Баечник
Злой домашний дух у восточных славян. Появляется среди ночи после разговоров об ужасах и нечистой силе. Его появление предупреждает тихий плач, глухой стон. Представляли баечника маленьким старикашкой, с седой бородой, колченогим, неуклюжим.
Приходит этот дух босиком и становится над головой спящего с распростертыми руками. Водит руками до тех пор, пока ужасные разговоры приснятся человеку, и он тогда просыпается с криком в холодном поту. Если зажечь свечу, можно увидеть уменьшающиеся тени на стене, то – баечник. Есть поверье, что звать баечника не следует – можно заболеть.
В доме баечников несколько. Верховодит ими усатый дед – перебаечник, у него усы на длину рук. Если перебаечник берется за дело, может усами задушить. От этих злых духов защищает заклятием лишь знахарь.
Банник
"О баннике говорят, что он не любит того, кто после двенадцати часов ночи моется в бане. Иногда банник любит подшутить над женщинами: ужасный храп, вой за каменкой или хохот и свист мгновенно выгоняют их с криком и визгом из бани в одежде прародителей до грехопадения" (А. Харитонов).
Злой дух, невидимый, живущий, по представлениям древних славян, в деревянных банях. Представляли его маленьким голым человечком с радужными глазами, кудлатым, с листочками от банного веника, которые прилипли к телу. Он мог показываться кошкой, собакой, зайцем. Банник (байник, лазник) появляется в новой бане после того, как там побывает роженица. Ему оставляли теплую воду, веник, обмылок, чтобы задобрить, чтобы в следующий раз не брызнул кипятком, не бросил горячим камнем, которыми в те времена топили бани. В нетопленой бане банник живет все время. Лишь знающие люди (колдуны, знахари) умеют его прогнать веником, и то ненадолго.
Заходя в баню, банника уговаривали словом: "Крещеный – в баню, некрещеный – из бани".
В полночь банник приглашает в баню чертей, леших, домовых, хлевников. В это время вообще не следует идти мыться – нечистая сила изведет человека. Черти, лешие, хлевники хватают со всех сторон, держат, а банник своими толстыми губами задувает горячий дух в уста человеку.
Считали в народе, что банник обязательно подменит младенца, если хоть на минутку оставить его в бане без присмотра.
Банник не терпел никаких поползновений на свои владения. Об этом знали ночные путники, когда им случалась на дороге баня – никогда не ночевали в ней.
Банник был участником рождественских гаданий. Девушки бегали в баню вечером и клали руку на каменку: если шерстистой рукой банник коснется – девушке жить с богатым, если голой рукой – за бедного идти. Гадали в бане самые смелые, ведь банник может пальцы железными кольцами заковать.
Деревянные бани часто горели. Ставя новую, чтобы задобрить банника, приносили ему в Чистый четверг перед Пасхой кусок ржаного хлеба, посыпанного солью. Еще закапывали под порогом бани черного петуха, чтобы отобрать у банника злую силу.
Согласно поверьям, если кто вырвался от банной нечисти, убегать нужно задом наперед, ибо затянет в баню опять.
Барабашка
Недавно в народе появился еще один персонаж, современный домовой – барабашка.
Его можно назвать добрым домоседом городских квартир. Существо маленькое, молчаливое, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают разные способы общения с барабашкой. Отвечает он стуком, или же еще каким-то способом дает о себе знать. По характеру барабашка добрый и любит добрых хозяев, хорошее отношение к себе. Там, где в доме споры, ссоры, выпивка, – барабашка не живет; от тех, кто его обижает, он уходит.
Безымень
Безымень, тень, след, стень – привидение-двойник; привидение перед смертью; дух умершего внезапной смертью, утопленника, самоубийцы. Во всем похож на человека, но своего обличья не имеет и потому носит маску, личину того, кем хочет показаться. Увидеть такого двойника – к скорой смерти.
Так называют привидение, образ человека, вызванный в зеркале во время гадания. В заговорах безыменя на помощь призывают колдуны, чтобы навредить человеку. В лесу возле осины, стоя лицом на запад, колдун просит всех "умерших, убитых, заблудившихся, некрещеных и безыменных" встать и навредить тому, кто ему не по нраву.
Белая баба
Носительница болезни; дух судьбы; образ смерти. Чтобы не зашла белая баба в дом и не принесла несчастье, под порогом закапывали голову кобылы, цепляли косу над воротами или над косяком дверей, прибивали к порогу подкову. Существуют поверья, что перед смертью люди иногда видят смерть в облике женщины в белых одеждах. Женщина в белом – вестница судьбы; со свечкой в руках она является путешественникам и прорекает им будущее.
Белун
В белорусских поверьях дух жатвы в образе старика в белых одеждах, который живет в маленькой белой избе на опушке. Днем он в поле, охраняет каждый колос; в обед управляется на пасеке, в прохладе. Там, где белун – солнышко ярко светит и греет. Над его головой пчелы летают, на плечи птицы садятся, возле ног зайцы прыгают. Глуховатый добрый дух помогает людям в жатве; того, кто заблудился, – из леса выведет; кто ему прислужится – не забудет, подарит щедрые подарки.
"На тех пасеках, где белун отдыхает, пчелы много меда приносят; на тех полях, которые белун оберегает, рожь густо растет" ("Войско Даждьбога").
Бесы
"Боялись бесов, которые обессиливают человеческое тело, ломают кости и затемняют ум" (Алоис Ирасек "Стародавние чешские предания").
Воплощение всей нечистой силы в одном лице. Вредители жизни, природные невидимые силы, которые иногда были злом для человека, в христианстве стали нечистой силой, бесами. Слово "бес" возникло раньше, чем слово "черт", в индоевропейских языках: "bhos" – "блестеть", "светить"; древнеиндийское "bhasa" – "свет", "блеск". Бес – обманчивый блеск; что подтверждают народные названия наркотических растений – бесина, бесдерево.
В Ипатьевской летописи: "…Бесы на злое посылаемы бывают, на злое всегда ловят…"
Бес – так называли Чернобога, а позже христианскими священниками к бесам были отнесены все языческие боги.
Представляли бесов безобразными, со свиными рылами, длинными ушами, хвостами, рогатыми, волосатыми, с пылающими глазами. Бесы быстро перемещаются в воздухе, особенно вредят в холодную осеннюю пору и зимой. Сбивают с дороги одиноких прохожих, хрюкают, воют, визжат, крутятся в бесовском танце, заводят несчастного в болото или в непролазную чащу, толкают в прорубь; у конного пугают лошадей, цепляются за гриву и загоняют их до смерти. Бесы могут появляться в подобии разных животных и предметов.
Блазня
Блазня, наслание, видение, морока. Может появляться в любом месте: в жилище, в лесу, в поле. Ни одна блазня не появится без участия нечистых духов, которые морочат ум человеку, заставляя его видеть то, чего нет в природе вообще. Понимая, что перед ним видение, человек все же не может отбиться от навязчивой мороки. Блазня бывает в доме, где ссорятся. После того как хозяин дома поссорится с кем-нибудь, она начинает переворачивать мебель, бить посуду, сбрасывать предметы со стола, с полок и пр. От блазни большого вреда не бывает, лишь испуг и беспокойство.
Блуд
Мифический персонаж, разновидность нечистой силы у славян. Он летает низко над землей, особенно на раздорожье. Показывается человеку в виде разных животных: кота, пса, змеи или какой-либо птицы. Цепляется к поздним прохожим, водит их, заставляет блуждать ("блудить"), заводит в болото, в ров, в чащу. Или же издевается, заставляя человека кружить на одном месте.
По преданиям более поздних времен, блуд вместе с другой нечистой силой, слугами сатаны, которые восстали против Бога, был сброшен Богом с неба. Летела нечистая сила 40 дней, упала на землю, Бог тут и сказал: "Аминь". Кто где упал, тот там и живет, по месту проживания и называется: в поле – полевой; в лесу – леший; в болоте – болотник; в воде – водяной. А один нечистый дух до земли немного не долетел, при слове "Аминь" так и повис в воздухе. С того времени блуждает он над землей, людям вредит, а называется – блуд.
"Если кого Блуд возьмет, то пусть будет совсем маленький, задурит человека" (Ольга Кобылянская).
Богинки
Богинки, мамуны, лесницы – демонические персонажи западных славян. Представляли их женщинами высокими, худыми, с нечесаными волосами, с большой головой, отвисшей грудью, вздутым животом, кривыми ногами, почерневшими зубами. Богинки караулят человека в лесной чаще или в высокой траве. Живут в темных местах: в ямах под корнями упавших деревьев, в глубоких оврагах. Согласно поверьям, подстерегают одиноких прохожих (особенно мужчин), перевоплощаются в образ молодой девушки или знакомой женщины и заманивают в пропасть, в болото, в непроходимые чащи. Эту работу поручают им черти.
Темными ночами пробираются эти представительницы нечистой силы в человеческие жилища и ждут удобного случая, чтобы подменить еще не крещеных детей своими. Потом украденных детей превращают в нечистую силу.
Если им удается совершить задуманное, "обменок" может жить у людей до двадцати лет, хоть его можно и узнать по некоторым признакам, как – тоненькие ножки, маленькая голова, большой живот, обвисшая шкура. Богинки враждебно относятся и к скоту: пугают скотину, насылают на нее гибельные болезни. Эти духи бывают и мужского подобия.
Уберечься от богинок можно, если имеешь при себе чеснок или какое другое колдовское зелье, либо железный острый предмет. Чтобы не накликать их, следует не упоминать нечистую силу в жилище, особенно на ночь. Появляются богинки в доме в образе лягушки, кошки, собаки, невыразительной тени; чаще – невидимы для людей. Богинками становятся умершие при родах, женщины-самоубийцы, молодухи, которые избавились от плода, убийцы детей.
Болибошка
Дух леса, который живет в ягодных местах. Большеголовый, неуклюжий, одежда рваная – заплата на заплате, руки длинные, глаза печальные, но хитрые-хитрые. В сказках в облике старика выходит навстречу путнику и просит найти потерянную вещь. Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы он не просил. Если кто согласится помочь ему, начнет искать, наклоняться – выскочит болибошка на спину, голову волосяной веревкой обхватит и будет водить по лесу. От веревки голова так заболит, что заблудится человек, пойдет туда, куда болибошка поведет.
Болотник
"Кое-где сохранились верования в болотника, точнее сказать, кое-где болотник отличается от водяника. Особый дух болота отличается от водяного духа своей не вредностью. Вид имеет человека с длинными руками, тело укрыто серой шерстью, позади длинный хвост крючком. Болотник, как особый дух, исчезает из народного сознания, заменяясь между прочим водяником" (Д. Ушаков).
Дух болота в демонологии славян, который живет в глубине трясины в каменке, – багник, болотник, болотняник, болотный, болотный черт.
"А в болоте живет болотник – такой вымазанный и грязный. Ночью затягивает в болото человека: огоньком светит среди болота, а человек думает, что там люди, идет туда, а оно все дальше, пока заведет в такой омут, что и загрузнет бедный человек…" (Б. Гринченко).
Болотник – родня лешим, водяникам, домовым и другим духам. Жена его – болотница, дева-утопленница. Представляли его седым стариком с широким желтым лицом или еще в подобии человека с длинными руками, тело укрыто серой шерстью, сзади длинный хвост крючком. Выходит под личиной монаха к путнику, заводит того, заманивает в болото. Болотник любит гулять возле своих владений, пугать людей и скотину. А то сидит в болоте и выдувает воздух – говорят, болотный газ выходит. Еще болотник устраивает западни: зеленая травка или бревно, а под ними коварная трясина, бездна. Наступит человек и провалится в болото. Болото, трясина – опасное место, потому и дух там живет опасный.
Болотница
В демонологии славян дева-утопленница, болотная дева, болотница, которая живет в болоте. Представляли ее с растрепанными, нечесаными длинными черными волосами, которые украшены осокой и незабудками; с зелеными глазами, всегда голой и готовой заводить людей в трясину, чтобы защекотать до смерти и утопить в болоте.
В народе считали, что болотницы могут насылать на поля бури, страшные дожди, град; воровать у женщин стираное белье, которое те раскладывали сушить на береговых кустах.
Боровик
"Какой-то непонятный страх овладевал человеком, когда он заходил в густой лес. Сонная дремотная лесная тишина пугала его. В глухом тихом шуме вековечных верхушек слышалось что-то зловещее. Ежеминутное ожидание неожиданной опасности напрягало нервы, будоражило сознание. И древний человек населил лес разными страшилищами" (В. Ключевский).
Боровик – почти то же, что и леший, дух бора. Имеет вид огромного медведя, но без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, хотя иногда, говорят, поедает и людей.
Когда люди хотят видеть боровика (борового), чтобы сговориться с ним о благополучном выпасе скота, о том, чтобы вернул тех, кто в лесу пропал, вылечил от болезни, которая в бору прицепилась, – берут кошку в лес и начинают ее душить. Услышав мяуканье, боровик выходит к человеку и начинает переговоры.
Еще называют боровиком хозяина грибов – маленького старичка, живущего под грибом.
Босоркань
Горный дух у западных славян, который поднимает сильный ветер и на крыльях этого ветра летит невидимкой. Кто его пробует остановить или удержать, того он уничтожает силой ветра.
Этот горный дух устраивает засухи, насылает на людей и скотину болезни, немощь. Успокаивают его знахари, мольфары, градовики. Босоркани (босоркуны) вредят людям ночью; особенно активны они на Иванов день (24 июня), в день Луки (13 декабря), в день святого Георгия (24 апреля) – покровителя скота.
У гуцулов и венгров известен персонаж босорканя – ведьма, страшная баба, которая умеет превращаться в животных или в предметы, имеет свойство летать, вредить людям, посевам, животным.
Бродницы
У древних славян духи-охранники бродов, красивые девушки с длинными косами. По поверьям, бродницы живут в тихих затоках вместе с бобрами.
Они следят за тайными бродами, вымощенными в болоте из хвороста, стерегут их. Когда враг разведает тропы и тайком подбирается – бродницы незаметно разрушают брод и направляют неприятеля в трясину, во владения болотников.
В сербском фольклоре различают загоркинь, живущих в горах; хмаркинь, которые живут в облаках (облако – укр. "хмара") и бродярниц, которые избрали своим пристанищем броды на реках и болотах. Все эти женские духи имеют отношение к стихии воды. Загоркини замыкают и отмыкают чистые горные источники, хмаркини направляют и останавливают дожди, росы, а бродярницы опекают броды.
Иногда эти духи могут чем-то помочь, даже поворожить, но тот, кто приближается к месту их проживания или хочет водить с ними хоровод, может быть наказан болезнью.
Бука
Этот дух не имеет в народном представлении какой-нибудь определенный образ. В разных местах букой (буканом) называли лешего, домового, овинника и других духов.
В более поздние времена букой пугали малых детей: "Спи, не то бука заберет", "Не ходи со двора – там бука!" Отсюда же: "смотреть букой" – о неприветливом, недоверчивом, злом человеке.
Происхождение этого духа не выяснено. Может, это одно из наименований домового или лешего.
- Подпись автора
В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.