Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии


Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Сообщений 191 страница 200 из 303

191

Заяц
Заяц и кролик почти не различаются ни в символике, ни в народных верованиях. В христианстве беззащитность зайца символизирует людей, которые уповают лишь на Бога.
По старинной легенде, заяц был создан нечистой силой, и потому встреча с ним не предвещает ничего доброго. Чтобы отвратить беду, если заяц перебежал дорогу, нужно бросить на дорогу несколько связок сена и произнести молитву. На Слобожанщине известна примета, что заяц, который появляется вблизи жилища, может быть предвестником пожара.
У многих народов заяц символизировал трусость и чаще использовался в детском фольклоре и свадебных песнях. В природе заяц не трусливое животное, он может дать отпор любому хищнику своими крепкими лапами и острыми зубами.

Клопы
Если блох выводят весной, а мух осенью, то клопов и тараканов тогда, когда их разведется очень много. Считали, что несколько клопов или тараканов из своего дома нужно отнести в чужой, тогда большинство насекомых пойдет за ними.
Известно довольно много ритуалов избавления от насекомых. К примеру, связывают двух клопов ниткой. Один член семьи становится за окном с улицы, другой в доме. Перетягиваются связанными клопами, но побеждает тот, кто с улицы; он и относит клопов к соседям.
Подкладывают клопов священнику в шапку или бросают ему ниже спины ("Куда поп, туда клоп!"); в домовину к покойнику ("Куда гроб, туда клоп!"); привязывают чужой серой кобыле к хвосту ("Езжайте, клопы, в гости!").
Женщины объезжают жилище верхом на кочерге, снопе, помеле, зовут клопов или тараканов и, выезжая за порог, показывают им дорогу от дома.

Коза
Коза (греч. "кимера", лат. "capra"). Символическое значение животных мужского и женского пола разное. Если козел (греч. "трагос") чаще считается воплощением похоти и жизненной силы и выступает негативным символом, то козу с античных времен считают кормилицей. Рог козы – символ плодородной природы ("рог изобилия" – "cornu copiae").
Коза в праславянских легендах выкормила бога Перуна, как у древних греков коза Амалтея выкормила юного Зевса. Коза символизировала плодородие, плодовитость, отсюда ее связь с божествами и другими персонажами, которые были опекунами благосостояния и урожая, оплодотворяли землю – громовержцами: Перуном у славян, Перкунасом у литовцев, Тором у скандинавов, Пушаном у индийцев, Паном у греков, Пушкайт-сом у пруссов. Как утверждает В. Топоров, имена Пана, Пушкайтса, Перуна произошли от общего индоевропейского корня "pus" – расцветать, делать плодородным.
В русской сказке "Про козу лупленую" и в словацкой ритуальной игре присутствуют мотивы изгнания козой со своего жилища всех животных, а потом изгнания самой козы пчелой, ежом или петухом. Насильственное изгнание мифологического персонажа, воплощающего плодовитость, – отголоски древнего обряда жертвоприношений. До начала ХХ в. сохранялась у славян традиция приношения черного козла в жертву водяному духу, чтобы умилостивить его; согласно поверьям, обиженный дворовой дух может мучить всех домашних животных, кроме козла.
Мотив жертвоприношения присутствует в более поздних фольклорных источниках. Например, в русской сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" задуманное убийство обращенного в козленка Иванушки носит мотив ритуального. Мотив жертвоприношения сохранился в новогодних обрядах колядования. Накликая урожай на Рождество, парни в масках водили козу (переодетого товарища) и пели:
Где коза ходит, там жито родит,
Где коза ногой, там жито копной…
"Коза" падала, притворялась мертвой, а потом воскресала (мотив отмирания природы зимой и воскрешения весной, жертва с целью накликать урожай).
В христианских преданиях козу создал сатана, наследуя Бога, который создал корову. При этом черт никак не мог оживить козу. Когда же Бог вдохнул в существо жизнь и коза побежала, черт хотел остановить ее, чтобы рассмотреть, схватил за хвост и оторвал его.
Считали, что от козы ведьма не может взять молоко, боится, потому что коза чертом создана.

Козёл
Символическое животное, которое в дохристианскую эпоху имело позитивную символику, но со временем приобрело негативные оттенки. Козлы в представлении древних были запряжены в колесницы небесных богов (Перуна у славян, Тора у германцев), что символизировало боевые качества, упрямство, мужество. Из-за этих качеств козлы были также жертвенными животными. Известное выражение "козел отпущения" подарил человечеству Геродот, который рассказал об обряде древних евреев возложения грехов всего народа на живого козла. В день отпущения грехов первосвященник возлагал обе руки на голову козла, отдавая ему грехи народа, после чего козла выгоняли в пустыню.
Во времена христианства козел становится "смрадным, похотливым, нечистоплотным животным", которое во время Страшного суда играет роль проклятого на вечное наказание в аду. "Похотливое, бодливое животное, всегда готовое пароваться. По своей природе козел настолько горячий, что его кровь может растворять алмазы, которые невозможно раздробить ни огнем, ни железом" (Унтеркирхер "Бестиарий").
Как свидетельствует иконография, дьявол заимствует большую часть своих черт от козла. Ведьмы средневековья и Нового времени летают в воздухе и на козлах в том числе. Заправляет ведьмовскими шабашами на Лысых горах дьявол в личине козла либо же с козлиными копытами.
Козла ассоциируют с образом дьявола, ему приписывают глупость, обман, жадность, дурость, но в то же время, возможно в меньшей мере, с козлом связывают богатство, сдержанность, сосредоточенность, силу, упрямство.

Комар
Согласно поверьям, комары, как и все другие насекомые, взялись из пепла или из пыли. В народном представлении персонаж фольклора с юмористической окраской, упоминаемый вместе с мухой, часто как муж мухи ("Ой, что ж там за шум учинился, Что комар да на мухе оженился…"). Мужская символика комара и его укусы в некоторых песнях и присказках имеют эротический характер по отношению к девушке, которая ждет милого. Появляются комары в мае на Лукерью комарницу, исчезают после третьего Спаса.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

192

Конь
Воплощение жизненной силы и мощи на более высоком уровне, чем бык. В пещерном искусстве ледникового периода и конь, и бык были самыми важными мотивами наскальной живописи. Сначала конь соотносился с царством мертвых и был жертвенным животным, позже благодаря своей быстроте, дальним и высоким прыжкам был связан с солнцем (животное в колеснице небесных богов). Кони кочевых народов для оседлых племен были неизвестными животными (отсюда представление о кентаврах – всадник в их первичном воображении сливался с конем).
Конь играет важную роль в мифологии многих народов. В древних славянских памятниках конь – священное животное, необходимая принадлежность языческих храмов. Древние видели в нем символ смерти и воскрешения солнечного божества; солнце, которое всходит и заходит. Конь был спутником высших и обрядовых божеств Перуна, Ярила, Даждьбога, Святовита. Героические персонажи мифов, сказок, былин также разъезжают по свету на чудесных конях. У героя чешских преданий Горимира был чудесный конь Шемик:
"Как только Горимир вскочил в седло, конь затанцевал под ним. Сжал Горимир коленками бока коня, наклонился к его уху и крикнул:
– Давай, Шемик!
В один прыжок конь был уже на валу… другим большим прыжком он перескочил через высокую стену из колод. Присутствующие онемели от удивления. Шемик с всадником взлетел над срубом, как птица… и оба исчезли…
…В Неуметелях сохранилась "могила Шемика". Никто не смеет ее трогать, иначе не избежать большой беды. Когда в 60-е годы ХІХ в. пражский археолог хотел раскопать могилу Шемика, сбежалось все село и археолога прогнали. На могиле надпись: "Тут, в Неуметелях, верили и верят, что верный конь рыцаря Горимира похоронен в этом месте"" (Алоис Ирасек "Старинные чешские предания").
Кони славянских первопредков имели имена, как и кони былинных богатырей, но они не сохранились и не дошли до наших дней.
Коня сопровождали и соответственные знаки солнца – диски, лучистые кресты, ромбы. Изображение коня – один из ведущих мотивов народного искусства. Кони чаще встречаются на прядках, ковшах, гребнях, детских игрушках, на крышах жилищ. Жрецы подъезжали к капищу на конях.
Как священное животное коня славяне приносили в жертву богам. Священные кони были при храмах славянских богов Даждьбога, Радегаста, Святовита. У мифического бога грома славянских племен, как и у всех индоевропейских народов, атрибутом была колесница, запряженная лошадьми.
Древние славяне очень учтиво относились к коню. Погибших в битве боевых коней князья хоронили на специальных помостах и насыпали над ними курганы, как над воинами. Часто кони сопровождали в потустороннюю жизнь своих хозяев, князей или княжьих дружинников.
В народном представлении конь – символ судьбы человека. Воспетый в песнях, былинах, сказках, он всегда выручает героя. В сказках кони выступают как ясновидцы, волшебные существа, которые разговаривают человеческим языком и дают добрые советы своим хозяевам. Почти всегда герой ведет коня поить из криницы – творит с ним обряд приобщения: через воду, которую конь пьет из криницы, герой как бы сливается с конем, со своей судьбой.
Особое место в верованиях конь занимает потому, что он больше всего использовался в быту, хозяйстве, военных действиях. В отличие от азиатских народов, славяне не употребляли конское мясо и кобылье молоко в пищу, конь использовался лишь как войсковая и тягловая сила.
Даже после смерти конь (его кости) был атрибутом магических действий. Оберегом от нечистой силы считался конский череп. Его выставляли на жерди в огороде, чтобы никакие злоумышленники и нечисть не помешали плодородию; на пасеке, чтобы пчелы медоносили. Голову коня закапывали под греблю, чтобы водяной греблю не снес. Весной чужого коня рыбаки тайком жертвовали водяному, чтобы был добрым и щедрым.
Согласно поверью, зелье, проросшее сквозь глазницы конского черепа, имеет чудесную лечебную силу.
Конь был оберегом, потому оберегом стала конская подкова, которая охраняла жилище, хлев, конюшню и другие хозяйственные помещения. Этот обычай до сих пор жив в народе.
Стилизованными деревянными головами коней украшали кровли строений, чтобы уберечься от нечисти; они были оберегами.
Поверье:
В коня (судьбу) может вселиться нечистая сила, чтобы навредить хозяину (товарищу) коня.

Ко́ня
Птица из породы ястребиных. Наши прадеды подметили, что пьет она только росу и дождевую воду, и на этом основании возникла легенда. В древние времена Господь ставил по миру гребли. Все птицы, звери и люди помогали ему, одна лишь птица коня не хотела помогать в общем деле. Господь наказал лентяйку, и потому она живет лишь росой и дождем.

Корова
Корова в мифологиях многих народов – позитивный персонаж и символ. Она олицетворяет материнские силы кормилицы Матери-Земли.
"Доброе животное, малоподвижное и очень выносливое… мягкое, тёплое, терпеливое и в ежедневной жизни, и в своей беременности… скромный и простой символ самой матери-земли, воплощение материнского начала" (Е. Аеппли).
Роль коровы была очень важной во времена скотоводческих племен, а в более поздние времена земледелия эта роль намного пассивнее и в мифах, и в эпосе.
Поверья:
Когда покупаешь корову, нужно брать с веревкой на рогах, иначе без молока будет.
Перед доением нужно давать корове кусок отломанного хлеба, а не отрезанного, иначе молоко отрежешь.

Коршун
Большая хищная птица семьи ястребиных с длинными крыльями и загнутым клювом. Древние славяне спорно оценивали эту птицу. С одной стороны, как хищная птица, коршун (коршак, укр. "шулика", "шуляк") был символом ночных недобрых сил, воплощением жестокости, хищничества, коварства, даже в поверьях был одним из воплощений нечистого.
С другой стороны, символизировал силу, ловкость и отвагу, может потому в древние времена считали, что тот человек, у которого на груди рубахи вышит коршун, всегда будет счастлив и здоров.
Хозяйки, вынося впервые цыплят на подворье, исполняли ритуал против коршуна. Они завязывали себе глаза, пускали цыплят под ноги и приговаривали: "Как я не вижу, куда цыплят пускаю, чтобы и коршун их так не видел!"

Кошка
Кошка была приручена около 2000 г. до н. э. в Древнем Египте. Из Египта в более поздние времена кошка попала в Грецию и Рим и стала животным богини Дианы. Особую силу уже тогда приписывали черным кошкам, считали, что даже пепел, рассыпанный на полях после их сожжения, оберегает те поля от вредителей. У кельтов кошка была символом злых сил, часто становилась жертвенным животным. У северных германцев кошки были запряжены в карету богини Фрейи. Обманчивость кошачьей натуры подтверждали глаза, которые меняют цвет в зависимости от угла падения света, а еще умение охотиться и ориентироваться в полной темноте. Это стало причиной недоброй славы союзника темных сил.
Со временем приписали кошке службу ведьмам: вроде черная кошка является постоянной спутницей ведьмы, на шабаше ведьма летает верхом на черной кошке. Общеизвестен мотив перевоплощения ведьмы в черную кошку. ("Майская ночь, или Утопленница", Н. В. Гоголь). И ныне черная кошка в народном представлении – символ несчастья.
По народным преданиям, кота создал Господь, потому это чистое и доброе животное. Кот символизировал домашний уют, покой, и недоброй приметой считалось, когда кот покидает усадьбу, свой дом. Это событие предвещало войну, голод, болезни, всякую беду.
В некоторых местах кота почитали как одно из воплощений домового духа, как домашнее божество, защищающее жилище от нечистой силы.
О том, что отношение к кошке во многих культурах в разные времена было спорное, свидетельствуют ее изображения в геральдике.
"Кошка интерпретируется как свобода, потому что она не хочет быть пойманной или закрытой где угодно. Она хитра и неутомима в стремлении догнать врага, а это главные качества доброго солдата. Потому древние швабы, швейцарцы и бургундцы ввели кошку в свой герб, где она символизирует свободу" (А. Г. Беклер, 1688).
Примета:
Если черная кошка дорогу перебежит, неудача в любом деле будет.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

193

Крот
Крот также может быть отнесен к животным-оборотням. В древней легенде рассказывается о том, как один богач надумал обмануть Бога. Он закутал своего сына в одеяло и спросил Господа: "Если ты всемогущий, скажи, что здесь в свертке?" Господь сразу же ответил: "Крот". Богач развернул сверток и увидел, что его сын и вправду превратился в крота. С той поры появились на земле эти диковинные животные.
Болгарская легенда рассказывает о том, как перед смертью отец разделил землю между своими сорока сыновьями. Но сыновья продолжали ссориться и враждовать. Разгневанный отец обратился к Богу: "Господи, сделай так, чтобы мои сыновья стали такими животными, которые бы всегда в той земле рылись!"
Иногда крота в поверьях связывают с лаской. Скорее всего потому, что плохих сыновей и зятьев Господь превращал в кротов, а дочерей и невесток – в ласок. У сербов известно поверье о том, что девушка (ласка), чтобы ее полюбил юноша, должна была проткнуть веретеном (символом прядения и атрибутом, имеющим отношение к ласке) сердце крота.
Крот – хищник, который имеет плохое зрение и прекрасный слух. Передвигаясь под землей довольно быстро как головой, так и хвостом вперед, это животное съедает за день личинок, червяков, мышей, ящериц, жаб столько, сколько само весит.

Крыса
Как и мышь, имеет негативное значение, но иногда может быть животным, которое обозначает душу человека. Известный сказочный ловец крыс ("Гамельнский крысолов") выступает в качестве символа ловца душ.
Из-за того, что крыса уничтожает продовольственные запасы и переносит инфекционные болезни, она имеет репутацию существа, связанного с нечистой силой, животного, которое служит ведьмам во вред людям.

Кукушка
У многих народов это птица, которая сам оглашает свое имя – кричит "ку-ку" (греч. "коккукс", "куккос", лат. "кукулюс" ("cucullus"); укр. "зозуля" – подчеркивает цвет птицы ("зозулястый" – пестрый, рябой)). Кукушка считалась воплощением души, вестницей весны, предсказательницей будущего.
В славянской мифологии птица-вещунья, символ времени. Кукушка наказана Богом за какие-то грехи тем, что весь век живет без пары, не имеет собственного гнезда и яйца откладывает в чужие гнезда. В древней легенде в кукушку превращается богиня Жива и приносит из вырея ключи от весны, которыми Ярило (Перун, Лад, Жив) отмыкает небо. У древних греков скипетр богини Геры был украшен изображением кукушки, потому что Зевс перед браком с Герой прилетал к ней под личиной кукушки.
Символизировала кукушка также и вечное вдовство, и горькую судьбу. В "Слове о полку Игореве": "Ярославна зигзицею кичет". (Зигзица – древнее название кукушки.)
Кукушка кует (кукует) только весной от Благовещения до Петровок, а как появится ячменный колос, она перестает куковать. Говорят в народе: "Кукушка на Петра мандрыкой (сырной пампушкой) подавилась". Кукушка – птица пророческая; когда она кукует, в нее вселяется дух жизни и тогда вещает человеку количество лет пребывания на белом свете.
Кукушка – один из любимых поэтических образов в позднем украинском фольклоре. Очень часто она сравнивалась с молодицей, которая не обрела счастья в супружеской жизни; над могилой казака, погибшего на чужбине, плачут три сивые кукушки.
Интересное поверье об этой птице сохранилось в Галиции. Верили, что на седьмой год существования кукушка превращается в ястреба и приносит вред домашнему хозяйству, разрушает гнезда ласточек и воробьев. Вот почему они, когда видят кукушку, собираются вместе и общими усилиями прогоняют ее. Кукушку принимали за ястреба-воробьятника из-за пестрого окраса.

Куница
Если у западных и южных славян брачным символом выступает ласка, то у восточных славян невесту и невестку чаще всего называют куницей, что сохранилось в дошедших до наших дней древних ритуалах, обрядах, песнях и присказках:
Пришел волк к медведю -
Что будем робить (делать)?
Давай зайца молодого
Будем женить.
Оженим зайца,
Прекрасного молодца,
Пускай по лесу не бродит,
Пускай себе жинку заводит.
Оженили зайца,
Взяли куницу,
Сам заяц удивился -
Гарная молодица.
(Украинская народная шуточная песня)
Часто образ куницы встречается в свадебных обрядах. Когда приходят сваты, называют себя охотниками, девушку, которую сватают, – куницей, а жениха в пару кунице – соболем, горностаем.
Энциклопедия славянской культуры,...
Образ куницы выступает у восточных славян (как и ласка у южных) и в ритуалах, связанных с ткачеством. Куница помогает удачливым женщинам ткать полотно, прясть.

Курица
Домашняя курица – самая распространенная домашняя птица во всем мире – имеет совсем другое значение, чем петух, и является прообразом матери.
В легенде о происхождении курицы и ее предназначении Господь создал мир: животных, людей, птиц. Для последних он брал землю похуже, чтобы не портить будущие поля и пастбища. Люцифер же, как водится, мешал Богу, путая и смешивая все, что видел. Так он дал Господу хорошую землю вместо плохой, когда тот создавал как раз курицу. Когда Бог увидел это, было уже поздно, но он не растерялся и сразу же благословил свое создание, потому курица такая плодовитая и вкусная.
В древние времена эта птица была воплощением плодородия, домашнего уюта, большой здоровой семьи, может, именно потому на каждой свадьбе было ритуальное блюдо из кур для жениха и невесты.
Поверье:
Если курица начинает петь, как петух, это верный признак, что злые люди сглазили кого-то из членов семьи. Чтобы отвернуть несчастье, хозяин ловил курицу и мерил ею расстояние от стола до порога жилища: какая часть касалась порога, ту и отсекал, тогда порча возвращалась к тому, кто наслал.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

194

Ласка
Маленький хищный зверек из семейства куниц – у славян значимый мифологический персонаж. В народном представлении прослеживается тесная связь ласки с хтоническими животными (кротом, мышью, змеей, ящерицей, жабой, червяками), с птицами (особенно с ласточкой), с кошкой. В народной традиции ласка (ласица) чаще выступает в роли домашнего покровителя и охранника скота.
У южных и западных славян ласка соотносится с разными женскими функциями: она выступает в качестве невесты или невестки. Болгары называют этого зверька "крестною маткою" и "красулею"; лужичане – "девицей", "госпожой"; чехи – "панною", поляки – "панною ласкою". В Галиции (Калушский район Ивано-Франковской области) известны свадебные песни, где невесту называют "ласицей":
Откройте, староста, вереи,
Давайте ласицу нагреем!..
Мы тебя, староста,
В темный лес возьмем,
Мы тебе свою ласицу укажем…
У болгар есть легенды о невестке, которая отказалась прясть (не в меру пряла, пряла в праздничный день), была проклята свекровью и Господней волей превратилась в ласку. Чтобы ласка не передушила кур, перед курятником клали веретено или прялку.
У гуцулов ласке посвящен день святой Ека-терины. У многих европейских народов святая Екатерина считается покровительницей женщин, которые прядут, а также браков.
У черногорцев известно поверье о том, что ласка помогает роженицам. Еще с античных времен известны версии легенды о рождении Геракла, где упоминается ласка. Сербы верят, что ласка отомстит (погрызет одежду) тому, кто не выполнит просьбу беременной женщины (у белорусов есть шуточные песни о том, что куму и куме одежду проели мыши потому, что они не обратили внимания на просьбу беременной невестки). В брачной символике и в эротических поверьях восточных славян вместо ласки выступает куница, горностайка.
Сербы и болгары еще называли ласку "власица", считая, что она может выстричь ночью волосы, бороду, усы. У восточных и западных славян есть поверье о том, что ласка заплетает ночью гривы коням.
В некоторых местах ласка была нечистым и вредным животным. Именно ей приписывали порчу коров и другого скота, считали, что этот зверек – одно из воплощений ведьмы.
Сердце ласки – одно из верных средств, которое применяли для повышения пророческих способностей.

Ласточка
Ласточка – позитивный символ в культурах многих народов со времен глубокой древности. Древнегреческая легенда в пересказе Плиния рассказывает о том, что эти птицы всегда летят только на юг, где сбрасывают перья и зимуют в скалах. В Древней Греции этих птиц считали посланницами весны. Пословица "Одна ласточка весны не делает" встречается еще у Аристотеля и Аристофана. В средние века ласточка, как и журавль, считалась символом возрождения и весны.
У славян, как и у всех европейских народов, – символ весны и домовитости. Она на своих крыльях приносит солнечные дни. Часто упоминаема ласточка в колядках, щедривках. В народе верили, что 1 марта по старому календарю (14 марта по новому календарю) на Евдокию возвращается из вырея ласточка.
Эту птицу любят в народе, с ней связано много поверий. Ласточки вьют гнезда под крышами хат, под потолком хозяйственных строений, конюшен. Разрушить гнездо ласточки – грех. "Кто гнездо разрушит или яйца ласточки возьмет, у того лицо покрывается веснушкам". Дети, которые были усеяны веснушками (укр. "ластовинням"), выглядывали ласточек, увидев их, кричали: "Ласточка, ласточка, возьми себе веснянки, дай мне белянки". После этого бежали умываться водой из-под снега – чтобы не было веснушек.
Согласно поверьям, если ласточки летят над землей – будет хорошая погода, можно сеять; если летят от земли, вверх – еще земля холодная, погоды не будет, сев еще подождет. Считали, что купаться в водоемах можно после того, как ласточка искупалась.

Лебедь
Птица, которая благодаря грациозной шее и чистому белому оперенью стала символом благородной чистоты. В древнегреческой легенде Зевс в подобии лебедя искушал доверчивую Леду. В Древней Греции лебедь связан с Аполлоном, он присутствует при рождении бога, несет его в не беса и поет ему о будущем. Эсхил рассказывает о громкой жалобной последней песне лебедя – пророчестве своей близкой смерти. Ныне "лебединой песней" называют выдающиеся деяния или высказывания великих людей на склоне лет.
Один из самых больших представителей ряда гусей (длина до 180 см, вес 8-12 кг) – лебедь-шипун (шелкун) – называется так потому, что раздраженная птица, вытягивая длинную изогнутую шею, шипит. В полете крылья белой большой птицы своеобразно мелодично скрипят, что можно услышать издалека. На воде крылья у птицы немного приподняты над туловищем. Лебедь-кликун немного меньше; отличается от шипуна еще и тем, что громко кричит. Лебедь – сильная и воинственная птица: ударом крыла может убить птицу-соперника, сбить с ног человека; хищные птицы не нападают на лебедя.

Лев
Лев, как и орел, символ владычества. В сказках и преданиях он выступает как "царь зверей". Это обусловлено его силой, золотисто-коричневым окрасом, а также большой гривой у животных мужского пола, которая окаймляет голову, словно солнечные лучи. Потому приписывали льву способность смотреть на солнце не мигая.
В античные времена боги и герои, тот же Геракл, выступали в роли победителей львов, что было символом победы человеческого разума и духа над животным миром и нашло отражение в сказках.
Во времена средневековья лев, как символ боевых успехов и мощи, часто изображался на гербах. Лев в короне – национальная эмблема Великобритании.

Летучая мышь
Во многих культурах не вредный пожиратель насекомых летучая мышь (кожан, крылан, укр. "кажан") была существом, вызывающим страх. Позже это отразилось в христианстве, где дьявол, как "падший" ангел, изображался с крыльями кожана. Такие же крылья, согласно поверьям, у всех демонических существ. Летучие мыши всегда присутствуют на изображениях ведьмовских шабашей.
В античную эпоху летучая мышь была символом бдительности. В греческих легендах она выступает хоть страшной, но умной, такой, что защищает от нашествия муравьев, гусениц, сараны, укусов гадюк. В некоторых местах кожанов прибивали к дверям для защиты от злых чар и ночных демонов.
Иногда летучих мышей уподобляли людским душам. В поэме "Одиссея" души умерших в подземном царстве изображены в подобии летучих мышей. "Летучая мышь, которая летает тогда, когда люди спят, – душа, возвращающаяся домой" (Хильдергарда Бингенская, 1098–1179).
В Украине известно поверье, что кожаны происходят от обычных мышей, которые съели кусочек паски или чего-нибудь освященного на Пасху. Потому возле церквей и бывает много летучих мышей, что там после обряда освящения всегда остаются крошки паски, а обычные мыши, съедая их, мгновенно превращаются в летучих мышей.
В старинных знахарских книгах приводится такой рецепт приворотного средства: "Когда поймаешь кожана, его нужно живьем сварить и перебрать кости. Среди них будут такие, которые напоминают грабельки и вилочку. Стоит лишь грабельками зацепить за одежду девушку или парня, которые нравятся, и они обязательно полюбят. Но злоупотреблять этим средством не следует, ибо существует большая опасность, что жизнь любимого человека будет недолгой – всего один год. Чтобы так не случилось, нужно оттолкнуть его или ее вилкой, и все встанет на свои места".
Засушенного кожана носили с собой, чтобы уберечься от лихорадки и других болезней.

Лиса
Лиса (лис) во многих народных традициях была олицетворением коварной хитрости и вероломства. Красноватый мех лисы напоминает огонь, что позволяло относить ее (как и белку, рысь) к свите нечистой силы.
В Древнем Риме лиса считалась демоном огня. Во время празднования в честь богини Цереры к хвосту лиса привязывали факел и гоняли зверя по полям, чтобы защитить урожаи от пожара. У древних германцев лис был зверем хитрого и коварного божества Локи.
У славян этот зверь был символом хитрости и ловкости. Человек, которому удалось перехитрить лису, считался достойным уважения.
Согласно древним поверьям, 27 апреля лиса перебирается в новое жилье, которое подыскивает себе накануне. После этого она на некоторое время слепнет и потому вынуждена голодать. Пробудить, вернуть лису к жизни может только седая ворона, которая должна три раза дернуть ее за хвост.

Лягушка
Как символические животные лягушки (жабы) в большинстве мифологий имеют негативные черты. Неприятный внешний вид, слизь на шкуре привели к тому, что в большинстве случаев они стали принадлежностью ведьмовства.
Но наглядные явления, такие как появление лягушки из головастика, в некоторой степени показывали это животное в позитивном значении. Она была символом возрождения жизни. Из головастика рождается лягушка, а из лягушки может родиться человек (сказка "Царевна-лягушка").
В некоторых народных преданиях лягушка выступает воплощением домового, потому ее нужно оберегать и она отблагодарит – принесет счастье в дом. Считали, что лягушка может быть хранительницей клада.
Лягушки зеленоватого цвета, живут у воды; жабы – буроватые, живут в земляных норах.
В христианстве появились другие предания. В них лягушки (жабы) – грешные люди, которых затопило Всемирным потопом; они имеют пять пальцев на руках и ногах, четыре длинных и один короткий. Придет время, когда лягушки опять станут людьми, а люди – лягушками, потому их нельзя обижать, тем более убивать. Или, что лягушка – "грешная душа": человек, который не исполнил при жизни какую-нибудь клятву, после смерти становится лягушкой и вознесется на небо только тогда, когда достигнет алтаря в церкви.
В народе пересказывают, что жабы довольно часто заводят драку с ужом, который ими преимущественно и питается. Если взять крепкую палку и разнять их, то сама палка превратится в волшебный амулет-талисман, который приносит счастье и богатство своему хозяину, позволяет управлять природными стихиями и вступать в противоборство с ведьмами и злыми колдунами.
Чары с использованием жаб и гадюк – один из самых известных видов колдовства и ворожбы на Руси. Чтобы отомстить кому-нибудь, обиженный хозяин обращался к местному колдуну и просил, чтобы тот за вознаграждение наслал жаб и гадюк на подворье врагу. Колдун брал живых гадюк и жаб, высушивал их в печи, растирал в пыль, завязывал в мешочек и бросал во двор обидчику. Спустя некоторое время из каждой пылинки вырастала жаба или гадюка, и размножались они в большом количестве.
Широко использовались жабы в приворотной магии. Если человек желал влюбить кого-нибудь в себя, он должен был живую жабу бросить в муравейник и бежать что есть мочи до самого дома. Ровно через три дня нужно было прийти к тому муравейнику и среди костей найти вилочку и крючок. Крючком нужно потянуть человека за одежду, но так, чтобы он не заметил, и тогда любимый или любимая обратят свое внимание. Если же, наоборот, нужно, чтобы кто-нибудь отцепился, достаточно лишь легонько уколоть вилочкой, чтобы избавиться от нежелательного поклонника.
В народе также считали, что жаба – одно из воплощений дьявола, сатаны. Когда молодой колдун проходит ритуал посвящения, он в полночь идет в баню, подкладывает под левую пятку нательный крестик и отрекается от Господа. Тогда появляется маленькая жаба, которая растет и растет, пока не превращается в страшное чудовище. Учитель приказывает колдуну, которого посвящает, залезть в открытую пасть чудовища. Существо, которое возвращается обратно, уже не человек.
Жаба занимала почетное место в народной медицине, как незаменимое средство для лечения язв и опухолей. Особенно часто ее использовали как средство против лихорадки, пугая ею больного. Сушеной жабой окуривали людей, которые болели черной падучей болезнью; молоко, в котором топили жабу, использовали как противоядие.
Приметы:
Если жабы переселяются в другие края, обязательно будет засуха.
Если посеять мак до того, как лягушки "закумкают", а овощи после – все уродит богато и густо.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

195

Медведь
Медведь хорошо знаком человеку с древних времен, о чем свидетельствуют черепа пещерных медведей, которых приносили в жертву в эпоху неандертальца. Встречаются наскальные рисунки медведей ледникового периода.
Алексей Кононенко - Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Животное-тотем многих народов, в т. ч. и древних славян. Греческая богиня охоты Артемида изображалась с медведями, а служанок Артемиды называли "медведицами". В древнескандинавских мифах бог Один появляется иногда в подобии медведя (Bjorn). Берсеркеры – воины-скандинавы – носили медвежьи шкуры и вели себя как сумасшедшие (под влиянием наркотиков берсеркеры жевали мухоморы, чтобы довести себя до такого состояния); их иногда называли оборотнями. У кельтов (гельветов) медведь был священным животным покровительницы дичи и диких зверей богини Арцио.
Значение медведя определяется в первую очередь схожестью с человеком, что мифопоэтическим сознанием древних трактовалось как общее происхождение.
Медведь считался хозяином леса, был объектом культа и поклонения. Атрибутами магических ритуалов жрецов была медвежья лапа. Амулетами, которые носили при себе, были медвежьи клыки и когти.
Отголосок языческих "медвежьих праздников" – скоморошьи забавы с медведем, новогодние "ряженые".
На представлении об общем происхождении базируются предания и рассказы о сожительстве медведя с женщиной, которая заблудилась в лесу, или медведицы с охотником; о рождении "людей-медведей", о медведях-оборотнях. Известный персонаж славянских сказок – Иван Медвежий сын, Медведко. Он обладает большой силой: переставляет с места на место высокие горы, управляется с двенадцатипудовой палицей, выпивает целое озеро воды, побеждает богатырей. Медведко – сын медведя, он получеловек-полузверь. Истоки этого образа языческие, с тех времен, когда медведь был зверем-тотемом древних славян.
Этого зверя в древние времена считали предком людей, старшим родичем. Таким образом прослеживается мотивация связи медведя с людьми.
Это подтверждают и табуистические наименования медведя: "хозяин", "дед", "батя", "князь", "владыка" и др. Табу на произнесение имени этого зверя было у большинства славянских племен. Славяне в древности называли медведя "ортокс". Но в связи с тем, что он был грозным противником человека, его имя произносить вслух считалось опасным – чтобы не накликать беду. Потому придумали условное обозначение, такой себе псевдоним: "медведь" (укр. "ведмідь") – ведает, где мед. Со временем старое "ортокс" забылось. Но на новое слово "медведь" опять распространилось табу! Потому и называли грозного зверя "хозяином", "лесным владыкой" и пр., а в сказках – "косолапым", "топтыгиным", "Михаилом Потаповичем" и т. п.
У северных славян можно проследить тесное сближение тотема-медведя с культом бога Велеса – противника громовержца.
Известны легенды уже христианских времен о том, откуда взялись медведи. В одной из них рассказывается, что медведь был когда-то мельником. Шел Господь по земле через какую-то речку и возле мельницы свернул на мостик. Мельник увидел его и спрятался под мостик, чтобы напугать. При этом надел тулуп наизнанку, чтобы страшнее выглядеть. Выскочил, зарычал… А Господь: "Бегай так, как ты передо мной показался, и реви вечно!" От того мельника и пошли медведи.
Одну из таких легенд, записанных на Киевщине, пересказывает О. Воропай: "Медведи когда-то были людьми; они жили в лесу и никого к себе не принимали – ни с кем знаться не хотели. Как-то заблудился в лесу монах; бродил, бродил по лесу и прибился к тем людям. Все село обошел – просился на ночь, потому что уже смеркалось. Никто его в хату не пустил, никто двери не открыл. Монах взял и проклял тех людей, вот они и стали медведями".
В текстах Библии медведь изображается страшным фантастическим или даже апокалипсичным зверем.
В народном фольклоре медведь – символ увальня. Отсюда – медвежья услуга, неуклюжая, неловкая. Народное название медведя – "Михайло", "дядька".
В природе медведь очень умный, быстрый и проворный зверь, он может бежать со скоростью до 55 км/ч, прекрасно плавает, лазит по стремнинам, а когда подкрадывается к добыче – ни одна веточка не затрещит, ни один кустик не зашелестит.
По народным преданиям, при помощи медведя лечили много разных болезней: для этого нужно было положить больного лицом к земле и провести медведя над ним, чтобы зверь коснулся больного всеми четырьмя лапами.
В конюшне хозяева цепляли медвежью голову (лапу), веря, что она будет отгонять злых духов и злодеев.
Беременные женщины с помощью медведя могли узнать пол своего будущего ребенка. Нужно было лишь дать лесному хозяину кусочек хлеба, если он "отрыгнет" в благодарность, – будет девочка, если же нет – мальчик.
Медведь у древних славян – символ успеха, богатства и доброго нрава.
Тотемизм медведя перешел в изображение его в геральдике, он встречается на гербах многих городов, например Ярославля.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

196

Муравьи
"Иди к муравью, ленивец!" (Соломон).
Муравьи в народном представлении были символом трудолюбия, олицетворение человека работящего, сообразительного, разумного. В мифологиях многих народов муравьи воплощение старательности, усердия, упорства. В древнегреческих мифах первые жители Эгины назывались "мирмидонцами", муравьями, потому что они обрабатывали землю с терпением и упрямством муравьев.
Муравьи считаются не вредными, и потому уничтожать их – большой грех. В народе различают красных муравьев и черных. Первые называются "девичьими" и кусают только девушек, а черные – "юношескими" и кусают только парней.
Согласно поверьям, на том месте, где был муравейник, нельзя возводить дом, ибо жильцы будут болеть и умирать, а хозяйственные строения – наоборот: хороший приплод скота будет.

Мухи
Насекомые у славян упоминаются в поверьях, легендах, сказках, песнях, заговорах, баснях, пословицах; используются для приготовления лекарств и знахарских снадобий; являются участниками ритуалов, обрядов, игр, гаданий, ворожений и т. п.
Календарные обряды выведения насекомых у восточных славян связаны с весенне-летним (от Пасхи до Ивана Купала) и осенним (от Семена до Покровы) периодами календаря.
Осенью, особенно в сентябре, когда птицы и гады отправляются в вырей, совершают ритуалы изгнания и похорон мух. Выгоняют мух в тот день, когда заносят в жилище последний сноп. Снопом или срезанными ветками березы выгоняют мух, приговаривая: "Мухи из дома, хозяин в дом!" или "Черные мухи из хаты, а белые в хату!", таким образом зазывая зиму. Мух считали гостями в хате, пока хозяин в поле ("Кыш, мухи, кыш! Вы лето гостевали, дайте нам зиму зимовать!").
В северных областях России известен обряд похорон мух. Это имитация, пародия: дети или девушки и парни готовят специальные маленькие гробики из редьки, свеклы, картошки, огурцов, из дерева или коры, из ореха. Гробик с мухой кладут на носилки, накрывают пеленой, один из участников одевается попом, берет кадило и ведет процессию с шумом-криком на кладбище. Там гробик выбрасывают, а сами идут назад с веселыми песнями. Таким же образом хоронят на Семена тараканов, блох, клопов.
К насекомым относились как к явлениям самой природы. Например, считали, что мухи и блохи влияют на изменение времен года. Потому их не уничтожали физически, а перемещали – выводили, вывозили, заговаривали, просили и т. п. Календарные ритуалы выведения насекомых предвидели свершение космической метаморфозы: черные мухи становятся белыми. А некалендарные действия были направлены на то, чтобы насекомых не появлялось сверх меры.

Мышь
Хтоническое животное ("хтон" – греч. "земля"). Мышь играла большую роль в мифопоэтических представлениях древних народов (египтян, греков, римлян, персов, славян и др.). Во многих случаях она считается животным, которое олицетворяет душу человека. Исчезает мышь так же быстро и незаметно, как душа в миг смерти. Так как мышь пуглива и живет в темных помещениях, ей приписывались демонические и пророческие свойства. Верили, что мышиный писк и возня (танцы) вещают бурю, а если они обгрызали символические (культовые) предметы – быть беде.
Негативный аспект образа мышей сложился еще и потому, что они, как и крысы, могли переносить эпидемические болезни.
Немецкое "mausen" ("маузен") (от "maus" ("маус") – мышь) имеет значение "украсть", а выражение "mause riechen" ("мойзе рихен") – дословно "ощутить запах мышей" – "ощутить беду".
Представляли, что душа человека в подобии мыши (как паука, ящерицы) может через открытый рот во время сна выходить из тела.
На протяжении многих веков сохранилось немало мышиных ворожений и примет. (Если мышь ест волот (верхнюю часть снопа), будет хлеб дорог).
С мышами связаны и такие женские персонажи, как Баба Яга, Макоша, Параскева-Пятница. У болгар со святою Петкою (Пятницей) соотносится мышиный праздник – "мышиный день". Этот ритуальный еще языческих времен праздник, связанный с заботами о сохранении собранного урожая. Он известен у болгар, сербов, хорватов. О древности его говорит то, что он не имеет постоянного дня, не прикреплен к церковному календарю, не слился с религиозными праздниками.
В разных местах мышиный день бывает в период от Дмитрова дня до дня святой Екатерины (26 октября – 26 ноября по старому календарю, 8 ноября – 8 декабря по новому календарю). Праздновали мышиный день женщины: не брали в руки зерно, муку, не ходили в клеть, чтобы мыши не знали, где все это лежит; замазывали глиной дырки в стенах и везде в доме. Этот магический ритуал означал: "замазать мышам глаза". Традиционно-обязательным был диалог женщин: "Что ты делаешь?" – "Мышам глаза замазываю!"
У украинцев известно поверье, что мышь, которая съела крошку освященной паски, превращается в летучую мышь. Потому крошки сохраняли в узелке на покутье, а осенью сыпали в скирды и в зерно, чтобы избавиться от мышей. Магические ритуалы были довольно разумным практическим способом уберечься от грызунов.
Большое количество сказочных мотивов с элементами мышей – персонажей сказок свидетельствует о ядре мышиной мифологии в разных традициях. Везде в таких сюжетах подчеркивается небольшие размеры мыши в сравнении с большим эффектом ее действий: мышь спасает льва, пугает до смерти человека, разбивает золотое яйцо (сравнительно – Мировое Яйцо), помогает совершить то, что не под силу многим (русская сказка о репке, украинская сказка "Курочка Ряба") и др. Популярная тема антагонизма мыши и кота отображена в фольклорном русском лубке с картиной сказочного мира наоборот "Как мыши кота хоронили".

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

197

Овца
Овца – одно из древнейших домашних животных, которое было под охраной человека, стало воплощением беспомощности по отношению ко всем врагам.
С древних времен это домашнее животное было олицетворением невинности и покорности, белых ягнят по обычаю приносили в жертву Перуну и другим богам славянского пантеона. Позже, когда язычество слилось с христианством, последнее заимствовало этот символ, и ягненок – агнец Божий стал символом Иисуса Христа, а потом и общим названием всех благочестивых христиан. Овца в христианстве – символ невинности, торжествующей над дьявольскими наваждениями.
В день Рождества Христова (7 января) хозяину нельзя было отлучаться со двора, иначе летом овцы заблудятся и потеряются. А 13 марта (день Василия капельника) при помощи овец лечили детей, которые болели водянкой. Ребенка, укрытого тулупом из овечьей шерсти, клали возле порога, потом загоняли овец в хату, держали некоторое время и выгоняли, но так, чтобы они касались больного ребенка. Считалось, что таким образом можно прогнать болезнь.
Ни один пастух не выходил пасти овец, перед этим не обратившись к месяцу и звездам, не произнеся заговор, чтобы они помогали ему.
Заговор:
"Месяц, месяц, серебряные рожки! Паси и береги мои овцы, как пасешь и бережешь свои – звезды ясные".
Загадка:
"Овцы не считаны, пастбище не меряно, а пастух рогатый" (звезды, небо, месяц).

Окунь
Пресноводная хищная рыба зеленовато-желтого цвета, которая может достигать довольно больших размеров. Принималась в пищу, несмотря на колючие плавники и жесткую мелкую чешую. По народным представлениям, вероятно, из-за выпученных глаз, окунь – символ сонливого человека.

Олень
Важный символический зверь во многих древних культурах. Французские исследователи выдвинули гипотезу, что в доисторические времена олень и телец были в основе мифокосмогоничной дуалистической системы, которая перешла потом на диких коня и быка, что подтверждает пещерное искусство ледникового периода. Рога оленя подобны дереву и периодически обновляются. Они издавна стали символом постоянного омоложения жизни, возрождения и течения времени. В мифологиях северных народов четыре оленя прячутся в кроне Мирового Дерева Иггдразиль, где поедают почки (часы), цветы (дни) и ветки (времена года). Рога оленя символизировали солнечные лучи.
У карпатских славянских племен известный мифический зверь – воплощение небесного божества – Тур-Олень с золотыми рогами (солнечными лучами). В кельтской мифологии олени расположены между миром людей и миром богов, были посредниками между людьми и небом.
В античные времена олень считался врагом ядовитых гадюк, а оленья шкура – амулетом от их укусов, что перешло во времена раннего христианства и зафиксировано в книгах ("Физиолог"). Рога оленей имели символическое значение, с рогами изображались боги: их во время обрядов использовали шаманы; из рогов готовили лекарства.
Выражения "рогатый муж", "наставить рога" – из времен древнегреческих. Греческий царь Андроник прикреплял оленьи рога на домах женщин, с которыми спал, а их мужьям предоставлял охотничьи привилегии. Во времена правления герцога Миланского (Галеации Сфорца) мужья женщин, которые спали с князьями, носили золотые оленьи рога.

Орёл
Царь птиц; как символ всемогущественной власти и обороноспособности представлен на многих гербах и геральдических знаках. С 1433 г. изображение орла на гербе кайзера Священной Римской империи, после – символ Австрийской империи, царской (и нынешней) России, польских, сербских королей и пр. (Двуглавый орел – желание сберечь симметрию на плоском изображении анфас.)
Символ долголетия, бессмертия, небесной (солнечной) силы, мужества, власти; символ богов и их посланец в мифологиях многих народов мира. У славян тотемное значение орла можно определить через фольклор (сказки, в которые трансформировались мифы). Орел помогает герою, выносит его из потустороннего мира.
Как истребитель гадов и драконов, орел является символом победы света над властью тьмы; изображение орла с гадиной в клюве встречается во многих культурах.
В античные времена в ритуале захоронения царей при сожжении тела выпускали в небо орла, который символизировал душу покойника. У гуннов орел был воплощением власти и верховенства.
Значение орла в мифологии объясняется его позитивными качествами: силой, обновлением, спокойным созерцанием, царственной осанкой, высоким полетом, острым зрением, проживанием на высоких утесах.
В христианских легендах орел является воплощением Божьей любви, силы, юности. В легенде из "Физиолога" стареющий орел взлетает к солнцу и, искупавшись в чудесном источнике, становится юным и здоровым, что дало основание христианской религии сделать его символом крещения и воскрешения. Его полет в вышину сравнивали с вознесением Христовым.
"Орел – царь между пернатых, он может смотреть на солнце пронзительно, он никогда не упустит свою добычу, он способен омолаживаться и может летать выше всех, и те, кто наблюдает его полет, всегда могут видеть в нем вестника будущей победы" (А. Г. Беклер, историк геральдики, 1688 г.).
Орлов на земли насчитывается всего двенадцать видов. Самый известный – беркут, птица большая, сильная, вольная, бесстрашная, с царственной осанкой; взгляд прямой, решительный, безбоязненный; загнутый книзу крепкий клюв; когти большие, крючковатые, словно выкованы из синеватой стали, размах крыльев до двух метров. Во все времена у всех народов такая птица вызывала уважение, поклонение, мистическую веру в амулеты с его оперения и когтей. Сейчас беркутов осталось мало. Известны на славянских территориях орел степной, могильник, подорлик большой, подорлик малый, орел-карлик. К ряду дневных хищных птиц принадлежат птицы семьи ястребиных (как и орлы): скопа, коршун, ястребы, орланы, канюки, луни и птицы семьи соколиных – соколы.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

198

Пава (павлин)
Название декоративной птицы родом из Индии, где она, благодаря роскошному хвостовому оперенью, считалась символом солнца. Пава – от немецкого "pfau" ("пфау"), что копирует крик птицы. В Древней Греции павлин – священная птица богини Юноны, его считали символом обновления и возрождения из-за способности сбрасывать перья и наращивать новые. В раннем христианстве верили, что павлин убивает гадюк; мясо его нетленное, исцеляет больных; кровь способна изгонять демонов; подобие глаз на перьях воспринималось как символ мудрых знаний.
Позже христианство приписало павлину негативные черты – чрезмерную роскошь, превосходство, гордыню: "Павлин ходит по кругу и трясет своими перьями, надувается и смотрит пренебрежительно. Но когда он посмотрит на свои ноги, то гневно кричит, ибо они не соответствуют его величественной персоне" ("Физиолог").
Легенда о происхождении павлина и павы: "В древние времена накануне Благовещения задумали пожениться черт и чертиха. Начали они украшать друг друга, и все же у чертихи это выходило лучше и она достойно украсила жениха, а тот был немного ленив и украсил чертиху лишь одним пером. За развлечениями они не услышали, как запели третьи петухи, когда же опомнились, вмиг превратились в птиц и такими уже остались. С той поры павлин носит красивое, драгоценное убранство, а пава имеет лишь одно перо".
Из-за чрезмерной роскоши, пренебрежительности, гордыни, а еще в связи с подобными легендами эта птица пользуется недоброй славой, павлиньими перьями никогда не украшают ни иконы, ни одежду, ни дом.
Паук
О пауке сохранилось не так уже и много упоминаний в фольклоре. Отголоски когда-то целостного представления можно отыскать в песнях, преданиях, речевых оборотах. Распространенным является орнамент вышивки, изображающий паука, творящего мир. В народных представлениях паук был среди Божьих созданий, которые помогали Господу творить мир. В древние времена паук считался покровителем ткачества и рыбной ловли. Это насекомое – благословенно, ибо, когда родился Спаситель, оно выткало сорочку и подарило новорожденному, потому убить паука – грех. Если паук заснует паутину, будут гости или какая-нибудь добрая весть.
Паука использовали в волшебстве, он был незаменимым компонентом ведьмовского зелья. Для того, чтобы приворожить любимого, женщина клала паука в горшок и приговаривала: "Как этот паук паутину кладет, – кого захочу, того ко мне привернет".
В христианстве паук иногда в противопоставлении с пчелой символизировал грешные помыслы. Считали также, что душа человека в подобии паука (как и ящерицы) может через открытый рот во время сна выходить из тела, а потом возвращаться.
Паутина – самый крепкий в мире материал. Нитка паутины толщиной с карандаш могла бы остановить самолет во время полета.
Перепел
Перепел (перепелица, перепелка) – охотничья птица, рыжевато-серого цвета, пестрая, короткохвостая наземная быстрая маленькая курочка. Из куриных – единственная перелетная птица. В свое время перепелов было очень много на славянских территориях.
Весной, вернувшись из зимовки, самцы начинают брачные игры. От вечерней зари до рассвета они бегают в траве, разыскивая самок, и громко кричат (бьют): "ховв-хов-ввав", а потом: "пидь-пильвить-пидь-падьом". Самки отвечают хриплым свистом. Парни прятались на перепелином поле в густой траве, имитировали свист самок и ловили самцов, которых подманивали. При этом нужно быть ловким и быстрым, ибо перепел – птица осторожная, верткая, быстро бегает. Может прижаться к земле, стать похожей на кочку, а потом с громким криком "тюрлю" резко взлететь в воздух, низко пролететь над землей определенное расстояние и опять спрятаться в густой траве.
Во время перелета перепела, устав, садятся отдохнуть на палубы кораблей, а то и на спины диких гусей, уток.
В народе молодую девушку, любимую сравнивали с перепелкой. Заботливой перепелкой называли многодетную молодую женщину.
Петух
Славяне считали, что петух – вещая птица. Он имеет отношение к солнцу, является символом зари, вестником восхода светила. Изображение этой птицы доминирует у древних славян.
Петух – птица Перуна; услышав его крик, исчезает нечистая сила. За то, что он будит мир, его называли будимир. Петуха приносили в жертву богам. По свидетельству Льва Диакона, воины князя Святослава после захоронения погибших товарищей окунали в волны реки живых петухов.
У древних греков петух был атрибутом богов: Афины, Деметры (как страж), Ареса-Марса (как умелый боец), Асклепия (как победитель болезней), Аполлона (как глашатай солнца), Меркурия-Гермеса (как вестник). В северогерманской мифологии петух охраняет "золотым гребнем" радугу-мост, ведущий к месту проживания богов. В Китае петух считается не только храбрым, но и добросердечным потому, что зовет кур на кормежку; в Японии петух своим криком зовет богиню Солнца из темноты; в Индии "король-петух" будит всех петухов на земле. В странах Западной Европы на крышах домов часто прикрепляли петуха – вестника солнца и врага нечистой силы.
Свою роль играл цвет петуха. В жертву приносили черных петухов. Как отголосок древнего ритуала – закапывание петухов черного цвета под порогом бани, чтобы задобрить банника. Белого петуха дарили жениху и невесте, чтобы деток было много. На свадьбе вместе с караваем раздавали мясо печеного петуха, которого называли бажант, что является, вероятно, напоминанием о жертве древних времен. Красный петух, согласно поверьям, охраняет подворье: скот от ведьм, детей от подмены богинками. Красный – цвет богатства, благосостояния. Известны предания о том, что красный петух может показать место, где находится клад. Но если клад будет брать нечестивый человек, он вспыхнет огнем. Отсюда "красный петух" – символ пожара.
Согласно народным поверьям, если не иметь в усадьбе петуха – заведется нечистый. Петух – участник рождественских гаданий. Девушки клали зерна попарно и пускали петуха. Если он не склюет – девушка не выйдет замуж на протяжении года, а если оставит одно зерно – быть ей весь век без пары. Обязательное блюдо на вечерницах – жареный петух – отголосок древних традиций.
В древних рукописях упоминается Кур (петух), который гребнем касается небес, а море ему по колени. Когда солнце выходит из океана, океан начинает волноваться, волны бьют Кура под оперение, и он кричит "кукуреку!", будит мир, извещает восход солнца. Этого Кура слышат другие петухи и тоже кричат.
Галаган – головастый петух с голой шеей.
Поверья:
Если петух запоет не в свое время – на смену погоды.
Чтобы мертвецы ночью не вставали, на кладбищах нужно прибивать жестяного петуха, крика которого упыри боятся.
Пугач
Пугач (филин, орел-сова, сова-бог, великий герцог) – самая большая птица в семье сов: вес его тела до 3 кг. Размах крыльев достигает двух метров, а ширина их позволяет с места развивать большую скорость. Из-за особого расположения перьев полет пугача бесшумный. Название свое получил благодаря брачной песне ("у-ху, у-ху-ху-у, пуу-гу, пу-гу-гуу"), которая сменяется верещаньем и хохотом. Ночью пугач застает внезапно даже больших птиц и зайцев, его обходят лисы и волки, потому что он в угрожающей позе становится в два раза больше, грозно стучит клювом и смотрит немигающим глазом. Гнездо пугач не строит, ищет пещерки, углубления, выгребает в земле ямки, куда самка откладывает яйца. Птица эта своим хмурым видом и ночным способом жизни заслужила недобрую славу в народе. Издавна пугач считался спутником нечисти, лешего, злого колдуна или даже самой смерти: "Пугач над кровлей в окно завоет – смерть пришла".
"На рассвете пугач устраивается на отдых в темном уютном месте. Как правило, садится на дереве возле самого ствола. Защитный окрас его оперения сливается с корою дерева, и он становится незаметным. Если птицы днем заметят пугача, они всей стаей бросаются на него"
(П. Ф. Гальченко).
В Средней Азии и Казахстане тонкий поперечный рисунок на оперении пугача считали тонкой вязью, которой написаны выражения из Корана. Потому перья пугача считали талисманом, оберегающим человека от несчастья.
Пчела
С древних времен у славян и других народов пчела считалась божьим насекомым, божьей пташкой; якобы она вылетает из вырея-рая и приносит на землю весну. Издавна люди приметили не только то, что от пчелы можно брать мед, но и то, что пчелы переносят пыльцу растений, оплодотворяют их. Пчела связана также с образом Мирового Дерева ("в ветвях роится"). Обидеть пчелу грех, ибо она пищу для богов собирает. Мед святой, потому он использовался в обрядах. Остатки тех обрядов – использование меда в ритуальной пище: рождественской кутье, поминальном колыве. Бортничество (пчеловодство) было одной из излюбленных древних славянских профессий. У славян мед был одним из основных продуктов.
Христианство тоже взяло пчелу под свою опеку как символ трудолюбия. Святой пророк Иоанн Креститель, который жил в пустыне и питался диким медом, стал оберегом пчел и пасек, а позже опекунами пчеловодства стали святые Зосима и Савватий. Иконы этих святых держали на пасеках. 17 апреля на Зосима – пчелиный праздник, праздник пчеловодов.
Мед и воск славяне часто использовали в медицине.
Пчелы появились на земле очень давно, как и цветочные растения. Согласно данным палеонтологии, пчелы в таком же виде, как и ныне, существовали на земле 40 миллионов лет тому назад. Об этом свидетельствует находка французских ученых – окаменевшая пчела в палеогеновых отложениях. Ученые-энтомологи объясняют происхождение пчел от одной из разновидности ос, которые выкармливали свое потомство не животной, а растительной пищей. Родиной медоносной пчелы считают Южную Азию, где и ныне распространены три существующих вида пчел.
В пчелиной семье (в дупле, в улье) находятся матка (живет до четырех лет), рабочие пчелы (до четырех недель) и трутни. Всего в семье насчитывается 40–80 тысяч пчел. Трутни способны лишь оплодотворять матку. При этом с маткой трутни соединяются не в улье, а в полете во время брачного периода. Догоняют матку лишь три (из десятков или сотен) самых сильных и ловких. После этого рабочие пчелы прогоняют трутней из улья. Матка после оплодотворения на протяжении четырех лет весной и летом откладывает до тысячи оплодотворенных яиц каждые сутки. Из яйца матки личинка развивается шесть дней, при этом набирает вес в 500 раз больше начального. За короткое время (десять дней) до вылета из улья пчела овладевает несколькими "профессиями": уборщицы в улье, кормилицы, сторожа. На десятый день пчела вылетает для знакомства с территорией. На следующий день она уже приносит в улей нектар или пыльцу. Пчелы могут летать от улья на расстояние до семи километров, но обязательно возвращаются в семью. В одиночку они жить не могут.
Пчелы руководствуются запахами, зрением, магнитным полем земли; они выстраивают в темном улье геометрически совершенные соты, регулируют температуру улья (норма – плюс 35 градусов), убирают свое жилище, кормят личинок. Австрийский ученый Карл Фриш расшифровал танец пчелы, которым она показывает своим сестрам где, на каком расстоянии и в каком количестве находится пыльца или нектар.
Присказка:
"Доброго человека пчелы не кусают".

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

199

Рак
Это членистоногое подозревали в том, что оно приносит несчастье, ибо передвигается задним ходом. Но рака использовали, когда совершали ритуалы ворожения на дождь. Потому, наверное, что рак способен обновляться, сбрасывать старый панцирь во время линьки.
В древнегреческой легенде рак мешал Гераклу, когда тот сражался с девятиглавой Лернейской гидрой, – он уцепился герою в пятку. Геракл растоптал рака, но за эту мученическую смерть рак попал на небо и стал знаком зодиака. В зодиакальном круге четвертый знак (22 июня – 22 июля) – созвездие Рака.
"Сколько жил рак на свете, а все был недоволен тем, что Господь дал ему такие маленькие глаза, хоть он всегда мечтал о больших, воловьих. Начал он просить Бога, чтобы тот исполнил его мечту, но Господь твердо ответил раку, что так уже будет, как есть. Тогда обиженный рак сказал: "Заткни же их в с…!" На что Господь взял и заткнул раку глаза в с…" (Г. Булашев).
С той поры существует присказка: "Смилостивился Бог над раком, дал ему глаза… не там, где нужно".
Рысь
Хитрый, ловкий, умный хищник. Отличает этого зверя зоркость взгляда ("глаза, как у рыси"), быстрота движения ("быстрый, как рысь"). Рыси приписывали способность видеть сквозь дерево и камень. В христианской иконографии этот зверь отнесен к царству дьявола.
В фольклоре известен персонаж Арысь-поле, заколдованная злой ведьмой молодая женщина. У нее все качества рыси – молниеносная скорость, способность быть незамеченной и исчезать незаметно. Это свидетельство того, что в древности считали; определенные люди – волхвы, чародеи и др. – могут выступать в подобии зверей.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

200

Сверчок
Насекомое, которое, по преданиям, приносит счастье и благосостояние в дом. Когда поет сверчок во время разговора о делах – хорошая примета. Сверчок – воплощение домашнего уюта и семейного счастья. Убить это насекомое считалось большим грехом.
Свинья
В древних культурах многих народов, как и славян, свинья была символом плодородия, богатства и достатка. Северогерманская богиня Фрейя имела прозвище "свинья"; у кельтов Керидвен была богиней-свиньей; в греческих мистериях свинья воспринималась как священное жертвенное животное богини Деметры.
В христианские времена свинья (кабан) становится нечистым животным и воспринимается как символ неопрятности, неразборчивости, дурости ("Слава Богу, что свинья безрогая!"). В свинью превращалась нечистая сила. То есть таким образом отстранялась языческая благосклонность к этому животному: что было присуще язычникам – не гоже христианам.
В природе свинья очень аккуратное и умное животное. Ученые свидетельствуют, что по уровню развития свиньи находятся на пятом месте после медведей, шимпанзе, слонов и дельфинов.
Слизень
Слизень, слизняк, в Украине равлик, лаврик, петрик, павлик, иваник, чертик (имеет рожки). Отличается от другой живности своим медленным передвижением. К тому же привлекает внимание ракушка этого моллюска, которая гармонично обустроена природой как совершенная спираль, лабиринт.
Слизень – воплощение выдержки, рассудительности, скромности – потому, что носит свой дом на себе. В то же время существует поверье, что слизня наказал Бог за то, что не мог найти себе жилище, и вынужден с того времени носить на себе свой дом.
В народной медицине использовали слизней для исцеления больных (на грыжу). В медицине используют слизней при изготовлении препаратов для исцеления опухолей.
Собака
Одно из первых домашних животных. С древнейших времен во всех легендах, преданиях это животное – символ верности, обязательности; исполнитель охранных функций.
Собака происходит от волка. Генетически они породнены и могут давать жизнеспособное потомство. Волки на собак охотятся, но когда волков становится критически мало, инстинкт продолжения рода вынуждает волчицу искать партнера среди собак. Вследствие временного "брака" появляются гибриды – волкособаки. Они успешно приспосабливаются к жизни, собираются в стаи и при этом меньше, чем чистокровные волки, боятся людей.
По народным преданиям, создана собака была самим Господом из той же глины, что и человек (правда позже), потому это животное такое умное и искреннее, как человек до грехопадения.
В древние времена верили, что пес наделен пророческим дарованием, что по его поведению можно определить, какая завтра будет погода. Даже можно было узнать свою дальнейшую судьбу, присматриваясь, как себя ведет собака. Например, по одной из примет, если собака воет, низко опустив голову, или роет яму во дворе, то обязательно кого-то из хозяев животного ждет близкая смерть. Либо же когда собака воет как волк, то обязательно вспыхнет пожар.
В день Ильи-пророка (2 августа) собак, особенно черных, не пускали ни в хату, ни даже во двор, ибо верили, что вместе с животным в хату может прийти нечистая сила, которая принесет потом беду. В этот день Перун (позже Илья-громовержец) преследует нечисть, которая может превратиться в собаку.
Известна легенда о вражде собак с кошками: "Одно время был лютый голод, ибо Господь разгневался на людей и отобрал у них хлеб. Тогда один разумный пес пошел просить Господа, чтобы он смилостивился, и убедил его. Получил этот пес семена растений и грамоту, в которой значилось, что хозяин его должен кормить тем же, что сам ест. Отдал он семена хозяину, тот посеял – уродила пшеница и все остальное. Ест хозяин и пса угощает. Но неудобно псу всегда при себе грамоту носить. Он попросил кота, чтобы тот хранил документ. А кот позавидовал и сжег Божью грамоту. Усмотрел пес, что не кормят его так, как нужно, пошел к коту за документом, его нет. Рассердился пес и с тех пор не может пройти мимо кота, чтобы не погонять его".
Сова
"К семье сов настоящих относятся пугач, сова серая, сова ушастая, сова болотная, сыч домашний и совка (сплюшка), которые гнездятся почти везде; сова длиннохвостая, сычик-воробей – редкие гнездовые птицы западных областей и Карпат; а также сова белая, сова бородатая, сова ястребиная и сыч волосатый – редкие залетные птицы; сипуха, которая гнездится на западе…
Все совы имеют округлый череп, лицевой диск, короткий крючковатый клюв, большие, размещенные спереди, желтые неподвижные глаза. Совы – единственные птицы, которые могут смотреть в одном направлении обеими глазами одновременно. Они способны поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов, наблюдая за добычей… Мягкое оперение дает возможность совам летать бесшумно… Своими большими глазами сова ночью видит так, как другие птицы днем. Но особенно острый у нее слух, при помощи которого сова и охотится ночью" (П. Ф. Гальченко).
Сова серая (неясыть), как и пугач, из-за затаенного способа жизни и жуткого крика преследовалась людьми. Другие птицы семьи сов меньших размеров похожи способом жизни и поведением.
У славян сова издавна считалась олицетворением темных зловещих сил, символом внезапной смерти. И потому побаивались того, что может принести "старая вещунья": голода, войны, эпидемии.
В то же время сове приписывали мудрость, благодаря ее задумчивому взгляду и свойству летать в темноте ночи. Древние греки изображали сову как символ эрудиции и знаний.
Известна легенда о происхождении этих птиц от кошек, которые согрешили перед Господом и не покаялись, потому совы и имеют головы, похожие на кошачьи.
В Центральной Украине известна легенда о том, как Господь и черт делили мир. Господь спросил у птиц, кто хочет остаться с Ним, а кто пойти к черту в прислугу. Большинство пошло за Господом, а ворон, пугач и сова перешли под власть черта. Сова по приказу черта начала летать и показывать нечистому гнезда маленьких птиц. Бог разгневался и ослепил сову, но та с помощью черта как-то прозрела, но все же видеть могла только в ночное (чертово) время.
Сойка
Лесная птица сероватого цвета с небольшим красноватым чубчиком, длинным хвостом и короткими крыльями. Сойка первой замечает опасность и предупреждает о ней других птиц звуком, который похож на резкое мяуканье кошки. В то же время она умеет имитировать разные звуки и, бывает, устраивает "веселые" концерты. Сойка "помогает" расселяться дубам – она прячет желуди под мох, под листья и забывает о них.
По народным преданиям, у сойки (сои) находятся ключи от вырея, потому она очень спешит открыть вырей для других птиц и все неудачно туда вылетает. Первый раз – когда белым цветет гречка: думает, что выпал снег. Во второй раз – когда хлебные нивы цветут. И в третий раз – когда снег выпадает, но тогда она уже долететь не может, потому что поживы не хватает. В народе считают, что сойка – вещая птица, поэтому 11 декабря девушки подкармливают ее и спрашивают о своей судьбе.
Сокол
В семье соколиных известно 58 видов птиц. На славянских территориях: балабан, пустельга обычная (укр. "бориветер") и пустельга степная, кобчик, сапсан, чеглок, дербник зимующий, кречет.
"Все птицы семьи соколиных имеют длинные острые крылья и короткий крепкий хвост, крепкое тело, острое зрение и стремительный полет. Принадлежат к знаменитым пернатым хищникам, а вместе с тем и к благородным птицам. Зрение у них в пять раз острее, чем у человека, а скорость полета при атаках, например, у сапсана до 280 км в час" (П. Ф. Гальченко).
Сокол – символ храбрости, скорости, бдительности и зоркости, мужской красоты; первоптах, птица-тотем древних славян; такая же символическая птица, как орел в горной местности. Согласно легенде, в сокола перевоплощается бог Род.
В украинских колядках описывается, что седой сокол вьет гнездо на верхушке Мирового Дерева. Сокол и еще два голубя являются символами светлых божеств, которые создали мир.
В свадебных традициях восточных славян часто встречается образ сокола-жениха. В свадебных и других песнях образ сокола является зооморфным образом солнца, позже жениха.
Соловей
Романтический образ, символ радости, первой любви, первого поцелуя, нежности влюбленных.
Соловей – первый певец среди птиц, ни одна летняя тихая ночь не может быть, не может существовать без соловьиного пения; само слово "соловей" выступает синонимом слов "песня" и "поэзия".
В народе известна легенда об этой птице, в которой рассказывается, что задней части тела у соловья нет – ее оторвал клещ. Соловей, боясь, чтобы поганец-клещ не оторвал у него еще что-нибудь, не спит по ночам, а поет: "Кум клещ, не лезь!"
Сом
В среде рыбаков считалось, что эта рыба – чертов конь, на нем выезжает водяной на осмотр своих владений, потому в некоторых местах эту рыбу не употребляли в пищу. Но сома не ругали, чтобы водяной не услышал, не то может жестоко отомстить.
Сорока
В народных представлениях – нечистая птица, потому, что создана чертом и служит ему вместо коня. Знающие хозяева вешали в конюшне убитую сороку, чтобы черт на ней ездил, а коней оставил в покое.
Древнее предание гласит, что сорока на Сорок Мучеников (9 марта по старому календарю) приносит в гнездо сорок веточек, а на Похвалу Пречистой Богородице "похвалится яйцом" – снесется.
Сорока – символ чрезмерной болтовни и воровства, вестница, потому что на хвосте всегда новости приносит.
Примета:
Если услышишь крик сороки возле жилища, жди разговорчивых гостей или ссоры в семье.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

+1


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии