Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии


Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Сообщений 121 страница 130 из 303

121

Обдериха

В преданиях жена банника, хозяйка бани, банная матушка, банница, байница, баенная матушка. Больше ведомостей о ней в северных регионах России. Представляли ее нечесаной, страшной бабой. Живет она с банником под полком, может показываться кошкой. Вредит людям, как и банник, помогает ему шкуру сдирать с тех, кто моется после полуночи.

Оборотни

"Я не очень давно от одного знатного, но нерассудительного дворянина слышал, вроде он сам некоторое время в медведя превращался, и что те, кто слушал, верили" (Василий Татищев).
Оборотнями, согласно преданиям, становились колдуны и ведьмы. А еще, по недоброй воле или из мести этих сверхъестественных персонажей их враги или те, кого они желают наказать. Оборотень становился каким-нибудь определенным животным. Существуют точные термины, обозначающие превращение человека в определенное животное: ликантропия – превращение в волка; аэлуронтропия – в кошку (кошкодлак; "длака" – древнерусское "шкура"); боантропия – в корову; куантропия – в собаку; лепантропия – в зайца и т. д. Всякие превращения происходили лишь с участием нечистой силы, что вызвало в средние века в Европе даже судебные процессы против животных, в которых, как считали, превращались ведьмы и колдуны. То есть судебные процессы велись не против животных, а как бы против дьявола, вселившегося в них.
"Нет такого четвероногого зверя, в подобии коего не пребывал бы дьявол, что могут засвидетельствовать отшельники, которые жили в пустынях и много натерпелись от нечистой силы. Так, например, святому Августину, жившему в Фиваидской пустыне, демоны являлись в образах волков, львов, быков. Святому Иллариону во время молитвы беспрерывно являлись то воющий волк, то лающая лисица, то большой пес" (Пьер Ле Луалье, французский богослов, ХVІ в.).
Оборотней, ведьм и колдунов, которые появлялись в подобии жаб, называют жебалаками.

Овинник

Дух, живущий в овине, где хранятся снопы. Представляли его черным, косматым, похожим на большого кота с пылающими глазами. Одна рука у этого духа, согласно поверьям, голая, без шерсти и длиннее руки волосатой. С этим поверьем связаны гадания. Девушки в Рождественские вечера или рано утром ходили в овин, заголялись: если коснется овинник волосатой лапой – за богатого замуж идти; если голой рукой коснется – вековать с бедным; если не тронет овинник – еще в девках ходить. Голой рукой овинник также наказывал нерадивых хозяев – бросал жар в неубранные снопы. Кто сушил хлеб во время сильного ветра, того тоже овинник наказывал пожаром.
7 октября на Феклу в натопленных овинах молотили хлеб. В том, что деревянные овины часто горели, обвиняли овинника. Не позволял этот дух топить овины на Воздвижение и на Покров.

Одминок

Обминок, обминчук, одмина, подмена, подменок – в украинских преданиях подмененный богинками или другой нечистью ребенок, воплощение злого духа в образе ребенка. Верили в то, что нечистая сила может выкрасть человеческое дитя, а вместо него подложить своего ребенка. Подмененные дети все время плачут, кричат, очень много едят, но развиваются плохо. У них непропорционально большая или маленькая голова, тоненькие ножки, раздутый живот. Такое заболевание (возможно, рахит) объясняли вмешательством нечистой силы. В сказках фантазировали, что подмененное дитя может за короткое время стать взрослым человеком, правда, с детским умом.
"Подменки бывают очень худые из себя и очень безобразные: ноги у них всегда тоненькие, руки висят, как батоги, живот огромный, а голова неимоверно велика и свисает вбок. Кроме того, они отмечаются природной тупостью и зловредностью и охотно покидают своих названых родителей, убегая в лес. Правда, живут они недолго и часто исчезают без вести или превращаются в головешку" (А. Афанасьев).
От одминка можно было избавиться, отнеся его в торбе на раздорожье (место, где собирается нечистая сила). Можно также бить одминка розгой возле хаты, пока нечистая сила не сжалится над своим ребенком и не обменяет ее опять на человеческое дитя.
Из одминков бывают перелесники. Это такие представители нечистой силы, которые подступаются к человеку, не боясь креста, ибо были крещены в младенчестве.
Чтобы не накликать нечисть в дом, не лихословили и не упоминали нечистую силу в помещении, особенно после захода солнца.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

122

Перелесник

Налет, налетник, летун – демонологический персонаж украинцев, который олицетворяет зарницы, метеорит, разновидность молнии (шар). Считается, что это злой дух покойника, падающей звездой прилетающий к людям в подобии близких родичей или знакомых. Если сильно горевать и тужить долго по умершему, часто ходить на кладбище, дух умершего становится перелесником и прилетает к тем, кто его оплакивает.
Считают, что перелесниками становятся одминки – дети нечистой силы, которых богинки или дикие бабы подбрасывают людям, воруя человеческих детей. Тех одминков, не отличив, люди крестят. Они же вырастают, становятся перелесниками и вредят людям. А прогнать их тяжело – потому что крещеные.
В народе известны рассказы о перелесниках – умерших мужьях, прилетающих к своей живой жене и ведущих с ней супружескую жизнь. Дети от перелесника мешковатые, ненасытные и живут недолго.
В отношениях с живым человеком перелесник выступает злой силой, вредит ему, высушивает, выпивает из него кровь, душит, забирает ум.
Прогнать перелесника тяжело. Это может сделать знахарь, который пользуется заклинаниями и чародейным зельем.

Планетники

Хмарники, хмурники, погибалцы – демоны туч (тучи – укр. "хмары") у южных и западных славян. Живут в дождевых тучах, направляют их полет. Считалось, что планетниками становятся люди, которые умерли неожиданной наглой смертью (заложные мертвецы). Могут показываться в подобии орла, летучего змея, дракона. Согласно поверьям, планетники могли сходить на землю, становясь в поле на межу, идти к селу и просить у встречных молоко от черной коровы или яйца от черной курицы; потом с туманом возвращались в тучи.
Планетники сбивают туман в тучи, пасут те тучи, гонят, тянут их по небу. С помощью радуги подают в тучи воду, толкут лед, чтобы сделать град. Планетники посылают на землю дождь; иногда задерживают или насылают град, наказывая людей за грехи (убийство, прелюбодеяние, злодейство).
К людям планетники не враждебны, предупреждают о граде или непогоде. Защищаясь от града, люди бросали на ветер или в огонь горсть муки, жертвуя планетникам. Мука – пища этих демонов.

Плевник

Так называли чехи огненного змея (у сербов – "змей богатства"). О людях, которые разбогатели неизвестно как, говорили, что у них поселился плевник. За свои дары и подношения змей требует жертву. В домах он поселяется под печью. На плите для него ставят молочную кашу, мясо и другую пищу, которую он якобы съедает, пока все спят. Если хозяин не щедрый, не чтит плевника, тот может сжечь дом.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

123

Подполяник

Дух, который живет под полом ("в подполье"). Раньше под полом дома делали ямы для продуктов, погреба. Согласно поверьям, подполяник – злой дух, он затягивает к себе в яму девушек, проклятых матерью, приживает с ними детей. Чтобы его увидеть, нужно сойти на три ступеньки в яму, наклониться и посмотреть между ногами.

Полевой

"Другой дед – процвел в бескрайней степи посреди ковыля, где и журавли, и дрофы с головами прячутся и верхового латника с копьем вместе не видно: там закопал себя дед в землю по пояс и терпит, как его грызет сыпучий червяк, а сам ест только кузек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется дед Полевик, а веку ему пятьсот лет" (М. Лесков).
Полевой дух, мифический владыка полей. Как и другие духи, полевой может выступать в разных подобиях (человека, козленка, птицы, быка), совращать людей и вводить их в обман. Согласно преданиям, живут полевые по степям, полям, оврагам, ямам, могилам. Представляли полевого в образе человека в белых одеждах или голого совсем, покрытого шерстью, с хвостом, большими когтями, маленькими рожками, крыльями, телячьими ушами, большими зубами.
Полевой появляется перед человеком в порывах свистящего ветра, тогда, когда человек делает что-то неположенное, нарушает этику отношений с Природой.
Может полевой быть черным, как земля, с глазами разного цвета, вместо волос на голове у него длинная зеленая трава, шапки и одежды он не имеет, ибо летает так быстро, что ветер срывает с него всякую одежду. Когда хлеб бывает высоким, то и полевой бывает вровень с хлебом, а когда хлеб выжнут, то он становится таким маленьким, как стерня. Полевые любят качаться во ржи и носиться по полям вместе с ветром.
Полевой добрым нравом напоминает своего родича домового, но бывает сердитым, и тогда, как и леший – еще один родич, – сводит с дороги, заводит в болото, а особенно потешается над пьяницами.
Полевой – капризный, гордый, любит подарки, с чем считались крестьяне. К примеру, в некоторых местностях в ночь на Духов день (первый понедельник после Троицы, который в большинстве приходится на июнь) украдкой хозяин шел в поле к оврагу, подальше от тропы или дороги, и нес подарок полевому духу: два куриных яйца и краденого петуха. Это нужно было делать так, чтобы никто не видел, иначе полевой рассердится и посевы уничтожит – он тоже любит секреты, как и водяной.
Любит полевой в полдень пройтись по полям, посмотреть, кто работает в это время, и если действительно такие есть – навредить им. Полевой творит и добрые дела. Если дитя заблудится в высоких травах, он выведет на тропинку; поможет корову или теленка в оврагах отыскать. Работящему хозяину рожь сбережет от града, дождь в жатву от нивы отведет. На зиму проваливается хозяин полей в яму и спит там до ранней весны.
В древние времена считали, что на каждое поселение есть четыре полевых духа, которые живут с каждой стороны и оберегают свои владения, а прислуживают им луговики и межевики, их дети.

Полесун

Божество древних славян, которое, согласно поверьям, покровительствовало волкам, "волчий бог". Насылает волкам добычу, бережет их от охотников, болезней и природных стихий. Когда волки воют, они у полесуна просят корм. Представляли полесуна человеком без тени. У восточных славян полесун к тому же был опекуном торговли, скота и охотничьей добычи. Функции мифического божества, вероятно, перешли к христианскому святому Юрию.
"Полесуны, или Лесуны, живут в лесах… Полесуны серого или пепельного цвета, обросли волосами, ходят в одежде, а иногда и без одежды. Полесуны показываются людям в обычном человеческом росте, но бывают и такие высотой, как дерево в лесу. В траве Полесуны бывают такие высотой, как трава… Полесуны имеют жен Лесунок и даже детей… Полесуны иногда помогают людям рубить дрова и просят у людей хлеб, а иногда едят и лю дей… Полесуны наводят в лесу на людей болезнь, любят морочить и водить людей целую ночь до петухов, превращаются в знакомых людей, разговаривают с прохожими и заводят в чащу, камыши и болото, а после хохочут. Чаще всего Полесун показывается людям дедом с длинной седой бородой, с сосульками под носом. Зимой сосульки замерзают и висят до самой земли, как сосульки с крыши. Такой дед дает людям счастье: говорят, что того деда нужно потянуть за бороду или ударить, тогда он рассыплется червонцами.
…Полесуны были в древние времена духами облаков и после перенесены в фантазии народа с облаков на землю, в леса. Их цвет серый и пепельный, как цвет облаков, а не зеленый цвет леса. Образ мохнатого деда с бородой, те сосульки, все это напоминает большие серые облака с дождем и снегом. Как дед рассыпается золотом, когда его кто ударит или дернет за бороду, так из облаков рассыпается молния, если в них ударит гром" (Иван Нечуй-Левицкий).

Полудницы

"В полуденную пору никому и в голову не приходило петь песни. Люди словно замирали, а из полей к человеческим жилищам скользили, как легкие тени, полудницы в длинных белых одеждах, высматривая, нет ли где детей без присмотра" (Алоис Ирасек).
В славянской мифологии полевые духи, воплощение солнечного удара. Полудниц представляли в образе высоких длинноволосых девушек в белых одеждах. Еще представляли полудницу косматой старухой, которая появляется в поле (во ржи – ржаная баба; укр. "житняя баба", и наказывает тех, кто работает в полдень. Полудница может свернуть шею, украсть ребенка, оставленного в поле без присмотра. Этими духами пугали детей, чтобы не заблудились во ржи, не ходили на чужие бахчи. Известно поверье, что полудницы, встретив кого-нибудь в поле, загадывают загадки: если кто не отгадает правильно – могут защекотать. Потому полудниц называли еще полевыми русалками. Кто видел полудницу, должен молчать, ибо она за разговоры о встрече наказывает.

Потороча

В украинской мифологии ребенок, который умер некрещеным. Согласно поверьям, живет потороча (потерча, потерчата) на озерах, на болотах. Ходят ночью с маленькими лучинами, мигая в темноте огоньками. Потерчата отзываются жалобно, заманивают людей в болото. Эти духи из категории заложных мертвецов.

Привидение

Душа умершего человека, которая в подобии покойника выходит из могилы среди ночи. Согласно преданиям, привидение показывается на кладбище или на опушке, рядом с припрятанным кладом. Может прийти в дом к знакомым, близким и требовать каких-нибудь услуг. Привидение прозрачное, оно не имеет тени. Спастись от привидения можно, лишь убегая без оглядки. Если оглянулся, уже не побежишь, застынешь на месте, и привидение будет делать с тобой, что захочет. Привидениями становятся заложные мертвецы. В народе считали, что 24 августа, на мученика Евпла, на могилках ходят привидения: слышен свист, вой, песни и бегает белый конь.

Пущевик

У восточных славян лесной дух, который живет в непроходимых чащах. Своими руками-сучьями он цепляет за одежду тех, кто зашел в его владения, тычет в лицо, в глаза, заводит в пустошь. Показывается то корчагой, то кустом, становится на пути, не выпускает из леса.
В чаще пущевик останавливает лесные пожары, в его владениях вечный мрак и влага. Даже звери редко заходят во владения пущевика. Все там замирает, всякий звук пугает. Каждым, кто заблудился, овладевает жуткий ужас – выйти из владений пущевика редко удается.

Пярстуки

У белорусов маленькие духи жатвы. Заимствованы они у литовцев, где пярстуки – служители земного бога Пушкайтиса. Пярстукам приносили в хлев или в сарай стол, ставили на стол гостинцы – мед, пиво, хлеб, сыр, масло и другую пищу. Потом закрывали дверь и уходили, а на следующий день внимательно присматривались: съедено ли что-нибудь из гостинцев, и если хоть какая-нибудь пища была нарушена, радовались, видя в том залог будущего достатка и благополучия.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

124

Ржаницы

Злые духи, которые живут в поле, там, где посеяна рожь. Вредят тем, что заплетают несколько стеблей ржи и тогда поле, словно заколдованное, сохнет и пропадает. Спасти такое поле может только знахарь, который с помощью специальных заговоров расплетет стебли. Если за дело берется человек незнающий – может заболеть, а то и умереть.
Верили, что ржаницы зачаровывают поле тем, что устраивают прожины – дорожки в ржи, неширокие, с конца в конец нивы. На тех дорожках все колосья срезаны. Такие действия природных вредителей люди приписывали злым духам.

Росомаха

Фантастическое существо, живущее в ржаном поле или в конопляном огороде. У В. Даля: "…злой дух, который имеет голову и лапы зверя, живет в коноплях". Поверья о росомахе были распространены на севере России. Она появляется в лесу, в поле, пугает детей во ржи.
Представляли ее то в подобии высокой девушки с длинными распущенными волосами; то в подобии фантастического зверя с длинной золотистой шерстью. Ветерок, который колышет зрелую рожь на ниве, вызывал в сознании людей образ фантастического зверя. Еще считали росомаху духом-хранителем плодоносного поля, который помогает вызревать ржи и пшенице.

Русалки

Водяные девы, щекотухи, хитки – по мифологическим представлениям славян, молодые водяные красавицы, которые живут на дне реки в чудесных хрустальных покоях. Ночью, когда всходит месяц, русалки выходят на берег озера или речки, чешут косы и водят хороводы. Своим чудесным пением они заманивают девушек и юношей, затягивают их в воду, щекочут.
Согласно распространенным представлениям, русалками становились молодые девушки, которые утонули, а также умершие до крещения дети. В ряде районов Украины считалось, что русалками становятся девушки, умершие на Зеленой неделе. Русалки могут показываться в образе голых девушек, крыс, жаб, белок и т. п.
Русалки способны творить добро – оберегать поля от всякой беды; но и зло – закручивать сети рыбакам, насылать град на поля. Представляли русалок красивыми, с русыми или зелеными косами из осоки, зелеными или черными глазами. Они распускают по плечам длинные косы до самых пят, ходят в одной сорочке или совсем голые, в зеленых венках из осоки или зелья, прикрывшись косами. Иногда русалки показываются людям в девичьем уборе, в плахте, в сорочке, в красном монисте. Русалки весь год живут в воде, выходят из воды на землю весной, в Чистый четверг, и гуляют на земле до осени. Больше всего их бывает от Чистого четверга до Петровок. В то же время они каждый вечер выходят из воды, разбегаются по лугам, лесам, долинам и полям. Для русалок луна – солнце, а солнце – луна, потому они часто показываются ясной лунной ночью.
В воде русалки балуются, брызгаются, плавают, садятся на колесо мельницы, ныряют под колеса в шум, запутывают сети рыбакам, разрушают запруды, ловят гусей и закручивают им крыло за крыло. Подстерегая девушек возле воды в лозах, русалки спрашивают: "Полынь или петрушка?" Если девушка скажет "полынь", русалки убегают, а если скажет "петрушка", с криками: "Иди к нам, наша душка!" защекочут. Из распущенных кос русалок стекает вода; как только косы высохнут, русалки умирают.
Где русалки танцуют, там рожь лучше растет и трава густо зеленеет. Русалки любят прясть, любят полотно, нитки, пряжу; иногда крадут по селам пряжу и прядут, расстелив полотно на траве возле воды. На Зеленой неделе они сидят на деревьях и просят у людей полотно на сорочку. В Украине весной оставляли для русалок на деревьях полотно, сорочки, рушники, нитки. Согласно поверьям, кто вечером ходил в лес на Зеленой неделе и встречался с русалками, тому нужно было бросить им платок или какую-либо одежду. Волна на воде – танцы русалок, шум волны – песни русалок; русалки любят щекотать, словно щекочет тело теплая летняя вода. Они красивые, певучие и веселые, но вместе с тем и опасны, как вода, в которой они живут.
Во времена христианства в народе утвердилось такое верование, что русалки – души утопленных девчат и некрещеных умерших детей. Но в язычестве крещения не было, и можно предположить, что тогда русалки были водными божествами, духами или человеческими душами, которые после смерти людей летали над водой и становились водными духами. В поверьях русалки становятся женами водяных.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

125

Сарайник

Дух, живущий в сарае, помощник дворового. Следит за порядком, наказывает хозяина за нерадивость и лень: запутывает конскую сбрую, заваливает плохо сложенные дрова, работящим хозяевам помогает.

Сатанаил

В славянских христианских преданиях противник Бога-Творца. Бог сходит на первичный бескрайний океан и видит сатанаила, который плавает в подобии птицы-гоголя. Сатанаил тоже называет себя богом, но признает над собой истинного Бога. Бог и сатанаил соревнуются, творя белый свет. Бог создает человека, а сатанаил, наследуя его, волка; Бог – корову, сатанаил – козу; Бог – овес, сатанаил – сорняки и т. п. Суть этих преданий в том, что в противоборстве света (Бога) и тьмы (сатанаила) творился мир. Сатанаил – воплощение тьмы ночи, злого начала. Позже – главный черт, начальник над чертями в пекле, одно из названий черта.
Один из мифов о Боге и сатане, которые вдвоем творили мир, передает "Повесть временных лет": "…волхвы поведали о том, как Бог мылся в бане, потом покрылся и обтерся ветошью, которую бросил с небес на землю. Сатана поспорил с Богом, кому из того клочья сотворить человека. Сам он сотворил тело, а Бог вложил душу. С тех пор остается в земле тело, душа после смерти отправляется к Богу".
Одно из поверий передает, что Бог сотворил человека, а сатана позавидовал и оплевал Божье творение. Бог вывернул человека и пустил на землю. С того времени человек внешне чист, а в средине мокрый и все плюется.
Все славянские предания и рассказы о том, что все доброе на земле от Бога (светоносного начала), а злое – от сатанаила (темного, злого, черного, возможно, изначально – Чернобога). От греческого перевода слова "сатана" – "диаболос" в христианстве объединились слова "сатана", "дьявол", "черт", "бес" как обозначение противников Христа.

Светилка

Персонаж украинского фольклора. Представляли светилку враждебным человеку духом в виде трех свечей или далекого огонька. Согласно народным верованиям, появляется светилка осенью, после Семенова праздника и ходит по полям, где уже собрали урожай. При близкой встрече светилка вызывает у человека испуг, даже доводит до смерти.
Мигающие ночью огоньки на болотах или на могилах – блуждающие души покойников: утопленников, висельников, умерших внезапной смертью. Синие огоньки на могилках или на холмах зажигают русалки.
Блуждающие огоньки в лесах, на болотах, на кладбищах указывают на закопанные там клады. На месте, где лежит клад, можно увидеть свечку или золотого петуха. Согласно поверьям, нужно сказать: "Чур, чур, святое место, – чур, Божье и мое". Если этого не сделать, то клад спрячется глубоко в землю.
Известны поверья, в которых светилка (свет, светляки, блуждающий огонь) выступает как добрый к человеку персонаж, к примеру, помогает выбраться из трясины, показывает дорогу ночью и т. п.

Святке

Злой дух, черт, который является людям на Святки во время игр и вечерниц с дня святого Николая до Крещения. Хождение ряженых после Рождества – древняя традиция показа злых сил, которые ходят по земле в эти дни и, зная о скорой своей гибели, злятся, вредят, мучат, терзают людей.
Считали, что все тайные события, гадания на перекрестках, на гумнах, в банях не обходились без святке. Святке появляется на вечерницах, пугает, а иногда доводит до гибели участников.
Святке может показываться человеком или животным. Чтобы уберечься от него, во время гаданий рисовали круг, и святочный бес не мог переступить черту, намеченную на снегу или на полу железным предметом. Если линия круга нарушена, святке навредит гадальщикам.
Те, кто ходил ряженым на Святки, и те, кто гадал, считались нечистыми и должны были обязательно очиститься (омыться, окропиться) святой водой на Крещение.

Святочницы

Водяные духи, которые появляются только на Святки в банях. Представляли святочниц немыми и уродливыми, волосатыми с ног до головы. Якобы они танцуют и поют, но без слов – словно ветер воет. Могут появляться на улицах и в неосвященных помещениях. Свои жертвы мучат до смерти, откусывая от тела куски мяса. Спастись от святочниц можно, бросив им украшения – монисто, платок и т. п.

Скарбник

Мифологическое воплощение нечистого духа, охраняющего клад (скарбник от укр. "скарб" – клад). Он является верным сторожем-хранителем клада своего хозяина, задерживает вора-злодея и отдает в руки хозяина, помогает ему на протяжении жизни. Но все это делает только потому, что хозяин заключил с ним договор, продал душу. После смерти хозяина скарбник появляется со стаей ворон и, показав запись кровью о проданной душе, вырывает ее у грешника.
В народе известны поверья о кладах "чистых" и "нечистых". Чистыми кладами считались те, которые были спрятаны во время сложных жизненных обстоятельств – война, нападение, мор, грабеж и т. п. Такие деньги или драгоценности случайно мог найти кто угодно. Нечистыми кладами считались деньги (вещи, драгоценности) от воровства, грабежа, а также те, которые достались от нечистой силы, когда человек с нечистью подписал кровный договор. Эти клады находились под охраной нечистой силы – скарбника. В народе говорили, что "…их черт присел". Легенды о закопанных деньгах, кладах бытовали у всех славянских народов. Основной сюжет этих древних преданий – о способности закопанных кладов гореть, рассыпаться на черепки, про падать.
Согласно поверьям, один раз в семь лет, до Вшестия, спрятанные клады пересушиваются и горят (при этом золото горит красным огнем, серебро – белым, а медь – синим). Считалось, что те пылающие клады взять невозможно, ибо их охраняет нечистый, они заклятые. То есть хозяин денег завещал клад конкретному человеку и заклял тот клад. Взять такие деньги может лишь тот, кому они предназначены. Если их найдет кто другой, тогда скарбник сожжет клад или превратит в черепки, в мусор или в гадюк. Скарбник может открыть место нахождения клада тому, кто продаст ему свою душу.

Соседко

Домовой дух, который живет в хате под печью и называется так за спокойное сожительство с людьми. Представляли его маленьким, одетым в свитку и большую косматую шапку; волосы на голове и борода нечесаные. Увидеть его тяжело, ибо выходит он очень редко. В праздники этого духа принято было подкармливать. Зла не творит, старается отвести возможные несчастья, упредить опасность. Соседко (суседко) – одно из наименований домового.

Спрыйя

Дух ловкости (ловкий – укр. "спрытный"), сметливости, сообразительности, находчивости, смекалистости, который рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним. Бывает, что отец или мать умеют передать этот дух своим детям. Какой этот дух у того или другого человека, таким и есть человек в жизни. Спрыйя (спрытка) помогает, выручает в самых сложных ситуациях.

Степовой

Живет посреди широкой степи. "Степовой – не Домовой, под печь не посадишь", – говорят в народе. "Степному царю не уклонишься – и степь темным лесом тебе станет!"
Степовой (степной хозяин) носится в закрученных вихрях. Иногда он на миг показывается – не на добро. Поднимаются, бегут по тропинкам седые вихри, встречаются на перекрестках. Из череды тех вихрей, в самой средине поднимается степовой: седой, как вихрь, высокий старик с длинной пепельной бородой с развевающимися волосами. Покажется, погрозит костлявым пальцем – и исчезнет. Беда тому путнику, который без благословения выедет из дома и в знойный полдень попадет на степную дорогу, где закручивается стая вихрей из пыли. Передают, что в тех вихрях человек может пропасть.

Страх

Персонаж восточных славян, о котором свидетельствуют русские заговоры, демон страха. Появляется вместе с ветром-суховеем в самом центре огненного вихря, потому видеть его никому не дано, а присутствие его ощутит каждый. Если он проносится рядом, вызывает такое чувство страха, что никто против него устоять не может. Воплощение огненного ветра-суховея.

Страшилы

Дрожники – духи страха, трусости; нападают на малодушных и трусливых. Доводят человека до того, что у него "мурашки под кожей бегают". Верные слуги богини смерти Морены.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

126

Табунник

Дух-хранитель табунов коней от болезней и диких зверей. Жил в священных рощах возле выпасов. У славян подобные духи приставлены к каждому месту, которым пользовались люди. Эти духи не были однозначно добрыми или злыми. Если табун целый, сытый – значит, задобрили табунника, удачную жертву поднесли. Если хищники зарезали коня или какая болезнь в табуне – плохо почитали табунника, нарушили взаимоотношения с этим духом, то есть с Природой. И опять – жертвы и чествования. Такие отношения у древних славян были со всеми духами Природы.

Таласым

В болгарской мифологии вечно живой оборотень мужского или женского рода. Превращаясь в собаку, кошку, волка, любое другое животное, он темными ночами нападает на людей и душит их. Если не обороняться, не давать отпор – можно заболеть, а то и умереть.
Согласно народным поверьям, таласымом становится после смерти замурованный человек. В древности при строительстве крепостей, мостов, башен, мельниц, бывало, что в основание (фундамент) клали живых людей – приносили жертву на удачу – чтобы сооружение не рушилось, стояло веками. Таласым днем и ночью стережет сооружение, а ночью зовет путников. Нельзя отзываться, ибо нападет – тогда ждет человека болезнь или смерть. Под видом разных животных таласым нападает на путников, отзывающихся на его голос. Но, если смелый человек ухватит рысь, или кабана, или волка (таласыма-оборотня) за уши – тот убежит, а у смельчака в руках останется сокровище. В народных преданиях таласымы оберегают заговоренные клады и следят, чтобы тот, кто нашел клад, исполнил над ним определенный ритуал, назначенный хозяином: зарезал черного петуха, съел сердце кукушки и т. п.

Тодорцы

В сербской мифологической традиции демонические существа, которые появляются с того света (мира мертвецов) в первую неделю Великого поста для наказания тех, кто не придерживался поста. В южной Поморавии первую субботу Великого поста (день святого Феодора – христианского мученика VІ в. Тодора Тирана) называют "конской пасхой". В юго-восточной Сербии святой Феодор считается опекуном всадников. Великий Тодор – вождь тодорцев – в народном представлении появляется верхом на белом хромом коне в белых одеждах. Его войско – тодорцы – имеют магическую силу только ночью, до первых петухов. Они наказывали людей за нарушение поста ударами копыт. Болезненный след от удара остается надолго.
Тодорцы, которые появлялись возле водяных мельниц, считались особенно злобными: они могли вынуть внутренности из человека, убивать детей. Кого ударил тодорец, тот должен был на следующий год в Тодорову субботу прийти на то же место – там он или выздоравливал, или умирал. Чтобы уберечься от тодорцев, люди носили при себе чеснок, острые железные предметы; мужчины делали ритуальный объезд коней, подрезали им гривы, хвосты; женщины выпекали хлебцы в виде подковы.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

127

Удельница

Дух-похититель судьбы, счастья. Вместо этих благ приносит болезни, смерть. Согласно поверьям, на вид этот дух черный, волосатый, растрепанный.
Удельница преждевременно вынимает младенца из материнской утробы и калечит его, мучит роженицу. Если беременная женщина спит навзничь, не подпоясанная, а на столе не лежит нож – удельница может вынуть младенца. Потому иногда живот бывает пустым, хоть есть все признаки беременности. Удельницы летают сороками, встречаясь, хвастаются друг перед дружкой своими проделками.
Когда эти духи нападают на человека, с ним случается удар (родимец): удельницы бьют и мнут тело. Нападать могут в полдень и при заходе солнца. Показываются удельницы издали, черные, с длинными распущенными волосами. Если видят крест – исчезают.

Упырь

Персонаж низшей мифологии славян и других народов. Упыри, а еще опыри, вурдалаки, вампиры могут быть двоякие: врожденные и принужденные (деланые). Врожденный упырь бездетный, лицом красный. У него есть небольшой хвостик. Упырь имеет две души, а потому хоть и умрет, может ходить по миру, ибо лишь одна душа его покидает, а другая остается при нем. Над коленом или на спине упырь имеет шишку (килу) с отверстием, через которое выходит душа упыря.
Упыри после смерти ходят семь лет с музыкой, пением, хлопают в ладоши и скачут. Когда умрет упырь, падает страшный ливень. Лежит он в гробу ничком. Может лежать и навзничь, но тогда из-под руки смотрит на людей и курит трубку.
Упырь встает из могилы, ходит в ту местность, где он жил и выпивает кровь у людей. Скот упырь не трогает, ибо не имеет на него силы. Ходит он пешком и ездит на коне, показывается в виде двух мальчиков и зверушек. В виде пса выскакивает человеку на плечи и приказывает себя нести; часто в стае грызущихся между собой собак упырь бежит белым псом; еще может показаться котом.
Если кто хочет избавиться от упыря, должен обвести его вокруг селения три раза, и он перестанет ходить. Существует поверье, что нужно пробить грудь упыря осиновым колом, тогда он никогда уже не будет вредить.
Согласно народным преданиям, упырь рождается от черта (или вурдалака) и ведьмы. Упырь при жизни бывает вурдалаком или колдуном, а также пьяницей; упырем может стать самоубийца. Упырем может стать каждый, кого сильно подвеет степной ветер. Живые упыри крепкие и красномордые, потому что они кровь сосут и носят на себе по ночам мертвых упырей. Могут упыри летать над кладбищем, сидеть на крестах, шуметь и тем пугать поздних прохожих. Ходят упыри до крика петухов, а потом живые, отнеся мертвых на кладбища, спешат в свои жилища. Эпидемии болезней, засуху, неурожаи народ связывал с действиями упырей.
Упыри появляются или в своем обычном образе или с синим лицом в черных плащах. Могут еще превращаться в летучую мышь, перо, соломинку. Распознать упыря можно по шести пальцам на руках и на ногах.
Бытовало поверье, что кроме мертвого упыря в каждом селении есть и живой, который защищает село от мертвого; что живые упыри из разных селений дерутся между собой. Чтобы обезопасить себя от упыря, бросали в его могилу горсть мака. Упырь – воплощение страха населения перед умершим знахарем.
Упырь тяжело умирает: мучится и умирает несколько дней; чтобы он скорее умер, говорят, нужно сорвать доску с потолка (поднять крышу). Как только упырь умрет, поднимается страшный вихрь – то черти подхватывают его душу и несут в пекло. В гробу у него вырастают ногти и длинные волосы. В могиле есть дырка, через которую упырь вылезает мышью или ящерицей в глухую полночь. Упырь ходит сквозь запертую дверь или прогрызает железными зубами дырку в дверях.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

128

Хапун

Злой дух, который позаимствован западными славянами у евреев (еврейский черт). На протяжении года хапун (хватун) обязательно крадет кого-нибудь из людей и относит неизвестно куда.
Что он делает с тем человеком – никто не знает. Человек, которого уносит хапун, никак не помечен, потому боялись этого черта все. Представляли хапуна в подобии нищего, монаха, солдата.

Хлебник

В представлении восточных славян, домашний дух, помощник дворового и домового. Оберегает муку, зерно от грызунов и других вредителей. Добрым хозяйкам помогает выпекать хлеб.

Хлевник

"Домовой очень серьезно относится к своим обязанностям. Когда работа ложилась на него уж очень тяжелым бременем, он набирал целый штат сотрудников: дворового, банника, хлевника и шиши-мору-кикимору. А для такой веселой компании трудности уже были не страшны!" (В. Островский).
У восточных славян дух, который живет и наводит порядки в хлеву, помощник дворового духа. Старшинствует над домашними животными. Если хозяин не угождает хлевнику, не хозяйничает, как следует, тот выбирает какую-нибудь скотину и мучит ее. Скотина теряет вес, не ест ничего. Хлевник коню запутывает гриву, высоко подрезает хвост, овцам выщипывает шерсть.
Чтобы избавиться от злого хлевника, хозяин в хлеву к матице цеплял убитую сороку; этот дух боится птицу-сплетницу. Новорожденных ягнят и телят раньше заносили из хлева в избу под присмотр детей, чтобы хлевник их не замучил.

Хлопотун

Дух мертвого колдуна; демон, который использует внешность, кожу умершего колдуна, чтобы ночью вредить людям: сосать кровь и поедать живых людей.
Хлопотун ждет, когда в какой семье появится покойник: как только душа отлетит – хлопотун входит в тело. Тогда в семье одно несчастье за другим. Хлопотун может показываться в чужом обличье, жить в той семье, откуда покойник, – тогда в селе беда, люди пропадают.
Убить хлопотуна, согласно поверьям, можно ударом нагайки от жеребца или осью от воза, но бить нужно с размаха и один раз, ибо от повторного удара нечисть оживает.

Хуха

Хухи, повитрули – маленькие пушистые, похожие на головку одуванчика, духи природы. Живут в лесу, в скалах, в сухих камышах, в степи.
Алексей Кононенко - Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
"Те, что живут в лесу, зовутся лесными; те, что по оврагам и скалам, – пещерницами; что над речками и озерами, – камышовыми; те, что в высокой траве и бурьянах, – бурьянками. Бывают еще полевые, дубравные, левадные. Только нет болотных, потому что все Хухи, как котики, не любят влажного" (В. Королив-Старый).
Больше всего хух в лесу. Пушистые, как мох, с длинной шерстью, которая покрывает все небольшое тельце, живут они под корой деревьев или в корнях, устилают свое маленькое жилище мягким зеленым мхом. Лапки и лицо у хух розовые, а глаза – желто-фиолетовые.
Хухи не бывают одного цвета, они изменяют свою окраску под цвет среды, в которой пребывают. Потому люди так редко замечают хух. К тому же они стараются не показываться на глаза, как и все духи природы. Согласно преданиям, рождаются хухи ранней весной, когда только начинает сходить снег, в марте.
Пушистые, добрые и ласковые хухи забавляются между собой, летают на лесных сквозняках. Они оберегают ту среду, где находятся. Как только кто посягает на природу, хухи быстро ищут лешего, полевого или кого-нибудь из более уважаемых духов природы, извещают его о неприятностях. Опытные лесничие и охотники тоже могут услышать писк и шепот хух, хоть для простого человека эти звуки не слышны.
Хухи показываются людям только тогда, когда сами того захотят. Пока они невидимы, пока и разговор их человек понять не может, слышит лишь писк и шепот, а когда становятся видимыми, то можно услышать тоненькие голоса.
Эти маленькие духи природы творят добрые дела. Когда рушат какое-нибудь дерево, где живут хухи, они ищут новое жилье, но зимой при таких обстоятельствах много хух гибнет. Если в лесу кто заблудится, хухи могут появиться перед глазами – не следует их бояться, они выведут из леса. Любят хухи щекотать детей, и когда ребенок смеется без причины – это хухи его щекочут. Когда замерзает человек в сугробах, а хуха увидит, вмиг позовет своих подруг, и спасут: окутают со всех сторон, отогреют.
Чаще всего хухи бывают зелеными, потому что живут во мхе и в траве, но когда бегают по сосновым глянцам на земле, становятся рыжевато-красными; на песке становятся желтыми. Хухи живут в одних и тех же местах, переселяются лишь, если кто разрушит жилище.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

129

Черандак

Так называли водяного беса новгородцы. Согласно преданиям, каждую зиму, прежде чем лед покроет реки Шексну, Ковжу и Белозеро, черандак обходит берега. Его обход сопровождается громким гулом, оставляет он после себя широкие полыньи во льду. Только после обхода черандака рыбаки верили, что лед уже крепкий и выходили на зимний промысел.
В данном случае черандак выполняет роль водяного, который в это время по всем поверьям спит. Возможно, у новгородцев водяной дух – черандак – выполнял последнюю особую миссию на воде, осматривал свои владения перед долгой суровой зимой, обустраивал лед, оставлял полыньи, чтобы рыба могла дышать зимой, и, уже убедившись в том, что все в порядке, проваливался под лед для зимнего отдыха.
Этимологию имени этого духа объясняют таким образом: диалектное "чарандать", "черендать" (плавать, медленно течь, журчать), "чурандило" (ливень) и общеславянское "черт".

Чёрт

"Не ходи возле болота, черт уши обмолотит".
"Пусти черта в палаты – и лбом не вытолкаешь".
В народных верованиях времен христианства олицетворение всей нечистой силы. Черт невидим, но когда все же показывается, то черный, волосатый, с хвостом и с рогами. Рога – признак его силы. У черта гадкая морда и козлиная борода, красные глаза. Любит проказничать, а для этого показывается псом, козлом, птицей, бараном, камнем, кустом, иногда человеком.
Водятся черти в безлюдных местах, которые называют в народе нечистыми: в оврагах, бурьянах, пропастях, на руинах, в камышах, болотах. Подстерегает невнимательных в мельницах, пустынных местах, на раздорожье. Часто сидит в дымоходе.
Называют черта в народе разными именами, в зависимости от его деяний. Ворог (враг) – потому, что сеет вражду; черный – сидит в дымоходе, показывается трубочистом, но и творит зло (черные дела); лихой – нашептывает злые мысли, толкает на лихие поступки; нечистый – сидит в нечистых местах; куцый – имеет куцый хвост; пекельник – ходит в пекло, живет там. А еще бес, крутий, кат, лукавый, паныч, дидько, люцифер, дьявол, сатана, тот, ирод, щезбы, скаменюшник, осинавец, злой, комынар, явидник, нечисть, нежить, кромешный, недруг, навиженный, не наш, недобрик, нелегкий, неладный, спокуситель, хохлик, шиликун, отяпа, несветик, немытик, рогатый, клятый, супротивник, нехорошик и т. п. Так много прозвищ у черта еще и потому, что называть черта "чертом" избегали, чтобы не накликать, ибо, когда упоминать его часто без надобности, то можно накликать в дом и потом не избавиться от него.
Черти любят ходить в гости, пить горелку, играть в карты. В народе говорят, что вино и табак черт придумал. Да и в забавах нечистого первой жертвой есть пьяницы. У черта нет пят, а лишь копыта, потому и называют его беспятым.
Известно много сказок о том, откуда взялись черти. Например: "Когда Бог и сатана творили мир, то Бог позволил сатане создать себе помощника. Тот встряхнул палец, смоченный в воде, и увидел позади себя такого, как и сам. Тогда он натрепал много чертей, вот откуда они и взялись".
Отсюда поверье, что, помыв руки, нельзя встряхивать (трепать ими), потому что чертей можно натрепать.
Черти искушают людей на непотребные дела, нашептывают на левое ухо злые наущения, заводят людей в пустыни и болота. Черт никогда не умирает, только молния может его сжечь. Ходит черт с пером и ножом, которым пускает кровь из пальца того, кто подписывает с ним договор, когда продает черту душу. Любит лукавый забирать вещь из-под рук. Когда ее ищешь, нужно сказать: "Возьми свое, отдай мое!" Тогда вещь сразу найдется.
Январь – удачный месяц для чертей. На Святки в "страшные вечера" между Новым годом и Крещением нечистые становятся очень активными. Они появляются под личинами парубков и устраивают вечерницы. Ставят вообразимые дворцы, заманивают девчат и музыкантов деньгами. Целую ночь танцы, веселье, гулянье. А как петухи запоют – все исчезает. Обманутые люди оказываются посреди степи или в болоте, а вместо денег – черепки.
В народных рассказах черти изображаются не лихими и страшными, они веселые, шутники, хохотуны, любят танцевать и на всякие штуки горазды. Хоть и подводят человека, но не вредят серьезно. В сказках черт всегда выступает простачком, его дурят и молодицы, и бабы.
"Где свадьба или какой-нибудь праздник, там и нечистый как уродился; придут и засядут на печи, а когда начнут хозяева подавать на стол не благословенную пищу, они вмиг подхватят то блюдо к себе, все наготовленное съедят, а вместо пищи подсунут на блюде всякую погань. То же самое и с напитками: вино или мед подадут, не благословившись, – они дочиста опустошат посудину да и нальют туда такого, что хуже и не придумаешь! Вот почему в наших селах всегда прикрывали ведра с водой и кувшины с молоком. Если же под рукой не было крышки, то сверху клали две щепки крест-накрест, чтобы черт не влез" (А. Афанасьев).
Народ воспринимал чертей как природных, стихийных духов. Иван Нечуй-Левицкий свидетельствует, что в народе считали чертей олицетворением черных туч. Когда ветер в бурю шумит, то черти свистят. Тем-то говорят, что свистеть в хате грех, ибо свистом можно накликать чертей.

Чугайстер

Лесной человек, демонический фольклорный персонаж славян, особенно часто упоминаемый в сказках и легендах западных украинцев.
Чугайстеру приписывают невероятную силу. Он непобедимый хозяин горных лесов; может закрутить вихрь, вырывая деревья с корнями. Говорят:
"Чугайстер танцует"; играет на сопелке – заслушаешься, все звери приходят послушать; еще чугайстер преследует лесных навок, раздирает и пожирает их. В одних рассказах он красивый юноша, волшебник, который совращает девушек и молодиц. В других – волосатый великан ("велет") в белых одеждах, страшный и хмурый. Но людей не трогает.
Чугайстер (чугайстр) не леший, а, по гуцульским преданиям, заколдованный человек. Образ чугайстра показывает древние взгляды человека на явления природы, их очеловечивание; веру в чары и оборотней.
В своих исследованиях Георгий Булашев свидетельствует, что о лесных людях есть предания и в центральных, и в северных регионах. Они обычного роста, косматые, как бараны, без одежды и без обуви, с большими седыми бородами. Согласно поверьям, они всегда "сопливые". Зимой у них течет из носа и замерзает сосулька до земли. Так, скованные льдом, лесные люди проводят зиму. Кто увидит лесного человека – будет иметь удачу, а кто поможет ему освободиться от сосульки – будет иметь в награду серебро (сам лесной человек рассыплется серебром).

Чудинко

Злой дух, воплощение злого начала; похож на кикимору. Верили, что злые колдуны подклады вали маленькую деревянную куклу под бревно избы во время постройки. Эта кукла и есть чудинко (пуганко). В ночное время кукла пугала стуком и треском. Избавиться от этого духа можно только, убрав куклу. Когда чудинко надоедал, хозяин колол вилами в нижние бревна и приговаривал: "Вот тебе за твои проделки!" Особенно бесился этот дух в заброшенных строениях.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

130

Шерстнатый

Ночной дух. Представлялся волосатым, весь в шерсти, лишь руки гладенькие, как у человека, хоть с длинными ногтями. Он лысый и имеет хвост. Шерстнатый – большой шутник, штукарь, беззаботно и беспричинно шалит. Часто сонных щекочет, шутя наваливается косматой грудью на жениха и невесту. Сердить его не следует – может задушить. Можно предположить, что шерстнатым называют домового.

Шиш

Нечистая сила, живущая в хозяйственных строениях. Когда на дорогах пыль столбом – шиши веселятся, свадьбу справляют. К шишу отсылают в гневе надоедливых людей, хмельные шиши бывают у людей, которые допиваются до белой горячки (до чертиков). Голова у шиша не больше кулака, нос длинный и верткий, сам он голый. Где ни посей – там уродится.

Шишига

Согласно преданиям восточных славян, шишига – помощник водяного, демоническое существо, которое живет в мелких заболоченных реках, камышовых зарослях и пугает поздних прохожих. Приходит в баню и помогает баннику пугать вдов и молодых девиц. Той, которая входит в баню без молитвы, заклятия, – шишига показывается в образе знакомой женщины или родственницы, зовет с собой к пару и может запарить до смерти. В болотцах и камышах шишига подстерегает подпивших: не утопит, но напугает.
Есть предания о шишигином хвосте. "…Закроет шишига тебя хвостом, и ты пропадешь, и, сколько не ищи, не найдут тебя, да и сам себе не найдешь" (Алексей Ремизов).

Шишимора

"Шишиморы, шишиги, это неспокойные духи, которые стараются подшутить над человеком в то время, когда он спешит и делает что-нибудь без молитвы" (Михал Забылин).
Домашний дух, вездесущий непоседа, который подшучивает над людьми, егозит, устраивает им коварные каверзы в то время, когда люди спешат или делают работу без молитвы.

Шолышни

Бесы, которые появляются только на Святки. Пугают святочных гадальщиков, иногда сводят с ума. На головах у них железные островерхие шапки. Бегают по улицам, устраивают разные пакости.
Алексей Кононенко - Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Выгоняли со двора шолышней на Крещение. Делали щетку из соломы, брали посудину со свяченой водой и той щеткой кропили жилище, членов семьи, хозяйственные помещения. Если не окропить какой угол – заведутся шолышни.

Шуликуны

У северных славян сезонные демоны, которые связаны со стихией воды. В названии этих духов есть древнеславянское "шуй" – левый, нечистый. Согласно поверьям, появляются шуликуны (шулюкуны, шликуны) на Рождество. Маленькие – с кулачок, вместо ног у них конские копыта, дышат огнем, подпоясаны поясами, в островерхих шапках. В рождественские ночи бегают по улицам, нося горячие угли в распеченных сковородах или железные крючки, которыми могут зацепить человека; собираются группами на перекрестках дорог, возле прорубей, на опушках; дразнят пьяниц, водят их, толкают в болото, не очень вредя, а потешаясь. Но могут заманить в прорубь и утопить.
Есть предания о том, что шуликуны ездят на конях верхом или на санях, запряженных тройкой коней; летают над землей в ступе либо мчат на распеченных печах. Детей иногда пугали: "Не ходи в лес – шуликуны нападут!" Чтобы не допустить шуликунов в помещения, хозяйки выпекали кресты из хлеба, ибо, если уже заберутся – выгнать тяжело.
Считали, что шуликунами становятся проклятые или загубленные матерями младенцы. Живут они в покинутых пустых сараях, но, как и злыдни, могут залезть в дом и натворить бед. На Крещение шуликуны исчезают – уходят под воду. На севере России шуликунами называют переодетых во время рождественских забав – "ряженых". Все, кто был ряженым на Святки и те, кто был участником гаданий и ворожений, должны были омыться святой водой из проруби на Крещение – очиститься.

Шумска майка

В сербской мифологии хозяйка леса (в переводе – "мать леса"). В большинстве народных преданий этот женский дух защищает новорожденных и беременных женщин, лечит бесплодие, дает праведным женщинам целебные травы. Шумская майка выступает часто персонажем заговоров при лечении болезней. Считали, что появляется она в полночь. Как и другие женские духи, не безразлична к мужчинам, часто соблазняет их, заманивая в чащу или к воде. Представляли шумскую майку в подобии нагой или в белых одеждах молодой женщины с большой грудью, длинными нечесаными черными волосами и длинными ногтями. У нее волшебный голос или колдовская сопелка; может превращаться в животных, разные предметы и т. п. У болгар есть подобный мифический персонаж – горская майка.

Шут

Общее название всякой нечисти. Шутовкой называли проклятую матерью дочь, которую забирали черти. Шутихами – русалок, болотяниц, за их "шутки", которые иногда были злыми и недобрыми. Водяные шуты – проклятые родителями сыновья. Вырастают эти нечистые в болотах, женятся потом на шутовках или шутихах, живут с ними под водой и заставляют утопленников на себя работать.
Ведьмы и колдуны держат у себя на побегушках мальчиков-шутиков. Иногда колдун выстраивает шутиков, устраивает смотр: все они в синих коротких штанишках, в красных сорочках и шапочках, роста небольшого. Шутики всегда выполняют какое-нибудь поручение колдуна, а когда вызывает он их – летят мгновенно с вихрем.
Шуты мешают гадальщикам, показываются ряжеными, загадывают загадки девушкам на Святки, летают к вдовам, морочат, искушают, сводят людей.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии