Капустник
Обязательное поминальное блюдо. Капустники готовят из квашеной капусты. Капусту секут ножом или пропускают через мясорубку, заливают кипятком, заправляют салом, толченным с пше ном или с поджаренной мукой. В разных местах капустники отличаются разным набором продуктов. На Рождество (в мясоед), когда кололи свиней, готовили капустник на мясной юшке со свиной грудинки или подреберного мяса.
Каша
Одно из древних и наиболее распространенных славянских блюд. Приготовление ее не требует долгого времени и особых премудростей. Варили кашу из гречки, овса, пшена, пшеницы, ячменя, кукурузы. Самой известной и употребляемой была (и есть) гречневая каша. Это блюдо было ежедневным наряду с борщом: "Борщ и каша – пища наша".
Каша была обязательной пищей во время ритуальных трапез, на праздники. Рождение ребенка (бабья каша), крестины, вечерницы, свадьба, Рождество (кутья), поминки (колыво) – все значимые события и праздники в жизни человека сопровождало это блюдо. Кашу использовали во время гаданий и ворожбы. В рождественские вечера девушки отбывали с кашей целый ритуал, приглашая милого кашу кушать. Каждая из подруг съедала ложку каши, а вторую ложку подбрасывала вверх позади себя, приговаривая: "Суженый, ряженый, приходи ко мне кашу есть!"
Бабью кашу варили на крестины. Раньше это делала бабка-повитуха, позже – хозяйка дома. На бабью кашу приходили близкие родственники и кумовья. В конце праздничного обеда горшок с гречневой или пшенной кашей разбивал крестный отец, который должен дать за кашу больший выкуп. Середину каши отдавали матери ребенка, все ели кашу за здоровье крещеного, а черепки с разбитого горшка забирали на счастье.
Васильеву (Васильевскую) кашу готовили 13 января на старый Новый год. По ней гадали на целый год. Не дай Бог, чтобы каша полезла из горшка! А еще хуже, когда горшок треснет – будет беда, неприятности, потери в хозяйстве. Такую "несчастливую" кашу выбрасывали с горшком в прорубь. Если же каша удавалась (такое было чаще всего, ибо варили ее внимательно), ее съедали до крупинки – на счастье и удачу.
В ХVІІІ-ХІХ вв. ученику по окончании учебы готовили кашу, которую он съедал вместе с товарищами по "грамоте", а горшок разбивали на счастье. Потому – однокашники.
Кваша
Древнее блюдо, похожее по технологии приготовления на кисель. Для приготовления кваши брали гречневую и ржаную муку, немного солода, смешивали, запаривали кипятком и жидкое тесто ставили на ночь выкисать в теплом месте. Утром кисло-сладкое молодое тесто варили, следя, чтобы кваша "не убежала". Квашу заправляли ягодами и подавали на десерт, как лакомство.
Кваша (квашня, солодуха) считалась заменителем хлеба; как и хлеб, является символом солнца:
За лесом-пралесом
Золотая квашня сходит…
Квашу подносили к солнцу, вокруг нее водили жениха и невесту. Накрывали квашу вывернутым кожухом, усаживали на нее невесту, чтобы расплести косу. Мальчиков садили на квашу для пострижин (стрижки). На веко от кваши клали свадебный каравай. По поверьям, квашей можно погасить пожар. На кваше гадали и ворожили.
Кисель
Еще не так давно люди с большой пользой для здоровья употребляли овсяные, гороховые, картофельные, ржаные и пшеничные кисели. В скоромные дни подавали с молоком, в пост – с подсолнечным маслом. Такая пища в пост давала возможность сытного существования. Кисели, благодаря значительному содержанию крахмалистых веществ, грубых волокон в соединении с квасом и овощами, помогали долгое время обходиться без мяса и другой скоромной пищи и выполнять тяжелую физическую работу.
Известен из древних времен овсяный кисель (киселица, овсяный борщ, жур), который для лучшего вкуса готовили не из овсяной муки, а из овса. Овес сушили, мололи или толкли, заливали горячей водой и оставляли в тепле на 1,5 суток. Тесто должно было хорошо прокиснуть, потому и название – кисель (и на вкус он был не сладкий, а кисловатый, а то и кислый). Потом размешивали, цедили через сито. Сцеженную жидкость, помешивая, варили до густой; густую охлаждали до желе. Заправляли кисель маковым или конопляным молоком (подсолнечным маслом), которое еще называли постным. Овсяный кисель был сивого цвета. Порезанный на куски кисель заливали квасом и подавали к столу. Кисель подавали последним, он заканчивал застолье. Потому, шутя, называли его "выгоняйлом", "разгоном", "вышибалой". Съедать кисель нужно было весь, если уже миска начата, ибо он подходил водой. Присказка: "Седьмая вода на киселе" – значит, нежелательный, никому не нужный.
В "Повести временных лет" приведена легенда о том, как овсяный кисель спас жителей города Белгорода во время печенежской осады. По совету одного старца, они сварили из последнего овса и остатков меда кисель, опустили его в колодец и черпали на глазах у печенежских посланцев-парламентариев. Печенеги поверили, что белгородцев сама земля кормит, и сняли осаду.
Но со временем современные ягодно-фруктовые сладкие кисели практически вытеснили стародавние. Современные кисели готовят из фруктов и муки. К примеру, бузиновые ягоды на кисель перетирают с ржаной мукой, заливают в горшке кипятком, кладут иногда еще свежие груши, варят полтора часа и ставят преть в печь на полтора часа. Подают с медом. Калиновый кисель перетирают с пшеничной мукой. На грушевый, яблочный, сливовый, вишневый, земляничный отваривают фрукты, перетирают, кладут пшеничную или картофельную муку, разбавляют фруктовым отваром и помешивают на огне до кипения. Кисели подают на десерт.
Колбаса
Колбасу готовили преимущественно из свинины про запас. Свиные тонкие кишки тщательно промывали, вымокали, чистили и начиняли сырым мясом, перетертым с чесноком, перцем и солью. Кольцами колбасу жарили на сковородке в горячей печи с обеих сторон. Хранили колбасы в горшках, заливали смальцем и ставили на холод. Колбасы были обязательным блюдом на праздничном столе, готовили их, как правило, перед Рождеством, Пасхой.
Колыво
Издавна люди верили, что после смерти человека душа его продолжает поддерживать связь с живым миром. Потому, когда человек умирал – "отходил", – тело отдавали земле, а душе воздавали почести – устраивали поминальные обеды (трапезы, тризны). Для почитания души готовили особые ритуальные блюда: колыво, сыту (напиток из меда). Колыво готовили (и ныне готовят на похороны и поминки) из отваренных зерен ячменя и разбавляли сытой (ныне ячмень заменили пшеницей, а заливают подслащенным медом узваром). В обряде похорон колыво несли впереди покойника. Поминальный обед после похорон начинают и заканчивают колывом, беря его ложкой трижды. После этого колыво ставят на подоконник либо оставляют на столе – вроде душа покойника прилетает и угощается. Готовят колыво также на девятый, сороковой день поминок и на годовщину.
Обязательным блюдом колыво было в рождественские вечера, на поминальной неделе после Пасхи, в поминальные субботы, когда, согласно народным поверьям, в вечерних сумерках в жилища приходят праведные души умерших родичей. Возле ритуальных блюд и напитков на покутье или на подоконнике клали ложки, мисочки с водой и чистый рушник – "чтобы было чем умыться и утереться".
"Вторая неделя после Великодня называется "поминальной". В старых письменных памятниках для этой недели есть еще название: Радуница. У стародавних славян Радуницей (или "весенней радостью") назывался, вероятно, целый цикл весенних праздников – время поминания мертвых. На совместном обеде раздают колыво с медом – его нужно есть натощак" (О. Воропай).
Зерно в колыве символизировало продолжение рода. Блюдо и обряд дохристианские. Колыво еще называли кутьей (это и есть разновидность кутьи) или сытой (потому, что поливали медовой сытой).
Крашанка
"Как известно из библейских легенд, культ яйца в христианстве берет начало со времен, когда Мария Магдалина поднесла римскому императору Тиверию красное яйцо как символ страдания и вознесения Иисуса Христа. Сегодня на всех континентах насчитывается полтора миллиарда христиан, и абсолютное большинство из них на праздник Воскресения Христова готовит только крашанки без каких-либо орнаментов" (Эраст Биняшевский).
Крашанка – пасхальное красное яйцо, крашенное красной краской. Оно было и есть символом солнца. Почиталось как ритуальный предмет. "Катание" крашанок и игра "навбитки" – отголосок языческих обрядов. Крашанка и ныне используется при гаданиях и заговорах, ею знающие люди вы катывают болезни. Крашанки – незаменимый атрибут стола на Пасху. Древние славяне, у которых год начинался с весны, дарили друг другу "красное яичко" – крашанку, чтобы и год, и век был "красным" – хорошим, красивым, добрым.
Для покраски яиц издавна использовали и используют отвары разных растений. Желтую и желто-красную краску получали из коры диких яблонь, шелухи лука, почек осины, горицвета, зверобоя, ромашки. Синий цвет давали синие мальвы, сон-трава. Для сизо-пепельного цвета использовали ягоды бузины. Коричневую краску добывали из почек ольхи. Черную краску – из корней крапивы, ольховой коры.
Яйца красили разноцветными кусочками ткани и нитками, которые линяют, заворачивали в тряпочку, крепко заматывали и минут двадцать варили в воде, куда добавляли немного уксуса. Для крепости в краску подмешивали хлебный или свекольный квас.
По своей пищевой ценности яйца являются уникальным продуктом: в них сконцентрированы жизненно важные, хорошо сбалансированные пищевые вещества.
Яйца входят в состав многих мучных, сырных блюд, блюд из крупы и пр. Вареные яйца как самостоятельный продукт подают с разными добавками, подливами.
Крашанки святят в церкви и начинают трапезу со свяченого яйца и паски. По народным поверьям, съесть на Пасху свяченое яйцо – быть здоровым весь год.
Кровянка
Колбаса из смеси сырой крови и недоваренной гречневой крупы, поджаренная в печи. Для приготовления кровянки брали толстые кишки убитых свиней, тщательно их промывали, замачивали, очищали, добавляли не жалея соль и специи, и поджаривали в печи с обеих сторон. Кровянка – одно из немногих блюд, которое готовили, несмотря на религиозные запреты принимать в пищу кровь убитых животных.
Крученики
Одно из распространенных праздничных мясных блюд народной кухни. В отбитый кусок мяса или рыбы кладется начинка (грибы, жареная капуста), завивается рулетом (потому еще – завиваники), завязывается ниткой, поджаривается, а потом тушится в горшке. С готовых кручеников снимается нитка, подаются они с кашей или картофелем. Готовили крученики на праздники, свадьбу и другие торжества.
Кулеш
Жидкая каша, приготовленная из пшена или других круп. Готовили часто кулеш в условиях похода, или на полевых работах, потому еще называли это блюдо – полевая каша. Промытое пшено засыпают в посудину с кипятком, солят, добавляют две-три картофелины, специи, зелень. Заправляют луком, чесноком, а если есть – салом, мясом, рыбой. Когда пшено разваривается и получается кашеподобная масса, кулеш готов. Вкусным считался густой кулеш.
Кутья
"Кутья – яство поминальное. Согласно давним верованиям наших предков, во время тризны следовало кушать кутью с медом, чтобы душам умерших было сладко в потустороннем мире. Кутья на Святвечер символизировала эту тризну. С принятием христианства она не только не утратила свое значение, но и получила новый глубокий смысл. Давние символы: кутья (пшеничная каша), мед и мак стали символами единения всего рода, прошлых и сущих поколений и победы жизни. Цельные зерна пшеницы – вечная жизнь, мак – души умерших родичей, а пчелы и мед – символы христианства" (Ольга Вербенец).
Кутьей называют рождественское колыво. Само слово "кутья" греческого происхождения, в переводе – "вареная пшеница".
Кутья – древнее обрядовое кушанье из бобов или зерна, которое было жертвой покойнику. Святой вечер накануне Рождества называют богатой кутьей. Рождественская кутья имеет ритуальный характер. В кутью добавляли мед, мак, орехи, ставили на покутье, оставляли на ночь для предков. Кутья была обязательной среди двенадцати яств в Святой вечер.
Кутьей хозяин приглашал мороз. Кутьей начинал вечерю, подбрасывая из ложки кутью к потолку, накликая счастье, здоровье, урожай (чтобы рожь высокой уродилась). Кутью носили дети родичам и близким, бабке-повитухе, делясь достатком.
Кутью готовили: первую – на Рождество; вторую – на Новый год; а третью – на Крещение. Перед Крещением целый день постились, потому третья кутья еще называется голодной кутьей.
Кутью должен был поставить на покутье мужчина, а еще лучше юноша. Под рушник, на который ставили кутью, мостили немного сена, чтобы скотинке сено уродило в новом году. Накрывали кутью обрядовым хлебом-кнышом или калачом. Рядом с кутьей ставили последний сноп – дидух – божество и символ будущего урожая, а также узвар – обрядовый напиток из фруктов.
Ныне чаще всего кутью готовят из риса, подслащивают сахаром, добавляют изюм, орехи и т. п.
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.