Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии


Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Сообщений 111 страница 120 из 303

111

Гарцуки

В белорусских поверьях духи, подвластные богу Перуну (от "гарцевать" – играться, прыгать). Летают над землей в подобии разных хищных птиц и до того расходятся в своих игрищах, что крыльями своими создают стремительные ветры. Если собирается их много в том гарцевании – случается буря.

Гнеток

Дух, который ночью душит спящих, мучит их ужасными снами. Возможно, одно из наименований домового. Ночью гнеток (гнедко, жма) – маленький, волосатый, горячий – садится на шею хозяину или хозяйке и душит. Никто его не видел, от него ни пользы, ни зла особого. В народе же известны предания о том, что кого душил гнеток – тот скоро после оказии разбогател.

Горный

Горный дед, горный батюшка – владыка гор, горный дух, хозяин кладов, сокровищ, полезных ископаемых, командир первых шахтеров. Представления об этом духе распространены в горных шахтерских районах России – на Урале, на Алтае, в Западной и Северной Сибири.
Считали, что горный – старый высокий человек, ростом с высокое дерево; появляется он с ветром, бурей, шумит-свистит. Может показаться обычным человеком, но с пылающими глазами, с драгоценными камнями в руках.
Он знает все подземные ходы, знает, где лежат сокровища и минералы. Тем, кто ему понравился, – угождает, показывает, помогает; кто же не считается с горным, а еще, не дай Бог, упоминает его недобрым словом – не поможет, а может и наказать, камень с горы на спину сбросить или деревом придавить.
Согласно поверьям, горный собирает земные сокровища в одно место и заклинает их; допускает к сокровищам только избранных людей. Горному помогают маленькие безобразные озорные человечки – подземные духи, которые знают все внутренности земли.
На копях считали появление горного духа плохой приметой. За пределами копей знающие мастера договариваются с горным, поднося ему табак и горилку.

Гречишница

Мифическое существо, дева-русалка, которая живет в гречке и своими ночными танцами содействует хорошему урожаю гречки. Помогают ей малыши-навки – гречухи.

Гуменник

Огуменник, токовой – дух, который на гумнах (гумно – ток, место, где молотили хлеб) живет и вредит. Гумно открыто со всех сторон. Гуменник показывался в закрытых сараях, амбарах, где хранили хлеб. Самый злой помощник дворового духа. Наказывает тех, кто ходит на гумно по солому среди ночи. 4 сентября на Агафона-огуменника в ночь этот дух бегает по деревням, разбрасывает снопы. В эту ночь выходили стеречь снопы в тулупах, вывернутых наизнанку (чтобы напугать гуменника), с кочергами, рассказывали всякие истории о злом духе, чтобы его задобрить.
На вечерницах самым страшным наказанием в играх было пойти на ток и принести сноп соломы – боялись гуменника.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

112

Двоедушник

Персонаж славянской мифологии, существо, которое имеет две души – человеческую и демоническую. Этот персонаж можно отнести к заложным мертвецам. Днем двоедушник ведет себя как человек, а ночью он сразу засыпает крепким непробудным сном и добудиться его невозможно. В это время он (его демоническая душа) бродит по свету в подобии собаки, зайца, коня и т. п. После смерти двоедушника его человеческая душа отправляется в потусторонний мир, а нечистая душа становится упырем.
Кто ночью попробует задержать нечистую душу двоедушника, того он может наказать болезнью и даже убить силой ветра.
Согласно поверьям, двоедушника можно разбудить (вернуть его демоническую душу в тело), если перевернуть вниз головой. Правда, после этого двоедушник будет долго болеть.

Дворовой

Добрый дух усадьбы, охраняющий от мора, пожаров, грабежей всю живность и все добро на подворье крестьянина. Приносит благосостояние, счастье, богатство. Иной раз и вредит при недобром к нему отношении.
16 января на пророка Малахию просили дворового, чтобы он берег скотину от беды, ибо в этот день знахари выгоняли болезни из людей, прогоняли нечисть из помещений, и болезни те с особой силой нападали на скот. На Филиппово заговенье 27 ноября несли пищу дворовому, чтобы он был добрым помощником и заботился о домашних животных.
Дворовой, согласно преданиям, был подвластен домовому, и помогал тому, и слушался во всем. Но все же он был бульшим баловником, мог натворить таких пакостей, что хозяева хватались за головы.
Живя на подворье, дворовой дружбу водит лишь с козлом и псом. Других животных он мучит, особенно, если они мастью ему не по нраву. Коня может ночью заездить. Если же полюбит коня, ухаживает за ним, поит, гриву заплетает, сена подбрасывает. Верили, что дворовому можно угодить, если не держать во дворе белую кошку, белую корову, сивого коня; соловых и буланых он тоже не любит. Нравятся ему вороные и серые. Дворовой сам бывает разной масти: какой он масти – такой масти и скотину следует держать, чтобы он был приветливым. Рядом с конем в конюшне когда-то обязательно ставили хозяева козла, тогда домовой на нем ездит, а коня не трогает. Если же и покупал хозяин коня неудачной масти, хозяйка стелила на воротах тулуп наизнанку и коня вели в конюшню через тулуп.
Не любит дворовой, когда хозяин выпивает сверх меры, а хозяйство ведет спустя рукава. Тогда скотина теряет вес, отбивается от корма – это все проделки дворового духа; а еще он может хвосты обрезать, гриву выщипать.
Когда видели, что дворовой к какой-либо скотинке плохо относится и обижает ее, цепляли в конюшне перья сороки – дворовой не любит эту птицу. Кур и другую домашнюю птицу дворовой не трогает, чтобы не ссориться с кикиморой.
По преданиям, дворовой часто выступает в личине разных домашних животных, а иной раз показывается хозяином подворья. Не любит, чтобы его упоминали против ночи, чтобы называли дворовым.
Раньше, когда появлялись на свет телята или ягнята, хозяева забирали малышей из хлева в хату, пускали к детям, которые не только забавлялись с животными, но и присматривали за ними. Иначе же, если оставить новорожденного в хлеву – дворовой будет играться и доиграется, что невзначай придушит.
Дворового представляли маленьким стариком с бородой, с трубкой и батожком, в соломенной шляпе. Он всегда оберегает свое подворье и свое добро, а если кинет оком соседский дворовой, бывают ссоры. Хозяева таких ссор боялись, потому что страдала скотина.
Дворовой, как и домовой, есть на каждом подворье. И лишь при плохом отношении к нему со стороны хозяев он может уйти со двора. Когда такое случается – плохо тому двору, быстро узнают об этом злыдни и не долго быть хозяйству благополучным.
Любимый месяц дворового – сентябрь. Тогда уже он двор убирает, листья подметает, к зиме готовится.

Дед – шапка драная

Так называют владыку северо-западного ветра в устье Волги. Он ходит с дождем, но без бури. Шапка у него драная потому, что часто он сражается с повелительницей бури – моряной. Когда бьются дед и моряна, морские волны столпом возносятся до неба, закручиваясь, и топят морские суда.

Демон

В мифологиях разных народов условное обозначение тех сверхъестественных персонажей, которые не есть божествами и занимают в сравнении с богами низшее место в иерархии (или, как у славян, находятся на низшем уровне мифологической системы). В более узком и точном определении демоны – злые духи.
В мифологии демон (дух) определяется как обозначение случайного мифологического образа, увиденного в любом предмете, явлении, которые есть в поле действия мифологической мысли.

Дзедко

У белорусов дух, владеющий сокровищами, охраняющий места нахождения кладов. Согласно поверьям, дзедко ходит по дорогам с сумой в подобии нищего, с красными огненными глазами, с красной бородой. Если встречает бедного человека – наделяет его деньгами. Дзедко показывается на том месте, где спрятан клад. Торчит лишь его огненная голова, а людям кажется, что огонек горит. У других славянских народов существуют поверья, что клад показывается в подобии деда в рваных одеждах, нищего.

Дикая баба

Мифический персонаж славян, известный преимущественно в Западной Украине. Гуцулы считали, что это высокая, худая, с длинными волосами женщина; в цепких руках у нее железный макогон, потому еще – железная баба. К людям относится враждебно. По преданиям, сидит с макогоном в кукурузе и, если кто заходит туда, особенно ребенок, – может защекотать или даже довести до смерти. Так пугали детей, чтобы те не уходили со двора, не заблудились, или не попали в когти диких зверей, которых было много в горных лесах Карпат.
Бойки (карпатские бойки называются от слова "бойе" ("да"), которое часто употребляют в своем разговоре; место, где они проживают, называется Бойковщина) имели более мягкое представление об этом персонаже: если поймать дикую бабу в поле или в лесу, она может служить в доме как служанка. Но через некоторое время ее нужно отпустить.
Согласно поверьям, как и всякая нечистая сила, дикая баба может подменить еще не крещеных детей своими "одменками".
Дикая баба иногда выступает женским воплощением домового.

Дикинькие мужички

Существа маленького роста с длинной бородой и хвостом, родственники лешего. Бродят в лесах, перекрикиваются в полночь страшными глухими голосами, нападают на людей, хохочут, щекочут все тело костлявыми пальцами. Могут до смерти защекотать.

Доманя

Жена домового. Живет в подполье. Заканчивает те работы, которые хозяйка оставляет на ночь, – когда хозяйка ей по нраву и угождает. Если не ладят доманя (домаха) и хозяйка, этот женский дух вредит: затупляет и щербит ножи, бьет посуду, путает пряжу и нитки, пересаливает пищу. Доманя почти всегда обликом похожа на хозяйку.

Домовой

Дух домашнего очага, сторожевой и покровитель дома, всех пожитков и семьи. Славяне считали, что домовой есть в каждом доме. Живет он под печью или в запечке, любит сидеть на чердаке.
У домового много наименований: похатник, годованец, хованец, господарь, служка, помощник, счастливец и пр. Может этот домовой дух выступать в подобии животных – кота, медведя, собаки, цыпленка, совы, а еще может появиться в личине хозяина жилища. Чаще он показывается в подобии старика с седой бородой, небольшого, покрытого шерстью, или маленького мальчика в шапке, в красных штанах, с трубкой. Домовой своим домочадцам помогает, а чужим вредит. Но может навредить и своим, если они не угождают ему.
Существует поверье: если женщина нарочно уронит ребенка, когда никто не видит, то ребенок этот в семь лет становится домовым. При определенных обстоятельствах домовым становится старый человек, но тогда настоящий домовой становится злым и вредит.
Домового кормят несолеными блюдами. Если кто подаст ему соленое, он сердится и швыряет посуду, а если еще такое повторится, то срывает крышу и уходит навсегда, забирая счастье и благосостояние семьи. Еще домовому на ночь выставляют кипяток.
При добром отношении домовой благосклонен к хозяину, помогает в работе, сторожит, охраняет жилище. Ночью будит, если случается пожар или залезет вор. Когда же домовой рассердится, он распахивает ночью двери и окна, открывает дымоход, швыряет посуду, бьет, щиплет, тревожит сонных домашних.
Бывает, что домовой в хате голый. Это тогда, когда там болезни, неприятности, злыдни, потери. Обычно жениха и невесту на свадьбе усаживали на вывернутый тулуп – чтобы "одеть", задобрить домового, не пустить его в жилище молодой семьи голым, чтобы с ним вошло счастье и благополучие.
При переходе в новое жилище хозяйка в последний раз топила печь, после чего выгребала весь жар в чистый горшок, приговаривая: "Просим любезно, дедушка, на новое жилище с нами!" В новом доме тот жар высыпала в печь.
Славяне считали, что домовым становился уважаемый член рода, семьи после смерти. Наказывает домовой за то, что непочтительно относятся к умершим родичам, не помогают путникам, соседям, погорельцам.
Домовой так привыкает к своему жилищу, что если его не попросят как следует при переходе в новое жилище, то он остается жить в холодных руинах, хоть и очень любит тепло.
Плачет и охает домовой на беду, а на радость колобродит, песни поет, смеется, иногда играет на гребешке, извещая о свадьбе или о каком другом счастливом событии. Любит домашний дух те семьи, которые живут в мире и согласии, работящих и аккуратных хозяев.
У домового есть свои особенные дни. 10 февраля по новому календарю (на Ефрема Сирина) домовой озорничает в жилищах. Тогда хозяева варят несоленую кашу, оставляют возле печи – кормят домового. Поздним вечером рассказывают истории о домовом духе – он тоже слушает и тогда успокаивается. Домовой – сверчковый защитник. Если в жилище сверчок веселый – будет благополучие.
12 апреля на Иоанна Лествичника домовой тоже озорничает после полуночи. Никто и ничто не может его утихомирить, пока не запоют петухи. 9 июня на Федоры не выметают мусор из хаты, чтобы не тревожить домового – он может сидеть под веником. На Филиппа 27 ноября, когда начинается Рождественский пост, после вечери оставляли на столе объедки и немытую посуду, накрыв все скатертью, чтобы домовому было чем заговеть.

Дьявол

Согласно церковным учениям, дьяволы когда-то были созданы Богом, сначала – как добрые духи. По своей воле отпали от Господа и стали "падшими" ангелами, духами зла и тьмы. Все, что враждебно христианству, признавалось дьявольским по происхождению: злые помыслы, языческие верования, ересь. В средние века изображения дьявола были разные: дракон, змей, полуживотное-получеловек с головой быка и рогами, с копытами, со свиной мордой, в подобие обезьяны, в львином подобии, с когтями хищной птицы и т. п. Ужасный образ дьявола с конца ХVI в. постепенно становится сатирическим, карикатурным.
Разные облики имеют дьяволы в древнерусских повестях. Название "дьявол", "сатана", "демон" в этих повестях произвольны, могут заменять друг дружку, но все эти духи главенствуют над злыми духами и бесами, младшими и низшими по статусу.
Разные в подробностях, легенды о происхождении мира похожи в одном: дьяволы, после поражения от Бога, стали жителями ада и продолжили свое противостояние небесным силам на земле, борьбу за души людей. В народных легендах дьявол появляется там, где есть мотив искушения – потому еще называется искуситель.
В народе считали, что дьявол придумал вино, горелку, табак, зеркало. Называли дьяволом всякого злого духа. Но разница между чертом, дьяволом, бесом и сатаной была, что прослеживается в присказках: "Черт чертом, а дьявол сам по себе", "Черт беспокоит, бес подстрекает, дьявол нудит, а сатана знамение творит". Дьявол старый и одинокий, он отстраняется от человека и надзирает, как вредят исподтишка черти и бесы.
Дьявол, как и вся нечисть, находится всегда с левой стороны, а добрые духи – с правой. Это дало повод для многих поверий, которые унижают дьявола. Например, левая рука считалась неправедной, потому кушать нужно правой. Следует надевать обувь на левую ногу раньше, чем на правую, потому что лучше сначала быть грешным, а потом праведным. Плевать нужно лишь через левое плечо, ибо там дьявол, и ни в коем случае через правое – там ангел.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

113

Еретник

Дух, который входит в тело колдуна после его смерти и делает его упырем, живым мертвецом. Когда колдун, который заключил договор с нечистью, умирает, возле него собираются черти, раздирают тело на куски, пожирают; потом в шкуру колдуна прячется черт и лежит под видом мертвеца.
Есть еретники-оборотни, они показываются в подобии человека и прибиваются в какую-нибудь семью. Живут порядочно, у всех на виду, но в той местности люди исчезают – то еретники их сводят. Согласно поверьям, такого еретника можно убить батогом, которым перед этим погоняли коня – бить нужно наотмашь, а потом обязательно между плечами загнать осиновый кол.
Еретница – женщина, продавшая душу черту. Днем еретницы ходят в подобии гадких старух, побираются, поздним вечером собираются в глубоких оврагах, а ночи проводят на кладбищах в провалах старых могил. В народе верили, кто провалится туда до пояса – усохнет, а кто увидит еретницу – умрет. Среди людей бродят еретницы весной и поздней осенью; если не могут попасть в могилы, пробираются в бани, скачут там, громко хохочут, шумят вместе с другой нечистью. Считают, что от одной из таких еретниц когда-то родится антихрист.
Древние книги описывают, как можно увидеть еретника. Нужно найти траву адамова голова, которая растет кустами возле водоемов и вырастает выше пояса человека, цветет яркими желтыми кувшинками, имеет шесть, восемь или двенадцать листков. Эту траву следует рвать на заре против Ивана Купала, пропустить ее через золотую или серебряную цепочку, со стебля приготовить отвар и пить, а корни освятить водой и положить в церкви на престол на сорок дней. Потом носить при себе – увидишь водяных духов, и воздушных, и еретников.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

114

Жареница

Злой дух, живущий под печью. Появляется в огненном оперенье: весь горит и светится. В некоторых местностях жареник и жареница – духи поля или огорода, они могут высушить весь урожай. Ими пугали детей, чтобы те не рвали горох.
Тонкий и длинный нечистый дух. Он бродит ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в дымоходе и пугает людей. Ничего плохого сделать он не может, целый век бродит, как шатун, ни добра от него, ни помощи.

Жировик

От глагола "жировать", жить богато, роскошно. Дух, который живет в доме и наделяет дом достатком, добром. Проявляет себя тем, что безобразничает, вылизывая посуду и тарахтя тарелками. Еще в народе его называют лизень, лизун. Возможно, это домовой в одной из своих ипостасей.

Жихарь

Злой домашний дух. Где живет он в доме неведомо, но проказничает вредно. Если нет матери дома, он вынимает ребенка из зыбки и щекочет его. Чтобы предотвратить его проказы, в зыбку клали ножницы или камень от веретена, под зыбку на пол – старый веник. Тогда жихарь ребенка не трогает. Жихарем кое-где называли банного духа, банника.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

115

Заложные мертвецы

Умершие неестественной смертью люди – убитые, а также висельники, утопленники и другие самоубийцы. Согласно поверьям, считались в народе нечистыми. Они как бы должны дожить после внезапной смерти срок, отмерянный им при рождении. Хоронили их за границей кладбища, либо в нечистых местах: на раздорожье, на меже, в оврагах.
Народные предания и поверья о заложных мертвецах базируются на вере в самостоятельное существование души. Считалось, что после смерти человека душа продолжает жить в подобии дере ва, куста, пса, кота, умершего предка, при этом приобретает свойства духа.
Славяне верили в то, что душа бессмертна (домовой – душа почитаемого члена рода; на праздники предки приходят в жилище – им выставляют пищу, на скамьи садятся осторожно, чтобы "не присесть душечку" и т. п.).
Согласно поверьям, души заложных мертвецов (заложников) ходят по земле еще семь лет после смерти. Они живут в лесу, в воде, в поле, среди людей и по-всякому вредят живым, вмешиваясь в их земные дела. Потому в их домовины забивали осиновый кол. В народе известно много преданий о том, как висельник-муж приходит к живой жене или девушка-утопленница – к любимому. В тех же преданиях описывается много способов отвадить заложного мертвеца: в могилу забить осиновый кол; на подворье насыпать мак-видюк или лен, чтобы покойник собирал до первых петухов; в воротах или на пороге забить острый зубец из бороны. Все предосторожности по предотвращению посещения дома покойником следует делать до обеда, ибо после обеда души заложных мертвецов уже ходят по миру. Считали, что души заложных мертвецов не приходят в те праздники, когда собираются в доме души обычных умерших предков.
Вообще душа, покинувшая тело человека после смерти, заботилась о живых, которые ее чествовали, угождали ей. О душах заложных мертвецов иногда говорили, что не душа заложника прилетает к живым, а возвращается сам мертвец.
Заложными мертвецами считали и умерших некрещеных детей, называли их потерчатами, поторочей.
По свидетельству Д. Зеленина, людей, умерших неестественной смертью, не засыпали землей, а забрасывали мусором или закладывали камнями, отсюда и название – "заложные", "заложенные".

Запечник

Веселый и скоморошный домашний дух, который живет за печью. Он постоянно что-то крадет из-под руки хозяйки и перекладывает на другое место или еще сбрасывает посуду с полок или со стола, чтобы разбилась. Вероятно, запечник – одно из наименований домового.

Здухач

У южных славян человек (или животное), имеющий сверхъестественные свойства, силу, которая проявляется, когда здухач спит. Во время сна из него выходит дух, который руководит ветрами, тучами, градом. Здухач-человек оберегает владения своего рода-племени от стихий, от посягательства других здухачей. Здухач-животное опекает стада, отары, луга, где пасутся кони и овцы.
В народных поверьях здухачами могут быть сильные личности, знаменитые исторические персонажи. Здухачи между собой сражаются, особенно в пору сильных весенних ветров или в пору длинных непогожих осенних ночей. К бою здухачи вооружаются обгорелыми лучинами, веретеном, камнями, вырванными с корнем деревьями. Умерший здухач становится вурдалаком. По всем признакам здухачи могут быть отнесены к заложным мертвецам.

Земляной дух

В славянской мифологии разновидность нечистой силы, которая живет под землей: под деревом, под камнем, под кустом. Если земляного духа потревожить, он может отомстить тем, что нашлет болезнь или еще какую беду.
Задабривали земляного духа жертвоприношением, закапывали кости, куски мяса и шкуры, выливали в выкопанную ямку хмельной напиток.
Верование в земляного духа еще языческие. Это культ духов природы, которые живут в каждом предмете окружающей среды. В зависимости от того, как человек к ним относится, они могут быть добрыми или злыми.
Прежде чем копать криницу, и сейчас выполняют специальные ритуалы, что является отголоском языческих верований, которые предполагали задабривание духов природы. В данном случае – земляного духа.

Зимник

Старик небольшого роста, с белыми как снег волосами и длинной седой бородой, простоволосый, босой, в теплой одежде, в руках держит железную булаву. Живет в лесу, а если заходит в селение – следует ждать жестоких морозов.

Злыдни

Персонажи славянской мифологии, воплощение несчастья, лиха, беды. Представляли эту нечисть в подобии маленьких сморщенных существ в лохмотьях; живут они в старых мельницах со страшной старухой на имя Лихо-одноглазое и прислуживают ей. Оттуда злыдни переселяются в намеченный дом за печь. Считали, где поселяются злыдни – там беда и нищета надолго, они могут за собой и Лихо привести.
Известно много пословиц и рассказов о способности злыдней обрекать людей на тяжелую безысходную убогую жизнь:
"Призвать злыдни не штука, да выгнать – мука!"
"Просились злыдни на три дня, а выгнать нельзя".
"Как злыдни – всем видны".
Известны заклятия типа: "Чтоб тебя злыдни побили!" В данном заклятии злыдень выступает в значении "черт".
В сказочных сюжетах других народов, которые перекликаются с представлениями о беде, избавиться от злыдней можно лишь заманив их в какую-нибудь ловушку (посудину, мешок).
В большинстве народных преданий у настоящего хозяина, работящего и бережливого, злыдни не поселяются. Живут они там, где нет работы, а лишь гулянья и горилка, где не заботятся хозяева о благосостоянии и достатке. А как возьмутся непутевые хозяева за ум, руки к труду приложат – злыдни покидают дом.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

116

Игоша

Согласно поверьям, безрукий, безногий невидимый домашний дух, который бедокурит в жилище. Игоша (Игош) – персонаж русских сказок и преданий. Ему клали на стол ложку и кусок хлеба, а на подоконник – шапку и рукавицы, чтобы не переворачивал в доме все вверх ногами. Можно предположить, что это одно из наименований домового. Считали, что Игошами становились мертворожденные дети.

Ичетик

"Ичетики – водяные человечки. Название "ичетик", возможно, произошло от коми "ичетик" – "маленький". В Вятской губернии считали, что ичетики небольшие, косматые. Они живут в водоворотах на мельницах и вещают несчастье. О грядущих несчастьях ичетики вещают звуками: словно по воде ляскают лозиной" (Марина Власова).
Злой дух из породы водяных духов. Не имеет такой силы, как водяной, выступает младшим помощником водяного владыки. Представляли его небольшим, зеленым, обглоданным пиявками, в черной траве и муле. Выплывает в сопровождении лягушек и водяных гадюк. Любит пить горилку, играть в карты, устраивает мелкие пакости: заливает посевы, срывает кладки, подмывает мостки и крутые берега. Как и водяной, может затянуть под воду ребенка, а то и нетрезвого человека. Согласно поверьям христианских времен, спит от Никиты осеннего (18 сентября) до Никиты вешнего (16 апреля).

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

117

Капуш

Дидо, бузничий – персонаж украинского фольклора. В преданиях маленький старичок с длинной седой бородой, который живет возле дома в кустах бузины. Доброго нрава, охраняет дом и подворье, усадьбу от всяких напастей.
Издавна славяне использовали бузину для лечения болезней. Позже народные рецепты приготовления лекарств из бузины утратились. Лишь в некоторых заговорах встречаем то, что бузине отсылают болезнь человека: "…Бузина-растение, возьми себе эту недугу…"
Под влиянием христианства образ дидо или капуша трансформировался в образ нечистой силы, черта, который сидит в бузине, – бузничего. В христианских преданиях на бузине повесили великомученицу Варвару, потому бузина нечистая и все, что с нею связано, – нечистое. Бузничий по отношению к человеку существо враждебное, он пугает людей. Бузину нельзя выкапывать и вообще не следует ее трогать, чтобы не дразнить нечистого.

Караконджалы

Караконджалы, караконджулы, караконджо – ночная нечисть, водяные демоны у южных славян. На Рождество они появляются из воды, выходят из пещер. Представляли их в образе коней с человеческими головами, с руками и крыльями или в образе голых людей, покрытых колючей шерстью красного или черного цвета. Считалось, что они могли показываться в подобии пса, овцы, теленка и сманивать людей на околицу села, к речке в ночную пору. Потом нападают, садятся верхом и ездят до первых петухов, гоняют человека вокруг села или берегом реки. Караконджалы боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли.

Кикимора

Дух сновидений. Представляли кикимору сонной, бледной девой, которая живет в человеческом жилище в дымоходе или за печью. Наседала на сонного человека, тревожила его, тогда сон был беспокойный, болезненный. Когда человек просыпался – кикимора сразу исчезала.
Считали в народе, что кикиморы – это невидимые женщины, которых еще в младенческом возрасте украли черти, подержали у себя, а потом посадили в жилище. Вертуньи, любят ночью прясть, иногда бормочут себе под нос. Считали кикимору хозяйкой жилища, женой домового, которая постоянно его ругает, отвратительной старухой маленького роста, что и на улицу выходит только тогда, когда ветра нет, чтобы не сдуло. 1 марта у нее именины – Меремьяны-кикиморы. Если в этот день ее задобрить, она при случае предупредит о беде.
Иногда сажают кикимору в дом плотники или печники, когда им не заплатят за работу. Эти посаженные кикиморы злые, рушат в доме все, стучат, переворачивают, выживают хозяев из дома; выгнать их могут лишь те, кто посадил. Говорят, что можно и самому избавиться от кикиморы. Нужно обмести печь и все углы в доме, накурить ладан и приговаривать: "Выходи, кикимора, из жилья моего скоро, не то припалю тебя раскаленным железом, сожгу огнем, залью черной смолой. Слово мое твердое. Аминь!"
Если домового уважали и он был желанным в доме, то от кикиморы старались избавиться, потому что она бьет горшки, разбрасывает лук и вообще вредит. 17 марта на Герасима выживали кикимору заговорами, при этом клали под печь шерсть.
А вредит кикимора хозяйкам тем, что издевается над домашней птицей. Насылает на кур вертун, когда куры кружатся на одном месте и падают замертво; еще выщипывает перья за ночь. Чтобы уберечь кур от нее, цепляли в курятнике "куриного бога" – камень с отверстием, кикимора его боится.
Кикимора везде прячется от людей. Днем сидит кикимора невидимкой под печью, а ночью выходит с веретеном, прядкой и пряжей на свое любимое место возле печи, куда хозяйка метет мусор, чтобы потом сжечь. Хоть кикимора вроде и прядет, но спрясть никогда ничего не может. Когда прядет, все время подпрыгивает на одном месте. Если уже кому она покажется – будет беда в доме.
Особенно бедокурят кикиморы на Святки, а еще в ночь перед Рождеством. В эту ночь кикимора запутает, а то и сожжет пряжу, которую оставили без благословения. Если не уберечь овечек – может постричь. На Святки у кикиморы рождаются детеныши – шуликуны, которые вылетают через дымоход на улицу, живут и вредят до Крещения.
В народных верованиях кикимора помогает умелым и старательным хозяевам: ночью малыша успокоит, посуду помоет, тесто присмотрит. Ленивым и завистливым она вредит: щекочет детей, чтобы они плакали всю ночь, пугает подростков, тарахтит посудой и т. п.

Клетник

Хранитель клети, разных хозяйственных помещений (у белорусов клецник). Помогает домовому. Ночью устраивает осмотр вещей, перекладывает их с места на место. Если рассердится на хозяина – мешки с мукой порвет, зерно рассыплет, зимой дверь настежь откроет, летом крышу продырявит во время дождя. Может забавляться без причины, принося убытки хозяину. Представляли этот дух маленьким, бородатым, волосы длинные, одежда в муке. Днем отсыпается, управляется ночью.
У западных украинцев есть дух стодолы – стодольник, который сродни клетнику, он охраняет стодолу, приносит достаток.

Колокольные мертвецы

Нечистые духи, вселяющиеся в тело мертвого колдуна, которого не принимает земля после смерти. Считали, если в полночь залезть на колокольню, можно увидеть его в углу, на голове у него – белый колпак. Кто снимет с него колпак – будет мучиться всю жизнь: каждую ночь колокольный мертвец будет ходить под окнами, просить надеть колпак, а если наденешь – сразу задушит злой колдун.
Колокольным мертвецом называли привидение, которое боится церковных колоколов и падает вниз от первых трех ударов, – потому многие прихожане крестятся только после четвертого удара.
Вообще, церкви, часовни, колокольни ночью служили пристанищем упырей, заложных мертвецов и чертей, которые исчезают с первыми петухами.

Конюшник

В западнославянской мифологии дух, который охраняет конюшню и коней от всяких болезней, диких зверей, пожаров. Жертву конюшнику оставляли в яслях на ночь – хлеб и другие продукты.

Коргоруши

У восточных славян духи природы, помощники домового. В поверьях коргоруши (коловерши) приносят своему хозяину припасы и деньги из других жилищ, как спорыши в белорусских поверьях. Показываются в подобии котов черной масти.

Криничницы

Согласно поверьям, прекрасные девы с длинными пушистыми русыми косами, хранительницы криниц. Криницы издавна пользуются уважением у славянских народов. Если люди не ухаживают за криницей – криничницы замыкают источник и вода исчезает. Вода в криницах целебная, потому что криничницы ее оберегают.
"…В Новгород-Сиверском есть две криницы: Заручейская и Сухомлинская, которые пользуются в народе особым уважением. На срубах этих колодцев каждый год на Зеленой неделе, при утреннем рассвете, сидят прекрасные девы, с распущенными русыми косами, и расчесывают их гребнем. Девы эти называются криницами и русалками…" (Александр Афанасьев).

Курдуши

Злые духи, помощники колдунов, ворожеев. После окончания обрядов посвящения в колдуны к посвященным на всю жизнь приставлялись для услуг маленькие ловкие чертенята – курдуши. Они относят в нужное место вещи, снятые с больного, чтобы другого человека заразить той болезнью. Бросают волшебный порошок "на ветер", чтобы запорошить жертву. Приносят колдуну землю со следа, волос с головы обреченного, насылают "порчу". Все, что приказывает колдун, курдуши исполняют.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

118

Ледащий

Ледащик, лядащий – дух соломы, сонный, весь в соломе. Его никто никогда не видел, лишь слышали, как он зевает. Большинство нечисти зимой спит, а ледащий в этом деле первый. Разбудить его никто не может, кроме матушки-весны. Просыпается ледащий всегда неудовлетворенным и бродит в теплую пору, с нетерпением ждет конца лета, чтобы опять заснуть в куче свежей соломы. Если летом кто услышит вздохи и зевки, а живого существа рядом нет – то ледащий.

Лесунки

Лесовички, лешачихи, дивожены – лесные девы, жены лесовиков, воплощение лесных духов в женском подобии. Представляли их косматыми, злыми, с нечесаными волосами до пят. Им приписывали большие груди, которые лесунки забрасывают за плечи при ходьбе.
Это указывает на родство духов природы (лесунок в данном случае) с небесными девами (облаками), которые изображались полногрудыми и из грудей своих разливали небесное молоко – дождь. У польских дивожен большие груди, с помощью которых они стирают в небесах свои одежды, а потом выкручивают – идет дождь.
В поверьях, когда лесовики вступают в брак с лесунками, тогда к ним сходится вся лесная нечисть, а также полевая, водяная и тому подобное. Этот свадебный кортеж глумится в лесу, вызывает небесные громы, молнии, которые превращают лесовиков и лесунок в росомах. Потому этот зверь издавна считается нечистым (росомаха очень хитрая, злая, коварная, кровожадная, что и породило такую аналогию). Знающие люди никогда не отдыхают на лесных тропах, чтобы кортеж лесной нечисти не причинил беду.

Летавица

В славянских преданиях женский дух, схожий с навкой, но умеет летать; манит юношей и щекочет их до смерти. Ночью сидит летавица на дереве и привлекает ночных прохожих своей красотой.
На ногах у нее красные сапожки, с помощью которых она летает над землей. Кто не поддается ее чарам и умеет снять сапожки, тому она служит. Исчезает летавица с восходом солнца. Летавица своими деяниями схожа с перелесником.

Леший

"Лешие любят уют. Уважая себя, леший жил в теплой избе, построенной из бревен. Хозяйство у него было образцовым, полный достаток. Семья накормлена, одета, обута. Жена-лешачиха обо всем заботилась, дочки-лесовинки помогали ей управляться в доме. Правда, во многих селах знатоки нечистой силы твердили, что у лешего нет никакой семьи. По их словам, он совсем одинок, живет в дупле и не любит громкого товарищества" (С. Максимов).
Леший, лесовик – лесной дух, хозяин леса, который может выступать в разных обличьях. Чаще всего его представляли косматым стариком, который, в отличие от людей, не имеет тени; маленьким, бородатым, быстрым и хитрым. Живут лешие на густых деревьях или в дуплах сухих деревьев. В лесу этот дух может быть ростом выше деревьев, а когда выходит на поляну – становится ниже травы.
Лешие поют и свищут, но их голос люди не могут услышать. Поют они только ночью, с первыми петухами умолкают. Перемещается этот дух по своим владениям очень быстро, без шапки, потому что ветер ее сдувает. Любит хозяин леса танцевать, шутить, баловаться. Появится перед человеком в виде зверя или знакомого человека, заманит в чащу и водит по лесу. Бывает такое, что аукает всю ночь. Тогда не следует откликаться – сейчас же появится. За эти штуки называют лешего аукой, а за то, что ловкий – щезником (быстро исчезает, укр. "щез" – исчез). Когда лешему удается кого-либо заморочить, он хохочет громко и хлопает в ладоши. Знающие люди говорят, что убежать от лешего можно, надев свою одежку наизнанку, либо же нужно громко завизжать – тогда он отпустит. Считают, что леший не только водит невнимательных, но и наказывает тех, кто любит ругаться или проклинает кого-то.
В гаю живет гаевик – такой же лесной дух, что и леший. Так же вредит и потешается над людьми, как и похожие персонажи – полевой, леший, водяной.
"Если леший в лесу обойдет и человек с дороги собьется, нужно все, что есть на человеке, одежду вывернуть и надеть наизнанку, тогда пропадет нечистая сила и человек отыщет дорогу, от лешего отобьется. Вотяки называют лешего Алида… У него одна лишь, да и та наизнанку, нога, и большая сиська, которую запихивает он людям в рот и тем их душит" (М. Чулков).
Лешие не только пугают, водят людей по лесу, они также часто помогают, особенно тем, кто им пригодился.
Любят лешие играть в карты между собой. Если проиграются – расплачиваются подвластным зверьем: зайцами, белками. Они – природные пастухи этих зверей, охраняют их от всякой опасности. Когда перебегают зайцы или белки большими стаями, это значит, что леший проигрался и перегоняет своих зверей победителю.
"У лешего было два основных развлечения в жизни. Во-первых, он нагонял на людей страх своим диким хохотом и пронизывающим свистом. А во-вторых, он любил играть в карты. Но денег у лешаков не было, и потому они обычно играли на лесных зверей. В середине минувшего (ХIХ) века в лесах Ветлужской волости было замечено массовое переселение белок. Сообразительные сельские мужички быстро поняли, что к чему: вятский леший проиграл всех белок вологодскому и старательно возвращал свой долг. Послушные белки держали курс на Вологодскую губернию" (В. Островский).
Охотники оставляют на пеньках сухари и горелку для лешего. Он лакомится, а потом помогает тому, кто оставил гостинец. Охотники даже иногда заключают договор с лешим, чтобы дичь им загонял. Договариваются с лешим и пастухи. В древние времена в Стефанов день 9 января нанимали пастухов. Община учитывала не только репутацию, опыт, умение, но еще искала тех, кто умел договориться с лесным духом. Знающие пастухи ходили в лес весной, садились на осиновый пень и читали заговоры. Сразу появлялся леший, садился напротив, забрасывал левую ногу на правую, и по договору нанимался на службу к пастуху. Потому с пастухами старались не ссориться, боясь, чтобы они не отдали скотинку лешему.
В Иванов день, 7 июля, лешие особенно активны, они пугают каждого, кто заходит в лес. 4 сентября лешие носятся по своим владениям, как сумасшедшие, с палкой в руке. Встретив лешего, его можно узнать, ибо на нем красная одежда, правый сапог на левой ноге, левый – на правой, бровей на лице нет, глаза зеленые и горят огнем. В лесу на тропинке отдыхать нельзя, леший того не любит и может наказать. В этот вечер лесные духи появляются в селениях. О них специально рассказывали разные истории, чтобы они услышали и не вредили потом при встречах.
День Воздвижения, 27 сентября, лешие считают особенным для себя днем. Они сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы устраивая смотрины перед зимой. В этот день в лес ходить не следует. 17 октября на Ерофея лешие колобродят: кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, носятся по лесу, гоняют зверей, а после первых петухов проваливаются сквозь землю до весны. Раньше в этот день в лес не ходили. А в природе с этого дня становится холоднее – зима приближается.
Согласно русским поверьям, в каждой стране лешие имеют своих воевод или царей. У них тоже есть войско, как и у людей. У русских леших старшинствует Мусаил (Мафусаил). "Лесной царь – глава и управитель леса; он со своей женой, лесной царицей, правит в своем царстве и ему подчиняются все другие духи: лешие, боровики, моховики. Деятельность этих божков почти тождественна; представления о них у крестьян обычно смешиваются, отличаются друг от друга лишь ростом: лешие самые большие, моховики самые маленькие" (Николай Харузин). Когда начинается война между народами, то между собой воюют и лешие. Мусаил – главнокомандующий войском леших. Но во время войны лесные духи людей не трогают.

Лобаста

В мифологии славян самая злая, враждебная человеку русалка. Представляли ее высокой, ростом выше деревьев, белотелой, с руками-крыльями, с длинными красными когтями, которыми она может защекотать до смерти. Кто попал к лобасте (лопасте) – того она не отпустит.

Луговой

Дух лугов, сын полевого. Живет в высокой траве, помогает косарям косить душистое сено.
22 мая – Николай весенний, теплый, травный. С этого дня травы пышно растут, становятся сочными. В этот день гнали коней на ночные пастбища и считали, что просыпается дух лугов. Он бегает по степям и лугам: там, где пронесется этот дух, трава растет высокая и пышная. Подростки, выгнав коней, готовят ужин на костре, а после захода солнца к ним приходят девчата и они вместе водят в лугах хороводы.
Известно поверье, что именно на Николая весеннего нужно на межах лугов, где растет сено, втыкать ветки – знак того, что пасти скот запрещается. Если такие метки вовремя поставить, то луговой будет охранять эти луга, отгонять скот, когда пастухи прозевают, даже диких коз туда не пустит.
Июнь – месяц лугового духа, он с косой по лугам ходит. Луговой помогает косарям косить. Определит лучшего косаря и идет невидимкой за ним или впереди. Если в траве увидит камень, ветку – уберет; если перепелку или зайца – прогонит. Даже траву поднимет, чтобы легче было косить. Кто же ленив, тому луговой дух не поможет. А кто горелку пьет на косовице, того луговик и наказать может. Недалеко до беды – может поранить себя пьяница собственной же косой.
Если у кого беда, не может работящий хозяин выйти в луга – болен или еще какое лихо – луговой траву выкосит, ибо у него такая острая коса, что вмиг управится, уберет все и высвистывает под копной, радуясь своей работе.
Луговик вместе с братом-межевиком выполняет поручения своего отца полевого духа (полевика): в высокой ржи прополоть сорняки, птиц наловить, которыми любит забавляться полевой дух.
Не нравится луговику, если на меже лугов кто отдыхает. Он и под бока травой колет и шмелей напустит, может даже травой опутать шею.
Трудится луговик до последних покосов. Потом уберет свои владения, косу острую надежно спрячет в тайной яме на меже и проваливается в глубокий полевой овраг 17 октября на Ерофея. После летних трудов спит сладко.
Просыпается луговой дух на Никиту вешнего, 16 апреля, но до поры ходит, потягивается и лишь в конце мая опять берется за свой труд.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

119

Мана

Ночной злой дух, который нападает на человека и тогда человек обманывается, манится. Мана манит человека, чтобы тот заблудился, сбился с пути. И в жизни мана сбивает человека с добрых намерений, манит.
Ману на людей напускают колдуны, ворожеи, умели это делать казаки-характерники.

Маросы

Злые духи, которые подчиняются морозу. Летом они спят и падают на землю зимой с первыми снежинками. Маросы (трескуны) бегают по полям, по лесам, дуют в кулаки, выдувают холод и пронзительный ветер. Пятки этих духов выбивают из промерзшей земли и деревьев потрескивание, потому люди и говорят: "Мороз трескучий".
"В русской народной символике считается, что мороз возникает от выхода злых духов. Зимой, когда устанавливаются сильные морозы, злым духам становится тесным помещение. В это время они вылетают на белый свет, бегают полями и дуют себе в кулак. От такой прогулки мороз тиснет снегом землю, от пяток духов отдается треск и от дуновения в кулак или ветер с метелицей, или иней садится на деревья" (И. Сахаров).

Матохи

Махи, мехи, помехи – духи, которые приносят всякие заботы, хлопоты в домашней жизни, в семейных делах, разные мелкие неприятности. Они невидимы, потому проследить за ними невозмож но. Больших бед они не творят, но пакостят дерзко: то руку хозяйке подтолкнут, когда она борщ снимает с огня; то отвлекают, когда молоко закипает; то наведут малыша, чтобы горячий пирожок схватил и пальцы обжег…
Девушкам мешают во время шитья: то иголкой уколют, то нитки запутают, особенно когда нитка для иголки слишком длинная. Говорят в народе: "Длинная нитка – ленивая девка".
Произнося "суматоха", "помеха", "промахи", мы упоминаем этих домашних пакостников.

Межевик

Дух природы в мифологии славян, брат луговика. Персонаж в зеленой одежде из трав, охраняет межи, ищет птичьи яйца на обед своему отцу полевому. Наказывает тех, кто нарушает межу незаконно; отдыхающих на меже заплетает травой и душит.

Моряна

Повелительница юго-восточных ветров в устье Волги. Эти ветры опасны для моряков и рыбаков в Каспийском море на северо-западном его берегу. Моряна представлялась в подобии суровой женщины высокого роста, с нечесаными волосами, в белых одеждах. Она не спеша идет по воде в направлении ветра и везде творит беды и разруху. Против нее выступает Дед – шапка драная (дед в рваной шапке) – владыка северо-западного ветра, но он почти всегда проигрывает моряне.

Моховик

Персонаж низшей мифологии славян, который живет во мхе; крохотный дух зеленого или буро го цвета; наказывает тех, кто собирает ягоды не в пору. Заводит всякого, и малого, и взрослого в лесную чащу, в места, из которых выбраться тяжело. Заставляет кружить в лесу на одном месте. Он не ведет людей на погибель, помучит-помучит и отпускает. В сказках это – дедушка Ох, который появляется, когда путешественник – герой сказки – случайно произносит его имя. Он наделен волшебной силой (сила – в бороде), выступает преградой для героя, но иногда и помогает.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

120

Навки

Считали, что навки (мавки, нявки) это души детей, которые родились мертвыми или умерли некрещеными. Эти духи представлялись высокого роста, с лицом круглым, длинные косы распускают и украшают цветами. Одежды у них тонкие и прозрачные. Не злобные, в большинстве заманивают юношей к себе на танцы, но когда их кто-нибудь напугает, убегают. Спереди они имеют вид девушек, а со спины у них видны внутренности. Когда навки играются, а недалеко от них кто-то спит, он их может видеть сквозь сон. Если же навки увидят кого, а он не имеет при себе оберегов (чеснока или каких других), они могут взять с собой. В танце навки ведут круг, играет им нечистый на сопелке, двигаются они очень быстро. "Мавки живут в лесах на деревьях, а не в воде, а русалки – в воде. В сумерках мавки качаются на ветках деревьев, как в люльке, и заманивают юношей и щекочут их до смерти" (Иван Огиенко).
Навки живут в лесах, в горных пещерах и показываются людям как молодые красивые девушки. Их горницы, где они зимуют, устелены травами, цветами, на стенах зеленые ковры. Там навки сидят и прядут украденный лен, ткут из выбеленного полотна, шьют себе сорочки. Когда сходит снег, навки бегают по лесам, по горам, по долинам и сажают цветы. Когда становится тепло и все зеленеет, они рвут цветы, плетут венки, играются, купаются в озерах и реках. Празднуют навки на Купала. Навки заманивают юношей своей красотой, разговаривают с ними, щекочут, потому зовут их еще щекотухами (лоскотницами).
Любят навки качаться на ветках деревьев, как в зыбке. Подчиняются навки лешему – владыке леса. "Мавка умолкает под грозным взглядом деда-лесовика, когда он рассердится. Она не имеет права не подчиняться ему – верховоде и владыке леса: ему кланяются потерчата, и деревья перед ним шапки снимают" (Борис Харченко). Врагом навок выступает чугайстер.
На месте, где танцуют навки, трава растет лучше, густая и сочная – под ними трава не гнется, такие они легкие. Навки первыми цепляют юношей, шутят, смеются и кто откликнется, того заманят, а кто не обращает внимания, того не трогают. Устраивают свои танцы навки "на молодом месяце", а оберегами от этих духов являются лук, чеснок, полынь.
Если кто поймает навку и приведет в дом, она год будет служить ему – прясть, шить; ничего не ест навка, лишь пар от пищи вдыхает; год пройдет – навка уходит к своим подругам.
В четверг на Зеленой неделе Навский великдень (Пасха). В этот день не работали, чтобы навки не обиделись; в одиночку не купались, детей вообще к воде не отпускали. А женщины, которые потеряли детей некрещеными, зазывали соседских детей и угощали их варениками, пирожками, паляницами. Девушки качались на ветках, на качелях и зазывали навок.
Нявками называли этих духов, ибо считали в народе, что они не поют, а пронзительно, похоже на кошек, мяукают (укр. "нявкают").

Навь

Навь в славянской мифологии воплощение смерти; это связано, скорее всего, с погребальной ладьей, на которой плывут в царство мертвых. Общеславянским является также представление о навьей кости, которая считалась причиной смерти. Полагали, что она сохраняется в мертвом теле. В списке польских богов Я. Длугоша (ХV в.) есть самостоятельное божество Ний (Nya), которое отождествлялось с римским Плутоном. У других славянских народов к представлению о нави (навье, навах) относятся целые классы мифических существ, связанных со смертью: украинские навки (мавки); болгарские навы – злые духи, двенадцать чаровниц, которые сосут кровь у рожениц. В "Повести временных лет" эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, которые скачут по улицам на невидимых лошадях: "…Тем и человеце глаголаху: яко навье бьют Полочане".
У славян существует особый Навий день, день поминок умерших, позже приуроченный к последнему четвергу Великого поста (Навский великдень). В балтийской традиции этот день выпадает на осень.
Навь – так называлось царство умерших (древнее "навь" – домовина, а потом мертвец, а также злой, враждебный дух).

Намной

Ночной дух, который приходит к человеку во время сна, душит спящего до синяков, мнет. Если синяки будут болеть – на беду, если нет – все обойдется.

Наречница

У южных (болгар, сербов) и западных (чехов) славян мифический персонаж, пророчица, которая приходит к младенцу на третью ночь после рождения и прорекает ему судьбу: женитьбу, рождение детей, болезни, смерть и т. д. У каждого человека своя наречница, ее пророчество изменить невозможно. В народе верили, что услышать наречницу может только мать ребенка или случайный на то время в доме гость. За разглашение пророчества наречница наказывает немотой и окаменением. Живет наречница вместе с солнцем на небе; в христианстве начали считать, что этот дух живет в раю. Ежегодно она извещает Бога, сколько детей родилось и согласовывает судьбу каждого ребенка. У западных болгар наречница называлась орисницей, рождельницей; у сербов и чехов – суденицей, судьбичкой. Чтобы задобрить наречницу, ей оставляли хлеб и соль, еще какую-нибудь пищу, поддерживали огонь в печи, жгли свечи, младенцу надевали сорочку, под подушку ему клали серебро или золото, монеты. Когда боялись прихода злой наречницы, возле зыбки оставляли деготь, метлу, кочергу, веник, чеснок и пр. обереги. Считали, что наречниц может быть три сестры: одна прорекает беду, другая – добро, а третья принимает окончательное решение.

Нехорошик

Мифическое существо, похожее на огненный веник; летает поздним вечером и залетает через печное отверстие в дом. Выводится из яйца, которое якобы сносит петух раз в три года. Если яйцо сразу не разглядеть и не положить под наседку – петух его растопчет. Кто такое яйцо сбережет, тому нехорошик или носак будет носить деньги и продукты, которые украдет на стороне.

Нечисть

Нечистая сила, нечистые – у славян общее название низших демонических существ и духов; синонимы: злые духи, черти, дьяволы, бесы, нежить.
Народные представления о нечистой силе отражают двоеверье, переплетение языческих и христианских верований. Общим для персонажей низшей мифологии есть принадлежность к "негативному" потустороннему миру, противоположность их миру реальному, здешнему. Позже все персонажи из нечисти – зловредные к людям, хоть в язычестве они были амбивалентными.
В христианских книжных традициях нечистая сила создана Богом, или сатаной вопреки творениям Бога (легенда о сотворении мира).
Дохристианскими можно считать представления о появлении духов из умерших, что базируется на культе предков.
Позже в народе утвердились поверья о возникновении злых духов из заложных мертвецов (самоубийц, некрещеных детей, утопленников).
Пребывает нечистая сила в малодоступных или опасных местах – нечистых местах: в чаще, в оврагах, на раздорожье, под корчами, в болоте, в хозяйственных помещениях, под печью, на чердаке, в дупле.
В большинстве случаев нечисть и называется по месту пребывания: пущевик, межевик, болотник, хлевник, леший, водяной. В то же время, по поверьям, нечистая сила быстро перемещается в пространстве и может вредить везде, а не только в месте своего пребывания.
Время действия нечистой силы – ночь от захода до восхода солнца, особенно в полночь; еще – в полдень. Это есть и в названиях: полудницы, ночницы. Активной была нечистая сила в дни зимнего и летнего солнцеворота (Рождество, Купала).
Внешне нечистая сила расплывчатая, многоликая, неопределенная, способна перевоплощаться. Может выступать она в человеческом подобии (деда, бабы, мужичка, женщины, ребенка), но с аномальными для человека приметами: свиным рылом, рогами, острой головой, когтями, густой шерстью, отвисшей до колен грудью, чрезмерно высокой головой и т. п. Представляли нечистую силу голой, в шерсти, в белых или черных одеждах. Выступает нечистая сила не только в антропоморфном виде (человеческом подобии), но и в зооморфном – под личиной белки, зайца, собаки, волка, жабы, рыбы и пр. Превращается в предметы (куст, бревно, камень), явления природы (вихрь, огненный или водяной столп). Отображает нечисть звуки аномальные для человека: вой, шум, скрежет, хрипы.
От языческих верований сохранилось то, что считали некоторых представителей нечистой силы (духов природы) благосклонными к человеку. Так, леший может показать целебные травы; домовой о ребенке позаботится; дворовой скотину постережет.
Упоминать нечистую силу считалось запрещенным, чтобы не накликать ее. При необходимости употребляли задабривающие или указательные наименования: тот, соседко, дед, хозяин, помощник, похатник, запечник, царь и др.
Зловредное отношение нечисти к человеку проявляется в том, что она пугает, мешает в работе, щекочет, заводит в чащу или в болото, насылает болезни, бессонницу, мучит скотину и т. п.
Наиболее обобщенным персонажем низшей мифологии у славян есть черт, наименованием которого иногда называют других духов: лесной черт, водяной черт, полевой черт. В христианских преданиях черт – всегда воплощение зла.
Остерегаясь нечисти, согласно поверьям, нельзя купаться в речке после захода солнца, ходить в лес и на берег в русалью неделю, выходить на раздорожье в полночь. Славяне использовали для защиты от злых духов амулеты – острые железные предметы, а также растения-обереги: полынь, чеснок, мак, плакун-траву и др.
В календаре есть дни, когда нечистая сила (по каким-то древним приметам) особенно зловредно относится к людям. К примеру, 3 января (по новому календарю) пересматривали сусеки, чтобы нечистая сила не испортила припасы. 5 января нечистую силу разными способами прогоняли от людей и скотины, задабривали домашних духов, зазывали их в помощь, пекли для них обрядовое печенье в виде овец, коз, коров, птиц. Считали, что 11 января нечисть особенно зловредна, напускает болезни. Жгли колья с ограды, чтобы сошли болячки и переполохи.
29 февраля – день преподобного Касияна – один раз в четыре года. В христианской легенде Касиян поддался нечистой силе и выдал ей планы Господа о том, что Бог собрался сбросить нечисть с небес. Хоть Касиян и раскаялся, был закован в цепи и бит каждые три года тяжелым молотом. На четвертый год отпускается Касиян на волю. Собирает он тогда нечистую силу и вымещает свою злобу. Високосный год потому и считается тяжелым.
Промежуточное место между миром живым (человеческим) и потусторонним, представителями которого является нечисть (злые духи), занимают ведьмы и колдуны которые знаются с нечистью, "продали душу черту".

Нички

Мифические существа женского подобия. Согласно поверьям, они в ночное время, особенно с пятницы на субботу, стучат и пакостят в жилищах. Если женщина не спрячет пряжу, нички выпрядут весь лен, все запутают.

Ночницы

Ночные демоны. Нападают на новорожденных, не дают им спать. Невидимые, но могут появляться в подобии птиц, летучих мышей, червяков, блуждающих огней; изредка – в подобии женщин в черных одеждах с длинными волосами. Чуют дом, в котором есть колыбель, проникают через окно или в щели под дверью и мучают ребенка так, что он кричит, потому еще их называют – криксы.
Со страху перед ночницами матери не оставляли после захода солнца во дворе пеленки, не выходили во двор и не выносили детей; не оставляли открытой и не колыхали пустую колыбель; клали в колыбель обереги (железо, травы и т. п.); не купали детей и не стирали пеленки в "ночной" воде (которая простояла ночь на улице). По преданиям, ночниц заносили в жилище с водой для купели, потому воду готовили при солнце. Если нужна была вода после захода солнца, в нее опускали зажженную лучину – святили огнем. Ночницы залазят в курятники, выпивают яйца, душат цыплят.
Ночницами, согласно поверьям, становятся после смерти ведьмы, которые не имели детей, или души умерших девушек, которые мстят тем семьям, где их обижали.
У чехов известны ночные духи – язинки, – которые якобы присыпают людей и вылущивают им глаза.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Архив тонкого искусства » Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии