Магия жизни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3. Родителям дошколят: психология и воспитание


3. Родителям дошколят: психология и воспитание

Сообщений 21 страница 30 из 49

21

Живая ртуть (шпаргалка для родителей детей-холериков)

Если вы очень сильно устаете от вашего ребенка, при этом он здоров физически и неврологически, значит, скорее всего, это холерик.

Холерик не просто живой, он - БЕЗУДЕРЖНЫЙ. У этого темперамента максимально проявлено возбуждение. В детском возрасте это сильно настолько, что ребенка-холерика часто хотят показывать не психологу, а психоневрологу или психиатру. У них возрастная возбудимость до четырех с половиной, пяти лет очень высокая, плюс темперамент добавляет, и это просто ртуть.

Итак, ходовые и неврологические характеристики холерика: быстрый, возбудимый, неустойчивый. И при этом все-таки сильный тип высшей нервной деятельности, очень несбалансированный в своих пиковых состояниях. Именно про холерика часто говорят, что это ВЗРЫВ МОЗГА. Это предельная экстраверсия. Они очень импульсивны, очень жизнелюбивы, очень продуктивны, у них миллион эмоций. Они постоянно говорят и говорят быстро. Они хотят постоянного отклика на себя. Они должны постоянно находиться в действии, причем в физическом действии тоже, если они маленькие.

В дошкольном детстве это самый УТОМИТЕЛЬНЫЙ темперамент.

У холерика быстрая реакция. Иногда очень быстрая и выразительная речь. Это может быть хороший темп речи радиоведущего. Но при этом, когда холерик устает и перевозбуждается, это такой поток слов, который уже почти невозможно остановить. И именно по темпу речи тоже очень легко определить холерика. При переутомлении они легче, чем другие дети, перевозбуждаются и ДЕЛАЮТСЯ НЕУПРАВЛЯЕМЫМИ.

Они очень яркие, невероятно талантливые, но при этом еще и очень неудобные, потому что за ними невозможно поспеть. Часто даже взрослый холерик не успевает за холериком-ребенком.

Ребенок-холерик будет очень часто плакать, скандалить, и, пока он не заговорит хорошо, это будет происходить особенно часто. Ребенок-холерик перевозбуждается от всего. И от большого количества событий становится совсем быстрым, но это ровно те дети, у которых драмкружок, кружок по фото, а они хотят ещё художественную гимнастику и синхронное плавание, и кажется, что им все нравится, что они все успевают. Но к вечеру ребенок-холерик не может заснуть, и у него начинают появляться запинки в речи, например.

Ребенок-холерик идет напролом, и холерики-младенцы - самые неудобные младенцы, потому что им все время нужна анимация. У них потребность в потоке впечатлений выше, чем у всех остальных темпераментов. При этом несбалансированное возбуждение дает то, что, пока ребенок не умеет говорить, он очень часто выражает это в невербальном ключе. Пока они не впали в истерику, они будут пытаться идти напролом и добиваться своего.

Упорство холерика несколько другое, чем упорство флегматика. Упорство холерика не такое устойчивое, не такое сбалансированное - более истерическое. Они очень легко впадают в истерики, от всего. И добиваться всего тоже любят через истерику. То есть к трем-четырем годам у ребенка с холерическим темпераментом, скорее всего, будут частые периодические ИСТЕРИКИ.

Конечно же, они, в первую очередь, огромные АРТИСТЫ. Почти у всех холериков невероятно сильный демонстративный компонент. Холерик работает на публику. На любую публику, если она только есть рядом. Холерика переклинивает, если рядом есть два рода публики и их нужно развлекать разными способами. Скажем, одновременно нужно развлекать папу, которого он видит редко, и бабушку, которую он видит ещё реже. Вот тут у холерика может быть истерика.

Чем больше публики, чем больше аплодисментов и оваций, тем сильнее ребенок будет этот демонстративный компонент развивать. И они взрывные. Это еще одно качество темперамента: взрыв может быть абсолютно в стакане воды, на пустом месте, и энергия этого БОЛЬШОГО ВЗРЫВА может сбить с ног даже взрослого холерика.

Выключать взрывы, пока не созреет нервная система, почти невозможно. Их можно научиться аккуратно обходить, как мины на поле. Их можно научиться немножко смягчать. Нужно понимать, что, хоть энергия большого взрыва и сильна, это не тот темперамент, который будет долго оставаться в негативном состоянии. Если холерику помочь, он быстро забудет, и взрыв закончится. Задача взрослых - через режим дня, через устойчивые способы реагирования, через поддержку, через работу в нейтральное время помочь ребенку снизить либо интенсивность вспышек, либо их частоту. Но часть вспышек все равно останется, поскольку это признак темперамента.

Как правило, холерики в силу вот этого своего неуемного темперамента, более развиты, чем их сверстники. Они больше знают. Они лучше говорят. У них может рано проявляться фразовая речь, в полтора года ребенок может говорить фразами. С отчетливой дикцией. И если стараться не пускать то чувство вины, которое вам навешивает социум, а фиксироваться на достоинствах, вы в своем ребенке совсем другую картину увидите, потому что холерики - действительно яркие птички. И важная, мне кажется, очень важная вещь - это беречь холерика от лишних перемен.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

22

Плохое воспитание или нормы развития?

Многие модели поведения, которые называют "непослушанием" и признаками плохого воспитания (или дурного характера) на самом деле – естественная часть детского развития. Если научиться видеть, когда за "трудным" поведением стоит нормальная реакция – на внешние условия, этапы взросления или на наши собственные действия – мы можем конструктивнее реагировать, и делать это с непритворным сопереживанием.

Итак, внимание: 10 вещей, которые делают дети – и которые при этом абсолютно нормальны.

1. Неспособность совладать с импульсами

Говоришь ребенку: "Хватит швыряться!", а он все равно бросает, раз и другой. Знакомо? Детские психологи из Стэнфордского университета утверждают, что отделы мозга, отвечающие за самоконтроль, у новорожденных совсем неразвиты и "созревают" лишь к концу пубертата. Неудивительно, пишут они, что обучение самообладанию – "долгий и медленный процесс".

Масштабный опрос родителей National Parents Survey показал, что многие из них ожидают от детей "взрослого" поведения гораздо раньше, чем оно реально развивается по опыту экспертов. К примеру, 56% родителей были уверены, что дети младше 3 лет уже должны уметь сдерживать свое желание сделать что-то запрещенное – хотя в реальности большинство осваивает это умение лишь к 3,5 или 4 годам.

Почаще напоминайте себе, что дети не всегда могут справиться со своими импульсами (просто потому, что мозг еще не сформировался) – и вы будете гораздо мягче реагировать на их поведение.

2. Сенсорная перегрузка

Вот мы съездили с дитем в "Ашан", потом в парк, а потом еще на спектакль старшей сестры – и все это до обеда. Стоит ли удивляться истерикам, гиперактивности или просто бунту со стороны ребенка? Сверхнасыщенный распорядок дня, избыток информации и усталость – фирменное комбо современной семьи.

Ким Джон Пейн, автор книги "Воспитание в простоте" (Simplicity Parenting) утверждает, что дети переживают "кумулятивную стрессовую реакцию" в результате переизбытка развивающих действий, занятий, игр, вариантов выбора, игрушек. Детям нужно огромное количество "выключенного времени" (down time – нерабочего перерыва, периода неактивности – прим. ред.), чтобы уравновесить время "включенное".

Продуманный баланс между временем "наедине с собой", часами игры и отдыха нередко приводит к разительным улучшениям в детском поведении.

3. Повышенная эмоциональность

Были когда-нибудь злобными, как голодный зверь? Срывались по пустякам из-за недосыпа? На маленьких детей эти так называемые "базовые условия" – усталость, голод, жажда, избыток сахара, недомогание – влияют в десять раз сильней, чем на вас! Способность ребенка управлять эмоциями и поведением почти пропадает, когда он устал.

Многие родители знают, насколько резко меняется поведение детей примерно за час до приема пищи или если ребенок просыпался ночью, или если начинает заболевать. Дети не могут, как взрослые, провести "самообслуживание" – перекусить, принять таблетку от головы, попить воды или вздремнуть.

4. Ор

Став взрослыми, мы научились обуздывать и прятать самые сильные эмоции – а чаще просто задавливать их, психологически вытеснять или заслонять делами. Дети этому еще не обучены.

У Дженет Лэнсбери, специалиста по раннему развитию и обучению, есть прекрасный совет на случай мощных детских эмоциональных выплесков – визга, крика, плача. Она советует родителям: "Дайте чувствам место", – т.е. не реагируйте и не наказывайте детей, когда им нужно выплеснуть сильное чувство.

5. Бесконечная беготня

"Сядь уже на место", "перестань гоняться за братом вокруг стола", "кончайте фехтовать картонками", "хватит прыгать с дивана". Детям по самой механике развития нужно постоянно двигаться. У детей есть огромная, чисто физическая необходимость выходить на улицу, кататься на великах и самокатах, драться и бороться, подползать и перелезать, висеть, качаться, спрыгивать и гоняться.

Вместо того, чтобы объявлять ребенка "плохим" за слишком энергичное поведение, лучше организовать срочный поход на игровую площадку или пройти пару кварталов быстрым шагом.

6. "Я сам(а)!"

Каждый раз, когда термометр показывает +10, в семьях разгораются дебаты. Первоклассник настаивает, что уже можно надевать шорты, а мама ратует за штаны с начесом. Согласно модели Эрика Эриксона, описанной им в 1963 году, 1-3-летние малыши пытаются самостоятельно совершать действия, а вот дошкольники уже осваивают инициативу, строят и выполняют свои планы.

И хотя нас раздражает, когда дети срывают еще зеленые помидоры, кромсают себе волосы или строят крепость из восьми только что выстиранных комплектов белья, – в эти моменты они делают именно то, что должны делать: пытаются строить и выполнять планы, отделиться, принять собственные решения и стать независимыми, самостоятельными человечками.

7. Вылезающая изнанка "сильных сторон"

У каждого из нас тоже есть достоинства, которые порой ставят нам подножку. К примеру, ваша сосредоточенность нерушима – но вот переключиться уже никак. Или у вас мощная интуиция и чуткая душа, но чужой негатив вы впитываете, словно губка.

У ребенка все так же – может быть, он учится как заведенный, но очень тяжело переживает неудачи (например, кричит, если сделал ошибку). А может, он осторожен и аккуратен, но избегает всего нового (например, отказывается пойти на футбол). Он может здорово чувствовать момент, но быть неорганизованным (например, усыпает весь пол игрушками каждый день).

Если присмотреться, можно увидеть, что некоторые выходки детей – обратная сторона их талантов (так же, как у нас), а значит, с пониманием на них реагировать.

8. Желание играть все время

Ваша героиня вымазала все лицо йогуртом, при попытке почистить ей зубы предлагает вам догнать и "поймать" ее, или влезает в папины ботинки вместо своих, когда вы уже несетесь к выходу. Некоторые из кажущихся детских "непослушаний" – всего лишь стандартное поведение: то, что Джон Готтман называет "заявками", которые дети подают вам на игру.

Дети обожают всякие глупости и баловство. Их приводят в восторг общие с родителем шутки и смех, они любят все необычное, неожиданное и живое.

Зачастую все эти игры затягиваются и мешают собственным планам и желаниям родителей, что в итоге выглядит как упертость и непослушание (даже если это не так). Но если родители закладывают в распорядок дня больше времени на игры, дети начинают реже выклянчивать их как раз тогда, когда нужно одеваться и выходить.

9. Подражание вашему плохому настроению

Целый ряд научных исследований по теме заразительности эмоций указывает, что самые разные чувства – от энтузиазма и радости до грусти, страха и гнева – способны передаваться от человека к человеку всего за тысячные доли секунды; часто это происходит незаметно для обоих участников. Ну а дети особенно тонко улавливают настроение своих родителей.

Если вы нервничаете, рассеянны, тоскуете, или все время готовы сорваться – дети будут в точности копировать ваш настрой. Если вы настроены спокойно и по-философски, дети с радостью скопируют и это.

10. Нытье

В прошлый раз на футболе вы купили ребенку пакетик сладостей. На сегодняшнем матче вы сказали: "Нельзя, аппетит испортишь", – и ребенок принимается орать и хныкать. Вчера вы прочли малышу пять сказок подряд, а сегодня строго объявили, что времени хватит только на одну – снова нытье и обида.

Когда родители непоследовательны в постановке ограничений, это неизбежно вызывает острую фрустрацию у детей – а за ней следуют нытье, слезы или ор. Так же как и взрослые дети хотят (и требуют!) знать, на что они могут рассчитывать.

Приложив хотя бы минимальные усилия к тому, чтобы быть последовательным в своих запретах и ограничениях, вы заметно улучшите поведение ребенка.

Эрин Лейба, клинический социальный работник, кандидат наук, консультант-психолог из Чикаго, автор книги "Прививки радости для усталых родителей"

Перевод: Аюр Санданов

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

23

Как научить ребёнка справляться с негативными чувствами

Человеку важны разные чувства, поэтому одна из главных задач воспитания – не только научить ребёнка радоваться жизни, а также справляться с негативными чувствами

Представьте себе картину: на детской площадке малыш впервые полез на "взрослую" горку и больно ударился, заплакал, тут подбежавшая испуганная мама вместо того, чтобы пожалеть его, начинает ругать: "Ты зачем туда полез? Теперь видишь, как это опасно? Чтобы больше я тебя на этой горке не видела!"

Что произойдет дальше, если мама не изменит своей реакции?

Каждый раз, ощущая боль, обиду, горечь ребёнок будет слышать от мамы: " Так тебе и надо. Надо было меня послушать! Не лезь туда больше!" и он перестанет лезть… в жизнь – новую, интересную, захватывающую, рисковать, экспериментировать, влюбляться, достигать новых вершин – всё это для него будет под запретом. Потому что там, где новое, боль. А боль – это страшно, потому что так считает мама.

Каким вырастет ребёнок, если в ответ на его злость и обиды, допустим, по поводу запрета смотреть мультики, родители будут ругать его?

В этом случае он закроет эти чувства под семь замков и запретит себе их чувствовать, потому что злиться небезопасно, за это будут наказывать. Однако он не перестанет чувствовать и запертые внутри злость, обида, агрессия, боль перерастут в телесные заболевания либо в зависимости. А если родители в ответ на плач будут сразу давать вкусняшки, во взрослом возрасте такой ребёнок будет искать разные способы получения удовольствия, чтобы не столкнуться со своими отрицательными чувствами.

Что делать, чтобы вырастить своих чад гармоничными людьми, без перечисленных выше внутриличностных проблем?

Научить правильно переживать боль, злость, обиду, гнев, стыд и страх - ПРИНЯТЬ. Если бы мама тогда, на горке, сказала плачущему малышу ласково: "Да, я вижу, ты ударился. Тебе больно и обидно. Давай вместе научимся съезжать с горки", тогда ребёнок бы усвоил, что испытывать боль – нормально, особенно если есть поддержка мамы.

Боль ещё означает, что стоит больше пробовать - просто жить. Если бы в ответ на злость и агрессию мама сказала: "Да, я знаю, ты сейчас очень зол на меня. Понимаю, тебе очень хочется посмотреть мультфильм и ты расстроен, что отсутствует время на это. Однако тебе сейчас нужно собрать свои игрушки, давай это сделаем вместе"

Ребёнок бы научился сразу нескольким вещам:

- узнал бы имя каждого из своих чувств
- понял бы, что переживать "плохие" чувства – нормально
- понял бы, что его любят в любом случае и готовы поддержать
- научился бы переживать свои чувства и мириться с обстоятельствами

Во взрослом возрасте он будет уже сам, без поддержки мамы, справляться со своими чувствами и утешать себя

В настоящее время становится популярным метод активного слушания. Он заключается в следующем алгоритме:

- встречаясь с негативным чувством ребёнка, родителям необходимо назвать это чувство
- дав чувству имя, надо показать, что испытывать его – нормально
- показать, какая реакция приемлема, а какая – нет

Например, бить маму или крушить предметы в приступе агрессии, запрещено. А вот вылепить из пластилина фигурку "злой мамочки" , можно, обсудив эту тему и переключив ребёнка через понимание на добрые чувства

Важно понимать: для того чтобы научить ребёнка справляться со своими чувствами, родителям необходимо научиться самим понимать, что с ними происходит и как с этим жить!!! Для этого можно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, при необходимости

Если есть радость, то существует и печаль. Где есть доброта, есть место и ненависти, злости. Запретив испытывать "плохие" чувства, Вы берёте энергию и у "хороших". Жизнь состоит из разных оттенков, этим она и прекрасна

Только истинный гурман от жизни способен испытывать различный спектр чувств, совершенствоваться и эту способность нужно воспитать.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

24

МОЖНО Я ВЫСКАЖУСЬ ОТ ЛИЦА "ТУПЫХ" ДЕТЕЙ?

"Ребенок, 5 лет. 2 проклятых часа учим букву "Б", переходим к "В", а через полчаса он уже "Б" ЗАБЫЛ. Это что, тупость такая? Или к врачу?"

Такие посты я вижу в соцсетях/слышу на площадке регулярно. И не могу молчать. Не потому что я детский психолог. Не потому что педагог со стажем. Да я даже не мать со стажем – моему ребенку и двух лет нет! Все проще. Я сама этот тупой ребенок.

Да-да. В 7 лет я читала 32 слова в минуту по слогам. В конце первого класса мою маму вызвали в школу на "разговор". У нас накануне был читательский сейшн для всей параллели: каждый ребенок должен был принести свою любимую книжку и пропиарить ее. Одна девочка принесла "Маленького принца". Главный отличник принес, конечно, Жюля Верна. А я принесла раскраску. С феями. Текст там тоже был, между прочим! Ну что-то типа "Это фея Флора". Или "Раскрась фею Фауну и фею Флору. Какие красивые у них платья". Учительница не заценила почему-то.

Моей маме вообще было нелегко. Пришлось расставаться с уверенностью в своих фантастических способностях к материнству. А что еще делать, когда сначала у тебя рождается ребенок, который в 8 месяцев шахматные фигуры расставляет по клеткам, в 1,5 цитирует Мандельштама с табуреточки, а в 2 читает его самостоятельно… но следующий твой ребенок начинает ходить в 2, а в 5 играет шахматами и книжками в куклы?

С математикой у второго ребенка было еще хуже: когда папа в конце третьего класса пытался мне все-таки объяснить, что при переносе из одной части уравнения в другую знак меняется, то через 3 часа карниз понял, и рухнул. Видно, решил на деле показать, что при его переносе с потолка на пол получается минус карниз. Но я выстояла. Мой мозг не поддался этим до противного логичным объяснениям.

Меня водили к психологам, они показывали мне карточки. Еще давали горошки. Я же не просто была тупой, я еще сосала палец до 7 лет и дергала пупок. Это мое ноу-хау, кстати. Очень успокаивает и провоцирует пупочную грыжу, попробуйте. Психологи и врачи не впечатлялись и прописывали лекарства пачками. Дедушка-врач увидел один из этих списков, и сказал, что это прекрасный рецепт овоща под слюнями по-психиатрически. Но в куклы шахматами, говорит, играть перестанет, конечно.

Это я все к чему? К тому, что у меня два красных диплома – экономического и филологического факультетов СПбГУ. В третьем классе я читала лучше всех в параллели. В шестом заняла третье место на математической олимпиаде самой крутой физмат-школы Петербурга. Не иначе как помогли горошки, которые я регулярно высыпала в мусор. Или психологические сессии, на которых я изучала лепнину на потолке. В шахматы, правда, так и не научилась играть, но палец не сосу. Честно.

Как это все получилось? Само. Просто, когда пришло время. Ладно-ладно, с чтением не само. Но без крика и ремня уж точно.
После вызова по раскраскам мама плюнула на психологов, и все лето я была обязана ежедневно читать по странице "Приключений Гвоздика". Вслух.

Как же я ненавидела этого шурупа. Вместе с его чугунными приключениями. Но мама решила, что она не тряпка, так что гулять я выходила, только исполнив всему дому еще одну славную песнь из жизни этого плавкого андроида. Мне кажется, учитывая мои способности к самовнушению, я читала это каким-то отдельным отсеком мозга, чтобы случайно не научиться нормально читать.

А потом наступила осень, "гулять" стало слабой мотивацией, да и мамины кремневые свойства послабели. Так что она опять стала читать мне на ночь всякие книжки сама. Александру Бруштейн, Памелу Трэверс, Джеймса Крюса. Но по вечерам у нее кроме чтения было еще много неважных дел – ужин там приготовить, убрать что-то, подготовиться к завтрашней лекции. И она стала не успевать на вечерние чтения. То на полчаса позже придет. То вообще никак не успеет.

Безобразие, а? Но, знаете, сложно лечь спать, оставив Сашеньку Яновскую в подвешенном состоянии (ведь накануне она только сдала экзамен в гимназию, а поступила или нет – это мама бессовестно на завтра оставила). А как бросить Тима Талера, сидящего в кукольном театре прямо посередине представления, когда у него только-только забрезжила надежда получить смех обратно? Никак, приходилось тайком дочитывать самой.

Потом было не очень круто слушать по второму разу, но не признаваться же маме, что я научилась читать? В какой-то момент она все-таки застала меня за этим постыдным занятием, но читать вслух не прекратила, лишь продолжала теперь с другого места.

А с математикой получилось еще проще: в восьмом классе я каким-то чудом попала в самый сильный математический класс школы. И там был нереально крутой преподаватель, Гольдич Владимир Анатольевич. Который не просто хорошо объяснял, не только был интересным и разносторонним человеком, но и создал моду на пятерки по математике. Ну а если модно – кто уж тут устоит? Сначала доделывала классную работу дома по три часа. Потом как-то незаметно поняла, что математика – единственный предмет, в знании которого я уверена на 100%, если среди ночи разбудить.

Так что, если вы родитель тупого ребенка, который назло вам не хочет включать свой мозг, я прошу. Очень прошу. Не трогайте его. Дайте ему время. Много времени. Узнайте его мотивацию. Найдите хорошего учителя. Не того, кто все соки выжмет, не плюс десяти баллов за ЕГЭ добьется, а ХОРОШЕГО. Который заинтересует. Да так, что ребенок сам найдет нужную олимпиаду и поступит по ней.

Верю, что силы на исходе, верю, что вы в этом возрасте щелкали все эти "у Маши было три яблока, а Петя дал ей еще одно". Но, если ваш ребенок их не щелкает – может, он просто задается другими вопросами? Про какую Машу речь – про ту, которая с дачи, или ту, которая из садика? Если из садика – то зачем ей яблоки, она же их не ест? Почему Петя ни с того ни с сего дал ей еще? А банальные "сколько у кого стало" начнут волновать его позже, когда придет время. Или не начнут – без них ведь тоже можно быть счастливым, а?

Ася Явиц

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

25

Сын сволочи

Середина лета. В детскую поликлинику приходит мама с 6-7 летним сыном. Пока они ждут своей очереди, мальчик послушно сидит на стуле и смотрит мультики. В это время его мама, достаточно симпатичная ухоженная молодая женщина, оживленно разговаривает с кем-то по телефону.

Если мама говорит сыну плохо о его отце

Вскоре она протягивает трубку сыну: "Будешь говорить с папой?" И в тот момент, когда малыш берет из рук мамы телефон, я отчетливо вижу, что он будет общаться не с "Любимым", "Мужем", или просто "Сережей", а со "Сволочью", именно так отец мальчика записан в телефоне его мамы.

И как будущему мужчине чувствовать себя полноценным, зная, что он сын сволочи?

Родители – это первые объекты идентификации для ребенка. Глядя на них, на то, как они общаются друг с другом, он познает себя. Он определяет, какого он пола, и примеряет на себя соответствующую роль. Мальчик хочет быть похожим на отца, копирует его манеры и поведение, девочка хочет быть похожей на мать.

И если мама постоянно говорит сыну плохо о его отце, она говорит плохо о самом сыне. И если папа обзывает при дочери мать, он одновременно обзывает свою дочь. Потому что невозможно считать себя хорошим, если человек, с которым ты себя отождествляешь плохой.

Конфликты родителей – это конфликты двух недовольных друг другом взрослых людей. Ребенок к этому не имеет совершенно никакого отношения. И когда родители кричат друг на друга, выясняют отношения, или даже просто говорят друг о друге гадости в присутствии их сына или дочери, ребенок оказывается посередине.

Но он не хочет вставать ни на чью сторону, он не хочет выбирать, кто прав, и кого он больше любит, он просто хочет иметь маму и папу. Потому что он любит их. Обоих. Одинаково. И любая ссора между родителями больно ранит его.

Когда-нибудь потом, в юности или даже во взрослом возрасте, он возможно сможет взглянуть на вещи по-другому. Он сможет понять, почему на самом деле мама и папа развелись (или ругались), и кто из них был прав. Может быть даже займет чью-то сторону.

Но пока он еще ребенок, пока он еще формируется как личность, ему важно, чтобы образ родителей оставался светлым, и чтобы они, если и не любили, то хотя бы уважали друг друга.

Автор: Анфиса Белова

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

26

Детские страхи

Страхи часто возникают у детей, особенно в возрасте от двух до шести лет. Некоторые страхи являются по сути возрастной нормой, например страх чужих людей детей второго года жизни или боязнь неожиданных звуков у 18-24 месячных детей. Однако постоянные или усиливающиеся страхи ребенка, с которыми не удается справится, могут не только внести беспокойство в жизнь всей семьи, но и в целом негативно влиять на рост и развитие ребенка.

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. Одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться большинство бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д.

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ заглянуть под кроватку и в темные углы, а малыша которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, сто «ничего страшного не произошло». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится.

2. Разъяснение – детям начиная с двухлетнего возраста часта бывает достаточно простого объяснения, например если ребенок боится звука закипающего чайника можно объяснить, что водичка которую, он пьет льется из крана, но чтобы она была более вкуснойи полезной или горячей ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок мама и папа могли ее пить.

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются (даже если они кусают грабителей и спасают жизнь главному герою), а молния попадает в дом (даже если девочка живущая в доме не испугалась вызвала пожарных и все спаслись).

4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной или раковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные пузырьки могут, а нога нет и т.д.

5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Опыт включения \ выключения пугающего бытового прибора; фонарик и ночник, которые ребенок, боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим.

6. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.

7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но, используя все вышеописанные приемы, не бойтесь пошутить там где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку.

-Учтите, что по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. Ходить на четвереньках и рычать или ласкаться к ребенку, который боится собак – верный способ усилить страх.

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.

-Позвольте ребенку положится на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.

-…Но не переусердствуйте иначе сверхохраняемый ребенок может решить что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультики, картинки. Даже если ваш ребенок не боится ужастиков или сцен насилия, показанных по телевизору, в этом возрасте, когда дети и так склонны к самым различным страхам, лучше избегать дополнительных стимулов для их появления. Если ребенок все-таки увидел такую сцену, спокойно объясните ему, что это было, и что вы только наблюдали это, но никак с этим не связаны и не участвовали в этом. Это лучше чем постараться быстро отвлечь и развлечь ребенка

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия - когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы - «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. Фразы типа «смотри, какая большая собака, не бойся, она не кусается" могут вызвать страх собак. Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней». И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.

-Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка – он боится выходить из дома, отказывается мыться из-за страха воды, не может посетить врача из-за страха чужих людей, спит с родителями, так как боится оставаться один в комнате и т.д., обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.

Случай из практики

Как я уже говорила, само по себе появление страхов у детей дошкольного возраста вполне нормальное явление и при правильном подходе в большинстве случаев дети и родители могут вместе справиться с этой проблемой. Однако бывает так, что какое-либо нежелательное поведение ребенка, будь то школьная неуспеваемость, плохие манеры или страхи, начинает выполнять какую-нибудь важную функцию в жизни семьи и закрепляется. Так было и в том случае, о котором я хочу рассказать.

Ко мне обратилась мама 4-хлетней девочки (назовем маму Еленой, а девочку Машей). Последние несколько месяцев эта девочка, по словам матери, просыпалась почти каждую ночь, пугалась, приходила в комнату к родителям, будила маму, та шла с ней в детскую и там они вместе засыпали, так как Маша отказывалась засыпать без Елены, а маме было рано вставать на работу и проще заснуть вместе с ребенком, чем ждать, когда та успокоится, и уходить в спальню, рискуя вскоре быть вновь разбуженной. Я попросила прийти на консультацию Елену вмесите ребенком и мужем (назовем его Андреем), поскольку родители одинаково значимые фигуры в жизни ребенка и отец может помочь ребенку в решении его проблем в той же степени, что и мать, кроме того, возможно, у отца есть свой взгляд на эту ситуацию и какие-то иные идеи относительно способов решения проблемы, что всегда полезно и расширяет возможности терапии.

На приеме выяснилось, что эта семья живет в большой квартире вместе с родителями Андрея и матерью Елены. Обстановка в большой семье напряженная, есть масса конфликтов, скрытых и явных коалиций, борьба за главенствующие позиции в целом и по отдельным вопросам. Маша родилась через месяц после того, как Елена и Андрей поженились, потом они много работали, встречались дома вечерами, где общение сводилось к довольно однообразному участию в общесемейных конфликтах. Нельзя сказать, что отношения у Андрея и Елены не складывались, в общем их практически не было, и это распространялось и на сексуальную сферу. Толком обсудить эту тему или тем более сходить к сексопатологу у супругов не получалось, однако это, конечно, волновало обоих, и непроговоренная проблема выступала еще одним источником отстраненности в отношениях и тайным оружием в конфликтах.

В последние пол года, после смерти отца Елены, ситуация еще более усугубилась. Именно в этот момент 3-х с половиной летняя Машенька, которая с 2 лет спала одна в комнате и всего пару раз приходила к родителям, (но тогда они вместе отводили ее в постельку, и мама не оставалась с ней) в ночь после грандиозного семейного скандала встревоженная пришла к маме, сказала, что боится, и мама ушла спать с дочерью в ее маленькую кроватку в детской. Так совпало, что на следующий день обстановка в доме была довольно мирной. На следующую ночь Маша вновь пришла к маме и история повторилась. А утром и следующим вечером все обсуждали это Машино поведение, родители выглядели довольно сотрудничающими и выступали на одной стороне, объединив свои усилия на поиски решения Машиной проблемы. Напряжение между родителями уменьшилось, они почувствовали себя менее отчужденно, что сам Андрей объяснил еще и тем, что теперь им не надо было выяснять «кто виноват и что вообще делать с этим отсутствием секса» так как с этого момента «им действительно вообще невозможно было заняться в виду того, что партнер отсутствовал по уважительной причине». Итак, что же обнаружила Маша в качестве результата своих ночных страхов: а) мама спит с ней б) она в центре внимания с) отношения между родителями улучшились. Ради этого стоит проснуться ночью и прогуляться в соседнюю комнату.

В данном случае родителям были даны некоторые общие рекомендации подобные приведенным выше, они научились специальным способом взаимодействия с ребенком, в результате которого Маша получала большие дозы позитивного внимания от своих самых близкий людей, взамен того внимания, которое она привыкла получать, когда все вокруг решали ее проблему (даже взрослому бывает трудно отказаться от проблемы, если она дает такие привилегии), и самое главное родители прошли трехмесячную супружескую терапию, посетили сексопатолога, решили многие свои проблемы, в том числе и сексуальные и Маша убедилась, что их отношения улучшаются и без ее помощи. Ночные страхи прекратились через месяц после начала терапии и больше не появлялись.

Екатерина Жорняк

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

27

Родители существенно способствуют появлению фобий у своих детей.

1) Кормят насильно или не кормят вообще.
Это классика жанра. "Тебя не покормить - будешь голодный ходить". И что мы получаем? Это люди, которые в кризисной ситуации, а то и при малейшем стрессе не могут есть или не понимают сигналов от организма. Еда для них - опасность. У второй категории - которые "будешь жрать, что сготовлю" или "я вам не домохозяйка, чтобы готовить", - ожирение, потому что когда у человека появляется выбор, он не может остановиться и паникует, если холодильник не полон;

2) Наказание сном - либо "будешь всю ночь стоять", либо "иди спать, раз так себя ведешь".
Результат - нарушение сна, невозможность расслабиться ночью, кошмары, плохой сон;

3) Депривация - закрыть в темной комнате, порой на несколько часов, иногда - в шкафу.
Предварительно хорошо бы еще напугать - "тараканы тебя там съедят". Как результат - клаустрофобия (или еще какие фобии), тревога, невозможность оставаться одному в квартире (или - парадоксом - невозможность выйти из нее), панические атаки;

4) Угроза оставления: "Я тебя отдам милиционеру", "Доктор тебя заберет", "Сдам в детдом", "Оставлю в магазине" - вариантов сотни.
В результате - страх перед помогающими профессиями (вплоть до невозможности набрать 01 при пожаре), страх отношений, просто тупо боязнь людей;

5) Отказ в собственности, "кто не работает, тот не ест" - "здесь нет ничего твоего", "пока не будешь зарабатывать деньги, твое мнение ничего не значит", "вот будет у тебя своя квартира - будешь жить, как хочешь".
В большинстве случаев - зацикленность на материальной безопасности, невозможность чувствовать себя дома, если жилплощадь не принадлежит человеку полностью, попытка продавливать свои интересы на основании материального права с близкими, повторение сценария;

6) Отказ в праве на мнение, выбор, существование - "ты никто", "мне плевать, чего ты хочешь", "я знаю, что для тебя лучше" - тут как результат либо очень сильный гнев, маргинальный образ жизни, либо согласие - отказ от себя, жизнь в стиле "главное - подальше от начальства, поближе к кухне";

7) Угроза разрушения любимых вещей и предметов.
"Я у тебя это отберу", "Я отдам это другому", "Ты этого не заслуживаешь". Здесь, как правило, рождается страх собственности - человек не может жить в своей квартире, боится привязываться к вещам, или - наоборот - ударяется в коллекционирование, не может выбрасывать вещи;

8) Игнорирование - объявление бойкота, нежелание общаться, пока ребенок не признает свою вину (это в тех случаях, когда родитель никогда не извиняется - то есть в любой ситуации извиниться должен ребенок), отсутствие интереса к любым событиям в жизни ребенка;

9) Неоказание медицинской помощи - зачастую дисфункциональный родитель реагирует на заболевание ребенка "ты придуриваешься", "перестань щуриться", "ты нарочно сутулишься" и так далее, не уточняя причину и не обращаясь к врачу.
Такой родитель никогда не берет больничный, забывает вовремя дать лекарства или предпочитает лечить "народными средствами", а то и ремнем. Понятное дело, что у такого ребенка во взрослой жизни ужасный иммунитет и куча заболеваний, плюс он совершенно не умеет заботиться о своем здоровье и считает, что это неважно;

10) Запрет на обучение: "никакой художественной школы", "танцовщица - это не профессия, они все проститутки", "женщина никогда не станет хорошим инженером, иди в педагогический", "ты слишком тупой, чтобы поступать в институт, сначала отслужи в армии и денег заработай, потом учись", "для девушки главное - семья, поэтому ни в какую гимназию ты не пойдешь, обойдешься районной школой" и так далее.
Некоторые такие родители, ориентируясь на "американский" пример, просто выгоняют в 18 лет детей на улицу без копейки, забыв, что "незаботливые" американцы в 18 лет выгоняют детей в... колледж, помогая оплатить образование и жилье.
Дети таких родителей либо получают образование, которое им не нравятся, но слишком боятся пойти куда-то еще, чтобы научиться чему-то другому, либо в тридцать лет начинают учиться и не могу закончить, потому что им важнее процесс выбора и обучения, нежели результат (вечные первокурсники), либо не получают никакого образования и работают на низкооплачиваемой работе.

Ну и как следует из всего вышеперечисленного, для того, чтобы изуродовать жизнь ребенку бить и насиловать его не обязательно, но, конечно же, все эти десять пунктов отлично сочетаются и с физическими наказаниями.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

28

Как НЕ надо относиться к детским страхам

Внимание к потребностям ребенка!
Нередко нам, взрослым, детские страхи кажутся надуманными, и мы смотрим на них как на нечто неважное. Но для ребенка, познающего мир, страшные чудища из сказок видятся самой настоящей реальностью. Поэтому главное правило нашего отношения к детским страхам – уважение.

Пример: Четырехлетняя Настя не хочет оставаться одна в комнате. Родители считают это детской причудой и не видят здесь проблемы. Чаще всего они, забрав дочь из садика, все вместе бывают дома, и Настя одна не остается. Неприятности начинаются, если кто-то из родителей дома один. Тогда он не может выйти из комнаты, принять душ или выйти на балкон, не отрывая от себя цепляющуюся Настю. Особенно раздражает это папу: ребенок мешает ему сосредоточиться на каких-то важных мыслях, и Настино поведение он расценивает как простые капризы. Мама же, в свою очередь, любит поговорить во всеуслышание, особенно в присутствии гостей, какая Настя фантазерка.

На самом деле, проблемы в этой ситуации именно у родителей, а не у Насти.

Во-первых – невнимание к страхам дочери. Раздражаясь или переводя все в шутку, родители не хотят видеть душевные переживания ребенка. Постоянная тревожность и волнение со временем нарастают, превращаясь в невротическое состояние (Настя уже не только боится чего-то в комнате; она находится в состоянии постоянного ожидания того, что ее оставят одну, и ей придется снова бояться). Это крайне разрушающе действует на детскую психику.

Возможно, игнорирование тревоги Насти для родителей является способом не брать на себя излишнюю ответственность, связанную с поиском решения проблемы избавления от страхов.

Во-вторых, родители забыли (или не хотят помнить), что именно они не раз использовали тактику запугивания своей дочери в младшем возрасте. Настя – бойкая девочка; не раз, разбушевавшись в играх и утомив отца и мать суетой, она получала предупреждение: «Смотри, сейчас выйдет бабайка из-за шторы и съест тебя, если будешь баловаться». Действительно, через какое-то время игры Насти стали менее шумными, потому что «бабайка» в ее воображении вырос и стал настоящей реальностью.

Пройдет некоторое время, и страх Насти, ставший невротическим, придется рассматривать уже специалисту. Однако может случиться, что и такая форма страха будет игнорироваться родителями, и тогда их дочь выйдет во взрослую жизнь, имея кучу фобий и комплексов, и уже ей самой придется обивать пороги кабинетов психологов. Причем фобий будет гораздо больше, чем в 4–летнем возрасте, ведь склонные к игнорированию родители не смогут увидеть и других ее проблем, а значит, не смогут (или не захотят) помочь.

Еще один пример: маленький Гоша боится засыпать в темноте. Как назло, родители решили с ранних лет приучать ребенка к дисциплине, и для них вопрос принципа – выключать свет перед сном. Здесь используются угрозы оставить Гошу одного, если он будет плакать и не спать; а еще ему все время рассказывают, какие хорошие есть детки, которые не плачут, слушаются маму и папу и засыпают сразу же, как только свет выключен.

Иногда они все-таки догадываются спросить, чего боится их сын. Но как только Гоша начинает рассказывать про Бабу-Ягу, приходящую за ним из темноты, родители сердятся на неутомимого фантазера. Они отмахиваются от этих «глупостей», и процесс укладывания продолжается.

Нетрудно догадаться, что и у этих родителей есть проблемы. Основная беда их такая же, как и в предыдущем примере: невнимание к потребностям ребенка. Неуважение его желания спать при свете, стремление во что бы то ни стало добиться своего во имя какой-то высокой дисциплинарной цели несомненно калечат психику малыша.

Здесь мог бы помочь простой ход: позволить ему спать при свете в первое время; вместе убедиться, что в комнате пусто, и никакие чудовища не смеют сюда приходить. Далее стоит пофантазировать вместе с ребенком и придумать причину, при которой никогда-никогда в эту комнату ни Баба-Яга, ни какой-то другой неприятный персонаж войти не сможет. Фантазии не только пугают детей, но и помогают найти выход из ситуации; нужно только направить их в нужное русло.

Когда родители и сын вместе постановили, что их дом – настоящая крепость, куда вход чудищам запрещен, можно попробовать выключать свет, оставаясь при этом с ребенком. Игру нужно продолжать: разыскивать, не проникло ли какое чудище, воспользовавшись темнотой; и если страх у ребенка еще есть (хотя чудища и не найдены), включать свет снова. Можно придумать игру «Кто дольше пролежит в темноте» или какие-то другие игры, используя фантазию ребенка в своих целях. Так, день за днем, количество времени, проведенного в темноте, должно увеличиваться. Если обстановка при этом доброжелательная, веселая, игровая, то ребенок вскоре убедится, что имеет надежную поддержку в лице родителей, и страхи пройдут.

Третий пример: Родители и бабушка Сони используют в воспитании систему запретов. Чтобы их подкрепить чем-то и заставить девочку слушаться, ей постоянно напоминают, что в случае непослушания придет чужой дядя и заберет ее. Во время прогулки бабушка показывает ей воочию этих «дядь», и, к сожалению, находятся прохожие, которые с удовольствием играют эту роль, поддерживая бабушкин способ воспитания.

В результате такого отношения Соня стала бояться всех мужчин, в том числе родного отца. Папа Сони приходит домой поздно, говорит мало и в воспитании дочери практически не участвует. Поэтому для нее он тоже относится к тому разряду «дядь», которых нужно опасаться.

Как еще можно научить ребенка бояться?

Пытаясь оградить чадо от бед и неприятностей (а чаще всего себя – от излишних волнений), родители не устают предупреждать:
Как НЕ надо относиться к детским страхам

не бери нож, а то порежешься, и кровь потечет;
не лезь в воду, а то утонешь;
не езди в лифте, а то зайдет незнакомый дядька, и тогда…
не ходи по лужам, а то простудишься, будут делать 20 уколов;
не ходи один (одна) по улицам (снова фигурируют злые дядьки)…

Исчерпать этот список невозможно, в каждой семье он свой. В итоге вполне взрослые люди сплошь и рядом боятся воды, крови, врачей и общества.

Нередко можно встретить юных барышень, оканчивающих школу, которые ходят по улицам исключительно с мамами. Однако же мамы, по достижении их чадами 18 лет, начинают поговаривать о свадьбе дочери и даже… о внуках. Так и не поняв, что страхи, которыми они щедро наградили девочек с детства, навсегда останутся препятствием к нормальной жизни их детей.

Автор: Оксана Купрейкина

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

29

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В ДЕТСКОЙ КОМНАТЕ

Белый. Несет надежду, энергию и мощь преобразования. Благотворно влияет на замкнутых и скованных детей; их само-оценка повышается. Лучше использовать в сочетании с другими цветами.

Желтый. Влияет на интеллектуальное развитие, стимулирует развитие интуиции и сообразительности. Способствует концентрации внимания, поднимает настроение, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения. Этот цвет противопоказан лишь в случаях, если ребенок слишком возбудим.

Зеленый. Вызывает чувство свежести, успокаивает, снижает слуховую чувствительность, способствует большей сосредоточенности и концентрации. В зеленом цвете можно оформить учебную зону.

Голубой. Способствует тихому отдыху и сну, снижает кровяное давление. Голубые тона производят впечатления легкости, воздушности, чистоты.

Синий цвет в избытке может угнетать нервную систему – используйте его точечно.

Красный. Возбуждающе действует на нервную систему, повышает давление. При длительном воздействии негативно влияет на детскую психику; интерьер с преобладанием красного может вызвать головные боли и ночные кошмары. Дети, живущие в такой комнате, чаще ссорятся. Для малоактивных малышей можно использовать больше красного цвета.

Оранжевый. Вызывает радость. Возбуждает, но может быстро утомить. Оранжевый цвет оказывает активизирующее влияние на замкнутых детей, помогает освободиться от страхов. Стимулирует развитие творческих способностей.

Фиолетовый. Активно воздействует на сердечно-сосудистую систему и легкие. Может вызывать чувство холода, печали, депрессии. В детской комнате фиолетового цвета не должно быть много.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0

30

Фразы, которые нельзя говорить ребенку

1. Чего категорически нельзя говорить ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет:

- "Ты это сделаешь, потому что я так сказала!" или "Мало ли чего ты не хочешь!"
Такие фразы нельзя говорить маленьким детям, так как в возрастной период ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Поэтому на все его отказы и нежелание делать то, что ты говоришь, постарайся реагировать мягко и без употребления вышеуказанных фраз, чтобы ребенок понимал, зачем и что ему делать, а не учился безынициативно подчиняться приказам.
Если ты свои просьбы будешь усиливать аргументами, ребенок также научится находить аргументы в общении с другими людьми.

- "Не будешь кушать, отдам тебя вон той тете".
Маленький ребенок, скорее всего, будет верить тому, что ты можешь отдать его, и будет бояться и сомневаться в любви родителей. Таким образом можно воспитать в малыше комплекс неполноценности, который затем будет сопровождать его на протяжение всей жизни.
Необходимо не пугать малыша, а вызывать у него положительные ожидания от выполненного им действия. Например, если он покушает – вырастет большим и красивым, если он ляжет спать – станет сильным и умным.

2. Что нельзя говорить детям от 3 до 6 лет:

- "У меня от тебя болит голова", "Не доешь кашу – мама умрет", "У папы от твоих воплей сердце заболело".
Этого не следует делать, так как ребенок в этом возрасте учится понимать взаимосвязь между словом и делом. Поэтому, если после фразы, что если он не послушает, мама заболеет, ребенок может решить, что именно он виновен и будет мучиться чувством вины, что он настолько плохой, что даже мама болеет.
Ребенок может стать замкнутым и начать бояться не только сказать что-то не то, он будет опасаться даже думать.
Родители должны находить разумные аргументы, например, что кричать в квартире нельзя, так как вокруг живут разные люди, старенькие бабушки и дедушки, которым надо отдыхать. Находить такие слова, которые помогут ребенку совладать с собой, но не бояться самого себя и своих мыслей, тогда он научится управлять собой осмысленно, а не из страха, что он плохой и причиняет вред близким людям.

- "Чтоб ты провалился!", "Исчезни! Уйди с моих глаз долой!", "И чтобы я тебя не видела и не слышала!"
Ни в коем случае не стоит говорить такие слова, ведь у ребенка в 5-6-летнем возрасте уже появился страх смерти, он понимает, что того, кто умрет, не видно и не слышно, а проваливаются под землю тогда, когда хоронят. Ребенок может решить, что родители хотят, чтобы он умер и разувериться в их любви.
Слишком расшумевшегося ребенка необходимо просто переключить на другое занятие, дав ему задание по силам. Пусть ребенок научится переключаться и сдерживать свои негативные эмоции. Это ему пригодиться в дальнейшей жизни, ведь далеко не всегда все идет так, как нам хочется, и надо уметь управлять собой.

Как видим, некоторые вышеупомянутые фразы очень часто звучат из уст родителей. Поэтому следует следить за своими словами и мыслями, чтобы воспитать нормального, развитого и умеющего управлять собой ребенка.

Подпись автора

В личке не консультирую, даю советы в темах на форуме.

0


Вы здесь » Магия жизни » Детский мир » 3. Родителям дошколят: психология и воспитание