Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии


Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Сообщений 71 страница 80 из 303

71

Б) Племена западнославянские

Моравы. Поляки. Словаки. Чехи

Моравы

"Так одни пришли и сели на речке Мораве и назвались моравами…" ("Повесть временных лет").
Западнославянское племенное объединение, занимавшее территорию в бассейне реки Моравы на север от Дуная (Моравия). Во главе моравского союза (княжества) стоял род Моймировичей (первый князь Моймир І, 833–836 гг.). Моймир І присоединил к своим владениям Нитратское княжество князя Прибина, и в 30-е годы ІХ в. начала формироваться держава в центре Европы – Великая Моравия. В середине ІХ в. в состав Великой Моравии входили земли чешских, словацких, серболужицких племен, Силезия и часть Паннонии. В 862 г. при князе Ростиславе Великая Моравия со столицей Велеград на реке Мораве занимала территорию от Тисы до Вислы и Одера. В том же году князь шлет посольство к византийскому императору Михаилу с просьбой править службу христианской церкви на родном языке. Византийские миссионеры составили азбуку, которой чехо-моравские племена еще не имели, и с переводом священных книг на славянский язык в 863 г. прибыли в Велеград.
Во времена правления князя Святополка в Моравии началась миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, благодаря чему в Моравии, а потом и в Чехии закрепилось христианство по греко-восточному обряду. О том, что Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, дошло много свидетельств в летописях. Какой алфавит они создали – кириллицу или глаголицу – ученые не установили до сих пор.
После смерти Святополка (894 г.) Чехия отделилась от Великоморавской державы. Потом Великую Моравию разрушили мадьяры. После 955 г. чешский князь Болеслав присоединил Моравию к Чехии.

Поляки

"Когда волохи напали на славян, и поселились среди них, и угнетали их, то славяне эти пришли и сели на Висле и назвали себя ляхами, а от тех ляхов начались поляки, а от них еще – мазовшане и поморяне" ("Повесть временных лет").
Ныне – основное население Польши. Живут также в Российской Федерации, в Украине, США, Канаде, Аргентине, Франции, Англии и других странах.
Поляки – главная и самая многочисленная ветвь западного славянства. Выступают на исторической арене с ІХ в. Со становлением древне-польской державы (ІХ – ХІ вв.) формировалась польская народность. На территории между Одером (междуречье Вислы и Одера), Балтийским морем и Карпатами в ІХ – Х вв. насчитывалось более 50 западнославянских племен и племенных союзов (среди которых самый большой – поляне).
Поляки делятся на несколько племенных групп:
1) великопольская – в Шлеске, Познани и Пруссии: ляхи или доляне, висляне, палуны, пожечане, куябы и др; 2) мазовская – над средней Вислой, Наревом и Бугом: мазовшане, мазуры, куявяки, ксенжане; 3) малопольская – по верхней Висле и Сяну: выделяются карпатские гурали.
Отдельно стоит кашубская группа (кашубы). Польские племена появляются на территории между Одером и Вислой, Балтийским морем и северными горами Чехии в конце VI – начале VII в., после того, как из этих земель ушли на запад германские племена. Соседи-славяне называли поляков общим названием "ляхи". Известны большие польские племена. Поляне – над Вартой и Нотечем. Висляне – на верхней Висле. Эта территория юго-восточной Польши с конца XV в. называлась Малой Польшей. Центром племени вислян был город Краков. Земли вислян в конце Х в. Болеслав І Храбрый присоединил к Польской державе. Иногда вислян, которые жили на территории нынешних Краковского и Сандомирского воеводств, называли хорватами или хробатами. Мазовшане – по обоим берегам средней Вислы. Куявяки – на нижней Висле возле Торна. Племя, проживавшее возле озер Гопло, Ледница и других в бассейне реки Нотец. (Гопло – большое озеро западнее города Гнезно. Часто упоминается в народных песнях и легендах. Ледница – озеро возле города Гнезно, с островом, на котором сохранились руины княжеского дворца ІХ – Х вв.) Слензяне – жили над верхним Одером. Много еще было мелких племен.
Первой формой гражданского быта у польских славян был род, который создавал осаду – "wies"; роды объединялись в "opole", а те уже в племенную организацию, во главе которой стоял жупаны и вече; между жупанами выделялись князья. Языческая религия польских племен имела общеславянский характер.
Племенное княжество полян с центром в г. Гнезно во времена правления княжеской династии Пястов во второй половине ІХ в. – первой половине Х в. объединило вокруг себя другие племена. Объединение западнославянских племен полян, слензян, вислян, мазовшан, поморян, лендян со временем стало основой польского народа. При первом достоверном князе Мешко І (963–992 гг.) держава получила название Польша, а население – сборное название – поляки. Восточные славяне называли поляков "ляхи", "лехиты", о чем свидетельствуют письменные источники. В период объединения Польское княжество вело борьбу: с Германской империей за Поморские земли; с Киевской Русью, которая объединяла восточнославянские племена, за пограничные земли. На юге конфликт с Чехией был вызван присоединением к польским землям Силезии и Малопольши с Краковом. Мифологические источники свидетельствуют о единых предках польского и чешского народов. В 1025 г. польский князь Болеслав І Храбрый был коронован, и держава получила название Польское королевство.
Во времена немецкой агрессии ХІІІ-ХV вв. происходил процесс германизации захваченных немцами западных и северных земель (Нижняя Силезия, Поморье, Мазовия), который особенно усилился в ХVІІІ-ХІХ вв. В многонациональной державе – Речи Посполитой (создана в 1569 г. в результате объединения с Великим княжеством Литовским) – происходила консолидация польской нации. Этот процесс усложнился в конце ХVІІІ в. в связи с тремя разделами Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) между Россией, Австрией и Пруссией и потерей польской державности. После Первой мировой войны 1914–1918 гг. опять образовалась польская держава. Но полное объединение польских земель произошло лишь после Второй мировой войны 1939–1945 гг.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

72

Словаки

Славянский народ, близкий по происхождению, языку и культурным традициям к чехам. Живут главной массой между Карпатами, Моравой, Дунаем и верховьем Тисы.
Славяне на территории Словакии начали преобладать с конца V – начала VІ в. Двигаясь с юго-востока, они частично поглотили кельтское, германское, а потом и аварское население. Вероятно, южные районы Словакии входили в состав первой западнославянской державы Само в VІІ в. Первое племенное княжество словаков – Нитратское, или княжество Прибины, возникло в начале ІХ в. по течению Вага и Нитры. Около 833 г. оно присоединилось к Моравскому княжеству – ядру будущей Великоморавской державы.
В ІХ в. словаки приняли христианство. После разгрома Великоморавской державы мадьярами в битве под Пресбургом (907 г.), словаки попадают под власть Венгрии. На некоторое время отходят к Чехии; потом королем Болеславом Храбрым присоединены к Польше. Но в начале ХІ в. мадьярский король Стефан Великий (1001–1038 гг.) отвоевал территорию словаков для Венгрии. Некоторой самостоятельности словаки достигли в ХІV в., когда владыками Словакии были Матвей Тренчанский, а затем Фелициян Зах (национальные герои словацкого народа).
После 1526 года восточные территории отошли к Габсбургской монархии. С ХVІ в., со времен османской оккупации венгерских территорий, появилось этнотерриториальное понятие Словакии (термин "словаки" известен со средины ХV в.). Формирование словацкой нации произошло в условиях мадьяризации. С 1918 года после распада Австро-Венгрии словаки вошли в состав Чехословацкой республики. Ныне Словакия – суверенное государство, основное население которого – словаки.

Чехи

Славяне начали преобладать на территории нынешней Чехии в VІ-VІІ вв., при этом ассимилировали остатки кельтского и германского населения. Письменные источники сохранили названия племен на территории Богемии (латинское название Чехии): чехи, проживавшие в самом центре; на восток от них згличане; на юг нетолицы и дулебы; на северо-западе лютомирцы (литомержцы) и дечане; на севере пшоване; на северо-востоке хорваты; а еще лучане, хебане, далеминцы (гломачи). Самым сильным и влиятельным среди них было племенное княжество чехов, название которого взяло раннее чешское государство. В конце VI в. чешские племена расселились так широко, что заняли на юг пространство до Блабенского озера. В борьбе с аварами в середине VI в. в Паннонии произошло национальное и государственное объединение чешских племен, которое оказалось настолько крепким, что отбило нападение франков короля Дагоберта. Основание Чешской державы и победу над франками и аварами летописные предания связывают с именем Само, который был королем с 624 г. и правил 35 лет. Чехи выступили за объединение славянских племен в одну державу. После смерти Само держава распалась. Но чехи имели гегемонию над другими племенами. Во главе чехов стояли князья потомки мифического Премысла (Пршемысла), мужа героини летописных преданий княгини Любуши (Либуши). В 822 г. во Франкфурте послы чехов, мораван, лютичей, бодричей и сербов засвидетельствовали свою зависимость перед королем Людовиком І.
В 890 г. немецкий король отказался от претензий на Чехию в пользу князя Святополка Моравского, основателя Великоморавской державы. На это время приходится распространение христианства. После смерти Святополка (894 г.) Чехия отделилась от Великоморавской державы, чехи и моравы (мораване) постепенно слились в единый чешский народ. Чешские князья Спитигнев и Вратислав признали свою зависимость от Арнульфа (895 г.), а в церковном отношении признали верховенство регенсбургского епископа, что привело к вытеснению восточного обряда латинским. При князе Вратиславе (905–921 гг.) Чехия освободилась от немецкой зависимости и успешно противостояла мадьярам. Потом чехи опять попадают под власть цесаря Генриха І (при князе Вацлаве).
В 955 г. чехи и немцы победили мадьяр, что дало возможность чехам присоединить Моравию и польские земли в верховьях Одера и Лабы (Эльбы). Было создано Чешское (Пражское) княжество. На протяжении ХІ в. в войнах с поляками чехи отвоевали верхние Лужичи. В 1086 г. князь Вратислав ІІ получил титул короля. Несмотря на зависимость от немецкой империи, до первой четверти ХІІ в. государственное устройство и земские порядки у чехов носили еще древний славянский характер.
Со второй половины ХІІ в. Чехия была в составе Священной Римской империи. Немецкая колонизация, которую проводили чешские короли, католическое духовенство и дворянство, привела к возникновению в народе в первой половине ХV в. гуситского движения (по имени предводителя – Яна Гуса). В 1526 году Чехия под властью Габсбургов. Правящие круги Австрии (с 1867 г. Австро-Венгрии) проводили политику германизации чехов. До ХVІІІ в. дворянство приняло немецкий язык и обычаи. С распадом Австро-Венгрии в 1918 году образовалось национальное государство чехов и словаков. В 1938–1939 годах Чехия была оккупирована фашистской Германией. После освобождения в 1945 году сначала образовалось федеративное государство Чехословакия, а в конце ХХ в. унитарное – Чехия, основным населением которого являются чехи.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

73

В) Полабско-поморские славяне

Бодричи. Лужичане. Лютичи. Поморяне
К полабско-поморским славянам относятся западные славянские племена, которые проживали на территории между реками Лаба (Эльба) – "Белая река" (белая – в значении красивая) – и ее притоками Салой (Зааном) на западе и Одрой (Одером) на востоке. Возле Балтийского моря в нижнем течении Лабы – бодричи (ободриты); на восток и на юго-восток от них – лютичи (велеты); на юг к Рудным горам в междуречье Салы и притока Одры Бобра – сербы-лужичане. Завоевав и подчинив себе более мелкие племена, в конце VІІІ в. они создали племенные объединения (союзы): бодричей, лютичей и сербов. На Балтийском побережье на восток от полабских племен жили поморские славяне (поморяне).
Первые упоминания о полабских славянах встречаются в письменных источниках франков VІІІ в. Археологи свидетельствуют, что появились славяне на прибалтийских землях намного раньше, ибо укрепленные городища славян имеют более древнюю историю, нежели упоминания о них франков. Язычество прибалтийских славян долгое время оставалось символом их независимости, жрецы играли важную роль в общественной жизни.

Бодричи

По свидетельствам летописей, прибалтийское славянское племя бодричей (ободритов) отказало аварам, когда те предложили им совместный поход против восточных славян (антов).
Племенной союз бодричей занимал территорию по нижнему течению Эльбы (Лабы) и на север до Балтийского моря. Например, племя вагров заселяло область между Балтийским морем, рекой Трнавою и озером Фемарт, так называемую Вагрию. Около 1140 г. н. э., после захвата Вагрии графством Гольштейн, часть вагров была уничтожена, а часть германизирована. В "Славянской хронике" Гельмгольда несколько раз упоминается божество Прове, которое он называет верховным богом вагров. Храма или идола у этого божества не было, ему посвящали вековой дуб.
Вся власть в племенном союзе бодричей и в меньших племенах принадлежала княжеской верхушке. Долгое время (VІІ-VІІІ вв.) бодричи выступали союзниками Франкской державы Карла Великого. Франки помогали бодричам в их войнах с саксами, но в ответ бодричи обязаны были помогать франкам в противостоянии с лютичами. Войско бодричей во главе с князем Вильчаном помогло франкам захватить земли лютичей, а в войне против саксов Вильчан погиб.
Франки, будучи союзниками бодричей, постоянно вмешивались в их внутренние дела, приводили к власти своих приверженцев, имели влияние на правящую верхушку. Так, Карл Великий в 804 г., после войны с лютичами и саксами, содействует приходу к власти князя бодричей Дражка, дарит бодричам земли сакской Нордальбингии. В 816 г. император франков Людовик І Набожный, чтобы придушить восстание лютичей, которые отвоевали земли бодрицких племен глинян и смолян, приводит к власти князя бодричей Чердага.
В Х в. император Священной Римской империи германской нации Оттон І Великий (936–973 гг.) назначает на славянских землях маркграфов, расселяет немецких колонистов, содействует христианизации славянского населения (богослужение ведется на латинском языке), принуждает племена лютичей, бодричей, лужичан, поморян платить дань.
В начале ХІ в. (1002 г.) вслед за лютичами против немецкого засилья восстали племена бодричей. Они захватили крепость Гамбург, освободили землю от колонистов, перестали платить дань. Под руководством бодричей была создана Вендская держава полабско-поморских славян. Во главе в основном были князья бодричей (Готшалк, 1044–1066; Крутой, который расширил границы Вендской державы до Северного моря и княжил до распада державы в 1129 г.). В это время славяне успешно воевали с немцами, датчанами, норманнами.
Ссоры княжеской верхушки Вендской державы, постоянные войны привели к тому, что после распада союза славянские племена были покорены германцами. В 1147 г. герцог Саксонии Генрих Лев, которому был разрешен крестовый поход против славян (с целью христианизации) начал войну против бодричей. Князь бодричей Никлот сумел дать достойный отпор завоевателям. В 1160 г. Никлот погиб в бою, бодричей возглавил его сын Прибислав. Германские герцоги создали военный союз, оттеснили бодричей на побережье Балтики, и Генрих Лев добился подписания договора против создания славянского княжества между Лабой и Одером, в котором со временем был введен католицизм, и оно было ассимилировано немцами. На большей части славянских земель Генрих Лев в 1170 г. создал Мекленбургское герцогство, другие земли разделил между саксонцами и брандербург-цами.
"Вследствие продолжения экспансии уже до конца ХІІ в. полабские славяне окончательно утратили независимость, а немцы навсегда утвердились между Лабою и Одрою" (История западных и южных славян. К., 2001).

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

74

Лужичане

Сербы-лужичане, лужичи – потомки когда-то многочисленных племен полабских славян (сербов, сорбов, вендов, мильчан, нишан, гломачей, собственно лужичан), которые жили в междуречье Салы и Бобра (притоки Одры) на юге до Рудных гор. Древнегреческий историк Тацит называет лужичан лугиями и свидетельствует, что жили они по соседству с готами на берегах Вислы.
Алексей Кононенко - Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Земли лужицких сербов неоднократно опустошали франки. Лужичане отвечали нападениями на Тюрингию и Южную Саксонию. Иногда сербы выступали союзниками бодричей и франков в войнах против лютичей. В 805–807 гг. франки огнем и мечом прошлись по землям лужицких сербов и чехов, покорили их. Большинство племен (гломачи, сербы, лужичане) признали зависимость от Франкской державы, обязались платить дань. До конца Х в. земли лужицких сербов были захвачены немецкими феодалами и заселены колонистами. Несмотря на многовековую ассимиляцию, лужичане сохранили родной язык и некоторые особенности культуры.

Лютичи

Еще вильки, вильцы, велеты – союз прибалтийских славянских племен (западные славяне), проживавших на землях между реками Рокитница и Одер. "Второй остров (о. Рюген), которым владеют раны, расположен напротив вильцев…" (Адам Бременский).
Лютичи вместе со своими соседями бодричами отказали аварам на их предложение завоевать восточных славян (антов).
"Известно, что союз лютичей состоял из восьми меньших "племен" (раны, хижане, черезпеняне, моричане, доленчане, ратари, гаволяне, шпреване). Последние, в свою очередь, были не просто племенами, а тоже в определенной степени межплеменными объединениями" (Михаил Брайчевский).
Раны (руаны, руяны) – племя (союз племен), проживавших на острове Рана (Ругия, Рюген) на Балтийском море.
"Раны – самое храброе славянское племя. Без их решения не принято было ничего начинать в общественных делах: так их боятся в связи с их близкими отношениями с богами или скорее с демонами, коим они поклоняются с большим почитанием, чем другие" (Адам Бременский).
"Раны, другими называемые руане, – это жестокие племена, которые живут в сердце моря и чрезмерно преданы идолопоклонству. Они первые среди всех славянских народов имеют короля и знаменитое святилище. Потому, благодаря особому почитанию этого святилища, они пользуются наибольшим уважением и, на многих накладывая иго, сами ничьего ига не терпят, будучи недоступными, ибо в места их тяжело добраться. Племена, которые они оружием себе подчиняют, они принуждают платить дань своему святилищу; жреца в них почитают больше, нежели короля. Войско они направляют, куда покажет гадание, а в случае победы золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, то, что остается же, делят между собой… Хоть ненависть к христианскому племени и жар предрассудков были у ран сильнее, нежели у всех славян, все же они владели большими природными дарованиями… Кроме того, земля руанов богата плодами, рыбой и дикими животными. Главный город этой земли называется Аркона" (Гельмгольд).
У лютичей общественно-политической жизнью руководило народное собрание. Врагами лютичей были племена франков, которые неоднократно вторгались в их земли и в земли соседних лужицких сербов. Лютичи же в союзе с племенами саксов уничтожали франкские укрепления на нижней Лабе. Император франков Карл Великий вместе с бодричами и сербами выступил против лютичей, опустошил их земли, и лютичский князь Драговит признал верховенство франкского императора.
В начале 800 г. лютичи в союзе с датчанами отомстили бодричам, отвоевав земли союзников бодричей племен глинян и смолян. В 812 г. и 816 г. новые походы франков на лютичей. Германцы и дальше продолжают вмешиваться во внутренние дела полабских славян. В 926–927 гг. первый король Саксонской династии Генрих І Птицелов подчиняет лютичские племена стодорян, ротарей и гломачей, захватывает города-крепости Гавельберг и Бранибор, принуждает славян платить дань.
В Х в. большую помощь германцам оказывают римско-католические миссионеры, христианизация славян становится одним из действенных способов укрепления немецкого влияния. В 983 г. лютичи восстали против немцев, отбили крепости Бранибор и Гавельберг, вытеснили немцев за Лабу и перестали платить дань. ХІ в. был успешным для полабско-поморских славян. Племена бодричей, лютичей и поморян создали довольно крепкий союз – Вендскую державу. На это время приходятся значительные военные успехи полабских славян. В 1055 г. лютичи наносят чувствительное поражение саксонскому войску. Сразу же после этого заманивают в трясину большую армию императора Священной Римской империи Генриха ІІІ и уничтожают ее, что стало причиной смерти императора.
После распада Вендской державы племена союза лютичей не могут противостоять экспансии немцев и поляков. Земли лютичей частично в 1123 г. присоединил к Польше князь Болеслав ІІІ Криворотый из династии Пястов. В 1134 г. брандербургский маркграф Альбрехт Медведь окончательно лишает племена лютичей независимости.
"Длительная борьба за право существования против немецкой экспансии истощила силы полабско-поморских славян. Бесконечные войны привели к гибели людей и самобытной славянской культуры, которая развивалась на протяжении веков в Центральной Европе. После окончательного покорения местных людей и захвата их земель быстрыми темпами происходят колонизация, германизация и ассимиляция" (История западных и южных славян. К., 2001).

Поморяне

На северо-западе между нижним Одером и Вислой и Балтийским морем на восток от полабских племен жили родственные полякам поморяне (поморские славяне). У поморян было княжеское правление, но власть фактически захватили крупные торговцы. В VІІІ-ІХ вв. поморяне страдали от Франкской державы Карла Великого, который в Гольштайне построил против них Саксонский рубеж.
В конце Х в. поморские славяне вошли в состав Польской державы (они являются предками современных кашубов). В ХІ в. незначительная часть поморских племен вошла в состав Вендской державы. В конце ХІІ в. они стали подданными Священной Римской империи, где со временем были полностью ассимилированы.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

75

Г) Племена южнославянские

Болгары. Боснийцы. Македонцы. Сербы. Словенцы. Хорваты (Далмация и Дубровник). Черногорцы
Болгары

Основную роль в этногенезе болгар (булгар) сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VІ-VІІ вв., фракийцы, которые жили на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары (самоназвание – болгары), пришедшие из причерноморских степей в 670 г.
Впервые племена тюркского происхождения – протоболгары – упоминаются в IV в. н. э. Тогда они кочевали в Приазовье. В VI в. жили между нижним Доном и Волгой, во второй половине VI в. разделились. Часть племен осталась в Приазовье (известны под названием кутригуры), а часть пошла на запад, в степи Северного Причерноморья, и осела между Днестром и Дунаем на территории Паннонии. В последнюю треть VII в. произошло второе разделение протоболгар: племена из Приазовья под натиском хазар ушли на среднюю Волгу, где впадает Кама. Держава волжских болгар была подвержена нападениям и грабежам в ХІІІ в. во времена татаро-монгольского нашествия. Спустя два столетия в этих местах возникло Казанское ханство, которое в 1552 г. завоевал Иван Грозный.
Некоторые болгарские племена кочевали на просторах Европы и Азии. Есть упоминания в русско-византийских договорах Х в. об орде черных болгар, кочевавшей вблизи Крыма.
Племена из Паннонии во главе с ханом Аспарухом под натиском аваров отошли в нынешнюю Добруджу (678 г.), дошли до Дуная и поселились в Южном Поднестровье, в Онгли. Болгары покорили в тех местах славян, ассимилировались с ними и основали крепкую Болгарскую державу. "Цари их ездят на больших возах в кузовах, обитых шелком", – писал о болгарах Аль-Бекри. В 680 г. византийский император Константин ІV совершил неудачный поход против болгар, после чего болгары утвердились в Мисии и Добрудже на территории до Варны. При императоре Юстиниане ІІ Византия уступила область Загорье (район нынешнего Сливена). В 708 г. византийцы опять потерпели поражение при нападении на болгар, а в 712 г. болгарский хан Тервель опустошил византийскую Фракию.
Плиска – первая столица Болгарии, центр большого строительства и ремесел с земледельческой и скотоводческой окраиной. Позже столица была перенесена в Преслав.
Сардика, римская колония Ульпия Сердика, Триадица, Тралица – современная столица Болгарии София. В начале ІХ в. была покорена болгарами, стала большим военно-политическим и экономическим центром.
Часть болгар были ассимилированы турками в ХІV – ХІХ вв. Ныне Болгария – независимое государство.

Боснийцы

Боснийцы (башняки, муслиманы) – название населения исторической области Босния и Герцеговина, в основном сербов и хорватов, принявших ислам во времена османского владычества.
В римские времена Босния (Босна) и Герцеговина входили в состав одной провинции под названием Иллирика (Иллирия). В конце VІ в. тут поселились сербо-хорватские племена. У славян Герцеговина называлась Хум, или Захумлия. Была какое-то время самостоятельным княжеством (князь Михаил Вишевич, 912–926 гг.). В середине Х в. большая часть Босны и вся Герцеговина вошли в состав сербской державы Чеслава (931–960 гг.).
Вторая часть Босны была отдельным вассальным банством в границах королевства хорватского. В конце ХІ в. Босной на короткое время завладела Византия, но скоро Босна освободилась и стала самостоятельной державой с баном во главе, хоть и была под влиянием то Сербии, то Венгрии. Несколько раз Босну опустошали венгры. Во времена татарских набегов на венгерские земли боснийцы сбросили власть венгерских королей.
После распада державы Чеслава Герцеговина какое-то время входила в состав Хорватской державы, между 1019–1050 гг. принадлежала Византии. В начале ХІV в. бан Павел Бребир присоединил Герцеговину к Боснии, но Герцеговина сохранила свою автономию и своих князей. При бане Стефане Твртке (1353–1391 гг.), принявшим титул короля, Босния достигла высшего своего развития как держава: в ее составе была южная часть Далмации с островами, Герцеговина, часть западной Сербии.
В ХV в. Босния, а потом и Герцеговина становятся турецкими провинциями. Османская экспансия продолжалась со второй половины ХV в. до 1878 г. Сюда переселилось много турок, выходцев с Северного Кавказа, арабов, курдов, представителей других народов исламской веры. Часть их была ассимилирована местным населением. В 1878 году эта территория была оккупирована Австро-Венгрией. Основа культуры боснийцев – древняя славянская, с ней смешались элементы, привнесенные турками и другими выходцами из Малой Азии.
Боснийцы – нынешнее население Республики Босния и Герцеговина, живут между сербами и хорватами.

Македонцы

В VІ-VІІ вв. славянские племена заселили бассейн Вардара и других рек, Охлидскую котловину, ассимилировали местное фракийское население.
В средние века территория Македонии в разные времена входила в состав Болгарии, Византии, Сербии. После захвата области Османской империей (конец ХІV в.) усилилось проникновение туда албанцев и турок, которые оттеснили местное население в горы и насадили ислам. Борьба населения Македонии за независимость стала частью национально-освободительного движения народов Балкан. Ныне Македония независимая держава.

Сербы

В результате массового переселения славянских племен на Балканы в VІ-VІІ вв. местное население было ассимилировано, частично вытеснено на запад в горные области. Предки сербов и черногорцев – население Боснии и Герцеговины (дукляне, тервуняне, коновляне, захлумляне, наричане и собственно сербы) заняли значительную часть территории в бассейне южных притоков Саввы и Дуная, вблизи Динарских гор, в южной части побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Лива, Тара, Ибар, Западная Морава), потому еще назывались сербы-рашане.
Сербское племя наиболее многочисленное среди южного славянства. Оно делится на несколько племен, которые своей исторической судьбой и культурой отличаются между собой настолько, что можно говорить о них как об отдельных народах. Более всего различаются три типа сербского племени: сербы, хорваты и далматинцы.
Византийские источники свидетельствуют, что сербы появились на Балканском полуострове в VІІ в. при цесаре Гераклие (610–641 гг.), но пришли они туда раньше. Земли сербов были заселены за несколько веков до нашей эры трако-иллирийскими племенами, которые были завоеваны Македонией. В І в. до н. э. вошли в состав Римской империи. Восточную часть Сербии составляли провинции Мезия и Дардания, западную – Далмация и Правалис. Когда сербские племена расселились на северо-западной части Балканского полуострова, они еще не имели государственной организации. Племя состояло из федерации волостей – "жуп" с великим жупаном во главе. Жупан (fsu-pana) – пастух человеческого стада. Впервые возникла держава у сербо-хорватов вместе со словенцами в ІХ в. под предводительством Людевита Пасавского (819–822 гг.) в бассейне среднего Дуная и Саввы, которая в скором времени распалась. Сербы были под Византией, направлявшей их на борьбу с болгарами. В Х в. возникает отдельная Сербская держава в составе Сербии, Черногории, Далмации и части Боснии под великим жупаном Чеславом (931–960 гг.). В Х в. Сербия опять под властью Византии. В 1040 г. Степан Воислав изгнал византийцев, а его сын Михаил (1050–1080 гг.) провозгласил себя королем сербским. С начала Х в. у сербов внедряется христианство по византийскому обряду. В ХІІ – первой половине ХІV в. Сербское королевство значительно расширило свои границы, в т. ч. за счет византийских земель. После поражения на Косовом поле 1389 года Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 году вошла в ее состав. Османское владычество, во время которого на Балканах проводилась колонизация покоренных земель неславянскими народами (турками, албанцами), продолжалось почти пять столетий. Движение сербов за освобождение привело к созданию автономной (1815), а потом и самостоятельной (1878) Сербской державы. Историческая судьба сербов сложилась так, что длительное время они были разъединены в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии), что отразилось на культуре и быте разных групп сербского населения. Объединение сербов в единое государство произошло в 1918 году, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия). Ныне у сербов независимое государство – Сербия.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

76

Словенцы

На рассвете своего исторического существования словенцы (словинцы, хорутанцы, карантанцы) были большим и могущественным славянским племенем, а со временем стали одним из самых малочисленных.
Предки современных словенцев во времена массового переселения славянских племен на Балканы в VІ-VІІ вв. заняли окраину Балканского полуострова на южном западе (от верховья рек Савва и Драва до Восточных Альп и побережья Адриатики до Фриульской долины), поселились в среднем Подунавье и нижней Паннонии. Таким образом, возникло два словенских региона – альпийский (карантанцы) и дунайский (паннонские славяне).
Во время заселения предками словенцев альпийских земель и северо-запада Балкан они оказались под властью аваров. В конце VІ в. вытеснены аварами из Паннонии (Венгрия), они с VІІ-ХІ вв. занимали Штирию, Каринтию (Карантанию), южную Австрию, часть Тироля и Зальцбурга. От аваров их освободил Само. Часть освобожденных словенцев в первой половине VІІ в. создали самостоятельное княжество Карантанию.
С 772 г. Карантания попадает в вассальную зависимость от баварского герцога, а немного позже признает над собой верховенство короля франков Карла Великого. Начинается германизация. Этому способствовало и христианство, которое словенцы приняли от итальянских (из Аквилеи) и германских (из Зальцбурга) проповедников в VІІ– VІІІ вв. римско-католического обряда.
С тех времен словенцы начинают отходить со своих территорий, с северо-запада на юг и юго-восток, оставляя альпийские края германцам. В начале ІХ в. Карантания вошла в состав Германской империи. Началась интенсивная немецкая колонизация, словенская аристократия германизировалась. В конце ІХ в. часть словенцев расселилась в Нижней Паннонии, попала под власть венгров и частично была ими ассимилирована. В ХІІІ в. словенцы осели компактно в Крайне, в части Штирии, в северной части Истрии, в северо-восточной Каринтии, Горице, в западной Венгрии и Удинском округе Италии. Рано отрезанные от других славянских племен, словенцы в политическом и культурном отношении полностью попали под влияние романо-герман ского мира. Языком письменности и образования был латинский. Словенский язык сохранился в фольклоре.
В начале ХVІ в. большую часть словенских земель покорили австрийские Габсбурги. Борьба словенцев за этническую самостоятельность началась в период Реформации (ХVІ-ХVІІІ вв.), особенно проявилась во время революции 1848 г. Возникновение Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918 г., с 1929-го – Югославия) не объединило весь словенский народ – треть его территории попала под власть Италии (словенское Приморье, северная часть Истрии) и Австрии (часть Каринтии). После Второй мировой войны большая часть словенских земель отошла к Югославии, а потом вошла в состав суверенной Словении, основным населением которой и являются словенцы.

Хорваты
Предки хорватов (племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи и др.) в VІ-VІІ вв. переселились вместе с другими славянскими племенами на Балканы в бывшие римские провинции Далмацию, Иллирию, Паннонию, расселились на востоке Далматского побережья в южной Истрии, в междуречье Саввы и Дравы, в северо-восточной Боснии (при этом ассимилировали часть местного населения). Вместе со словенцами и сербами создали державу – союз отдельных жупаний под властью Людевита Пасавского (VІІ в.). Еще назывались иллирийскими славянами. Николай Карамзин в ХІХ в. свидетельствует, что "…иллирийские славяне до сих пор празднуют день святого Вита с языческими обрядами".
Алексей Кононенко - Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
После распада этой державы хорваты создали отдельное государство во главе с Томиславом (910–930 гг.), который от Папы Римского получил королевский титул; влияние Рима было сильнее византийского, потому хорваты – католики. Хорваты все время находились в состоянии военных действий с франками, мадьярами, Венецией. В начале ХІІ в. (1102 г.) мадьяры завоевали Хорватию, и основная часть хорватских земель вошла в состав Венгерского королевства. До средины ХV ст. Венеция, которая еще в ХІ в. захватила часть Далмации, завладела всем хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В ХVІ в. часть земель была под властью Габсбургов, часть территории захватила Османская империя (в тот же период часть хорватов приняла ислам). В конце ХVІІ – начале ХVІІІ в. земли хорватов вошли в состав империи Габсбургов, где проводилась тотальная германизация. В 1790 году Хорватия признала административно-политическую зависимость от Венгерского королевства, которое проводило политику мадьяризации. В 1918 году хорваты вместе с другими югославскими народами объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев (1929 г. – Югославия). Ныне Хорватия суверенное независимое государство.
Далмация и Дубровник. Далматия (Далмация) – узкая полоска Адриатического побережья, которое начинается на севере возле острова Премуда, сужаясь, тянется на юг и заканчивается возле города Кастель-Ластвы на черногорской границе. Главные города – Задар, Сплит и Дубровник, который возник на месте античного Эпидавра.
Славяне появились в Далмации в VІІ в., вытеснили романцев, которых со временем ассимилировали (Х – ХІІІ в.). В конце ХІ в. эти города создали союз, чтобы общими усилиями бороться против врагов. Признают верховенство Византии и платят ей дань. Далмация переходит из рук в руки в войне Византии и Хорватии. Дубровник отделился в отдельную республику в ІХ в. и на протяжении столетий сохраняет самостоятельность. Венеция в ХV в. завладела Далмацией, но Дубровницкая республика остается независимой. В ХV – ХVІ вв. ее торговый флот насчитывал около 500 больших кораблей. Дубровник имеет торговые отношения по всему Средиземному морю с Турцией, Италией, Сицилией, Испанией, Александрией, Левантом, конкурируя с Венецией и Генуей. Территория Дубровника состоит из жуп (округов), которые сохранили местное самоуправление. Во главе жуп стояли баны или князья, но важные дела решались на вече. Государственный строй напоминал Новгородскую республику.
До конца ХІІІ в. республика была демократического характера, с конца ХVІ в. Дубровник пришел в упадок, но внутреннее устройство сохраняется до начала ХІХ в. Ныне Дубровник – один из городов-курортов Хорватии.

Черногорцы

Территория современной Черногории входила под названием Диоклея в состав римской провинции Далмации с городами Диоклея (Дукля) и Медеон (Медун). В VІ-VІІ вв. здесь поселились сербы, которые создали свою жупу под названием Зета. Столица Зеты – Скадр (Скутари). Христианство распространилось в Зете в ІХ – Х вв., победило византийское православье.
Территориальные и государственные объединения на территории Черногории (до ХІ в. – Дукля, потом Зета, с ХV в. – Черногория), которую предки черногорцев заселили в V–VІІ вв. н. э., на протяжении средних веков были самостоятельными либо входили в состав древних югославских государств, а также Византии, Болгарии, Венеции. В ХІІ в. Зета входила в состав Сербии как провинция. В ХІV в. при распаде сербского государства Зета выделилась в отдельное государство, во главе которого в 1367 г. встал воевода Бальша. В ХV в. территория Зеты сузилась: Венеция отрезала Зету на юге от моря, албанцы отобрали Скадр, на севере земли захватила Герцеговина.
Черногорцы вели тяжелую борьбу против османской экспансии на Балканах (в 1499 году Черногория вошла в состав Османской империи). Эта борьба, которую с ХVІІІ в. поддерживала Россия, принесла в 1796 году фактическую независимость. До средины ХІХ в. власть в Черногории носила светско-церковный характер (глава державы – владыка-митрополит). В 1918 году Черногория вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия). По происхождению, культуре и языку черногорцы близки к сербам, хоть имеют и существенные различия, обусловленные длительной борьбой с иноземными завоевателями, военизированным бытом, географической изоляцией в горных областях. После распада Югославии черногорцы вместе с сербами создали республику – Сербия и Черногория. С 2006 года Черногория, как и Сербия, отдельное суверенное государство.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

77

Дальше идет глава про оружие, пропускаю ее, к тематике нашего форума она не относится.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

78

Раздел V
Божества

Рано утром на рассвете
Просыпается Даждьбог…
На лугах зеленых пышных
Волос пас овечек гладких…
Бог Стрибог летал на крыльях,
В небесах играл на кобзе…
Бог Перун на черных тучах
Вечно землю объезжал…

Александр Олесь

А) Высшие боги и богини

Баба. Баган. Белбог. Берегини. Благовестник. Бог. Буднитай. Велес. Гайбог. Гонила. Господарь. Дабог. Даждьбог. Дана. Дед. Дзеванна. Див. Дидилия. Дундер. Дый. Еню. Желя. Жив. Жива. Земенник. Земня. Зибог. Зимерзла. Зимцерла. Злебог. Знич. Зоря. Ипабог. Карна. Коляда. Корс. Кродо. Купала. Лад. Лада. Лед. Лель. Люб и Нелюб. Любмел. Магура. Мара. Мать Сыра Земля. Мая. Мерцана. Мокошь. Немиза. Ний. Оземь и Сумерла. Пек. Пергрубий. Переплут. Переруг. Перун. Погода. Подага. Полель. Поревит. Поренут. Посвист. Прабог. Припекала. Прия. Прове. Прок. Радогост. Рарог. Род. Родомысл. Рожаницы. Руевит. Сварог. Сварожич. Святибор. Святовид. Сильнобог. Симаргл. Слава. Спор. Среча и Несреча. Стрибог. Суд. Суденицы. Тригла. Триглав. Троян. Тур. Уд. Услад. Хамбог. Хворст. Хорс. Чернобог. Числобог. Чур. Яра. Ярила. Яровит. Ясонь

Боги – могущественные сверхъестественные существа, главные персонажи языческих, позже религиозных мифологий. В образе богов соединяются черты культурных героев-творцов, первопредков, духов природы. Богам присущи творческие функции, управление стихиями природы и космоса; они ведают жизнью природы и человека.
В отличие от духов, воплощающих конкретные природные объекты, социальные связи, боги в большинстве случаев персонифицировали самые важные природные стихии (воду, огонь, небо, землю); были покровителями основных промыслов и деяний (земледелия, охоты, войны); человеческих чувств (любви, дружбы); получали социальный статус (покровителей воинов, городов) и т. п.
Боги и божества у древних народов составляли пантеоны, у более развитых – имели родовую иерархию.
Известен пантеон языческих богов князя Владимира в Киеве на холме, который ныне называется Владимирской горкой. Летописи свидетельствуют, что в 980 г. поставил Владимир идолы Перуна, Стрибога, Даждьбога, Хорса, Симаргла и Макоши.
Со временем в высших религиях создается образ единого бога-творца и владыки Вселенной.
Вначале не было у славянина много богов, почитал человек в давние времена некоторые предметы и стихии. Лишь потом начал задумываться, что кто-то должен управлять солнцем и ветром, что от кого-то зависит добро и зло, боль и радость. Не мог человек в древности объяснить все это, не знал причин и придумал богов, сверхъестественные силы.
В отличие от некоторых других, славянская мифология, жизнь и деяния богов – все это не описано, свидетельств очень мало. Письменность появилась у славян во времена деятельности византийских миссионеров (ІХ – Х вв.), после появилась литература.
Но письменные источники малочисленны, к тому же летописцы времен христианства божества язычников высмеивали, хулили и отстранили, потому верования древних славян реконструируются на базе археологических находок, а также на базе фольклора: былин, сказок, песен, заговоров, суеверий, обрядов и пр.
Авторы более позднего времени некоторых славянских богов придумали по аналогии с другими мифологиями, потому в славянской мифологии (как и в других) есть божества сомнительные.
"Существенная часть язычества славянского относится к светопоклонению; это подтверждается многими свидетельствами летописей и народными преданиями, которые показывают, что обожествляемое солнце или светоносная сила в моральном или физическом понимании почитались в разные времена и в разных сторонах Славянщины под разными названиями. Несмотря на отличие в изображениях, связанных с названиями, славянская мифология еще не впала в многобожье (политеизм), хотя славяне и обожествляли видимые силы природы или собственно чтили божество в явлениях природы. Каждое название божества не соединялось исключительно с каким-то одним его качеством, так, чтобы не касалось другого; наоборот, каждое полностью выражало все, что божеству приписывалось. Все те, так называемые боги, означали одно и то же; к каждому обращались с молитвой о счастье; у каждого искали ответ небесной мудрости; перед каждым устраивались ворожения и приносились жертвы; каждый был покровителем плодородия, общественного и семейного счастья и войны" (Изложение древнеславянских легенд, или мифология, уложенная Я. Ф. Головацким. Львов, 1860 г.).
Доктор филологических наук, профессор Любомир Белей указывает на то, что на славянских просторах противостояние язычества и христианства не было жестоким, и процесс христианизации Руси не был кровопролитным. Л. Белей предлагает теорию о единобожье языческой веры у славян:
"Существуют убедительные свидетельства того, что язычество на время Крещения Руси не было таким уже "прадедовским", к тому же изучение более глубоких пластов дохристианской духовной культуры наших пращуров позволяет говорить о распространении среди них веры не во многих, а в одного Бога. Прокопий Кесарийский в известном трактате "О войне…" пишет: "Единого бога, который посылает молнию, признают они владыкой всех и жертвуют ему коров и всякую жертву. Не признают судьбу (фатум) и совсем не признают, чтобы судьба имела какую-нибудь власть над людьми, но если кто видит перед собой смерть, то ли в болезни, то ли на войне, обещают они за жизнь свою, если не погибнут, жертву богу и, спасшись, жертвуют, что обещали, и думают, что той жертвой спасли себе жизнь. Об одном Боге, в коего верили стародавние славяне, говорят и арабские путешественники. Ибн-Даст записал молитву, которую произносят жнецы во время жатвы, напоминающую "Отче наш": "Боже, ты дал нам поживу, дай нам и теперь ее досыта".
Почитание единого Бога нашими пращурами отразилось и в древних славянских именах: Богуслав (Бога славить), Божидар (Божий дар), Богдан (Богом данный). Нет ни одного дохристианского имени, которое посвящало бы его носителя какому-то другому божеству, кроме Бога. Тогда как у греков, например, кроме имен Феодор, то есть дарованный богом, были и имена, которые давались в честь конкретных многочисленных божков: Диана, посвященная Диане, богине Месяца и охоты; Дмитрий или Димитриан, принадлежащий Деметре, богине плодородия и хлебопашества…
Следы верований наших пращуров в единого Бога сохраняет и целый ряд других общих названий: богатеть, богач, убогий (укр. "багаття" – костер, "збижжя" – зерно или пожитки, "небижчик" – покойник, "бажать" – желать) и пр. Примитивное единобожье наших предков, не имеющее каноничной религиозной традиции, через социальную элиту (князей, воинов, купцов) начало "обогащаться" верой в разных, доселе неизвестных, привезенных из чужеземных странствий языческих божков. На Руси первую попытку упорядочить язычество делает Владимир Великий лишь за 5 лет до официального принятия им… христианства. Именно в 983 г. великий князь приказал "вне Двора теремного" соорудить деревянные идолы Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарегла, Мокоши, чем утвердил официальный (государственный) реестр поганских божков. Но очень скоро Владимир решительно отказывается от попыток утверждать поганство и прилагает максимум усилий для христианизации Руси.
В силу этих причин процесс творения славянского пантеона в старожитнем Киеве не достиг таких успехов, как, например, у античных греков или римлян. Даже такой ценитель аутентичной праукраинской культуры, как И. Огиенко, констатировал, что наша мифология "…не выделилась в такую стройную систему, как, скажем, мифология греческая или римская. Славянская мифология убогая". И правда, не нужно забывать, что славянское поганство развивалось при отсутствии письменности, литературного языка и отдельной социальной группы служителей культа (волхвов), которые призваны были бы разработать общепринятый вариант языческого вероучения, а также проповедовать его и пропагандировать соответственную обрядность.
…Об эклектической, гетерогенной природе древнего славянского пантеона свидетельствует и этимология собственных названий поганских божков. Большинство исследователей сходятся на балтийском происхождении собственного названия центрального божества князя Владимира – Перуна. На Востоке, собственно в филистимлянской или арабской традиции, следует искать генезис другого известного божка – Даждьбога. О половецком или персидском происхождении Хорса говорили исследователи ХІХ – ХХ вв. Семитские корни имеет, очевидно, славянский Велес (Волос), иранские истоки – Стрибог, а финские – богиня Мокоша. Очевидный эклектизм языческого пантеона дает основания говорить о его молодости, своеобразной асистемности и очень слабой кодификации. С принятием христианства процесс создания славянского языческого пантеона не заканчивается. К божкам, известным со времен Крещения Руси, прибавилось немало поганских божков, созданных исследователями язычества в новые времена" (Любомир Белей "Правда ли, что крестом и мечом крестили наших предков?", еженедельник "Зеркало недели").
Принимая во внимание аргументы профессора Л. Белея и много в чем с ним соглашаясь, все-таки, помним то, что в фольклоре, ритуалах, обрядах, древних рукописях иноземных авторов есть много имен древнеславянских божеств.
К тому же профессор Л. Белей, объясняя разную суть язычества и христианства, говорит, что у славян-язычников "…практически каждое полнозначное слово могло быть использовано в роли собственного имени (как Третьяк, Томило, Зима, Бажан)", в отличие от христиан, у коих церковь четко регламентировала реестр имен. По такой же аналогии славяне-язычники обозначали имена богов и духов, то есть "…практически каждое полнозначное слово могло быть использовано в роли" имени божества (как Гонило, Дана, Желя, Жив, Жива, Карна, Купало, Лад, Лада, Посвист, Род, Рожаницы, Стрибог, Суденицы, Чур, Ярило). И пантеон божков славянских мог быть достаточно большим (у каждого племени свои наименования). А выглядит он "убогим" потому, что не зафиксирован письменно.
В 1995 г. украинские археологи на Волыни нашли древнее святилище и одно из самых древних изображений славянского (венедского) божества, которое они датируют І в. н. э. По сообщению заместителя директора Института археологии Дениса Козака, было найдено сооружение, которое напоминало верхнюю часть туловища (голову и грудь). Рядом следы костра, обугленные кости людей и животных. Все это похоже на следы древнего жертвенника. На этом же месте археологи нашли камень-известняк высотой 50 см и шириной 70 см, который своей формой повторял форму сооружения-святилища. И лишь через два года при фотографировании на камень упали лучи света так, что дало возможность определить черты лица, вырезанного на известняке. Ученые сделали вывод, что это изображение языческого бога. "Камень в святилище стоял так, что только в определенное время он освещался лучами и проявлялось лицо бога" (Д. Козак).

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

79

Баба

Древняя славянская богиня тишины и покоя, плодородия и здоровья, домашнего благополучия. Повивальные бабки, которые помогали при родах, считали ее своей заступницей; да и все женщины обращались к богине за советом.
Храм Бабы (Золотой Бабы), согласно преданиям, находился в стране Обдорской, в устье реки Обиго. На изображениях она на руках держит одного ребенка, а другого ведет за руку. Называли всех детей ее внуками.
Возле Золотой Бабы всегда лежали гусли и другие музыкальные инструменты, которые играли сами по себе – то тихо, то громче. По тем звукам жрецы предвидели будущее – Золотая Баба считалась доброй вестницей.
Чтили Бабу поголовно, никто не осмеливался пройти мимо идола богини, чтобы не пожертвовать. Даже если ничего не имел, клал в жертвенник нитку с одежды или волос с головы, кланялся до земли – просил у Золотой Бабы милости. Вообще, жертвовали Золотой Бабе куницы и соболя, одевали ее в меха.
Даже чужеземцы, которые имели своих богов, оставляли Золотой Бабе подарки, ибо она вела верной дорогой, не давала сбиться с пути и заблудиться.
Исследователи считают, что культ этой богини развился во времена матриархата. Культовые ме ста (капища) Бабы размещали на возвышенных местах, курганах, возле рек. Во время ритуальных празднований ей приносили в жертву животных, возле каменных и деревянных идолов Бабы горел ритуальный огонь, охотники исполняли обрядовые танцы.
Возможно, что культ Бабы перешел в поклонение Берегине.

Баган

Божество древних славян (отдельного региона), которое было опекуном большого рогатого скота. Доброе отношение к нему влияло на хороший приплод, отгоняло от скота болезни, а на пастбище – хищников. Если его не чтили, Баган насылал падеж, делал скот бесплодным.
Скот символизировал богатство, благосостояние. Баган – богач – богатство; еще укр. "багаття" – костер. А "багаття", огонь семейного очага – символ достатка семьи.

Белбог

В славянской мифологии (особенно у западных славян) бог удачи и счастья. Это бог доброго начала, бог высоких гор, близких к небу, божество благодатной природы. Один из древних персонажей язычников-славян, воплощение мирового добра. Он творец мира. Живет на небесах, управляет оттуда всем сущим. Представлялся в образе
мудрого деда с длинной седой бородой, в белых одеждах, с крепкой палкой в правой руке. Светлый день – улыбка Белбога (Белобога). Своей палицей он собирает облака, если их разогнали ветры, протыкает небо и посылает на землю дождь. Белобог противостоит темным силам ночи, которые воплощает Чернобог (борьба добра и зла). Птицей Белобога, его вестником считается лебедь.
Идол Белбога держал в руке кусок железа. Это священное железо для испытаний. Если кого-нибудь подозревали в чем-нибудь – клали в ладонь кусок раскаленного железа и подозреваемый должен пройти с железом в руке десять шагов. Если рука после этого оставалась неповрежденной, подозреваемого признавали невиновным. Согласно письменным источникам, такие испытания продолжались до времен царя Ивана Грозного. То есть Белбог почитался как бог правосудия. В честь Белбога устраивали трапезы, игры, водили хороводы.

Берегини

"Берегиней наши предки называли богиню, которая берегла их от всякой беды и дарила добро. Со временем так называли в народе женщин, которые берегли и поддерживали домашний очаг, были покровительницами всего рода. Женщина-берегиня стоит у истоков новой жизни, в этом ее божье предназначение, самая главная суть" (В. Супруненко).
Берегини – персонажи восточнославянской мифологии, божества воды (рек), земли, которым поклонялись в древности славяне и верили, что они охраняют жилище от бед и неприятностей. Некоторые исследователи считают, что это были водяные божества, близкие к богу Перуну: Перун опекал небесный огонь – молнию, а берегини – воду.
Позже Берегиня – богиня-дева, защитница племени-рода. Берегиня – древняя богиня славян, мать всего земного.
Изображалась Берегиня с поднятыми к небу руками. Изображение Берегини сохранилось на рушниках, где ее вышивали с птицей – символом весеннего возрождения, кустом или деревом. Возле изображения богини часто встречаются символы солнца, петухи, кони. Рушники с вышитой Берегиней сами считались оберегами. Такие образы богини-матери всего земного передают суть религии язычников-славян с обожествлением природы, соитием неба и земли, солнца и воды, весеннего возрождения природы.

Благовестник

Так называют в украинском народе архангела Гавриила – владыку молнии. Праздник Благовестника 8 апреля (26 марта по старому календарю). Согласно поверьям, в день Благовестника гром и молния окончательно просыпаются от зимнего сна и берутся за свою работу. Считали, если кто не празднует Благовестника – тому молния (Гавриил) может сжечь дом.
Благовестник в народных легендах наделен значительно большей силой, чем архангел Гавриил в христианской религии, под образом Благовестника выступает значительное древнее божество. По времени действия – весной, в начале нового года у древних славян – это может быть бог весеннего солнца Ярила. В этот день носили в церковь горсть зерна, освящали его и бросали потом к посевному зерну.
Иван Франко исследовал, что в западноукраинских легендах Благовестник является владыкой не только молнии, а всего небесного света – солнца и пр. Присказка "Благовестник старше Великодня (Пасхи)", ибо солнце самое главное небесное светило. Потому, когда Благовещение приходится на тот день, что и Великдень (Пасха), следует отправить службу Благовестнику (архангелу Гавриилу), а уже потом начинать пасхальную службу.
От Благовестника начинали сеять ранние яровые – ячмень, пшеницу, овес. Перед севом не принимали пищу, сеяли в чистой одежде – чтобы хлеб родил и нива чистая была от сорняков. Никакой ругани не слышно было во время сева, ибо, согласно поверьям, за тем сеятелем, который ругается, следом ходит нечистый и засевает ниву сорняками.

Бог

Верховное небесное божество у северных славян имело общее для всех славянских языков на именование Бог. Рождаемое среди зимы (когда прибавляются дни) солнце у северных славян называют Божичем, то есть сыном небесного бога. Бог означал, очевидно, небо или небесного владыку, а Божич – его чадо, солнце. Праздник Рождества Христова у сербохорватов и словенов называется Божич, а у болгар – Божик. Везде у северных славян накануне Рождества сжигали большое дубовое полено – Бадняк (старый Бадняк). Дуб, посвященный у всех народов верховному небесному владыке – Громовику, служит в обряде сожжения бадняка символом небесного Бога, который зажигает свет возрождаемого в самый короткий день солнца. "Старый Бадняк" рождественской песни, чтимый в рождественские праздники съедобными жертвами, есть не кто иной, как верховный Бог, родивший "молодого Божича".
В болгарской песне:
…С ясным солнцем на челе,
С месяцем на шее,
Со звездами на теле.
Такими представляли Бога южные славяне. Имя Бог у восточных славян как наименование верховного божества называется вместе с Перуном и Велесом. В договорах Игоря и Святослава: "Да емеем клятву от Бога, в его же веруем, в Перуна и в Волоса, скотья бога". Имя Бога, очевидно, употребляется как имя верховного Бога, отдельного от других великих богов Перуна и Волоса; имя Бога стоит на первом месте, что может означать его высшее положение.
Слово "Бог" у славян с очень древних времен, оно не изменилось от язычников и в христианские времена. Корень "бог" употребим во многих словах славянских языков, что свидетельствует о древности существования этого слова.
Летописные источники и свидетельства арабских, византийских, германских писателей и путешественников рассказывают о славянах как о народе, поклоняющемся многим богам. Но есть и свидетельства о том, что славяне имели над богами высшего Бога. У грека Прокопия Кесарийского ("О готской войне"): "Единого Бога, посылающего молнию, признают они владыкой всех". Возможно, автор не указывает имя того бога. Но в договоре князя Игоря с греками (944–945 гг.): "…Да будет клят от Бога, и от Перуна" (о том, кто нарушит договор).
Можно предположить, что великим главным богом у славян был Сварог, бог неба, сам небо и свет. Он был основой всего, прабогом, владыкой мира, отцом солнца и огня. От него пошли все другие боги – Сварожичи.

Буднитай

Божество сомнительное, возможно, придуманное, известное у горных племен (Западная Украина). Ему приписывали свойства петушиного божка. Буднитай поднимал петухов, которые будили людей, чтобы те не проспали. Воплощение этого божества – косточка из петушиного крыла (будильце). Такую косточку носили при себе, чтобы вовремя просыпаться.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

80

Велес

"Приносили жертвы могущественному Велесу, хранителю стад от болезней и других бед" (Алоис Ирасек "Древние чешские предания").
Бог скота, пастухов и музыкантов. Опекун всего животного мира. Он породнил человека и животных, научил людей не убивать, а пасти скот, запрягать в плуг и повозку, брать от скота молоко, мясо и шкуру. Один из главных богов у древних славян, его именем клялись при составлении договоров. Согласно поверьям, опекун волхвов научил их лечить скотину; научил также пастухов волшебной игре на дудке. Имел сыновей – велетов. Боян – великий певец земли русской – внук Велеса, о чем упоминается в "Слове о полку Игореве". Изображали Велеса, или Волоса, с дудочкой в руках. В древней легенде говорится о том, что поляне и древляне сошлись на бой, даже Перун своими молниями не мог остановить их. А появился Волос, заиграл на волшебной дудке, и воины опустили мечи, помирились. В Киеве на Подоле было капище бога Волоса, ныне там улица Волосская.
Хоть Волос не был таким воинственным, как Перун, все же он был сильным и грозным богом, небесным заступником. Больше всего Волос опекал рабочий скот – волов. Еще, согласно преданиям, он насадил на земле леса и травы – власы земли.
День Волоса – понедельник. Созвездие – Волосожар. По народным поверьям и песням, Волос – опекун хлеборобов. В жатву завивали бороду этому богу – в конце жатвы перевязывали сноп в благодарность Волосу, пели при этом обрядовые песни. Спутницей Волоса считали богиню Мокошу.
Сначала Волос-Велес был солнечным богом, а уже потом стал опекуном купцов, пастухов, поэтов, музыкантов, богом богатства и всякого достатка, торговли, культуры и искусства. Он был не только хранителем скота на земле, но и пастухом небесных стад – облаков.
Во времена христианства Волоса заменил святой Власий, тоже пастух. Церкви Святого Власия в Киеве и в Новгороде построены на тех местах, где были капища Волоса. Праздник бога Волоса в феврале.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии