Обдериха
В преданиях жена банника, хозяйка бани, банная матушка, банница, байница, баенная матушка. Больше ведомостей о ней в северных регионах России. Представляли ее нечесаной, страшной бабой. Живет она с банником под полком, может показываться кошкой. Вредит людям, как и банник, помогает ему шкуру сдирать с тех, кто моется после полуночи.
Оборотни
"Я не очень давно от одного знатного, но нерассудительного дворянина слышал, вроде он сам некоторое время в медведя превращался, и что те, кто слушал, верили" (Василий Татищев).
Оборотнями, согласно преданиям, становились колдуны и ведьмы. А еще, по недоброй воле или из мести этих сверхъестественных персонажей их враги или те, кого они желают наказать. Оборотень становился каким-нибудь определенным животным. Существуют точные термины, обозначающие превращение человека в определенное животное: ликантропия – превращение в волка; аэлуронтропия – в кошку (кошкодлак; "длака" – древнерусское "шкура"); боантропия – в корову; куантропия – в собаку; лепантропия – в зайца и т. д. Всякие превращения происходили лишь с участием нечистой силы, что вызвало в средние века в Европе даже судебные процессы против животных, в которых, как считали, превращались ведьмы и колдуны. То есть судебные процессы велись не против животных, а как бы против дьявола, вселившегося в них.
"Нет такого четвероногого зверя, в подобии коего не пребывал бы дьявол, что могут засвидетельствовать отшельники, которые жили в пустынях и много натерпелись от нечистой силы. Так, например, святому Августину, жившему в Фиваидской пустыне, демоны являлись в образах волков, львов, быков. Святому Иллариону во время молитвы беспрерывно являлись то воющий волк, то лающая лисица, то большой пес" (Пьер Ле Луалье, французский богослов, ХVІ в.).
Оборотней, ведьм и колдунов, которые появлялись в подобии жаб, называют жебалаками.
Овинник
Дух, живущий в овине, где хранятся снопы. Представляли его черным, косматым, похожим на большого кота с пылающими глазами. Одна рука у этого духа, согласно поверьям, голая, без шерсти и длиннее руки волосатой. С этим поверьем связаны гадания. Девушки в Рождественские вечера или рано утром ходили в овин, заголялись: если коснется овинник волосатой лапой – за богатого замуж идти; если голой рукой коснется – вековать с бедным; если не тронет овинник – еще в девках ходить. Голой рукой овинник также наказывал нерадивых хозяев – бросал жар в неубранные снопы. Кто сушил хлеб во время сильного ветра, того тоже овинник наказывал пожаром.
7 октября на Феклу в натопленных овинах молотили хлеб. В том, что деревянные овины часто горели, обвиняли овинника. Не позволял этот дух топить овины на Воздвижение и на Покров.
Одминок
Обминок, обминчук, одмина, подмена, подменок – в украинских преданиях подмененный богинками или другой нечистью ребенок, воплощение злого духа в образе ребенка. Верили в то, что нечистая сила может выкрасть человеческое дитя, а вместо него подложить своего ребенка. Подмененные дети все время плачут, кричат, очень много едят, но развиваются плохо. У них непропорционально большая или маленькая голова, тоненькие ножки, раздутый живот. Такое заболевание (возможно, рахит) объясняли вмешательством нечистой силы. В сказках фантазировали, что подмененное дитя может за короткое время стать взрослым человеком, правда, с детским умом.
"Подменки бывают очень худые из себя и очень безобразные: ноги у них всегда тоненькие, руки висят, как батоги, живот огромный, а голова неимоверно велика и свисает вбок. Кроме того, они отмечаются природной тупостью и зловредностью и охотно покидают своих названых родителей, убегая в лес. Правда, живут они недолго и часто исчезают без вести или превращаются в головешку" (А. Афанасьев).
От одминка можно было избавиться, отнеся его в торбе на раздорожье (место, где собирается нечистая сила). Можно также бить одминка розгой возле хаты, пока нечистая сила не сжалится над своим ребенком и не обменяет ее опять на человеческое дитя.
Из одминков бывают перелесники. Это такие представители нечистой силы, которые подступаются к человеку, не боясь креста, ибо были крещены в младенчестве.
Чтобы не накликать нечисть в дом, не лихословили и не упоминали нечистую силу в помещении, особенно после захода солнца.
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.