реальность оказывается совсем противоположной! Чем больше у ребенка игрушек – тем больше поводов для ссор. А дети с небольшим количеством игрушек вынуждены учиться сотрудничать, делиться и играть вместе.

Дети становятся более терпеливыми и настойчивыми.
Когда у детей большой выбор игрушек – они быстро надоедают. Если что-то не выходит с одной игрушкой – ее закидывают в угол и берутся за другую, более простую. Поэтому если у ребенка меньше игрушек – он учится быть настойчивее и более решительным.

Дети учатся быть менее эгоистичными.
Дети, чьи прихоти удовлетворяются в то же мгновение, начинают верить, что так и должно быть в жизни. Что они всегда достанут то, что хотят, просто потому, что они этого хотят. А такое отношение быстро приводит к не правильному образу жизни.

Дети больше общаются с окружающим миром.
Как показывает практика, если у малыша меньше игрушек, он чаще играет во дворе, является физически активным, а соответственно, более здоровым.

Дети учатся находить развлечения не только в игрушечном магазине.
Как известно, настоящее удовольствие редко можно купить за деньги. Дети, которые выросли в убеждении, что любое их желание можно осуществить в магазине, часто становятся исповедниками культа непрерывного потребления. А это не лучший стиль жизни.

В детской комнате (и в целом дома) больше порядка.
Мамы хорошо знают, что игрушки имеют удивительную способность расползаться по всей квартире. Математика простая: меньше игрушек – меньше беспорядка.

Сделайте своему ребенку услугу – ограничьте количество его игрушек. Только, не говорите ему, что это мы вам насоветовали! ;)

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

4

Невещественные подарки

Слишком много игрушек, слишком много вещей, предметов в квартире... И все мимолетнее время радости от подарка, все слабее привязанность к любимым игрушкам.
Кажется, что современным детям нужно дарить не игрушки, а что-то другое:

Родительское время и внимание. Безраздельное, с выключенным телефоном и компьютером.

Общее дело. Не так важно какое, лишь бы все были в сборе, шутили, придумывали какие-то семейные словечки, помогали друг другу. Сделать ремонт в детской, смастерить удбное хранилище для игр, построить космический корабль из коробок.

Впечатления. Не только театры, музеи, но и просто прогулки по городу с посещением кафе и интересных (ребенку!) магазинов.

Волшебные приключения. Тематический праздник, квест, ролевую игру, переписку с волшебным персонажем.

Право руководить и выбирать. Чтобы было все так, как он хочет – поездка в любое место в городе, угощение по выдуманному им меню, занятия по его сценарию. Причем не обязательно в день рождения, можно подарить несколько карточек на исполнение желаний, которые можно использовать когда угодно.

Помощь в трудном деле. Проснется ребенок утром, а беспорядок в детской, с которым он сражался несколько дней исчез.

Запретный плод. Талон на лишний час компьютерного времени, обед в Макдоналдсе, все, что вы разрешаете редко и с большими ограничениями.

Новый навык. Есть столько вещей, которым мы можем обучить ребенка – вырезать челюсти из апельсиновых корок, играть в бадминтон, плести фенечки, делать бомбочки из бумаги, танцевать – но почему-то все нет времени этим заняться.

Путешествие. К морю, в горы, в страну, где живут любимые литературные герои.

Необычный опыт. Соцсети расширяют наши возможности “по-знакомству” привести ребенка на производство, позволить порулить трактором, посидеть в кабине самолета, побывать за кулисами.

Исполнение мечты. Важно отыскать среди многочисленных сиюминутных записей в вишлисте ту самую, настоящую.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

5

КОГДА РАННЕЕ "РАЗВИТИЕ" ПРИВОДИТ К ОТСТАВАНИЮ

О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы — опасно. Так и с ранним развитием.

На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте. Приведу пример из жизни. Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров. Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе. Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках. Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением.

Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости. С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память. На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии.

Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем? Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать.

Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол.

А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно — «да». Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет».

Более того, я встречала детей, которые в два года не умели нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо». И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться. Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы.

Играть действительно нужно

Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок.

Почему игра важна в жизни ребёнка.
Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов. Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры. Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве. Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт. Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте. Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту. Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве.

У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хотелось бы. И нам в детстве страшно нужна игра. Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь. До усталости, до удовлетворения. Особенно это важно для детей с творческим потенциалом.
И вместо художника получается солдат…

Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной. Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои. Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает. Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы. Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают.

Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью. Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту.

Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра.

И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам.

Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве. Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.

Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.

Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ

Третья опасность, с которой сталкивается отведённый в школу раннего развития ребёнок, заключается в низкой компетенции преподавателей. Как правило, работают в лучшем случае молодые выпускники педагогических или психологических вузов. Много преподавателей со средним профессиональным образованием. Или вовсе без профильного образования. Правда такова: если у вас высшее образование, если ваша карьера позволяет вам тратить тысячи, а то и десятки тысяч рублей в месяц на занятия с ребёнком и развивающие игрушки, вероятно, вы более развиты, чем подрабатывающая в студии для малышей студентка педколледжа. И, стало быть, общение с вами принесет ребёнку больше пользы. Я наблюдала за занятиями в нескольких кружках. И просмотрела много любительского видео из таких студий по всей России: увы, но часто преподаватели говорят с чудовищными ошибками, просторечиями, придерживаются устаревших методик. Встречаются игрушки, которые Международной ассоциацией игры названы угнетающими: поющие микрофоны, малиновые жирафы и розовые львы. С такими преподавателями и с такими игрушками ребёнок только деградирует.

Фрустрирующее обучение

Хуже занятий на пластиковых калабашках с 20-летней студенткой для ребёнка может быть разве что развивающее телевидение.

Надо сказать, что западный мир уже пережил бум популярности развивающих видео для самых маленьких. Так, Американская академия педиатрии с 1999 года рекомендует детям до двух лет не показывать никаких фильмов. Войну развивающему видео давно объявили Канада, Великобритания, где объем рынка этих товаров к концу 2000-х годов оценивался в миллиарды долларов. Ролики для детей 0+ строятся по клиповому типу: яркие картинки быстро сменяют друг друга, периодически идут громкие звуки. Это заставляет младенца завороженно следить за происходящим на экране. Любопытный анализ такого фильма публикует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ М. В. Соколова. Взята одна серия фильмов для детей «Я все могу», основанной якобы на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази». Оказалось, что в 20-минутном фильме вмещаются 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. При этом в новостной программе, например, за 30 минут предлагают 70-90 сюжетов и пять-семь тем.

Видео для младенцев опасны: они фрустрируют ребёнка, негативно влияют на развитие мозга, портят зрение, а, главное, лишают ребёнка полезного общения со взрослыми. Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание. Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна — вы получаете свое собственное свободное время. Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой.

Право на одиночество

Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение. Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно. Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.

Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации

О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю. Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки. Чтобы учился и социализировался.

Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же!

Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке.

Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы. Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать. Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине.

Источник: беременность роды материнство

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3.1. Как развивать ребенка