Этот текст навеян моей практической работой с детьми и их родителями. Основной способ взаимодействия детей и родителей – это воспитание. Воспитание – это определенные нормы и правила, которым родители хотят научить своих детей. И хорошо бы понимать, что в этом процессе нужно помнить о возможностях и ограничениях детей и взрослых. И вот, благодаря научным взглядам умных коллег, и других умных людей, и особенно детям и для себя определила важные особенности развития психики, на которые опираюсь в работе с детьми. И это один из возможных, и я бы даже подчеркнула, очень узких взглядов на развитие психики и становление ребенка.

Психика – это процесс взаимодействия с внешним миром, через эмоции, действия, мысли. Эти три простых и понятных слова, эмоции, действия, мысли, рядом с нами на протяжении нашей жизни, от рождения до смерти.

И человек, так устроен, что первично воспринимает мир через ощущения, которые наполняются эмоциями. А вот уже только потом появляются действия и мысли.

Эмоции первичны и спонтанны. Мы ими управлять не можем. А как бы нам этого хотелось, увы, нет – это наш ответ на то, что нас окружает вокруг.

А вот действиями и мыслями мы можем управлять и контролировать. Подбирать мягкую и комфортную форму наших эмоций, следовать правилам и нормам.

И для того, чтобы этому научиться нужно пройти определенные этапы развития, которые уже нам подарила природа по праву рождения.

Так вот, исторически так сложилось, что в человеческом мозге есть:

Мозг рептилий (ствол мозга, мозжечок), который отвечает за инстинкты самосохранения. Похоже, он обогащается от поколения к поколению новыми способами выживания. Там хранится информация, накопленная нашими предками, и мы уже с ней рождаемся. Точно каждый человек в минуту опасности, выберет один из способов: замри, беги, нападай.

Мозг млекопитающих (лимбическая система), который отвечает за эмоции, память, привычки. Именно он позволяет принимать решения. Это уже то, что мы можем развивать. Зависит это от условий и наших физиологических особенностей (тин нервной системы, строение тела, способ восприятия мира, и т. д.). Каждый человек рождается с задатками конкретных способностей.

Мозг человека (неокортекс), который отвечает за умение говорить, абстрактное мышление, воображение, сознание. Он позволяет находить причино – следственные связи, делать анализ и выводы.

И, вот каждому человеку нужно пройти исторические этапы развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, а вот только потом раскроются функции интеллекта.

Новорожденный
0 – 2 мес
Инстинктивное поведение. Формирование простейших движений, связанных с ориентацией.
Удовлетворение, голод
Безусловные рефлексы, связанные с питанием. Восприятие мира через первые ощущения телесные и вкусовые

Младенчество
2 мес – 1 год
Освоение предметной деятельности. Начало формирования речи. Появляется предметное общение с окружающими.
Удовольствие, боль, приятное, неприятное, удивление
Развитие и становление чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей

Раннее детство
1 – 3 года
Познание свойств предметов, через подражание взрослым. Начало самостоятельной игры и познания мира.
Простые эмоции: радость, раздражение, испуг, грусть любопытство, отвращение (сигнальные – быстрая оценка ситуации на впечатление)
Появление условных рефлексов. Выработка навыков. Появление сенсомоторного интеллекта и эмоционального. Начало формирования силы воли.
Детство

Дошкольный возраст
3 – 7 лет
Игра. Появляется воображаемая ситуация в игре. Ролевые и сюжетные игры. Стремится делать не то, что может, а то, что видит и слышит.
Простые эмоции (коммуникативные, симпатия, взаимопонимание). Первые впечатления от ситуации. Начало формирования личности ребенка. Первый опыт адаптации в коллективе.
Появление символического интеллекта и наглядного мышления. Формирование системы операций, выполняемых в уме, с обязательной опорой на внешние наглядные данные. Концентрация на одной стороне события.

Младший школьный
7 - 11 лет
Учеба, как самостоятельная, деятельность. Появление первых обязанностей.
Смешанные эмоции
Формирование логического мышления. Стадия конкретных операций. Появление первых логических связей, основанных на эмоциях и впечатлениях. Формирование собственной мотивации.

Подростковый
11 – 16 лет
Первая ориентация на взрослую жизнь. Появление своих устойчивых интересов. Процесс полового созревания.
Развивается способность проживать разные эмоции без подавления их в себе и без выплескивания на тех, кому они не предназначены (контенирование)
Формирование формально-логического интеллекта. Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.

Юность
16 - 22 года
Начало формирования зрелости. Обретение уверенности в себе, как личности определенного пола. Период проб и ошибок. Первые шаги отсоединения от семьи и возвращения.
Формирование моральных, эстетических интеллектуальных чувств
Формирование комплексного процесса осмысления операций

Вывод: психика ребенка физиологически завершает свое основное развитие к окончанию периода «Юность». Человек готов осознанно принимать взвешенные обдуманные решения и брать за них ответственность. Здесь есть важный момент: ребенок прошел каждый этап развития в сопровождении взрослого, который его обучал, как это делать. Возможно, человека этому не обучали, тогда ему нужно найти себе мудрого наставника и проделать самостоятельную работу по своему саморазвитию.

Малая Ольга Александровна

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.