Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии


Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Сообщений 131 страница 140 из 303

131

Щекотун

Фантастическое существо, которое беспокоит малышей, особенно ночью, потому в поверьях оно схоже с полуночницами.
О щекотуне упоминают заговоры как о существе и как о детской болезни, которая не дает спать детям: "Матушка Зоря утренняя, матушка Зоря вечерняя, заберите у младенца щекотун, освободите белое тело, чтобы оно отдохнуло…"
Считали в народе, что щекотун может на кладе сидеть. Щекотухами (укр. "лоскотухами") в народе называют русалок и навок, а щекотунами – леших.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

132

Раздел VII
Персонифицированные болезни

Гостец. Икота. Коровья смерть. Кумаха. Куриная слепота. Лихорадка. Мор. Моровая дева. Оспа. Переполох. Порча. Пранцы. Простуда. Прощенье. Солнечница. Холера. Цинга. Чахотка. Чума. Ячмень.

Почти у всех народов в древние времена под влиянием общего поэтического мировоззрения, являющимся характерным для первобытной стадии развития человека, сложился определенный взгляд на болезни, которые происходят от нападения злого духа на человека либо на ту среду, в которой человек пребывает.
Врагами человека и животного есть духи тьмы, нечистые, которые под разными именами живут в темных и грязных местах: в болоте, в лесу, в овраге, под землей, в хозяйственных строениях. При определенных обстоятельствах нечисть проникает в тело человека или животного, издевается, терзает и даже доводит до погибели.
С духами тьмы, считали древние, следует бороться с помощью огня, солнца. А огонь нужно попросить, чтобы он помог. Так рождались заговоры, обращенные к солнцу, свету, огню, в которых есть просьбы загнать болезнь в те места, где нет ни людей, ни животных. В христианстве в заговорах божество огня и солнца было заменено Господом и святыми угодниками, на которых перенесены свойства солнца и огня.
Демоническое значение многих болезней со временем в народе утратилось, осталось лишь в знахарских заговорах. Но такие болезни, как лихорадка, холера, чума, цинга, еще долго, особенно в сельской местности, персонифицировали, представляли в подобии сверхъестественных, враждебных человеку существ.

* * *
"Среди суеверных профилактических, да и лекарственных средств до сих пор не утратил свое значение огонь, который был предметом поклонения наших предков.
Такие средства приписывали также пару от воды, которая кипятится на огне.
Как подтверждение поклонения огню сохранилось то, что кое-где сжигают одежду больного, а также бросают в огонь слепленные из глины больные части тела.
Ограждающий, или лекарский, огонь назывался "живой огонь", для лечения болезней его получали способом трения двух поленьев.
Другая стихия древних – вода в самых разнообразных ее проявлениях. Она использовалась главным образом как лекарственное средство от многих уже развившихся заболеваний.
Целебной считалась дождевая вода. Такой же целебной, особенно при заболеваниях глаз, считалась в народе роса. Почитались град и снег как небесные посланцы и родичи воды.
Проточная речная вода, нетронутая вода из криницы, а особенно вода из источника во многих случаях считались целебными.
Как и вода, в некоторых случаях целебной считается земля (запорожцы смесью земли с порохом на воде из источника или на слюне раны мазали). Вера в это идет от культа почитания Земли-матушки. Чудесную силу земли приписывали древние деревьям и растениям, потому использовали их для лечения многих болезней…" (Г. Попов).
В своей книге "Народная медицина украинцев" Зоряна Болтарович на первое место среди рациональных средств профилактики болезней ставит употребление чеснока, который еще в Киевской Руси использовался как охранное средство от "морового поветрия", а также лука и сушеных фруктов.
Магическими средствами профилактики при эпидемиях чумы, холеры, тифа были: вспашка вокруг села, разжигание огня, сжигание кошки, закапывание ладана на перекрестке дорог, организация обедов для убогих, ношение оберегов и т. п.
Целебную силу имели травы, собранные в определенные дни и часы. Применялись в народной медицине средства животного происхождения: молоко и молочные продукты, жиры, моча, кровь и определенные органы, внутренности. Рациональное использование средств животного происхождения совмещалось с остатком прежних жертвоприношений, культа животных. И ныне пьют кровь заколотой свиньи – остаток древнего жертвенного ритуала и в то же время рецепт народной медицины. Некоторые болезни исцеляют печенью животных, в то же время по печени заколотой свиньи предсказывают погоду на год. Издавна известно в народе, что для излечения ревматизма, простуды, фурункулов – больного закутывали в свежие содранные шкуры животных.
Важное место в народной медицине древних славян занимали магия воды, огня, земли, минералов, а также некоторые числа (три, семь, девять), время исполнения определенных лекарских действий.
И, конечно же, особенно почитались заговоры – сила слова. Об этом свидетельствует тот факт, что древние заговоры сохранились в устном виде в памяти народной еще с дохристианских времен. Христианство в большинстве из них заменило языческую основу и персонажей.

* * *
"Болезни признавались нашими предками как спутницы и помощницы смерти, а повальные и заразительные прямо признавались за самую смерть, и ни в чем так ярко не выступает стихийное значение этой древней богини, как в народных преданиях и поверьях о различных недугах.
…стрел – черт и стрелы – колотье: Пострел бы тебя побрал! чемор – дьявол ("Поди ты к чемору!") и чемер – спазмы в животе или боль в пояснице, а чемерь – головокружение, страдание живота и болезнь у лошади; игрец – истерический припадок, кликушество и дьявол; худоба – сухотка, истощенность, худобище – конвульсии в тяжкой болезни, худая боль – сифилис, сибирск. "В худых душах" – при смерти и худой – злой бес; черная немочь – мор, опустошавший русскую землю в 1352 г. (при Симеоне Гордом), и черный – эпитет нечистого духа, черный шут – дьявол; лядеть – долго хворать, лядить – томиться, изнывать, хиреть, лядащий – бессильный, больной, негодный и ляд – черт: "Ну тебя к ляду!" У белорусов лядащик – дух, причиняющий людям порчу. Входя в человека или животное, демон порождает в нем болезненные припадки и безумную ярость. Ворогуша – лихорадка и враг (ворог) – дьявол; лихой – злой дух и болезнь у лошадей, старинное лихновьцъ (в Святославовом изборнике) – сатана, лихорадка (лихоманка, лиходейка), лихота – нездоровье, немощь, лиховать – быть нездоровым, чувствовать тошноту; тоснуть – болеть, скучать и тошная – нечистая сила; шатун – черт и шат – обморок, головокружение, болезнь у собак; "тяжкая пришла", т. е. посетила болезнь, и тяжкун или тяжкий в значении дьявола; икота (икотка) – болезненный припадок и человек, одержимый бесом, икотница – страдающая икотою; притка – падучая и всякий нежданный, нечаянно приключившийся недуг ("Чтоб тебя разопритчило!", "Мне на таком-то месте попритчилось!", а следующие выражения: "Эк ця притка принесла!", "Притка его ведать, откуда он!" – указывают на демона; сравни: "Кой черт тебя принес!", "Черт его ведает!"); Лишай – гнойный струп на голове и дьявол. Тесная связь нечистой силы с болезнями, расслабляющими тело человеческое, подтверждается и следующими названиями: облом (от "ломать") – дьявол, домовой; костолом и кожедер – злой человек, леший, черт; в числе болезненных ощущений известен и лом в костях…
По народному выражению, больной изнашивается: полнота и крепость его тела как бы поглощаются злобными демонами; напротив, исцелить (восстановить здравие) буквально означает: сделать человека целым…
Эпизодические, заразительные болезни слывут на Руси: поветрие, ветроносное язво и мор; с последним названием родственны слова: обморок – болезненный припадок, мгла, туман и обморочить…"
(А. М. Афанасьев).

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

133

Гостец

Так в народе называют ревматизм суставов. В заговорах он выступает в подобии злого духа, живущего в темных местах. Бывает как мужского, так и женского рода, переходит в человека разными путями. Поселяется в глазах, шее, в плечах или между плеч, в мышцах, груди, сердце, жилах, мозгах, животе, костях, коленях, руках, ногах – во всем теле. Представляли гостец темным, гибким и неотступным, как тень.
"…я говорил о болезни, которую они (казаки) называют гостец и какой часто болеют. Больные этим недугом (который называется во Франции "колтуном") целый год лежат без движения, словно парализованные, чувствуя сильную боль в нервах. Они неудержимо кричат от этого. Когда минет год, в какую-то ночь им так сильно потеет голова, что утром все их волосы склеены в клок и свисают одной широким прядью, как хвост трески; с этой минуты больной чувствует себя намного лучше, а спустя несколько дней выздоравливает, будучи в лучшем здоровье, чем перед недугом. Лишь волосы выглядят ужасно, нельзя их расчесать, а когда хотел бы срезать, то жидкость, которая выделяется сквозь поры на голове, за два дня стекла бы ему на глаза и он обязательно потерял бы зрение…" (Гийом Левассер де Боплан).
"Казаков мучит своеобразная болезнь, которую лекари называют "плика", а на местном языке именуется она "пошесть". Эта болезнь, распространенная среди лошадей так же, как и среди людей, считалась неизлечимой, но благодаря пере мене воздуха при переезде в другие страны было несколько случаев выздоровления. Этот недуг идет, как считается, от жесткости либо какого другого скрытого качества воды. Интересно, что она передается через половые отношения как венерическая болезнь и что иногда поражает новорожденных младенцев. Но когда дети взрослеют, они излечиваются и даже таким образом навсегда избавляются от этой болезни" (Жан Бенуа Шерер, французский дипломат, служил в Петербурге во второй половине ХVІІІ в.).

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

134

Икота

Согласно народным поверьям, эту болезнь напускают злые духи. Силой волшебного слова нечистый дух проклинает чье-нибудь имя; быстро летит нечисть на крыльях ветра, и первый прохожий с таким именем становится жертвой. Иногда наговаривают икоту на камень или на насекомых, и тот, кто споткнется о камень или глотнет насекомое, подхватывает напущенную болезнь.
Дух болезни икоты вызывает истерические припадки. При этом человек бормочет непонятно что; иногда считали то бормотание пророчеством. Голос, которым прорекал больной человек, считали голосом духа болезни.
Одной из разновидностей болезни икоты была немота, отбиравшая у человека речь. Лечили от немоты знахари.
Считали, что икоту невозможно прогнать из тела больного. Со смертью больного икота не умирала, а переходила в другого человека, особенно в того, кто не в добрый час упоминал нечистую силу.
Насылали эту болезнь колдуны; заговаривали какой-нибудь предмет и клали его так, чтобы человек споткнулся и выругался. Снять икоту мог тот же ворожей, или который сильнее. Прислушивались к бормотанью больного, чтобы услышать имя того, кто наслал болезнь.
Икота сопровождалась головокружением, головными болями, слабостью, потерей аппетита. Больные икотой не способны были выполнять простейшую работу.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

135

Коровья смерть

У славян дух смерти рогатого скота. Согласно поверьям, появлялась она в подобии коровы, собаки, черной кошки 18 февраля (5 февраля по старому календарю) на Агафью-коровницу. Позже символом ее стал череп коров. Коровья смерть, или черная немощь, – страшная беда хлеборобских племен. Ей приносили жертвы: добывая живой огонь, сжигали во дворе петуха, прогоняли скот сквозь дым от живого огня.
Одним из способов предотвращения коровьей смерти была ритуальная вспашка вокруг поселения. Ночью тайком собирались замужние женщины в белых сорочках с распущенными волосами, брали в руки палки, косы, серпы, надевали на вдову хомут, запрягали ее в плуг и обходили село по кругу. При этом обращались к коровьей смерти с просьбой уйти, не трогать скот, угрожали косами и палицами.
На Агафью-коровницу святили хлеб-соль и цепляли в узелке коровам на рога, чтобы уберечь от мора. В это время как раз появлялся приплод, и крестьянин, заботясь о сохранении ягнят и телят, забирал их в избу.
24 февраля на святого Власия совершали разные обряды, опять же таки для того, чтобы уберечь скот: кропили коров свяченой водой, ночью ходили пастухи на раздорожье и считали звезды, чтобы овец было, как звезд на небе. В Древней Руси этот день был посвящен богу Велесу – покровителю домашнего скота, коего в христианстве заменил святой Власий.
Если правильно и вовремя выполнялись все ритуальные действия, уже с мая коровы прибавляли молоко.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

136

Кумаха

Кумахою называют особенную лихорадку, которая появляется в начале марта. Живет она якобы в дремучем лесу вместе с другими болезнями.
Начиная с Тарасия (10 марта) опасно спать днем и под вечер – кумаху (кумоху) можно наспать. До этого дня кумаха не нападает на людей – ее стережет домовой, а после теряет над ней силу.
Заболевшие этой лихорадкой выходили на то место, где болезнь к ним прицепилась, сыпали вокруг себя пшено, кланялись на все стороны и произносили: "Прости, Мать Сыра Земля! Вот тебе пшено на кашу, вот тебе и кумаха!" Опять кланялись и быстро уходили, считая, что избавились от болезни.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

137

Куриная слепота

Названа эта болезнь куриной потому, что, согласно народным поверьям, ее напускают злые люди, скребя ножом, которым режут старых кур, и пуская по ветру на того, кому хотят отомстить или навредить.
В народе известно много способов избавиться от этой болезни. Сажали больного над бочкой с дегтем, он приговаривал: "Деготь! Деготь! Забери у меня куриную слепоту, а мне дай светлые очи!" Считали, что деготь – родич этой болезни и от жалости забирает к себе неприкаянную слепоту. После этого больной должен был пойти на раздорожье, сесть там и притвориться, что ищет какую-нибудь вещь. Если кто-то из прохожих спросит, он отвечал: "Что найду, тебе отдам", – потом вытирал глаза рукой и махал ею на прохожего, прогоняя куриную слепоту.
Чтобы болезнь ушла, смотрели в дырку доски, откуда выпал сучок.
Сидели над паром вареной воловьей печенки и ели ее. Средством от куриной слепоты считалась вода, которую брали с того места, где речка берет свое начало, либо с тех мест, где речка не замерзает зимой, либо из трех непочатых криниц.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

138

Лихорадка

Славяне персонифицировали духи болезней. Согласно поверьям, лихорадок (лихоманок, лиходеек) – девять, а в большинстве заговоров – двенадцать крылатых сестер; живут они в глубоких темных подземельях ада и представляются злыми страшными бабами: худыми, косматыми, всегда голодными, иногда слепыми, безрукими, вислогубыми. Называют их еще бесицы-трясовицы. Одна из них – старшая сестра – главенствует, руководит действиями других, насылает их на землю мучить людей.
В более поздних заговорах встречается 7, 10, 12, 40, 77 болезней. Называют их "дщерями Ирода-царя".
В названии каждой болезни угадываются те муки, которыми они терзают род людской:

Трясея (трясучка, трясовица, трясуница, потрясуха, трясця) от глагола "трясти"; трясет человека, вызывает высокую температуру. Представляли ее старухой с глазами, выскакивающими со лба; зубы стучат, руки трясутся. Трясея нападает на людей вместе с ледеей и огнеей. Но не с двумя сразу, а с каждой отдельно, ибо ледея и огнея враждуют между собой. Трясея – страшная старуха, волосы у нее сбиты в комок, лицо в страшных глубоких морщинах; уцепится в человека и трясет его, вытрясает душу.

Ледея – холодит как лед; кого она мучит – тот и на печи не может согреться. Еще называют ее озноба, зябуха, студенка, зимница, знобуха, ледница. Ледея – одна из болезней, которая, согласно поверьям, уступает по силе огнее и трясее. Ледея никогда не встречается с огнеей, но иногда приходит на смену ей. Эта болезнь забирает у человека силы тайком; при этом больной ощущает головокружение и привкус крови во рту. Ледея приходит ночью во мраке. Пальцы у нее синие, длинные, с маленькими иголками вместо ногтей. Она запускает ногти-иголки в тело человека и холодит кровь. Нападает часто весной, когда еще солнце не успевает прогреть воздух и землю. Издавна прогоняли ледею крепкими напитками.

Огнея (огненка, огневица, горячка) – насылает внутренний жар. У южных славян – грозница – указывает на связь с грозой, с пламенем молнии. Огнею представляли в образе старухи со сморщенным красным лицом, пылающими глазами и лысой головой. Одежда у нее красного цвета, развевается даже в тихую погоду. Она самая страшная из всех болезней, самая жестокая. В древние времена, чтобы уберечься от огнеи, парились в бане, охотники натирались жиром. Считали, что отгоняет огнею амулет из тотемного зверя. Огнея нападает на слабых. Она выжигает внутренние органы человека, при этом вызывает неутолимую жажду, которую не погасить водой. Сама же огнея боится жары-зноя.
Если в поселении появлялась горячка, то из дома, где были больные, не выпускали никого и заходить с улицы в дом никому не позволяли, чтобы горячка, превратившись в человека, не вышла на улицу для сбора новых жертв.

Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка, черевуха) – болезнь желудка, внутренностей; гнетет утробу, отбирает аппетит, вызывает рвоту.

Гринуша (грудница, хрипуша, храпуша, грызачка) – сжимает сердце, грудь, вызывает хрипы, кашель. Гринуша пугает людей своими криками, хрипами. Согласно поверьям, у кого возле дома кричала сова, к тому придет гринуша. Нападает она в большинстве случаев на подростков. Острыми зубами впивается в горло, а длинным языком забивает человеку рот и не дает разговаривать. Но не калечит, а пугает. У взрослых гринуша вызывает хрипы, кашель, не дает дышать, останавливает сердце. Гринуша не признает других подруг-лихоманок и нападает на людей одна. Передвигаться ей тяжело. В дом проникает лишь со сквозняком.

Глохня (глухея, глуханя, глушня) – нападает на голову, закладывает уши, вызывает глухоту, отбирает слух.
Костоломка (ломея, ломова, ломота) – ломит кости, ребра, спину: "…аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину".
"Старухи-знахарки встают на крестцы на рассвете и в потемках, сидя без запаски возле порога, прядут по два починка, крутя веретено наоборот, то есть от себя (а не к себе, как прядут обычно) и кладут их накрест; этой пряжей перевязывают руки и ноги от грыжи (ломоты)" (М. Максимович).

Пухнея (пухлея, пухлячка, дутиха) – насылает опухоль.

Коркуша (корчи, корчея) – жилы сводит, насылает корчи.

Глазница (глазея, очница) – мучит человека болезнями так, что не дает глаза сомкнуть, вместе с ней приходят к человеку бесы и кошмары, с ума сводят.

Желтуха (желтея, желтяница) – желчная болезнь, кожа у человека от желтухи желтеет "…аки цвет в поле". Лечили желтуху гипнозом или загоняли в щуку. Больного принуждали смотреть на рыбу до тех пор, пока щука не уснет и не пожелтеет, то есть не заберет болезнь. Чтобы не заболеть желтухой, носили на шее янтарь.

Навея (невея, огнеястра) – от навь, дух умершего, смерть (навье – покойники). В этом названии – связь демонов-болезней с духами умерших. Навея – самая старшая из сестер-лихорадок, самая сильная, если возьмется за человека – смерти не избежать.

У славян сохранилось много поверий, преданий о болезнях и заговоры против них:

"Обращаюсь к вам раб Божий (такой-то), прошу, большие помощники, сказать мне: для чего выходят из моря-океана женщины простоволосые, для чего они по свету ходят, отбивают от сна, от пищи, сосут кровь, тянут жилы, как червяк, точат черную печень, пилами пилят желтые кости и суставы? Тут вам не хата-жилище, не прохлада; идите вы в болота, в глубокие озера, за быстрые реки и темные боры: там еда сахарная, напитки медовые, перины пуховые – там будет вам хата-жилище, прохлада по сей час, по сей день, слово мое, раба Божьего (такого-то), крепкое-крепкое" (Заклинание от лихорадки).

Согласно поверьям, 2 января мороз и зима выгоняют из пекла сестер-лихорадок с нечистью, и те ищут себе пристанище среди людей в теплых жилищах.
15 января, на Сильвестра, знахари прогоняли болезни заговорами и другими магическими действиями. "Сильвестр прогоняет лихорадки за 77 верст". Особенностью заговоров против болезней было перечисление имен лихорадок.
18 января собирали снег (перед Крещением) и тем снегом лечили недуги – онемение ног, головную боль, судороги.
На Максима 11 мая больных лихорадкой отпаивали березовым соком.
2 декабря первые метели прогоняют разные болезни в овраги, бездны, ущелья, пещеры.
10 декабря северный ветер, если дует в этот день, сметает болезни с лица земли.
От лихорадки, малярии в народе знали горькую полынь, спорыш, чертополох, хрен, траву "живучку", которую еще называли "лихорадочной травой".

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

139

Мор

Дух эпидемии, повальной болезни. Причиной массовых заболеваний считали нечистую силу, потустороннее существо, злого духа, которого нужно было изгнать или не пустить на обжитую территорию.
Чтобы выпроводить болезнь или предотвратить ее, выполняли специальные ритуалы. Например, чтобы избавиться от сибирской язвы, делали чучело человека и выбрасывали в окно, а потом несли и закапывали возле кладбища как дух болезни. Считали, если поселение в лесу, мора можно не бояться: леший болезнь отведет. Чтобы болезнь на скот не пришла из соседних поселений, на дороге ставили ворота из жердей в виде триумфальной арки, обкладывали землей и цепляли на верхней перекладине икону Георгия Победоносца или Ильи-пророка. Еще делали ритуальную вспашку вокруг села. Скотину-падаль закапывали там, где сдохла, считая, что так закопают дух болезни. Если встречали кого во время ритуальной пахоты: животное – убивали, человека – били, считая, что это дух болезни.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

140

Моровая дева

Так в древности представляли всякую повальную болезнь. Показывалась она в селе, обходила все дворы и хаты, просовывала руку в окно или в дверь, махала красным платком, навевая на хозяев смертельную заразу.
Когда она появлялась, все жители закрывались в своих жилищах, не отворяли ни окон, ни дверей, и лишь нетерпимый голод или жажда вынуждали выходить из дома.
Представляли моровую деву (моровую язву) худой женщиной высокого роста (иногда на ходулях), с растрепанными волосами, в белой одежде.
По некоторым преданиям, она ездит по миру в повозке или заставляет сильного молодца носить себя на плечах.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии