Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3. Родителям дошколят: психология и воспитание


3. Родителям дошколят: психология и воспитание

Сообщений 31 страница 40 из 49

31

Iren написал(а):

Стереотипы воспитания ребенка и психосоматика

1. "Не пей холодную воду, а то горло заболит". - Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.

2. "Не балуйся с едой." - Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.

3. "Не смотри так близко, а то глаза сломаешь/зрение посадишь" - Что значит сломаешь? Куда зрение посадишь, на диван что ли?))) Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: "вот вырастишь - узнаешь", "вырастешь - поймешь как трудно живется/зарабатывается и т.д." А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это. Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.

4. "Хватит дурачиться/баловаться/беситься". - Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве? Если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание "побыть клоуном" будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.

5. "Что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно?!" - Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.

6. "Хватит реветь! Успокойся!" - Это всё равно что сказать: "Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя". Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.

7. "Упадешь, ударишься, больно будет". - Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова - это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его Сознание на такой исход событий. Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

32

Как поступать, если малыш ведет себя неправильно

С детскими истериками, драками, враньем и малоприятными выходками сталкиваются практически все родители. Не все в этом признаются, чтобы не разрушать имидж безупречной семьи. Хотя любые «безобразные», и как нам кажется, «бессмысленные» выходки всегда объяснимы. Поняв их причину, мы не только сможем спокойнее их воспринимать, но и поможем крохе справиться с «болезнями роста», которыми, как правило, они и вызваны. Как бы ни были велики «прегрешения» малыша, не противопоставляйте его семье. «Никогда бы не поверила, что мой ребенок может лгать!» и т. д. – так вы словно отрекаетесь от него. С его точки зрения, это значит: раз ты такой, то больше ты нам не нужен.

И КРИЧИТЕ БУКВУ «А»
Чадо вопит посреди супермаркета, требуя жвачку или газировку. Или скандалит на площадке, не желая уступать место на качелях. Или просто улеглось на пол и заходится в крике, отказываясь от любых переговоров.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Перевозбуждение – посещение непривычно людного места: гипермаркета, развлекательного центра, ресторана – может переутомить эмоционально неустойчивого ребенка, что приведет к истерике Недостаток внимания – кроха ждет, что во время похода, например, в игровой центр вы будете полностью в его распоряжении, а вы болтаете по телефону или уткнулись а айпод. Неумение рассказать о своих чувствах – малышу трудно понять и тем более рассказать, что его обидело, испугало. Истерика может быть проявлением негативных эмоций.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Молча возьмите ребенка на руки и уйдите с ним в малолюдное место. Крепко прижмите скандалиста к себе и держите, пока он не успокоится.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: пока малыш не умолкнет, ничего не говорите: в такой ситуации вы вряд ли скажете что-нибудь разумное.

НАШ СОВЕТ: если есть возможность, побрызгайте рыдающему ребенку в лицо прохладной водой (в туалете кафе или торгового центра) или протрите влажной салфеткой. Помогите крохе разобраться в чувствах:
«Ты обиделся, что я не купила тебе чипсы?»,
«Испугался, что врач сделает тебе больно?».

ВАЖНО: не ругайте и не наказывайте малыша за бурное проявление чувств, но дайте понять, что для вас оно неприемлемо: «Мне было неприятно, что ты скандалил в магазине», «Мы всем мешали в вагоне, это нехорошо».

Я ИДУ ПОКА ВРУ…
О, ужас! Вы выясняете, что рассказы вашего чада, мягко говоря, расходятся с реальностью. Что это – дурные наклонности? Дефекты воспитания? На самом деле иногда врут все дети. Более того, считается, что умение врать свидетельствует о нормальном развитии абстрактного мышления и правильном формировании социальных навыков (если ребенок не хочет признаваться, что совершил плохой поступок, значит, понимает, что поступил нехорошо).

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Отсутствие ярких впечатлений в реальности – ребенок выдумывает воображаемых друзей и вымышленные впечатления, чтобы скрасить серые будни. Если «игры» с придуманным другом занимают слишком большое место в жизни малыша, возможно, он испытывает сложности в общении и ему требуется помощь родителей или психолога, чтобы наладить отношения со сверстниками. Заниженная самооценка – кроха может рассказывать о мнимых успехах и достижениях, чтобы скрыть разочарование от неудач. Недостаток внимания со стороны взрослого – желая привлечь внимание родителей, дети часто рассказывают небылицы Страх перед наказанием – если вы слишком сурово наказываете ребенка за провинности, он, скорее всего, будет изо всех сил стараться скрыть проступок.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
• Никогда не лгите ребенку и не говорите при нем неправды другим.
• Не наказывайте, если он сказал вам правду, какой бы она ни была. Кроха должен знать, что в любой ситуации он может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
• Не старайтесь все время его воспитывать, хотя бы полчаса в день посвящайте исключительно общению – играйте, читайте, просто разговаривайте с малышом.
•Наполните жизнь ребенка реальными, а не вымышленными приключениями.
• Научите отпрыска разграничивать реальность и вымысел.

НАШ СОВЕТ: выслушав очередную завиральную историю, спокойно похвалите: «Отлично придумал! Давай я запишу твои приключения, а ты нарисуешь к ним картинки».

ТВОЕ МОЕ И… МОЕ – МОЕ!
Едва осознав самоценность собственной личности, человечек открывает, что у него, оказывается, есть еще и собственное имущество: кроватка, горшок, игрушки. Но как далеко простираются его владения? Этого он пока не знает и переводит в разряд собственных любые заинтересовавшие его предметы, без церемоний прихватывая на детской площадке чужую лопатку или машинку.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Предложите владельцу игрушки взаимовыгодный обмен, но если договориться не получается, добейтесь, чтобы ребенок вернул ему его имущество. Даже если малыш очень расстроен или возмущен, постарайтесь спокойно объяснить ему свое решение: «Это чужое, брать чужое без спросу нельзя!»

ВАЖНО: Родители владельца имущества обычно стараются замять конфликт: да ладно, пусть берет, потом как-нибудь вернете. А еще и упрекают обиженного: как не стыдно жадничать! Но тогда обидчик может решить, что имеет право взять чужое, что это и не чужое вовсе, а его. А обиженный думает, что, раз его собственность можно так легко отдать другому, то и ему можно брать чужие вещи. Однако не стоит надеяться, что, осознав со временем границу между своим и чужим, ребенок не будет периодически испытывать ее на прочность. Но теперь, зная или догадываясь о неблаговидности своих поступков, всячески постарается скрыть факт кражи.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: чаще всего дети говорят, что нашли игрушку или что им ее подарили. И хотя, как правило, речь идет именно о краже, родители почти всегда наивно верят историям о щедрых друзьях по детскому саду и растяпах, беззаботно разбрасывающих по площадке кукол и коллекционные машинки.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
• Если ребенок говорит, что нашел игрушку, предложите ему повесить объявление в детском саду или на площадке, опросить приятелей: вдруг найдется хозяин?
• Если кроха утверждает, что игрушку ему подарили, расспросите поподробнее, как это произошло, кто подарил, сделал ли он ответный подарок. Обычно дети довольно быстро признаются, что взяли вещь без спросу.
• Если вы уверены, что малыш взял какую-то вещь, но ему трудно в этом сознаться, подскажите, что ее можно незаметно положить на место, например: «У нас дома, видимо, завелся домовой и утащил мои духи. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».

ВАЖНО: ругая чадо, вы добьетесь только того, что следующую кражу он совершить куда более осмотрительно. Тем более нельзя навешивать не него ярлыки, называя воришкой или пророчить ему криминальное будущее. Дайте понять, что украденное необходимо вернуть и извиниться.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если малышу трудно или стыдно сделать это самому, пойдите вместе с ним и поддержите его. Помогите крохе разобраться, почему он так поступил, задав ему наводящие вопросы: «Тебе хочется такую же Братс, как у Кати?» Объясните, что, даже если ему очень нравится чужая вещь, брать ее все равно нельзя.

«СПИСОК МЕЧТ»
Чтобы крохе было легче избежать соблазнов, предложите ему составить «лист желаний» и вписывать туда все заветные мечты, а затем обсуждать их осуществимость. Можно, например, делать это при помощи специальных значков: звездочка – быстро осуществимое желание, часики – придется немного подождать, елочка – давай попросим Деда Мороза, крестик – пока мы не можем это купить. Видя, что вы всерьез относитесь к его желаниям и по мере сил выполняете их, ребенок, скорее всего, перестанет пытаться воплотить их в жизнь нелегальным способом.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

33

Планирование времени и самоорганизация занятости у детей

Однажды я забирала своего пятилетнего племянника из детского сада и по дороге домой задала ему вопрос: «Чем ты сейчас планируешь заниматься?» Он удивленно на меня посмотрел, задумался и ответил: «Играть».

Скорее всего, я была первая, кто спрашивал про его планы.
Тогда я подумала о том, что обязательно буду прививать своему ребенку навыки планирования. У меня не было каких-то специальных методик, не было понимания, как и когда это делать, даже ребенка тогда еще не было, но было интуитивное желание как минимум разговаривать на эту тему уже в младшем возрасте.

Когда моей дочке исполнилось три года, к ней только-только стало приходить понимание времени. Вот тогда я сознательно начала использовать различные уловки и игры, помогающие чувствовать время, планировать и анализировать.

Сейчас дочке четыре, мы продолжаем подобные игры и совершенствуем их. Я максимально просто и наглядно учу ее проводить рефлексию дня, планировать, соблюдать утренние и вечерние регулярные дела, чувствовать время. Хотя «учу» — это не самое подходящее слово. Мы просто играем.

В этой статье подборка самых удачных игр, которые родились за время экспериментов.

✔1. ВСПОМИНАЛКИ И ПРЕДСТАВЛЯЛКИ
Когда дочке исполнилось два с половиной года, мы прочитали замечательные книжки про двух друзей — кролика и ежика. В одной из историй они играли во вспоминалки. Мы позаимствовали эту идею, и у нас появилась своя игра.
Каждый вечер, лежа в постели, мы играли во вспоминалки и представлялки. Сперва мы вместе с дочкой вспоминали прожитый день. Обычно дочка помнила только события вечера, я помогала ей вспомнить еще утро и обед. А потом мы играли в представлялки и описывали свой завтрашний день.
Она не сразу запомнила, что значит вспоминать и представлять. Спрашивала: «а представляем — это что было или что будет?» Я ей разъясняла, что вспоминаем то, что было, а представляем то, что будет. Так появилось понимание прошедшего и будущего времени, того, что было и еще только наступит.
Удивительно, но уже скоро она с утра вспоминала запланированные с вечера занятия.
Так мы учились анализировать прожитый день и планировать предстоящий.

✔2. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
У нас есть песочные часы, у которого три столбика с разноцветным песком. Столбик с розовым песком — это пять минут. С желтым песком — 10 минут. С синим песком — 15 минут.
Они долго стояли как сувенир, но однажды стали востребованы.
Как-то раз мы пришли с дочкой домой голодные, и я стала варить макароны. Дочка кружила вокруг меня и каждые десять секунд спрашивала, долго ли ждать. Я отвечала — минут пятнадцать. Пыталась показать стрелки на часах, которые весели на стене. Ребенка эти объяснения не удовлетворяли, и она проявляла голодное нетерпение. Тогда мой взгляд упал на песочные часы. Эврика!
На очередной вопрос «когда?» я ответила — когда просыплется синий песок. Это была отличная мамская находка. Оставшееся время дочка молчком просидела перед песочными часами и заворожено наблюдала, как сперва досыпался розовый песок, потом желтый, а потом и синий.
В таких часах время действительно течет. Ты смотришь на них, и в это самое время ВРЕМЯ движется. Они дают понимание времени, которое так сложно объяснить словами, особенно ребенку.
Сколько раз нам помогали эти часы! Дочка охотно соглашалась подождать, когда мы обозначали цвет песочка, ведь это было для нее понятным критерием длительности, который она могла сама отслеживать в отличие от абстрактных «десять минут».

✔3. ЭКРАН НАСТРОЕНИЯ
Экран настроения у нас работает уже два месяца и интерес к нему не угасает! Каждый день вечером, перед самым укладыванием в кровать, я предлагаю дочке отметить цветом настроение дня. Выбрала три цвета: оранжевый — день прошел отлично; зеленый — день так себе; синий — день грустный.
Я не пытаюсь анализировать и делать выводы. Я даже не спрашиваю ее, почему она выбрала именно такой цвет. Я просто хочу приучить ее выражать свои чувства.
Такой экран настроения дает возможность ребенку регулярно прислушиваться к себе, к своим чувствам и выражать их (в данном случае цветом). Выражать без оценки и анализа. А еще это возможность заявить о своих чувствах и настроении. В один из дней, когда мы никак не могли договориться о чем-то, она в слезах сказала мне, что у нее теперь такое настроение, что она бы все вокруг синим зарисовала. Она смогла поделиться своими чувствами, и это очень ценно для меня.
А еще она может видеть общую картинку в конце месяца. Видеть количество прожитых дней. Формируется понятие месяца.
Экран висит на стене на видном месте. Получается наглядно. Дочка трепетно к нему относится и ни разу не было, чтобы она там черкала просто так.
Сперва это были просто клеточки, в следующий месяц я нарисовала связку воздушных шаров. Их раскрашивать стало еще интереснее. Затем — дорогу с машинами.
Последние дни дочка стала спрашивать, каким бы цветом зарисовали бы я и папа. Появился интерес к нашим чувствам. Подумываю над тем, чтобы сделать экран настроения для всей семьи.

✔4. ЧЕК-ЛИСТЫ С ЕЖЕДНЕВНЫМИ ЗАДАЧАМИ
Чек-листы в своей деятельности я использую довольно активно, вот и решила опробовать эту идею на ребенке.
Первый опыт состоялся, когда дочке было 3,5 года. С помощью чек-листа внедряли привычку регулярной чистки зубов. Условия были такими: каждый день утром и вечером чистить зубы и после каждой чистки ставить галочку. В конце недели, если не будет пропусков, был обещан сюрприз. Неделя для ребенка — это очень долго, но дочка так воодушевилась, что всю неделю исправно и с желанием чистила зубы. И так продолжалось три недели! Подарочки были простыми и веселыми. То водный пистолет, то лизун, то резиновый мячик светящийся. Сюрпризы вызывали много радостных эмоций, и это подкрепляло желание продолжать дальше такую игру.
Потом был переезд в Москву, и график сбился. Пробовали восстановить, но как-то не сложилось. Внимание переключилось на другие вещи, интерес ослаб, а потом и вовсе пропал. Зубы продолжала чистить, но уже не так регулярно.
А с Нового года я решила закрепить утренние и вечерние регулярные дела. Расчертила на листе графы и рисунками обозначила действия: умыться, почистить зубы, расчесаться — это утро. А вечером — убрать игрушки, принять душ и почистить зубы. Напротив каждого выполненного действия — галочка. Неделя, заполненная галочками — и мы идем в развлекательный центр.
Целый месяц система работала безотказно, а потом опять интерес сдулся. После двух недель мы дополнили и усложнили задачи. Возможно, именно это стало ошибкой. Что-то не успела, забыла, не захотела — появился пропуск, и мотивация делать дальше стала ослабевать (как мне это знакомо!). Я была готова к этому, поэтому просто отпустила ситуацию. Немного передохнем и буду думать что-то новое.
Чек-листы до сих пор висят на видном месте. Регулярно обращаемся к ним, что бы отметить или обсудить что-нибудь. Для дочки это отличный опыт самоорганизации.

✔5. ТАЙМЕР
Идея с таймером классическая и работает как с детьми, так и со взрослыми, особенно когда вопрос касается нелюбимых занятий.
Как-то в один из дней дочка не хотела наводить порядок в игрушках, которые уже валялись по всей комнате. Я предложила засечь пять минут и по звонку прекратить убираться. Она согласилась. Когда прозвенел звонок, дочка продолжила заниматься тем, что хотела, а я получила нужный мне эффект — привлекла ребенка к уборке. Кстати, за пять минут мы успели вместе прибрать почти всю комнату.
Так появляется ощущение времени и навык компромисса с мамой (в данном случае) и с собой (когда в будущем будет потребность смотивировать себя на действие).

✔6. АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЬ
Примеры адвент-календарей я время от времени встречала в интернете, но реализацию идеи почему-то откладывала. Впервые применила эту идею незадолго до дочкиного третьего дня рождения. Хотелось, чтобы у ребенка было ожидание праздника не просто в абстрактных словах. «Завтра» или «через неделю» или «осталось три дня» — все это малопонятно и не осязаемо.
Адвент-календарь был самый простой. Я написала на листках даты: 28 января, 29 января, 30 января, 31 января и 1 февраля. Вместе с дочкой повесили их на стенку, и в тот же день вечером один листок с нужной датой она сама оторвала и выбросила. Параллельно я рассказывала дочке, что день прошел, завтра будет новый и до ее дня рождения осталось столько-то дней.
Дочка с интересом каждый вечер срывала очередной листик и считала, сколько еще осталось.
Так в ее речи появились названия дней недели, месяцев и общее понимание календаря.
Еще мы каждый раз, срывая листок, благодарили прошедший день.
Время от времени мы используем эту идею. Дочка сама просит. Например, перед Новым годом.
Вообще мне нравится идея с отрывным календарем на каждый день. Его можно сделать самим, как это бывает у нас, или купить готовый. Листики можно выбрасывать, а можно на них фиксировать главное событие дня или главное достижение, благодарить себя и других. Листки можно вклеивать в альбом — получится детский вариант журнала достижений.

Заметила, что ребенок активнее включается в такие игры, когда видит интерес к ним с нашей родительской стороны. Еще хочу наглядно показать, как я в своей взрослой жизни использую то, о чем рассказываю ей. Например, есть идея повесить публичный чек-лист своих регулярных дел или обозначить полезные привычки для внедрения. Или даже устроить семейные соревнования, кто больше галочек наберет. Идей множество. Теперь важно не позабыть их и реализовать.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

34

КАК ЦВЕТ ВЛИЯЕТ НА РЕБЕНКА

Цвет - это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала все новорожденные видят только черное и белое, различают свет и темноту. Затем в промежуток от шести недель до двух месяцев их цветовая палитра начинает постепенно расширяться. Сначала дети начинают различать красный (самый интенсивный цвет), потом другие яркие цвета. Маленьких детей вообще тянет ко всему яркому. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание ребенка на каком-то предмете, приучить к действию с какой-то вещью, выбирайте только самые яркие и интенсивные цвета.
Ученые считают, что «цвет - это отличное средство управлять детьми». И вы можете применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

Красный, оранжевый, желтый.
Цвета этого спектра имеют активизирующую, возбуждающую характеристику. В психологии они считаются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу, нацеленного на взаимодействие с окружающим миром. Поэтому с такими цветами следует подбирать предметы, связанные с общением, взаимодействием между ребенком и взрослым или другими детьми, - они помогут в развитии социальной функции. Использование красного, желтого и оранжевого очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных детей, у них увеличивается активность и коммуникабельность, улучшается настроение. Эти цвета также способны улучшать аппетит, поэтому «малоешек» нужно кормить из желтой и оранжевой посуды, класть красные салфетки и подносы. Подобные цвета сильно привлекают внимание, способствуют запоминанию. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание ребенка на чем-то важном, пробудить интерес – сделайте это красным. Для маленьких детей это могут быть развивающие игрушки, алфавитные доски и т.п., а для детей более старшего возраста – учебное место или предметы в нем. Сочетание красный-желтый подтолкнет ребенка к исследованиям, освоению новых сфер, усилит жажду знаний. Также хорошо использовать эти цвета на игровых комплексах и спортивных уголках, так как они возбуждает нервную систему, повышают общий тонус, активизирует работу мускульной системы. Но не стоит забывать, что чрезмерное употребление этих цветов может вызвать сильное раздражение, агрессию, в большом количестве эти цвета утомляют и могут привести к невротическим состояниям.

Синий, голубой, фиолетовый.
Эти цвета несут в себе угнетающе-успокаивающую функцию: делают менее активным любое восприятие. Они относятся к цветам интроверсии – импульсам, обращенным внутрь, сосредоточенным на внутренней закрытой жизни. Больше всего они подходят для мест отдыха (например, диванчики и коврики рядом со спортивным уголком или место, где ребенок занимается спокойными, тихими играми), для спального места - только в сочетании с теплыми (лучше зелеными) оттенками, иначе оно будет ощущаться «холодным и неуютным». Такие цвета также хорошо использовать для гиперактивных детей, чтобы нейтрализовать излишнее возуждение.

Розовый цвет
может быть различных оттенков. Если это яркий, насыщенный теплый цвет, то его следует отнести к «группе красного». Он так же будет привлекать внимание, активизировать различные процессы, побуждать к действию. А если это более мягкий, холодный (ближе к светло-фиолетовому) цвет, то он будет относиться к «синей группе», а значит успокаивать, снижать активность. Соответственно, в зависимости от характеристик, использовать розовый можно с различными целями.

Зеленый.
Различные оттенки этого цвета успокаивают, расслабляют. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность. В связи с этим его воздействие используют при шоках и сильных нервных потрясениях. Ученые установили, что зеленый цвет обладает снотворным действием, поэтому для детей, которые в большинстве своем так не любят засыпать, очень хорошо делать зеленым спальное место (это может быть постельное белье, навес над кроватью, стены или мебель вокруг кровати, игрушки, с которыми ребенок ложиться спать). Игровые и развивающие пространства нельзя красить в зеленый цвет, так как он вызывает скуку, не дает ярких впечатлений. Зато зеленый весьма удачный вариант для замкнутых и ограниченных пространств – он не создает ощущения давления и не дает сильного эмоционального влияния.

Салатовый.
Этот цвет несет в себе две разные характеристики: с одной стороны – он яркий и интенсивный и принадлежит к гамме теплых оттенков, включая в себя их свойства, с другой – он содержит качества зеленого и обладает нейтрализующей функцией. Он создает такое ощущение как «веселое спокойствие» или приподнятое настроение при расслабленной умиротворенности. Считается, что скрытая энергия, которая была в зеленом, освобождается, поэтому этот цвет, побуждает к стремлению устанавливать как можно больше контактов, активно общаться с внешним миром, познавать новое. Салатовый хорошо использовать в тех ситуациях и местах, где ребенок будет общаться с другими детьми. Например, это могут быть игровые столики, домики, кухни, где ребята занимаются коллективной деятельностью. Салатовый также хорош при оформлении дня рождения или детского праздника.

Коричневый.
Этот цвет символизирует собой уверенность, стабильность и спокойствие, так как он очень близок к натуральной природе (земля, деревья). Коричневый имеет хороший эффект при нервном истощении – он успокаивает и дает ощущение ровной тишины. Но большое его количество – не радует, и даже отягощает. Он не способен вызывать ярких эмоций. Поэтому в детских комнатах коричневый – не лучшее решение. Это
корее «взрослый» цвет, и по возможности надо избегать коричневой мебели и пола (а многие делают их именно такими) в детских.

Черный, белый, серый.
Эти цвета самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции (но если, конечно, они не используются в больших количествах: много черного удручает и расстраивает, вызывает страх, а обилие белого – ощущение пустоты и одиночества). Чрезмерное употребление нейтральных цветов может вызывать меланхолию и апатию, и даже привести к депрессии. Принимая во внимание все эти характеристики при построении окружающего пространства для маленьких детей, нужно стараться использовать эти цвета как можно реже. Ребенок в очень большой степени познает мир через различные цвета, усваивает понятия и значения, учится понимать свойства предметов и явлений. Поэтому такие «пустые» цвета лучше исключить. Использование подобных цветов хорошо лишь в тех случаях, когда есть необходимость нейтрализовать внимание и активность ребенка. Например, это могут быть какие-то вспомогательные технические предметы или приборы (лампы, магнитофон, увлажнитель воздуха и т.п.), чтобы ребенок не проявлял к ним особого интереса, случайно не сломал и не поранился сам. Также эти цвета подходят в качестве фона для игровых планшетов, алфавитных досок.

Знание психологических характеристик, свойств различных цветов и их правильное использование помогут добиться нужных результатов, положительно повлиять на гармоничное развитие ребенка. Однако не нужно забывать, что все хорошо в меру, и не следует увлекаться каким-нибудь одним цветом или оттенком.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

35

Ну купииииии......

Сегодня в супермаркете передо мной в очереди стояли мама и мальчик лет пяти. Мальчик ныл, просил купить то шоколадку, то киндер-сюрприз, то игрушку, которые были щедро разложены предприимчивыми сотрудниками прямо около кассы. Мама сердилась, говорила сыну о том, что в Новый Год он и так получил много подарков, что сейчас мало денег и они не будут покупать глупости. Мальчик ныл, просил, мама пыталась увещевать его, взывая к разуму. Не получалось. Наконец, мальчик применил последний аргумент. Он сказал: «Мама, ты только себе все покупаешь, а мне ничего»! И это было, наверно, последней каплей терпения мамы. Потому что мама стала почти кричать, она говорила, что сын неблагодарный, что ему только и нужно, что что-то купить и еще много-много обидных слов было сказано. Мальчик плакал.

А я смотрела как мама выкладывала свои покупки на ленту. Только смотрела не глазами взрослой женщины, а глазами пятилетнего мальчика. Увы, он был прав. Продукты, тряпочки для уборки, крем для лица, дезодорант, носки, зубная паста, мыло, женский журнал, кастрюля… А мальчик ведь не так уж не прав. Все эти мелочи, которые мама купила для себя, конечно, необходимы ей. Но в глазах мальчика это приятные безделицы, без которых прекрасно можно обойтись…

Что делать? Уступить и купить мальчику игрушку? Или ничего не покупать себе? Не думаю, что это хорошие варианты. Сначала разберемся, почему мальчик стал капризничать. Судя по количеству товаров, которые мама выложила на ленту, они провели в магазине не меньше часа. Мальчик устал. И целый час он переживал негативные эмоции по поводу того, что мама покупает все себе, а ему ничего. Он был вынужден молча сопровождать маму и откровенно скучал. Но выход всегда есть! Давайте попробуем делать покупки вместе с ребенком. Будем обсуждать, что нам нужно купить и зачем, нужно ли это купить прямо сейчас или можно подождать. Например, кастрюля нужна, потому что старая испортилась, без мыла никак – мыться нужно каждый день и так далее. Такое проговаривание покупок помогает ребенку понять, что покупки, которые делает мама, делаются не только для нее, а и для ребенка тоже. Ребенок учится дифференцировать важное и второстепенное. Правда, может быть, в этом случае маме придется оказаться от каких-то покупок. Например, женский журнальчик – это удовольствие для мамы или действительно предмет первой необходимости? Может быть, отказаться от покупки или купить всем членам семьи по журналу? Вам решать.

(с) Юлия Гусева, психолог, гештальт-консультант, кандидат психологических наук.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

36

Как правильно ругать ребенка

Зачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Сегодня мы поговорим о том, как не превратиться в монстра, убивающего все вокруг своим криком.

1. Прежде всего, можно предупредить малыша: “Сейчас я буду ругаться”. Может быть, он перестанет делать то, что вас злит. Или хотя бы успеет убежать и спрятаться.

2. Придумайте ритуальные слова, которые будут звучать смешно и нелепо, но вместе с тем подскажут малышу, что лучше отложить на потом курощение и низведение. Только прежде чем кричать: “Ухи оборву” или что-то другое, убедитесь, что ребенок не воспринимает угрозу буквально.

3. Говорите о себе, а не о ребенке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет “Я злюсь!” вместо того, чтобы кидать игрушки об стену.

4. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе всякие “балбес” и “бестолочь” и придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: “Ах ты, трикапулька басюлька!”.

5. Дойдя до точки кипения, начинайте стучать половником о кастрюлю или деревянной скалкой по подоконнику. Это может быть не только сигналом вашим домочадцам, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.

6. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Поэтому разозлившись лучше рычите. Или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.

7. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.

8. Попробуйте ругаться шепотом.

9. Уйдите в другую комнату и там выскажите все, что думаете, дивану или табуретке.

10. Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за любви.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

37

О детской самостоятельности

Когда ребенок только учится разговаривать, мама проговаривает для него каждое действие: «Сейчас мы наденем штанишки. Давай сюда правую ножку. Вот правая ножка. А теперь левую ножку. Где у нас левая ножка? Вот она. Надели штанишки», «А где у нас ложечка? Вот она, держи ложечку. Теперь открывай ротик, будем кашку кушать. Молодец!». Так ребёнок связывает слова с действиями. Но вот ребёнок уже вырос, а мама всё не унимается и предваряет каждое его действие командами. Да еще и повторяет одни и те же слова по нескольку раз. А потом удивляется, почему детёныш такой несамостоятельный.

Недавно наблюдала сценку в маршрутке. Мужчина и женщина (обоим за тридцать) пробираются к выходу, просят водителя остановиться. Маршрутка останавливается, женщина толкает мужчину в спину и говорит: «Выходи». Как вы думаете, если бы она этого не сказала, неужели он бы не вышел? Кстати, мужчина вышел из маршрутки и пошёл вперед, не оглядываясь, а женщина догнала его. И действительно, зачем подавать руку «даме», которая руководит мужиком, давая ему пинка? Сама справится. Этот случай – наглядный пример того, как совершенно ненужными, лишними словами мама засоряет сознание ребёнка, постепенно делая его невосприимчивым к любым её высказываниям.

🍁 Ребёнок – не робот

Понаблюдайте за собой. Может быть, и вам свойственно на каждом шагу отдавать бессмысленные команды своему подросшему ребёнку? Например, с 4-летним сыном вышли в прихожую обуваться: «Надевай ботинки!», зашли в ванную руки мыть: «Бери мыло! Намыливай. Бери полотенце, вытирай руки», сели за стол есть суп: «Бери ложку!» (ну не станет же он лакать из тарелки, в самом деле). Или вот еще знакомое многим с детства: «Жуй, жуй! Глотай!» Абсурд, не правда ли?

Конечно, не стоит делать все это молча. Но вместо «бери ложку» можно сказать «приятного аппетита». Вместо «бери мыло» и т. д. рассказать ребенку, что руки нужно мыть не менее двух минут (особенно в сезон вирусных заболеваний!) и предложить ему досчитать до 60 (считайте сами вслух, если он еще не умеет). Или мойте руки вместе с ним – посоревнуйтесь, у кого получится больше мыльной пены. Вместо очевидного «надевай ботинки» – похвалите ребёнка за то, что он сам ловко обулся. Помните, что ребёнок не нуждается в командах для того, чтобы выполнять простые движения, которые он уже освоил с вашей помощью. Ведь ребёнок – не робот.

🍁 О вреде повторов

Некоторые взрослые любят повторять команды несколько раз. Например, сценка в парке. Двухлетний малыш сидит в коляске. Бабушка отстёгивает ремень безопасности и говорит без пауз: «Вставай. Вставай, вставай! Вставай». Ребёнок не успел еще отреагировать на слова бабушки, а она уже повторила их еще трижды. А потом взрослые возмущаются: «Пока пять раз не скажешь, не понимает!» Все знают, как раздражают эти бесконечные повторы одного и того же. «Да иду, иду!» – ворчит подросток, когда мать в десятый раз зовёт его обедать, а он не идёт, потому что занят в своей комнате. Так что же, не звать? Да, не звать. Ну скажите, какой смысл кричать: «Ваня, иди кушать, суп остынет!» вновь и вновь, если сын вас услышал и в первый раз? Уважайте себя и не командуйте им. Ничего страшного, когда придет – съест холодный суп (в следующий раз будет приходить к столу сразу) или разогреет. Ему же не три годика. Думаете, если не проконтролировать – он не пообедает? Вот так мы растим тип мужчины, который, пока жена с работы не придет, не разогреет и не подаст, сидит голодным. Моя сотрудница говорила о своем муже: «Если ему на шею связку бубликов повесить, то он те, что перед носом, съест, а потом с голоду помрёт, потому что не догадается верёвку крутануть».

🍁 Готовим почву для самостоятельности

Вы наверняка замечали, что у многих маленьких детей меняется походка, когда их ведут за ручку. Сравните: идет за ручку – не держит равновесие, валится вбок, виснет на руке у мамы, путается у неё под ногами. Отпустила мама руку – бодро шагает рядом. Но если отпустить ручку резко, может споткнуться, упасть. А если все время водить за руку, при ходьбе ноги будут заплетаться.

Так и с воспитанием самостоятельности. Прежде чем «отпустить ручку», научите необходимым навыкам. Но когда ребёнок уже научился, не сопровождайте каждый его шаг своими указаниями.

Например, вы ждете гостей, и дочка помогает вам накрывать стол. Когда ей 3–4 годика, вы даете ей по одной чашке, по одной тарелке и просите отнести и поставить на стол. Потом сами расставляете приборы по местам, раскладываете салфетки. При этом НЕ МОЛЧИТЕ, А КОММЕНТИРУЙТЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ (объясняйте, куда ложку, куда вилку, где будет стоять салатница, в центре стола – пустое место для большого блюда с мясом или фруктами). А дочка в это время пока наблюдает, запоминает и помогает вам. Не беда, если неаккуратно разложит или даже помнет салфетки. Вы потом всё поправите. Но когда дочка подросла, и ВЫ УЖЕ НАУЧИЛИ ЕЕ сервировке, просто попросите накрыть стол на столько-то человек. Скажите, что это будет – обед, ужин, какое меню. И все. Пусть она сама подберет посуду для блюд согласно меню. Не надо отдавать отельные команды типа «неси вилки», «теперь соль». Когда дочка закончит сервировку, только тогда вместе с ней проверьте, всё ли на местах, может, она что-то забыла.

Или вы учите своего малыша одеваться. На этом этапе называйте порядок: сначала трусики, теперь маечку, колготки, потом брючки. Спрашивайте ребёнка: «Что сначала надеваем – колготки или тапочки?» Если он ответит неправильно, покажите, что это не так: надевайте тапки и пытайтесь натянуть на них колготки. Вместе посмейтесь, пошутите.

Также обращайте внимание ребёнка на то, что одежда должна соответствовать сезону, погоде и случаю. Например, если идет дождь, надо достать резиновые сапожки и плащ. А если солнце печёт – обязательно нужна панамка, кепка. В садике утренник – достаём нарядное платьице, белые колготки. Но если идём играть в песочницу, белые колготки неуместны, потому что сразу запачкаются и придется ходить в грязных.

Еще давайте возможность выбирать одежду. Пока малыш не умеет подбирать вещи в сочетаниях, лучше раскладывайте перед ним готовые комплекты – футболочка и шорты, платье и колготки, свитер и джинсы, к каждому комплекту можно подобрать свою обувь. Говорите: «Выбирай, что надевать». Следующий шаг – расскажите, как подбирать вещи по цвету, по материалу, предложите поэкспериментировать. Когда ребёнок станет подростком, он будет советоваться с вами: «Мам, посмотри, какой свитер лучше с этими джинсами – полосатый или однотонный?», а не спрашивать беспомощно: «Ма, что мне надеть?»

Часто в магазине детской одежды приходится слышать удивительные реплики взрослых.

Например, родители выбирают толстовку десятилетнему сыну. Мама по очереди сама натягивает на мальчика разные фуфайки, велит ему стоять по стойке смирно и придирчиво осматривает его. После третьей примерки вспотевший пацан спрашивает: «Это всё?» Папа (совсем молодой мужчина) довольно грубым тоном важно отвечает: «Ты стой спокойно. Это мы с мамой будем решать, всё или не всё».

Еще одна сценка – накануне 1 сентября бабушка и мама подбирают одежду будущему первоклашке. Мальчик пытается что-то выбрать сам, вытягивает и показывает матери майки с яркими рисунками. При этом робко канючит: «Мама, а я вот эту хочу». Бабушка и мама не слышат, потом вдвоём набрасываются на малыша. Бабушка: «Отойди в сторону, не мешай!", мама: "Ну что ты лезешь, мы с бабушкой САМИ ДЛЯ ТЕБЯ все выберем!»

Ей-богу, когда такое слышишь, не веришь своим ушам. Неужели эти взрослые никогда не были детьми, не читали ни одной статьи о психологии ребёнка, не заходили на сайты для родителей и на форумы, где мамы делятся своими проблемами и опытом воспитания детей? Просто иллюстрация того, как нельзя делать.

А вот противоположный пример. В конце августа мама пошла с 8-летней Леной в магазин и разрешила той самой выбрать себе туфли для школы. Девочка примерила три пары, прошлась по коврику, выбрала, взяла обувь и пошла к кассе, где ее ждала мама. Мама молча оплатила покупку и только дома попросила дочку еще раз примерить туфли. В этих туфельках Лена и пошла в сентябре во 2 класс. На вопрос, как она рискнула доверить дочке такую недешёвую покупку, мама девочки ответила, что раньше она всегда объясняла дочке, на что надо обращать внимание при примерке обуви (чтобы туфли были не тесными, но и не спадали при ходьбе, чтобы большой палец не упирался, чтобы не давили в подъеме, чтобы можно было согнуть подошву, чтобы не очень тонкая подошва, если это осенняя обувь, чтобы цвет подходил под любую одежду). Лена много раз УЧАСТВОВАЛА В ВЫБОРЕ для нее одежды и обуви, поэтому ее самостоятельная покупка оказалась удачной. Но в любом случае даже неудачную покупку можно вернуть в магазин, так что мама Леночки ничем не рисковала, а дочка приобрела бесценный опыт.

Конечно, далеко не каждый 8-летний ребёнок способен самостоятельно совершать покупки. Но обязательно вовлекайте своих детей в процесс выбора ДЛЯ НИХ одежды и обуви, чтобы они впоследствии могли делать это без вас. Спрашивайте, что им больше нравится, СОВЕТУЙТЕСЬ С НИМИ. А чтобы не пришлось спорить с сыном в торговом зале, выбирая между ярко-желтой курткой с черными и синими черепами и более спокойным вариантом, заранее договоритесь дома о критериях выбора. Например, объясните, что в гардеробе нужно обязательно иметь куртку нейтральной расцветки и фасона, которую можно надеть с любыми джинсами и штанами, пойти в ней в школу, в театр и т. п. А более яркую и броскую вещь хорошо иметь как дополнение. Но если нет возможности купить две куртки, тогда стоит выбрать более универсальный вариант.
Иными словами, пока дети малы, разговаривайте с ними о моде, о том, что им идет, что не идет, что необходимо купить в первую очередь, а с чем придется подождать. Но когда сыну или дочке исполнится лет 16, не стоит диктовать им стиль одежды и критиковать их выбор. Теперь вы можете только советовать, а воспитывать хороший вкус надо было раньше (например, сказав, что слишком аляповатая расцветка куртки с черепами напоминает наряд клоуна).

🍁 Жу-жу-жу

«Сколько можно тебе говорить одно и то же!» – это очень частый возглас мам и бабушек. Вы сами понимаете, что нет никакой пользы от многократного повторения, но всё же не можете сдержаться. Вот уж когда повторение – мать мучения. Иногда мама даже просит папу: «Скажи ты ему, а то он уже привык к моим нотациям, а ты редко с ним разговариваешь, он тебя послушается». Отсюда вывод: слова могут возыметь эффект, когда они не потеряли своего первоначального смысла из-за бесконечных повторов. Поэтому не давайте бесконечно пинка своему ребёнку. Позвольте ему самому проявить инициативу. Промолчите, когда можно промолчать. И даже если очень хочется покомандовать – прикусите язычок. Подумайте, есть ли смысл в словах, которые вы собираетесь произнести, или они станут только фоном вечного жужжания над ухом ребёнка. Из десяти раз девять промолчите. От этого будет только польза.

Ведь что такое самостоятельность? Это умение делать выбор и поступать согласно этому выбору. Но когда вы приучаете ребёнка к постоянным командам, выбор для него сводится к одной-единственной альтернативе: «тупо» подчиняться вашим командам либо «тупо» игнорировать их.

Людмила Казимирова

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

38

Как остановить детскую истерику

Мама из Бразилии делится своим рецептом – он простой и работает:

«Моя дочь пошла в детский сад и очень нервничала из-за этого. Она говорила, что никогда не сможет привыкнуть к садику. Дома тоже все пошло наперекосяк: Алиса все чаще злилась и закатывала истерику буквально по любому поводу, по каждой мелочи. В саду нам посоветовали пойти к детскому психологу в надежде, что это как-то нормализует ситуацию. Психолог действительно дала нам много полезных советов, но один был просто фантастический, к тому же и очень простой.
О нем я и хочу рассказать. Психолог объяснила мне, что нужно дать детям понять – мы уважаем то, что они чувствуют.
Итак, во время кризиса, какова бы ни была его причина, надо помочь ребенку (это работает с детьми старше 5 лет) подумать и понять, что с ним происходит. Когда мы признаем их чувства и в то же время даем им самим участвовать в решении проблемы, мы можем тем самым остановить истерику.
Итак, ситуация: ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения – у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите.
Мы смотрим ребенку в глаза и спокойным голосом задаем один вопрос: ЭТО БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА, СРЕДНЯЯ ПРОБЛЕМА ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ ПРОБЛЕМА?
Когда моя дочь начинала думать о том, что с ней происходит, это действовало на нее просто волшебным образом, по крайней мере здесь, дома. Я задаю этот вопрос, она отвечает, и мы находим способ решить проблему, причем дочка сама предлагает, где искать решение.
Маленькая проблема обычно самая быстрая и простая.
Некоторые проблемы она считает «средними». Скорее всего мы их решим, но не в ту же секунду – это помогает понять, что есть вещи, которые требуют времени.
Если проблема серьезная – а то, что ваш ребенок считает важным, совершенно точно нельзя игнорировать, пусть вам это и кажется полной глупостью, – такой проблеме придется уделить чуть больше времени.Иногда надо помочь ребенку понять, что в жизни не все происходит так, как нам хочется.

Вот недавний случай, когда этот метод отлично сработал. Мы выбирали одежду для школы, а Алиса обычно очень переживает из-за того, в чем идти, особенно когда на улице прохладно. Короче, она хотела надеть свои любимые брюки, но они были в стирке. Она уже начала кукситься, когда я спросила: «Алиса, это большая, средняя или маленькая проблема?»
Она посмотрела на меня и тихо сказала: «Маленькая».
Мы уже знали, что небольшие проблемы легко решить. Я попросила ее предложить вариант решения (я знала, что ей нужно время подумать), и она сказала: «Выбрать другие штаны».
Я говорю: «И у тебя есть несколько штанов на выбор». Она улыбнулась и пошла выбирать другие штаны. Я поздравила ее с тем, что она смогла сама решить проблему, потому что очень важно похвалить ребенка за то, что он справился, это поставит окончательную точку в ситуации.

Я не думаю, что есть какие-то волшебные приемы в деле воспитания детей. Воспитать ребенка, пройти с ним вместе через все этапы развития – это настоящая миссия. Да, иногда мы выбираем неверный путь, тогда надо иметь мудрость повернуть назад и попробовать другую дорогу. Пройдя через множество истерик со своим ребенком, я, наконец, увидела свет в конце туннеля и очень хочу поделиться этой находкой с другими родителями. Надеюсь, что у вас этот метод тоже сработает.»

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

39

Если ребенок не отпускает вас от себя

Если ваш ребенок никуда вас от себя не отпускает, значит вы ему очень и очень нужны, просто жизненно необходимы. Давайте сразу осознаем, что маленький ребенок не может вас не отпускать из вредности, чтобы довести вас до белого каления или потому, что ему скучно.

Потому что, когда ребенок хорошо себя чувствует, он всегда найдет, чем себя развлечь, вы это, наверное, тоже замечали. Эту удивительную способность деток находить себе занятие. А раз он бросил самое главное свое занятие — изучать мир и впился в вас пиявочкой, значит что-то не в порядке в его мире.
И задача мамы - помочь малышу это равновесие восстановить и тучки разогнать.

Наблюдая за своим ребенком, я выделяю три основные причины его беспокойства.

Во-первых, малыша что-то беспокоит физически. Например, у него лезут зубы. Долго, нудно и больно. Конечно, он уже устал от постоянного дискомфорта во рту и капризничает. И устали все вокруг от этих капризов, это понятно, но, когда вам захочется сорваться на детке, вспомните как у вас болели зубы и представьте, что они так болят уже неделю. Представили? Теперь вам, возможно будет легче проявить сочувствие и пожалеть свою ляльку.

Во-вторых, маме плохо, у мамы проблемы или ПМС. Может быть, мама с папой ругаются. Помните, что ребеночек очень чутко считывает любое мамино настроение. Он — самый честный барометр и, даже если вы не заметите грозовых облаков в вашем доме или вашей душе, ребенок их почувствует кожей. А теперь, попробуйте снова войти в его положение.

Он — маленький и беззащитный. Его мир полностью зависит от вас. И, если вы нервничаете, значит его миру угрожает опасность. Он ведь не знает почему мама волнуется, то ли у неё начальник козел, то ли война началась и надо спасаться. Мама нервничает — он в опасности. Он ищет защиты у кого? Правильно, у мамы.

Услышьте меня, пожалуйста, ему по-настоящему страшно! Ему ваше волнение на гормональном фоне передается, вне зависимости от его или вашего желания. А если грудью кормите, так еще и адреналин вместе с молоком.

Вам же бывало страшно и тревожно, вспомните? Что вам в этот момент хотелось? Чтоб вас кто-то успокоил, обнял, да? А в этот момент самый близкий человек вам на повышенных тонах: «Да, блин, что ж ты ноешь-то весь день, когда ж это кончится, сил моих больше нету…» Нормально, полегчало?
Вот это самое вы делаете с вашим ребенком. Несколько раз в день. Теперь и решите, как реагировать на детское волнение.

А бывает еще, это в-третьих, он просто чувствует, то вы хотите от него отделаться. Вот, вроде бы, целый день вместе (физически), но мысленно не с ним. И он вам мешает завершить какие-то дела. И вы думаете: «Ну что ж тебе еще надо, я целый день с тобой, а сейчас мне просто надо одеть платье/допечатать статью/домыть посуду, (нужное подчеркнуть) и именно этих пяти минут он вам не дает, цепляется за ноги, карабкается на руки, ноет, потом переходит на плач или визг. Было такое?

И вы начинаете злиться и выплескивать злость на ребенка, в итоге все плачут и уже нет сил остановиться и прижать к себе роднульку, хотя понимаете, что это то, что надо сейчас сделать.

Тут просто надо остановиться (лучше в начале спектакля, при первых звоночках) и осознанно посмотреть на ситуацию, что вы сейчас делаете? Вы отпихиваете отчаянно нуждающегося в вас ребенка. Вашего ребенка. Того, о котором вы, возможно, мечтали. И он к вам пришел ( не ко всем, заметьте, приходят дети, а к вам пришел). Но какие-то насущные дела и задачи вдруг стали для вас важнее вашего малыша.

Можно пытаться обмануть себя, меня, но его обмануть не получится. Если дела для вас становятся важнее, маленький человек начинает бороться за ваше внимание. Бороться теми методами, которыми умеет. Привлекает ваше внимание голосом и отчаянно цепляется физически.

Кстати, наукой доказано, что в минуты стресса человек вцепляется в волосы другого человека, это заложено природой, чтобы первобытная мама, попав в стрессовую ситуацию и бросившись бежать не смогла оставить ребенка. Это человек так о себе заботится, инстинктивно. Мамы уже не первобытные, но инстинкты никуда не делись, их малыш не контролирует.

Он просто боится, что вы его оставите. Он чувствует, что вам надо уйти от него. Пусть даже не физически, а мысленно, в работу. А если вы уходили, оставляя его, то он больше не даст вам спокойно одеться в верхнюю одежду или обуться.

У него еще нет понятия времени, он не знает что такое час. Он считает, что вы уходите навсегда. Ему реально страшно. Он всячески напоминает о себе, чтобы вы не забыли взять его с собой. И он не знает о том, что вы намерены его взять итак, он не понимает, что вы допечатаете/домоете/оденетесь и будете вся его.

Что можно посоветовать в такой ситуации — бросить все дела, забить на прогулку, обнять свое счастье и дать ему понять, что все хорошо, что мама с ним и никуда не уйдет. Не на пять минут, помните, что обмануть его не удастся, он считывает информацию на гормональном уровне. А искренне наплевать на дела и расслабиться.

Потому что через 10-20 лет, в масштабах жизни, эта прогулка/статья/посуда забудутся и не сыграют никакой существенной роли. А ранки в душе вашего ребенка, если и затянутся, то останутся рубцы.
если ваш малыш отчаянно требует вашего внимания, привлекает его визгом, нытьем, цеплянием, значит вы ему очень нужны. Дайте ему это внимание, расслабьтесь, успокойтесь сами и малыш успокоится сразу. И вы будете сторицей вознаграждены.

Когда малыш насытится вашим вниманием и убедится, что мама всегда рядом, что она никуда не намерена сбегать, он успокоится и перестанет за вас цепляться. Это обязательно случится, просто надо чуть-чуть подождать.

И еще я предлагаю задуматься: а все ли в порядке с вашей жизнью, если вы часто пребываете в таком неспокойном состоянии? Вы, может быть, привыкли. Но по ребенку сразу видно уровень стресса в вашей жизни. И у вас есть хороший повод разобраться с этим.

Счастья вам, спокойствия вашему дому!

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

40

«ТЫ СДЕЛАЛ ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!»
КАК ИЗБЕЖАТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЁНКА

Как у ребенка формируется самооценка

У маленьких детей самооценка напрямую связана с развитием, поэтому в дошкольном возрасте у детей самооценка обычно очень высокая. Первые три года жизни — самый важный период развития человека, и именно вера в свои силы стимулирует ребенка не бояться нового. С низкой самооценкой ребенок бы думал: «Зачем мне начинать ходить? Это ведь опасно».

В формировании самооценки принимает участие весь социум, который окружает ребенка: родители, сверстники, педагоги. Нужно правильно вести себя с ребенком, показывать ему, что вы во всем готовы его поддержать и верите в его силы, но в то же время учить его самоанализу и объяснять, если он что-то сделал неправильно.

Три вида самооценки

Самооценка бывает трех видов: завышенная, заниженная и адекватная. В идеале к школе у ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка или немного завышенная. Низкая самооценка гораздо хуже высокой, потому что она не стимулирует человека к развитию и познанию мира. Золотая середина — адекватная самооценка, к которой все стремятся, — это когда ты адекватно оцениваешь свои силы и возможности, анализируешь ситуацию и действуешь соразмерно своим способностям.

Как избежать формирования низкой самооценки

📍 Когда родители не поддерживают своего ребенка или постоянно его в чем-то упрекают, он вырастает с заниженной самооценкой. При этом родители и педагоги могут искренне считать, что они все делают правильно, потому что они учат ребенка жизни. Но бесконечным потоком возгласов вроде: «Ты сделал это неправильно!», «Я взрослый и знаю, как это делать!», «Я бы сделал по-другому!» — они никак не помогают ребенку, а только ухудшают его самооценку.

📍 Родители не должны обвинять ребенка и вешать ярлыки: вместо «Ты плохой» нужно говорить «Ты поступил неправильно». Часто дети делают вещи на автомате. Если они видят, что обидели кого-то, то быстро говорят: «Прости меня, пожалуйста» — и убегают. В такой ситуации не нужно ругать ребенка, надо его вернуть, объяснить, что он сделал другому больно, и спросить, что бы чувствовал он сам на месте того, кого он обидел.

📍 Взрослым лучше не вмешиваться с советами, когда их об этом не просят. Если ребенок просит у вас совета, то подскажите ему, но не надо комментировать каждое его действие. Только тогда ребенок последует за вами как за авторитетом.
Часто родители и педагоги не оставляют ребенку шанса на ошибку — это крайне негативно сказывается на его самооценке. Нужно объяснить ребенку, что ошибки бывают всегда и что в них нет ничего страшного. Когда у ребенка заложен всего один алгоритм: «Ты лучший и должен только побеждать», любое поражение очень сильно его расстраивает и травмирует.

📍 Дети хотят видеть нас настоящими. Ребенок должен понимать, что мама тоже может быть расстроена или у нее может быть плохое настроение, что папа тоже может совершить ошибку и сделать что-то неправильно. Тогда дети не будут чувствовать себя источником неприятностей и будут понимать, что у них тоже есть право расстраиваться, как и у любого взрослого.

📍 Школьные оценки — это один из стимулов расти и развиваться. Но
родители должны понимать, что любая оценка субъективна и что оценка — это просто маркер, позволяющий понять, усваивает ли ребенок школьную программу или вы должны ему помочь. Не надо ждать только пятерок в дневнике. А если там появляется тройка, то это значит, что надо разобраться, понимает ребенок текущую тему или нет, а не ругать, понижая его самооценку.

📍 Педагоги вправе знать ваше видение воспитания ребенка — кто-то, например, считает, что ребенок должен давать сдачи, если его обидели, а кто-то считает, что ни в коем случае этого делать не надо. Для того чтобы ребенок развивался гармонично, важно, чтобы семья и учебное заведение не расходились во взглядах.

Максим Натапов

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3. Родителям дошколят: психология и воспитание